Начало его пророческого служения относится к концу царствования Иеровоама II, приблизительно за 740 лет до Р.Х., и продолжалось оно до падения Самарии в 721 году. Это был период духовного упадка израильского народа, усиления идолопоклонства и моральной распущенности. Натиск воинственной Ассирии содействовал политической неустойчивости в Израиле и частым дворцовым переворотам. Пророк Осия энергично обличал пороки современников, в особенности скверные языческие обычаи, которые евреи переняли от соседних народов. Предсказывал Осия и о грядущих бедствиях. Из его личной жизни известно, что он женился на Гомер, которая стала ему изменять и открыто блудодействовать. Пророк был вынужден с ней формально развестись, но продолжал ее жалеть и любить. Эта личная драма показала пророку, как тяжела духовная измена израильского народа своему Богу, Который заключил с ним Завет на Синайской горе, а евреи этот союз с Богом нарушили, осквернили – впали в духовный блуд. Поэтому Господь предсказывает через пророка о том, что евреи будут отвергнуты, а язычники будут призваны в Царство Божие. Содержание Книги пророка Осии: о неверной жене и неверности Израиля (Ос. 1–2 гл.); о верности Божией (Ос. 3 гл.); обличение Израиля (Ос. 4–7 гл.); Суд Божий над Израилем (Ос. 8–10); ряд кратких бесед на ранее затронутые темы (Ос. 11–14 гл.); заканчивается книга обещанием спасения праведным (Ос. 14 гл.). Книга пророка Исаии В первой половине VIII века до Р.Х. жил Исаия – один из величайших пророков всех времен. Наделенный от Бога высокими духовными дарованиями, Исаия принадлежал к высшему обществу и имел свободный доступ в царский дворец. Он обладал широким государственным кругозором и крупным поэтическим талантом. Сочетание в нем этих исключительных качеств делают его книгу уникальной в древней письменности. Книга пророка Исаии изобилует предсказаниями о Мессии, о Его благодатном Царстве и о новозаветных временах, благодаря чему пророка Исаию называют «ветхозаветным евангелистом». Пророк Исаия, сын Амоса, родился в Иерусалиме около 765 года до Р.Х.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Исаия оставил после себя книгу пророчеств , вошедшую в свод книг Ветхого Завета . Пророчества выраженные в этой книге столь ясны и точны, что Исаию со святоотеческих времен называют «ветхозаветным евангелистом» . По словам святителя Кирилла Александрийского , «Исаия есть вместе пророк и апостол , его пророческие изречения имеют ясность евангельской проповеди» . Святой пророк Исаия имел также и дар чудотворения. Так, когда во время осады Иерусалима врагами осажденные изнемогали от жажды, он своей молитвой извел из-под горы Сион источник воды, который был назван Силоам, т. е. " посланный от Бога " . На этот источник впоследствии Спаситель послал умыться слепорожденного, которому Он возвратил зрение. По молитве пророка Исаии Господь продлил царю Езекии жизнь на 15 лет. Пророк Исаия скончался мученической смертью. По приказанию иудейского царя Манассии он был перепилен деревянной пилой. Пророк погребен был недалеко от Силоамского источника. Впоследствии мощи святого пророка Исаии были перенесены царем Феодосием Младшим в Константинополь и положены в храме святого Лаврентия во Влахернах . В настоящее время часть главы святого пророка Исаии хранится на Афоне в Хилендарском монастыре . О времени и событиях, происходивших при жизни пророка Исаии, говорится в 4-ой книге Царств (гл. 16, 17, 19, 20, 23 и др.), а также во 2-ой книге Паралипоменон (гл. 26-32). Молитвы Тропарь, глас 2 Пророка Твоего Исаии память, Господи, празднующе,/тем Тя молим:/спаси души наша. Кондак, глас 2 Пророчества дарование прием, пророкомучениче, Исаие Богопроповедниче,/всем изъяснил еси вочеловечение Господне,/возгласив велегласно концем:/се Дева во чреве приимет. Использованные материалы   Иероним, блаженный, Послание к Павлину.   Толкование на Исаию. Предисловие. Редакция текста от: 03.05.2015 14:43:41 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/10548.html

