В последнее время мы стараемся строить в церковных дворах и детские площадки. Они так же, как и скверы при храмах, становятся излюбленным местом отдыха горожан, причем не только прихожан, но и просто жителей окрестных домов, и они благодарят нас за то, что сделано. — Трудно ли сегодня получить земельный участок под строительство? Вот какой вопрос задает одно из саратовских СМИ: «Почему за последние годы РПЦ беспрепятственно получает в пользование земельные участки в ущерб светским публичным пространствам?». — Существует определенный порядок получения земельных участков для строительства общественных зданий, в том числе религиозных, и мы их получаем согласно законодательству. Сказать, что беспрепятственно, я при всем желании не могу. Мне очень приятно, что кто-то считает нашу деятельность такой легкой. На самом деле и сложностей, и препятствий, и трудностей очень много. Ведутся длительные переговоры, согласования, одни участки заменяются другими, порой меняются границы участков. Это очень долгий процесс. Никакого ущерба «светским публичным пространствам» при этом я не вижу. — Еще вопросы из статей и комментариев к ним: «Построили маленький храм — этого достаточно, все равно большую часть времени он стоит пустым» (речь идет о временном храме); «Ради чего в последние годы в Саратове строится множество церквей, которые даже в Рождество и Пасху посещает небольшое количество граждан, в то время как новых детсадов открывается на порядок меньше при наличии огромных очередей, а другие бюджетные учреждения и вовсе “оптимизируются”?». — Я не знаю, в каких храмах бывал на Рождество и Пасху автор этого вопроса, и бывал ли вообще. Во всех наших храмах на Рождество, на Пасху, на Троицу, в другие большие праздники, да и по обычным воскресным дням народу всегда очень много. Люди, которые пишут такое, кажется, даже и не подозревают, что есть определенные часы, когда в храме совершается богослужение, на которое собираются люди. И есть время, в которое богослужения нет, тогда и храм не заполнен. Кроме того, в будни на службах людей гораздо меньше, чем в воскресенье, просто потому, что большинство наших прихожан сегодня — это работающие люди среднего возраста и молодежь.

http://pravmir.ru/osteregaytes-tvoryashh...

2 . Капусту следовало подавать на стол вместе с нежирным молоком. Она не считалась отдельным блюдом, и количество предполагаемого за трапезой хлеба в связи с этим не сокращалось. Оно оставалось неизменным и в случае с рыбным блюдом, печеными яблоками и сыром, при условии, что все перечисленное не предлагалось одновременно. Для яблок было следующее правило. Если с хлебом монахи съедали их умеренное количество, то хлебный рацион не сокращался. Дозволялось вкушать три-четыре крупных или пять-шесть мелких яблок. (Переписчик сообщает на полях текста: «В другой рукописи указано на 5–6 крупных или 12 мелких». А. Ш.) 3 . Если приготовленная рыба была большой величины, то дозволялась одна порция (то есть один целый кусок), а если маленькая, то две. При наличии на кухне лука-порея монахи могли съедать 1–2 или даже 3 рыбины за трапезой. Маэлруайн, в случае если монахи готовили сыр, не разрешал своему ученику Маэл Дитхруибу (Mael Dithruib) предлагать в пищу братии творог. Но можно было смешивать сычужную жидкость из-под творога со свежим молоком и делать новый творог. Овсяная каша размазня (Flummery), разрешалась за трапезой, поскольку готовилась из хлебных злаков, а не круто сваренных яиц (dry eggs), и Маэлруайн не запрещал есть такую кашу, даже если кто-то готовил ее на мясном бульоне. Он не пил неразбавленную сыворотку, но разводилась она только чем-то пресным. Они (монахи Таллагхта) подвергали себя самобичеванию (в английском тексте «flagellation») от Антипасхи до Пятидесятницы, а также приступали к нему сразу после Богоявления. 4 . Те, кто присутствовал на ночной мессе в Пасху, причащались только Телом Христовым, если к тому дню прошел год со времени их обращения. В третий год (второй опущен А. Ш.) они причащались Телом и в Пасху, и на Рождество. В четвертый их причащали Телом: на Пасху, Антипасху, Рождество и в Пятидесятницу. На пятый год им разрешалось причащаться в дни выше перечисленных праздников, а также каждый сороковой день года. В шестой они получали Тело Христово ежемесячно. В седьмой каждое второе воскресенье месяца, а на девятый за каждой воскресной мессой. (Судя по контексту, речь идет не о монахах Таллагхта, а о принесших покаяние мирянах.– А. Ш.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приходят-уходят люди с красными лицами, в белых воротничках, пьют у стола и крякают. Гремят трубы в сенях. Сени деревянные, промерзшие. Такой там грохот, словно разбивают стекла. Это — «последние люди», музыканты, пришли поздравить. — Береги шубы! — кричат в передней. Впереди выступает длинный, с красным шарфом на шее. Он с громадной медной трубой, и так в нее дует, что делается страшно, как бы не выскочили и не разбились его глаза. За ним толстенький, маленький, с огромным прорванным барабаном. Он так колотит в него култышкой, словно хочет его разбить. Все затыкают уши, но музыканты все играют и играют. Вот уже и проходит день. Вот уж и елка горит — и догорает. В черные окна блестит мороз. Я дремлю. Где-то гармоника играет, топотанье… — должно быть, в кухне. В детской горит лампадка. Красные языки из печки прыгают на замерзших окнах. За ними — звезды. Светит большая звезда над Барминихивым садом, но это совсем другая. А та, Святая, ушла. До будущего года. Святки Птицы Божьи Рождество… Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым. Даже в церковной песне — Христос рождается — славите! Христос с небес — срящите! — слышится хруст морозный. Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад — в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, — Рождество. В детстве таким явилось — и осталось. Они являлись на Рождество. Может быть, приходили и на Пасху, но на Пасху — неудивительно. А на Рождество, такие трескучие морозы… а они являлись в каких-то матерчатых ботинках, в летних пальтишках без пуговиц и в кофтах и не могли говорить от холода, а прыгали все у печки и дули в сизые кулаки, — это осталось в памяти.

