алтарей, и без того не освящать храмов 250 . В последнем случае она, очевидно, руководствовалась откровением, бывшим ап. Иоанну, который видел на небе жертвенник, а под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» ( Откр. 6:9 ). Поэтому в чине освящения храма крови св. мучеников, после крови Христовой, усвояется значение как бы второго основания Церкви, и она именуется багряницею и виссоном 251 . XXXVI. Воскресный день и праздники Общественное Богослужение, требуя особо освященных мест для удобного и приличного своего совершения, требует вместе с тем и определенных времен для этого. Так как Бог благоволил ознаменовать некоторые священные времена особенными событиями и благодеяниями к роду человеческому, то в христианской Церкви эти времена особенно возвышаются над другими и требуют от нас особенного почитания. Одни из них посвящены торжественно-благодарному воспоминанию милости Божией, явленной нам или в даровании какого-либо духовного блага, или в совершении какого-либо радостнейшего для нас события из земной жизни Господа и Его святых; другие – особенно усиленному сокрушению нашему о грехах и покаянию. Первые называются праздниками, последние – постами. Соединяя с каждым днем недели воспоминание о том или другом священном событии, христианская Церковь особенно чтит день воскресный, как день воспоминания о воскресении Христовом. Празднование этого дня совершается по Божественному установлению и начало его скрывается в ветхозаветной субботе. Вот как говорится об этом на первых же страницах первой священной книги Бытия: «И сотворил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день и освятил его; ибо в оный почил от Всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт. 2:2–3 ). Таким образом Сам Бог, и притом в таком величайшем деле, как миротворение, показал человеку высочайший образец прекращения труда в седьмой день недели и освящения этого дня. Подавши людям пример в этом святом деле, Бог в то же время внушил им подражать Ему в этом; потому что Он благословил его, а это значит, что день этот есть день радостный; потому что Он освятил ero, а это значит, что он есть день святой или священный, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. … 1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, 2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, 3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. 4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. 5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; 6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Практический очерк содержания рядового чтения В апостольском чтении третьей недели Великого Поста изображается Иисус Христос, как великий Первосвященник или Архиерей. « Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего », говорит апостол (ст.14). Назначение первосвященника — ходатайствовать перед Богом за людей и приносить за них жертвы для умилостивления Божьего правосудия. Иисус Христос — наш вечный первосвященник, «великий Архиерей» и Ходатай перед Богом о спасении людей. Он для того и «прошёл небеса» и сел одесную Бога Отца, чтобы быть Ходатаем перед Богом за людей (ср. 1 Тим. 2:5). Его ходатайство, как великого Архиерея, могущественно, потому что Он не только человек, удостоенный особой Божьей милости, но и «Сын Божий», истинный Бог, а ради ходатайства Сына чего не сделает Отец? Поэтому « будем твердо держаться исповедания нашего », будем твердо и непоколебимо хранить веру во всемогущее ходатайство Сына Божьего за нас перед Богом Отцом. Но иной, быть может, помышляя о божественной славе такого великого Архиерея, не посмеет обратиться к Его ходатайству. Для устранения подобного страха и для ободрения всех верующих, апостол говорит далее, что Иисус Христос есть не только всемогущий, но и всемилостивый Ходатай. « Ибо мы » — продолжает он « имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха » (ст.15).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, 15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. 16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. 17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, 18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. 19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: 20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни. Практический очерк содержания рядового чтения В апостольском чтении недели говорится о чудном распространении веры Христовой Апостолами, как несомненном доказательстве ее божественности. Обыкновенные дела человеческие, встречая великие препятствия, гибнут в самом начале и уничтожаются. Разные мнения и учения земных мудрецов, как бы они ни были поддерживаемы людьми сильными и влиятельными, могут существовать только известный промежуток времени; но мало по-малу теряют свою силу и значение, уступают место другим мнениям и учениям, и наконец вовсе исчезают бесследно. Но не так было с учением христианским. Несмотря на непреодолимые препятствия, встреченные им в самом начале, оно не ослабевало и не уничтожалось, а напротив более распространялось, усиливалось и утверждалось. И кто же были распространители этого учения? Люди простые, некнижные, безоружные и бедные, но облеченные силой свыше и охраняемые Божьей десницей. 