119 Призыв хранителям ключей от храма закрыть входы в него (на время совершения молитвы освящения Св. Даров и причащения). 120 Анафора – возношение, пространная молитва освящения Святых Даров в Тело и Кровь Христовы, иначе называемая каноном Святой Евхаристии (Святого Благодарения). По свидетельству св. муч. Иустина Философа (+165 г) молитвы Евхаристии и анафора (благодарение) читалась во услышание народа: «Предстоятель произносит молитву и благодарение, как можно громче, а народ восклицает: «Аминь». Апология 1, гл. 27. 121 Благообразно. В древности верные в определённые моменты Литургии могли сидеть на полу или на седалищах. «Станем добре» – это призыв к верным стоять во время анафоры благообразно, благовидно, быть внимательными и благожелательными друг ко другу, дабы исключить суету при священнодействиях Евхаристии или при причащении (вместительный амвон в древнем храме св. Софии был посреди храма) из опасения, чтобы кто-либо из них не толкнул случайно дискос с Телом Христовым или не разлил бы чашу с Кровью Христовой. 123 «Святое Возношение» – Святые Дары, которые, при возглашении священника «Твоя от Твоих Тебе приносяще…», возвышаются над престолом «пред Лице Божие». Этим кульминационным священнодействием совершается приношение Святых Даров Святой Троице, как Безкровной Жертвы, Жертвы Благодарения Богу «за всё и во всём». 124 Кол.3:15 : «И да владычествует в сердцах ваших Мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны». Еф.4:1–3 : «…умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира». 125 В древнейшем Евхологионе (Барбериновкий кодекс 77) ответ народа изложен так: «Милость! Мир! Жертва Хвалы!» Это – древние взаимные восклицания верных перед началом евхаристического благодарения в подражание апостольскому приветствию: Тит.1:1–4 : «Титу, истинному сыну по общей вере, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего». Евр.13:15 : «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу Жертву Хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его». Сам «Христос есть Мир наш» с Богом ( Еф.2:14 ), а, согласно 1Ин.2:2 : «Он есть Умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего Мира». Христос есть подлинный «объект» и «субъект» новозаветной Жертвы Хвалы. Мистически три восклицания общины («Милость!», «Мир!», «Жертва Хвалы!») допустимо отнести и к Самому Спасителю, Богу и Господу Иисусу Христу, к Его Присутствию среди евхаристической общины верных. См. Мф.18:19–20 : «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Потом коленопреклоняется и, поднявшись, говорит тайно: Хлеб небесный прииму и имя Господне призову (см. Пс. 115, 4 ). Затем, немного наклонившись, берет обе части жертвы между большим и указательным перстами левой руки и дискос между указательным и средним, а правой трижды ударяет себя в грудь и несколько возвышенным голосом трижды говорит благоговейно и смиренно: Господи! я недостоин (тайно продолжает), чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелеет душа моя (см. Мф. 8, 8 ). Потом берет обе части жертвы и над дискосом делает ими на себе знамение креста, говоря: Тело Господа нашего Иисуса Христа да сохранит душу мою в жизнь вечную. Аминь. Наклонившись, благоговейно снедает обе части и, соединив руки, на некоторое время остается в покое, размышляя о святейшем Таинстве. Потом открывает чашу, коленопреклоняется, поднимается и очищает дискос над чашей, говоря тайно: Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову ( Пс. 115: 3–4 ). Призову достопоклоняемого 1593 Господа и от врагов моих спасусь ( Пс. 17, 4 ). Потом берет чашу и, делая ею на себе знамение креста, говорит: Кровь Господа нашего Иисуса Христа да сохранит душу мою в жизнь вечную. Аминь. И принимает всю кровь с частицей, положенной в чашу. Если есть причастники, то причащает их 1594 и потом говорит тайно: Что мы приняли устами, Господи, то да восприимем чистой душой, и от дара временного да будет нам врачевство вечное. Между тем подает чашу клирику, а на торжественной литургии иподиакону, который вливает в нее немного вина. Священник очищает (purificat) свои уста, выпивая это вино, и продолжает: Тело Твое, Господи, которое я принял, и Кровь, которую испил, да приложится к существу моему, и даруй, чтобы нечистота греховная не оставалась во мне, которого обновили чистые и святые Таины, живущий и царствующий во веки веков. Аминь. Между тем священник опускает несколько внутрь чаши два первых перста обеих рук. Клирик возливает на них вина и воды, которыми священник очищает персты и чашу, выпивает омовение и вытирает чашу, пальцы и уста свои платом (purificatorium).