Так и древнейшая Церковь обетование, данное через Петра Церкви, не воспринимала как непогрешимость Петра, как признание Петра мистическим камнем, на котором зиждится Церковь , каковой камень продолжает будто бы таинственно жить в преемнике Петра – Папе, являющимся видимым Главою Церкви (ведь к этому сводится учение римско-католической Церкви о Папе и его власти). Предварительно укажем еще, что согласно Евангелию (на что ссылаются и отцы) власть ключей дана не только Петру («и дам тебе ключи царствия небесного, и что свяжешь на земли, то будет связано на небесах» и т.д.), но была дана и прочим апостолам и через них Церкви. Об этом читаем в том же Евангелии от Матфея двумя главами дальше (18:18): «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». А в Евангелии от Иоанна повествуется о явлении Христа по воскресении ученикам: «Сказав это дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (20:22–23). Остановимся немного на древнейших толкованиях этих слов о камне в церковной традиции. Самое раннее толкование имеем у Тертуллиана , который считает, что слова Господа относились к Петру лично, а никак не к его преемникам. Иначе, но так же отлично от римской точки зрения, толкует это место Ориген 231 : слово, сказанное Петру, относится ко всякому исповедующему Христа, Сына Божия. Мы все, истинно верующие и исповедующие Христа Сына Божия, становимся живыми камнями, на которых зиждется Церковь . Другими словами: исповедание Петрово (и наше), вера в Сына Божия есть камень, на котором зиждится Церковь . Приведем это место Оригена : «Если и мы скажем, как Петр: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», причем не плоть, не кровь открыли нам сие, но свет воссиял в нашем сердце от Отца, который на небесах, то мы становимся Петром, и нам тогда может быть сказано Словом Божиим: «ты – Петр» и далее. Ибо камнем является всякий ученик Христов... Если же ты думаешь, что на едином том Петре обоснована Богом вся Церковь , то что ты скажешь об Иоанне, сыне громовом, или о каждом из апостолов? Или неужели мы осмелимся сказать, что только Петра одного не преодолеют врата адовы, а других апостолов и святых преодолеют?..» (Commentariorum in Matthaeum, t. XII, c. 10 et 11). Ориген видит в словах Христа обетование, данное всем христианам, истинно верующим в Сына Божия. Обычно отцы видят в этих словах обетование, данное Церкви в ее совокупности и единстве, – Церкви, олицетворенной в Петре, к которому обращены слова. Так толкуют это место, напр., Киприан и Августин.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Христианская вера не есть система каких-то самых замечательных идей. Это не философия и не мораль, хотя заповеди открывают непоколебимые таинственные законы жизни. Христианская вера есть прежде всего признание реального факта: Бог явился среди нас. Мы видели Его и слышали Его, мы встретили Его, Он обращался к нам, мы ели и пили с Ним. Встреча с Ним была столь значительна, что мы перешли из смерти в жизнь. И отныне мы живые для Бога во Христе Иисусе, ибо в Нем явился Бог, и мы любим Его больше всего по той простой причине, что Он наш Бог, наш Спаситель, наш Господь. Он наша жизнь и наше счастье, Он наша радость, и в Нем полнота всего. Только этим определяется с самого начала существование Церкви. Посмотрите, как святая равноапостольная Мария Магдалина любила Господа. В утро Пасхи она ищет Его, обливаясь слезами у гроба, от которого в мире образуется безмерная пустота. Ему достаточно позвать ее по имени, чтобы она, не помня себя от радости, бросилась к Нему с восклицанием: «Раввуни!» Посмотрите, как Петр любил Господа. На следующий день по Воскресении Господь ждет рыбаков на берегу озера — как недавно в день их призвания на апостольское служение. И трижды Он спрашивает Петра: «Любишь ли Меня?» Петр исполнен глубокой печали, потому что при каждом вопрошании он вспоминает, как всего три дня назад он трижды отрекся от Господа. Если после этого предательства он тотчас же заплакал горько, то потому что осознал, что его любовь ко Христу была сильнее всего, сильнее всякого его малодушия. Господь снова простирает к нему руку, и он ухватывается за нее: «Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Этот ответ Петра — молитва, та, которой молятся все ученики Христовы, в особенности те, кто предал своего Спасителя, но несмотря ни на что любят Его. Посмотрите на юного апостола Иоанна Богослова, будущего евангелиста, который на Тайной Вечери слышал биение сердца Господа и принял из Его уст слова, которые впоследствии он передаст нам. Посмотрите на всех — на святых апостолов, на мучеников, на святителей, на множество монахов и пустынников, удалившихся от мира ради любви ко Господу. Посмотрите на этот бесчисленный народ Божий, который мы прославляем в Церкви. Каждый из них любил Господа исключительной любовью. Каждый из них воспринимал слово Евангельское, о котором мы размышляем за богослужением в храме, как обращенное лично к нему. Каждый из них мог сказать вместе с апостолом Павлом: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил. 3, 7—8).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/26/ch...

