2. Особенности поста . 1) Введение поста в субботу и, в связи с этим, сокращение Великого Поста ( Великий пост начинается с середины первой седьмицы православного Великого Поста ). После Трулльского собора Великий Пост установлен длительностью в 7 недель, или 40 дней, не считая субботних и воскресных дней. На Западе не считают во время поста только воскресных дней (суббота постная), поэтому он короче. 2) Фактическая отмена пищевых ограничений во время поста. Два раза в году католики воздерживаются только от молока и мяса — в пепельную среду ( первый день Великого Поста ) и в Великую Пятниц у. В другие дни разнообразие питания: разрешено молоко (считается не скоромным), птица (не считается мясом). Некоторые дни мясо не едят, но готовить пищу на сале разрешается. 3) Литургический пост (перед Причащением) ограничен одним часом перед мессой. 3. Особенность литургии (мессы). Литургия (месса) совершается в течение всего дня на одном Престоле одним священником по нескольку раз. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 9 февраля, 2017 20 июня, 2016 24 февраля, 2016 29 сентября, 2015 14 мая, 2015 11 мая, 2015 28 октября, 2014 20 марта, 2014 1 ноября, 2013 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/obzor-osnovnyx-otstupl...

В самый праздник. Всенощное бдение (если праздник случится не в понедельник) начинается великим повечерием На нем после псалма «живый в помощи Вышняго» поется (а не читается) с нами Бог; затем читаются обычные тропари: День прешед... Бесплотное естество... Верую во единого.. Пресвятая Владычице Богородице. Три святое и по Отче наш тропарь святого праздничного (а седмичные тропари, напр. Невидимых врат моих и др., оставляются) По 2-м трисвятом (читаемом после молитвы Господи Вседержителю) читается кондак праздничного святого, и после него – Господи помилуй 40 (Тропари же: «Помилуй нас Господи» не читаются). После чтения «Слава в вышних Богу» бывает лития. Если праздник случится в понедельник 2-й, 3-й, 4-й и 6-й недель поста, то в неделю вечера всенощное бдение начинается великою вечернею. На ней, вместо стпхословия кафизиы, поется «Блажен муж» 1-й антифон; «Господи воззвах» поется во глас первых стихир Стихир поется 8: триоди дня 3 и празднуемого святого 5, слава святого, и ныне Богородичен – догнать по гласу славы. Вход Прокимен великий, – в недели 3-ю и 5-ю «Дал еси, достояние», а в недели 2-ю и 4-й: Не отврати лица Твоего, Партии святому празднуемому 3 Ектенья: Рцем вси., «Сподобя Господи», Ектенья «исполним вечернюю молитву» и лития. На литии стихиры и слава празднуемого святого, и ныне Богородичен по гласу славы «Спаси Боже люди Твоя» и проч. что положено на литии. Стихиры на стиховне триоди: самогласен дня и мученичен, слава – святого, и ныне – Богородичен воскресен. Ныне отпущаеши. Трисвятое, Отче наш. Тропарь святого дважды, Богородице Дево – однажды. Благословение хлебов. Буди имя Господпе Псалом: «Благословлю Господа» до – «ие лишатся всякого блага». Шестопсалмие Великая ектенья Бог господь во глас тропаря святого 2-жды, слава и ныне богородичен воскресный по гласу тропаря. Кафизмы 3; после 1-й и 2-й кафизмы седальны триоди, и ектеньй после кафизм не бывает; 3-й кафизмы оба седальна святого и бывает ектенья. Полиелей. Величание святому. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа «От юности моея»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Для самого производства дел Консистория имеет определенную штатом Канцелярию из секретаря, в качестве ее начальника, нескольких столоначальников, казначея, регистратора, архивариуса, канцелярских чиновников и служителей, из коих секретарь определяется и увольняется Св. Синодом по предложению обер-прокурора, а прочие лица – Консисторией с утверждения епархиального архиерея. Секретарь Консистории, находясь под ближайшим начальством епархиального архиерея, состоит, вместе с тем в непосредственном ведении обер-прокурора Св. Синода и обязан исполнять все его предписания. Увольнение в отпуск зависит: секретаря от епархиального архиерея на срок до 28 дней, а на более продолжительный срок – от обер-прокурора, прочие же чиновники от Консистории – с разрешения архиерея. О награждении всех светских чинов