Василий Великий (на Пс.44 , лист 65) говорит: «справедливо Дух Святой называется елеем радования, когда один из тех плодов, кои Он производит в душе нашей, есть радость». Таковым елеем радования помазуется крещаемый единственно для того, чтобы быть «возбуждену к будущим, предстоящим ему христианским подвигам». Св. Дионисий (стр. 36) пишет: «священники совершают на нем (крещаемом) священнодействие помазания, образно возбуждая чрез то совершаемого к священным подвигам под знамением Подвигоположника Христа; ибо Он, как Бог, есть Творец подвигов; как Премудрый, Он положил для них законы, и как Преблагий, определил благоприличные воздаяния побеждающим». – Св. Амвросий (в кн. 1, о таинствах) говорит: «ты помазан, как подвижник Христов, имеющий противоборствовать брани сего века». Так крещаемый готовится к божественным подвигам и приемлет крещение именно для того, чтобы не пасть во время битвы с врагами духовными, но чтобы подражать Христу, в Которого он облекается; чтобы блюстись от лукавого и мужаться в борьбе с ним. Так и в древности готовящиеся к особенным подвигам мазались елеем. §13. Крещаемый стоит наг и держится при погружении Крещается раб Божий имя рек. Это слово, крещается, употребляемое в страдательном третьем лице и относясь к крещаемому, основывается на словах Иоанна Крестителя, рекшего Христу: Аз требую Тобою креститися ( Мф.3:14 ). Посему оно не относится к лицу служителя, но самого крещаемого делает уверенным в принятии благодати крещения. Ибо где ясно не упоминается имя действующего служителя, там приемлющий крещение не взирает на его заслуги, но признает единого Бога Виновником благодати. Сверх сего иерей говорит: крещается, а не крещаю аз, и для того, чтобы засвидетельствовать совершенно свободное произволение крещаемого: ибо форма: крещаю аз не показывает того, что просвещаемый принимает крещение добровольно; можно подумать, что он крестится по приказанию начальственному, а не по своему желанию и намерению, но по одному произволу крещающего. А выражение – крещается означает, что этот крещаемый добровольно принимает крещение от архиерея или иерея и от Самого единого Бога, в Троице сущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

25) Изложение претя пред царем Алексеем Комниным с епископом Медиоланским Глосоланом (?) и обличительные два слова Евстратия Никейскаго, книга 9, лист 96 и книга 6, лист 65. 26) Прение монаха Иоанна Фурна с Медиоланским епископом Петром, книга 9, лист 162. 27) Евфимия Зигабена , книга 6, лист 104. 28) Никиты Сеиды Иконийскаго о Святом Дусе, книга 9, лист 700.29) Никиты, патрикея Ца-реградскаго, о исхождении Святаго Духа, книга 9, лист 131, да первая книга, лист 131. 30) Греческаго самодержца Мануила Комнина прение с некоторыми кардиналами о исхождении Святаго Духа, книга 6, лист 189. 31) Николая, епископа Медонскаго, слова два о Святом Дусе и два ж слова на опресноки, и единое, как возможе на нас латинник, книга 9, лист 320 и 727. 32) Феодора Курополата Смирнянина на опресноки, книга 9, лист 759; книга 6. Иоанна, патриарха Антиохийскаго, на опресноки. 33) Николая Музалона к царю Алексею, книга 6, лист 81; да которые писаны после взятия Царяграда от латинов. 34) Георгия Великаго Логофета Акриполитенина два слова о исхождении Святаго Духа, книга 9, лист 258. 35) Николая Идрунскаго, 9 книга, лист 87 и 592. 36) Без имяни некоего безглавное слово, книга 9, лист 321. 