О. Есть. Еще в Ветхом Завете о кресте пророк сказал: «благословенно древо, через которое бывает правда» ( Прем.14:7 ). В. Почему мы поклоняемся вещественному кресту Христову? О. Потому, что всегда люди поклонялись вещественной святыне. И пророк Давид предсказал о Поклонении Кресту так: «пойдем к жилищу Его поклонимся подножию ног Его " ( Пс.131:7 ). Подножием ног Спасителя был крест Его. В. Почему мы верим, что от креста Христова бывают чудеса? О. Потому, что всегда бывали чудеса от вещественной святыни, от ковчега и от скинии. Были чудеса и от платков и опоясаний Ап. Павла ( Деян.19:12 ). Тем более возможны чудеса от креста Христова. В. Почему христиане, когда молятся, то с верою смотрят на крест Христов? О. Крест Христов предзнаменовался медным змеем на знамени. За ропот евреев в пустыне Господь наслал на них ядовитых змей. Когда Евреи покаялись, «сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя (как на хоругвь, похожую на крест) и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» ( Числ.21:8–9 ). Если взиравший с верой на змея на знамени получал исцеление, то не тем ли более получит исцеление всякий, взирающий на крест Христов, с верою в Избавителя?! Животворящая сила креста Христова, действительно, воскресила мертвеца в первое Крестовоздвижение, творила множество, других чудес и прогоняла бесов. Посему христиане всюду изображают крест Христов и постоянно знаменуют себя крестом Господним. В. Почему христиане любят так крест Христов? О. Потому что и Ап. Павел пишет: " Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» ( Гал.6:14 ). В. Почему христиане кладут на себя крестное знамение? О. Потому что не было времени, когда бы христиане не крестились. Прор. Давид молился: «покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и постыдятся» ( Пс.85:17 ). И в Откровении передается, что на всех спасенных, на челах их были печати «Бога Живаго» ( Откр.7:2–4 ), и «имя Отца Его написано на челах» ( Откр.14:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Раны на спине разделяются на две категории. Одни, более многочисленные, отметились наискось и сверху вниз, углом слева направо, будучи наносимы слева стоящим истязателем. Другие были наносимы в обратном направлении палачом, стоящим направо и позади осужденного. На предплечье раны особенно разительны, т.к. они лежат горизонтально на скрещенных спереди руках. Это именно то положение, в котором маленькие и тяжелые гирьки падали на высоко поднятые над головой руки, привязанные по римскому обыкновению к столбу. На этом основании мы утверждаем, что Осужденного избивали два палача, один из которых был более низкого роста, чем другой. Оба стояли сначала позади, потом впереди Жертвы и орудовали плетью окружным движением с плеча. На рисунке слева изображен способ бичевания и плети «флагрум». На изображении справа представлена миниатюра из рукописного Евангелия XVI века, на которой изображено бичевание Господа нашего Иисуса Христа. «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!» ( Ин.19:1-5 ) Поверх повреждений от телесного истязания добавлена широкая отметина от тяжелой перекладины несомой на правом плече к месту казни. Такое же дважды раненое место имеется на нижней части левой лопатки. Слева – схематическое изображение несения перекладин крестов. На обоих коленях имеются ушибы, а на левой коленной чашечке порез от повторных падений в то время когда истязуемого вели на казнь. Эти ранения связаны между собой. Когда Тот, Кто изнемогал под тяжелой балкой спотыкался и падал на колено, тогда перекладина неизбежно сильно травмировала нижнюю часть левой лопатки. Ниже изображено падение под тяжестью креста, разбитое колено, ушибы, и травмирование ноги веревкой, которой связывали ведомых на казнь. Эти данные получены при изучении Туринской плащаницы.

