Некалендарные статьи «М. З.» НСРК не образуют самостоятельной группы, они рассредоточены по всему сборнику. Тематика и многообразие жанров этих статей, переводных и оригинальных, традиционны для сборников XV в. устойчивого (напр., «Измарагд» ) и неустойчивого составов. В них входят сочинения о книжном почитании, моралистические поучения («о злых женах», «о воздержании языка»), церковная дидактика и наставления прихожанам («о глаголющих в церкви», «како чтити иерея»), новеллы из истории христианства («Слово о распятии Господнем»), космологические сочинения («Слово о небесных силах»), христ. лирика и эсхатология («Слово о умилении души», «О спасении души, и о покаянии, и о Страшном суде»), полемические произведения древнейшего периода рус. словесности, направленные против остатков язычества («Слово… како первое погани суще языци кланялися идолам и требы им клали…»). Особую группу в «М. З.» НСРК составляют апокрифы, в основном новозаветные («Сказание Афродитиана» с «Проречением о Христе и кумирници еллинского бога Аполона», «Слово како осуди Марфа Пилата перед царем кесарем»). Погодинский список «М. З.» гораздо более объемный: он содержит 239 текстов, только 10 из них не имеют календарной отнесенности. Привязку к календарю в Погодинской «М. З.» получили даже статьи, имеющие устойчивую внекалендарную рукописную традицию XIV-XV вв. Так, напр., открывающее сборник поучение о книжном почитании приурочено к чтению в понедельник сыропустной недели и надписано именем свт. Иоанна Златоуста. За основу расположения текста в Погодинской «М. З.» принят структурный принцип триодных четьих сборников. В 1-й части рукописи помещены статьи, рекомендованные составителем к чтению в последнюю неделю Великого поста, в воскресные и будние дни Цветной недели, Пасхи, до Недели всех святых. Далее идут статьи, рекомендованные к чтению в воскресные дни до 22-й недели по Неделе всех святых. В этой части сборника в пределах круга триодных чтений тексты Погодинской «М. З.» имеют соответствия статьям «Златоуста» годового и Торжественника триодного. В то же время в триодный цикл включаются отдельные тексты и даже выписки из сочинений, не имеющие отношения к уставному календарному чтению. В их числе, напр., есть фрагменты Толковой Палеи, приуроченные к чтению в неделю 1-ю по Неделе всех святых, или помещенный под тем же днем фрагмент космологической компиляции «Слово о небеси и земли», надписанный в «М. З.» именем свт. Иоанна Златоуста.

http://pravenc.ru/text/2562584.html

Литургия, по своему существенному содержанию, одна: разные же названия она получила от лиц, которые изложили письменно тот самый порядок, тот чин, по которому она теперь у нас совершается. У православных совершаются три чина литургии, а именно: литургия Василия Великого , Иоанна Златоустог о и Григория Двоеслова , или Преждеосвященная литургия. Литургия Василия Великого совершается только десять раз в году: накануне или же в самые праздники Рождества Христова и Крещения Господня, смотря потому, в какой день придутся они, в новый год – 1-го числа Января, потому что в этот день празднуется память Св. Василия Великого , во все воскресные дни Великого поста, кроме Вербного воскресенья и в четверг и субботу на Страстной неделе. В остальные дни года обычно служится литургия св. Иоанна Златоустог о, исключая среды и пятницы сырной недели 1 и пятницы страстной, когда не полагается никакой литургии, а также и тех дней, когда служится литургия Преждеосвященная, которой называется совершаемая по средам и пятницам Великого поста, а на пятой неделе поста и в четверг (когда на утреннем стоянии читается великий покаянный канон св. Андрея Критского ) и на страстной неделе: в понедельник, вторник и среду. Но, по требованию различных обстоятельств, напр., если случится какой-нибудь праздник или похороны, она может совершаться и в какой угодно день Великого поста, кроме только тех дней, в которые служатся обедни или Василия Великого , или Иоанна Златоустог о. Литургия Преждеосвященных Даров отличается от обыкновенной ( Василия Великого