   Точно так же следует почитать святые Божии церкви и с верой и страхом поклоняться им, потому что еще и в Ветхом Завете Бог повелел Моисею устроить скинию, скиния же есть не что иное, как церковь. Так, Бог сказал ему: «Видишь, и сделай все, как Я покажу тебе на горе, образец храма и образец всех сосудов его» (См. Исх. 25:9). И после этого говорит: «Собери все общество ко входу храма собрания, чтобы они услышали слова Мои» (Ср.: Лев. 8:3; Чис. 10:3; Чис. 11:16). И в книге Царств сказано «И Самуил лежал в храме Господнем» (1 Цар. 3:3). И Соломон создал церковь по Божественному повелению, ведь Бог сказал Давиду: «Сын твой построит дом имени Моему» (3 Цар. 5:5). И Сам Господь наш Иисус Христос говорит «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). И святые апостолы, по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа, создали в Иерусалиме церковь, потому что в Деяниях говорится: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме» (Деян. 8:1). И еще говорится об апостоле Петре «Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деян. 12:5). Также и Петр и Иоанн в Лиде создали церковь во имя Богоматери. И Климент, ученик Петров, пишет, что когда апостол Петр в Риме исцелил Софию, родственницу царя, то блаженная София, по повелению апостола Петра, создала в своем большом дворце церковь во имя Пречистой Богородицы, которая и доныне существует в Риме и называется «Софией», и поручила ее Петру; Петр же освятил церковь, взяв мощи первомученика Стефана и положив в ней.    Видишь: Сам Чудотворец Бог повелел созидать святые Божии церкви! Затем святые апостолы и святые отцы и учители, которые были после святых апостолов, заповедали создавать святые церкви и поклоняться им с верою, и почитать со страхом, и нет веры в Господа нашего Иисуса Христа без церкви, но где вера, там и церковь.    Некоторые говорят, что лишь тогда подобает поклоняться святым иконам и святым церквам, если при этом кланяешься на восток, — если же не на восток, то не следует поклоняться. Посмотри — это не поучение, а скорее прелесть! Когда ты видишь царя или князя, то и не на восток кланяешься ему, но как получается. И если царю или князю кланяешься и на запад, и на север, и на юг — то тем более подобает поклоняться и на запад, и на север, и на юг, как когда придется, образу Небесного Царя и изображениям тех, кто угодил Ему от века, а также и Божиим церквам. И святые апостолы и бывшие после них божественные отцы и учители наши заповедали нам писать в святых церквах всечестные и святые образы Бога и Владыки и святых Его и на северной, и на западной, и на всех стенах, заповедали поклоняться этим образам и почитать их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Точно так же следует почитать святые Божии церкви и с верой и страхом поклоняться им, потому что еще и в Ветхом Завете Бог повелел Моисею устроить скинию, скиния же есть не что иное, как церковь. Так, Бог сказал ему: “Видишь, и сделай все, как Я покажу тебе на горе, образец храма и образец всех сосудов его” . И после этого говорит: “Собери все общество ко входу храма собрания, чтобы они услышали слова Мои”(Ср.: Лев. 8, 3; Чис. 10, 3; Чис. 11, 16. Об особенностях цитируемой редакции см. предыдущее примечание.). И в книге Царств сказано: “И Самуил лежал в храме Господнем”(1 Цар. 3, 3.). И Соломон создал церковь по Божественному повелению, ведь Бог сказал Давиду: “Сын твой построит дом имени Моему”(3 Цар. 5, 5.). И Сам Господь наш Иисус Христос говорит: “Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою”(Мф. 16, 18.). И святые апостолы, по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа, создали в Иерусалиме церковь, потому что в Деяниях говорится: “В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме”(Деян. 8, 1.). И еще говорится об апостоле Петре: “Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу”(Деян. 12, 5.). Также и Петр и Иоанн в Лиде создали церковь во имя Богоматери. И Климент, ученик Петров, пишет, что когда апостол Петр в Риме исцелил Софию, родственницу царя, то блаженная София, по повелению апостола Петра, создала в своем большом дворце церковь во имя Пречистой Богородицы, которая и доныне существует в Риме и называется “Софией”, и поручила ее Петру; Петр же освятил церковь, взяв мощи первомученика Стефана и положив