   Григорий Богослов, свят. Песнопения таинственные. Слово 4, о мире//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 2. С. 26.    Он же. Слово 6, об умных сущностях//Там же. С. 30. Ср.: Tertulliani. Adversus Marceonem//PL. Т. 2. Col. 297C-298A. Рус. пер. см.: Тертуллиан. Против Маркиона. С. 11. Кн. II, 10.    Gregorii Magni. Homiliarum in Evangelia libri duo. 34. 9//PL. T. 76. Col. 1251A.    См.: Василий Великий, свят. Беседы. 11//Василий Великий, свят. Творения. Т. 2. С. 170. Ср.: Григорий Нисский, свят. Большое огласительное слово. Гл. 6//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. I. С. 18.    См.: Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 190. Кн. 2. Гл. 4.    См.: Григорий Богослов, свят. Песнопения таинственные. Слово 6, об умных сущностях//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 2. С. 30—31.    Августин, блаж. О Книге Бытия. Кн. 10. Гл. 14.//Августин, блаж. Творения. Т. 2. С. 597.    Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 252.    Феофан Затворник, свят. Толкование на Послание к Ефесянам. 6, 12//Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Послание к Ефесеям. М., 1998. С. 460—461.    См.: Иоанн Сергиев, прот. Полное собрание сочинений. В 7 т. Т. 2. СПб., 1994. С. 599.    Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 188. Кн. 2. Гл. 3.    См.: Немесий Эмесский. О природе человека. С. 29. Гл. 1.    См.: Basilii Magni. Ennaratio in prophetam Isaiam//PG. T. 30. Col. 608C. Рус. пер. см.: Василий Великий, свят. Толкование на пророка Исаию. 14//Василий Великий, свят. Творения. Т. 1. С. 428—429.    Иоанн Златоуст, свят. К Стагирию, подвижнику, одержимому демоном. Слово первое. 4//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 1. Кн. 2. С. 174—175.    Цит. по: Вениамин (Федченков), митр. Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский. М., 2007. С. 170. РАЗДЕЛ II. ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ... Глава 1. Сотворение человека 1.1. Сотворение человека Богом    Свв. отцы обращают внимание на то, что при творении мира ангельского, мира вещественного и, наконец, при творении человека Бог действовал различным образом. Мир ангельский, говорит преп. Исаак Сирин, был сотворен Богом «в молчании». Вещественный мир вызван от небытия к бытию творческим Божественным: «Да будет!» И только перед творением человека Бог как бы останавливается.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

8-10);    ряд кратких бесед на ранее затронутые темы (Ос. 11-14 гл.);    заканчивается книга обещанием спасения праведным (Ос. 14 гл.). Книга пророка Исаии    В первой половине VIII века до Р.Х. жил Исаия — один из величайших пророков всех времен. Наделенный от Бога высокими духовными дарованиями, Исаия принадлежал к высшему обществу и имел свободный доступ в царский дворец. Он обладал широким государственным кругозором и крупным поэтическим талантом. Сочетание в нем этих исключительных качеств делают его книгу уникальной в древней письменности. Книга пророка Исаии изобилует предсказаниями о Мессии, о Его благодатном Царстве и о новозаветных временах, благодаря чему пророка Исаию называют «ветхозаветным евангелистом». Пророк Исаия, сын Амоса, родился в Иерусалиме около 765 года до Р.Х. К пророческому служению двадцатилетний Исаия был призван особым откровением Божиим, когда он увидел Бога Саваофа, сидящего на престоле и окруженного Ангелами (Ис. 6 гл.). Исаия проходил свое пророческое служение при иудейских царях Азарии, Иоафаме, Ахазе и Езекии. Известно, что он имел жену и двух детей. Закончилась пророческая деятельность Исаии в 8 год царя Манассии мученической смертью, когда он, по преданию, был перепилен деревянной пилой (Евр. 11:37). Кроме книги пророчеств, он описал деяния царей Озии и Езекии (которые, впрочем, не дошли до нас) и привел в порядок семь последних глав Притчей Соломоновых (Притч. 25:1). При царях Азарии (Озии) и Иоафаме иудейский народ был заражен идолопоклонством, которое еще больше усилилось при Ахазе. Этот царь даже «сделал литые статуи Ваалов... и проводил сыновей своих через огонь» (2 Пар. 28:2-3). Против Ахаза пошли войной цари Факей Израильский и Рецин Сирийский. Ахаз послал большие подарки ассирийскому царю Феглатфаласару, и тот победил Факея и Рецина, на Ахаза же наложил тяжелую дань. Пророк Исаия ободрял народ во время нападения Факея и Рецина и дал царю знамение победы над ними в пророчестве о рождении Мессии от Девы (см. Ис.7:14). Но пророк укорял Ахаза за обращение за помощью к ассирийскому царю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