37) Германа, иже в Никеи, Константинопольскаго патриарха, послание к Григорию IX, папе Римскому, книга 9. 38) Того ж папы к нему ж, Герману, отповедь, книга 9. 39) Того ж исповедание веры, его ж начало: «страдавшими», книга 9.40) Мефодия, патриарха Цареградскаго, иже в Никее, на опресноки. 41) Льва, архиепископа Болгарийскаго, три послания, книга 9, лист 640. 42) Льва, митрополита Маркианопольскаго, на опресноки, книга 9. лист 721. 43) Без имени некоего списания, его же начало: «иже в сборнике лежащем проклятии», книга 9, лист 777. 44) Иоанна, митрополита Клавдиопольскаго, на опресноки, книга 6, лист 68 и книга 9, лист 605.45) Безъименнаго некоего на опресноки, его же начало: «от Сиона глаголет пророческое слово изъити слову», книга 9, лист 753. 46) Митрополита Керкильскаго Василия послание к папе Римскому, книга 9, лист 603.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

19. Неимянованного некоего сложение на франгов. Книга 9, лист 580 57 . 20. Того же обличение о еже недобре мудрствующим или творящимся от латинов. Книга 9, лист 581 58 . 21. Неимянованного некоего сложение, его же начало: владыка мой всесвятейший, светило вселенское. Книга 9, лист 752 59 . 22. Иоанна патриарха антиохийского ко андрианопольскому митрополиту, книга 9, лист 609 60 . 23. Евстратия митрополита Никейского два слова о исхождении Святаго Духа. Книга 9, лист 173 61 . 24. Того же на пресноки два слова. Книга 9, лист 625 62 . 25. Исложение прения пред царем Алексеем Комнином с епископом медиоланским Глосоланом, и обличительные два слова Евстратия Никейского. Книга 9, лист 96. Книга 6, лист 65 63 . 26. Прение монаха Иоанна Фурна с медиоланским епископом Петром. Книга 9, лист 162 64 . 27. Евфимия Зигавина. Книга 6. лист 104 65 . 28. Никиты Сеиды Иконийского о Святом Дусе. Книга 9, лист 284 и 700 66 . 29. Никиты патрикея цареградцкого о исхождении Святаго Духа. Книга 9, лист 131, да первая книга лист 131 67 . 30. Греческого самодержца Маноила Комнина прение с некоторыми кардиналами о исхождении Святаго Духа. Книга 6, лист 189 68 . 31. Николая епископа Мефонского слова два о Святом Дусе, и два ж слова на опресноки, и единое, како возможе на нас латинник. Книга 9, лист 320 и 727 69 . 32. Феодора Курополата Смирнеенина на опресноки. Книга 9, лист 759. Книга 6, Иоанна патриарха антиохийского на опресноки ж 70 . 33. Николая Музалона к царю Алексею. Книга 6, лист 81 71 . 34. Да которые писаны после взятия Царяграда от латинов. 35. Георгия великого лагофета Акрополитенина два слова о исхождении Святаго Духа. Книга 9-я, лист 258 72 . 36. Николая Идрунского. Книга 9-я, лист 87 и 592 73 . 37. Безымени некоего безглавное слово. Книга 9-я, лист 361 74 . 38. Германа иже в Никеи константинопольского патриарха послание к Григорию IX, папе римскому. Книга 9-я 75 . 39. Того ж папы к нему ж Герману отповедь. Книга 9-я 76 . 40. Того ж исповедания веры, его ж начало страдавшими. Книга 9-я 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Начало: Иже оумють добр братис... Лист. 470 об. Слово преподобн. Иоанна монаха и пресвитера Дамаскина на Успение Бцы. Начало: Память праведных с похвалами... Лист. 483 об. Слово на тот же день св. Григория еппа Селоунскаго. Начало: Мою беседу днесь к вашей любви.... Лист. 492 об. Слово на тот же день св. Андрея архиепископа Иерусалимского. Начало: Съзываетъ пакы насъ обычное слово кь тръжеству. Лист. 503, Слово того же и на тот же день. Начало: Таинство настоящее оубо и трьжество… Лист. 512. В тот же день