и Иоанна Златоустог о) литургии тем, что она совершается вместе с вечернею и есть сокращение полной литургии. Она называется литургией Преждеосвященных Даров, потому что на ней причащаются Св. Дарами (Телом и Кровью Христовыми) прежде уже освященными, вкушают Агнца прежде приготовленного, прежде освященного и напоенного Кровью Христовой. Агнцем называется вырезанная из просфоры четвероугольная часть для Св. Причащения. Она называется Агнцем, потому что изображает собою страждущего Иисуса Христа, подобно тому как в ветхом завете изображал его Агнец Пасхальный, которого евреи, по повелению Божию, закалали и ели в память избавления от рабства в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 февраля 1925 года он совершил литургию в Донском монастыре. На протяжении февраля и марта патриарх совершал богослужения в самых отдаленных концах города, благословляя, как обычно, тысячи молящихся. В феврале им были совершены литургии в храме Трифона Мученика (у Рижского вокзала), в храме Богоявления (в Елохове) – в праздник Сретения Господня и всенощная в храме Взыскания Погибших в Палашах, литургия в храме святой Софии на Софийской набережной. Патриарх, однако, не торопился выписываться из больницы – здесь он чувствовал себя лучше и спокойнее по сравнению с крохотными комнатками женского монастыря, битком набитыми народом. Лишь на первой неделе Великого поста решил Святейший выйти из клиники, чтобы провести эту седмицу по-монашески, поговеть и не пропустить ни одного богослужения. В прощеное воскресенье, 1 марта 1925 года, он служил литургию в храме св. Ермолая на Садовой улице. Вечером он совершил прощеную вечерню в Донском монастыре и на протяжении всей первой недели служил каждый день. Затем патриарх вновь переехал на Остоженку. На протяжении Великого поста патриарх служил каждое воскресенье. 8 марта 1925 года он совершил литургию в храме св. Николая на Песках. 16 марта – в храме Зачатьевского монастыря. 21 марта – всенощную с выносом креста в храме Воскресения на Остоженке (рядом с клиникой). 22 марта – в воскресенье Крестопоклонной недели – Святейший слу жил литургию в храме Сорока Мучеников, при которой совершил послед нюю в своей жизни хиротонию, рукоположив архимандрита Тихона во епископа Гомельского. 29 марта патриарх Тихон совершил литургию на далекой московской окраине – в храме Петра и Павла на Преображенской площади, обычно этот храм называли Малым Преображением. В шестое воскресенье Великого поста патриарх совершил литургию в храме Вознесения на Никитской улице. Служба была длинная, торжественная. Несколько тысяч москвичей переполнили огромный храм, который был в то время любимым храмом московской интеллигенции. Многое видели стены просторного, красивого здания: в феврале 1831 года здесь венчался А.С.Пушкин с Н.Н.Гончаровой. В 1918 году здесь происходило отпевание юнкеров, погибших в 1918 году – 180 гробов заполняли храм. В 1920 году здесь венчалась дочь Ф.И.Шаляпина, и могучий бас великого артиста, читавшего Апостола, сотрясал стены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения В евангельском чтении первой недели Великого Поста излагаются обстоятельства призвания Филиппа и Нафанаила к апостольскому служению. Здесь изображается всепобеждающая сила Спасителя. 1. Всепобеждающая сила Иисуса Христа обнаружилась над Филиппом (ст.43–45), который а) не только сам тотчас следует призванию Господа, но и б) других старается привлечь к Господу: « Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса » (ст.45). 