в ней. Видишь: Сам Чудотворец Бог повелел созидать святые Божии церкви! Затем святые апостолы и святые отцы и учители, которые были после святых апостолов, заповедали создавать святые церкви и поклоняться им с верою, и почитать со страхом, и нет веры в Господа нашего Иисуса Христа без церкви, но где вера, там и церковь. Некоторые говорят, что лишь тогда подобает поклоняться святым иконам и святым церквам, если при этом кланяешься на восток, — если же не на восток, то не следует поклоняться. Посмотри — это не поучение, а скорее прелесть! Когда ты видишь царя или князя, то и не на восток кланяешься ему, но как получается. И если царю или князю кланяешься и на запад, и на север, и на юг — то тем более подобает поклоняться и на запад, и на север, и на юг, как когда придется, образу Небесного Царя и изображениям тех, кто угодил Ему от века, а также и Божиим церквам. И святые апостолы и бывшие после них божественные отцы и учители наши заповедали нам писать в святых церквах всечестные и святые образы Бога и Владыки и святых Его и на северной, и на западной, и на всех стенах, заповедали поклоняться этим образам и почитать их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Куда шли два ученика Иисуса Христа? Кто подошел к ним на пути? Что спросил Спаситель учеников? Что ученики отвечали Иисусу Христу? Что говорил им на это Спаситель? Что ученики просили сделать Иисуса Христа, подойдя к Еммаусу? Как ученики узнали Спасителя? Куда ученики пошли из Еммауса? 132. Явление Господа Иисуса Христа апостолам (Мк. 16:14–18; Лк. 24:36–49; Ин. 20:19–31; Мф.28:16–20) В день воскресения Христова вечером все апостолы, кроме Фомы, были вместе, и двери у них были заперты. Вдруг среди них явился Иисус Христос и приветствовал их словами: «мир вам!» Ученики испугались, думая, что это привидение. Но Иисус Христос успокоил их, сказав: «это Я Сам; посмотрите на руки Мои и ноги Мои,осяжите Меня и рассмотрите». Чтобы еще более успокоить и убедить их, Спаситель взял часть печеной рыбы и меду и ел при них. Затем во время беседы с ними Господь дунул на них и сказал: «примите Святого Духа: кому вы простите грехи (на земле), тому простятся (на небе), на ком оставите грехи, на том они останутся». Когда пришел Фома, другие ученики говорили ему: «мы видели Господа». Но он не верил им и говорил: «если я сам не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». После восьми дней ученики снова были вместе, и Фома с ними. Двери были заперты. Иисус Христос явился им и сказал: «мир вам!» Потом, обратившись к Фоме, сказал: «посмотри руки Мои и вложи руку твою в ребра Мои, и уверуй». Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Иисус Христос говорит ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; но блаженны те, которые не видели и поверили». После этого апостолы по повелению Господа Иисуса Христа пошли на одну гору в Галилее. Там они увидели Иисуса Христа и поклонились Ему. Спаситель сказал им: «идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа; учите их делать все, что Я повелел вам. И вот Я буду с вами во все дни до конца века». Где были апостолы вечером в день воскресения Иисуса Христа? Кого недоставало между ними? Как приветствовал апостолов явившийся Иисус Христос? Как Он успокоил их? Какую власть дал Спаситель апостолам? О чем рассказывали ученики Христовы апостолу Фоме? Что ответил им Фома? Что случилось после восьми дней по воскресении Иисуса Христа? Что сказал Фоме Иисус Христос? Куда пошли затем апостолы? Что Спаситель повелел апостолам на горе в Галилее? 133. Вознесение Христово (Лк. 24:49–53; Деян. 1:4–12)

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

И вот светлое облако, и на облаке... Некогда в день Вознесения на Елеонской горе ученики видели Господа, возносящегося на небо на облаке. Тогда два мужа-ангела сказали им: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1:11 ). На облаках небесных вернется Господь судить Вселенную. «Тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф. 24:30 ). «Се грядет с облаками...» (1,7). В облаках будет и встреча Христа с Церковью: «восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» ( 1Сол. 4:17 ). И у Даниила: «вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий». Светлое облако – знак небесной чистоты, света, величия и славы грядущего