Детская воскресная школа. При подворье продолжалась и внебогослужебная духовно-просветительная работа. Наряду с воскресной школой для взрослых здесь была организована воскресная школа для детей, и в 1907/1908 учебном году в ней обучалось 130 человек (82 девочки и 48 мальчиков), распределенных на 3 отделения (старшее, среднее и младшее). Священник Александр Триденцев уделял много времени и сил этой школе: он был назначен ее заведующим, он же обучал детей Закону Божию (старшее и младшее отделения) и церковному пению. Ему помогали священник Димитрий Покровский, преподававший Закон Божий в среднем отделении, а также студенты СПбДА Полиевкт Туманов, Алексей Рысенков и Василий Венустов (остальные предметы). Для преподавания в воскресной школе по-прежнему привлекался выпускник СПбДА В. Ф. Гречанинов (регент хора певчих при подворье), а также имевшие звание учителей Николай Спиридонов и Антон Ручкин. Как это часто бывает, новому делу сопутствовала «болезнь роста». В первые годы работы воскресной школы из-за нехватки помещений в приходском доме занятия по Закону Божию проводились прямо в храме, по окончании богослужения. Были трудности и с учебными пособиями, о чем свидетельствовал сам о. Александр: «За неимением специальных средств на содержание школы привелось мне просить с. –петербургский епархиальный училищный Совет о бесплатном отпуске учебных пособий для школы, и Совет прислал таковых 65 экземпляров и 30 аспидных досок. Теперь (1907 г. – Авт.) всех учебников в школе 272 экземпляра. Книг же для внеклассного чтения в библиотеке при школе имеется 294, каковые всегда в ходу. Ввиду же того, что при 130 учащихся в школе недоставало ученических столов, я вынужден был купить в Духовной Семинарии 10 подержанных ученических парт за 50 рублей, с условием постепенной уплаты» 261 . В воскресные и праздничные дни на подворье по-прежнему проводились религиозно-нравственные чтения, сопровождавшиеся демонстрацией «туманных картин». Зал всегда был полон слушателями, в числе которых были ученики воскресной школы, прихожане, трезвенники и др. Работе с трезвенниками по-прежнему уделялось особое внимание; на книжном складе при подворье имелось около 10 тысяч «священных листов» для трезвенников. Давшему обет трезвости вручался такой обетный лист, а также брошюра духовно-нравственного содержания. Для этой цели на книжном складе хранилось уже 20 тысяч экземпляров книг разного наименования 262 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Сия вкладная подпись, имеющая значение жалованной грамоты и утверждающая за церковью, кроме книги Евангелия, землю, кажется сомнительною: а) по именованию в ней Василия Ивановича великим князем в 7006 (1498 г.), тогда как он объявлен великим князем, хотя и при жизни отца, но не ранее 1502 г. Апр. 14. (Ист. Г. Росс. т. VI. прим. 536); б) по некоторым выражениям (напр. в наших палатах), и особенно по заклятиям, не встречающимся в тогдашних актах Московского Правительства. Юсов и полугласных нет, и употребляются правильно, над гласными пишется или , обыкновенно употребляется у, а только в начале слов. 29 (по преж. кат. 65). Евангелие по неделям, на пергам. в лист, пис. уставом, в два столбца, в конце XIV в. или в начале XV в. 170 л. Заглавные буквы узловатые, иногда с изображением животных. За Евангелиями на все дни года следует месяцеслов, и потом утренние воскресные Евангелия. В чтениях от Матфея счёт недель с понедельника по 22 списку, но в понедельник 16 недели и след. дни до пятка чтения ныне положенные. Положено Евангелие (Ин. зач. 50) и в пяток 1-й нед. Вел. поста на понахи. В понедельник, вторник и среду страстной седмицы о Евангелиях, читаемых на литургии, пишется: на вечеръ, точно также, как в великий четверток о 12 страстных, и в пяток о нынешнем вечернем. В великий четверток перед Евангелием на литургии стоят ещё особо Евангелия на умовение и по умовении ног, как и в Остромировом списке. Между листами 113 и 114 несколько листов утрачено. На первой белой странице написано скорописью XVII в. з горы взто и предла (вм. придла); на переплётной доске наклеена подпись: сї книга елїе. прислано в стйшїй правитествющїй снодъ, кабинета імператорскаг величества. с писмомъ тайнаг кабинетъ секретар господина макарова. маї 18. дн. 1722. года. в которомъ писм влено: что найдеиа та книга в библїтек кирилова мнтр, при собствнной ег імператорскаг величетва бытности. и предлено имнны ег императорскаг величества казомъ, имть оню с прочими нжнйшими старинными книгами в синодалной библїотек. в которю сї книга вышезначеннаг числа и дана.