Ибо вот что писано в том же катехизисе. Вопрос. Кая нам есть потреба сего поучения о соборной Церкви? Ответ. Сего ради, яко да известно ведуще ю, в ней пребываем и спасении будем, зане кроме Церкви Божия нигде же нет спасения. Якоже бе при потопе, вси елицы с Ноем в ковчеге не бяху, истопоша: тако и в день судный вси, иже ныне в Церкви святей не будут, тии в озеро оное огненное ввержены будут. Церковь же свою сам Христос спасает, якоже нам Святой апостол Павел возвещает, глаголях: Христос есть глава Церкви, и Он есть спаситель тела своего. Се убо иже не пребывают в сей соборней Церкви, тех Христос не спасает, и Духа Святого сицевые не имут. О них же есть написано тако: яко сами отделяются от единости веры, и суть телесни, Духа не имуще. Бог же сам пребываяй в Церкви своей, спасает ю. (Лист 122.) Неужели Андрей Денисов этого не читал, что сам отлучился от соборные Церкви, и от ее пастырей? Во всяком случае он сделался явным еретиком, как писано в этом же Катехизисе. Вопрос. Почему познавати еретика? Ответ. Дел ради сих: аще не имеют истинного пристанища, рекше святые Апостольския Церкви; аще не призываемы входят в чин учительства и учат не тако; аще ино некое новое учение предлагают, его же отцы наши не предаша. Глаголет бо о сих Иоанн Богослов в соборном послании своем, в 75 зачале: аще кто грядет к вам, и сего учения не приносит, не приемлите его в дом, и радоватися ему не глаголите. Аще противни Православной Церкви и вере являются, и веру нашу отметают, и в смущение нас приводят, повелевающе нам последовати своим преданиям. О сем божественный апостол Павел в послании своем к Титу глаголет: еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратился таковый, и согрешает и есть самоосужден. Аще приходят в одеждах овчих, се есть, под именем Христовым, творя себе аки истинных пророк, и имея всегда во устах своих слово Божие. О сем глаголет во втором послании своем Петр апостол, в зачале 65: Быша же и лживии пророцы в людех, якоже и в вас будут лжывии учители, иже внесут ереси погибели. И паки к Римлянам Павел глаголет: Молю же вы братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры чрез учение, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них. Таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву, иже благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых. (Зачало 121). Аще противляются учению Церкви Христовой, яже есть столп и утверждение правды и истины. Плод же жития их и нрава есть отпадение от веры, и отлучение от соборные и Апостольския Церкви, прение между ними, и имена их от их учителей новых. По всему писанию сему познавати еретика. (Большой катехизис, лист 21). По этому писанию все признаки показывают, что Андрей Денисов со своими последователями и со всеми сектантами раскольничьими суть сущие еретики. От того, первое, что Андрей Денисов со своими последователями не имеет святые соборные Апостольские Церкви, со всеми семью таинствами и с полным священноначалием.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

50 В позднейшее время в иных местностях, каков например, Афон, колонны господствуют исключительным образом (В Московском Успенском соборе столбы имеют круглую форму колонн). 51 См. для образца фасад Солунской церкви святых Апостолов (теперь мечети Соук-су-Джамиси,– Itinaire de l’Orient Изамбера, 2 издание р. 718) в несколько раз помянутом выше Сборнике Общества древне-русского искусства на 1866г., Отд. II, к стр. 27 и у Любке фасад церкви Божьей Матери в Константинополе ( Θεοτ κου το Λιβς, построенной при императоре Льве философе, Дюканж Constantinop. Christ., lib. IV, теперь мечети Зерек-Джамиси,– Изамберг ibid. р. 556), s. 259. 54 А на некоторых Афонских церквах, у которых паперти равны по величине самым церквам, так что составляют как бы задние церкви, по десяти куполов – пять на самой церкви и пять на паперти. 55 См. в Собрании карт, планов н рисунков к Трудам первого Археологического съезда, Москва, 1871, планы церквей греческих и наших (а Московский житель может пойти в Успенский собор и посмотреть, как поставлены на нём купола). 56 См. сейчас вышеуказанные Собрания карт, планов и пр. лист IX, на котором купола греческие и наши. 57 Кто видал св. Марка Венецианского, тот припомнит, что купола его снаружи кажутся меньшими, чем в действительности, оттого, что не многогранные, а как наши – круглые и без колонок между окнами. 58 См. разрез св. Софии у Любке или Савваитова и Сборника Общества древне-русского искусства на 1866г. Отд. II, лист рисунков к стр. 27. 60 Русские двери см. по указанному в предыдущем примечании, а греческие там же л. VIII и в Сборнике Общества древне-русского искусства на листе рисунков к стр. 27, и 4. 62 См. их на фасаде Новгородской церкви Спаса Преображения в помянутом Собрании карт, планов и пр., л. IX, и также на фасаде церкви XIII века Псковской губернии, помещённом в журнале Нива, 1878г., 63 Владимирские арки (лизены) см. в Сборнике карт, планов и пр., листы IX, XVI, XVII, XVIII и XXI. 65 Слегка и в одном верхнем поле украшена барельефами Покровская церковь близь Боголюбова, построенная Андреем Боголюбским. Не только в верхнем поле, но и в верхней части нижнего и всплошную украшен ими Владимирский Дмитриевский собор, построенный братом Боголюбского Всеволодом. См. барельефы в издании гр. Строганова: «Дмитриевский собор во Владимире (на Клязьме)», Москва, 1849 (барельефы Покровской церкви хорошо видны и на её фасаде в Собрании карт, планов и пр., л. XXI, а барельефы Дмитриевского собора на фасаде тут же, л. IX, только слитным образом знать).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