Консистории за отличие по службе и назначение им и семействам пенсий епархиальный архиерей сносится с обер-прокурором, коему преосвященный сообщаете и о производстве секретаря в чины за выслугу лет, а о таковом производстве остальных членов епархиальный преосвященный входит непосредственно в сношение с Департаментом Герольдии Правительствующего Сената. Внешнее устройство Консистории должно быть во всем согласно с другими губернскими присутственными местами, за исключением времени присутствия членов, которые, сообразно своим священнослужительским обязанностям, собираются в Присутствие только в первые пять дней недели, а в субботу лишь по особой надобности, и вовсе не присутствуют в первую и последнюю недели и в каждую пятницу Великого Поста, а также от 24 до 29 декабря и от 4 до 9 января включительно, а по средам в течение Великого Поста собрание бывает только после литургии, время же занятий как Присутствия, так и Канцелярии определяется общими требованиями самих дел. Канцелярия разделяется на «столы», которые, представляя собою особые отделы, заведующие определенными делами, состоят под начальством столоначальников и вверяются особому наблюдению одного из членов Консистории. Ведению Консистории подлежат дела: 1) об охранении и распространении православной веры, 2) по надзору за благоустройством церквей и благолепием храмов т., 3) о представлении кандидатов на должности, наведение справок о кандидатах в священно-церковно-служители и о постригающихся в монахи, наблюдение за должностными лицами, рассылка по епархии указов и постановлений высшей власти, 4) по надзору за правильным ведением церковного хозяйства, 5) по проверке и хранению церковных документов, 6) по приведению в исполнение распоряжений Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Подобно тому как 48 глава называется «месяцесловом» от указаний на службы Месячной Минеи, 49 и 50 главы называются «триодион», оттого что в последованиях сих глав указывается на пение Триоди Постной и Цветной. В 49 главе находятся последования для дней приготовительных к посту и для самого Великого поста, т.е. от недели мытаря и фарисея до Пасхи. В 50 главе, которая озаглавливается словом «Пентикостарион» (т.е. Пятидесятница), содержатся последования для дней, начинающихся днем Св. Пасхи и простирающихся до недели Всех святых включительно. А о том, какие молитвословия должны быть читаемы и петы, если в дни пения Триодей случатся неподвижные праздники (Минеи), например: 40 мучеников (9 марта), Благовещения (23 марта) – надлежит смотреть в месяцеслове Типикона под тем числом, в которое празднуется неподвижный праздник. В 51 главе говорится о соблюдении Петрова поста, который следует за Пятидесятницею. Эта глава служит заключением Триодиона. III Третья часть Типикона есть как бы дополнение к 1 и 2 частям его. Она содержит: а) указания на некоторые краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни одной и той же седмицы, но общий для большей части седмиц в году; б) сами молитвословия, на которые в ней есть указания, именно – восьми Гласов тропари, кондаки, ипакои, светильны, прокимны, аллилуиарии. Для того чтобы узнавать, который глас должно петь в известную неделю, для сего в 54 главе показано, с какого времени года начинается каждый столп гласов. Узнав из Индиктиона и Зрячей Пасхалии (в Типиконе), в какие числа месяцев в известном году начинается каждый столп гласов, легко сосчитать, которою будет в этом столпе известная неделя и который глас должен быть пет в ней (см. выше). Столпы гласов Октоиха начинают свой ряд около одного времени (т.е. после Пятидесятницы) со столпами утренних воскресных Евангелий 16 , и как гласы Октоиха, так и утренние Евангелия следуют в непрерывном порядке одни за другими; поэтому со столпами гласов печатаются вместе и столпы евангельские. Соответственно содержанию воскресных утренних Евангелий, поются на воскресной утрени 11 ексапостилариев с Богородичными и столько же евангельских стихир; посему и они при сем (в 54 главе) излагаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

