Если в храме не причащают на Рождество… Комментирует епископ Обуховский Иона О традициях в некоторых храмах не причащать на Рождество и на Пасху. 6 января, 2014 О традициях в некоторых храмах не причащать на Рождество и на Пасху. О традициях в некоторых храмах не причащать на Рождество и на Пасху. О том, кто достоин причастия и кому вообще это решать. А также о том, можно ли причащаться три дня подряд, если Рождество, как в этом году, во вторник, рассказал «Православию в Украине» наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона. Где и почему не причащают на Рождество и на Пасху? В некоторых православных храмах сложилась традиция не причащать прихожан на праздничном рождественском или пасхальном богослужениях. В «праздники праздников» и «торжество из торжеств» люди остаются без причастия. Является ли такая практика в Церкви общепринятой? Правильно ли это с точки зрения церковного вероучения? Подобная практика уходит корнями в так называемый Синодальный период Русской Церкви, когда Церковь возглавлялась не Патриархом, а Святейшим правительствующим синодом, состоящим как из духовных, так и светских людей с обер-прокурором, назначавшимся императором, во главе. Сама Православная Церковь называлась тогда Ведомством православного исповедания, и все граждане Российской империи православного исповедания (кстати, в паспорте была графа не «национальность», а именно «вероисповедание») были обязаны один раз в году исповедоваться и причащаться. Интересно, что каждый человек был приписан к конкретному приходу и был обязан исповедоваться и причащаться в своем приходе, и это все фиксировалось в особых храмовых книгах. При этом люди, которые вели духовную жизнь, исповедовались и причащались достаточно регулярно. Так, мы знаем, какие духовные поиски были у молодого Игнатия Брянчанинова, какую жизнь вели духовные чада оптинских старцев… Но у основной массы граждан Российской империи глубоко засело в голове сознание, что исповедоваться и причащаться нужно раз в году, что, собственно, все и делали — в период Великого поста. В остальное время года причащаться было не принято.

http://pravmir.ru/esli-v-xrame-ne-pricha...

Закрыть itemscope itemtype="" > О праве на ошибку Еще раз о юлианском и григорианском календарях 16.01.2023 570 Время на чтение 3 минуты Фото: Предоставлено автором 6 января на РНЛ были опубликованы два материала по традиционной для новогодних дней теме: какой календарь точнее – юлианский или григорианский: перепечатка доклада на Московском Всеправославном совещании 1948 года « О старом и новом стиле » святителя Серафима (Соболева) и ответ А.Д. Степанова на обращённое к нему письмо Д.Е. Боброва из Германии. Этот ответ привёл к довольно оживлённой полемике в комментариях, на которые главный редактор РНЛ отреагировал через неделю статьёй « Григорианский календарь приводит к утрате понимания русской истории ». Главное возражение против перехода на григорианский календарь в обоих случаях не в том, что им руководствуются католики, хотя и такой аргумент встречался, а в том, что «если Пасха поздняя, то практически исчезает (или сводится к минимуму) Петров пост, поскольку празднование в честь первоверховных апостолов Петра и Павла празднуется не 12 июля, а 29 июня (по григорианскому календарю). Это очень весомое возражение. Оно неизбежно вытекает из традиции праздновать Пасху не просто в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия, но вдобавок только после иудейского праздника Песах. Именно по этой причине поздняя Пасха иногда попадает на майские дни по григорианскому календарю. При этом святитель Серафим ссылается на 7-е Апостольское правило и на 1-е правило Антиохийского собора. Но если вдуматься в оба текста, которые он приводит, там речь идёт не о запрете православным отмечать Пасху в тот же день, в который иудеи празднуют Песах, а о запрете праздновать вместе с ними («прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати», «со иудеями совершати Пасху»). А это далеко не одно и то же, если руководствоваться нормами современного русского языка. Можно представить себе, что во времена Антиохийского собора, а это 341 год от Рождества Христова, на Ближнем Востоке существовала опасность случайного смешивания на улицах празднующих представителей разных религий и проще всего было подстраховаться и развести эти два праздника во времени, если не очень получается в тесных пространствах тогдашних городов.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/16/o_...

