дерзайте чада и взывайте к Богу. ибо будет о вас память у него, наведшого сие. только какова была решимость ваша на то, чтобы уклониться от Бога, удесятерите ее, возвратившись для того, чтобы искать его. ибо Наводящий на вас бедствия наведет на вас вечное веселие вместе с спасением вас. Пророчества Даниила чтение. (Гл. 9, 15–20). Господи Боже наш. ты, который вывел народ твой из земли египетской. и сделал себе имя, славимое до сего дня! согрешили мы, беззаконновали, Господи. по милосердию же твоему да отвратится ярость твоя и гнев твой от города твоего Иерусалима. от святой горы твоей. За то, что мы согрешили неправдами нашими и беззакониями отцов наших, Иерусалим и народ твой поношением сделались у всех соседей наших. и ныне услыши, Господи Боже наш, молитву рабов твоих и моление их. и яви лице твое на святилище твое опустошенное. ради себя Господи. приклони Боже мой ухо твое и услышь открой очи твои и усмотри погубление нас и города твоего. на который призывалось имя твое. ибо мы повергаем пред тобою моления наши, надеясь не на правды наши, но на многия щедроты твои, Господи. услыши Господи. умилостивись Господи. внемли Господи. и не замедли ради себя. Боже мой. ибо имя твое призывалось на город твой и на народ твой. В навечерие Преображения Господа нашего Иисуса Христа Исхода чтение. (Гл. 24, 12–18.) Сказал Господь Моисею: взойди ко мне на гору. и остановись там. и дам тебе скрижали каменныя: закон и заповеди. которые написал я для узаконения им. и встав Моисей и Иисус, предстоящий пред ним. взошли на гору Божию. а старейшинам он сказал: оставайтесь здесь, пока не возвратимся к вам. и вот Аарон и Ор с вами. когда кому доведется судиться, пусть идут к ним. и взошел Моисей на гору. и покрыло облако гору. и сошла слава Божия на гору Синай. и покрывало ее облако шесть дней. и позвал Господь Моисея в день седмый из средины облака. вид же славы Господней как огонь, пылающий на вершине горы пред сынами Израиля. и вступил Моисей в средину облака, и взошел на гору. и был там на горе сорок дней и сорок ночей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Звезды с огнями падают на город и скалы. 6-я сцена: Запечатление 144.000 избранных (Откр. 7, 1-12). Как бы в укрепление верным христианам и в знамение непобедимости Церкви Христовой, ап. Иоанну вновь явлено знамение славы Господа Иисуса Христа. «И взглянул я, и вот Агнец стоит на горе Сионе и с ним 144 000, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14,1) Мы видим изображение ангела на облаках, который держит на плече крест, «печать Бога Живаго», а ниже другие четыре ангела приказывают поднятыми мечами ветрам не дуть ни на землю, ни на море. В нижней части можно различить еще одного ангела, который в левой руке держит чашу, а правой рукой запечатывает избранных (12000 из каждого колена Израилева), очерчивая знак креста на челе. Также в центре композиции за скалами вторая группа людей, одетых в белое, которые «прошли великое гонение, омыли свое одеяние и обелили его кровью Агнца» (Откр. 14, 3). Рис. 6 Шестая сцена Апокалипсиса на фресках Дионисиата. Фото автора 2014 г. Надпись 6: И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И видел я иного ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога Живаго (Откр.7, 1-2). 7-я сцена: Седьмая печать и золотая кадильница (Откр. 8,1-13). Изображен Иисус в белой одежде (Пантократор), сидящий на троне в окружении семи ангелов, трубящих в трубы высоко в сторону центра. Другой ангел напротив изображен с кадильницей, из которой исходит дым. Под этой главной сценой изображен немного приподнявшийся, как будто летящий справа налево на облаках, ангел гнева, а с двух сторон за ним следуют солнце и луна. Наконец, в самой нижней части можно различить суда, которые разбивает о скалы бурное море. Рис. 7 Седьмая сцена Апокалипсиса на фресках Дионисиата (фрагмент). Фото автора. 2014 г. Надпись 7: И видел я семь ангелов, которые стояли перед Богом, и дано было им семь труб. И пришел иной ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу, и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение (Откр.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