похвала, творение Климента а. Начало: Се ныне светло празднество ликоствующе.... Лист. 514. Слово Иоанна Богослова о покое св. Бцы. Начало: стй и преславнй Бцы и приснодви и. по обычаю на стый гробь... Лист. 522. Сказание о нерукотворенном образе Г а нашего Христа. Начало: Рече нкто отъ пръвыхъ црковникъ. Живописець сый... Лист. 522 об. В тот же день повесть списана св. Григорием омъ Нисским о обретении нерукотворенного образа И. Христа иже в Начало: Гд ь нашъ Христосъ, Праведный и истинный Бгъ… Лист. 525. Слово Златоустого на усекновение св. Иоанна Предтечи. Начало: ко же се моужъ етеръ люб поустыню... Лист. 529 об. и 530. Слово о явлении места и время и виноу в нем же явися. ста риза Бцы, же лежить въ чет нмъ ковчез. И ей же в Влахерне покланяются. Начало: тайны великы, а Лист. 541 об. Стаго о Камыкоу, иже бахоу на стлев, насажен:Начало: Вавилонскый нарицаемыи... Лист. 344 об. Слово Златоустого о Гда нашего Христа и ко надъ коеюждо страною приставлени соуть англи. Начало: По истин вис намь блгодать Христова. Лист. 567. Слово на Покров св. Бцы – творение смиренного Иеромонаха Пахомиа. Начало: понеже оубо родъ, обыче праздникы стыхъ с похвалами праздновати… Лист. 572 В собрании поучений Златоустого 110. Греч. Синод. рук. это слово–е слово Ипполлита папы Римского о скончании мира и о антихристе и о втором пришествии Гд а Христа. Начало: Понеже оубо проци очи намъ быша... По характеру письма относится к XV–XVI веку. Переплет корешковый. 108-й. Сборник поучений разных святых без начальных и конечных листов, писанный полууставом, переходящим в скоропись, в лист, на 183-х листах. В начале 4-х тетрадей, каждая в 8-мь листов, недостает. На 1-м оставшемся листе до конца 4-го продолжается поучение во 2-ю неделю по посте. Лист. 5. Поучение в 3 неделю по посте св. Иоанна Златоустаг о: чесо ради древо разумно добру и злу наречеся. Лист. 11. Поучение св. Иоанна Златоустог о в тот же день 3-й недели поста – еже.... исповедати честного креста. Начинается: Се есть братие знамение. Лист. 14 об. Беседа Каллиста еппа па Константинаградского в 3 неделю поста. Начинается: Прообрдзуе и прописуе Моеи. Лист. 21. Слово св. Феодора Студита на поклонение честного креста. Начинается: Радости и днь. Лист. 24. Слово исповедника Иосифа архиепископа Солунского о честнем и животворящем кресте. Начинается: Креста предлежит днесь праздник

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Лист. 167 гл. 36. Кирилла монаха слово на собор стыхъ отцъ 318. Начинается.. Яко же Ритори и ветии... Лист. 173 гл. 37. Слово Златоустого на св. пятдесятницу. Начинается: Духовней благодати... Лист. 177. об. Слово на стю пентикостию Леонтия пресвитера Константина града. Начинается: Елико же вас на праздничную присно палящую блгдть грядете. Лист. 187 гл. 39. Въ ндлю и_ю поучение на пришествие св. духа на сты аплы. Начинается: Присно ожидая Бгъ спасения нашего.... Лист. 189 гл. 40. Слово св. Григория Богослова о св. Духе. Начинается: рцем убо и о стмъ дус... Лист. 192. Слово Златоустого въ ндлю пятьдесятную от сказания Евангельского. Лист. 195 об. гл. 42. Поучение. Начинается: да се вдуще не мыслимь другъ другу зла... Лист. 197. Слово на сошествие св. Духа.. Начинается: паки нам друзи радость... Лист. 202. Слово о св. духе Василия Исаврийска града Селевкия: Начинается. Чиста убо намь, но успшна цркве душевнаа позорища. Лист. 204. Св. Прокла еппа царя града слово на пятьдесятый день. Начинается: Днесь