В Евангелии от Иоанна читаем: «Я хлеб живый, сошедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сошедший с небес» (6:51–58). Получается же, что отвергая причащение Пречистым Телу и Крови Спасителя, «Свидетели Иеговы» обессмысливают данные слова Христа, в таком случае они были сказаны Им впустую. Этим же они лишают себя жизни во Христе, как и предупреждает Господь. Но как апостолы и первые христиане внимали словам Спасителя, считали ли они, что заповедь «творить в воспоминание» преломление хлеба есть лишь символ, или для них она было чем-то гораздо большим и принципиально важным? Из книги Деяний апостольских и их Посланий мы можем увидеть, что причащение было необходимым и довольно частым явлением в духовной жизни общин: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба...» ( Деян.20:7 ). И еще: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42 ). Видно, что апостол Лука упоминает о постоянном причащении в первохристианских общинах как о чем-то привычном и естественном. Знаменательно и то, что христиане собирались в «первый день недели», то есть в воскресение, ибо седьмой день у иудеев – суббота. То есть воскресный день уже в первые годы после Воскресения Христова чтился и служил днем для общих собраний и причащения. Обратите внимание, как переводятся рассмотренные места в переводе СИ: «В первый день недели, когда мы собрались вместе, чтобы поесть» ( Деян.20:7 ) – перевод Нового Мира «Свидетелей Иеговы»). Но согласно оригиналу – древнегреческому тексту книги (койне), мы увидим, что там стоит глагол «klasai» (надламывать?) и существительное «apton» (хлеб, – отсюда и название Артоса – пасхального хлеба в Православной Церкви). То есть перевод Нового Мира «поесть» неверен. Также некорректно переведено и другое место: « И посвящали себя тому, чтобы заниматься апостольским учением и делиться друг с другом, принимать пищу и молиться» ( Деян.2:42 – перевод Нового Мира). Здесь очень заметна нелепость перевода – оказывается, принимать пищу – это особое «духовное» занятие первых христиан, наравне с пребыванием в апостольском учении и молитвой. Будто остальные, нехристиане, пищу не принимали, или христианам такое действие вменялось в праведность? Явная нелепость перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Иис. Нав.3:4 ), чтобы никто не выходил в субботу на поле за стан собирать манну. Отсюда раввины вывели заключение, что таково именно было расстояние между скинией и краем поля и что поэтому больше такого расстояния нельзя было делать в субботу. Этот законный путь был, однако слишком мал, чтобы он мог принести пользу бегущим. 688 12) Жены мироносицы, ученицы Христовы, праздновали не воскресный день, а субботу. В пятницу они приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое, по заповеди. В первый же день недели очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу ( Лк.23:56, 24:1 ). Прежде воскресения Иисуса Христа первый день недели не мог быть празднуем Его последователями. Вот почему мироносицы по ветхозаветному установлению в субботу остались в покое, а на следующий день, который для них был днем будничным, они, опечаленные смертью Учителя, пошли ко гробу Его, чтобы окончить погребальные обряды над Умершим. Здесь они удостоились видеть не умершего, а воскресшего из мертвых Иисуса Христа, Который сказал им: радуйтесь! не бойтесь, – и повелел благовествовать то, о чем они не только слышали, но и что видели. С великою радостью припали мироносицы к стопам Господа, прикосновением твердо уверились в Его воскресении и поклонились Ему. Эти необычайные события, без сомнения, сделали для них этот доселе будничный день днем бесконечной радости и светлого торжества, затмившим ветхую субботу. 13) Апостолы собрались в первый день недели из опасения преследования от иудеев ( Ин.20:19 ), а не для того, чтобы праздновать воскресение Господне, так как еще не верили этому событию ( Мк.16:14 ; Лк.24:11, 24 ). Если апостолы не верили в то время воскресению Христову, то, ясно, не могли и собираться для празднования его. Никто из православных и не утверждает этого. Апостолы, действительно, в страхе пред иудеями, полные печали об умершем Учителе и обуреваемые сомнением и неверием в воскресение Его, собрались вместе в самый день воскресения Иисуса Христа. Явившийся тогда Господь возвестил мир смущенным апостолам, уверил их в Своем воскресении и они обрадовались, увидев Господа ( Ин.20:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

530. Что Священное Писание говорит о божбе в разговорах? В Священном Писании есть особое запрещение божбы в разговорах. Спаситель говорит: «Я говорю вам: не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» ( Мф. 5:34, 37 ). 531. Запрещается ли клятва в делах общественных? Клятва в делах общественных не запрещается. Апостол Павел говорит: «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр. 6:16–17 ). Из этого следует заключить, что если сам Бог для твёрдости обязательства употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твёрдым намерением не изменять ей. О четвертой заповеди 532. Почему именно седьмой день повелевается посвящать Богу? Седьмой, а не другой день недели полагается посвящать Богу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения. 533. Как в христианской Церкви празднуется ветхозаветный день покоя – суббота? Суббота, как календарный день недели, в Церкви христианской как большой праздник не празднуется. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста. 534. Как в христианской Церкви исполняется четвертая заповедь? В христианской Церкви празднуется через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или воскресный . 535. С какого времени празднуется воскресный день? День воскресный празднуется со времени воскресения Христа. 536. Как говорится о праздновании воскресного дня в Священном Писании? В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, т. е. христиан, во едину от суббот , т. е. в первый день недели, или в воскресный, для преломления хлеба , т. е. для совершения Таинства Причащения ( Деян. 20:7 ). У евангелиста Иоанна в Апокалипсисе также упоминается день недельный, или воскресный ( Откр. 1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Сегодняшнее Евангельское чтение предоставляет особое доказательство Воскресения Христова, доказательство, утвердившее в вере апостола Фому и вместе с Фомою - тысячи других христиан с начала истории спасения и доныне. В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Первый день недели есть день, следующий за субботою, как это ясно из Евангелия от Марка, где говорится: По прошествии субботы... в первый день недели (Мк.16:1-2). Это воскресенье, тот самый день, рано утром в который Господь воскрес. Итак, в тот же самый день поздно вечером все ученики его, кроме Фомы, собрались в некоем доме в Иерусалиме. Сбылось то, что и было предсказано: поразили пастыря, и рассеялись овцы (Мк.14:27). Но апостолы все же не были подобны бессловесным овцам, чтобы разбежаться кто куда; они снова быстро собрались в одном месте, дабы совместно ожидать дальнейшего развития событий, молиться Богу и друг друга подбадривать. Из опасения от иудеев они держали двери запертыми. Ибо, несомненно, в них было живо воспоминание о пророчестве их Учителя, Который предвещал им предания на судилища и избиения в синагогах (Мф.10:17). Да разве могли они забыть такие страшные слова: даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин.16:2)? Впрочем, опасения апостолов в те дни, когда у них на глазах было совершено безумное и кровавое преступление против их Учителя, более чем понятны. Чего могли они, немощные люди, ожидать для себя от старейшин иудейских, с ног до головы запачканных кровью, когда уже познали их вопиющую бессовестность во время процесса над безгрешным и всемогущим Чудотворцем Христом? Но Христос и во гробе промышлял о них, да не случится с ними никакого зла; да не предадут они друг друга, да не разбегутся на все четыре стороны, прежде нежели увидят Его, живаго и прославленного. И вот в сей вечер - четвертый с тех пор, как ученики разлучились со схваченным и отведенным на суд Господом, и первый после Его Воскресения - Господь является им, живый и прославленный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

2:14). И так как (эти верующие) терпели больше всех, и не только не находили ни в ком (из иудеев) сострадания, но и были лишаемы всего своего имущества, водимы, влекомы и гонимы от всех, то Павел справедливо возбуждает верующих всех мест к оказанию им помощи. Вот и здесь за них же просит коринфян, говоря: « при сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских » (1 Кор. 16:1). 3. Итак, кто эти святые, и почему (Павел) особенно заботится об них, это объяснено достаточно, — теперь надобно рассмотреть, для чего он упомянул о галатах. Почему не сказал: « при сборе (милостыни) же для святых поступайте так: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает »; но, сказав: « при сборе (милостыни) же для святых », присовокупил: « поступайте, так как я установил в церквах Галатийских » Для чего он это делает? И притом упоминает не об одном, не о двух и не о трех городах, но о целом народе? Для того, чтобы коринфяне оказали большую готовность, и похвала другим возбудила в них ревность. Затем, (апостол) говорит и о способе, какой он назначил (для собирания милостыни): « в первый день недели », говорит, « каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов » (ст. 2). « В первый день недели » — назвал он день воскресный. Почему же он назначил для пожертвований именно этот день? Почему не сказал: во второй день после субботы, в третий день после субботы, или в саму субботу? Не спроста и не без цели, но с тем, чтобы в самом времени найти себе споборника к возбуждению большего усердия в жертвователях, потому что благоприятное время — немаловажная вещь во всяком деле. Но отчего, скажешь, время это может способствовать к убеждению — подавать милостыню? Оттого, что в этот день (воскресный) прекращается всякая работа, душа от успокоения становится веселее, а что всего важнее — в этот день мы получили бесчисленное множество благ. В этот день разрушена смерть, истреблено проклятие, уничтожен грех, сокрушены врата адовы, связан диавол, прекращена долговременная брань, совершилось примирение Бога с человеками, род наш вошел в прежнее, или гораздо лучшее, состояние, и солнце увидело удивительное и чудное зрелище — человека, сделавшегося бессмертным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И в означение, что о ночи глаголет, а не о вечере, присовокупил: на рассвете во едину от суббот . И пришли, еще не ароматы нося, как сказали другие