Пилат, убоявшись, и видя, что ничего не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, говоря: «Невиновен я в смерти праведника сего, смотрите вы». И, отвечая, весь народ сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда Пилат осудил Христа на распятие. И воины одели Его опять в Его собственную одежду, оставив на голове колючий венок, и повели на гору Голгофу, на распятие. С Иисусом вели двух разбойников, осужденных на смерть. На гору вела трудная, усеянная камнями дорога, а на плечи Спасителя положили тяжелый деревянный крест, на котором должны были Его распять. Христос, перенесший тяжкие страдания и израненный падал под тяжестью креста. Тогда воины, остановив шедшего с поля Симона Киринеянина, заставили его донести крест до Голгофы. Вопросы: Что спросил Кайафа у Иисуса Христа? Что Иисус Христос ему ответил? Почему и как отрекся Петр от Христа? Почему евреи сами не могли казнить Христа и к кому они повели Его? Что хотел сделать Пилат с Иисусом Христом? Что хотел показать Пилат, умывая руки? Как Иисус Христос шел на распятие? Как называется то место, где распяли Христа? Самостоятельная работа: Постараться устроить у себя в комнате лампаду перед иконами. Распятие Иисуса Христа Придя на гору Голгофу, воины сняли с Иисуса Христа Его одежды и распяли Его, т. е. прибили руки и ноги Его большими гвоздями ко кресту. По сторонам Его распяли двух разбойников. Когда распинали Господа, Он молился за своих мучителей, говоря: «Отче, прости им, они не знают, что делают...». Над головой Иисуса Христа была прибита дощечка с надписью по-еврейски, по-гречески и по-римски: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Воины, распявшие Христа, стали делить между собой Его одежды. Одна из одежд – хитон – была не сшита, а тканная сверху до низу. Ее воины пожалели разрезать и бросили жребий, чтобы решить, кому она достанется. Так исполнилось одно из пророчеств Ветхого Завета, где было сказано: «Разделили ризы Мои между собой и об одежде Моей метали жребий». Враги Иисуса Христа толпились у креста и насмехались над Ним, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Далее в притче говорится, что царь «послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебреши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их». Кто такие рабы, которых два раза, одних после других, посылал царь звать на пир? Кто эти званные, которые отказались от пира под разными предлогами: кто пошел на поле свое, кто на торговлю свою, а некоторые даже оскорбили и убили звавших их рабов ? Когда действительно последовало наказание отказавшихся от пира – истребление убийц, звавших рабов и сожжение города их? " Званные на брак» – это Иудеи, которых преимущественно пред другими народами на земле Господь приготовлял к принятию веры Христа Спасителя. Первые звавшие Иудеев «рабы» – это ветхозаветные проповедники, пророки. Вторые – это посланники Божии уже при появлении на земле Спасителя, новозаветные проповедники, каковы св. Иоанн Предтеча Христов и св. апостолы. Первые рабы звали просто, вторые звали, говоря от лица царева: «обед мой я приготовил, тельцы мои и что откормлено, заколото...» Здесь в зове вторых рабов как новозаветных проповедников под «заколотыми тельцами» разумеется пречистое тело и кровь закланного за грехи мира на Кресте Агнца Божия – Иисуса Христа. «Отказавшиеся от брачного пира» – это Иудеи, которые не уверовали во Христа Спасителя. Не уверовали одни под тем предлогом, что «ушли на поле свое, на торговлю свою», т. е. потому что были очень привязаны к земному и думали видеть в Мессии земного, а не духовного царя. Иные же из званных «оскорбили и убили звавших их на пир» – это Иудеи же, воздвигшие гонение на проповедников Христовых и одних из сих, как например, апостолов Петра, Иоанна и Павла, заключали в узы, в темницу, секли, а других умертвили, например, архидиакона Стефана, Иакова брата Господня и др. Чрез 36 лет после Вознесения Господня последовало наказание Иудеев, отвергших Господа Спасителя: Иерусалим и храм в нем были сожжены; жители одни были избиты мечем, другие – изморены голодом, третьи – рассеяны по всей земле. Об этом наказании Евреев мы говорили в прошлое воскресенье.