http://azbyka.ru/turinskaya-plashhanica

Ст. 7. Мечу, востани на пастыря Моего, и на мужа гражданина Моего, глаголет Господь Вседержитель: порази пастыря, и расточатся овцы стада, и наведу руку Мою на (малыя) пастыри. С евр.: О, меч! поднимись на Пастыря Моего, и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф, порази Пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых. Пророк показывает, что язвы наложены на Прободенного не случайно, а по определению свыше. Сам Бог Отец в предвечном совете Своем определил, чтобы Возлюбленный Единородный Его Сын, для спасения людей, потерпел страдания и смерть, и это определение Божие исполнилось на Спасителе мира – добром Пастыре. Под поражением мечем, разумеются все, вообще, страдания, скорби, язвы и смерть, потерпенные Спасителем мира Господом нашим Иисусом Христом. «Мечу востани на Пастыря Моего, и на мужа – друга (в славян. – гражданина 201 ) Моего, глаголет Господь Вседержитель, т. е. (поясняет св. Εфρем Сирин), на истинного Сына Моего и друга по, воспринятой Им, на Себя, плоти. Мечом называет пророк приточно коварный и лживый язык Иудеев, пастырем же именует Иисуса Христа... Порази пастыря, и расточатся овцы стада. Сии слова объяснил Господь, сказав: поражу пастыря ( Мф. 26:31 ), т. е. не Сам поражу, но не воспрепятствую поразившим Пастыря. Поражение сие началось с того часа, как взяли Господа нашего, кончилось же, когда пронзили Его копьем. Стадом называется общество людей, Им наученных. Итак, Бог Отец именует Сына Своего Пастырем, а учеников Его стадом. И наведу руку Мою па пастыри 202 . Здесь называются пастырями не только св. Апостолы – овцы стада Христова, но и пастыри всех Церквей. Они (Апостолы) в ту ночь, когда взят был Христос Иудеями, в страхе и ужасе рассеялись, впоследствии же, разлучились друг с другом и разошлись по всей вселенной». Ст. 8. И будет в день он на всей земли, глаголет Господь, две части ея потребятся и изчезнут, а третия останется на ней. С евр.: И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут; а третья часть останется на ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава LVIII Глава эта обращена к Израилю и связуется с первой главой Исаии, указывающей на обрядовое благочестие, которое не принимается Господом, если человек остается внутренно злым, коварным и немилосердым. Она связуется с песнью о винограднике Ис. 5:1–7 (и ср. стихи 18–23 начинающиеся словом: горе); с Ис. 10:1–2 и со всеми другими обличениями Израиля. Глава эта имеет также связь с главой LIV, ибо, несмотря на беззакония Израиля, Господь жалеет его (ст. 11) и указывает ему на путь спасения. Наконец глава LVIII есть прямое развитие и разъяснение последних стихов предыдущей главы с указанием, как избежать Израилю наказания, ожидающего нечестивых, войти в радость Господню 1737 и приобрести желанный мир. 1 . Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его и дому Иаковлеву – на грехи его. И после Исаии Иеремия и Иезекииль и позднейшие пророки получали подобное же повеление возвещать неумолкаемо Израилю неправедность путей его 1738 . В особенности же торжественно было послание на проповедь Иоанна Крестителя, Предтечи Господа нашего Иисуса Христа, о котором произнесено (как мы видели) пророчество в гл. XL Исаии, и о котором пророчествовал и Малахия ( Мал. 3:1 ), говоря: „Се Я посылаю Ангела Моего, и Он приготовит путь предо Мною“. Наконец мы знаем из Евангелий, что и сам Иоанн Креститель сказал спрашивавшим его Иудеям кто он и по какому праву он крестит? „Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия“ (Ин. 1со ссылкой на Ис. 40:3 ). „Взывай.... возвысь голос твой, обличи народ!“ читаем мы в 1 стихе наст. главы глас Господа, устами Исаии передаваемый через века Предтече Господню. Но „не все послушались благовествования“, восклицает Апостол Павел ( Рим. 10:16 ) и вслед за сим приводит слова Исаии LXV, 2 говорящего именем Господним: „целый день Я простирал руки к народу непослушному и упорному“. И Ев. Иоанн XII, 38 приводит слова Ис. 53:1 , „Господи, кто поверил слышанному от нас?“ Останавливаясь перед столь ясным пророчеством о том, что народ обетования не выполнит обязанностей, Господом на него возложенных, и не поверит Призывающему, не смотря на неоднократные предупреждения о том, чтобы „он не ожесточил сердца своего“ 1739 , мы смиренно спрашиваем, почему же Израиль удостоился быть народом, среди которого родился Еммануил, несмотря на неблагодарность свою, на недостоинства свои? На это отвечают Евангелия и послания, указывая на обетования, и в особенности отвечает в посл. к Puм. XI , Апостол Павел, указывая на то, что самое ожесточение Израиля было началом спасения язычников: „Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать“ 1740 ! „Громко взывай!