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Все сие показывает, что сохранившееся в православии последование Велико-Субботней Пасхальной службы является типичной особенностью древнейших литургических памятников. Чем ближе по времени к эпохе апостольской, а значит, и ко Христу, тем яснее становится существо православия, как обиталище Христовой истины и красоты. Святые дни Пасхальной радости более, чем когда либо, дают переживать сказанное псалмопевцем: «Господь – Пастырь мой. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим. Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Ты приготовил предо мной трапезу в виду врагов моих, умастил елеем главу мою; чаша моя преисполнена» ( Пс.22:1–5 ). «Трапеза в виду врагов» есть Сам Господь, Жертва живая, Пасха новая и таинственная… Ея полнота откроется в жизни будущего века. Но и здесь на земле, в красотах Пасхальной ночи, дано верующим предвкушать вечную радость ея небесной голубизны, ея золотого сияния. Приложение. Краткий словарь некоторых литургических терминов АКАФИСТ (греч. κθιστος μος) значит в буквальном переводе «неседальная песнь». Т.е. такая служба, во время которой сидеть не полагается. Акафист состоит из ряда икосов (см. это слово) и соотв. числа кондаков (см). Икос заканчивается кратким славословием святого («радуйся» и т.д.) Кондак – славословием Бога «аллилуйа». АНТИФОН (греч. ντιφωνον), буквально «противугласник». Попеременное пение отделов хвалебной песни двумя хорами или ликами. Отсюда и вообще всякая богослужебная песнь, которую полагается петь указанным образом, называется антифоном, хотя бы она исполнялась одним хором. Некоторые антифоны называются еще степенны, (ναβατμοι, лат. gradualia), ибо иудеи пели в древности тексты этих антифонов ( Пс.119–133 ) хорами, расположенными друг против друга по ступеням («степеням») храма. БОГОРОДИЧЕН ДОГМАТИК. (греч. θεοτιον). Песнь в честь Богородицы, в которой с похвалой Богородице соединено учение (догма – греч. δγμα) о личности Иисуса Христа, как Богочеловека и о сущности воплощения. На вечерне Богородичные догматики поются после стихир на «Господи воззвах» (см. слово «стихира»). Сами Богородичные догматики представляют тоже особую разновидность стихир. Они поются на все восемь гласов (см. слово «глас»).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каброль считает тексты Иринея и Фирмилиана молитвами " евхаристического освящения вообще " ( " prieres de consecration eucharistique en general " ) То же повторяют и Варэн и Раушен Мы приводили, говоря о литургии святого Иустина Философа, мнения разных ученых о значении его слов " пища, над которой совершено благодарение через молитву слова Его (Христа)... " Одни в этом видели установительные слова (Харнак, Маркович, Шерман, Мерк, Шикк, Шване, Раушен-Алтанер), другие — весь евхаристический канон (Катанский, Барденхэвер, Зееберг, Варэн, Герхард Раушен, Салавиль). Вунзен в этом видел Молитву Господню " Отче наш " . Ваттерих — эпиклезу. Мы высказали выше свое мнение: эпиклеза не упомянута как таковая в этом повествовании, но она напрашивается всем контекстом молитв и всего рассказа, особенно если литургию Иустина привести в зависимость от литургии " Апостольского предания " , как это сделал в свое время Пауль Древс. Возможность эпиклезы у Иустина в связи с известной ему молитвой " анамнезы " признает и Салавиль, хотя и оговаривается, что эта молитва вряд ли была тождественна с современной нам молитвой призывания Jugie. «Theologia dogmatica christ. orient.», t. III, cap. IV, art. V, p. 256. «Lecons sur la Messe», p. 259; cf.: F. Cabrol. «Epiclese» in: DACL. T. V, col. 168. L. A. Molien. «La priere de l’Eglise», p. 351. A. Naegle. «Die Eucharistielehre des hl. Joh. Chrysostomus». Strassburg, 1900, S. 144. F.Varaine, op. cit., p. 79. Holler, op. cit., p. 78. «Eucharistie», passim; Cabrol. «Epiclese», col. 172. «Les fondements scripturaires de l’Epiclese» in: «Ech. D’Or.», 1909, p. 5; in: «Revue Augustinienne " , N 8, p. 303. Brinktrine, op. cit., p. 25. «Eucharistie», p. 303. «Epicl. euchar.», col. 204-205. Ibid., col. 222. M. P. Gr. T. 32, col. 188. «O Evkaristiji», str. 197-199. «Eucharistie», p. 396. «Lecons sur la Messe», p. 259. «La Messe», p. 530. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