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут ( Мф.6:20 ). «Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут». Продадите имения ваша и дадите милостыню. Сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех, идеже тать не приближается, ни моль растлевает ( Лк.12:33 ). «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает». В наследие нетленно и нескверно и неувядаемо, соблюдено на небесех вас ради ( 1Петр.1:4 ). «К наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас». Тогда речет Царь сущим одесную его: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира ( Мф.25:34 ). «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Вемы бо, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечну на небесех ( 2Кор.5:1 ). «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». Таким образом, «дела и страдания благочестивых на земле превращаются пред Богом или на небе как бы в капитал, который тем, для кого он сложен, в свое время будет выплачен» (Zahn Тн., стр. 198). «Их призвание, их дело на земле, но награда уже есть на небе (Zahn Тн., стр. 199), и награда сохраняется на небе до будущего… царства, почему нужно восполнить не «будет», но «есть», – и это последнее нужно понимать не безвременно, но в смысле настоящего (Меуег A.W ., стр. 144). Не сказано, какая именно награда уготована на небе гонимым за Христа, но указаны весьма важные черты этой награды, и прежде всего то, что она, как определенная, уже есть на небе, уже уготована для апостолов и страдальцев за Христа, за их дело веры, и труд любве, и терпение упования Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол.1:3 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

   Одно надежное прибежище для христианина в несчастьях — Бог. К прискорбию, не многие так поступают. Большинство людей прибегает в бедах ко всякой другой земной помощи, но только не к Богу. «Кто надеется на человека, а не на Бога, тот имеет надежду ложную, ибо надежда его не имеет твердого и непоколебимого основания».    Мореплаватели во время сильной бури, не имея надежды на спасение, бросают якорь в морскую глубину и утверждают его в земле, чтобы таким образом спасти себя и корабль. Так и христианам, которые, плавая в житейском море в корабле Святой Церкви, бывают обуреваемы скорбями и бедами, подобает оставлять всю человеческую надежду и прибегать к Богу, утверждать свои колеблющиеся скорбные сердца в вере, надежде и любви к Богу.    Надежда испытывается скорбями. Здесь определенно выявляется, на кого человек надеется, на Христа Бога или на что другое. Кто в неблагополучии не отступает от Христа надеждою, к Нему прибегает и просит помощи, хотя медлит его Помощник, однако же непременно ожидает от Него помощи, помышляя, что «верен есть Обещавый» помощь «сущим в скорбях», — тот истинно и сердечно надеется на Него. Поэтому при надежде неотлучно должно быть терпение, которое преодолевает всякое приключающееся бедствие и ожидает или избавления, или облегчения в бедствии. «Где истинная надежда, там и терпение, и где терпение, там и надежда». Вера, надежда и терпение — неразлучны. Вера видит и признает своего Помощника и Избавителя Христа; надежда на Нем утверждается и просит от Него помощи и избавления; терпение ожидает Его (помощи), хотя Он и медлит, и не отступает от ожидания. «Все уповающие на Господа — мужайтесь, потерпите (ради) Господа и да крепится сердце ваше! Бог нам прибежище и сила, Помощник в скорбях, обретших ны зело» (Пс.30:25, 26:14, 45:2).    Надежда на Бога укрепляется чтением слова Божия. «Все, что написано было прежде, — говорит апостол, — написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим.15:4). Надежда укрепляется также размышлением о благодеяниях Божиих, явленных на нас и на отцах наших. На Господа уповали отцы наши, и Господь избавлял их; молились к Нему — и помиловал их; взывали к Нему — и были спасаемы; уповали на Него — и не оставались в стыде (Пс.21:5—6). Их упование не посрамило их; и нас не посрамит, ибо нет лицеприятия у Бога (Рим.2:11); всех, которые ищут у Него милости, милует Он, всех приемлет, приходящих к Нему. Особенно укрепляется надежда слезной молитвою ко Господу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Откуда происходит эта радость? Оттого, что Христос ушел к Отцу, но не ушел от нас. «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ), – сказал Он Сам. Вторая причина радости заключается в том, что Он снова придет. Об этом сказали Ангелы Апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ). Это будет Второе Пришествие Христа во славе, о котором Он