«Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия». Сказав, что «буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия (по смерти моей) всегда приводили сие (мое учение) на память», Петр раскрывает причину этого своего желания, показывая несомненную истину и высокую важность преподанного им учения (ст. 16 – 17). «Мы возвестили вам, говорит Апостол, силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, то есть преподали вам учение о том, как Он, Спаситель наш, явился на земле, чему учил, какие совершил чудеса, как пострадал и умер за грехи всех людей, воскрес и вознесся на небо, ниспослал Всесвятого Духа, и как опять приидет на землю во славе, для совершения последнего суда; обо всем этом мы возвестили вам не хитросплетенным басням последуя, как делали языческие учители, или другие лжеучители 55 , а сами своими глазами видели те великие дела Господа Иисуса, о которых возвещали вам; сами своими ушами слышали из уст Его то учение, которое преподали вам; сами жили в то время, когда Господь пребывал на земле, проповедал Евангельское учение, отпускал грехи, исцелял больных всякого рода одним словом или прикосновением, повелевал ветрам, и они утихали, воскрешал мертвых; сами были свидетелями искупительных Его страданий и крестной смерти; сами видели Его воскресшего из мертвых; Он, воскресший, многократно с нами беседовал и разделял трапезу; перед нашими глазами вознесся Он на небо; сами были мы свидетелями сошествия Святого Духа, и удостоились Его осенения. Великие знамения и чудеса, Евангельское учение, искупительные страдания и смерть, воскресение из мертвых, вознесение на небо и ниспослание Святого Духа, все это являет силу и величие Господа нашего Иисуса Христа. 17. Прием бо от Бога Отца честь и славу, гласу пришебшу к Нему такову от велелепные славы: сей есть Сын Мой возлюбленный, о нем же Аз благоизволих. 18. И сей глас мы слышахом с небесе сшедшь, с ним суще на горы святей. Из множества событий, свидетельствующих о Божественном величии Иисуса Христа и о несомненной истине Евангельского учения, преподанного Апостолом, святый Петр указывает на одно событие, на Фаворское преображение Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Возлюбим убо и мы, братие, явление Его, с небес на землю сошествие Его, возрадуемся о первом пришествии Его в мир сей, воспользуемся таинственным Воплощением Его и всеми спасительными, от дня Рождества Его до часа смерти Его, Им Самим для человеков производимыми действиями, обратись во спасение своё крест, смерть, раны и кровь Его, погребение и Воскресение Его, присвоим себе верой дражайшие заслуги Его, испросим у Него, яко у милостивого Отца, силу Духа, силу и очищающую, и просвещающую, испросим силу, да ветхого, подробно нами описанного, человека, человека мерзкого и Богу противного, в похотех прелестных тлеющаго, совлечемся, и облечемся в нового человека, созданного по Богу в правде и преподобии истины 346 , испросим силу, да очистимся, просветимся и осветимся во внутреннем человеке. Возлюбим, христиане, первое Явление Христово, да во второе славное Пришествие Его будем чисти и непреткновенни, исполнены плодов правды Иисус Христом, в славу и похвалу Божию 347 . Возлюбим, и по учению Его исправимся, да получим отраду, воздаяние, живот, нетление, честь, славу, и венец, во Откровении Господа Иисуса с небесе, со Ангелы силы Своея, во Откровении Господа, во огни пламенне, дающаго отмщение не ведущым Бога и не послушающым благовествования Господа нашего Иисуса Христа, и не живущым по учению Его. Сии муку приимут, погибель вечную, от Лица Господня и от славы крепости Его, егда приидет прославитися во Святых Своих, и дивен быти во всех веровавших в Него. В день он откроется истина нашего свидетельства, откроется истина, что ветхие человеки муку приимут, а новые венец. Молимся, братие, всегда и все вкупе, молимся в мире и любви, без всякого разногласия и раздора, молимся, да Бог наш всех нас учинит достойными звания нашего, и исполнит всяко благоволение благости и дело веры в силе. Яко да прославится Имя Господа нашего Иисуса Христа во всех нас, и мы в Нем, по Благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа 348 . Буди, буди Господи милость Твоя сия на нас, яко же уповаем на Тя. Аминь!