В мистической связи с Богочеловеком духовно созревает и воспитывается в Церкви человек для Небесного Царства. Молитва и чтение Священного Писания – Слова Божия – устанавливают между Богом и человеком тесное духовное общение. Исполнение воли Божией в жизни делает человека родным и близким для Бога. Общение со Христом в Таинстве Причащения не только сообщает небесную радость и великое счастье, но и укрепляет человека на жизненном пути. Без постоянной помощи Божией человеку невозможно исполнить Евангелие в своей жизни. Поэтому Евангелие одновременно исполнимо и не исполнимо. Без помощи Божией свято жить не удастся. С помощью Божией можно горы свернуть. Каждая литургия в Православной Христовой Церкви есть приобщение верующих Тайной Вечере. Каждый раз на литургии перед Причащением все причастники молятся: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими... Просим Бога сделать нас участниками Его Тайной Вечери сегодня, сейчас – днесь. В храме во время богослужения границы времени раздвигаются, ведь мы здесь приобщаемся вечности. На литургии слышим слова священника: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое... Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя... Говорит эти слова священнослужитель, но он ведь не о себе и не от себя говорит. Он как член Церкви – Тела Христова сейчас является устами Христовыми. А когда священник преподает нам Животворящие Тело и Кровь Христовы, он является рукою Христа. Поэтому необходимо серьезно и ответственно подходить к Чаше Евхаристии. Святой апостол Павел говорит: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 27–30). Подготовка к Причащению называется говением. Человек старается примириться со всеми, простить предварительно все обиды, чтобы и от Бога в Таинстве Покаяния получить прощение. Усиленно борется со своими страстями, то есть греховными навыками, особенно усердно исполняет волю Божию. Телесный пост является хорошим помощником в духовной борьбе. Нужно тщательно взвесить и оценить свою жизнь, свое поведение. Нужно суметь увидеть свою греховность, чтобы в Таинстве Покаяния с Божией помощью вычистить греховный хлам из своей души и смыть слезами сердечного сокрушения и скорби о грехах толстый слой греховной пыли со своего сердца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Плоть и Кровь Христа, по обетованию и в силу наития и действия Святого Духа, призываемого Церковью, вкушают верующие под видом хлеба и вина. Телу и Крови Христовой поклоняются они как Самому закланному Агнцу, явившемуся на Небесном престоле (5:6). Само наименование части богослужебной просфоры, предназначенной для таинства Евхаристии, Агнцем, и акт изъятия и перенесения Его на престол, есть не что иное, как символическое представление апокалипсического Агнца. Ряд молитв и песней, в которых возносится хвала и благодарение Богу, есть своего рода воплощение и фактическое исповедание Церковью тех молитвенных песней, какие тайновидцем влагаются в уста ангелам, животным, старцам и всему живущему на небе и земле. Все это символизируется под образом гуслей и золотых чаш, полных фимиама (5:8). Песнопения современной Литургии, включенные в состав евхаристического канона: " Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу " , " Тебе поем, Тебе благодарим, Господи " свой первообраз имеют, по-видимому, в песнях и восклицаниях Апокалипсиса (главы 4,5,7). Наконец возгласы в современном богослужении и Литургии: " Яко твое есть царство, сила и слава " , " Яко подобает тебе всякая слава, честь и поклонение " , " Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа " - живо напоминают подобные им доксологии Апокалипсиса. Так, апостол Иоанн, начинает книгу апостольски-литургическим приветствием " благодать вам и мир " , прибавляя затем: " Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь " . (1:4-6) Подобным образом и заканчивается Откровение: " Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь " (22:21). Такого рода доксологическая формула часто повторяется и варьируется. " Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков " (5:13). Иногда прибавляется восклицание " аллилуия " , которое по Апокалипсису является небесной песнью вечности. " Аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему " (19:1). " И вторично сказали: аллилуия! " (19:3). Утвердительная формула " аминь " , употребляется иногда в начале и конце доксологии. " Аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь " (7:12); иногда с прибавкой впереди " ей, аминь " (1:7) или " аминь! аллилуия! " (19:4) - это единственные еврейские выражения, которые не были переведены, и остались в тех звуках, в которых они были преподаны Богом. От них " веет, поэтому духом глоссолалической таинственности " .