Сам предсказал в таких словах: «Придет Сын человеческий на престоле славы Своей» ( Мф.16:27; 19, 28 ). Третья причина для радости Апостолов – ожидание Святого Духа. Впрочем, Святого Духа они уже имели. Вспомним, что Воскресший Христос, явившись своим ученикам, «дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» ( Ин.20:22 ). Благодаря этой благодати Апостолы в состоянии были узнать Воскресшего Господа, а сомневающийся Фома – уверовал. Но Апостолам предстояло принять еще большую благодать, получить дар знания всех языков земли и способность проповедовать народам Воскресшего Господа и призывать человечество к покаянию. Будем радоваться и мы в этот праздник Вознесения Господня и прославлять Воскресшего и Вознесшегося на Небеса Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. Слово в Неделю 7ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора (325 г.) 30 мая 1982 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Воскресший Христос вознесся на Небо. Одним из благодатных даров Вознесения Христова было излияние на Церковь Святого Духа. Только через Духа Святого мы веруем в Иисуса Христа как в Господа и Сына Божия: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1 Кор.12:3 ). Веруя во Христа Спасителя через действие Святого Духа, мы обращаемся к Богу, по заповеди Христа, как к Отцу, и говорим Ему: «Отче наше, сущий на небесах!» (Мф.6:9 ). Таким образом, находясь на земле, мы имеем общение со Святой Троицей. Жизнь с Богом и есть Небесная жизнь, и поэтому можно сказать, что, вознесясь на Небо, Христос Спаситель само Небо приблизил к нам. Однако жизнь на этом земном небе отличается от жизни на том Небе, куда вознесся Христос. На том Небе – блаженство; на земном небе – скорби. Поэтому наша земная жизнь нуждается в утешении. И для этого Христос послал от Отца Духа Святого. Его Он назвал Утешителем, потому что Он различными способами утешает нас.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

   Тогда Пилат вывел Иисуса Христа, сам сел на судное место, которое было на лифостротоне, и сказал иудеям: «вот Царь ваш!»    Но они закричали: «возьми, возьми распни Его!»    Пилат говорит им: «Царя ли вашего распну?»    Первосвященники ответили: «нет у нас царя, кроме кесаря».    Пилат, видя, что ничего не помогает, а смятение увеличивается, взял воды, умыл свои руки перед народом и сказал: «неповинен я в пролитии крови этого Праведника; смотрите вы» (т. е. пусть эта вина на вас падет).    Отвечая ему, весь народ еврейский в один голос сказал: «кровь Его на нас и на детях наших». Так евреи сами приняли на себя и даже на потомство свое ответственность за смерть Господа Иисуса Христа.    Тогда Пилат отпустил им разбойника Варавву, а Иисуса Христа предал им на распятие.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея (Мф.27:15-26); от Марка (Мк.15:6-15); от Луки (Лк.23:13-25); от Иоанна (Ин.18:39-40; Ин.19:1-16) Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу...    После того, как Иисус Христос был осужден на распятие, Он отдан был воинам. Воины, взявши Его, опять били с поруганиями и издевательствами. Когда же насмеялись над Ним, они сняли с Него багряницу и одели в собственные Его одежды. Осужденным на распятие полагалось нести крест свой, поэтому воины возложили на плечи Спасителю крест Его и повели на место, назначенное для распятия. Место это был холм, который назывался Голгофою, или лобным местом, т. е. возвышенным. Голгофа находилась к западу от Иерусалима недалеко от городских ворот, называвшихся Судными.    За Иисусом Христом шло великое множество народа. Дорога была гористая. Измученный побоями и бичеваниями, истомленный душевными страданиями, Иисус Христос едва шел, несколько раз падая под тяжестью креста. Когда дошли до городских ворот, где дорога поднималась в гору, Иисус Христос совершенно изнемог. В это время воины увидели вблизи человека, который с состраданием смотрел на Христа. Это был Симон Киринеянин, возвращавшийся после работы с поля. Воины схватили его и заставили нести крест Христов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Вы, как бы так говорили Ангелы, опечалены тем, что Господь вознесся; но более не печальтесь, ибо Он опять придет. Елисей, увидев своего учителя вземлемым, растерзал ризу свою; ибо никто не мог, представ ему, сказать, что Илия