Матушка Галина Соколова: «Люди страдают, потому что не знают Бога!» Часть 2 Мы бедно жили и белый хлеб просто так никогда не кушали, только в Рождество и на Пасху — мама пекла. Наша обычная еда: черный хлеб, молоко, бульба( картошка) и щи. Пшенная каша с молоком давалась только по воскресеньям, и это считалось самым вкусным! 28 января, 2008 Мы бедно жили и белый хлеб просто так никогда не кушали, только в Рождество и на Пасху — мама пекла. Наша обычная еда: черный хлеб, молоко, бульба( картошка) и щи. Пшенная каша с молоком давалась только по воскресеньям, и это считалось самым вкусным! Записала Надежда Антонова Матушка Галина Филипповна Соколова — поистине удивительный человек. Имя ее знакомо многим православным верующим и всегда при его произнесении в сознании возникает образ очень доброго, светлого и мужественного человека. Вдова известного московского священника Феодора Соколова, вот уже 7 лет она одна растит 9 детей. Старшие ее дочери уже замужем, растят своих детей, старший сын служит в армии. Наверное, немного было легких дней в жизни матушки: при жизни о.Феодора, поднявшего не один большой приход, все его силы уходили на созидание храма Божия, в доме часто не было денег. С уходом батюшки осиротел приход, но и в самые тяжелые дни матушка находила силы утешать, помогать, одобрять. Подробнее о жизни семьи Соколовых, о том, как познакомились матушка Галина и будущий отец Феодор можно прочитать в статье « Отец Феодор Соколов » и « Ради одного человека «. На нашем сайте можно прочитать и другие беседы с матушкой Галиной: Воспитание детей в большой семье: самое главное — это отношения между мужем и женой , В ожидании Пасхи . Сегодня мы продолжаем знакомиь читателей с рассказом матушки Галины о своем пути к Богу и к Церкви Христовой. Ваши отзывы и письма мы будем рады передать матушке Галине. Пишите ! Матушка Галина Соколова: «Люди страдают, потому что не знают Бога!» Часть 1. У мощей Иова Почаевского Однажды паломницей поехала к мощам Иова Почаевского: от нас это не так далеко, всего несколько часов на поезде проехать. Меня мама одну без старших отпустила – я уже в седьмой класс ходила.. И еще двух соседских девочек со мной: одна на два года младше, а другая на четыре. Мамы нас благословили, и мы с легкостью поехали одни на вокзал. Там примкнули к паломникам-женщинам. Помнится, как мы шли после поезда пешком по полю. И потом, поймав попутную машину, сидя на кузове уже мчались через пшеничные поля, луга. И вот, вдалеке увидели гору, а на ней зеленый  монастырь. В Почаевском монастыре были мы неделю.

http://pravmir.ru/matushka-galina-sokolo...