699 Грамота в Никоновской летописи V, 3, Воскресенская летопись, – Собрание летописей VIII, 79, Степенная книга, I, 559, также в Актах, относящихся до юридического быта древней России Калачова, т. I (1857), стр. 544.– Никоновская летопись и Степенная книга говорят, что и последующие за Киприаном до их времени или до XVI века митрополиты приказывали переписывать его грамоту, с тем, чтобы читать её при их отпевании и потом полагать в их гробы (это должно разуметь о последующих митрополитах за исключением преемника Киприанова Фотия, который написал свою прощальную грамоту.– О философской приписи Киприана к грамоте cfr Описание синодальных рукописей лист 364, и лист 293). 701 Племянник Киприанов Григорий Цамблак, вызванный было им в Россию, получив весть об его смерти, когда на дороге к нему находился около Вильны, не поехал в Москву, а остался в Литве. Очень вероятно понимать это так, что он не надеялся встретить в Москве хорошего приёма; а если так, то будет следовать, что Киприан не оставил в Москве, по крайней мере – в высшем её кругу, особенно почитаемой памяти. 702 В окружном послании к литовским епископам, написанном после поставления в литовские митрополиты Григория Цамблака, Фотий пишет: «посла (Василий Дмитриевич после смерти Киприана) к святому патриарху и к священному собору и к святому царю, яко да его же по Божию хотению изберут и пришлют, той есть нам и святый (читай: той и есть нам святый) святитель киевский и всея Руси по старой пошлине», – Акты Истории т. I, стр. 32 col. 2, и в Памятниках Павлова col. 329 fin.. 703 Возможно ещё, что великий князь не избрал и не послал в Константинополь своего кандидата ввиду того, что Витовт, о чём сейчас ниже, просил себе отдельного митрополита. Если бы в митрополиты всея России поставлен был природный Русский, то императору и патриарху труднее было бы отказать Витовту в его просьбе. 704 См. указанное послание Фотия, в Актах стр. 32 col. 2 начало, у Павлова col. 329, и окружную грамоту Витовта о поставлении Цамблака, – в Актах Западной России т. I, стр. 36 col. 1. Утверждают, что титул архиепископа, с которым Феодосий является позднее, под 1415 годом (Акты Западной России т. I, стр. 33 и у Павлова col. 309), дан был ему Витовтом перед отправлением в Константинополь для поставления в митрополиты. (См. Вестник Западной и Юго-Западной России Говорского, 1862 года Сентябрь, книга 3, стр. 143, примечание 7). Но насколько справедливо, не знаем. Греком называет его литовская летопись Даниловича, напечатанная в I книге Учёных Записок II Отделения Академии Наук, стр. 43, и в IV книге Чтений Общества Истории и Древностей за 1898 год, стр. 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