2. Всепобеждающая сила Иисуса Христа обнаружилась над Нафанаилом (ст.46–51). а) Нафанаил был предубежден против лица Иисуса Христа, частью вследствие предрассудка: « из Назарета может ли быть что доброе » (ст.46)? a частью, вероятно, вследствие знакомства с Писанием, в котором сказано, что Мессия должен явиться в Вифлееме, a не в Назарете. б) Но его предубеждение могло легко рассеяться при ближайшем знакомстве с Мессиею: « пойди и посмотри » (ст.46). в). Это предубеждение действительно рассеялось, когда Спаситель явил себя пред Нафанаилом проницательным сердцеведцем (ст.47–48). г) Всепобеждающая сила Спасителя влечет уверовавшого в Него к открытому исповеданию (ст.49). д) Предавшиеся Иисусу Христу с верой и любовью постепенно восходят к высшей и высшей благодати, и вступают во внутреннее общение с горним миром (ст.51). Кроме воскресного евангелия в первую неделю поста читается еще особое евангелие, по случаю торжества православия, совершаемого в память восстановления православного почитания святых икон. При этом торжестве Святая Церковь, с одной стороны, ублажает соблюдающих древние ее постановления, a с другой — анафематствует тех, которые упорно отрицают ее богопреданное учение и уставы. Применительно к этому в евангельском чтении (Мат. 18:10–17) предлагается учение Иисуса Христа о том а) как осторожно нужно поступать, чтобы своим примером и речами не соблазнить невинных, « ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного » (ст.10);

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати лица Твоего...», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 4 марта). На малом повечерии в Неделю вечером поется служба прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (с 18 апреля). Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2013 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы прп. Симеону Псково-Печерскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/3103686.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/265 ). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы прав. Софии, кн. Слуцкой. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/3481130.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/440 ). 3 При выпадении на соответствующие понедельники Великого поста праздников Благовещения, Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, а также храмового или полиелейного праздника, совершение пассий, по обычаю, начинается не с 2-й Недели поста, а с 1-й Недели – Торжества Православия, чтобы иметь возможность в течение поста совершить четыре пассии.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-01/

Вечером 16 марта 2019 года, в канун Недели 1-й Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим со словом. Ваше Высокопреподобие, отец Владимир! Отец Илий! Владыки! Дорогие отцы, братья и сестры! Я очень рад в завершение первой седмицы Великого поста совершить вечернее богослужение в храме святого Игоря Черниговского в Переделкино. Для того чтобы понять, каково значение храма в жизни человека, нужно в храм ходить. Думаю, все, кто сегодня во множестве наполняет этот храм, по опыту знают, какое большое значение храм имеет в нашей жизни. Радуюсь еще и тому, что на протяжении первой седмицы Великого поста имел возможность посещать монастыри, храмы и молиться с большим количеством людей. Взирая на лица тех, кто выстаивает долгие великопостные службы и с просветленными глазами исходит из святого храма, я убеждался и убеждаюсь, что благодать Божия реально влияет на людей, которые с верой обращаются к Господу в святом храме. А что означает, что благодать Божия реально к нам прикасается? Это означает, что силы наши не могут быть многократно увеличены. Силы наши не могут превратиться в сверхсилу, потому что действие благодати было бы настолько явным, что никакой веры ни от кого бы не потребовалось. Но Господь никогда не поражает воображение сверхъестественными явлениями, которые настолько удивили бы человека, чтобы он признал Его существование. Господь не принуждает нас к вере даже силой Своих чудес. Но в ответ на нашу молитву Он чудеса совершает, и чудо благодати Божией есть чудо, совершаемое Богом в ответ на веру и молитву людей. Святые отцы такое взаимодействие Божественного и человеческого в деле спасения называли греческим словом " синергия " , то есть сложение энергий, Божественной и человеческой. Поэтому не напрасно вы стоите долгую службу, не напрасно взывает к Господу, не напрасно обращаете к Нему свой ум и сердце, – потому что свою энергию вы направляете к небу, а Господь Своей благодатной силой отвечает на вашу молитву.

