И творит, вслед за молитвой, отпуст (т.е. окончание) проскомидии. Диакон же кадит предложение и потом, крестовидно, — святую трапезу (престол) и, помышляя о земном рождении Того, Кто родился прежде всех веков, присутствуя всегда повсюду и повсеместно, произносит в самом себе (даётся по-русски): «Ты, Христос, наполняющий всё, безграничный,/был/в гробу телом, а в аду, как Бог, душою, а в раю с разбойником, и на престоле господствовал с Отцом и Духом» . После этого диакон выходит из алтаря с кадилом, чтобы наполнить благоуханием всю церковь и приветствовать всех, собравшихся в святую трапезу любви. Каждение это совершается всегда в начале службы, как и в жизни домашней всех древних восточных народов предлагались всякому гостю при входе омовения и благовония. Обычай этот перешел целиком на это пиршество небесное — на тайную вечерю, носящую имя литургии, в которой так чудно соединилось служение Богу вместе с дружеским угощением всех, которому пример показал Сам Спаситель, всем услуживший и умывший ноги. Кадя и кланяясь всем равно, и богатому и нищему, диакон, как слуга Божий, приветствует их всех, как наилюбезных гостей Небесного Хозяина, кадит и поклоняется в то же время и образам святых, ибо и они — гости, пришедшие на тайную вечерю: воХристе все живы и неразлучны. Приготовив, наполнив благоуханием храм и, возвратившись потом в алтарь и вновь обкадив его, диакон отдаёт кадильницу прислужнику, подходит к иерею, и оба вместе становятся перед святым престолом. Став перед престолом, священник и диакон три раза кланяются и, готовясь начинать священнодействие литургии, призывают Духа Святого, ибо всё служение их должно быть духовно. Дух — учитель и наставник молитвы: «Мы не знаем, о чём молиться, — говорит апостол Павел — но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Римл. 8, 26). Моля СвятогоДуха, дабы вселился в них и, вселившись, очистил их для служения, священник дважды произносит песнь, которою приветствовали ангелы рождество Иисуса Христа: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» .

http://pravmir.ru/poyasnenie-bozhestvenn...

Мы уже говорили о том, что литургия имеет эсхатологическое измерение, возводя верующего от реальности земного бытия к реальности горнего мира, к Царству Божию. В этом смысл начального возгласа литургии оглашенных: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Тема Царства – одна из центральных в христианском благовестии. Земное служение Христа началось словами: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф. 4:17 ). Все притчи Христа – на тему Царства: Чему уподоблю Царство Божие? – спрашивает Он. И отвечает: оно подобно зерну горчичному, жемчужине, найденной на поле, закинутому в море неводу, закваске в тесте. Иисус всегда сознавал Себя Царем. На вопрос Пилата: Ты Царь Иудейский? – Иисус отвечает: Ты говоришь ( Мф. 27:11 ). Но добавляет: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда ( Ин. 18:36 ). Конфликт между Иисусом и иудеями разворачивался вокруг темы Царства. Иудеи хотели в лице Иисуса увидеть могущественного царя, самодержца, который освободил бы их от иноземного владычества. Вместо этого Иисус предложил им учение о том, что Царство Божие внутрь вас есть ( Лк. 17:21 ). Иудеи так и не поняли до конца, о каком Царстве говорил Христос. Да и ученики Христа этого не понимали до того момента, пока не увидели Иисуса распятым на кресте с надписью «Царь Иудейский». Тогда только было явлено миру то, о чем Иисус говорил в Своих проповедях: Царство Божие – это распятая на кресте любовь Бога к человеку. Божественная литургия, будучи воспоминанием крестной жертвы Спасителя, в то же время являет Царство Божие, пришедшее в силе. Именно поэтому тема Царства становится лейтмотивом литургии с самого первого ее возгласа: Царство Божие есть содержание христианской жизни, Царство Божие, по согласному учению Предания и Писания, есть знание Бога, любовь к Нему, единство с Ним и жизнь в Нем. Царство Божие есть единство с Богом как с источником жизни, как с Самой Жизнью... Что значит «благословить Царство»? Это значит – признать и исповедать его как высшую и последнюю ценность... Это значит – провозгласить его как цель того Таинства – странствия, восхождения, входа, – которое теперь начинается. Это значит устремить свое внимание, ум, сердце, душу и всю жизнь к тому, что действительно от века есть – единое на потребу. Это значит, наконец, исповедать, что уже сейчас, еще в «мире сем», возможно приобщиться ему, войти в его сияние, истину и радость. Каждый раз, когда христиане «собираются в Церковь », они свидетельствуют, что Христос есть Царь и Господь, что уже открылось и даровано Его Царство, что началась уже новая и бессмертная жизнь...