опять придет. Чтобы того же не сделали апостолы, – явились Ангелы, утешая их в печали. Вот первая причина явления Ангелов. Вторая причина так же важна, как и первая; она побудила Ангелов присовокупить: «вознесшийся от вас на небо». Для чего это? Как птица, высоко взлетающая, более и более скрывается из виду по мере того, как она поднимается в высоту, так точно и плоть оная (Иисуса Христа): чем выше восходила, тем более становилась невидимой, поскольку глаз, по слабости своей, не мог следовать за ней на столь великое расстояние. Для этого-то и явились Ангелы, возвещая о вознесении Господа на небо, дабы ученики не подумали, что Он вознесся «в вихре яко на небо», подобно Илии ( 4Цар. 2:1 ), но что вознесся на самое небо. Потому и сказано: «вознесшийся от вас на небо». Илия взят «яко на небо», потому что он раб, а Иисус на самое небо, ибо Он Господь: тот на колеснице огненной, а Сей на облаке ( Деян. 1:9 ). Когда потребно было позвать раба, тогда послана была колесница, а для призвания Сына послан царский престол, и не просто царский, но самый Отчий, ибо об Отце сказал Исаия: «Се, Господь седит на облаце легце» ( Ис. 19:1 ). Поскольку Отец Сам «седит на облаце», то и Сыну равным образом послано облако. Притом Илия, вознесшись, оставил милоть свою Елисею, а Иисус, взойдя, ниспослал ученикам дары Духа Святаго, соделовавшие не одного Елисея, но бесчисленных пророков, и притом несравненно больших и славнейших оного. Помыслим, возлюбленные, об оном возвращении Господа. И Павел говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба... и мы, оставшиеся в живых... восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» ( 1Фес. 4:16–17 ), – но не все. Иные будут восхищены, а другие останутся на земле. Послушай, что говорит Христос: тогда будут «две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется» ( Мф. 24:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Престол. Престол есть в храме Божием на небесах: «За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его , и Сидящий на престоле будет обитать в них» ( Откр.7:15 ). Престол в храме и Сидящего на нём Господа видит и пророк Исаия: «...видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм» ( Ис.6:1 )». И поскольку, как было сказано, христианам дана заповедь подражать Богу, и церковные храмы устраиваются по образу небесному, то и в них есть престолы – седалища для епископов, которые олицетворяют собою сидящего на престоле Христа 370 . И как на небесах престол находится за жертвенником – «жертвенник, который перед престолом» ( Откр.8:3 ), так на этом же месте находится престол и в православном храме; и как вокруг престола Божия были другие престолы – «И вокруг престола двадцать четыре престола...» ( Откр.4:4 ), «И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу» ( Откр.11:16 ) – так и в алтаре вокруг (полукругом с двух сторон) престола епископа располагаются меньшие престолы 371 для священников, которые олицетворяют этих святых старцев, то есть самых близких ко Христу святых. О том, что на небесах у Бога есть престол, и что восседает Он на нём среди других престолов, говорится также и у Даниила: «И поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями» ( Дан.7:9 ). По этому небесному порядку и устраиваются престолы в православных храмах, которые являются наглядным свидетельством и проповедью о невидимом устройстве Божьего Небесного Царства. Престол епископа и меньшие престолы для священников пророчески прообразуют также важное эсхатологическое событие, о котором предсказывая Христос: «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ). В Церкви из древности были в храмах особые престолы для епископов (и для священников, очевидно, меньшие, как и сейчас). Об этом ясно говорится в «Апостольских Постановлениях» при описании того, как нужно устраивать здание церковного храма: «Прежде всего, здание да будет продолговато, обращено на восток, с притворами по обеим сторонам к востоку, подобное кораблю. В средине 372 да будет поставлен престол епископа , а по обеим сторонам его пусть сидит пресвитерство и стоят проворные и легко одетые диаконы...» (кн. 2/57); «А наутро прочие епископы пусть помещают его (новорукоположенного епископа) на принадлежащий ему престол ...» (кн. 5/8).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010