евангелисты, но видеть гроб, и обрели происшедшее землетрясение, и Ангела, сидящего на камне, и услышали от него: “Его нет здесь, Он воскрес.” Подобно Иоанн глаголет: “в первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно и видит, что камень отвален от двери гроба“ (20:1): итак, по этому евангелисту, еще тьме сущей, она вышла ко гробу. Лука же говорит: “в субботу остались в покое, по заповеди. В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы пришли они ко на гробу, но нашли камен отваленым от гроба.” (23:56; 24:1,2) Глубокое утро означает, может быть, начинающийся свет утренней зари первого дня седмицы. Ибо уже совершенно прошла суббота, со всей после неё ночью, и начинался другой день, когда пришли носящие ароматы и мира, откуда явствует, что Господь воскрес задолго пред этим. Этому последует и Марк, говоря: “купили ароматы, чтобы идти — помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (16:1,2). “И сей сказал: очень заутра, что однозначно с выражением “в глубокое утро,” и присовокупил: воссиявше солнцу . Явно, что они вышли, и путь их начался в глубокое утро, и очень рано; в шествии же и замедлении у гроба продлили они время до восхождения солнца. И тогда юноша в белых ризах сказал им: “Он воскрес, Его нет здесь.” (Мр. 16:6). Установив что это так было, требующим точного разрешения, в который час или в какую половину часа, или четверть часа подобает начинать веселье о Воскресении Господа нашего из мертвых, мы отвечаем. Чрезмерно поспешающих, и прежде полуночи, хотя незадолго, престающих поститься не одобряем, как малодушных и невоздержных, как прекращающих течение немного не оконченное. Ибо, как говорит мудрый муж, немаловажно в жизни и то, если недостает немногого. А хотящих быть последними в разрешении поста, простирающихся до дальнейшего предела и терпящих до четвертой стражи, в которую Спаситель наш, ходя по морю, явился плавающим, одобряем, как мужественных и трудолюбивых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Когда она, узнав Его по виду и голосу, хотела убедиться чрез прикосновение, Он говорит ей: «Не прикасайся ко Мне»! Евангелист умалчивает о ее желании прикоснуться ко Господу, но для чего бы Господь сказал об этом, если бы не заметил стремления ее прикоснуться к Нему? «Не прикасайся ко Мне»! Так как ты вместе с другою Мариею прикасалась ко Мне и, удостоившись такого дара, ничего великого не подумала обо Мне, а продолжала относиться ко Мне по-прежнему и искала Меня во гробе, как человека, Меня, сидящего со Отцом, то стань вдали от Меня, не прикасайся ко Мне; потому что по твоему мнению, Я еще не взошёл к Отцу. С другой стороны, Он возвышает ее ум, чтобы она не почитала уже Его человеком, как прежде, а почитала бы и Богом; для этого-то Он и употребил слово «взошёл», т. е. на небо, где преимущественно обитает Отец Его. Но «Иди к братьям моим и скажи им, что ты узнала». Мария идет уже в третий раз и не говорит, как в первый, что Он воскрес, или, как во второй, что Господа взяли из гроба, но, говорится: «Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей» ( Ин.20:18 ). Вот и третий ее приход ко гробу утром, когда было еще темно. О четвёртом же пусть расскажет чудный Марк. «По прошествии, – говорит он, – субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти, помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба»? и прочее ( Мк.16:1,2,3 ). Здесь мне предстоит решить, каким образом Магдалина, уже убедившаяся в третий приход, опять идет вместе с другими ко гробу и говорит: «Кто отвалит нам камень»? Очевидно, она пошла не потому, чтобы не уверовала, но для того, чтобы руководить упомянутых жен, рассказать им случившееся, и на пути собраться с духом. Ясно также, что не она сказала: «Кто отвалит нам камень?», но Саломия, еще не бывшая у гроба, а только слышавшая, что к двери гроба привален был камень. Ибо, по повествованию Марка, «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» ( Мк.16:9 ), а по повествованию Матфея она первая заметила землетрясение, отваление камня от гроба и ангела, сидящего на нем ( Мф.28:1,2 ); по повествованию же Иоанна: «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба» ( Ин.20:1 ). Если же мы не предположим, что вышеупомянутые слова сказала Саломия, то впадём в бездну противоречия, что не согласно с разумом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С другой стороны, праздники учреждались самим Богом или его святыми, чему есть много подтверждений из Священного Писания . Праздничный день – есть день выделенный и даже освященный. О святости субботнего дня в Писании сказано: «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт.2:1–3 ). Как мы видим, Бог выделяет определенные дни и Сам освящает их. Причем о чествовании субботнего дня сказано: «…Это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное» ( Лев.16:31 ). «Вечное» – означает неизменяемое. Сектант : Но разве православные выделяют именно субботний день из других дней недели? Православный : Вы перепутали православных с католиками. Мы именно выделяем субботний день из других дней седмицы, конечно отдавая преимущество именно Воскресному дню. Об этом мы можем прочитать в «Пространном Катехизисе», который был одобрен и издан Святейшим Синодом «для преподавания в училищах и для употребления всех православных христиан». Здесь в 533 ответе сказано о субботе: «Суббота в Церкви христианской не празднуется как совершенный праздник. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста». Также и в книге «Кормчая» (в 1 правиле первоверховных апостолов Петра и Павла) сказано: «Аз Петр и Павел заповедаема людем, делати (работать) пять дней в недели. В субботу же и в неделю (воскресение) да упражняются (учатся) в церковь , поучения ради еже на благоверие. Суббота бо бытия всея твари образ имать (суббота – начало всего творения символизирует), неделя же воскресения» (Правило 1-е). Жены «мироносицы» ради святости субботы оставались в покое и не помазали тело своего Учителя. Сказано: «Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» ( Лк.23:55–56 ). Как мы видим, они пребывали в покое не ради «страха иудейского», а «по заповеди». Сами свв. апостолы имели обыкновение именно в этот день пребывать в «общении слова». Сказано: «Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний» ( Деян.17:2 ). Кстати, православные всегда и вменяли католикам в вину их неправильное отношение к субботнему дню.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Скачать epub pdf Первая проповедь Суббота вечер 1-й недели Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы, братие, после первой недели Великого поста, которая должна была быть проведена в искреннем покаянии, пришли к празднованию Православия, которое открывает нам выход из нашего греховного состояния и указывает путь, которым должен идти человек, начавший покаяние. Если вы принесли покаяние, то этим самым только еще начали входить в настоящую жизнь. Ведь Завет Бога с человеком был положен два раза – в Ветхом Завете и Новом Завете. В Ветхом Завете он был положен через Моисея на горе Синайской, в Новом – через Сына Своего – «Сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за многие изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:28 ). Господь и теперь (в новое), и в древности (ветхое время) открывал Свой Завет. Но чтобы для нас открылась возможность быть в Его Завете, мы должны сами вступить в Завет с Богом. Когда священник в таинстве исповеди отпускает грехи кающемуся, он просит в молитве дать ему образ покаяния: «Сам отныне умилосердись о рабе Твоем и подаждь ему образ покаяния» (Требник 44 стр. Чин исповедания). Мы сами созданы по образу Божию и по подобию. Мы просим образ покаяния, образ исправления – это тот образ, в котором мы должны жить. Покаяние – это наш завет с Богом об исправлении нашей жизни. И если мы не вступим в наш завет, завет человека с Богом, то для нас недействителен и завет Бога с человеком. В Ветхом Завете Бог дал Завет Свой через Моисея. «И сказал Господь Моисею: «Взойди ко Мне на гору и будь там, и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их» (Израиля) ( Исх. 24:12 ). «И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору. И слава Господня осенила гору Синай ... Моисей вступил в середину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе 40 дней и 40 ночей» ( Исх. 24:15–16, 18 ). Когда народ увидел, что Моисей долго не сходил с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: «Встань и сделай нам бога, который шел бы перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, не знаем что сделалось» ( Исх. 32:1 ). Аарон повелел им принести золото. «И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял из рук их и сделал из них литого тельца и обделал его резцом. И сказали они: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» ( Исх. 32:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Закрыть Святая Русь: очертания… Крестопоклонная неделя и современные события 28.03.2022 574 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Воскресенье 3-й недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В субботу вечером на Всенощном бдении в центр храма торжественно выносился Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого совершались перед Крестом три поклона. При поклонению Кресту Церковь поёт: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поётся и на Литургии вместо Трисвятого. Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкве, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение. Крест – Ангелов слава и демонов язва» (Светилен Кресту). Так объясняет значение Креста одно из церковных песнопений. Крестом Христовым пришла радость всему миру об избавлении от пагубы греха, крестом открылся вход в Небесный рай, который был закрыт до этого. С другой стороны, каждый человек и каждый народ несет свой крест. В Евангелии Христос, обращаясь к народу, говорит: « Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25), « и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:38-39). И мы должны пронести этот крест через всю свою жизнь. И этот путь зачастую скорбный, тесный… И необходимо противостоять своей самости, эгоизму, своим греховным желаниям, даже своей воле, если она без Бога, если противна воле Божией. И крест скорбей в любом случае придётся нести, но можно его нести или с ропотом и осуждением или со смирением, благодарением и упованием на помощь Божию. Для первых, кто хулит свой крест, как для безумного разбойника, крест не служит во спасение, а для вторых – послужит во спасение.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/28/sv...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010