31 августа 1951 г. Совет Министров СССР утвердил проект строительства новой гидроэлектростанции в 18-ти километрах от Новосибирска, около деревни Нижние Чёмы. В эксплуатацию ГЭС была принята 14 марта 1963 г. Августовское решение раз и навсегда перечеркнуло судьбу более 300 деревень и десятков лесных гектаров, оказавшихся в зоне затопления. Под воду одним махом отправили такие исторические и духовно значимые здания, как Сретенскую церковь, каменную часовню купца Горохова, санаторий с его изумительными фонтанами. Источники: Гос. архив Новосибирской области, фонд 1020 опись 2 дело 44 лист 200 (Постановление Президиума Облиспокома о закрытии церкви в посёлке Бердске); Гос. Архив г. Томска, фонд 170 1 531 (Клировые Ведомости за 1865 и 1891 г.г., где упоминается, что церковь Сретения Господня Томского Ведомства Барнаульского округа Бердского села Благочиния построена в 1808 г.); Справочная книга по Томской епархии за 1909-1910 г.г. Томск, 1911 г.; " Опыт работы воскресной школы Сретенского прихода г. Бердска " , Бердск, 2001 г.; http://rodinoved.ru/berdsk-sretenskaya/istoriya/ Церковь каменная, трехпрестольная: главный престол во имя Сретения Господня, придельные – во имя Богоявления Господня и Успения Божией Матери, построена в 1808 г. Земли при ней около 200 дес. и лесных наделов до 4 дес. Состав прихода: село Бердское Барнаульского уезда, деревни: Морозова, Ельцовская, Сосновская, Мильтюшская, Верхне-Чемская и мукомольный завод В. А. Горохова. Прихожан обоего пола 6 417 душ. Причта по штату: два священника, диакон и два псаломщика. Содержание причта при готовых причтовых домах для священников и диакона и квартирном пособии для псаломщиков по 36 руб. в год: %% с причтового капитала 65 руб. и доходы от треб до 3 280 руб. Походная церковь во имя святителя Тихона, Задонского чудотворца, устроена в 1897 г. На окраинах села Бердского три часовни. В деревне Морозовой церковная школа грамоты, учащихся в ней обоего пола 65 чел. В приходе 5 училищ Министерства Народного Просвещения: ремесленная низшая школа открыта в 1903 г., двухклассное училище открыто в 1901 г, Мильтюшское одноклассное училище, народное училище на мукомольном заводе Горохова открыто в 1888 г. и Сосновское одноклассное училище.

http://sobory.ru/article/?object=53161

ч. Иадгари (Sinait. iber. 1, 14, 18, 20, 26, 34, 40, 41, 49, 59, 64, 65, старая коллекция, дополняющие их фрагменты из новой коллекции: Sinait. iber. 2 (Sinait. iber. 65, старая коллекция), Sinait. iber. 5 (Sinait. iber. 59, старая коллекция), Sinait. iber. 29 (Sinait. iber. 40, старая коллекция), Sinait. iber. 56 и т. д.) и др. Указанные в каталоге Цагарели Ханметный Лекционарий (VI. 2858/4) и рукопись (2058/5), включающая литургии ап. Иакова и свт. Иоанна Златоуста, хранятся в коллекции ун-та в Граце. Литургические книги содержат множество примечаний и заметок переписчиков, поясняющих содержание и происхождение определенных фрагментов, дающих историческую справку и т. д., особенно их много в рукописях Иоанна-Зосимы. В Sinait. iber. 34, составленной, отредактированной и переписанной Иоанном-Зосимом, приводятся пояснения к псалмам, Часослову, посвященные церковным праздникам тексты и т. д. Колофоны синайских рукописей содержат исторические сведения о груз. колонии на Синае. Так, они сообщают о груз. церквах в мон-ре вмц. Екатерины (Sinait. iber. 17, старая коллекция. Fol. 308v; Sinait. iber. 69, старая коллекция. Fol. 150v), о переписчиках и заказчиках, о плате за работу (Sinait. iber. 50, старая коллекция. Fol. 183v), о др. церквах на Синае (Sinait. iber. 67, старая коллекция, лист-вкладыш). Квирике Мидзнадзорели, заказчик рукописи Sinait. iber. 2, новая коллекция (Fol. 20v), сообщает, что он выстроил малую церковь около большой (по-видимому, основной церкви мон-ря VI в.), а также странноприимный дом для паломников-арабов. В процессе работы над рукописями новой коллекции были выявлены др. редакции (Sinait. iber. 48 и 50) груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли), к-рая была известна по Шатбердскому (Кекел. S 1241, 70-е гг. Х в.) и Челишскому (Кекел. H 600, XIV в.) сборникам. Анализ текста 3 редакций позволяет предположить, что они имели один общий архетип: Sinait. iber. 50 (105 листов) составляют хроника кон. VI - сер. VII в., полный текст Жития св. Нино, а также Житие Иоанна Зедазнели и Житие Авива Некресели. Из рукописи Sinait. iber. 48 сохранилось 14 листов хроники. В новой коллекции обнаружены рукописи VI в., созданные на кавк. албан. (агванском) языке. Первые образцы албан. письменности были зафиксированы И. Абуладзе в арм. рукописи (Письмовик XV в.) Матенадарана. Однако искаженный многократным переписыванием албан. алфавит не дал возможности расшифровать найденные впосл. эпиграфические надписи на этом языке. Синайские рукописи (Sinait. iber. 13 и 55, ок. 100 листов) представляют собой нижний, смытый слой палимпсеста (верхний текст груз.), частично расшифрованный акад. З. Алексидзе как Лекционарий, содержащий чтения из НЗ - первый образец лит. памятника на албан. языке. Дешифровка Лекционария доказала, что албан. является древней формой удинского языка (дагестан. группа кавк. языков), грамматические формы и лексика в них нередко идентичны (см. ст. Албания Кавказская ).