Недавно в ходе социологического исследования было установлено, что в Болгарии более 60% людей верят в Бога. В то же время на вопрос о том, как часто они посещают церковь, всего 10% респондентов ответили, что посещают ее регулярно каждое воскресенье. Почти столько же ходят в церковь на большие церковные праздники — на Пасху и на Рождество, а остальные бывают в храме лишь время от времени. Недавно в ходе социологического исследования было установлено, что в Болгарии более 60% людей верят в Бога. В то же время на вопрос о том, как часто они посещают церковь, всего 10% респондентов ответили, что посещают ее регулярно каждое воскресенье. Почти столько же ходят в церковь на большие церковные праздники — на Пасху и на Рождество, а остальные бывают в храме лишь время от времени. Профессор Калин Янакиев, известный болгарский богослов, которого «Русская газета в Болгарии» попросила прокомментировать результаты этого исследования, дал довольно пессимистичную оценку современному религиозному сознанию болгар. По словам проф. Янакиева, с начала ХХ века болгары традиционно «религиозны, к сожалению, бытово-приземленным образом». Кроме того, в последние десятилетия Болгария потерпела ряд метаморфоз в своем духовном развитии. В своей заботе об экономическом выживании болгары, как считает К. Янакиев, как будто оставили духовность на задний план. «Мы становимся свидетелями тяжелого удара по гуманитарным ценностям и ценностному сознанию болгарина», — заявил богослов. «Я не буду присоединяться к банальному хору тех, кто осуждает привязанность многих к так называемой «низкой» культуре, — сказал профессор. — В конечном итоге, она тоже имеет свое место в нашей жизни. Человек спонтанно создает искусство или же спонтанно развлекается какой-то ежедневной культурой. Необязательно посещать театр или читать романы, иногда человек чувствует необходимость в зрелищах, развлечениях, танцах, легкой музыке, даже в том, что мы называем «чалга» (низкопробный поп-фолк). Меня больше тревожит тот факт, что это музыкальное направление формирует своеобразную ценностную систему, связанную с андерграундом, криминалитетом, в большой степени с порнографией. Большинство видеороликов с так называемыми певицами поп-фолька представляют собой небольшие порнографические эссе. У них своя аудитория, состоящая из так называемых «братков». В этом смысле налицо тяжелый удар по ценностной системе болгар».

http://pravmir.ru/60-bolgar-veryat-v-bog...

Разделы портала «Азбука веры» Татьяна Клиндухова " decoding="" title="" Я родилась и выросла в небольшом украинском городке, в котором было две православных церкви и один католический монастырь. Но действующей была только одна церковь, а другая, Михайловская, была закрыта. В ней находилась сушарня: летом-осенью возле неё были большие очереди: люди свозили на сушку урожай из своих садов: сливы, яблоки, груши. Костёл тоже был закрыт для прихожан. В нём была размещена швейная фабрика. Нас с сестрой родители крестили в православии, хотя в роду были и православные, и католики. Сколько себя помню очень трепетное в нашей семье было отношение к православным праздникам. Из самых первых воспоминаний моего детства это спрятанная от чужого глаза в серванте икона Спасителя. Мама вечерами молча стояла перед ней. Как я потом поняла молилась. В начале 70х годов прошлого века ещё были гонения на церковь, верующих презирали, в церковь ходили только старенькие бабушки, которым уже нечего было бояться. На православные праздники мама нам запрещала шить, подметать в доме. На вопрос «почему нельзя?», следовал ответ «праздник». Я мало что тогда понимала, но в голове навсегда осталось понимание, что церковный праздник – это что-то особое. Особенно я любила Рождество и Пасху . Мама всегда много готовила праздничных блюд, как полагалось по славянскому обычаю. На Рождество, как правило было 12 блюд. Я помню дом моих, ныне уже покойных, дедушки бабушки. У них была многодетная семья и все собирались на праздники в их доме. В большой комнате составляли несколько столов и сносили много всяких блюд. Там и рыба, мясо, голубцы с пшеном, домашняя колбаса с тёртым хреном, и кутья. Её делали в большой тарелке и по кругу передавали всем сидящим за столом. И это было священной традицией нашей семьи. А на Пасху в нашем доме стоял пьянящий дух свежевыпеченной паски. Так на Украине называют куличи . И было чувство Праздника, но праздника, тогда ещё непонятного для меня. В школах в то время проводили лекции о вреде церкви, устраивали коммунистические субботники, у церкви стояли наряды народной дружины. Моя мама была беспартийной и поэтому спокойно шла в пасхальную ночь в церковь святить паски и яйца. Рано утром она будила нас с сестрой и говорила заветные слова: «Христос воскрес!» И мы отвечали: «Воистину воскрес!» К нам приходили мамины братья и сёстры со своими семьями, и мы разговлялись. В то время было тяжело поститься, я видела как мама незадолго до Пасхи переставала есть мясо, молоко, объясняя это просто нежеланием. Позже я поняла, что она нас просто оберегала от «гнева комсомола». При этом мама шёпотом мне твердила: « Бог есть, верь в Бога, не слушай никого и – молчи».