братие... Лист. 205 об. Слово Омилия в неделю всех стыхъ Начинается: Светла и радостна есть о всех стыхъ беседа... Лист. 208 В неделю и по пасце слово Златоустого похвала всем стым. Начинается: Радуйся раю... Лист. 219, Слово Златоустого о разслабленнем в месопендикостию и еже не судити на лица. Начинается: Яко же светел мцъ. С 48 главы начинается другой почерк письма. Штемпель бумаги другой похож на медведя. Лист. 224 гл. 49. Слово Златоустого в месопентикостию в преполовение празднеству и о Мелхиседесе. Начинается шинок и яблоко.. Лист. 228. Неделя 5 гл. н. Слово Златоустого о Самаряныне. Начинается Днесь Христос всем нам... Лист. 234. об. Слово Леонтия пресвитера Константинаграда в пентикостию яко от рода слепу и, еже не судити на лица. Начинается: любящим Бга... Лист. 243. Слово Златоустого на Вознесение Гдне. Начинается: Близь го днь всем нам возпити. Лист. 246 об. Суббота пянтикостная тоже якоже иже над мертвыми ее плачь неблаговерна к Бгу обретается, от селеньскыа Начинаетс: неможемь убо невдти…

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Итак, из псалмов иные вовсе не надписаны; другие имеют у нас в надписании имя Пророка, но не имеют у Евреев; у иных надписанием служит просто имя Давида; а у других вместе с сим именем надписывается нечто и другое, или «хвала» (Пс.90) и (Пс.144), или «песнь» (Пс.75), или «псалом» (Пс.3), или «разума» (Пс.31), или «молитва» (Пс.16), или «исхода скинии» (Пс.28), или «обновления» (Пс.29), или «изступления» (Пс.30), или «в воспоминание» (Пс.69), или «во исповедание» (Пс.99), или «отроку Господню» (Пс.35), или «Идифуму» (Пс.38), или «Емаву Израелитянину» (Пс.87). В других псалмах делается надписание из некоторого сочетания сих имен или речений, одно к другому приписанных: так надписание делается из сочетания поставленных при имени Давида речений: «песнь псалма» (Пс.65), или «псалом песни» (Пс.67), или «песнь» , или «псалом» , или «в песнех псалом» (Пс.66), или «в песнех разума» (Пс.53), или «молитва Давиду» (Пс.85), или «молитва нищаго» (Пс.101), или «хвала песни» (Пс.92) и других тому подобных речений. Опять и с сим вместе в других псалмах надписывается нечто иное. Всего чаще пишется: «в конец» ; но с сим речением надписываются вместе и другие различные по виду и смыслу: так, например, пишется: или «о имущих изменитися» (Пс.68), или «о тайных» (Пс.45), или «о наследствующем» (Пс.5), или «о осмей» (Пс.11), или «о точилех» (Пс.8), или о «заступлении утреннем» (Пс.21), или о «Маелефе» (Пс.52), или «о людех, от святых удаленных» (Пс.55), или «да не растлиши» (Пс.74), или «в столпописание» (Пс.59), или то и другое вместе (Пс.56 и Пс.58), или «о Соломоне» (Пс.71), или «песнь о возлюбленнем» (Пс.44), или «о тайных сына» (Пс.9), или «во исповедание» (Пс.99); или какое-нибудь историческое обстоятельство, например: когда «был в вертепе» (Пс.141), или «внегда посла Саул, еже умертвити его» (Пс.58), или «внегда быша в пустыни» (Пс.62), или «о словесех Хусиевых» (Пс.7), или «внегда измени лице свое пред Авимелехом» (Пс.33), или «внегда приити Зифеем» (Пс.53), или «внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу» (Пс.51), или во дни, когда «избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саули» (Пс.17), или «внегда возвратися Иоав, и порази дебрь солей, дванадесять тысящь» (Пс.59), или «внегда внити к нему Нафану Пророку, егда вниде к Вирсавии» (Пс.50).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3097...