http://religare.ru/2_117425.html

Есть, однако, основания полагать, что чествование воскресного дня апостолами началось задолго до указанного времени. Итак, в первую Пятидесятницу после Вознесения Господня апостолы и верующие не идут ни в храм на торжественное утреннее жертвоприношение, ни в синагогу, а устраивают свое молитвенное собрание в частном доме ( Деян.2:46 ). Пятидесятница же в тот год приходилась на первый день недели. При этом нужно подчеркнуть еще раз: вначале новый христианский праздник едва ли совсем вытеснил из богослужебной практики верующих субботу. Воскресным днем, по-видимому, и исчерпывался круг праздников апостольской Церкви I века. Без сомнения к рассматриваемому периоду относится первоначальное формирование Великого Поста. И именно в его форме при апостолах праздновалась Пасха – в воспоминание смерти Христовой. При этом положение Поста было неустойчивым: одни оставляли его в самый день еврейской Пасхи, а другие – в следующее за ней воскресенье 1 . II век можно охарактеризовать как неуклонный переход от апостольской свободы и первообразования к твердым литургическим нормам. Прежде всего воскресный день совершенно вытесняет субботу. На это непротиворечиво указывают Варнава, Плиний, Иустин 2 . Причем такая замена оправдывается через Писание Ветхого Завета и воскресному дню усвояется, кроме воспоминания о Воскресении Христовом, аналогичное с субботой знаменование. Безусловным для II столетия является совершенно особое – самостоятельное – почитание годового дня смерти и Воскресения Христова, то есть праздник Пасхи. Обязательного упоминания требует следующее обстоятельство: если ранее Пасха осмыслялась как Пост в честь смерти Спасителя, умершего именно в день еврейской Пасхи, то теперь возникла настоятельная необходимость в соединении с ней и радостного воспоминания о Воскресении Христовом. Это, разумеется, с одной стороны, не сообразуется с пощением, а с другой – соответствует исключительно воскресенью, а не какому-либо одному дню недели. Неслучайно, что ко II столетию относится свидетельство (самое достоверное – у св. Иринея) о совершенно обособленном времени Пасхального Поста, который «продолжался где день, где два, где еще дольше; где обнимал промежуток времени в 40 часов» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дальше оно уже вынуждено будет сокращать и уменьшать свою святую работу, отказывать в содержании миссионерам, закрывать школы, оставлять без службы церкви, со слезами смотреть на разрушение церковных и школьных зданий и всего своего дела. Поистине, горько и больно даже помыслить об этом, стыдно до слез за православный наш народ. Однако власть церковная, Святейший Синод, не теряет надежды на лучшее будущее, на доброту и отзывчивость православных чад Церкви. До сего времени пожертвования в пользу Миссионерского Общества собирались каждый год по церквам только один день, именно в неделю Православия, то есть в первое воскресенье Великого пост 3 . Теперь же для напоминания верующим, для усиления средств Общества и для его поддержки, Святейший Синод благословил Миссионерскому Обществу собирать пожертвования и взносы на святое дело во всю первую неделю Великого поста, начиная с нынешнего вечера и каждый день за всеми службами. Тут уж не требуется от нас определенный взнос для получения звания члена Миссионерского Общества: всякая и самая малая жертва, каждая копейка принимается от нас с благодарною любовью. Итак, с Богом, на доброе дело! Сейчас понесут кружку для сбора пожертвований; каждый день и за всякою службою она будет целую неделю обноситься во храм. Помогите же, братья, труженикам апостольского миссионерского дела в их подвиге распространения святой нашей веры. Посредством этой жертвы своей и вы войдете в святой труд миссионеров, и вы войдете в ту награду, которую Бог обещает всякому, обратившему грешника от заблуждения пути его: и вы спасете душу от смерти и покроете множество грехов. А над всем сим, и сами мы простим друг другу согрешения, забудем обиды и с сердцем, облегченным от злобы, приветствуем весну постную, подвиг покаяния и святого поста. Аминь. II. В среду или в пятницу 1-й недели за преждеосвященной литургией Вернии, о иже ко святому просвещению готовящихся братиях и спасении их Господу помолимся. В грядущие дни Великого Поста за преждеосвященными литургиями услышим мы это моление. Оно сохранилось в нашем богослуженни от глубокой древности, и относится к тем многочисленным тогда верующим, которые во время поста обыкновенно готовились к просвещению, т.