За сим мысль ваша естественно обратится к возрасту мужескому, к тому званию, которое суждено вам проходить, тому роду жизни, который довелось вести. Тут вы заметите со тщанием положение ваше в мире и круге вашей деятельности, отношение вашего характера к вашему званию и роду жизни; кто те люди, кои действуют на вашу судьбу, и те, на судьбу коих действуете вы; от чего зависели успехи и неуспехи ваши доселе, каким вы подвергались несчастьям, от каких страдали болезней, какие терпели потери, в каком отношении вы к обществу и своему семейству; кто ваши доброжелатели и друзья, кто враги и недруги, и почему те и другие в таком, а не в другом к вам отношении? Все это должно рассмотреть не поверхностно, как странникам и соглядатаям в чужой земле, а как хозяевам дома, кои хотят знать, в каком состоянии их дела и дом. И все это, однако же, есть только предварительная работа, только приступ к делу. Собрав вновь все силы ума, вооружившись всем беспристрастием, вы приступите потом к главному занятию над самими собой, постараетесь узнать, в каком состоянии находитесь вы в отношении к вашему спасению. Здесь должно иметь в виду преимущественно три предмета: 1) куда принадлежим мы – к числу людей обращенных, в коих началось уже дело спасения, или к числу людей, кои доселе вовсе не мыслили о спасении, оставались в состоянии греха и нечувствия духовного? 2) если мы не имели еще счастья прейти средостение, отделяющее малое число спасаемых от толпы людей погибающих, то в чем особенно состоит наша греховность и нечистота, какая страсть наиболее господствует в нас и что особенно питает ее и укрепляет? 3) если, напротив, по благодати Божией, в нас положено уже начало духовного обновления, то как идем мы по новому пути благодати, с той ли силой, тем ли преспеянием, как должно и если не так, то что препятствует нашему духовному возрастанию и плодоношению? – Вот, говорю, три главных вопроса, кои мы должны иметь в виду всякий раз, когда хотим знать, в каком мы состоянии по отношению к нашему спасению! Кто разрешит их, как должно, пред тем откроется образ его нравственного бытия, тот будет знать, кто и что он для неба и вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Помимо этих прощений в начале и конце дня, церковная традиция предписывает, чтобы предстоятель испрашивал прощение у сослужащих и всего народа несколько раз во время совершения Божественной литургии: в конце входных молитв, перед великим входом, перед Причащением.  Старопечатные издания Служебника прямо описывали подробное, с земными поклонами, испрашивание прощения предстоятелем перед самым началом литургии и после великого входа. Еще одна традиция, повлиявшая на формирование чина прощения вечером в Сыропустную неделю — это предписание ранних редакций Иерусалимского устава о целовании чтимых икон в храме вечером в эту неделю, а также в конце вечерни в другие воскресенья Великого поста. Соединение этого благочестивого обычая с обязательным прощением в конце дня, по всей видимости, и привело к выделению прощения в Прощеное воскресенье в специфический чин. Он зафиксирован уже в русских монастырских Обиходниках и Чиновниках соборных храмов XVI-XVII вв. 7 , где содержатся краткие указания о том, как он происходил. Описанный выше порядок совершения чина прощения основывается на существующей в наши дни практике, с учетом указаний этих источников. 1 В тех приходах, в которых по различным причинам не бывает вечернего богослужения, чин прощения может быть совершен по окончании Божественной литургии как в соединении с вечерней, так и без нее. 2 Либо во все подготовительные воскресенья перед Великим постом, начиная с Недели о мытаре и фарисее. 3 В некоторых местах принято сначала читать молитвы на начало поста (см. ниже), а только затем испрашивать у всех прощение. 4 Более полный вариант ответа: «Бог да простит тя, честный отче. Прости и нас, отче святый, и благослови, елика согрешихом во вся дни живота нашего, и в сей день и час без числа согрешихом душею и телом, сном и леностию, помрачением бесовским, в мыслех нечистых, в забытии ума и во осуждении. Согрешихом сердцем и всеми чувствы, слухом, видом, волею и неволею, и несть того греха, егоже не сотворихом, но о всех каемся, прости ны, отче святый, и благослови, и помолися о нас грешных».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6053338...