И положу забрала твоя иаспис, и врата твоя камения кристалла, и ограждение твое камения избранная. И вся сыны твоя научены Богом, и во мнозе мире чада твоя. И правдою возградишися (Исаии 54, 11—14). Свое мнение об этом мы высказали в толковании на того же пророка. О подобного рода камнях и двадцатый псалом поет: Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадовался зело. Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его. Яко предварил еси его благословением благостнным, положил еси на главе его венец от камене честна (ст. 1—4). Это те жемчужины пророков и апостолов, которые, по сравнению Христа (Матф. гл. 13), все продаются в Евангелии, чтобы можно было купить драгоценную жемчужину и камень, о котором Захария пишет (гл. 4), что он имеет семь очей, то есть семь даров Духа Святого. Читай Исаию. И апостолом Павлом полагаются на основании Церкви, для построения на нем, золото, серебро и драгоценные камни (I Кор. гл. 3). Но говорить о цветах, свойствах и действиях каждого из них теперь не время; это требует особого тома, так как взаимное сравнение всех камней и порядка камней у Иезекииля, и в Исходе, и в Апокалипсисе и у Исаии вызывало бы много вопросов и в читателе, и в авторе. Особую книгу о них лично передал мне и святый муж епископ Епифаний. И в XXXVII книге Естественной Истории Плиния Секунда, после разнообразных сведений о всяких предметах, говорится о драгоценных и простых камнях. К ознакомлению с ними мы и должны отослать рачительного читателя. Далее, в переводе Симмаха пишется, что этот князь тирский как бы был украшен ожерельем из камней. Поэтому он говорит об ободке (тутрапит) золотом, на котором были укреплены камни. Поэтому и в еврейском далее следует: золото — обделка украшения твоего и ободки (foramina) твои приготовлены были в день сотворения твоего. Вместо этого LXX поставили: золотом ты наполнил сокровищницы свои и кладовые свои, относя это к чувству и уму, так как мысль его открывала в божественных тайнах и собирала для себя духовные богатства, относительно которых Господь заповедал: скрывайте себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит и идеже татие не подкапывают, ни крадут.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

изображается так: рисуются город, храм и в нем жертвенник, и книжники, держащие хартии и учащие стоящих пред ними евреев. Близ жертвенника воин убивает пророка Захарию. Вне храма царь заушает пророка Михея, а близ него иудеи побивают камнями пророка Захарию, сына Иодаева. За городом на холме распят Христос. 14. Притча о краеугольном камне. Камень, егоже небрегоша и проч. (Матф. 21, 42) изображается так: в церкви апостолы, святители и преподобные крестят и учат еллинов и евреев, которые лобызают друг друга. Христос свыше благословляет их. Вдали горит Иерусалим. Вне его воины убивают иудеев, а пророк Исаия, указывая на Христа, держит хартию со словами: се аз полагаю в основание Сиону камень многоценен, избран, краеуголен, честен, и веруяй в он не постыдится (Исаии гл. 28, ст. 16). 15. Притча о царе, сотворившем браки сыну. Уподобися царствие небесное человеку царю и проч. (Матф. 22, 2–14). изображается так: рисуется церковь . Вне ее, на одной стороне, иудеи – одни отсчитывают деньги за волов и за другие товары, кои стоят подле них, другие пируют с женами, слушая мусикийские органы, иные перепиливают пророка Исаию, некоторые ввергают Иеремию в тинный ров. На другой стороне церкви апостолы учат язычников, мытарей и блудниц, из коих одни припадают к ним, а другие сокрушают идолов. Среди церкви на трапезе видны потир и дискос. Вокруг нее стоят ангелы и все святые в белых одеждах, со светильниками в руках. Поодаль от них бесы связывают по рукам и ногам человека, одетого в рубище, и влекут его в ад; а Христос в царской одежде стоит близ него и говорит ему (на хартии): друже, како вшел еси семо, не имый одеяния брачна. 16. Притча о вечери. Человек некий сотвори вечерю... (Лук. 14) изображается так: Христос стоит и благословляет. Справа от Него видны иудеи, книжники и фарисеи, одни ядущие и пиющие, другие торгующие, а некоторые из простолюдинов поклоняются Ему. На левой стороне припадают к Нему язычники, а прочих поучают апостолы. 17. Притча о талантах. Человек некий отходя, призва и проч. (Матф. 25, 14–29)

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

