Таково было первое чудо, совершенное Иисусом. Ученики, бывшие свидетелями этого, уверовали в Него. Из Каны пошел Иисус в Капернаум; 78 Матерь Его, братья и ученики последовали за Ним, но они оставались там только несколько дней. Пасха приближалась и Иисус пошел в Иерусалим на праздник. II период (с 30 – 31 г.) Первая Пасха после крещения Иисусова Когда Иисус вошел в храм, то нашел там торговцев, продававших волов, овец и голубей, а также меновщиков, сидящих за своими столами. Тогда, сделав бич из веревки, Он изгнал всех их из храма с овцами их и волами; деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. Продающим же голубей сказал: «возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли». Ученики, свидетели всего этого, вспомнили написанное в псалме: «ревность по доме Твоем снедает Меня». 79 Полные веры в Иисуса, они искали в пророчествах объяснений Его поступка. Через три года они снова увидали то же, когда Иисус пришел в Иерусалим на последнюю Пасху. Иудеи же, не знавшие божественного характера Иисусова, удивлялись тому, что Он сделал, и говорили: «каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус же сказал им в ответ: «разрушьте храм сей и Я в три дня воздвигну его». В словах этих заключалось свидетельство божественного Его всемогущества и пророчество, потому что говорил о храме тела Своего, которое Иудеи распнут, но Он силой Божества Своего воскреснет на третий день. Иудеи не поняли таинственного смысла пророчества, а потому отвечали: «сорок шесть лет строился храм сей и Ты в три дня воздвигнешь его?» 80 Слова же Иисуса сочли богохульством, потому что он мог сказать их, не приписывая Себе божественного всемогущества, а потому припомнили их, когда хотели осудить Его на смерть. Ученики же, уже уверенные в божестве Иисуса, не считали ответа этого богохульством, но пророческий смысл этого поняли только по Воскресении. Проповедь в Иерусалиме… Иисус, во время пребывания Своего в Иерусалиме, сотворил множество чудес и многие в Него уверовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос. Ин. 4:5-42 Это евангельское чтение — центральное в период между праздниками Святой Пасхи и Пятидесятницы. Собственно говоря, оно является особым подготовительным чтением к святому и великому дню Сошествия Святого Духа на апостолов. Христос приходит в Самарию, в ту область Палестины, Израиля, которая жила своей особенной жизнью. Здесь подчеркивается, что Иудеи с Самарянами не сообщаются, это действительно так: в период вавилонского пленения самаряне отступили от завета, смешались с язычниками, приняли очень многие искаженные формы богопочитания — говоря современными словами, впали в ересь. То есть самаряне — классические еретики, отступившие от Бога и исказившие учение о богопочитании. Более того, когда после вавилонского пленения самаряне попросились принять участие в постройке храма, то иудеи им отказали, как язычникам, как нечистому народу. С тех пор самаряне были глубоко обижены на иудеев и хранили эту обиду очень живо. Настолько она была велика, что известен случай, через несколько лет после Рождества Христова, когда самарянские священники подбросили в Иерусалимский храм труп. Это был страшный скандал — они осквернили храм, чтобы показать все свое презрение и ненависть к иудеям. Соответственно, иудеи платили им тем же. Когда иудеи шли в Иерусалим, они обходили Самарию. Они не сообщались с самарянами до такой степени, что никогда никто из самарян не подал бы иудею воды в жаркий день, не пустил бы к себе на порог и не перекинулся бы словом. Но Господь в Евангелии показывает нам, насколько Божии законы не похожи на человеческие, насколько милость Божия не сравнима с человеческой справедливостью и как Господь способен открыть Себя тому, кто кажется совершенно неспособным принять Истинного Бога. Мы видим в Евангелии, что Христос окружает Себя апостолами, мужчинами, которые потом воспримут благодать священства. Женщины же, жены-мироносицы, только служат Ему своим имением, принимают Его в своих домах, готовят для Него пищу. Но главные, конечно, апостолы: перед их глазами Господь творит чудеса, с ними говорит о тайнах Царства Небесного. И вдруг Его собеседницей становится женщина: из чужого племени, иной веры, и не просто иной веры, а настоящая еретичка. Из разговора выясняется, что она еще и блудница, у нее было четыре мужа, а с пятым она живет вне всякого закона.

http://azbyka.ru/fiction/uderzhat-pashu-...