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Второе послание Апостола Петра Время и место, откуда оно писано, неизвестны. Оно обращено к христианам вообще и направлено главным образом на возникшее в новых общинах отделение веры от жизни и нравов, под влиянием ложных учений. Вместе с тем убеждает Апостол в неизбежности второго пришествия Христова, хотя время, когда оно будет, предузнать невозможно и предугадывать не следует. В этом послании усматривается сходство с содержанием послания Апостола Иуды. Глава 1 Симон Петр, раб и Апостол Иисус Христов, – от праведности Бога нашего и Спаса Иисуса Христа приявшим равночестную с нами веру. Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Христианское достоинство и жизнь христианская Сила Его божественная даровала нам все потребное для жизни благочестивой, в познании Призвавшего нас явлением славы Своей и благости. Тем и дарованы нам обетования великие и драгоценные, чтобы стали мы чрез них причастниками Божеского естества, избежав от сущего в мире растления всякой похоти. Итак, прилагая всякое старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если все это есть и еще возрастает в вас, то не останетесь вы ни ленивы, ни бесплодны в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, ничего перед собой не видит, и думать забыл о том, как очищены прежние грехи его. Посему, братия, всячески старайтесь, чтобы твердо было в вас известно призвание и избрание ваше: так поступая, никогда не преткнетесь. И так богатно откроется вам вход в вечное Царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа. И не обленюсь я никогда напоминать вам о сем, хотя вы и сами знаете, и утверждены в настоящей истине. Праведным долгом почитаю себе, доколе пребываю в сей храмине телесной, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен я оставить сию храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Но все буду еще стараться, чтобы вы и по отшествии моем всегда имели в себе о сем память. Преображение Господне

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Так какая же надежда является нам из этих всех событий? Господь обещал Апостолам силу свыше, благодать Святого Духа, и они десять дней собирались вместе, ожидая и надеясь ее получить. Мы тоже имеем благодать Святого Духа, потому что если бы мы не имели благодати, то не могли бы веровать, не могли бы произнести имени Господа нашего Иисуса Христа как нашего Спасителя, как Сына Божия. И мы, живя здесь, должны сохранить надежду, чтобы Дар Пресвятого Духа в своей духовной жизни, перестал бы жить духовно. Нам надо стараться стяжать больше даров Пресвятого Духа. Это одна надежда. А другая надежда заключается в том, что как сказали Ангелы: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ). Это надежда на Второе Пришествие Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Пусть после этого будет страшный Суд, но все-таки мы надеемся больше, чем боимся. Надо надеяться и надо повторять за святым Апостолом Иоанном Богословом слова: «Ей, гряди, Господи Иисусе» ( Откр.22:20 ). Вот две надежды: на Духа Святого и на Второе Пришествие Господа Иисуса Христа. В этих двух надеждах будем жить и подвизаться, чтобы быть достоянными встретить возвращающегося в сей мир Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. Слово на праздник Вознесения Господня 28 мая 1987 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос есть радость наша. Этим словом «радуйтесь!» приветствовал Воскресший Господь жен-мироносиц ( Мф.28:9 ). Несомненно, каждое явление Воскресшего Господа приносило радость Его ученикам. Но Господь наш Иисус предупредил своих Апостолов через святую Марию Магдалину: «Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ). Еще до своих спасительных страданий и Животворящего Креста Господь знал, «что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу» ( Ин.13:1 ). И в своей прощальной беседе Он сказал об этом своим святым ученикам и Апостолам: «Я к Отцу Моему иду» ( Ин.14:12 ). И это действительно говорилось. Господь вознесся на Небеса и воссел одесную Отца. Вознесение Господне тоже обрадовало Апостолов. Они возвратились с горы Вознесения – с Елеонской горы – в Иерусалим «с великою радостию» ( Лк.24:52 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