http://pravenc.ru/text/639853.html

( Желтов, Правдолюбов. С. 487-491). В обряде accessus ad altare правильно разделены возгласы (слова Лк 1. 35b обращены к старшему священнику, а не к диакону), умовение рук еще не перенесено из комплекса священнодействий великого входа в начало литургии (см. Taft. Great Entrance. P. 165-177); в эпиклезе анафоры не указаны диаконские «Аминь» при благословении Даров и нет тропаря 3-го часа («Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа»); указаны особая формула на преломление Св. Хлеба («Въ прломлнии хлеба...»; ср.: Орлов М. И. Литургия св. Василия Великого. СПб., 1909. С. 279) и молитвы до и после Причащения («Въ множеств грховъ...», «Даждь ми, Господи...»; «Тло и кровь, Юже прияхъ...», «Буди мне, Господи, отдание грховъ...»), характерные для периферийных рукописей Евхология ( Taft R. Byzantine Communion Rites: II. Later Formulas and Rubrics in the Ritual of Clergy Communion//OCP. 2001. Vol. 67. P. 275-372); не описан обряд вливания теплоты (хотя возглас диакона «Благослови и освяти [Так! - Ред.], отче, чашю сию» и ответ священника «Исполнние Святаго Духа...» указаны; см.: ibid. P. 441-502); священник вопреки древней традиции причащаться из рук другого ( Taft R. Byzantine Communion Rites: I. The Early Ritual of Clergy Communion//OCP. 1999. Vol. 65. P. 307-345) причащает сам себя; благодарственная молитва предстоятеля помещена на своем месте (после Причащения народа). На листах 1а и 10 об. находятся миниатюры - изображения святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста (проведенное в 1992 г. во ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря исследование показало, что ни миниатюры, ни заставки рукописи вопреки встречающемуся в лит-ре мнению не поновлялись); еще одна миниатюра должна была находиться между листами 19-20 (перед формуляром литургии Преждеосвященных Даров), но этот лист был вырван, видимо, потому, что там был изображен не свт. Григорий Двоеслов (имя к-рого в качестве творца литургии Преждеосвященных Даров указывается в рукописях только с XVI в.), а др. святой (рукописи старше XVI в. иногда указывают в качестве автора этой литургии святителей Епифания Кипрского, или Василия Великого, или Германа К-польского).

http://pravenc.ru/text/Варлаама ...