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Царь же, войдя посмотреть на пир, увидел там человека не в брачной одежде и сказал ему: «друг мой, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он молчал. Тогда сказал Царь рабам Своим: «свяжите ему руки и ноги, возьмите и ввергните его во тьму: там будет плач и скрежет зубов. Потому что много званых, но мало избранных». Потому-то каждый христианин должен приходит во храм Божий с чистой совестью и с любовью к Богу и людям и, в продолжении всей литургии, с полным вниманием следить за всем, что делается во храме. Страшно для христианина, присутствующего на этой святейшей духовной вечери, услышать грозный вопрос Отца Небесного: друг! как ты вошел сюда, не имея в душе любви ко Мне? Да сохранить нас Господь от небрежения о своем спасении и да даст нам желание и силы быть в числе не только званых, т. е. христиан по имени, но и избранных членов Царства Господа Иисуса Христа и удостоиться вместе со святыми угодниками Божиими, вечно воспевать пречестное и достохвальное имя Пресвятой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. 3.Литургия верных После того, как оглашенные выйдут из храма, начинается литургия верных. Диакон произносить ектенью, в которой призываем, оставшихся во храме верных молит Господа о заступлении, спасении и помиловании. Священник же, в алтаре, тайно читает молитву, в которой благодарить Господа Бога, сподобившего его предстать пред святым Своим престолом, молит Его принять молитвы верующих и бескровную жертву, приносимую ради грехов людей. Затем диакон, от лица всех верующих, повторяет начало и конец великой ектеньи, а священник тайно молит Господа, чтоб Он послал успех в жизни всем со страхом и любовно служащим Ему а сподобил их неосужденно причаститься святых Таин. В древности, вместо двух кратких ектений, произносились молитвы о епископах, священниках, царях, о властителях, о земле и море, воздуха и всей вселенной. Такие пространные моления имели тогда значение, так как литургия верных совершенно отделялась от литургии оглашенных. Но теперь, когда обе литургии совершаются нераздельно, эти пространные моления были бы только повторением начала литургии; поэтому святые Василий Великий и Иоанн Златоуст исключили эти молитвы, удержав только начало и конец их, для воспоминания о дорогих христианину временах Апостольских. Затем начинается пение Херувимской песни. Умилительные минуты, когда поют эту песнь. Пение священной песни, молитвы священника, каждение алтаря, иконостаса и присутствующих в храме, потом вынос Святых Даров (великий вход) молитвенное воззвание, чтобы Господь помянул нас во царствии Своем: все это невольно трогает душу и заставляет нас чувствовать величие и милосердие Божие, и наше ничтожество и греховность пред Господом Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Здесь снова раскрывается Великая Тайна Вочеловечившегося ради нашего спасения Бога: причащаясь Его Плоти и Крови, мы тем самым соединяемся с нашим Творцом. Весь Новый Завет заключается в Жертве любящего Бога, пролившего на Кресте Свою Кровь ради спасения людей. Приобщение к усыновляющему нас Богу происходит именно на литургии, когда мы с чистым сердцем приступаем ко Святым Дарам. Хлеб и вино действием Благодати Святого Духа освящаются в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Происходит это не само собой, а по молитве всей христианской общины. Предстоятель общины – епископ (или священник) перед престолом молится Богу о схождении Святого Духа на хлеб и вино, и Бог, по нашей вере, вновь и вновь совершает это самое великое Чудо, через которое нам раскрываются врата в небесные обители нашего любящего Отца. Жизнь после литургии И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1: 5–7) Нельзя думать, что быть христианином значит быть лишь порядочным человеком, ходящим в церковь. Христианин есть человек, обращённый к Богу через Христа; человек, живущий полнотой истины Христовой; живущей во внутреннем и внешнем единстве со всеми христианами; человек, покоряющий себя смирению и любви, стремящийся существенно преобразить и свою личную и общую жизнь и готовый ради этого на всякий труд и подвиг; человек верный Христу и в церковной, и в мирской жизни С. С. Верховский Быть может, самое важное в жизни христианина начинается в тот момент, когда после литургии, после приобщения ко Христу, он возвращается к своей повседневной жизни. О чем в это время чаще всего думает человек? Что заботит его? Кто-то, ощущая приятную усталость после продолжительной службы, стремится домой, чтобы отдохнуть за праздничным столом в кругу семьи или друзей. И в этом нет ничего предосудительного: совместная трапеза в христианстве всегда занимала важное место. Нам необходимо быть ближе друг к другу, создавать в своих семьях традиции, способные наполнить наш дом атмосферой взаимной любви. Но нельзя забывать о