http://azbyka.ru/way/moj-put-k-hramu/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года архимандрит Исидор (Минаев) Беседа с начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архим. Исидором о Благодатном Огне В Избранное – Отец Исидор, часто вопросы, которые задают паломники, приезжающие на Святую Землю, связаны с происходящими здесь чудесами. Среди них самое главное – это чудо схождения Благодатного огня, поэтому многие специально стремятся сюда на Пасху, чтобы присутствовать в Великую Субботу в храме Гроба Господня. Вот, одна паломница пишет: «Мы с дочкой приехали на Пасху, чтобы увидеть Благодатный огонь, но, к нашему глубокому разочарованию, на схождение огня попасть так и не удалось. Мы пришли в храм Гроба Господня еще в Великую Пятницу, заняли место и почти целые сутки пробыли там. А под утро израильские солдаты силой вытолкнули нас не только из храма, но и из Старого Города. Лишившись возможности приобщиться благодати Святого огня, мы ни с чем вернулись домой. Отец Исидор, посоветуйте, как нам попасть на огонь в следующий раз?» Это одновременно и вопрос, и разочарование, и претензии. – Я бы ответил на это так: сейчас, после десятилетий подавления веры в России, духовная жизнь понемногу начала возрождаться, стала доступной всем, но у многих верующих нет церковной культуры. Понятно, что нужно стремиться к святыне, нужно стремиться в храм, приходить туда на праздники, совершать паломничество – все это правильно. Но не имеющие церковной культуры люди многое путают: например, в престольные праздники приходят исповедоваться, что недопустимо. В престольный праздник надо совершать красивое богослужение, приобщаться Святых Христовых Таин, принимать гостей, общаться с паломниками, с прессой, но уж никак не исповедовать толпы прихожан. Люди этого просто не понимают, и это явный признак отсутствия духовной культуры. Никто в день свадьбы сына не стирает белье и не переклеивает обои. У новоначальных христиан немало странных, экзальтированных желаний и заблуждений, например, «венчаться хорошо бы в Иерусалиме, а креститься лучше в самом Иордане» – но это называется духовной безвкусицей. Венчаться и креститься надо в своем приходском храме, как это было до революции. Венчание в те времена проходило только в храме жениха или невесты, к которому они были приписаны. Так же и праздники Рождества и Пасхи – их надо встречать у себя, ведь здесь есть люди, которые нуждаются в нашей заботе: старики, дети, заключенные, больные. К тому же, это праздники тихие, спокойные, они не должны быть перегружены никакими путешествиями, паломничеством или тяжелыми хозяйственными делами. Как раз в своем приходском храме мы имеем наибольшую возможность спокойно помолиться и не сталкиваться с огорчительными сюрпризами, которые таит в себе путешествие. А это – современное псевдоцерковное убеждение, что в эти праздники надо куда-то поехать – в самую толпу, в самую гущу событий. Понятно, что всех тех, кто на это решится, ждет разочарование.

http://azbyka.ru/beseda-s-arxim-isidorom...