Помимо издательства Русского монастыря на Афоне Вышенский Затворник сотрудничал со многими другими издателями. Письма к ним в совокупности позволяют изучить подходы святителя к публикации своих трудов. Как автор он предъявлял высокие требования к корректуре, внимательно следил за ее качеством, читая гранки и первые экземпляры отпечатанных в типографии кни г. Это ясно видно из письма, где речь идет о книге, права на издание которой он передал Свято-Пантелеимонову монастырю: «Я… уступаю издавать, а не искажать. Чтоб авва Исайя поступил в продажу в искаженном виде, я не изъявляю согласия, и, если Вы отправили книги в книжные лавки для продажи, поспешите уведомить книгопродавцев, чтобы они остановили продажу сих книг по причине некоторых в них поправок, которые скоро будут исполнены» л. 452]. Так же требовательно святитель относился к подбору корректоров и переписчиков, готовивших рукопись к изданию. Просьбы о поиске подходящей кандидатуры порой не были лишены свойственного ему юмора. Так, протоиерею Василию Нечаеву об издании Евангельской истории он пишет: «Подыщите, пожалуйста, корректора – папу. – И растолкуйте ему, что грех , если он хоть одну ошибку допустит, ибо в истории все священный текст» c. 122–123]. Помимо морального стимула святитель предлагал использовать и материальную заинтересованность, заключая с корректорами письменное соглашение с условием: «если, например, в листе будет опечаток более одной или двух… то за тот лист не платить» л. 450–453]. Желая, чтобы выработанные им принципы соблюдались, применялись и при дальнейшем издании его трудов, святитель Феофан приобщал к издательскому делу своего любимого племянника. «Пришла череда вступить тебе в чин издателя» c. 196–197], – обращался он к Алексею Говорову , а впоследствии упоминал об издании книг как общем с ним деле: «Книгопродавец духовных книг Горбунов просит выслать ему по 15 экземпл. наших с тобой изданий» c. 196–197]. Епископ Феофан учил племянника выполнять корректуру, советовал, с какими издателями сотрудничать, как вести с ними дела, как употреблять полученные от продаж книг деньги и проч. «Мы с тобою всегда должны оставаться хозяевами. И владельцами» л. 186–189], – написал племяннику о своих произведениях Вышенский Затворник. В итоге он передал А. Говорову полное право на свои произведения, подчеркивая при этом: «Главное дело в том, чтобы я, ты и кто после тебя были собственниками книг» c. 65].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

15. Приходорасходныя книги о суммах свечной и кошельковой по Казанской Церкви даны из Вязниковскаго духовнаго правления 1856-го года, 25-го Мая за шнуром и печатию сего Правления, ведутся исправно и хранятся в целости. 16. Копии с Метрических книг начинаются 1802-м годом и с сего времени хранятся в целости. 17. Копии с исповедных росписей начинаются с 1829-го года и вполне целы. 18. В обыскной книге, выданной из Владимирской духовной Консистории 7-го Июня 1871-го года за писанных тридцать пять (35) листов, а неписанных шестьдесят пять (65) листов. 19. Издавна на церковной земле имеется кладбище на расстоянии двадцать сажен от Церкви. 20. В самом селе Акиншине при Богородском волостном Правлении, в одном здании с ним, помещается волостное народное училище, открытое еще в 1843 году бывшим помещиком прихожан села Акиншина Титулярным Советником Дмитрием Павловичем Приклонским. Учителем в сей школе, с самого ея открытия, был священник села Акиншина Андрей Веселовский, большею частию несший сии труды безмездно, а потом, с открытием земств, получая пособие от Земства. И в настоящее время обучение детей продолжает преемник о. Веселовскаго священник Петр Воскресенский с получением вознаграждения от Вязниковского земства. Клировая ведомость Казанской церкви села Акиншино Вязниковского уезда за 1873 год (ГАВО, ф. 556, оп. 109, д. 180, лист 15). Полный текст ведомости на сайте Село Акиншино, " Богородское тож " на речке Таре известно с 20-х годов XVII столетия. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-1630 гг. упоминается недавно срубленная церковь в вотчине князей Ромодановских: " в Стародуборяполовском стану в вотчинах за стольником кн. Ив. Ив. Ромодановским сельцо, что была пустошь Алатарь, Теренинское селище, Акиншино, а Богородское село тож на р. Таре, а в селе церковь Пресв. Богородицы Казанские воздвигнута нова, а в церкви образы и свечи и книги и колокола и всякое церковное строение вотчинниково " . Спустя пять лет патриаршие писцовые книги упоминают о приделе во имя св. Иоанна Богослова, выстроенном при акиншинской церквушке.