http://azbyka.ru/fiction/leto-gospodne/

Подпишитесь на наш Телеграм Чем Причастие отличается от Евхаристии, – размышляет Александр Королев. До недавнего времени в Русской церкви существовало фактическое отлучение мирян от Причастия, как про это говорил о. Александр Шмеман. Как известно, до революции вообще причащались раз в год. Когда я в начале нулевых пришел в храм, то нормой было причастие каждый многодневный пост, то есть четыре раза в год. Помню, как мне один священник возмущенно рассказывал про каких-то верующих, которые позволяли себе причащаться каждую неделю! Для этого они специально ездили по разным храмам, но батюшки просекли сей коварный маневр и договорились совместными усилиями противостоять дерзким нечестивцам. Также мирянам нельзя было причащаться на большие праздники: Рождество, Пасху и пр. Хорошо помню возмущенный вопрос священника, когда я попросил его благословить меня причаститься на Рождество: «Ты думаешь, ты достоин?» Причащали, как правило, стариков и детей. Один мой верующий знакомый рассказывал, что ему отказали в причастии на Пасху с такой формулировкой: «На Пасху разговляются, а не причащаются». Знаю несколько случаев, когда в епархиях было официальное благословение никого не причащать на праздники. Выглядело это так. Выходят с потиром диакон, священник. Читается молитва «Верую и исповедую…», по окончании молитвы диакон со священником разворачиваются и уходят в алтарь, не сняв плат с потира. Но уже в конце тех же нулевых ситуация стала меняться. Постепенно нормой стало еженедельное Причастие, мирян стали причащать на праздники. Все это стало возможным с начала предстоятельства патриарха Кирилла. И хотя в церковной среде сейчас принято патриарха ругать и даже как-то ностальгически вспоминать предыдущего, но я хотел бы напомнить, что фундаментализм расцвел у нас именно в правление Алексия II. Сейчас уже смело можно сказать, что Причастие вернули мирянам. Вышел даже синодальный документ, согласно которому возможно Причастие и без исповеди. Уж насколько сами миряне этой возможностью пользуются — другой вопрос, у меня нет статистики, сколько мирян причащаются каждое воскресенье и по большим праздникам, но по крайней мере такая возможность сейчас есть.

http://blog.predanie.ru/article/evharist...