“ говорит Господь пророку, ибо „огрубело сердце народа сего“ 1741 . Что именно должен вопиять пророк, изложено в последних словах стиха I-ro: „укажи народу Моему на беззакония его и дому Иаковлеву на грехи его“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Впереди шел герольд, и его громкий голос извещал всех встречавшихся на улицах о том, кто будет казнен и за какое преступление 595 . О том же должна была говорить надпись на белой дощечке, которую несли пред преступником или вешали ему на шею 596 . Целый отряд солдат в полном вооружении, под командою центуриона или трибуна на лошади 597 , со всех сторон окружал обреченных на смерть. Многочисленная толпа народа, растянувшаяся вдоль улицы, заключала это печальное шествие, и тысячи глаз то с простым любопытством, то с враждебным злорадством, то, быть может, и с печальным участием были устремлены в то место, откуда виднелись орудия казни 598 . В какую сторону направилось печальное шествие? Как длинен был предстоявший ему путь, и где находилось место казни, составлявшее его цель? На эти вопросы евангельский рассказ не дает ответа. Один евангелист Лука на этом пути к Голгофе дает место обращению Господа к плачущим женщинам; другие повествователи не делают и этого, ограничивая свой рассказ лишь кратким замечанием о встрече с Симоном. Тем не менее, некоторые выражения у них дают нам право, по крайней мере, к тому заключению, что место казни Господа Иисуса Христа находилось за чертою города. Так, евангелист Матфей говорит, что «выходя (ξερχμενοι) они встретили одного Киринеянина, по имени Симона» 599 ; евангелист Марк говорит, что переменив багряницу Иисуса Христа на собственные Его одежды, воины ξγουσιν ατν – буквально: »выводят Его, чтобы распять» 600 . «И неся крест Свой, Он вышел (ξλθεν) на место, называемое лобное», читаем мы у евангелиста Иоанна 601 , который несколько дальше, сказав уже о распятии Иисуса Христа, замечает, что надпись на кресте Его читали многие из иудеев, потому что γγς ν πλεως τπος που σταυρθη ησος – «место, где был распят Иисус было (не в городе, а только) не далеко от города» (ст. 20). Последнее замечание Иоанна объясняет нам и то выражение двух первых евангелистов, что распятого Господа злословили и поносили ο δ παραπορευμενοι 602 – люди, проходившие мимо Лобного места, по той дороге, которая здесь же, неподалеку от Голгофы, вела в город и потому особенно теперь, во время праздника Пасхи, была переполнена народом. Все эти, сами по себе не довольно ясные и определенные, выражения евангелистов находят для себя объяснение и подтверждение у апостола Павла, который ясно говорит, что Господь Иисус Христос, «дабы освятить людей кровию Своею, пострадал вне врат» 603 . Таким образом, ставя выше всякого сомнения, что место казни Господа Иисуса Христа было за чертою Иерусалима и, следовательно, дорога к этому месту проходила чрез городские ворота, мы приходим к вопросу: какие ворота вели на Голгофу, или, по крайней мере, на какой стороне Иерусалима они были устроены?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии...» Продолжая излагать понятия Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» ( Матф.7:24–27 ). Как нужно понимать эти слова? В 24-м стихе словом «итак» Спаситель указывает на то, что делает вывод из прежде сказанных слов, касающихся лжепророков. В 24-м стихе Спаситель противопоставляет лжепророков, которые творят беззакония (на словах прикрываясь именем Господа, на деле ведут греховную жизнь), тем людям, которые не только слушают слова Иисуса Христа, но и исполняют их. Люди, не исполняющие слова Иисуса Христа, названы Им людьми безрассудными. А люди, слушающие и исполняющие слова Спасителя, уподоблены мужу благоразумному, который построил свой дом на камне. Образ мужа благоразумного, построившего свой дом на камне, является иносказательным. Спаситель в Нагорной проповеди очень часто использовал аллегорические образы для того, чтобы ясней и наглядней высказать Свои мысли слушателям. Большинство людей, присутствующих на Нагорной проповеди, почти всю свою жизнь прожили в окрестностях Галилейского озера (Генисаретского моря). Находясь на склоне горы и слушая Нагорную проповедь, они созерцали у подножья горы Курн-Хатин (на которой была произнесена Нагорная проповедь) прекрасную картину, представляющую собой раскинувшиеся внизу поля и зеленые равнины, по которым мчались быстрые потоки горных речек. Летом эти речки мелели или пересыхали. От иных оставались лишь высохшее песчаное русло. Но зато зимой, когда начинался период дождей и непогоды, эти русла наполнялись водой и превращались в бурные речные потоки, сметающие всё на своем пути. И порой даже крестьянские дома, неосмотрительно построенные легкомысленными людьми в низине, на плодородной зеленой равнине, на которой, как казалось им, не угрожала опасность, разрушались бурей и уносились разбушевавшимися потоками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Но почему же христианин может с уверенностью надеяться на Бога, или: на чем основывается христианская надежда? «И призови Меня в день скорби; Я избавлю Тебя, и ты прославишь Меня», – так говорил некогда Сам Бог. В этих словах Господь требует, чтобы мы во время скорби обращались к Нему, и обещает притом избавлять нас. Обещаниям