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Но именно лишь намечены или как сплетники, или как комедийный слуга, или как плут-чиновник (Земляника), или как взяточник (городничий); т. е. вместо самых характеров даны условные маски характерных пороков в их примитивном обособлении. Не свободен от шаблона и главный герой, основные свойства которого пока что вытекают непосредственно из интриги: к вранью обязывает внешняя ситуация. Таким образом, комизму будущих характеров предшествует пока что комизм вытекающих из завязки положений, иногда чересчур грубых, — Хлестаков, например, произнося свой монолог, кладет на стол ногу, — иногда излишних даже с точки зрения интриги (например, анекдот о поручике в куле с перепелками). Но зато самая интрига с замечательной дальновидностью дана во всех своих основных перипетиях почти уже так, как и в классическом „Ревизоре“. Фабульный остов будущей комедии характеров только и дан собственно в этом предварительном к ней наброске. Впервые изданный Н. Тихонравовым и В. Шенроком в шестом томе 10-го издания Сочинений Гоголя (стр. 65-143), текст первой редакции и Дополнений воспроизводится выше (стр. 141–238) полностью. Завершение работы над следующей — второй — редакцией „Ревизора“ с точностью датировано самим Гоголем в его письме к М. П. Погодину от 6 декабря 1835 г.: „Да здравствует комедия! — пишет он в нем. — Одну наконец решаюсь давать на театр, прикажу переписывать экземпляр для того, чтобы послать к тебе в Москву, вместе с просьбою предуведомить кого следует по этой части… Так я был озабочен это время, что едва только успел третьего дни окончить эту пиесу“. Отсюда видно, что за два дня до того, как написано было письмо, т. е. 4 декабря, после напряженной работы, был закончен новый авторский текст „пиесы“, а 6-го, одновременно с написаньем письма, он отдан был в переписку. Авторский текст второй редакции до нас не дошел, но копия сохранилась ( РМ10). Это — 8 сшитых вместе тетрадей в лист, плотной желтоватой бумаги, из 176 пронумерованных страниц; некоторые из них, будучи в свое время вырваны и позже вложены обратно, пронумерованы в особом порядке красным карандашом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Тотчас же с великой радостью сердца я подбежал и, преклонив колено, как мог, воздал ему подобающее поклонение со всяким благоговением и почтением. А когда я поднялся и приблизился, он обнял меня, поцеловал в уста и сказал кротко и сладостно вот что: «Успокоил ты меня, чадо мое любимое и желанное!» Затем, взяв мою правую руку и подложив ее под свое правое бедро, а другой рукой показывая мне развернутый и исписанный лист бумаги, который держал в ней, он произнес: «Как же забыл ты говорящего: Это передай верным людям, которые... способны и других научить ( 2Тим. 2:2 )?» Как только он сказал это, я сразу же при этих словах пробудился, словно видел это наяву, а не во сне, и обрел в себе столь великую радость и веселье душевное, и уста [мои] преисполнились такой сладостью, и так радостно вострепетало сердце мое, что от великого наслаждения и духовного восторга я стремился сбросить с себя тело и с обнаженной душой пребывать там, где в нематериальном блаженстве было дано жилище тому мужу вместе со всеми от века святыми. 138. А в том, что это было действительно видение, а не сон, меня убеждает возникшая во мне радость вместе с невыразимым ликованием сердца, а также запечатлевшееся в уме моем неизгладимое воспоминание об этом. Ведь предметы воображаемые появляются в душе соответственно воображению и совершенно исчезают из ума того, кто вообразил их, не удержавшись ни в памяти, ни в зрении. Но не так обстоит дело с видениями истинными, которые сохраняются в уме на долгие годы, даже до конца [жизни] в таком виде, как были они показаны. Убеждает меня и Григорий Богослов , так описывая в [надгробном слове] Кесарию явление ему брата, словно происшедшее наяву, и удостоверяя тех, кому он пишет: «Тогда, – говорит он, – увижу и самого Кесария, уже не отходящим, не наносимым, не сожалениями сопровождаемым, [но] сияющим, прославленным, превознесенным, каким ты неоднократно являлся мне во сне, возлюбленнейший из братьев и братолюбивейший» 65 . И не только это, но когда он видел нечто подобное и относительно болящей матери, то видение оказалось истиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Любопытно, что беспоповцы, списывая вопросы и ответы, пропускали те, которые касались священства. Таков, напр. 169 нашего собрания в 32°, писанный изящным поморским почерком первой четверти XVIII в. на великолепной бумаге 63 . Как известно, Диаконовы ответы остались без опровержения. В 1722 г. для увещания Выгорецких старообрядцев безпоповцев был послан Иеромонах Неофит. Он предъявил им сто шесть вопросов, на которые требовал ответа. Ответы были составлены и вручены ему в 1723 году. Второй же экземпляр был представлен ландрату Олсуфьеву для передачи царю. Оба экземпляра были подписаны и скреплены по листам настоятелем обители Даниилом Викулиным и выборными от обители и скитов, тянувших к ней. По счастию оба экземпляра сохранились, и вместе с собранием рукописей и икон Е.Е. Егорова поступили в Московский Румянцовский Музей. Мы видели оба эти экземпляра при жизни покойного владельца у него: подлинность их не подлежит никакому сомнению. По одной из этих рукописей исполнено издание Ответов в типографии Горбунова на Преображенском кладбище в лист, на которое мы и будем впредь ссылаться 64 . Девятый вопрос Неофита подал составителю ответа повод заняться рассмотрением соборного деяния и Феогностова требника. Вопрос поставлен так: «Исперва прияша от Грек в крестном знамении креститися трема персты, и о том в древних писаниях есть повеления от достоверных святых отец и иная писания многая согласующаяся; и вы на таковых писаниях утверждаетеся ли или ни» 65 . Пересматривая свидетельства, подтверждающия триперстное сложение, автор ответа подходит к разбору соборного деяния. Он отводит этому разбору особую статью под заглавием: «О новообретеном деянии соборнем» 66 , и предпосылает тезисы разбора. «Еже убо, пишет он, изнесеся новообретеная книга деяние соборное, яко бы бывшее в Киеве на неслышанного Мартина еретика в лето 6665, в немже триперстное сложение утвержается, а древлецерковное двоперстное сложеше анафеме предается, оно деяние Питирим епископ Нижеградский, егда до епископства пребываше в Нижегородских лесах, прежде издаде в списке, якобы с подлинного списано бывшим Димитрием митрополитом Ростовским, потом же харатейное, якобы подлинную материю обрете, объяви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

С =Бумажный Служебник XVI века. Хранится в той же Библиотеке под Размер листа см.; размер письма см.; на странице строк 26. Всего листов 84 (последний оборван). Письмо полууставное, некрасивое, с пристрастием к начертанию . Переплет рукописи кожаный коричневого цвета, но разбитый, со следами металлических украшений: на обеих сторонах переплета тисненные фигуры: позади уцелел грубый ремешок. Литургия Василия Великого на листах 51 –65 . Характер языка: сътвори, створи, съхрани, воспрослави, жертвенника, пода, даа, в настощи, не презр, поклане, нша дша, всскыми. С =Бумажный Служебник XVI века. Хранится в той же Библиотеке под Размер листа см.; размер письма см.: строк на странице 15. Всего листов 201, из которых первые 1–7 исписаны более позднею рукою, а листы 7 –12 остаются незанятыми. Письмо почти уставное, красивое. Рукопись в крепком кожаном переплете коричневого цвета, с тисненными украшениями на обеих сторонах; на задней стороне уцелела металлическая сердцевинка, на передней такие же планочки для застежек. Литургия Василия Великого на листах 110 –143 ; лист 143 заканчивается песнью Да молчи вска пло. В письме, часто неправильном, есть пристрастие к начертанию , Характер языка: дерзаю, вопюща, оустн, гн дша. С =Бумажный Служебник XVI века. Хранится в той же Библиотеке под Размер листа см.; размер письма см.; строк на странице 18. Всего листов 155, писанных разными почерками. Литургия Василия Великого (лл. 80 –98 ) и пред нею Устав с частью литургии до входной молитвы включительно (лл. 69 –79 ), надписанный именем митр. Киприана, как переводчика с греческого, – все это одной руки, писавшей очень характерным полууставом. Пред Уставом читаются Вхо въ црквь и неоконченный порядок облачения (л. 68 кругом); также, после незаконченной литургии, прибавлена молитва пред службою Г бже на. еди багъ; писано все это прежнею рукою, хотя молитва и более мелко. Очевидно, Устав со своею частою литургии и следующая затем литургия (начинается молитвами над кадилом и трисвятого) произошли из двух разных источников, и потому Устав с его частью литургии у нас известен под сиглою С . Рукопись в крепком кожаном переплете грубой работы, с таким же грубым ремешком позади, прибитым к доске простым железным гвоздем. Характер языка С : всческа, множества, сотвори, жрьтвеник, вседрьжителю, смирение хвалтъ, приединить. Язык С в общем такой же.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