том, что мы только что соединились с Богом, а стало быть, мысли и чувства наши не должны ограничиваться только едой и отдыхом. Господь, благословляющий наши праздничные столы и добрые беседы, ждет от нас большего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Не подлежит сомнению также литургическое значение следующего места: «Царство мира, – говорят небожители, – соделалось Царством Гос­пода нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков». И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица и поклонились Богу, говоря: «Благодарим Тебя, Господи Боже Вседержителю, Который есть, и был, и грядешь, что Ты приял силу Твою великую и воцарился». Отсутствие более положительных и определенных литургических па­мятников апостольской эпохи лишает нас возможности определить, на­сколько богослужение апостольское, с одной стороны, отразилось в Апокалипсисе, с другой – насколько идеи последнего имели влияние на пос­ледующее образование чина Литургии. Тем не менее влияние это несом­ненно и выказывается отчасти в построении главной части Литургии, в расположении молитв евхаристических, отчасти в самих формах молитв, песней и особенно доксологий или возгласов. В самом деле, идея общения, единения и взаимодействия Церкви зем­ной с невидимою небесною, лежащая в основе и проходящая сквозь все богослужение православной Церкви и особенно наглядно выражающаяся в Литургии, притом в ее главной святейшей части, первообраз свой имеет в изображении небесного тайнодействия тайнозрителя ( Апок. 4:4–6 ). На пре­столе Церкви так же, как на небесном престоле, по представлению Церк­ви, восседает невидимо Сам Бог; престол – средоточие всех таинственных действий, подобно светильникам, освещающим и согревающим христиан­ские души. На престоле, как бы в деснице невидимого Сидящего на нем, Евангелие, представляющее Самого Агнца Христа, вещающего верным. Пресвитеры с епископом во главе, подобно апокалипсическим старцам, окружают престол, восседая на седалищах; на престоле и вокруг престола невидимо соприсутствуют им ангелы. Служители Церкви как бы прислу­шиваются к сослужащим им небожителям и вторят им в служении. «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жерт­ва тайная совершенна дориносится»; «иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице, трисвятую песнь припевающе» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Человек вступает в Церковь , умирая и воскресая со Христом в таинстве крещения, которое в православной традиции называется «святым просвещением». Купель крещения, как сказал святитель Кирилл Иерусалимский , гробница и лоно, могила и матерь. Человек умирает в водах крещения со Христом, чтобы возродиться в нового человека Царства Божия. Он умирают с Ним в купели для греховной и смертной жизни этого века, чтобы жить с Ним всегда в вечной жизни. Крещение совершается тройным погружением во имя Святой Троицы, «новопросвещенный» облачается в белую одежду спасения и получает через помазание святым миром «печать дара Духа Святого». Это личная Пятидесятница человека, как и крещение – его личная Пасха. Человек получает дар Духа Святого, чтобы быть способным к духовной жизни, в которую он был рожден в крещении. Сразу после таинства миропомазания новопросвещенный, даже если он младенец, ведется к евхаристической трапезе, чтобы причаститься хлеба Жизни, тела и крови Христа на брачной вечери Агнца Божия в Царстве Небесном. В православной традиции Церковь , как мы видели, называется «Царство Божие на земле». Она – Царство Отца, потому что она – Невеста Сына, Чья жизнь состоит в общении с Божественной природой, которая познается творением как «праведность и мир и радость о Святом Духе» ( Рим. 14, 17 ). «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» ( 2Пет. 1, 3–4 ). В Церкви Христовой люди вводятся в рай и становятся причастниками Божественного естества Святой Троицы. Евхаристическая жертва Церкви – всеобъемлющий акт ее самореализации как священного сообщества. Также евхаристия является выражением существа Церкви как самого спасения. Люди спасаются через Церковь , потому что само ее существование состоит в общении с Богом, в Котором все «небесное и земное» ( Еф. 1, 10 ). В Церкви люди участвуют в Божественной литургии Святой Троицы – «едином действии» трех Божественных Лиц: Отца, Сына и Святого Духа (слово «литургия» означает «общественное служение»). Они сослужат небесной литургии ангелов, присоединяются к непрестанному пению трисвятой песни Творцу. Они участвуют в космической литургии, соучаствуя небесам и земле и всему творению в «хвалении Бога» и «проповедании славы Божией» (см.: Пс. 18, 2 ). Они вступают в реальность несравненно более страшную и величественную, чем та, от видения которой на вершине горы Синай древний Моисей «трепетал от страха».

