Одно дело — объяснять, что воскресение Лазаря было прообразом грядущего общего воскресения, и совсем другое — на протяжении всей последней недели Великого поста день за днем постепенно приближаться к этой встрече жизни и смерти, видеть собственными глазами, чувствовать всем своим существом то, что передают слова апостола Иоанна: «Иисус... восскорбел духом и... прослезился» (Ин 11:33-35). Я не была в Вифании, у гроба, вместе с плачущими сестрами, но если я делаю усилие, это и для меня становится  событием , частью моей жизни, моей памятью, моей радостью. А дальше — Вход Господень в Иерусалим , сегодня почти новостное сообщение: о том, как истомленные «жаждой справедливости» люди «вышли на площадь», потому что поверили — вот он, тот вождь, который прямо сейчас эту справедливость установит. А как же? Он же за три года земной жизни совершил столько чудес, что, как говорит Иоанн Богослов, «если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг». Он только что воскресил мертвого, который уже начал разлагаться! И вот уже «весь город пришел в движение», множество «народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге». Другие же «взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев»! Мало того: даже «из уст младенцев и грудных детей» раздавалась хвала. И тут дети — да, да, те самые, которые в первых рядах тех, кто за все хорошее против всего плохого… А с какой надеждой переживают ученики славу своего Учителя! Какие планы строят на будущее! Не пройдет и недели и они в страхе разбегутся, оставив Его одного и перед судом, и на кресте. Вход Господень в Иерусалим — один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы, Христос вступает в Святой Град, Его встречают ликующие толпы, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом — и все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании, и та же самая толпа, которая сегодня кричит: «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия. А потом продолжит свою «священную борьбу», пока не добьется, что римляне разнесут их Святой Град по кирпичику.

http://foma.ru/evangelie-verbnogo-voskre...

Объясн. Эти слова доказывают, что уже в век апостольский отличался и почитался пред прочими днями недели день Воскресный, что подтверждается и другими местами Писания: Деян.20:7–8 ; 1Кор.16:1–2 . О замене субботы воскресным днём Мф.24:20 . «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимой, или в субботу». Объясн. «Субботой» евреи называли не только 7-й день, а и вообще праздничный день: Лев.16:31:23:11–23 ; стало быть, здесь советуется избавиться от «бегства» зимой или в праздничный день. Апостол Павел в 1-й день недели (Воскресенье) учил и преломлял хлеб, а в Понедельник предпринял путешествие: Деян.20:7 ; о праздновании христианами воскресного дня, а не субботы говорится и в других местах Писания: 1Кор.16:1–2 ; Откр.1:10 ; Ин.20:19 . Евр.3:11:19 . «Посему Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой ( Пс.94:7–11 )... Итак, видим, что они не могли войти за неверие». Объясн. Господь как бы так говорит: Я решительно заявил во гневе Моём, что они (Израильтяне) не войдут в покой Мой, т.е. в землю обетованную, которая должна была бы успокоить Израильтян, вступивших в неё после сорокалетнего странствования; подобно сему, не войдут в покой царствия небесного все неверующие и не повинующиеся заповедям Христовым: 1Ин.2:4 . Следовательно, здесь говорится не о субботе в собственном смысле, а о покое душевном. Ис.66:22–23 . «Как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Моё на поклонение, говорит Господь». Объясн. «Дары различны, но Дух один и тот же»: 1Кор.12:4:11 . Следовательно, через пророка Исаию говорил тот же Святой Дух, Который прорекал и чрез пророка Иеремию, почему противоречить друг другу они не могли. А пророк Иеремия говорит, что завет, заключённый Богом с евреями при выходе из Египта, тот завет, в котором говорится о субботе: Исх.16:23–26 , будет уничтожен, а будет заключён «Новый Завет»: Иер.31:31–32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. 17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. 18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. 19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? 