Боровск. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь Карта и ближайшие объекты Построен в 1704 г. прихожанами. Возведен одновременно с трапезной и приделом Пафнутия в 1704 году. Искусные каменщики акцентировали углы четверика колоннами-дудочками, охватили его двумя поясами многорядных карнизов, украсили нарядными наличниками оконные проемы, а входы в храм перспективными порталами. Особенно выделяется, венчающий надстройку основного храма, карниз с четырьмя ложными кокошниками и его фриз с глубоким рельефом и красивым узором по разному уложению кирпичей, что значительно увеличило его высоту. Достойны внимания очень широко расставленные главы на высоких барабанах. Эти особенности архитектуры датируются концом XVIII века. Четырехъярусная изящная колокольня с пилястрами в нижнем ярусе и парными колонками между арками звона во втором и третьем, с маленькой главкой на тонком, кажущемся хрупким, барабане была возведена в 1819 году. Закрыт в 1929 году. Храм передан Епархии 05.06.92. согласно Постановлению Администрации Калужской области за 144. Храм был передан Епархии отреставрированным госреставрацией, под медной кровлей, с побеленными стенами внутри, но без пола. Весь храм был завален кучами мусора. Первым на восстановление храма деньги пожертвовал Инкомбанк г. Москвы (1 млн. руб.); потом местная реставрационная организация (нач. уч-ка - Денисова Анна Леонидовна) настелила досчатые полы и устроила солею из бетонных ступеней. Глава Администрации Галемон Б. М. заплатил за это из районного бюджета. Наиболее крупными жертвователями храма были: Шмытко Николай Михайлович, Шаталов Александр Николаевич, Главврач Боровской больницы Никищенко Петр Михайлович, Бехтемирова Лада Александровна и др. С июля 1992 г. по март 1993 г. в храме были настелены полы, проведено отопление, обустроен алтарь для службы, проведена электропроводка, повешены люстры, установлены недостающие рамы и двери. Далее каждый год по возможности что-то к праздникам делалось: четыре храмовые иконы были написаны в течении 2-х лет. На третий год, к Рождеству, заказали Царские врата, но установлены они были только через год, на Пасху 1996 года. В 1997 - 1998 гг. в центральной части храма были настелены мраморные полы. Первую службу на Пасху 1993 г. совершил протоиерей Олег Чекрыгин.

http://sobory.ru/article/?object=01764

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 Праздничные проповеди святителя Григория Богослова К концу IV в. в христианском мире сформировался годичный круг церковных праздников, центром которого стало воспоминание Воскресения Христова (Пасха). Помимо Пасхи, важнейшими праздниками были Рождество и Богоявление (которые кое-где еще праздновались в один день), а также Пятидесятница 1 . В основу праздничного круга было положено ежегодное воспоминание главных событий из жизни Иисуса Христа и раннехристианской Церкви. Торжественное богослужение, совершение Евхаристии, чтение соответствующих текстов из Ветхого и Нового Заветов, проповедь на тему праздника — все это должно было способствовать переживанию празднуемого события каждым верующим, молитвенному и духовному проникновению в смысл праздника. Евангельское событие благодаря его воспоминанию в Церкви становилось реальностью духовной жизни христианина, который, хотя и жил несколько столетий спустя, мог мысленно приобщиться к этому событию и стать как бы его участником. Деятельность святителя Григория Богослова как проповедника началась со Слова на Пасху, произнесенного вскоре после иерейской хиротонии, и кончилась Словом на Пасху, написанным после низложения с константинопольского престола 2 . Между двумя Пасхами — более четверти века проповеднического труда и сорок пять Слов, вошедших в сокровищницу христианской церковной литературы. Из этих Слов лишь семь посвящены церковным праздникам: одно — Рождеству Христову, два — Крещению Господню, два — Пасхе, одно — Неделе новой, и одно — Пятидесятнице. Каждое из них, однако, оказало огромное влияние на понимание праздников в Восточной Церкви: на протяжении многих столетий праздничные проповеди святителя Григория читались вслух в храмах, некоторые тексты святителя Григория, посвященные праздникам, даже вошли в богослужение Православной Церкви. “Воскре­сения день, просветимся людие, Пасха, Господня Пасха!”; “праздников праздник и торжество из торжеств” (ср. Сл. 45,2; PG 36,624=1.662) 3 ; “Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением” (ср. начало Слова 1-го); “Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся!” (ср. начало Слова 38-го); “Пятьдесятницу празднуем и Духа Святаго пришествие” (ср. Сл. 41,5,1; SC 358,324=1.578) — эти слова из богослужебных текстов, знакомые каждому православному христианину, буквально заимствованы из праздничных проповедей святителя Григория Богослова.