http://sobory.ru/article/?object=28624

«Ключи, сказал он, даны от Христа апостолу Петру; а Петров наследник папа: ключи поэтому и должны находиться у папы, который, известно, их не имеет. Где же они?» – Я отвечал: «Напрасно вы говорите так в папском духе, в одного человека папу вмещаете все лицо Церкви и показуете себя воюющих против обетований Божиих о вечности и неодоленности церкви Христовой. Не Петру единому, а в Петре апостоле Церкви Ключи Царства небесного обещаны: зри о сем Книгу о вере (сл. 8. лист 66); даны же всем апостолам, – ибо всем сказал Христос: приимите Дух свят, имже отпустите грехи, отпустятся им (Ев. от Ин.20:22, 23 . кн. о вере сл. 8. л. 65); а по апостолах прияли сию власть их преемники епископы (якоже являет Карфаг. Соб. правило 43 в толковании). Видите, не один Петр апостол получил ключи Царства Небесного, и не один папа их наследовал; папу же, за противность в догматах, Церковь , приемшая власть не точию решить, но и вязать, могла судить и осудить, обнажив принадлежавшей ему власти». После этого федосеевец стал меня спрашивать: «А патриарх Иерусалимский имеет ныне ту власть решить и вязать, или не имеет?» – Я отвечал: «Имеет; как же сами вы мыслите об этом?» Он сказал: «Я тебя пытаю,– тебе следует больше знать». Мой ответ: «Я уже сказал тебе, что патриарха Иерусалимского признаю имущим врученные ему ключи Царства Небесного, сиречь власть вязать и решить: а если ты не признаешь сего, то покажи мне от свидетельств, когда, и как, и за что патриарх Иерусалимский лишен тоя власти?» Он: «А что говорил о том Феофан патриарх? Он жил недавно». Я: «Это хорошо, что он был незадолго до Никона патриарха и всякому известно, что как при Феофане патриархе греки соблюдали благочестивую веру, так и теперь соблюдают; но я не знаю, где он говорит о том, будто патриарх Иерусалимский лишен власти вязать и решить, не имеет более ключей царства небесного». Он: «Знаешь, да только правду сказать не хочешь». Я: «Пусть, по-твоему, не хочу я сказать правду: скажи в таком случае сам». Он: «Патриарх Феофан свидетельствует, что на востоце от агарян православным христианам греческого закона великое насилие, а наипаче во святом граде Иерусалиме, и точию русский царь един на вселенной блюститель непорочной веры, прочие же все точию именем христиане, горше турок православной вере гонители» (Кормчия, 1 щет, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

207 Иногда каждение бывает совершаемо двумя диаконами зараз. Так, в Рыхловской пустыни Черниговской губернии во время всенощного бдения на двунадесятые и храмовые праздники, при пении стихир на «Господи воззвах», кадят два иеродиакона иконы и прочее следующим образом: изшедши из алтаря, один в южные, другой в северные двери, кадят совокупно Царские врата, местные иконы, праздничный образ на аналое и настоятеля на его месте: потом, разделяясь, кадят один на правой, другой на левой стороне честные иконы, клирошан и всех молящихся в храме. Возвратясь к Царским дверям, кадят оные, также по обыкновению иконы и настоятеля совокупно, и входят во св. алтарь (Краткое историч. описание Рыхловской пустыни Архим. Мельхиседека. М., 1844 г., стр. 55). Подобное каждение бывает в общежительной мужской Брянской Бело-Бележской пустыни Орловской губернии (Историч. описание этой пустыни Анатолия Сполахова. Орел, 1863 г., стр. 63) и в Курской Молчанской Софрониевском пустыни (Описание ее. Спб., 1846 г., стр. 39–41). 208 В начале всенощного бдения иерей для каждения храма исходит из алтаря Святыми, т. е. Царскими дверьми (Тип., гл. 2). Так исходит и при пении полиелея (Тип., гл, 2, зри), хотя бы и не было величания за сим. 209 В книге: «Последование вечерни, утрени и полунощницы», изданной в Киево-Печерской лавре (1861 г.), так указано начинать всенощное бдение: «Пред началом всенощного бдения священник в фелони сперва один кадит святую трапезу, жертвенник и весь алтарь, а потом в предшествии диакона со свещею исходит из алтаря и вместе с ним кадит Святые врата и иконы местные, праздника и храма». Таже, став пред Святыми вратами, возглашает диакон: «Востаните, Господи благослови». иерей же глаголет: «Слава святей» и проч. Лик: Аминь. «Приидите, поклонимся», трижды. Таже высочайшим гласом: «Приидите, поклонимся и припадем Ему». И поют: «Благослови душе моя Господа», определенные стихи. Иерей же, окадив с диаконом всю церковь по обычаю, и покадив престол, исходит в епитрахили пред Святые врата и чтет по обычаю светильничные молитвы (лист 65-й на обороте).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010