20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии . Практический очерк содержания рядового чтения В апостольском чтении этой недели предлагается увещание избегать греха блудодеяния. Что это за грех и почему нужно избегать его? Приступая к изображению гибельности блудного греха, апостол Павел прежде всего устанавливает точку зрения, с которой нужно смотреть на этот грех. «Братие», говорит он, по своей врожденной свободе, мы можем делать все, что хотим, и добро, и зло: « все мне позволительно ». «Но» не все то, что мы можем делать по своей свободе, полезно для нас: « не все полезно ». Если мы делаем добро, то получаем пользу, а если зло, то получаем вред. Но есть вещи, которые сами по себе ни полезны, ни вредны. Каким же правилом нужно руководствоваться, чтобы такие вещи, сами по себе позволительные, были безвредны для нас? Отвечая на этот вопрос, апостол Павел продолжает далее: « все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною » (ст.12). Вещь, сама по себе безвредная и позволительная, становится опасной, как скоро обращается в страсть, овладевающую человеком. Бог, например, создал пищу для чрева и чрево для пищи: « пища для чрева, и чрево для пищи » (ст.13). Как существа свободные, мы можем употреблять всякую пищу, но  чрезмерное употребление ее сопровождается вредом для тела, а употребление, запрещенное законом, причиняет вред душе . Мы имеем право питать свое чрево всякими яствами, но неприлично и не полезно для нас, чтобы нами обладала какая-либо нравящаяся нам пища, чтобы мы сделались рабами чрева, потому что пища и чрево даны нам только на время настоящей жизни, для поддержания нашего земного существования, в будущей же жизни « Бог уничтожит и то (чрево) и другое (пищу)», сделает ненужными (ст.13).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Он показывает нам нашу греховность в свете праведных требований Святого Бога. Когда закон совершил свой труд, привел нас ко Христу, то тогда это значит, что он выполнил свои функции, достиг своей цели, и нам уже нет нужды «смотреться в зеркало». Теперь мы ведомы пребывающим в нас Духом Божиим. Но достаточно об этом. Здесь все сказано исчерпывающе о Законе (субботе) и благодати (субботстве). Христос стал пашей субботой; пребывая в Нем, мы продолжаем пребывать в 4-й заповеди. Итак, 4-ю заповедь (а т.к. в цепной зависимости от нее множество предписаний не исполняются) АСД нарушают. Стало быть, виноваты они перед всем нравственным Законом и ставят сами себя под проклятие. Казалось бы, здесь парадокс. Однако, формально держась за субботу, адвентист думает получить дополнительное благословение от Господа, обещанное евреям в Ветхом Завете. С другой стороны, зная, что весь закон, обрядовая сторона которого предопределяет исполнение 4-й заповеди нравственного Закона, не может соблюдаться, адвентист верит в Иисуса Христа и пытается использовать Его как подставку там, где полнота исполнения закона не достигается или нарушается. Отсюда, вольно или невольно, происходит и нарушение Закона, и обесценка дела искупления Христа на Голгофе. А то, чем дорожат адвентисты, безусловно есть во всей полноте и в Православии. Суббота и теперь в богослужебном календаре считается последним днем недели. Неделя же начинает отсчет с воскресения как первого дня недели. Субботы не включены в число дней Великого поста – телесно пост в этот день послабляется. В субботу не читается сугубо покаянная молитва преп. Ефрема Сирина и служится праздничная литургия, совершение которой не допускается Уставом в будние дни Великого поста. Что же касается «санитарной реформы», которой у адвентистов запрещено курение табака, вкушение мяса, птицы, яиц, чая, кофе, категорически – алкоголя, в том числе при проведении хлебопреломления, ибо считается, что «оскверненное» этими продуктами тело оскверняет и тонкое сознание, человек теряет духовность, то на сей счет вот как нам говорит Новый Завет: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник...» ( Кол. 2:16 ); «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием...» ( Кол. 2:18 ); «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»... Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» ( Кол. 2:20, 21, 23 ). А посему: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» ( 1Кор. 8:8 ). История возникновения адвентизма