http://pravoslavie.ru/1669.html

Последнее видение (главы 21-22) переносит взор с неба на землю, где все обновилось. Тайнозритель видит новое небо и новую землю, видит новый Иерусалим, сходящий с неба, украшенный подобно невесте, видит новую скинию Божию, водворяющуюся среди людей (21:1-3). Это видение разумно прилагать к христианскому богослужению, а именно к Литургии. Ведь новая скиния уже не ветхозаветный храм, который при всем своем великолепии был лишь отблеском божественного величия, это - скиния, в которой Бог лично и постоянно будет жить с людьми. И в этом видении Церковь Христова как новый Иерусалим и новая скиния противопоставляет себя Иерусалиму древнему и древней ветхозаветной скинии, а все новозаветное богослужение - ветхозаветному храмовому. Неслучайно о преобразившейся скинии говорится уже в послании апостола Павла к Евреям, где она называется скинией " истинной, которую воздвиг Господь, а не человек " и которая иного устройства (Евр 8:2; 9:11). В новом Иерусалиме не будет больше рукотворного храма, " ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец " (21:22). И в город этот " не войдет… ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни " (21:27). Город разделяет река, а " по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов " (22:2). Это есть подтверждение обетования, данного Ангелу Ефесской Церкви (2:7). В этом городе ангелы - сослужители, пророки - братья христиан (19:10; 22:9). Всматриваясь в общее содержание описанных видений, нельзя не видеть в них изображения Церкви Христовой с ее богослужением, в особенности это касается чина Литургии. Тайнозритель, созерцая и представляя живую связь и единство Церкви земной и небесной под образами, какие были известны в современной ему церковной, богослужебной жизни первого поколения христиан, хотел представить идеальный образ Церкви Христовой, как великого всемирно-исторического Царства. Апостол Иоанн стремится показать, что задача Церкви состоит в преобразовании, в искуплении и освящении мира, в воссоединении его с горними обителями. Эту великую задачу Церковь совершает посредством богослужения, совершением таинств, в особенности Евхаристии. От исполнения этой великой задачи зависят судьбы мира и самой Церкви. При таком понимании Апокалипсиса литургическая сторона этой книги получает более широкое значение. " Именно значение богооткровенного образца, сообщавшего санкцию богослужебной апостольской практике и в то же время дававшего величественную идею для дальнейшего развития и образования священнодействия Евхаристии с одной стороны, с другой - значение действительно литургической практики конца апостольского века, в том простом еще виде " , какой имела она при апостоле Иоанне Богослове.

http://pravoslavie.ru/1669.html

Соломон говорит: «Премудрость создала себе дом, обтесала семь столбов его, приготовила у себя трапезу; послала слуг своих звать... «Приидите и ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное». Видите, здесь повторяются те слова, которые мы слышим каждую литургию. Соломон говорит здесь о Божественной Премудрости – о Христе. Семь столбов – семь таинств Церкви Православной. Трапеза – это Божественная литургия, во время которой предлагаются Хлеб Небесный и Вино жизни – Тело и Кровь Животворящие. Слуги – это архипастыри и пастыри, не престающие звать всех верующих на Вечерю. Звон колокола церковного – тот же зов на Трапезу. Хлеб и вино прообразуют в притче те Хлеб и Вино, которые здесь в храме прелагаются страшным, чудесным образом в Животворящее Тело и Кровь Христовы. Так царь Соломон только предчувствовать мог святейшую тайну Божественной литургии. Пророк Исаия, говорится в Библии , видел дивное видение: увидал он Господа, сидящего на Престоле высоком. Престол окружали серафимы, имевшие шесть крыл, два служили им для летания, двумя они закрывали ноги и двумя стрепетом закрывали лица, непрестанно вопия: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» С ужасом благоговейным воскликнул пророк: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами». И сказал Господь: «Не бойся!» И полетел серафим, в руке у него клещи, и он взял ими горящий уголь от жертвенника Божия и коснулся им уст Исаии. В этом видении клещи, по толкованию святых отцов, руки Пречистой Девы, восприявшей Сына Божия. Эти руки протягиваются к нам, уголь же пылающий – Святые Таины, пламенем своим попаляющие наши беззакония. Так учат и предугадывают пророки. А мы не умеем дорожить этим сокровищем, среди нас есть такие, которые не идут к Чаше. Про таких людей сказано: «Царица Южская восстанет на суд с родом сим и осудит его, потому что с далекого юга пришла она послушать мудрости Соломоновой, и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, потому что они покаялись от проповеди Ионы, и вот, здесь больше Ионы». Так и в Ветхом и в Новом Завете говорится о великом даре Божественной литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