Г.АНДРЕЕВА: Галина Андреева, эксперт ЮНЕСКО, представитель Международного совета музеев «Российский комитет». Перед вопросом маленький комментарий – тезис о том, что в храмах должны находиться храмы, в монастырях должны находиться монастыри оспаривается всем международным опытом существования и религиозных организаций, и культурных институций в лице музеев, потому что международный опыт подтверждает, что бывают разные варианты – если существуют музеи, то музеи существуют в такой форме, и это в разных странах Европы и мира. Мой вопрос следующий – опубликована официальная статистика о том, что, например, в самый главный церковный праздник, на Пасху, храмы посещает 5% нашего населения. По неполной музейной статистике музеи ежегодно посещают от 60 до 70%. Государство призвано действовать в интересах большинства общества – это записано в нашей Конституции. Происходящий процесс, как мы понимаем из этой статистики, действует в интересах меньшинства. Как вы можете прокомментировать этот парадокс? В.ЛЕГОЙДА: Спасибо вам за комментарий и за вопрос. Здесь я не вижу никакого парадокса, поскольку есть, как известно, несколько типов лжи, включая статистику. Но если говорить серьезно, - мы занимались проблемой статистических данных, касающихся посещений людей храмов на Рождество и на Пасху, и понятно, что эта статистика не соответствует действительности по простой причине – обычно это данные, которые основываются на вместимости храмов. А представляете себе, сколько в большие праздники через храмы проходит людей? Никто, естественно, не считал – это совершенно точно - никто из тех людей, которые выдают свои цифры за статистику точную – как правило, это милицейская статистика – никто не стоит и не считает, сколько людей посещает. Но любой священник знает, что эти цифры существенно занижены. Недавнее, одно из последних социологических исследований серьезных показывает, что у нас не меньше 70%, а то и больше считают себя православными, и отвечая на вопрос: «как часто вы посещаете храмы», подавляющее большинство этих 70% населения нашей страны, как правило, на Пасху и в Рождество посещают точно. Поэтому, конечно, цифра в 5% это несерьезная цифра.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Также все наши традиционные религии поддержали теперь уже ставшую частью Конституции статью о том, что брак — это союз между мужчиной и женщиной. Было и много других поправок, в частности, тех, которые направлены на повышение социального благосостояния нашего населения. Например, статья об обязательной индексации пенсий. Также появились статьи о защите государством материнства и детства. То есть, статьи Конституции, которые были приняты, отвечают чаяниям народа. Именно поэтому за них проголосовало абсолютное большинство населения. В завершение программы «Интернет-Лития» митрополит Иларион ответил на вопросы, которые поступили от зрителей передачи. — Совсем недавно было опубликовано Ваше пасхальное поздравление президенту Черногории, и власти Черногории хотели преподнести Ваше послание как якобы поддержку с Вашей стороны их политики. Как Вы можете это прокомментировать? — Ежегодно на Рождество и на Пасху я направляю поздравления главам примерно 100, может быть, 120 государств, с которыми у Российской Федерации установлены дипломатические отношения, а также тех стран, где живут православные верующие. В свою очередь я также получаю поздравления от глав государств, от глав Церквей, от очень многих людей. Примерно около тысячи поздравлений я получаю ежегодно на Пасху и на Рождество, но мне не приходит в голову интерпретировать эти поздравления, как, например, поддержку моих взглядов. — В связи с принятием закона «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин», у нас, православных верующих Черногории, сложилось приветствие друг друга. Как на Пасху принято приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе», так сейчас, в связи с последними событиями, верующие в Черногории приветствуют друг друга возгласом: «Не отдадим святыни». Это означает, что люди будут защищать свои святыни, свои ценности. Как Вы воспринимаете эти слова? — В самом начале нашей беседы я уже сказал, и хотел бы повторить еще раз, что я восхищен мужеством православных черногорцев, которые не побоялись выйти на улицы. Они не боятся собирать подписи в защиту своих святынь и, как у нас говорят, грудью встают на их защиту.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/07/my_pod...