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/bog...

Но это от человека зависит, потеряет он благоговение или нет, просто надо всегда готовиться и следить за собой. Например, Иоанн Кронштадтский причащался каждый день, хотя надо учитывать, что он и жизнь вел соответствующую. Неужели кто-то без частого причащения надеется достигнуть состояния как у Апостола Павла, когда он сказал про себя: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20) а ведь к этому все мы призваны, слова Христа «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Матф.5:48) обращены ко всем верующим. И совершенства можно достигать лишь пребывая во Христе для чего и нужны таинства исповеди и причастия. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни(Иоан.6:53) Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» (Иоан.6:56) Советую почитать книгу: «О непрестанном причащении Святых Христовых Таин» Прп. Никодим Святогорец, свт. Макарий Коринфский. Ceльckiй бригадиръ 18 сентября 2010, 12:54 Марине. В древности, действительно, в эпоху гонений практиковалось более частое причащение Св. Дарами. Однако эта практика относится к периоду становления Церкви, характеризующемуся чистотой жизни первых христиан, обильными харизматическими дарами (пророчествами, исцелениями, воскрешениями мертвых и т.п.). Однако после окончания гонений в церковную ограду вошло много людей, жизнь которых не вполне соответствовала евангельским заповедям. Была введена практика раздачи и вкушения антидора в конце литургии, вместо Св. Даров, для неподготовившихся к причастию. Верные не принуждались к причастию при каждом посещении церкви, т. к. не все бывали готовы к причащению. Именно для того, чтобы в соответствии с 9-м Ап. прав. обязать оставаться в храме до окончании божественной литургии и тех, которые по тем или иным причинам не могут причаститься, заведена была раздача антидора, который принимался из рук священника по окончании литургии для вкушения и освящения непричащающихся.

http://pravoslavie.ru/39157.html

И теперь мы молимся во время Божественной Литургии: И сподоби нас (позволь нам), Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, небесного Бога Отца, и глаголати: Отче наш , Иже еси на небесех… Размышляя над откровением Бога н жизни народа Ветхого Завета и в жизни Церкви Нового Завета, ясно видно, что Бог есть Любовь , и что во всех Его действиях в мире Бог Отец через Иисуса Христа и Святого Духа являет Своё Существо как Любовь.Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши… И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём. ( 1Ин.4:7–10, 16 )…Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. ( Рим.5:5 ) Будучи этой Любовью , наш Небесный Отец совершает всё возможное для жизни и спасения человека и мира, потому что Он «долготерпелив и многомилостив» и желает простить человеку его грехи, чтобы тот мог войти в Его Жизнь и Любовь. В псалме Давида, который обычно поётся в Церкви в начале Литургии, тоже говорится об этих благодатных Божьих свойствах:Благослови, душа моя. Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои… Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. ( Пс.102 ) …Творца небу и земли… В первой главе Книги Бытия дано библейское описание творения. Творить  – здесь означает создавать из ничего; давать существование тому, что раньше не существовало; или, как говорится в Литургии св. Иоанна Златоустог о: «приводить из небытия в бытие». Православное учение о творении говорит, что один Бог – нетварен и существует вечно, а всё остальное было Им сотворено. Однако Господь не творил всё в отдельности и зараз. Сначала Им была сотворена первичная основа бытия, и затем, в течение времени (возможно миллионов лет, см. 2Петр 3:8 ), эта основа бытия творческой силой Божьей, в неё вложенной, произвела всё то многообразие, которое наполняет теперь Божий мир.…Да произрастит земля зелень… Да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую… Да произведёт земля душу живую по роду её… ( Быт.1:11, 20, 24 )

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