http://pravmir.ru/prazdnik-kak-tainstvo/

315. Предвкушение вечного блаженства. Христос Воскресе! Светися, светися, новый Иерусалиме! Ликует сегодня святая Церковь ; забывают верующие, на земле ли они, или уже на небе­сах: так много, бесконечно много самой чистой, светлой радости, так все полно торжества победы над злом, над смертью , что, действительно, переживаешь что-то неземное, чуждое земле, будто уже началась обетованная вечность и нескончаемое блаженство. Таков наш воистину светлый и пресветлый праздник, наше торжество торжеств. Да так и приглашает нас матерь наша – Христова невеста Церковь : приидите. царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки! Приидите, опытом сердца изве­дайте, в мере, доступной вам во дни вашего земного странствования, изведайте сладость и радость райского блаженства, ожидающего вас в отечестве небесном – вот где будет пасха вечная! И в восторге радости верующие взывают к Самому Виновнику Пасхи: О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее, совер­шеннее, полнее Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего! И вот в дивных песнопениях пред нами раскрывается всемирная картина будущего всеобщего торжества при открытии сего царства славы – оно представляется как бы уже совершившимся: ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя... Пасха, Гос­подня Пасха! Не еврейская пасха, не переход Израиля чрез Чермное море, а переход всего верующего человечества от смерти к жизни, от земли к небеси. Вот куда ведет нас Христос Бог наш, и мы поем Ему победную песнь воскресения! Очистим же чувствия и узрим – не телесными очами, а очами веры – Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и ясно услышим в своих сердцах Его Божественный привет: Радуйтеся! Вот Он идет, Солнце правды, всем жизнь подающий, идет, а за Ним радостными стопами спешат только что освобожденные Им из узилищ адовых праотцы и все ветхозавет­ные праведники, прославляя вечную пасху. Приступим и мы, вслед за ними, приступим со свечами горящими в руках в знак светлой радости нашей, чтобы вместе с чинами ангель­скими, радостно празднующими, праздновать пасху Божию спасительную. Господь страдал как смертный, но Своим страданием смертное Он облек в красоту бессмертия, и вот мы празднуем смерти умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало и, ликуя, воспеваем Виновника сих благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Пасха 02.05.2023 14:52:12 Слушать: http://radonezh.ru/radio/2023/04/22/21-00 С. Комаров: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Христос воскресе! Рад вас приветствовать, поздравить с самым великим праздником, Торжеством из торжеств. Мы не найдем более актуальной темы, чем Пасха Христова. Хочу поговорить о том, почему этот праздник такой важный, почему мы празднуем воскресение не только на саму Пасху, но и 52 воскресения в году, почему Пасха - даже не двунадесятый праздник, а выше того. Пасха имеет неописуемый статус, Пасха - это Пасха. Суть нашей веры – Пасха. В Пасхе Страстей и Пасхе Воскресения сходятся все учения Церкви о спасении. Так в древности праздновали Пасху до того, как практика была унифицирована. Во всех поместных церквях праздновали по-разному, порой в разные дни. Сейчас у нас два этих цикла выражены в Страстной седмице и уже в пасхальном периоде. Что же такого произошло, что мы празднуем это уже 2000 лет, что это самое главное для всех христиан всех времен и народов, для всех апостолов? Воскресение – суть проповеди. Если посмотреть самую первую проповедь апостольскую на Пятидесятницу, то увидим благовестие Воскресения Христова. Апостолы не проповедуют о нравственном учении Христа, хотя это важно и в посланиях об этом сказано. Они не проповедуют о Рождестве Христовом, хотя это великая благочестия тайна. Церковь в последующие века много богословствовала по тому поводу, Кто такой Христос, как в Нем соединяется божественная природа с человеческой. Древняя Церковь благовествует достаточно просто о том, что Христос воплотился, умер за нас и воскрес. Это суть апостольской проповеди. Глава 2, первая проповедь Петра: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его».

http://radonezh.ru/2023/05/02/pasha

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010