Удивительным образом, когда мы попадаем на информационную удочку, наживка сама превращается в акулу и проглатывает нас целиком. К сожалению, в ее утробе находиться совсем не так уныло, как Ионе, поэтому мы не сразу вспоминаем о молитве и Боге. Только когда все наши жизненные соки утекут в информационный вакуум, в набитой знаниями голове, как это ни парадоксально, станет пусто, в сердце – уныло и тяжело, тогда мы наконец вспоминаем, что и молитвы все пропустили, и важные дела не сделали, и в общем-то и не приобрели ничего. Наверное, сейчас в голове одного современного человека вмещается столько знаний, сколько не было у многих древних цивилизаций. И в то же время одно праведное сердце древнего Филарета Милостивого вмещало в себя столько любви, сколько сейчас не наскребется и в сердцах многих тысяч наших современников. Пост – время размышлений. Мысли тянутся, как караваны верблюдов. Если быть бдительным, можно среди грузов найти драгоценности. Если быть нерадивым и спать, как лев преподобного Герасима, – глядишь, и последнего осла уведут. Постараемся поступать по заповеди святителя Феофана и бдеть молитвой в глубине сердечной. Середина поста уже пройдена. Мы ограничили себя во всем. Око, которое не может насытиться зрением (см.: Еккл. 1: 8), дает пищу для беспокойного мятущегося ума. Пора стеснить и их. А чтобы они не вопили от голода, дать им пищу, подходящую для покаянного времени: чтение Евангелия и Псалтири. Бери, душа, ешь и пей! Находи в этом усладу, вкус и радость. Ибо истинно говорю тебе: иной пищи ты не получишь! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Нина 17 апреля 2021, 01:28 В отличие от многих комментаторов у меня такая проблема есть. В прошлом году решила Великим постом отказаться от одного вредного сайта, в котором провела почти год. И у меня получилось. В этом году попробовала отказаться вообще от интернета и месенджеров, не получилось. Спасибо за статью автору. Буду перечитывать Катерина 10 апреля 2021, 16:22 Александру, я тоже не вижу в стремлении к прлучению серьезной информации ничего плохого, но, вероятно, на время Великого Поста можно отодвинуть на задний план и в том числе и это стремление, если только это не является вынужденным, связанным с профессиональной деятельностью. Т.е. посвятить это недели особенно упорно Богу " словом, делом и помышлением " .

http://pravoslavie.ru/138489.html

В первую субботу мы слышим величественное вступление Послания (Евр. 1,1-12) с торжественным утверждением Творения мира, Искупления и вечного Царства Божия: Многочастне и многообразно древле Бог глаголавый отцем во проро-цех, в поел едок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори… Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил… Ты тот же и лета Твои не кончатся. Мы живем в «эти последние дни» — дни высшего подвига. Во времени мы все еще в «сегодня», но конец приближается. В субботу 2-й недели Поста читается (Евр. 3,12-14) : Блюдите, братия, да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво исполнено неверия во еже отступите от Бога жива. Но утешайте себя на всяк день, дондеже днесь нарицается… причастницы бо быхом Христу, аще точию начаток состава даже до конца удержим. Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне»… ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца. Борьба трудна. Ценой страданий и искушений мы достигаем «обладания лучшим и навеки пребывающим». Поэтому поучение 3-й субботы побуждает нас (Евр. 10,35-38): … Не отлагать убо дерзновения нашего еже имать мздовоздаяние велико. Терпения бо имате потребу, да волю Божию сотворше, примите обетование: еще бо мало елико елико, грядый приидет и не укоснит. … Не оставлять упования нашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное: ибо еще немного, очень немного и Грядущий приидет и не умедлит. Для этой борьбы мы должны вооружаться верой, надеждой и любовью, как утверждает чтение послания (Евр, 6,10-12) в четвертую субботу: Не обидлив бо Бог, забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя Его послуживше святым и служаше. Желаем же, да кийждо вас являет тожде тщание во извещению упования даже до конца, да не лениви будете, но подражателе наследствующих обетования верою и долготерпением.