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

81. Вечно благодарное чувство к нашему Творцу и Его 4-я Заповедь к чему нас обязывают? Мы должны подобным же образом распределить наши дни: следует трудиться шесть дней; седьмой день сделать днем отдыха; этот отдых сделать святым Божиим днем. 82. Что было днем покоя для Христа Спасителя? Господь приступил к великому делу Крестного Искупления от греха рода человеческого в дни, названные Церковью – днями Страстной Седмицы. В Страстную Пятницу в муках распятия Христос снял с нас греховную вину. В Великую Субботу, покоясь плотию, но продолжая спасение грешников в аду проповедью Евангелия умершим, Он сокрупиил царство сатаны. И в последующий день чудом Своего Воскресения из мертвых Христос одержал победу над «последним врагом» – смертью . Только тогда, окончив дело нашего спасения, в славе, Господь вступил в торжество и покой после Подвига. 83. Какой день христиане избрали себе днем отдыха? День Воскресения, первый день седьмицы, является днем торжества Христова, нашим духовным праздником и телесным отдыхом. 84. С какого времени отмечен и выделен Воскресный день и что указывает об этом Писание? С самого времени Воскресения Христова. «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус и стал посреди и говорит им: мир вам!« ( Иоан. ХХ, 19 ). »В первый же день недили, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» ( Деян. ХХ, 7 ). " Я был в духи в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний« ( Omkp. I, 10 ). 85. Как должно отмечать праздничные дни, по Заповеди? Внутренним душевным празднованием победы Христовой над смертью . Воздержанием от обычного ежедневного труда. Сознательным участием в литургии, приходя для этого в церковь . Домашней молитвой и размышлением над слышанными в церкви Евангелием и поучением. Духовным чтением. Поверкою своих дел и побуждений за истекшие шесть дней недели, применяя заповеди Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ При сборе же (περ δε της λογας) для святых поступайте так, как я установил (διταξα) в церквах Галатийских. Окончив догматическое учение, перешел к главе добродетелей - милостыне. Милостыней называют сбор для того, чтобы облегчить дело в самом его начале. Ибо что было собираемо от многих, то для каждого было легко. Потом побуждает их к соревнованию, повествуя о том, что совершено было другими, как, говорит, сделали галаты. Не сказал: я предложил, но: установил, - что означает большую власть, - дабы ты знал, что это - установление царское, и не пренебрегал этим делом. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние. Первым днем недели называет день Господень (воскресенье). И самым днем предрасполагает их к милостыне, напоминая о совершаемых в оный таинствах. Очень также благоразумно повелевает каждому сберегать то, сколько позволит ему состояние, то есть что Бог пошлет и что будет сподручно. Ибо не сказал: тотчас неси, Дабы не пристыдить кого-нибудь, имеющего мало, но: отлагай сам у себя, и когда придет время, тогда и неси. Чтобы не делать сборов, когда я приду. Дабы, говорит, вам не собирать тогда, когда нужно раздавать. Словами когда я приду делает их более усердными к сбору, так как пожертвования будут пред его глазами. Когда же приду, то, которых вы наберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. Хорошо сказал: которых вы изберете, - во избежание всякого соблазна, дабы не заподозрили, что он хочет из собранного сколько-нибудь уделить и себе. Итак, после слова изберете поставь точку, потом читай: тех отправлю с письмами. Связь будет такая: кого вы изберете, тех я пошлю со своими письмами. Как бы так говорит: и сам я присоединюсь к ним, и приму участие в этом служении своими письмами. Подаянием (по-церковнославянски - благодатью) назвал это дело, то есть пожертвование, для того, чтобы показать, что они совершают нечто великое, совершают и без скорби, и без принуждения. Ибо благодать - такого свойства. Назвать же приношение милостыней было недостойно святых, которые имели принять оное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Другие учёные