Исходя из всего этого, Православная Церковь учит, что Священное Предание является источником Божественного откровения наряду со Священным Писанием, что оно необходимо для правильного понимания Священного Писания, а также для совершения Таинств, для соблюдения обрядов в чистоте их первоначального установления. Однако, несмотря на столь ясные и многочисленные свидетельства, протестанты решительно отвергают необходимость Священного Предания для научения истинной вере. Они признают только Священное Писание как единственный авторитетный источник. Протестанты не хотят видеть в Предании Божественного откровения, считают его обычным человеческим вымыслом. А вот что пишет о необходимости и пользе Предания святый пророк Давид: «Что слышали мы и узнали и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил. Он поставил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтоб они в свое время возвещали своим детям, – возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить Заповеди Его» ( Пс.77:3–7 ). Священное Предание, следовательно, есть то же слово Божие, те же заповеди Божии, то же свидетельство силы, славы и чудес Божиих, что и записаные в Священном Писании, с той только разницей, что они переданы Церкви устно. Слово Божие учит нас различать нечистое от чистого ( Лев.10:10 ). Если предание – от вымысла человеческого, если оно противоречит Священному Писанию , то, конечно, держаться его нельзя. Если же оно по духу своему Божеское, апостольское, то надо следовать ему, по словам Псалмопевца: «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон твой люблю» ( Пс.118:113 ). Апостольское Предание, идущее непрерывно от времен апостольских, строго следует духу Священного Писания, потому ничего «неполезного» в нем быть не может. Протестанты сами в своей практике часто руководствуются не Священным Писанием, а преданием. Так они совершают обряд Крещения путем погружения в воду, празднуют Христовы праздники – Пасху, Рождество, Крещение, Вознесение Господне, хотя прямого указания на это в Священном Писании нет.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Митрополит Варсонофий отметил, что человек с горящим сердцем обязательно ходит в храм: " Для чего мы сегодня освятили храм? Для того, чтобы в него ходить, получать благодать Божию. Храмы строят для того, чтобы в них ходили, а не потому, что они - архитектурные памятники, украшают наши города, поселки и села. Человек с холодной душой, холодным, леденящим сердцем, в храм, конечно, не пойдет, но если у человека душа горит, он в храм обязательно пойдет. Дома он никогда не сидит: в воскресный день, праздничный, память великого святого - обязательно придет в храм, потому что здесь он поклоняется Воскресшему Господу, Божией Матери, святым. И получает такую благодать, какую дома, у телевизора, никогда не получит. Поэтому все нормальные люди, здоровые душой, стараются ходить в храм Божий, используют любую возможность " . В качестве примера архипастырь вспомнил собственное детство: " Помню, как мама успевала все делать. Да еще бежала за 20 километров на Рождество, на Пасху в храм! Нас она дома оставляла. Люди, которые горят любовью к Богу, все успевают: и все дела делают, и, самое главное, успевают в храмы Божии. Здесь Господь встречает каждого из нас и каждого благословляет, здесь Он нами познается " . Затем владыка обратился к евангельскому чтению этого дня: " Мы сегодня слышали Евангелие о явлении Воскресшего Господа двум ученикам, Луке и Клеопе. Как они познали Его? Когда Он с ними шел по дороге, они даже не подумали, что это Иисус Христос - обычный путник, шел по дороге, присоединился. И Он спросил у них - о чем вы так размышляете, братия? Да вот, говорят, мы думали, что Иисус - Мессия. И Господь раскрыл им все их болезни, все язвы. Когда раскрыл, дал им лекарство - привел Писания о Христе. А потом, когда они зашли в дом, Он преломил хлеб, и они увидели в преломлении хлеба - так это Христос! И Он стал невидим. Вот видите, Господь познается в Таинстве Евхаристии. Когда мы причащаемся, близко соединяемся со Христом. Для этого и храмы строим - чтобы ходить в них и приобщаться Богу. Только у людей, которые приобщаются Богу здесь, на земле, есть надежда иметь с Ним общение и в Царстве Божием " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Что значит эта таинственная трапеза 24.12.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя Святых праотец Слово в Неделю святых праотец Сегодня мы совершаем память святых праотец — святых Ветхого Завета, которые до Христа уже были причастны Богу ожиданием Его пришествия в мир. И в этот день с особенной силой святая Церковь призывает нас, глядя на великие события, которые Бог совершил с избранным Им народом в прошлом, исполняться надеждой на будущее. Потому что Бог уготовляет верным Ему людям бесконечно большее. Свет Христов, выявляя до конца мрак истории, нарастает. И все победоноснее он действует в жизни Церкви избранного Богом народа. В Ветхом Завете, к которому мы чаще, чем обычно, обращаемся в течение Рождественского поста, есть один образ, связанный с сегодняшним Евангелием. Жизнь будущая показана как трапеза, которую народ, верный Господу, разделяет с Сыном Человеческим во веки веков. Об этом возвещает пророк Исаия, когда зовет всех жаждущих придти и почерпнуть воду бессмертия, и говорит о пище, которой все должны насытиться (Ис. 55, 1—2). Об этом каждому из нас напоминает псалмопевец, когда мы молимся Господу перед святым причащением: «Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне, умастил еси елеем главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя яко державна» (Пс. 22, 5). И мы знаем притчу о Премудрости Божией, «которая построила себе дом» (Притч. 9), — каждый раз за Богородичными праздниками мы слышим этот текст. Подобно Премудрости, которая зовет всех проходящих мимо людей вкусить хлеба и вина, Церковь Божия зовет всех людей приобщиться трапезе, где хлеб и вино не просто образы того, что совершится, но реальная Божественная жизнь, которой мы приобщаемся уже сейчас. А самое главное — обещание лучшего, то есть пребывания с Богом, которое не кончится никогда. Этот пир, это общение души человеческой с Богом — то, что уготовано для всех. В этом смысл всего исторического пути Церкви. Сам Господь накануне Своих Страданий говорит, что Он уготовал нам Царство, как Отец уготовал Ему: «Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» (Лк. 22, 30). И в Апокалипсисе мы читаем: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). На Тайной Вечери Господь говорит со всей Церковью в лице Своих учеников: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». И потом, взяв чашу с вином и благодарив, сказал: «Приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк. 22, 15—18).