3 . Но пусть иудеи по обыкновенному своему неверию заблуждаются, когда хотят, по поводу как этих слов, так и других подобных. Мы же, напротив, принимаем благочестное учение веры, когда поклоняемся единому Богу, Отцу Иисуса Христа (ибо Того, Кто всем дарует силу рождать, лишать этой самой силы есть дело нечестивое). Веруем во единаго Бога Отца, да таким образом вера во Христа, еще прежде, нежели начнем излагать учение собственно о Христе, вселится в сердцах слышащих, будучи нимало не отделяема от того, что сказано об Отце. 4 . Ибо имя Отца при самом произнесении Его уже дает разуметь и о Сыне, точно так же, как, изрекши имя Сына, тотчас представляем в уме своем и Отца. Ибо если Отец, то, без сомнения, Он есть Отец Сына; и если Сын, без сомнения, Он есть Сын Отца. Потому, чтобы из этих слов: во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым, когда после присоединяем к ним: и во единого Господа Иисуса Христа, – не вывел кто нечистого заключения, будто Единородный в порядке занимает второе место после неба и земли, мы, прежде нежели наименовали небо и землю, наименовали Бога Отцом, чтобы, таким образом помышляя об Отце, вместе помышляли и о Сыне. Ибо между Сыном и Отцом нет ничего, что разделяло бы Их. 5 . Итак, Бог хотя есть Отец многих, но не в собственном смысле, а по естеству и по самой истине есть Отец единого только, Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, не во времени начавший быть Отцом, но от века Отец Единородного; ибо прежде не был Он без Сына и не родил Его впоследствии, размыслив Сам с Собой. Этот Отец прежде всякого существа, прежде всякого знания, прежде времени и всех веков имеет достояние Отца; Отец поэтому более, нежели по другим Его совершенствам, должен быть чтим; Отец, сделавшийся таковым не по страсти, не от совокупления, не по неведению, Отец без истощания, без умаления, без изменения. Всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения, и ни тени перемены (ср. Иак.1:17 ); Отец совершенный, совершенного Сына родивший и все предавший Рожденному: все предано Мне Отцем Моим ( Мф.11:27 ), говорит Он. Поэтому Отца и чтит Единородный: Я чту Отца Моего ( Ин.8:49 ), говорит Сын; и еще: Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви ( Ин.15:10 ). А потому и мы говорим вместе с апостолом: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения. Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле ( 2Кор.1:3 ; Еф.3:14–15 ), и прославляем Его вместе с Единородным. Ибо всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца, напротив, исповедающий Сына имеет и Отца; и мы сознаем, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( 1Ин.2:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Но, проведши В посте и молитве сорок дней и сорок ночей, Он, наконец, взалкал. В это время приступил к Нему искуситель и сказал: „если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами“. Но в ответ на это Христос только указал Своему искусителю на ветхозаветное писание: „не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих“ ( Втор. 8: 3 ). Не успев в этом, искуситель предлагает второе искушение – броситься вниз с кровли Иерусалимского храма, ссылаясь уже на писание с своей стороны, хотя и ложно его применяя: „ибо написано, говорит он: ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не пре­ткнешься о камень ногою Твоею“ ( Пс. 90: 11, 12 ). Но Христос отклонил от Себя и это искушение, указав опять-таки на ветхо­заветное писание: „не искушай Господа Бога твоего“ ( Втор. 6:16 ). Наконец, сатана прибегает к последнему средству, против которого трудно бывает устоять обыкновенному человеку. С высо­кой горы он показывает Христу все царства мира и славу их и говорит: „все это дам Тебе, если Ты падши поклонишься мне“ . Но Христос с достоинством отогнал от Себя искусителя. „Отойди от Меня, сатана, – сказал Он, – ибо написано: Господу Богу тво­ему покланяйся и Ему одному служи“ ( Втор. 6: 13 ). После этого диавол отошел от Него, а ангелы приступили и служили Ему. Такова фактическая сторона этого события по повествованию трех первых евангелистов. Какое важное значение три первые евангелиста придавали событию искушения Господа нашего Иисуса Христа – видно из того, что, опустив все раньше случившееся (Марк) и непосредственно следо­вавшее за ним (Матфей, Марк и Лука), они в своей евангель­ской истории от искушения прямо переходили к общественному служению Иисуса в Галилее после того, как Иоанн Креститель уже был взят Иродом под стражу. В этом отношении Евангелие от Иоанна представляет весьма заметное уклонение, которое особенно бросается в глаза евангельским критикам 332 , впрочем не потому, что евангелист Иоанн совершенно ничего не говорит об искушении Господа нашего Иисуса Христа, а потому, что евангельские критики не видят даже никакой возможности вставить где- нибудь это событие в его Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Глава I Надписание и приветствие (1–2). Восхождение по степеням добродетелей (3–9). Убеждение к твердости в вере с указанием на близость кончины Апостола (10–15). Преображение Господне (16–18). Ветхозаветное пророческое слово (19–21). 