Есть мнение, что ХАМАС не осуждают только те, кто им продался. Вы продались ХАМАС? Да, многие европейцы мне тоже так говорят. Я заметил, что серьезная пресса деформирует картину жизни в секторе Газа и картину жизни христиан по законам желтой прессы. Я – независимый депутат. Я получил голоса и мусульман, и христиан, меня поддерживают и Народный фронт, и Демократический фронт, и бывшие коммунисты, и Мустафа Баргутти ( призвал все палестинские партии к единству – НК) , и левые, и правые. Это отражает отношения христиан с палестинским обществом, которое на Западе отказываются видеть. А вы можете, как православный христианин, поехать на Пасху в Иерусалим? Я могу поехать в Иерусалим как член парламента, но не как христианин. На это у меня есть разрешение, которое я получаю каждые 6 месяцев из Рамаллы. Но я не езжу на Западный Берег, пока не преодолено разделение (между ФАТХ и ХАМАС – НК). Я веду активный диалог с нашими депутатами о единстве – у нас есть возможности электронного общения. Христиане из Газы могут в принципе проехать в Иерусалим или Вифлеем хотя бы на Рождество или Пасху? Ехать как христианин на Западный Берег – это особая тема. Израильская сторона препятствует всем палестинцам ездить на Западный Берег. Но они думают несколько улучшить картину, выдавая разрешения на Пасху некоторым христианам. Они хотят послать нам некий мессидж: вы, как христиане, можете иметь некоторые привилегии. Но давайте посмотрим, кому и как выдаются эти разрешения. В одной семье их могут дать годовалым детям, но не дать их родителям. Или старушке, которая тоже не сможет ехать одна. Или дать жене, но не дать мужу – ясно, что она не поедет. Ведь надо понимать, как тяжела такая поездка! Они ежегодно объявляют, что выдано 500-600 разрешений, но на деле ничего этого нет. Это обман. Как бы вы выстроили иерархию палестинских проблем на сегодня? Блокада, политика Израиля в отношении палестинцев, политическое разделение палестинских сил. Национальное единство должно быть достигнуто – ради общей стратегии, общих целей. Пока его нет, выборы невозможно провести. Объединение сил – это  трудная задача, но ее не с нуля надо начинать. У нас есть твердая почва для объединения – документы о национальном диалоге, каирская декларация. Она должна быть подписана всеми палестинскими партиями.

http://pravmir.ru/gaza/

" Мы станем на шаг ближе к Европе " - праздничным днем в Молдавии стало 25 декабря Кишинев, 20 декабря 2013 г. Парламент Молдавии по инициативе депутатов Либеральной партии объявил 25 декабря, когда отмечается Рождество по новому стилю, праздничным выходным днем, внеся соответствующие поправки в Закон о государственных праздниках, сообщает ИНТЕРФАКС . " Никто не предлагает отменять праздник 7 января, когда отмечается Рождество по старому стилю. В то же время объявление 25 декабря выходным днем соответствует желанию многих наших граждан. Кроме того, таким образом, мы станем еще на шаг ближе к Европе " , - заявил в парламенте депутат от Либеральной партии Валерий Мунтяну. Он отметил, что в Молдавии очень многие верующие празднуют Рождество по новому стилю. Коммунисты высказались против законопроекта. По их мнению, " нельзя принимать проект в спешке " . " Есть церковные каноны, которые нужно уважать. Давайте пока снимем этот вопрос с рассмотрения и проконсультируемся с митрополией Молдовы. Что вы торопитесь, как голые в баню? " - сказал коммунист Сергей Стати. Его коллега Олег Рейдман выразил мнение, что эти изменения преследуют цель " удовлетворения определенных политических интересов " . " У нас есть много разных объединений, у которых есть разные права. Если мы откроем сейчас этот путь, то мы будем только праздновать. У нас есть мусульмане - давайте официально праздновать рамадан с предоставлением государственного выходного, праздновать еврейскую Пасху и так далее. Тогда нам некогда будет работать. Нужно взять статистические данные, и если сторонников нового стиля больше, тогда проконсультируемся с митрополией и решим " , - сказал он. В ответ В.Мунтяну заявил, что " люди, которые отмечают Рождество Христово 25 декабря, также имеют право на праздник " . " День 7 января остается праздником. Но очень многие люди, в том числе некоторые депутаты из Партии коммунистов, празднуют Рождество по новому стилю. Мы должны как минимум уважать их права " , - заявил В.Мунтяну. Лидер партии " Демократическое действие " Михай Годя сказал, что " многие приходы митрополии Молдавии уже празднуют Рождество по новому стилю, и коммунистам это прекрасно известно " .