http://moral.ru/praotec/

Победную поющия – рифма к окончанию ирмоса (следует отметить, что в греческих канонах тропари ритмически подобны ирмосу соответствующей песни; к сожалению, в славянском переводе эта связь обычно утрачивается). Песнь 1, тропарь 2 Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Небеса убо достойно да веселятся,/земля же да радуется,/да празднует же мир,/видимый же весь и невидимый:/Христос бо воста,/веселие вечное. Небеса достойно да веселятся,/земля же да радуется,/да празднует и весь мир,/как видимый, так и невидимый:/ибо Христос восстал, веселье вечное. Небеса по достоинству пусть возвеселятся, а земля возрадуется, пусть же празднует мир, и видимый весь, и невидимый, ибо Христос восстал, веселье вечное. Небеса достойно да веселятся, земля – да радуется, и да празднует весь мир, видимый и невидимый; ибо восстал Христос – веселие вечное. Небеса убо достойно да возвеселятся, земля же да радуется – заимствовано из Слова свт. Григория на Рождество Христово, где он говорит следующее: «И чтобы сказать вместе: да возвеселятся небеса и да возрадуется земля ради Небесного, потом Земного» (то есть Христа), а Богослов в свою очередь заимствует это из Пс 95:11: «Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его». Да празднует же мир, видимый же весь и невидимый – заимствовано из Слова свт. Григория на Пасху, где показан явившийся святому ангел, который говорит: «Ныне спасение миру, видимому и невидимому». Христос бо воста – заимствовано из того же Слова: «Христос из мертвых (то есть восстал) – Совосстанъте с Ним и вы». Эта мысль свт. Григория — аллюзия на слова ап. Павла «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1 Кор 15:20 ), «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» ( Рим 6:5 ), «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» ( Рим 8:11 ), «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» ( 1 Кор 6:14 ) и «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» ( 2 Тим 2:11 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/objasnenie-...

Представьте себя на месте Патриарха при получении такой информации и одновременной просьбы (а скорее требования) государства предотвратить массовое заражение людей в храмах. Очень сложная и уникальная ситуация для нашей Церкви. Согласитесь, что в прошлые века вирусы и эпидемии могли быть только природными, естественными, к появлению которых человек не имел прямого отношения. Наука в то время не была так развита, как сейчас. Как же поступить Патриарху? Ведь прямое обращение к опыту Церкви для него невозможно, так как Церковь никогда не переживала период массового применения биологического оружия, выдаваемого за природный вирус. На мой взгляд, Патриарх в такой ситуации вспомнил о горькой правде, которая состоит в том, что огромное число крещёных граждан России ещё невоцерковлены, то есть относятся кЦеркви, как к некому (одному из многих применяемых ими) «оберегу». Такие люди (пока не имеющие истинной веры, которая не позволяет вспоминать о храме лишь 3-4 раза в год) массово приходят в храм только на Пасху, Рождество, Крещение и Вербное воскресение. Именно об этих невоцерковлённых людях вспомнил Патриарх прежде всего. Ведь даже с мирской точки зрения «Мы в ответе за тех, кого приручили». Многие из этих людей, так называемых «захожан», не знают слов Господа нашего Иисуса Христа «по вере вашей да будет вам», не знают, что даже апостол Пётр тонул, когда начинал сомневаться в своей вере. Напомню этот важный момент из Евангелия от Матфея: «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?»