Перевод фрагментов толкования Дидима на книгу Иова находится в рукописи 202 «Олимпиодора Александрийского и других толкование на книгу Иова». В лист, полууставом, 1412 г., 309 листов 533 . Толкование Дидима находится на листе 14–14 об.: «Себэ обличитель бывает...»; 15–15 об.: «Свойствь...»; 16 об.–17: «Pqkq его…...»; 17–17 об: «Належещаа обсто> тельнаа…...»; 18 об.: «Paзqмhmu подобает...»; 18–19 об.: «Не помышл> й...»; 20: «А еже и о законе… »; 20–20 об. «Не bcqnpeдлhжum...»; 21: «Аще неби cie… сотвориль…»; 23–23 об.: «ˆстоит же…»; 24 об.–25: «Повелнвает и cie…»; до листа 142 об. (до Иова 16:5). Перевод Дидима находится среди толкового апостола. Этот текст остается до сих пор неизданным и представляет большой научный интерес. Текст перевода, по всей видимости, был взят из греческих катен. Сличение текста перевода с изданием катен Крамера 534 , показывает, как и в толковой псалтири, несоответствие некоторых отрывков с надписанными в заглавии авторами и различия в греческом тексте и переводе 535 . Нами были найдены следующие фрагменты толкования Дидима Слепца в рукописи ГИМ «Апостол с толкованием», в лист, полууставом, XV в., 574 листа 536 : Лист 17 оборот на Деяния 2:37–38 : «СпасÚ повелэвшу съвъшеннымъ…»; Лист 44–44 оборот на деяния 7:33–34: «Сице страшно бэ видимое…»; лист 56–56 оборот на деяния 8–39, 40: «Придлежащее bъcxыщehie…»; Лист 56 оборот–57 на деяния 9:1–2.: «Достоино о ревности…»; Лист 60–60 оборот на деяния 9:18–19: «Абие присвоить его…»; лист 66 оборот на деяния 10:11–12: «Всяко боашеся…»; 84 оборот, 85, 85 оборот на Деяния 16:16–18 .: «Глаголэмъ Nufohъ…». Те же Толкования Дидима на Деяния, что и в рукописи 96, но в меньшем объеме, содержится в рукописи 10 Апостол с толкованием, в лист, скорописным, белорусским письмом, XVII в., 649 листов 537 : Зачало 6 (глава 3) лист 22, 22 оборот, 23; на 9 главу лист 45 оборот; на 10:1 лист 50, 62; в этой же рукописи есть толкование Дидима на 2 послание к Коринфянам на 8, 9 на листе 392. Перевод прп. Максимом катен Дидима в толковой псалтири употреблял в своем сборнике Даниил, митрополит Московский 538 . Цитаты Дидима есть в первом слове на листе 26–27: надписание: «Дидимово от Псаломски»: «Подобаше ис ребро …»; в шестом слове на листе 138: «Невнрищимъ слово Крестное …» (цитата из рукописи лист 652 оборот); 138 оборот: «Сице и блаженный Павелъ …» (цитата из рукописи лист 653); лист 140: «W тнхъ научаемся …»(цитата по рукописи 156 лист 143 оборот); на листе 140 оборот: «Вскую wcmabu мя…» (цитата из рук. лист 343 оборот), на листе 288: «Любяй Бога соблюдаетъ…».