2Пет.1:1 .  Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: 2Пет.1:2 .  благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. По апостольскому обыкновению (ср. 1Пет 1:2 ; Рим.1:7 ; Тит 1:1, 4 ), Ап. Петр начинает свое послание приветствием – преподанием христианам благодати и мира, причем «с самого начала Апостол пробуждает помыслы и души верующих, побуждая их в деле проповеди равняться Апостолам. Ибо тогда, как все получили равно драгоценную благодать, несправедливо было бы иметь недостаток в чем-нибудь таком, в чем все оказались равными» (блаж. Феофил.). Сразу же Апостол называет божественную сторону спасения – «в правде Бога нашего и Спаса Иисуса Христа» (ст. 1) и человеческую – «в познании Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (ст. 2). 2Пет.1:3 .  Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, 2Пет.1:4 .  которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью; «Со ст. 3 начинается собственно послание. Его, как замечают, можно сравнить с потоком, который уже в самом истоке и широк, и глубок. Самое начало послания полно огня и жизни и силы и переносит читателя в самую полноту евангельской благодати, точно так же, как и в первом послании» (еп. Михаил). В ст. 3 и 4 Апостол говорит о Божественной стороне спасения – о том, что Бог сделал для людей: между тем далее, в 2Пет.1:5–8 , он говорит уже о том, что должны делать сами верующие, чтобы удовлетворять своему христианскому призванию. В христианстве, по Апостолу, дана полнота истинной жизни от всесильной и вседействующей силы или благодати Божией, дана блаженная возможность людям становиться причастниками Божеского естества. «Причастниками Божеского естества мы сделались через явление Господа и Бога, Который начаток нашего естества соединил в Самом Себе и освятил, если же начаток свят, то и целое свято» (блаж. Феофил).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Над крестом на Голгофе в ослепительном блеске сияла святость и праведность великого Бога, Который так тяжко наказал Своего Единородного и Возлюбленного Сына, возложивши на Него грехи и сделавши Его Самого жертвой ради нас. Над крестом на Голгофе в ослепительном блеске сияла и мудрость нашего Бога, Который нашел средство для нашего спасения. Над крестом на Голгофе в ослепительном блеске сияла также истинность нашего Бога, Который все Свои обещания, данные Им от начала мира, сдержал и так точно выполнил. Над крестом на Голгофе в ослепительном блеске сияло, наконец, и милосердие нашего Бога, Который примирил нас с Собою и так возлюбил грешный мир, что дал Сына Своего, чтобы все, которые уверуют в Него, не погибли, но чтобы получили жизнь вечную. Сколько времени уже стоит земля, а между тем Бог Отец в Своей милосердной любви никогда не открывался так ясно и величественно, как в страданиях и смерти Человеческого Сына. Поэтому Спаситель, взирая на предстоявшие Ему страдания и смерть, и мог с полным правом сказать, что «ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем». Так как Он знал, что Ему должно прославить Отца еще до Своей смерти на кресте чрез покорное и охотное послушание, то поэтому Сын Человеческий и мог в праведной уверенности сказать далее, что «если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его». С этими словами Он мог совершенно спокойно глядеть на приближавшиеся страдания и смерть, имея в виду Свое будущее величие. Но Отец уже прославил Своего Сына, именно – во всей Его жизни. Он это сделал во время Его рождения, когда небесные силы возвестили об этом радостном событии пастухам на поле и когда над яслями в Вифлееме раздалась их хвалебная песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в людях благоволение!» ( Лк. 2, 14 ). Он сделал это при Его крещении в Иордане, когда над Сыном Человеческим разверзлись небеса, когда сошел на Него Дух Божий и послышался с неба голос: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение!» ( Мк. 1, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго. Баня паки-бытия (λουτρν παλινγενεσας) – это спасительное таинство святого крещения. Словом баня выражается внешнее действие крещения – погружение в воду; паки-бытие и обновление Святого Духа означают благодатное возрождение и новую духовную жизнь, сообщаемую от Св. Духа. 6. Его же излия на нас обильно Иисус Христом Спасителем нашим. «Которого Он (Бог Отец) излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего». Как по вознесении Господа Иисуса на небо, Бог Отец, по ходатайству единородного Сына Своего, обильно излил Святого Духа на Апостолов, соответственно апостольскому их служению: так и ныне истинно верующим в Иисуса Христа Бог обильно сообщает Святого Духа посредством спасительных таинств, в коих подаются различные дары Св. Духа, необходимые каждому на пути к вечной жизни, как далее говорит Апостол. 7. Да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечные. «Чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы, по упованию, сделались наследниками вечной жизни». Обильно изливаются дары Св. Духа на тех, которые оправдываются благодатию Христа Спасителя, по вере в заслуги Его, для того, чтобы, пользуясь сими дарами, они делали добрые дела, и были наследниками вечной жизни, которой надеемся по обетованию и заслугам Господа Спасителя нашего, всех призывающего к сему наследию. Посему, в заключение предложенного учения, Св. Павел говорит: «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам» (ст. 8). Братия! будем внимательны к апостольскому наставлению. Будем благоговейно помнить и размышлять о явлении на земле великой благодати Божией, спасительной для всех человеков. Будем благодарить и прославлять Бога Отца, пославшего в мир единородного Сына Своего, Господа Иисуса Христа. Будем благодарить и прославлять и Господа Спасителя нашего, пришедшего в мир для нашего спасения. И ожидая будущей жизни и второго славного пришествия Его, предопределенного Судии живых и мертвых, будем жить трезвенно, праведно и благочестиво. Ему, Спасителю нашему, единородному Сыну Божию, с превечным Отцем Его и Святым Духом, слава и благодарение и поклонение ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Беседа 56 в неделю после Богоявления

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

III. Воскресение Господа Иисуса Христа мы празднуем всю Пасхальную неделю, песнопения, прославляющие это величайшее событие, воспеваем вплоть до праздника Вознесения, и вспоминаем о нем каждое воскресенье. На русском языке и первый день недели называется воскресеньем в честь и память Воскресения Господа Иисуса Христа. Шестой член Символа Веры. О Вознесении Господа Иисуса Христа 289. Как читается шестой член Символа веры ? Шестой член Символа веры читается: «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца». 290. Когда вознесся Господь Иисус Христос на небо? Господь Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день после Своего Воскресения ( Мк.16:19 ; Лк.24:51 ; Деян.1:2 ). 291. Господь Иисус Христос восшел на небо как человек? Иисус Христос восшел на небо не Божеством Своим, потому что, будучи Богом, Он всегда пребывал и пребывает на небесах, а человеческой плотию Своею. 292. Какое значение имеет для нас Вознесение Господа Иисуса Христа на небо? Вознесение Господа Иисуса Христа на небо имеет для нас чрезвычайно важное значение, потому что: 1) оно есть полнейшее выражение прославления Господа Иисуса Христа и завершение дела нашего искупления; 2) через Свое Вознесение Господь Иисус Христос открыл нам путь на небо к участию в той славе, какую Он Сам получил по человечеству. 293. Как нужно понимать слова «и седяща одесную Отца»? Слова «и седяща одесную Отца» надо понимать образно и духовно: они означают, что вознесшийся на небо Господь Иисус Христос владеет всем миром, имея одинаковое могущество и славу с Богом Отцом и со Святым Духом. Пояснения: I. «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» ( Евр.8:1 ). II. «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф.4:10 ). Седьмой член Символа Веры. О втором пришествии Господа Иисуса Христа 294. Как читается седьмой член Символа веры ? Седьмой член Символа веры читается: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца». 295. Когда придет Господь Иисус Христос судить живых и мертвых?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010