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/21/ne...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 7 церковных таинств: основания в Библии 6 мин., 17.09.2019 Таинства Православной Церкви — это не человеческие изобретения, все они были установлены Самим Господом, все они имеют основания в Священном Писании. Но история происхождения каждого из таинств — огромная и сложная тема. Для тех, кто хотел бы погрузиться в нее, мы подготовили список книг , написанных живым и понятным языком. А здесь с достаточной степенью упрощения мы приводим лишь общие сведения о сути и истории возникновения таинств. 1 Таинство Крещения Суть: Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств. Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов».  Библейские основания: Таинство установлено Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3 :5). Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф 3 :15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28 :19). История: В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее. О Таинстве Крещения на сайте " Фомы " 2 Таинство Миропомазания Суть: Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям. Библейские основания: Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7 :37-39), а также в апостольских посланиях: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2 :20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1 :21).

http://foma.ru/7-tainstv-osnovaniya-v-bi...

Солнце этой правды воссияло нам в Его Рождестве святом! Эта правда сегодня является на Иордане! Эта правда сегодня освящает вселенную! Великое освящение воды, которое мы совершаем сегодня, есть знак этого освящения, знак чистоты, омывающей и смывающей всякую грязь любовью и милостью. И для чего же это все происходит? А для того, чтобы очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам ( Тит.2:14 ). Когда же явилась благодать человеколюбия Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые мы сотворили, а по Своей милости банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни ( Тит. 3, 4–7 ). Господь творит нового человека. Господь творит из нас новый народ. Так давайте с вами вспомним по-настоящему то крещение, в котором мы облеклись и родились Господу, то обновление жизни и будем с этим жить, подражая Спасителю нашему и исполняя Его правду так, как Он исполнил ее для нас. Аминь. Сретение В этот день Церковь вспоминает о том, как Младенец Христос был принесен в храм согласно ветхозаветному обычаю, по которому первый ребенок должен быть посвящен Богу и за него должна быть принесена жертва в виде агнца или, от бедных людей, – голубей. Эта жертва приносилась в память о том, как перед исходом из Египта Господь, чтобы наказать фараона, не отпускавшего народ Божий в Землю обетованную, послал Ангела, который истребил в Египте всех первенцев от человека до скота. Моисею же было передано повеление, чтобы евреи сделали Пасху в своих домах, то есть заклали в эту ночь ягненка, испекли его и съели с горькими травами, а косяки своих дверей помазали кровью ягненка. Там, где не было этого знака, прошел Ангел-истребитель, и на следующий день весь Египет был наполнен плачем и стенанием, потому что в каждом доме был умерщвлен первенец. Когда фараон увидел, что произошло из-за того, что по ожесточенности своего сердца он не захотел послушаться Бога, он отпустил евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Ст. 27. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, т. е. Бога истинного, был тверд. Ст. 28. Верою совершил он Пасху и пролитие крови на перекладинах и косяках дверей в домах еврейских ( Ucx. XII, 22 ), дабы истребитель первенцев египетских не коснулся евреев. Ст. 29. Верою перешли они Чермное (Красное) море, как по суше, – на что покусившись, Египтяне потонули. Ст. 30. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Иерихон был город очень укрепленный, и силою не было возможности взять его. Была только одна надежда на Бога и Его чудную помощь. Но эта помощь всегда подается только верующему. Евреи с усердною молитвою обратились к Богу своему, и Господь повелел им совершать в течение целой недели обход вокруг стен иерихонских. Шесть дней они должны обходить по разу в день, а в седьмой – семь раз, и при этом трубить в трубы. Евреи так и сделали. В седьмой день после седьмого обхода при звуке труб и молитвенном воззвании осаждавших евреев стены иерихонские пали. Очевидно, они пали не от звуков трубных, а от веры молящихся, привлекшей к себе всемогущую милость Божию. Ст. 31. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев, и проводив их другим путем, т. е. в окно, не погибла с неверными. Кто такая была Раав? Она была жительница Иерихона; имела свой дом в стене города. Хотя она была и блудница, но добрая женщина, она имела раскаяние, имела веру, а потому и была помилована Богом. Добрую душу свою она выказала в приеме еврейских соглядатаев, которые были посланы для обзора Иерихона Иисусом Навином. Им грозила в Иерихоне опасность. Раав, зная это, скрыла своих гостей от посланников царских и потом спустила их по веревке в окно наружное за черту города, и таким образом спасла их жизнь. Но при этом она, веруя, что Бог еврейский всемогущ и все отдаст евреям под власть, испросила себе пощаду и помилование – по доброте души своей не только себе, но и родителям и сродникам своим – в то время, когда евреи возьмут Иерихон, в чем она тоже не сомневалась ( Hab. II, 12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010