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

до конца пасхалия начинающаяся дето и оканчивающаяся ц з. 107-й. Сборник поучений разных святых на разные случаи, писанный уставом в лист на 594-х листах. Первого листа недостает, с 1-го помеченного 2–4, 6, 8, 10–12, 14, 16, 18, 19, 21, 23, 24, 27, 28, 30, 31–34, 36.38, 40, 41, 43, 45–48, 54, 60, 68, 79, 84, 90. 94, 98, 105, 115, 119, 125, 127, 128, 129, 132, 137, 142, 144, 149. 151, 154, 157, 160, 164 по 167-й лист скреплено рукою св. Патриарха Никона . С 1-го листа до 2 на обороте неизвестно чье слово помещено, так как начального листа нет. Лист. 2 об. слово св. Андрея Критского па Рождество Бцы. Начало: Аще мерима есть земля пядию.... Лист. 10 об. слово св. Иоанна пресвитера Дамаскина на Рожество Пресвятые Бцы. Начало: приидете вси языци.... Лист. 18 об. Мца Сентбр въ и. днь рожество сты и прехвалныа Бца и прно Двы а. Начало: В лето написания.... Лист. 27. Слово св. Иоанна Златоустог о на Воздвижение честного крта. Начало: Что рекоу или что възглю. Лист. 32 об. Василия еппа Селевкии слово на Воздвижение креста. Начало: Вско оубо иже горшаго на лоучшее е. Лист. 37. Слово Пандолеа пресвитера обители Византийскиа на Воздвижение чстного и Животворящого креста. Начало: Пакы Воздвижется крть... Лист. 39. Слово о обретении честного креста неизвестного автора. Начало: В лето седьмое царствующу Костянтину.... Лист. 46. Слово Андрея Иерусалимлянина на Воздвижение креста. Креста празднество творим… Лист. 48. Слово похвальное Златоустого св. апостолу и Евангелисту Иоанну. Начало: Иже подвигом внешним зрителие Лист. 53 об. В тот же день слово похвальное Златоустого св. Иоанну Богослову. Начало: Иоанн в Ефесн Асийстем... Лист. 60-й. Преставление Иоанна Богослова. Начало: Сей баше снь Зеведеевь.... Лист. 67. Мца въ кв стыхъ седми отрок иже в Ефесе Начало: Когда воцарися Декий царь... Лист. 79. Мучение стаго и славнаго хва Начало: Максимиан иже Еркулие покорив готфы… Лист. 84-й. Похвала святому и славному великомученику и мироточчу Димитрию. Начало: Прежде хва плотского смотрения… Лист.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

В Иоасафовской 30. 6) Сказание о священном образе Спаса Христа, его же называют уныние. К Акакию Тверскому? (Об образе Спасовом, написанном по приказанию папы Григория Двоеслова , вследствие видения). Лаврская глава 30, лист 128 оборот. 7) Сказание о венце Спасове и о свитце, иже в руке Его и о Богородицыне имени. Лаврская глава 55, лист 252. 8) Сказание о венцах свадебных. Лаврская глава 40, лист 145. 9) Сказание о том, что под крестом на церкви, в нем же водружен аки месяц млад. Лаврская глава 34, лист 137 оборот. Ещё см. в Румянцевском прибавлении. Ответы на вопросы об иконах Николая Любчанина (Царская лист 161, и лист 26 оборот) принадлежат не Максиму ли же? О брадобритии письмо к Грозному. VI ) Объяснения на некоторые места в книгах Св. Писания, в книгах богослужебных и четиих: 1) (Объяснение) от евангелия еже от Иоанна (слов: яко ни самому всему миру могущу вместити писуемые книги, аще по единому писана была Спасова чудеса. Гл. 21, ст. 25). Лаврская глава 115, лист 524. В Иоасафовской 28. 2) Толкование от псалма 102, строка: обновится, яко орли, юность твоя. Лаврская глава 29, лист 127 оборот. 