http://pravmir.ru/velikopostnye-subboty/

«Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23,24 ). «Кто крал, – продолжает свое наставление святой Апостол – вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» ( Еф.4:28 ). А сколько этих грабителей – явных и тайных, разного рода тунеядцев, появилось в наше время! «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе дли назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» ( Еф.4:29 ). Вот истинная цель слова: назидание, утешение ближнего, укрепление веры, нравственное совершенствование. А так ли теперь? Не портит ли это слово добрые нравы? Не усиливает ли оно нравственную гнилостность? «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» ( Еф.4:30 ). В крещении мы сподобились Христу, «дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:4 ). «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» ( Еф.4:31,32 ). Таковы плоды совлечения ветхого человека и облечения в нового, «созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4,24 ), а это «совлечение» и «облечение» без покаяния невозможно. Необходимость последнего могут отрицать только люди беспечные, ленивые, легкомысленные, вовсе не задумывающиеся над собою и своей жизнью. Если в обыкновенных, житейских делах нужно нам оглянуться назад, поразмыслить, чтобы в будущем не творить старых ошибок; то тем более, конечно, это необходимо в религиозно-нравственной жизни, ибо нет ничего ценнее нашей души, которая живет или нравственно умирает, спасается или погибает, находится во тьме или начинает для нее рассветать день и утренняя денница восходит в сердцах наших ( 2Пет.1:19 ) «Покайтесь» ( Мк.1:15 ) – это основной евангельский призыв.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

В ‘Υποτπωσις-е, чтения на утрене (ες το ρθρον) уже ясно связаны с кафизмами и каноном: каждая кафизма сопровождается чтением, и на каноне два чтения. Поэтому, когда кафизм вовсе не полагается, на утрене указываются только два чтения 113 : когда кафизма одна, именно от Фоминой недели до Воздвижения, чтений – три: когда, именно от Воздвижения до Четыредесятницы, прибавляется вторая кафизма, – прибавляется и новое, четвертое чтение (προστθεμεν κα τερον κθισμα v τος ρθροις, προστθεμεν δ κα νγνωσιν) 114 . В субботы всегда кроме обычных рядовых кафизм поются «непорочны», т. е. псалмы 18-ой кафизмы, но пение их в ‘Υποτπωσις-а, отличается от кафизм, как нечто самостоятельное и своеобразное и чтения не имеющее 115 . В Четыредесятницу в будние дни чтений на утрене полагается соответственно числу кафизм, так как в эти дни полагается вместо канона пение трипеснца (τριδιον), который в ‘Υποτπωσις-е, также очень определенно отличается от канона, как нечто, принадлежащее к иной категории и чтений не имеющее. Поэтому, когда полагается петь трипеснец, чтение бывает только после кафизм, а когда почему-либо трипеснец соединяется с каноном полным, чтения восстановляются и на каноне 116 . Такт, в 3-ей редакции под понедельником 1 седмицы Великого поста находится следующее указание: δι τ π π ρακλσεως εναι τος δελθο, δο μνον ντφωνα ψαλμος, κα β’ ναγνσεις ποιομεν, κα τ τριδια κτοτε δ τρα κα ναγνσεις τρες... Ε μντοι τχει τ δευτρ κανν ενιυσιος, ν κθισμα ψαλμος μετ, το ξψαλμον, ετα το πεντηκοστν, ετα το καννα κα τα τρδα. Γνονται δ κα ναγνσεις β 117 . Два чтения положены здесь только на двух кафизмах, а на трипеснце – нет, но если при трипеснце исполняется канон, то кафизм полагается только одна и с ней одно же чтение, а другое полагается на каноне, который в данном случае, вместо двух обычных, имеет только одно чтение, в виду особых условий дня: δι τ π παρακλσεως εναι τος δελφος. На кафизмах чтения следуют непосредственно за стихирами или тропарями кафизм (στιχηρ καθισμτων, τροπρια καθσματος, στιχρο-καθσματα) 118 и соединяются с следующей кафизмой возглашением двенадцатикратного «Господи помилуй» 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010