е. к крещению, и принимали это великое таинство к самому празднику Святой Пасхи. Впрочем, и целый год за литургиями, как и сегодня, мы возносим моление об оглашенных, т. е. о тех, которые проходят путь наставления и первоначального научения в истинах святой нашей веры, чтобы, уразумев евангелие правды, соединиться святей, соборной и апостольской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) (1932–1991) – магистр богословия, выдающийся священнослужитель РПЦ. Великопостному богослужению в «Лекциях по литургике» посвящена глава, в которой вопросам древности Великого поста, его значению, понятию о Триоди Постной, общим понятиям о подготовительных Неделях Великого поста уделено 20 страниц; общим понятиям о великопостном богослужении – 42 страницы; Входу Господню в Иерусалим – 19 страниц. Основным принципом изложения является порядок и особенности богослужения в двунадесятые праздники, праздники в честь Пресвятой Богородицы, Господские праздники, в великопостные дни, в дни Триоди Цветной, Неделю вторую по пятидесятнице и Петров пост. Протоиерей Константин Никольский – протоиерей церкви Успения Пресвятой Богородицы на ул. Сенной в Санкт-Петербурге конца 19 – начала 20 в. Основным трудом по теме Великого поста является учебник «Руководство к изучению богослужения Православной Церкви» (1901). Книга представляет собой краткое, но достаточно обширное по тематике введение в содержание православного богослужения. Ее объем 328 страниц. Книга содержит 18 глав. Великому посту посвящены параграфы из главы «О днях богослужения подвижных»; «Дни пения Постной Триоди»; «Дни приготовительные к посту»; «Недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустная и сыропустная»; «Великая четыредесятница», – всего 18 страниц текста. Автор исследует хронологический порядок четыредесятницы, начиная с приготовительных недель в соответствии с Постной Триодью; уделяет внимание богослужебным особенностям в дни пения Постной Триоди. Значение его книги – руководство к изучению устава для обретения знаний о чине богослужения. К историческим сочинениям относится труд И.А. Карабинова – богослова, профессора Санкт-Петербургской духовной академии «Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов», который является его магистерской диссертацией, написанной в 1910 г. Ее цель – проследить историю складывания сборника Постной Триоди. В книге содержится три главы: 1. План Постной Триоди; 2. Состав Постной Триоди; 3. Редакции и славянские переводы Постной Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Двунадесятые праздники 1. Рождество Пресвятой Богородицы 2. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 3. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4. Рождество Христово 5. Крещение Господне, или Богоявление 6. Сретение Господне 7. Благовещение Пресвятой Богородицы 8. Вход Господень в Иерусалим 9. Вознесение Господне 10. Пятидесятница (День Святой Троицы) 11. Преображение Господне 12. Успение Пресвятой Богородицы Великие Обрезание Господне Рождество Иоанна Предтечи Свв. первоверховных апостолов Петра и Павла Усекновение главы Иоанна Предтечи Покров Пресвятой Богородицы Пасха Самый главный православный христианский праздник – Пасха. Пасха не относится ни к двунадесятым праздникам, ни к великим. Она занимает совершенно особое место в иерархии церковных торжеств. Воскресение Христово еще называют «праздников праздник и торжество из торжеств», подчеркивая этим исключительное значение Пасхи в жизни Церкви. Как сказал апостол Павел: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15, 14 ). Если бы не было воскресения, то не было бы и христианства. Слово «Пасха» происходит от еврейского слова «песах» – «проходить мимо». В иудейской традиции празднование Пасхи связано с воспоминанием спасения от последней египетской казни и исходом евреев из египетского плена. Христианская Церковь видит в ветхозаветной Пасхе прообраз Пасхи новозаветной, христианской: тогда кровь агнца, которой по повелению Бога были отмечены двери еврейских домов, отвела от них ангела смерти, поразившего египетских первенцев. В новозаветной Пасхе Христос принес Себя в жертву, как Агнец, и Своею Кровью спас нас от вечной смерти. Празднику Пасхи предшествует самый длительный подготовительный период: уже за четыре недели до Великого поста Церковь начинает готовить верующих достойно пройти «спасительное поприще» Святой Четыредесятницы (Великого поста) 56 . Затем начинается Великий пост , который продолжается 40 дней. Но с окончанием поста не заканчивается постный период: начинается Страстная седмица – время самого строгого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010