В любом случае ученики тоже больше обращают внимания на дела, чем на слова. Если учитель оставил небесное и растратил себя на временное и преходящее, само собой разумеется, что его ученики научатся презирать вечное и весь свой помысел отдадут только настоящему. Про таких людей Бог сказал: Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? ( Пс 49,16–17 ). И еще: Всякий день имя Мое бесславится ( Ис 52, 5 ). Хорошо учить, когда ты сам поступаешь, как учишь, и за твоим словом следует дело, и добродетель видна без слов. И блажен не тот, кто учит, но кто делает и учит». 4 . Сказал старец: «Если ты говоришь кому-нибудь о духовной жизни, говори с умилением и слезами, прочувствовав каждое слово. А если не можешь, то лучше не говори ничего, иначе, намереваясь спасти других, чужими словами погубишь себя». 8. Из святого Ефрема Лучше усердно учиться, чем учить других во вред себе, делая недолжное. Кто себя наставляет, тот и другого наставит. Кто следит за собой и сам постоянно учится, то научит и ближнего. 2 . Не гони брата из-за своего любоначалия. Если не от Бога твой замысел, то он не продержится долго. А если от Бога, то прячь его среди вещей, как Саул, которого Господь потом взял и поставил вождем Своего народа. Глава 39: О том, что кто выносит суждения по внушению Святого Духа, даже если он не священник, на его стороне Божья воля, и не признавать этого нельзя; и о том, что Бог разрешает учить не только священникам, но и тем, кто чист духовно; и о том, что такое «мысленное священство» и как в пустыне в отсутствие священника следует причащаться Святых Тайн 1. Из Григория Двоеслова Святой Венедикт, не будучи священником, во время Литургии дал просфору в жертву за двух умерших отлученных от причастия дев, которые покидали храм всякий раз, когда диакон говорил, чтобы не причащающиеся вышли из церкви. А после жертвы больше уже никто не видел, чтобы во время Литургии эти девы покидали храм. Поэтому, Петр, мы без всяких сомнений верим, что как только была принесена за них просфора, они сразу же удостоились прощения и освободились от наказания заступничеством блаженного Венедикта.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Что лишает нас благодатного, сердечного участия в Божественной Литургии и в святейшем таинстве Евхаристии? – Неверность Евангельским заповедям Христа Спасителя, и преимущественно той, в которой заповедуется любовь и мир с ближними. Заповедь о примирении для ясности выражена Христом Спасителем столь определенно, что нет ни малейшего затруднения в ее разумении. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда прииди и принеси дар твой» ( Mamф. V. 23–24 ). В древности верные, остающиеся в храме после выхода оглашенных, беснующихся и кающихся, были предупреждены о том, что с враждой на кого-нибудь нельзя предстоять при совершении тайнодействия примирительной жертвы Христовой. Для этого в Апостольской Литургии возглашалось: «Да никто ни на кого, да никто в лицемерии!» Св. Иоанн Златоуст прибавляет к этому следующее изъяснение: «Да никто из недостойных вкушать Божественную трапезу! Да никто никогда не могущий прикасаться оскверненными устами к страшным таинствам! Если имеешь на врага гнев, изринь гнев, уврачуй язву, разреши вражду, да приимешь врачевание от трапезы Господней» (Беседа Злат. на притч, о блудн. сыне). Когда таким образом в храме, как некогда в Сионской горнице, остались одни верные ученики со своим Учителем и Господом, открывается, как и тогда, неизъяснимое зрелище: – Христос Спаситель наедине со своими учениками входит с ними в самое ближайшее общение, делает их участниками небесной трапезы во оставление грехов и открывает им высочайшие тайны Боговедения. В последней с учениками беседе, начатой на тайной вечере в горнице Сионской, и законченной молитвой, Христос Спаситель утешал Своих учеников о предстоящей разлуке с Ним, обещал о Своем втором пришествии для соединения с Ним на веки: «Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Uoah. XIV. 1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010