В основном же святые отцы слышат в пророческих словах Софонии эсхатологическую весть о дне судном. Ориген , полемизируя с Цельсом, говорит: «Мы собственно и не отвергаем того положения, что огонь, обладающий силой очищения, истребит некогда мир, что грех и пророк будут исторгнуты и что наступит опять обновление мира; мы признаем даже, что всему этому мы научились из священных книг – у пророков» Против Цельса, кн. 4, п. 21]. Ориген явно основывается здесь на словах пророка Софонии: Всё истреблю с лица земли, говорит Ягве ( Соф. 1:2 ) и далее: Ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля. Тоща опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Ягве и служили Ему единодушно ( Соф. 3:8–9 ). Для Оригена огненное посещение Ягве в день Его – это не просто истребление, а очищение и обновление мира. Такова сила огня Ягве. В этом глубинная предпосылка Феодицеи, оправдания дня Божественного гнева, огня Господня. Бог всё творит ко благу. Св. Василий Великий на основании пророчества Софонии говорит о близости дня Господня: «Но много уже тому времени, как говорится о приближении дня Господня; потому что все пророки свидетельствуют о близости его, чтобы никто не расслабевал от замедления его, и не был застигнут неготовым. Об этом свидетельствует и Софония, говоря: убойтеся от лица страха Господня, зане близ день Господень. И немного после: близ день Господень великий, близ и скор зело...» Толк, на пр. Исаию, гл. 13, 7]. Так и св. Кирилл Александрийский отмечает, что пророк Софония день Господень называет скорым, «как имеющий наступить без какого-либо замедления и имеющий обнаружиться в непродолжительном времени» Толк. Библия А.П. Лопухина , т. 7, кн. пр. Софонии, гл. 1, 14–18]. Однако близость пророческого времени не хронологическая близость, что пророк видит близким, то не всегда близко для историка. Всякий человек всегда живет в близости поспешающего дня Ягве. Велик и страшен день Ягве. Близок великий день Ягве... День гнева – сей день! Величию страшного дня судного поражались святые, жившие не временной суетой и реально ощущавшие наступление дня Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

134 То есть не только уповали, но и знали бы уже в настоящей жизни, что на страшном суде будут освобождены от наказания за свои грехи. 137 То есть от намерений идолослужителя, ибо в действительности Бог не может быть лишен своей славы. 144 Βασιλευοντος παρ’ ατος θεομισος нельзя переводить как латинский: regnabat apud eos hostis Dei и видеть здесь указание на какого-либо одного из современных пророку царей иудейских. Исаия пророчествовал при четырех царях ( Ис.1:1 ), и объясняемое пророчество относится к царствованию последнего из них – Езекии ( Ис.38:1 ), который «делал угодное в очах Господних во всем так как делал Давид отец его» ( 4Цар.18:3 ; 2Пар.29:1 ). Поэтому θεομισος должно принимать в значении существительного, или лучше за неупотребительное существительное θεομσος. Таким образом, св. Отец говорит вообще о времени пророка, не указывая на частных лиц. 145 Как еврейское imperfectum ( Исх.3:14 ), в качестве имени Божия имеет значение настоящего, прошедшего и будущего, так и греческое настоящее причастие ν, в отношении к Богу, имеет значение и прошедшего, за отсутствием такового в глаголе εμι. Изъяснительное распространение этого имени Божия представляет апокалипсическое: Сый, и Иже бе, и грядый ( Откр.1:8 и др). В таком значении всевременности или вечности толкуют это имя Божие и другие св. Отцы и церковные писатели, например св. Иустин (в Увещании к Эллинам) „ ν – συλλαβς οχ να μονον δηλουσηςχρονον, λλ τους τρες τοντε παρεληλυθοτα κα τν νεστ τα κα τν μελλοντα; ср. Злат. на Ин. беседы 3 и 15; Феодорита 1 Quaest. In Genes.; Св. И. Дамаскина Изл. веры правосл. кн. 1, гл. 12; Феофилакта на Ин.8:58 . 148 Вместо στησεν у святого Кирилла, как и в некоторых кодексах Библии, читается: τρησεν – просверлил. 150 Соответствующим русскому: ли в вопросительных предложениях, когда предполагается несомненно положительный ответ. 153 Γενητος у Отцов церкви имеет особое, догматическое, значение, как противоположность γεννητος: первое указывает на тварное происхождение, второе выражает акт превечного рождения Сына Божия из существа Бога Отца. Так св. Афанасий μες τν Yν γεννητν μν λεγο μεν, οχ δ κα γενητον, γεννητν γρ στι τ πατερα χον, γενητν δ τ γενεσιουργν χον – О св. Тр. диал. 2; то же нередко у св. Кирилла, напр. на Ин.10:33 , ср. Епифания, Ереси LXIV и предисловие к I псалму.