162 Термины апофатического богословия, отрицающие человеческие качества в Боге. Согласно Дионисию Ареопагиту выразить сущность Бога в категориях человеческого языка невозможно. В отношении сокровенного Бога он употребляет выражение «Божественное Ничто». 163 Присно – постоянно, всегда. Церк. слав. «присносущный Бог» – т. е., Бог, вне времени и вне пространства бытийствующий, всегда сущий, всегда существующий. 164 «и также всегда сущий – Ты и Единородный Сын и Дух Твой Святый» – позднейшая интерполяция, утверждающая единосущное ипостасное бытие Святой Троицы. 165 В библейском повествовании Бог сотворил Мир из небытия Своим Словом: «И сказал Бог...» (см. Быт.1 ). Согласно новозаветному учению и учению Святых Отцов, Вселенная сотворена из ничего Богом-Отцом через Его Превечное Божественное Слово – Сына Божьего, содействием исходящего от Отца Святого Духа. (В анафоре Литургии св. Василия Великого о Сыне Божьем сказано, что Сыном Божьим Бог-Отец «время сотворил и... утвердил (в бытии) всё сущее, ибо Он (Сын Твой) есть всесильное Слово Твоё»). Бытие Божие – истинное, несотворенное, бытие Мира – тварное. 169 Грядущее Царство=Будущее Царство. Грядущее Царство – это Царство Христово, постепенно раскрывающее себя как Присутствие Духа Святого и явление благодати Божией в мире и человеке. О Царстве Божием смотрите также сноску к начальному возгласу Литургии «Благословенно Царство...» Ср. прошение из молитвы Господней «Отче наш»: «...да приидет Царствие Твое...» и ( Мф.3:2 ):«Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царство Небесное». 171 Златоуст прославляет Бога не только за благодеяния, которые нам очевидны, но и за те, истинная цель которых от нас сокрыта и они кажутся нам злом. Истинная цель присутствия зла в жизни людей и страданий человека откроется только в вечности. Последними словами умиравшего святителя Иоанна Златоуста были: «Слава Богу за всё!» 174 Об ангелах см. ( Ис.6:3 ): «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»; ( Откр.4:8 ): «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Поэтому, признавая безоговорочно всю несомненную пользу, больше того – абсолютную необходимость исторического исследования в литургическом богословии, о чем, надеюсь, с достаточной ясностью, я писал в моем «Введении в литургическое богословие», я считаю неправильным и вредным то сведение Литургии к истории богослужения, что заменило собою прежнее пленение ее богословской схоластикой. Я убежден, например, что этой исторической редукцией, в первую очередь, объясняется беспомощность, растерянность, разноголосица литургистов в глубочайшем литургическом кризисе, что разразился в наши дни внутри христианства. Им словно нечего сказать в ответ на всевозможные литургические эксперименты, производимые с целью «приблизить» богослужение к «нуждам», «идеям» и даже «требованиям» современного мipa, то есть, попросту говоря, растворить его в современности. Сказать же нечего им потому, что, растворив богослужение сначала в истории, они сами, в сущности, подвели основание под растворение его теперь в современности, лишили смысла сам вопрос о вечной и неизменной сущности Литургии, о значении ее – для Церкви, для человека, для мipa. А тем самым и реакцию на все эти эксперименты отдали в руки бесплодного, литургически-безграмотного интегризма. § IV    Все это нужно было сказать, чтобы снова оправдать — на этот раз по отношению к евхаристическому воспоминанию — метод, лежащий в основе всего этого исследования и который, по моему глубокому убеждению, один только и соответствует и отвечает как сущности, так и цели литургического богословия. На вопрос о смысле этого воспоминания, о смысле Литургии как таинства воспоминания целостного ответа мы должны искать в самой Евхаристии. Это значит – в непрерванности, в тождественности того опыта, — не личного, не субъективного, — а именно церковного, который в евхаристическом священнодействии воплощен и в каждом его совершении исполняется.    Здесь нужно со всей силой оговорить, что целостный ответ не означает – весь ответ, все знание, им раскрываемое. Всего ответа ни на один настоящий вопрос нам знать не дано, и не только в силу нашей ограниченности, а потому что неисчерпаема глубина Божественной тайны, Божественного смотрения о мире и человеке, и потому – неисчерпаемо ни здесь, на земле, ни в вечности и наше искание, наше вопрошание. Да, мы уже теперь, в этой земной жизни, призваны к участию в небесном таинстве, к приобщению небу. Но знание наше все еще отчасти, «ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится... Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан...» (1Кор. 13:9, 10, 12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010