Постройка напоминает проект для павильона в царскосельском парке, известного под названием «Кофейный дом» (определение, данное в издании 1843-1844 гг. сыном архитектора Джулио Кваренги; Пилявский. 1981. С. 166-167), к-рый К. выполнил по заказу императрицы в нач. 80-х гг. XVIII в. (как следует из подписи на чертеже фасада с парковым антуражем - ГМИС. I-A-358, см.: Павелкина. 1998. С. 82. 118; Джакомо Кваренги. 1999. С. 65-66. 100). По проекту постройка гораздо крупнее церкви в Удине, но имела те же пропорции плана, 4-колонные портики на боковых фасадах, центральное помещение с пологим 8-лотковым сводом на необычно низком восьмерике, который должен был опираться на тромпы, сформированные диагональными арками полукруглых ниш-экседр, как и в Удине. У К. есть несколько эскизов павильона или небольшого храма такого же типа (напр., лист в б-ке А. Маи в Бергамо, см.: Piljavski. 1984. P. 311. Tav. 447). Центральное пространство, вписанное в кубовидный объем, расширялось за счет угловых диагональных ниш и перекрывалось куполом. С 2 сторон к нему примыкали одинаковые прямоугольные помещения, а другие, фасадные стороны выделялись 4-колонными портиками, обрамляющими входы в павильон. Имелось неск. вариантов решения фасадов: с выделением центрального объема по высоте и с общим антаблементом, объединяющим весь продолговатый блок здания. В углу того же листа в карандашном наброске архитектор продумывал вариант бескупольного покрытия центрального зала: обозначенный в плане крестовый свод должен был опираться по углам на 4 колонны или 4 пилона-выступа, как К. сделал в 3 церквах в окрестностях Царского села (что он мог заимствовать из позднеантичной гробницы Церценниев). Композиционное сходство этих проектов, разных по назначению, масштабам и географии, столь близко, что не могло быть случайным. Как и с темой «двухъярусных ниш», вероятно, существовал творческий обмен между К. и неизвестным строителем церкви в Удине либо общий источник вдохновения. К. считал свой проект «Кофейного дома» удачным и выполнил неск.

http://pravenc.ru/text/1684011.html

24 Гиксосы, называемые Египтянами Аму, знали основательно древне-египетский язык, как свидетельствуют о том их надписи, найденные в Танисе и в др. местностях. См. – Бругша ист. фараонов (в нашем переводе) главу XII «иноземное владычество», стр. 238, 246 и сл. (о Сет Нубе) 261, 514 о камне, с указанием 400 лет пребывания Гиксосов в Египте. Все эти указания между прочим также утверждают нас во мнении, что период гнета Израиля начинается немедленно после изгнания Гиксосов, т.е. с 18 династии. См. в Св. Летописи Т. II, приложение к кн. Исход. 26 Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Идумея и многие другие царства, упомянутые в Священном писании, утверждены самим Богом, как указывают пророки, и вручаются Ангелам. (См. X главу Даниила и сравни все пророчества о разных царствах в пророках). 27 Характер религии Израиля по-видимому хорошо был известен некоторым древним хронографам, и предание о нем сохранено некоторыми из добросовестных писателей древности. По всей вероятности Страбон основы­вался на Гекатее Милетском, говоря, что Моисей, – которого он называет египетским жрецом, – «не в силах будучи выносить существовавшего в Египте порядка вещей, вышел из этой страны в Сирию и с ним вышли многие, поклонявшиеся Божеству ( τ Θειν-.): ибо Моисей утверждал и учил,– говорит Страбон, – что Египтяне не правы, уподобляя существо Бога зверям и скотам и что также не право думают Ливийцы и даже Греки, которые изображают своих богов в форме человека. Он же, Моисей, учил, что только тот Бог, который есть Вседержитель мира… … и что нельзя изображать Божество». Это прекрасное место Страбона в кн. XVI, лист Cansab: 760–761. Гекатий Милетский жил в 65 олимп., т.е. во времена Ездры и Дария Истаспа. Геродот (II, 143) говорит, что он был в Египте (ср. Diod. Sic. Fragm. ed. Wesseling. Diod. lib. XL.). Очень вероятно, что он путешествовал и по Пале­стине и мог записать свои сведения по указаниям Иудеев, возвратившихся из плена. 30 Ср. еще постановления Второзакония главы X – XII; XV; XIX и XXV и Числ о кровомщении и городах убежища, главу двадцать пятую. Мы опять напоминаем слова Второз. IV, 5 – 8; «и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые законы? " … говорил Моисей Израилю.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