3) Сказание отчасти на 18 псалом. Лаврская глава 33, лист 134 оборот (К какому-то честнейшему отцу лист 136 оборот). Лаврская лист 393: „к тому же иноку”. То же Синодальный лист 31, стр. 522. 4) Послание к некоему другу, в немже толкование некоих речений, неудобь разумеваемых, в божественном писании. Лаврская глава 93, лист 452 оборот В Иоасафовской 40. Толкование мест из псалмов 1, 2, 3, 25, 33, 31, 141. 5) Толкование некоторых мест в псалмах (присоединено к другой, 107, главе). Начало: Псалом 41. Бездна бездну призывает. Толкование. Бездна трудов духовных призывает бездну разума Божия. Лаврская лист 479. (Объяснения мест из псалмов 41, 45, 48, 52, 55, 56, 57, 67, 72, 75, 80, 81, 82, 87, 105, 109, из песней библейских 2, 3 (см. Румянцевского Музея лист 11 оборот и лист 22, стр. 366 и 367, и лист 26 оборот, против звездознания, к некоему другу, до 1525г., ибо Николай Немчин стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Катены на Апостол ГИМ. Син. Собр.: 2 . «Апостол с толкованием», в лист, полууставом, XV в., 574 листа: Лист 17 оборот на Деяния 2:37–38 : «СпасÚ повелэвшу съвъшеннымъ…»; Лист 44–44 оборот на деяния 7:33–34: «Сице страшно бэ видимое…»; лист 56–56 оборот на деяния 8–39, 40: «Придлежащее bъcxыщehie…»; Лист 56 оборот–57 на деяния 9:1–2.: «Достоино о ревности…»; Лист 60–60 оборот на деяния 9:18–19: «Абие присвоить его…»; лист 66 оборот на деяния 10:11–12: «Всяко боашеся…»; 84 оборот, 85, 85 оборот на Деяния 16:16–18 .: «Глаголэмъ Nufohъ…». 3 . 10 Апостол с толкованием, в лист, скорописным, белорусским письмом, XVII в., 649 листов: Зачало 6 (глава 3) лист 22, 22 оборот, 23; на 9 главу лист 45 оборот; на 10:1 лист 50, 62; в этой же рукописи есть толкование Дидима на 2 послание к Коринфянам на 8, 9 на листе 392. ОР ГИМ. Собр. Уварова.: 4 . 146. «Толкование на Деяния св. Апостол». На бомбицине, в четверть, полуустав исхода XIV или начала XV века, 160 листов. Цитаты Дидима 1. 985 Син. Собр. ГИМ. Цитаты Дидима есть в первом слове на листе 26–27: надписание: «Дидимово от Псаломски»: «Подобаше ис ребро …»; в шестом слове на листе 138: «Невнрищимъ слово Крестное …» (цитата из рукописи лист 652 оборот); 138 оборот: «Сице и блаженный Павелъ …» (цитата из рукописи лист 653); лист 140: «W тнхъ научаемся …»(цитата по рукописи 156 лист 143 оборот); на листе 140 оборот: «Вскую wcmabu мя…» (цитата из рук. лист 343 оборот), на листе 288: «Любяй Бога соблюдаетъ…». Переводы на русский язык. 1 . О Святом Духе 1910 – О Святом Духе.//Творения блаженного Иеронима Стридонского . Киев. 1910. Ч. 5. С. 377–433. 2 . Переизд.: Восточные отцы и учители Церкви IV века. Антология. Сост. Иером. Иларион (Алфеев) . Т. II. М. 1999. С. 16–59. 3 . Перевод Книги «О Святом Духе» 1871 г. 12. С. 409–481. Труды Киевской Духовной Академии. 4 . Толкование на Захарию – Толкование на Захарию (машинопись). М., б.г. 5 . Против Евномия 1846 – Против Евномия. Кн. IV и V.//Творения святого Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 3. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия (кн. 5). ТСО 7. Кн. 1 (М., 1846). С. 179–230; ср.: улучшенные издания: М., 2-е изд. М., 1853–1859; 3-е изд. М., 1891–1892; исправленный пер.: Св. Василий Великий . Творения. Т. 1–3. СПб., 1911. стр. 530–576. переизд: М. 1993. с изд 1846 г. Список источников

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010