людей можно не верить, ибо часто они или не желают или не могут исполнять обещания свои. Но обещаниям Божиим не верить нельзя. Когда Иаков отслужил Лавану 14 лет и пожелал возвратиться в Ханаан, то Лаван, чтобы удержать его у себя, обещал давать ему всех тех ягнят и коз, которые будут рождаться пестрыми и черными. А когда после этого черного и пестрого скота стало рождаться много, то Лаван переменил обещание свое и в награду Иакову обещал давать скот нечерный и непестрый. Обещания свои Лаван изменял несколько раз. Поэтому в лице его мы имеем один пример изменчивости и неверности человека, который дает обещания и затем не сдерживает их. Также Саул, как известно, был смертельным врагом Давида, но когда Давид нашел его спящим в пещере Энгадди и пощадил жизнь его, то он торжественно обещал, что не будет более преследовать его. И несмотря на это он не сдержал обещания своего, но продолжал преследовать Давида. Или вспомним еще об апостоле Петре. В ночь предания Иисуса Христа на смерть он торжественно обещал, что не оставит Господа и готов умереть вместе с Ним. Но исполнил ли Петр это обещание свое? Нет; в ту же ночь он троекратно отрекся от Него. Так у людей желание сделать что-либо и самое дело часто далеко расходятся между собою. Вот почему Писание весьма часто увещевает нас не надеяться на слова и обещания людей. «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека; лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей», – говорится, например, в известном уже нам изречении. Два раза псалмопевец убеждает здесь не надеяться на человека и два раза он убеждает надеяться на Бога, выставляя надежду на Бога, как нечто весьма спасительное для человека. Это потому, что все обещания Божии истинны и верны, на что и указывает Писание, когда говорит: «Слово Господне право и все дела Его верны». Из всего этого мы получаем один ответ на поставленный выше вопрос. Мы можем именно надеяться на Бога потому, что Ему угодно иметь попечение о нас, ибо Он обещал нам это.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Будучи орудием прославления Спасителя крест является орудием победы над диаволом ( Кол. 2, 15 ; Ефес. 4, 8 ; Псал. 67, 19 ). В Св. Писании читаем: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он воспринял также оныя, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти, чрез всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр. 2, 14–15 ). Таким образом, смертью на кресте Спаситель избавил нас от власти диавола. А орудие победы над врагами народа Божия святится, почитается и сохраняется во святом месте. Так меч, которым поразил Давид Голиафа и тем избавил евреев от пленения, хранися в скинии – доме Божием ( 1Цар. 21, 9 ), как святыня – знак милости Божией к народу, Крест Господень должен тем более считаться великою святынею для благочестивого христианина. Если город Иерусалим, в котором был распят Иисус Христос , свят (Мат. 27, 53), если свята гора, на которой некогда стояли пречистыя ноги Спасителя ( 2Петра 1, 18 ), то тем более свят крест, на котором Спаситель находился всем Своим пречистым телом. Далее. Мы спасены кровию Христа на кресте. Он примирил нас с Богом именно посредством креста, убив вражду на нем ( Ефес. 2, 16 ). Значит, крест в деле нашего спасения имел великую силу, как орудие нашего спасения. Поэтому надо почитать Крест с любовию. Он – слава наша. Апостолу Петру Христос предлагает крестное страдание, как честь, дважды говоря ему: Иди за Мною во время обеда при Тивериаденском море ( Иоан. 21, 18–19 ). Св. Ап. Павел говорит Коринфянам: «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, иудеев и еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор. 1, 23–24 ). – Слово Божие о кресте для погибающих юродство (безумие) есть, а для нас спасаемых сила Божия ( 1Кор. 1, 18 ). Галатам Ап. Павел говорит: «Я не желаю хвалиться разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» ( Галат. 6, 14 ). Что значит хвалиться Крестом Христовым ? Это значит держать его высоко, на виду как святыню. Православные так и поступают. Они ставят Крест на храмах, и внутри храмов крест занимает первое место. Как святыня, верное оружие против духовного врага, крест на груди у каждого православного христианина; он же осеняет и могилы усопших как знамение их веры в Распятого и надежды воскресения. Сколько врагов одолела Русь крестом в руках и молитвою в сердце! С крестом святым и ныне воин идет на брань за веру Христову, подвизается на войне, и легче ему умирать в надежде на милость Божию по вере. С крестом святым выходит селянин на поле свое и на всякую работу, и легче ему труд и слаже ему свой хлеб трудовой! Легко живется на свете с верою в Распятого и молитвою к Нему, легче и в могиле лежать, когда над нею стоит крест христианский!.. Таким образом то, что служило знаком позора для иудеев, а для язычников римлян орудием казни, мы почитаем за самый дорогой предмет и не стыдимся выставлять его на показ.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-p...