1. Проповедникам Христовой веры сопутствовали всюду сверхъестественные знамения и чудеса, которые не могут быть произведены ни силой, ни искусством человеческим. “ Руками же Апостолов ,” говорится в дневном апостоле, “ совершались в народе многие знамения и чудеса ” (ст. 12). Проникнутые призванием своего божественного посланничества и одушевленные одним и тем же духом, апостолы “ все единодушно пребывали в притворе Соломоновом ” (ст.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! 27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. 28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! 29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. 30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. 31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения Явление воскресшего Господа своим ученикам В Евангельском чтении в неделю о Фоме повествуется о явлении Воскресшего Господа своим ученикам. 1. Как Он является к ним? а) С приветствием мира, разгоняющим смущение и страх: “ мир вам ” (ст. 19)! б) С неопровержимым доказательством того, что это Он сам, а не призрак: “ показал им руки и ноги и ребра Свои ” (ст. 20). в) С наполнением сердца их необычайной радостью: “ Ученики обрадовались, увидев Господа ” (ст. 20). 2. Какое поручение Он дает им? а) Содержание этого поручения: “ как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас ” (ст. 21). б) Сила к исполнению этого поручения: “ примите Духа Святаго ” (ст. 22–23). 3. Как он относится к колеблющимся в вере? а) Он видит их колебание и относится снисходительно к ним (ст. 24–26). б) Он совершенно утверждает их в вере (ст. 27–28). в) Он обещает блаженство не видевшим и веровавшим по одному доверию к свидетельству истины (ст. 29–31). Частные истины, предлагаемые проповеднику дневным Евангелием, могут быть следующие: Ст. 19. “Как благотворно действовал воскресший Господь на своих учеников. О мудрости и благости, обнаруженных Иисусом Христом в том, что Он явился ученикам своим, но не врагам. Мир, даруемый Господом.” Ст. 20. “Воскресение Господа доставляет нам величайшую радость.” Ст. 21. “Как Господь наш Иисус Христос облекает своих учеников апостольским званием”

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. 8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. 10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. 11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. 13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. 15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию. Практический очерк содержания рядового чтения В апостольском чтении пятнадцатой недели говорится о том, какое величие силы Божьей проявилось в немощах провозвестников Евангелия. Напрасно, как бы говорит апостол, стал бы кто-нибудь поставлять немощи евангельских проповедников в вину самому Евангелию, напротив, в этом-то и проявилась его особенная, божественная сила. Если бы апостолы обладали книжной мудростью, крепостью сил физических, не терпели бы никаких гонений, скорбей, притеснений — тогда мог бы кто-нибудь подумать, что распространение Евангелия есть дело человеческое, а не Божье. Но на деле было не так. Бог, Который создал вещественный свет для освещения видимых предметов, послал и свет невещественный в лице Иисуса Христа для просвещения душ человеческих светом Богопознания (ст.6). Но этот свет Богопознания Он заключил в невзрачные, по внешней видимости, сосуды, в сердца бедным, немудрых и немощных апостолов: мы же, говорит апостол, « Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах , — для чего? чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам » (ст.7), дабы уверить всех, что распространение этого света не есть дело человеческое, но чудо беспредельной Божьей силы.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

При сборе же (περ δε της λογας) для святых поступайте так, как я установил (διταξα) в церквах Галатийских. Окончив догматическое учение, перешел к главе добродетелей — милостыне. Милостыней называют сбор для того, чтобы облегчить дело в самом его начале. Ибо что было собираемо от многих, то для каждого было легко. Потом побуждает их к соревнованию, повествуя о том, что совершено было другими, как, говорит, сделали галаты. Не сказал: я предложил, но: установил, — что означает большую власть, — дабы ты знал, что это — установление царское, и не пренебрегал этим делом. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние. Первым днем недели называет день Господень (воскресенье). И самым днем предрасполагает их к милостыне, напоминая о совершаемых в оный таинствах. Очень также благоразумно повелевает каждому сберегать то, сколько позволит ему состояние, то есть что Бог пошлет и что будет сподручно. Ибо не сказал: тотчас неси, Дабы не пристыдить кого-нибудь, имеющего мало, но: отлагай сам у себя, и когда придет время, тогда и неси. Чтобы не делать сборов, когда я приду. Дабы, говорит, вам не собирать тогда, когда нужно раздавать. Словами когда я приду делает их более усердными к сбору, так как пожертвования будут пред его глазами. Когда же приду, то, которых вы наберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. Хорошо сказал: которых вы изберете, — во избежание всякого соблазна, дабы не заподозрили, что он хочет из собранного сколько-нибудь уделить и себе. Итак, после слова изберете поставь точку, потом читай: тех отправлю с письмами. Связь будет такая: кого вы изберете, тех я пошлю со своими письмами. Как бы так говорит: и сам я присоединюсь к ним, и приму участие в этом служении своими письмами. Подаянием (по-церковнославянски — благодатью) назвал это дело, то есть пожертвование, для того, чтобы показать, что они совершают нечто великое, совершают и без скорби, и без принуждения. Ибо благодать — такого свойства. Назвать же приношение милостыней было недостойно святых, которые имели принять оное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

б) В  приобретении его он употребляет средства законные и честные: благоразумие, труд с молитвой. в) В достижении его он не прилагает к нему своего сердца (Псал. 61:11 ), не смотрит на него, как на цель всех своих желаний и стремлений (1 Тим. 6:17 ). г) В употреблении его он умеет соединять материальное довольство с духовной пользой, употребляя его на дела благотворения (1 Тим. 6:18–19 ). A такое употребление богатства не только не служит к погибели, но и ведет в жизнь вечный (Мф.25:21, 40 ). Пагубное влияние пристрастия к земным благам на наше истинное благо « Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение » (ст.22). Пристрастие к земным благам: 1. Ослабляет и подавляет благороднейшие и святейшие чувства в человеке. 2. Похищает его высокое достоинство. 3. Доводит до величайших глупостей и преступлений. 4. Лишает всякого утешения в страданиях и смерти. II. Апостольское чтение. Зачало (131): 1-е Послание к Коринфянам 15:1-11 1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, 2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. 3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, 5 и что явился Кифе, потом двенадцати; 6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; 7 потом явился Иакову, также всем Апостолам; 8 а после всех явился и мне, как некоему извергу. 9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. 10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. 11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали. Практический очерк содержания рядового чтения В апостольском чтении этой недели Святой Апостол Павел напоминает христианам

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

О явлении преподобного священнику Феодосию, первый и второй раз с приказанием, и третий раз с угрозой и наказанием, а потом с милостью и прощениемНе умолчу о Божием даровании, не могу утаить благодеяния Господа нашего и не хочу скрыть явления и чудеса преподобного отца нашего, нового чудотворца Александра, начальника и игумена нашей обители, Ошевнева монастыря, который сотворил Бог его ради на мне грешном. Пришел я в монастырь, приняли меня, и игумен постриг меня и сделал иноком и в черные одежды облек меня в понедельник первой недели Святого поста. И поручил он меня старцу некоему, Елисею именем. Прошло сорок дней, указанных монастырским уставом, и еще несколько дней прошло, и вот в среду Светлой недели явился мне преподобный Александр, как наяву, назвал меня по имени и сказал мне: «Чадо Феодосие, иди в Великий Новгород, возьми от архиепископа благословение и приими сан священства». А узнал я святого по написанному образу, который положен на гроб его. И стал я отказываться. Он же взял меня за правую руку и дал мне обещание, как бы со временем желая дать мне мздовоздаяние некое, что и случилось после, по слову святого. Пошел я к архиепископу, принял сан священства и возвратился в обитель. Спустя несколько времени некоторые братия монастырские возроптали, и я присоединился к ним. И вот второй раз явился мне преподобный Александр в великой церкви и сказал мне: «Разве ты начальный во обители?» Я же поклонился ему и сказал: «Что это ты, господине отче, спрашиваешь меня, как бы не зная? У нас есть игумен, а я — священник». Святой сказал: «Так скажи своему игумену: " душевное попечение о всех лежит на твоей душе " . Тебе же скажу: " оставь всякие злые козни и позаботься о своей душе " ». Упав перед ним на землю, стал я плакать и сказал: «Ты мне, отче, будь наставником и учителем!» Придя в себя от явления, я никого не увидал и только заливался слезами от наставления святого. С наступлением вечера пришел я на собор и сказал одному из братии, что не мое это дело; и они также прекратили свое начинание. Прошло несколько времени и по навету диавола овладело мною неверие, иногда я веровал в истинность явления, иногда же считал его за призрак сна. Также и о чудесах святого думал я надвое, а видел я много чудес, происходивших перед нашими очами. Подумал я и сказал себе: «Если бы не было даровано святому от Бога, то не мог бы он творить сих знамений». Пришел в себя и познал свое согрешение и стал помышлять о том, чтобы