избирают иной путь для определения года рождения Христа. В основание своего исследования они полагают почти только один факт, но который, тем не менее будто бы приводит к решению вопроса твёрдому, математически-точному и окончательному. Год рождения Христа они определяют временем зачатия Иоанна Крестителя. Из Евангелия от Луки видно, что это событие произошло четырнадцатью или пятнадцатью месяцами раньше рождения Иисуса Христа, потому что во время благовещения Архангел Гавриил возвестил Деве Марии: Вот, и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодной, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц ( Лк. 1:36 ). А время зачатия Иоанна Крестителя определяется вычислением лет по священническим чредам, отправлявшим Богослужение в храме. Для этого вычисления имеются следующие данные. Евангелист Лука повествует, что когда Захария в порядке своей чреды служил пред Богом.., тогда явился ему Ангел Господень и возвестил, что жена его Елисавета родит сына. А когда окончились дни службы его, – говорит далее Евангелист, – возвратился он в дом свой, и после сих дней зачала Елисавета, жена его ( Лк. 1:8, 11, 13, 23 и 24). По церковному преданию это было 23 сентября. Далее, по свидетельству того же Евангелиста Захария был священник из Авиевой чреды (1:5). Авиева чреда, как видно из Первой книги Паралипоменон, была восьмая, а всех черед было двадцать четыре ( 1Пар. 24:8, 18 ). Служение каждой чреды начиналось с субботы, точнее, с вечера пятницы, и продолжалось ровно неделю ( 4Цар. 11 глава). По иудейскому преданию порядок в следовании черед одной за другою для отправления служения соблюдался строго, и предполагать, что были допускаемы нарушения порядка, нет причин; потому что в Ветхом Завете все вообще обряды были определены точно и исполнялись строго. Так как всех черед было двадцать четыре, то на каждый год приходилось два полных круга черед и ещё оставалось четыре недели и один день, а в високосные годы четыре недели и два дня, присоединявшиеся к следующему году. От этого в разные годы служение одной и той же чреды, например восьмой, падало на разные числа в году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

693 Утверждение сектантов о соблюдении апостолом Павлом субботы, как оказывается, ни на чем не основано. Зато в Священном Писании имеются несомненные свидетельства об обычае, утвердившемся в Церквах, основанных апостолом Павлом, праздновать первый день недели и о способе празднования. В названный день у христиан происходило торжественное (с возжиганием большого количества светильников) и продолжительное богослужение, во время которого совершалось таинство причащения и молящиеся поучались в Слове Божием ( Деян.20:7–11 ); кроме сего, этот день освящался делами благотворения ( 1Кор.16:1–3 ) В Послании к Колоссянам (2:16 694 ) апостол назвал субботой не субботу еженедельную, а еврейские праздники, которые назывались субботой в смысле праздничного покоя (напр. Лев.16:31, 23:32, 39 ); последние субботы и прекратились вместе со всем обрядовым законом. У евреев праздники были круга годичного (пасха – Исх.12:11 ; Лев.23:5 ; пятидесятница – Лев.23:15–21 ; кущи – Лев. 23:34 ; день очищения – Лев.16:29, 34, 23:27 ), месячного (первый день каждого месяца, т.е. новомесячие – Чис 28:11–14 ) и недельного (суббота – Исх.20:10 ). Апостол, сообразно такому делению праздников, в Послании к Колоссянам точно и разграничивает их, за какой праздник нужно разуметь один из годичных праздников: новомесячие означает первый день каждого месяца, а субботой, очевидно, назван седьмой день недели. Подобное сопоставление иудейских праздничных времен мы встречаем и в других местах Священного Писания: «чтобы становились (левиты)… при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано» ( 1Пар.23:31 ). «Вот я строю дом имени Господа Бога моего... чтобы... возносить там всесожжения утром и вечером в субботы и в новомесячия и в праздники Господа Бога нашего» ( 2Пар.2:4 ). «Α в субботу приносите двух агнцев, – это субботнее всесожжение... И в новомесячия ваши приносите всесожжение Господу... Β первый месяц в четырнадцатый день – Пасха Господня. И в пятнадцатый день сего месяца – праздник ...