(На поле Александром Васильичем [Горским]: с латинского). Лаврская глава 61, лист 282 оборот. 7) Нравоучение от беседы 8-й еврейского послания (Александром Васильичем: с латинского). Лаврская глава 62, лист 285. 8) Святого Максима исповедника . Начало: Несть согрешающему избежати будущего суда. (Небольшое. Чей перевод, не сказано). Лаврская глава 65, лист 292 оборот. В других сказано, что Максимово. 9) Сие слово несть мое Максима, но Кирила Иерусалимского. Начало: Боюся смерти, яко горка мне есть, боюся геены, зане безконечна есть. Лаврская глава 110, лист 491. – Румянцевского Музея лист 318, стр. 379, сказано, что переведено Максимом в 1542 году. То же в Академической рукописи лист 283. 10) Святого Григория Богослова о нищелюбии. Что не помогает естеству время имуще, чесо ради не покрывает, плоть суще, плоть смиренную. Лаврская лист 519 (несколько выписок из Григория Богослова о нищелюбии), на конце к выпискам из пророков, составляющим главу 112 [см. сейчас], ниже ). В Лаврской лист 422 оборот: „на крещение Господне Григорий Богослов , глава 23”. Начало: Еретик же по величеству тяготы (краткая выписка). 11)  Иоанна Златоустог о о исходе души от тела. Попечемся, братие, о том часе, прити бо имать. Лаврская глава 121, лист 529 fin.. 12) Выписки из пророков (сначала малых, потом больших; из больших с толкованиями Василия Великого , Златоустого, Феодорита. На обличение пороков тогдашнего русского общества?). Лаврская глава 112, лист 502 оборот. – В Иоасафовской после главы 51, на особой тетради, без обозначения главы, лист по верхней перемете 381. 13) Послание Домника архиепископа Венетийского, еже посла к святейшему патриарху великой Антиохии кир Петру и о прочих своих. Лаврская глава 125, лист 535 оборот. Отписание патриарха Петра к Домнику ibid. глава 126, лист 536 оборот. Германа патриарха к жестоковыйным латыном поучение. Начало: Познавше убо, возлюблении, истинное православие ibid. глава 127, лист 544 оборот. Исповедание папы, еже принесоша ответницы его фременурии патриарху Герману ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Лист. 27 об. Слово Златоустого в среду 3 недели поста на преполовление о посте и о храме апостольсцем и о преполовлении поста. Начинается: Многих видех радующеся.... Лист. 29-й об. того же поучения, неписаный. Лист. 35 об. Слово Златоустого в неделю 4 поста о покаянии, вспомяну и все страсти человеческие. Начинается: Присно убо поми. нати Бога Лист 59 об. Беседа Каллиста архїеппа Константинаградского в 4-ю неделю поста. Начинается: Преполовльше братие пучину воздержания. Лист. 65 Слово св. Иоанна Златоустог о, в ту же неделю поста о покаянии и сетовании царя Ахава и о І н пророце. Начинается: Видесте ли в первую неделю борение, и победу... Лист. 72. Слово св. Иоанна Златоустог о о покаянии и умилении, и яко скорь есть Бог в спасение и кьснь на мчнїе. В нем же и о рааве преславная повесть. Начинается: Всегда оубо божественный аплъ. Лист. 87. Слово св. Ефрема Сирина о умилении в среду вечера великого канона. Начинается: Приидите любимицы... Лист. 96. В среду вечера великого Канона. Житие Марии Египетской. Начинается: Тайну царскую.... Лист. 114 об. В субботу акафиста повесть о неседальном. Лист. 121 об. Слово Леонтия пресвитера Константинаградского похвальное Бц. Начинается Настоящаго: чтнаго и црскаго собранї. Лист. 124. В неделю 5 поста слово блажен. Анастасия Синайского о стмъ собрании и о еже не памятозлобствовати. Начинается: Присно убо стаго дха блдть... Лист. 133 об. В ту же 5 неделю поста слово св. Василия Архиепископа Селевкийского из текста: се восходим в Иерусалим и снъ члческй преданъ будетъ въ руц старць. Начинаетс: въжелеть зыкь къ подвиг... Лист. 138. В ту же 5 неделю поста слово того же Василия на текстъ: рци да ока мо сна сдета, единъ одесную тебе а другый ошуею. Начинается: Иже оубо отъ члкъ на члкы бываемое опльченї е... Лист. 141 об. В 5 неделю поста слово св. Иоанна Златоустог о о богатом и Лазаре... и о Иосифе. Начинается: Лазоревы притчи конць... Лист. 152. Слово Златоустого поучительное на конец святые четыредесятницы. Начинается: к концу нашего поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010