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Но когда говорит: поставлю Елиакима (имя которого толкуется воскресение Бога, ибо восстал на помощь нам Бог Слово, древле говоривший: от скорби бедных и стенания нищих ныне избавлю, глаголет Господь), тогда, говорит, будет уповаяй всяк славный в дому отца его. А дом Отца Христова какой бы иной мог быть кроме церкви? но кто славен в ней, тот будет уповать на Христа и не только один славный по суду мира, но хотя бы кто был и ничтожным (по этому суду); ибо праведен и не лицеприятен Бог всяческих, напротив, воздает каждому по мере возраста духовного, так как и духовном отношении одни суть отцы, другие же еще дети, отроки и юноши. Ис.22:25 . Сия глаголет Господь Саваоф: подвигнется человек утвержден на месте верне, и падет, и потребится слава, яже на нем, яко Господь глагола. После столь продолжительного повествования, предлагается сжатая и краткая речь, показывающая строгость божественных судов и дающая видеть царя, с подобающей властью утверждающего приговор. Сила приговора, если угодно, опять может относиться к Сомнану домоправителю; если же (понимать) его шире, и относить к священнодействующим по закону; то понимай так, как мы сейчас объяснили. Те, которым казалось, что они пользуются прочным счастьем (ибо это значит: считать себя утвержденным на месте верне), пали и лишились принадлежавшей им славы, потому что никто не подал им помощи и не мог восставить уже низверженных, яко Господь глагола. Ибо аще затворит от человеков, кто, говорит, отверзет ( Иов.12:14 )? Гл. XXIII. Видение на Тира Ис.23:1 . Плачитеся, корабли Кархидонстии, яко погибе, и ктому не идут от земли Китиейския, отведеся пленен. Стараясь, сколько возможно, уяснить предреченное Богом и о Тире, мы опять прежде расскажем историю и представим ясно, каким образом он был взят и погиб и отведеся в плен, по написанному. Итак, когда Вавилоняне, опустошив Иудею и сожегши и самый святой город, отвели в плен Израиля, – иноплеменные народы, жившие в соседстве и в окрестности, отверзая дерзкие и необузданные уста, начали поносить славу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Следовательно, необходимо еще раз ясно сказать и подчеркнуть, что эсхатологическое видение и толкование библейской истории и географии, то есть Святой Земли и ее священной истории как символа всей Земли и нашего единого хронотопа (то есть географо-исторического центра нашей цивилизации, или " пупа земли " , как говорит пророк Иезекииль), не означает отрицания истории и географии Святой Земли Израилевой - Палестины, а через нее и нашей планеты Земли. В действительности все совсем наоборот. Резюмируем: в центре истинное - библейское типологическое (мистическое, исихастское, литургическое) восприятие и видение мира, истории человеческой и земной, видимой и рассматриваемой всегда в преображающем свете Царства Небесного. Именно таким видением обладал первый праотец Иаков - Израиль: лестница которая соединяет Небо и Землю (Быт.28:12-18). Это - видение и восприятие земли и истории рода Адама на ней в свете присутствия Господня на этой Земле и в истории. Здесь мы подразумеваем и первую парусию Христову в Палестине, и ту эсхатологическую парусию Царства Небесного, как это так же, но новозаветно, полнее говорит и свидетельствует Сам Христос (Быт.28:12-18; Ин.1:14 и 49-52). Ту же самую тему обширнее развивает апостол Павел в послании к Евреям (гл. 7-9, 11-13), где на эсхатологический манер и толкует совокупную священную историю и священную географию ветхого и нового Израиля. За апостолом Павлом это видение и понимание излагает и показывает в жизненно-литургической практике вся святоотеческая богословская мысль, экзегеза, гимнография, историософия и прежде всех и всего сама Святая Литургия Православной Церкви. Итак, если мы соединим наивеличайшего ветхозаветного пророка Исаию и наивеличайшего христианского апостола Иоанна и воедино свяжем их подлинно библейское, пророческое видение Святой Земли и ее истории как символа всей земли и истории рода человеческого, то это и будет единственно библейское, ветхозаветно-новозаветное видение, послание и благовестие о Христоцентричном движении и подвиге преображения этого неба и этой земли в Новое Небо и Новую землю (Ис.65:17; Откр.21:1-3), что, по сути, одна единая всесоборная Скиния (Дом, Церковь) Бога с людьми и людей с Богом. Небо на земле и земля на Небе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/164/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010