http://pravoslavie.ru/66874.html

Дома мы всегда праздновали Рождество, Пасху, ходили в эти дни в храм. На столе появлялось праздничное угощение, готовить которое мама начинала за неделю: на Пасху пекла куличи, делала пасху, вместе красили яйца. Поэтому я не представляла, что бывает иначе. И теперь, когда мне не удается подготовить к праздникам те угощения, к которым я с детства привыкла, то чувствую, что не успела сделать что-то важное. Ведь через эти зримые, бытовые традиции человек, а тем более  маленький человечек, может яснее почувствовать смысл праздника, принять его в себя. В этом году мне удалось побывать на Пасхальной службе в Храме Христа Спасителя. Для меня было таким счастьем стоять там и восклицать вместе со всей страной: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!» Я чувствовала, как наши сердца, преисполненные радостной Пасхальной вестью, стучат в унисон. Это непередаваемо. Если бы сохранить эту радость в сердце и ощущать ее ежедневно! Лекарство от агрессии В воспитании ребенка семья остается всегда главной. Если в детстве маленького человечка окружает любовь, то, став взрослым, он отдаст это чувство и своим родителям, и детям, и другим людям. Семья — это зеркало жизни для ребенка, и его маме и папе важно осознавать ту ответственность, которую накладывает на них родительство. Ведь научить тому, чем не владеешь сам, — невозможно. Впрочем, воспитание должно продолжаться в школе, поэтому я убеждена, что в школах обязательно нужно преподавать основы православной культуры. Если честно, то я боюсь того, что происходит сейчас вокруг нас, боюсь той агрессии, которая изливается на человека буквально отовсюду и может в будущем отразиться на моем сыне. Еще недавно такого не было; мне кажется, что люди больше любили, а главное, уважали друг друга. Не возникало и привычных сегодня национальных вопросов. Быть может, оттого, что в школе стремились не только давать знания, но и воспитывать, прививать понятия добра, милосердия, помощи ближним, хотя это и делалось сквозь призму советской идеологии. Я полагаю, что основы православной культуры в школе могут дать гораздо больше. Этот предмет может стать фундаментом для дальнейшего формирования личности ученика.

http://pravmir.ru/diana-gurckaya-ya-ne-p...

А если облупишь зубами прутик — пахнет живым арбузом. Что же еще… хорошее?.. Да, музыканты придут сегодня, никогда еще не видал: какие-то «остатки», от графа Мамонова, какие-то «крепостные музыканты», в высоких шляпах с перышком сокольим, по старинной моде, — теперь уж не ходят так. На Рождестве были музыканты, но те простые, которые собирают на винцо; а эти — Царю известны, их поместили в богадельню, и они старенькие совсем, только на Пасху выползают, когда тепло. А играют такую музыку-старину, какой уж никто не помнит. В передней, рядом, заливается звонко канарейка, а скворца даже из столовой слышно, и соловья из залы. Всегда на Пасху птицы особенно ликуют, так устроено от Творца. Реполов у меня что-то не распевается, а торговец на «Вербе» побожился, что обязательно запоет на Пасху. Не подсунул ли самочку? — трудно их разобрать. Вот придет Солодовкин-птичник и разберет, знает все качества. Я начинаю одеваться — и слышу крик — «держи его!.. лови!..». Вскакиваю на подоконник. Бегут плотники в праздничных рубахах, и Василь-Василич с ними, кричит: «за сани укрылся, сукин кот!.. под навесом, сапожники видали… тащи его, робята!..» Мешает амбар, не видно. Жулика поймали?.. У амбара стоит в новенькой поддевке Горкин, покачивает что-то головой, жалеет словно. Кричит ребятам: «полегши, рубаху ему порвете!… ну, провинился — покается…» — слышу я в форточку: — «а ты, Григорья, не упирайся… присудили — отчитывайся, такой по рядок… пострадай маленько». Я узнаю голос Гришки: «да я повинюсь… да вода холодная-ледяная!..» Ничего я не понимаю, бегу во двор. А все уже у колодца. Василь-Василич ведра велит тащить, накачивать. Гришка усмешливо косит глазом, как и всегда. Упрашивает: – Ну, покорюсь! только, братцы, немного, чур… дайте хоть спинжак скинуть да сапоги… к Пасхе только справил, изгадите. – Ишь какой!.. — кричат, — спинжак справил, а Бога обманул!.. Нет, мы те так упарим! Я спрашиваю Горкина, что такое. – Дело такое, от старины. И прабабушка таких купала, как можно спущать! Скорняк напомнил, сказал робятам, а те и рады.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010