написать хотя малое из многого. И взялся я за дело не по своему ухищрению, но возлагая надежду на Бога и надеясь на молитвы преподобного. Простер я грешную и грубую свою десницу и начертал начало душеполезной повести. Потом, написав немного, обленился и по небрежении оставил в забвении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Обычай этот уже давно отошел в прошлое, но отметить праздник Благовещения чем–нибудь радостным для детей мы можем. Есть старинный обычай печь в марте месяце «жаворонки», сладкие булочки в форме птичек, отмечая этим наступление весны. И это можно приурочить к празднику Благовещения. Сорок дней Великого Поста кончаются субботой шестой недели, Лазаревой субботой, когда мы вспоминаем воскрешение Лазаря. Воскресенье после шестой недели называется Вербным. Это праздник в память Входа Господня в Иерусалим, когда народ радостно встречал Иисуса Христа с пальмовыми ветками в руках. За Всенощной мы стоим в церкви с зажженными свечами и ветками вербы в руках. Это особенно детский праздник. В Евангелии от Матфея сказано: « Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? » (Мф. 21:15–17). Принести домой освященную в церкви веточку вербы, укрепить ее около иконы помогает детям почувствовать смысл праздника. Теперь до Пасхи остается всего одна неделя  — Страстная. С ней связано столько воспоминаний, столько торжественных богослужений и семейных обычаев, что это тема для отдельной беседы. 3.11 СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ Когда мы, родители, думаем о наших детях, об их будущем, нам всего труднее допустить и осмыслить возможность их страдания в жизни. Теоретически мы знаем, что в жизни страданий не избежать, но как–то всегда невольно думается, что моего ребенка горе может не тронуть, невольно молишься: «Господи, сделай так, чтобы мой ребенок был счастлив в жизни, чтобы горе его минуло!» Самая суть христианской веры состоит в том, что Бог благ и любвеобилен, что Божие добро вечно и сильнее зла и что сила зла побеждается любовью и страданием. Христианская вера — не просто деизм или признание какой–то духовной жизни. Она основана на вере в Иисуса Христа, вере, что Бог воспринял человеческую жизнь, страдания и смерть и что сила Его победила смерть. И всякий христианин знает, что он может страдать в жизни, но что зло не может победить его окончательно, уничтожить его. Боговоплощение, крестная смерть и воскресение Христа внесли новое бытие в жизнь мира. Новая жизнь, данная нам Богом, не побеждается смертью. Поэт Владимир Соловьев пишет: Средь суеты случайной, В потоке мутном жизненных тревог Владеешь ты всерадостною тайной: Бессильно зло. Мы вечны. С нами Бог.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

38. И завеса в Храме разодралась надвое, сверху донизу. [ ] 39. А центурион, который стоял прямо перед Ним, увидев, как Он испустил последний вздох, сказал: «Воистину человек этот был Сын Божий!» 40. Были там и женщины, которые смотрели издали, в числе их Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова Младшего и Иосии, и Саломия, 41. которые сопровождали Его и служили Ему, когда Он бывал в Галилее, и многие другие женщины, вместе с Ним восшедшие в Иерусалим. 42. И уже настал вечер, а так как была это пятница, канун субботнего дня, 43. то пришедший Иосиф из Аримафеи, уважаемый член который и сам был их числа чающих Царства Божия, отважился пройти к Пилату и попросил тело Иисуса. [ ] 44. Пилат выразил удивление, вправду ли Иисус уже мертв, и, вызвав центуриона, спросил, давно ли Он умер? [ ] 45. Выслушав ответ центуриона, он дозволил Иосифу забрать мертвое тело; 46. и тот, купив саван, снял Его , завернул в саван и положил Его в гробнице, которая была высечена в скале, и привалил ко входу в гробницу камень. 47. И видели Мария Магдалина и Мария, мать Иосии, где погребли Его. [ ]   16 Когда же миновала суббота, Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и Саломия купили благовоний, чтобы пойти умастить Его. 2. И рано поутру, в первый день недели, подходят они к гробнице; а солнце взошло. 3. И переговаривались они между собой: «Кто же отвалит нам камень от входа в гробницу?» 4. И, подняв глаза, видят они, что камень отвален; а был он очень велик. 5. И когда вошли они в гробницу, то увидели, что с правой стороны сидит юноша, облаченный в белую одежду; и они ужаснулись. 6. Но он говорит им: «Не ужасайтесь! Вы ищете Иисуса Назарянина, распятого; Он восстал, Его нет здесь. Вот место, где был Он положен. 7. А вы идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он ожидает вас в Галилее. Там увидите вы Его, как Он сказал вам». 8. И они, выйдя наружу, побежали прочь от гробницы, потому что были вне себя от трепета; и не сказали они никому ничего, так им было страшно. [ ]   9. [Воскресши рано поутру в первый день недели, Иисус явился сначала Марии Магдалине, той, из которой изгнал семь бесов. 10. Она пошла и возвестила это тем, кто прежде были с Иисусом, а теперь скорбели и плакали; 11. и они, услышав, что Он жив и что она Его видела, не поверили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010