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Это – посты. В Евангелии есть многочисленные указания на христианский пост. Так Спаситель постился 40 дней пред Своим выступлением на общественное служение. Исцелив бесноватого глухонемого отрока после Своего Преображения, Он говорит, что дар изгнания злых духов сообщается Богом только тому, кто совершенствует себя подвигами поста и молитвы ( Мф. 17:21 ). По поводу упреков фарисеев, что ученики Христа не постятся, Он сказал: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених. Доколе с ними жених, не могут поститься; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни » ( Мк. 2:19–20 ). Этими словами Господь как бы предвидит установление Церковью тех постов, которые связаны с воспоминаниями о Его страданиях. Из этих слов, а так же из нагорной беседы Спасителя ( Мф. 6:18 ) отчасти видно, в чем должен состоять христианский пост. Он не должен быть только наружным, ограничиваться одним телесным воздержанием. Его творить нужно без всякого оттенка лицемерия и при надлежащем душевном настроении. Последнее ясно изображает нам св. Церковь следующими словами своих песнопений: будем поститься постом приятным, угодным Господу; истинный пост есть удаление от зла, воздержание языка, прекращение гнева, удаление страстей, прекращение лжи и клятвопреступления (Понедельник 1-ой недели Великого поста, стих. на стиховне). или в другом месте: постясь, братие, телесно, будем поститься и духовно: порвем всякую связь с неправдой… дадим алчущим хлеб и бескровных нищих введем в дом (Среда той же недели, стих. на «Господи воззвах»). Посты имеют в жизни христианина весьма важное значение. Сдерживая свои телесные и духовные страсти, он этим очищает свою душу от всего того, что мешает проявлению в ней молитвенного настроения и добрых чувств. Отдаваясь молитве и упражняя свою волю в делании добра, он мало по малу создаст в душе своей то настроение, которое последовательно введет его в глубоко знаменательный смысл и содержание праздников, следующих за постами. Праздничное поведение христианина в таких случаях будет много зависеть от такого или иного поведения его во время поста.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Дом, где были собраны апостолы, был тщательно заперт (см. Ин. 20, 19), но, услышав голоса своих верных друзей, Луке и Клеопе двери отворили. Друг с другом они обменивались радостными вестями о Воскресении Учителя. «…Сопутствуя Луке и Клеопе, Ты беседовал с ними, но в этой беседе Ты не тотчас открыл Себя им. Поэтому они и укорили Тебя в том, что Ты – один из пришельцев в Иерусалим и не участвовал в совершившихся совещаниях его. Но, как устраивающий всё на пользу Своих творений, Ты разъяснил пророчества о Себе и во время благословения хлеба был узнан ими, хотя у них и до этого времени пламенели сердца к познанию Тебя. Потом они и (другим) собравшимся ученикам ясно уже возвестили о Твоем воскресении…» (в русском переводе). Познание веры Воскресшему Спасителю мира является самым важным делом в жизни человека. Ведь без нашего личного бессмертия вся человеческая жизнь теряет свой подлинный смысл. Тогда и все, что мы делаем, строим, созидаем имеет только кратковременную ценность. Поэтому важнейшим делом человека является личное приобщение к Христову Воскресению и живое участие в жизни Царства Божия на земле – Святой Православной Церкви. 2008 год 81. Явление ученикам в первый день Вечером первого дня недели, который следовал после пасхальной субботы, ученики Христовы были собраны вместе. Пришедшие из Эммауса Лука и Клеопа рассказывали о явлении им Воскресшего Господа. Ученики были в смущении, всё было непонятно и невероятно для понимания обыкновенного человека. Тем более смущало то обстоятельство, что эммаусские путники, когда увидели Иисуса, не узнали Его. Вера апостолов еще не была твердой и осознанной, так как они не понимали нового бытия Господа по Воскресении и не знали свойств Его прославленного Тела. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам (Лк. 24, 36). Евангелист Иоанн добавляет: В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! (Ин. 20, 19). Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа (Лк. 24, 37).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010