Представив на последний народный суд обоих, Пилат еще пытался склонить чашу весов в пользу Христа, однако все это было напрасно. Подстрекаемый и ослепленный своими «учителями», народ Израиля вновь и вновь требовал распять именно Христа, дойдя в своем требовании до страшных слов: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 25). Что оставалось делать Пилату? Умыть руки и отправить Христа на казнь, что он, собственно, и сделал. Путь, пройденный за всех Отданный на казнь, Христос еще много пострадал до нее самой. Поруганию, избиению и насмешкам Спасителя предали римские воины, которые должны были сопровождать Его на место казни. Возложив на голову Господа терновый венец, впивавшийся своими колючками в плоть, и дав Ему тяжелый крест – орудие казни, они вышли на путь к Голгофе. Голгофой или лобным местом называлась возвышенность к западу от Иерусалима, на которую можно было пройти через городские Судные ворота. Этим путем и пошел Спаситель, пройдя его в итоге за всех людей. На пути к месту казни Христа сопровождало множество людей, как Его врагов, так и друзей. Женщины, которые следовали за Господом ранее, шли и теперь, рыдая и плача о Нем. Однако Спаситель сказал им, чтобы они плакали не о Нем, а о себе: «дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!» (Лк. 23, 28-30). Тем самым Христос предсказал будущую катастрофу Иерусалима и всего Израиля. (В 70 году по Рождеству Христову Иерусалим был захвачен и полностью разрушен войсками римского императора Веспасиана и его сына Тита.) Когда Господь совсем обессилел от тяжести креста и поруганий, римские солдаты вырвали из толпы одного человека – Симона Киринеянина, и заставили его некоторое время нести орудие казни. На Голгофе же все уже было готово. Солдаты даже приготовили особый напиток для осужденных на смерть – смесь из кислого вина, уксуса и других веществ. Это питие вводило распятых в одурманенное состояние, при котором они частично не чувствовали боли. Вместе с Господом казнь на кресте ожидала еще двоих – преступников. На кресте

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Так и Древнейшая Церковь обетование, данное через Петра Церкви, не воспринимала как непогрешимость Петра, как признание Петра мистическим камнем, на котором зиждется Церковь , каковой камень продолжает будто бы таинственно жить в преемнике Петра – папе, являющемся видимым главою Церкви (ведь к этому сводится учение Римско-католической церкви о папе и его власти). Предварительно укажем еще, что, согласно Евангелию (на что ссылаются и отцы), власть ключей дана не только Петру (и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах 74 и т. д. ), но была дана и прочим апостолам и через них Церкви. Об этом читаем в том же Евангелии от Матфея двумя главами дальше ( Мф.18:18 ): Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. А в Евангелии от Иоанна повествуется о явлении Христа по Воскресении ученикам: Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ). Остановимся немного на древнейших толкованиях этих слов о камне в церковной традиции. Самое раннее толкование имеем у Тертуллиана , который считает, что слова Господа относились к Петру лично, а никак не к его преемникам. Иначе, но также отлично от римской точки зрения, толкует это место Ориген : слово, сказанное Петру, относится ко всякому, исповедующему Христа, Сына Божия. Мы все, истинно верующие и исповедующие Христа, Сына Божия, становимся живыми камнями, на которых зиждется Церковь . Другими словами: исповедание Петрово (и наше), вера в Сына Божия есть камень, на котором зиждется Церковь . Приведем это место Оригена : «Если и мы скажем, как Петр: Ты ecu Христос, Сын Бога Живаго, причем не плоть, не кровь открыли нам сие, но свет воссиял в нашем сердце от Отца, Который на небесах, то мы становимся Петром и нам тогда может быть сказано Словом Божиим: ты – Петр... и далее. Ибо камнем является всякий ученик Христов... Если же ты думаешь, что на едином том Петре обоснована Богом вся Церковь , то что ты скажешь об Иоанне, сыне громовом, или о каждом из апостолов? Или неужели мы осмелимся сказать, что только Петра одного не преодолеют врата адовы, а других апостолов и святых преодолеют?..» (Commentariorum in Matthaeum tomus XII, caput 10–11). Ориген видит в словах Христа обетование, данное всем христианам, истинно верующим в Сына Божия. Обычно отцы видят в этих словах обетование, данное Церкви в ее совокупности и единстве – Церкви, олицетворенной в Петре, к которому обращены слова. Так толкуют это место, например, Киприан и Августин.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010