Господа. Под этими облаками могут разуметься и светлые ангельские силы, как сказано: «Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих» ( Иуд. 1:14 ). Или как воспет Господь у Давида: «Наклонил Он небеса и сошел, – и мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. От блистания пред Ним бежали облака Его... Возгремел на небесах Господь...» ( Пс. 17:10–14 ). Помимо ангельских сил можно разуметь и «облако свидетелей» ( Евр. 12:1 ), которое также будет окружать Господа в Его пришествии. Но никто нам не мешает также веровать тому, что, как буквально облако скрыло от очей учеников возносящегося Господа, так и буквально в облаках явится Господь Грядущий. ...Как привычно нам поднимать глаза и созерцать облака – этих причудливых небесных странников. Но думаем ли о том, что когда-то, вот так же привычно поднимем глаза, увидим все те же облака, и вдруг явится в них Тот, Кто некогда в них скрылся от очей людских? Возможно, это увидят наши потомки, а может быть – мы! Бодрствуйте! На голове его золотой венец – знак царского достоинства над всем видимым и невидимым. «...И паки Грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца» (никео-цареградский Символ веры ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пилат вспомнил, что у евреев был обычай отпускать к празднику Пасхи одного из осужденных на смерть! Поэтому Пилат спросил у народа: «кого хотите чтобы я отпустил вам на Пасху: Варавву или Иисуса называемого Христом?» Варавва был разбойник. На род закричал: «Варавву!» Пилат спросил: «что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?» В народе раздался крик: «распни Его» (т.е. прикажи прибить Ем руки и ноги ко кресту). Пилат сказал: «я не нашел Нем вины, за которую Он был бы достоин смерти; Его накажу и отпущу». Пилат велел воинам своим бить Иисуса Христа. Воины отвели Его внутрь двора и стал очень сильно бить. Избив Его, они стали насмехаться, над Ним, надели на Него короткую красную одежду, на голову Его положили венок из колючих растений, в руки Ему дали палку. Потом становились пред Ним на колена и говорили: «здравствуй, Царь Иудейский». Затем плевали на Него и, взявши палку, били Его по голове. Все эти мучения Иисус Христос переносил кротко и не говорил ни слова. Думая, что иудеям будет жаль Иисуса Христа, когда они увидят Его избитым и окровавленным, Пилат вывел Христа к народу. Но народ, увидя Спасителя, стал еще сильнее кричать: «распни, распни Его!» Пилат ответил: «возьмите Его вы и распните; а я не нахожу вины в Нем». Иудейские судьи сказали: «по нашему закону Он должен умереть, потому что Он сказал, что Он – Сын Божий». Это новое обвинение против Иисуса встревожило Пилата, и он высказал твердое желание отпустить Иисуса. В народе закричали: «если ты отпустишь Его, то будешь врагом римскому царю». Пилат, видя, что ничего не помогает, и что нельзя уговорить народ, спросил воды, умыл себе руки и сказал: «невинен я в крови Праведника Этого». Иудеи, наученные своими начальниками, кричали: «кровь Его на нас и на наших детях!» Тогда Пилат согласился исполнить желание народа, отпустил Варавву, а Иисуса Христа осудил на распятие. У кого нужно было выпросить позволение предать смерти Иисуса Христа? В чем иудеи обвиняли Его пред Пилатом? Что Спаситель сказал Пилату на допросе? Что сказал Пилат об Иисусе Христе, допросивши Его? Чего стал требовать от Пилата народ? Что Пилат предложил иудеям по пасхальному обычаю? Какой казни над Иисусом Христом требовал у Пилата народ? Чем Пилат хотел склонить к милости иудеев? Что Пилат велел воинам сделать с Иисусом Христом? Как воины насмехались над Спасителем? Как Иисус Христос переносил побои и насмешки? Что закричал народ, увидев избитого и окровавленного Спасителя? Что хотел сделать Пилат со Христом в ответ на эти требования народа? Чем народ стал угрожать Пилату? Чем хотел Пилат показать свою невиновность в осуждении Иисуса Христа? Кто принял на себя вину в смерти Иисуса Христа? Как Пилат, наконец, поступил с Иисусом Христом? 127.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

9. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! (И рекут в день оный: се, Бог наш, наньже уповахом, и спасет нас: сей Господь, потерпехом его, и возрадовахомся и возвеселихомся о спасении нашем). В тот день, когда крепкие города будут превращены в развалины, а смиренные города будут защищены Богом, когда Господь сотворит радость всем народам на горе Сионе, откроет здесь источник вечной жизни, в тот день спасенные и преисполненные радости воскликнут: «Вот Он Бог наш! на Него мы уповали; и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» – Согласно с этим и православная церковь в светлый день праздника Воскресения Христова, от лет древних, Торжественно поет: «Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой вечной жизни, и в восторге воспеваем Виновника (сего), единого Бога отцов, благословенного и препрославленного». (И еще: «придите, в славный день воскресения, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселия, царства Христова, воспевая Его, как Бога, во веки» ( Иоанн Дамаскин ). 10. Ибо рука Господа почиет на горе сей, и Моав будет попран на месте своем, как попирается солома в навозе. (Покой даст Бог на горе сей, и поперется Моавитида, якоже топчут ток колесницами). На сей горе, где Господь даст радость народам и отрет всякую слезу, т.е. на Сионе, здесь же он даст и свой мир. Это не временный мир с врагами народа Божия, а вечный мир с Богом, когда Христос примирит людей с Богом жертвою своей жизни (гл.53). Это мир, о котором возвестили ангелы Вифлеемским пастырям при рождестве Христа, когда восклицали в небесах: «слава в вышних Богу и на земле мир» ( Лук.2:13–14 ). Тогда и враги народа Божия, в особенности злейший из ближайших врагов, народ Моавитский, будут попраны так, как попирают стог пшеницы на току. В древности, как и теперь на Востоке (напр. в Египте), обыкновенно вымолачивали пшеницу колесницами, в которые впрягали волов или ослов: ноги животных и зубчатые колеса или плоские молотила (доски с зубцами), крепко налегая на колосья, выдавливали из них чистые зерна. Так и враги повалят Моавитян на землю, будут ходить и ездить по ним на боевых колесницах и вымолачивать душу из тела (как обыкновенно поступали враги завоеватели, в особенности ассирийцы).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

                Католики обычно ссылаются на слова Господа Иисуса Христа, которые Он сказал апостолу Петру, после того, как тот исповедовал его Сыном Бога Живаго.  Господь Иисус Христос сказал ему: «Блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой сущий на небесах. Я говорю тебе: «Ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи царства небесного, и что свяжешь на Земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на Земле, то будет разрешено на небесах (Мф 16,17-19)».                 Современные католики, они пытаются эту цитату объяснить таким образом, что, вот, будто бы именно личность апостола Петра, стала тем камнем, на котором была основана церковь. Но в действительности все древние толкователи, в том числе и западные, говорят, что камнем, на котором должна быть создана церковь Христова, подразумевалась не личность апостола Петра, но его вера, что Господь Иисус Христос является Сыном Бога Живаго. Об этом говорили и святой Иоанн Златоуст, и блаженный Августин, и святой Амвросий Медиоланский, и другие, кто толковал в древности эту фразу, говорили, что именно слова Петра: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» являются тем камнем, на котором основано здание церкви, а не сам апостол Петр. Потому что, как мы знаем, вскоре в Евангелии описывается, как апостол Петр впал в ошибку. Он начал прекословить Господу на Его слова о предстоящем страдании и смерти в Иерусалиме, и тогда Господь ему сказал: «Отойди от меня, сатана». И, разумеется, католики эту часть цитаты предпочитают не упоминать, потому что она показывает, что даже такой человек, благочестивый, ревностный и искренний, каким был апостол Петр, даже он не свободен от ошибок и падений. Как мы знаем, впоследствии он отрекся даже от Спасителя. И поэтому никакой человек не может быть основанием вечной Христовой церкви. Тем более мы знаем, в Писании про основание церкви говорится, что «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос»(1 Кор 3,11). Апостол Павел обращает особое внимание на то, что Господь Иисус Христос является основанием церкви. Что касается слов о даровании апостолу Петру ключей от царства небесного, то это является дарованием власти связывать и разрешать, то есть прощать или оставлять грехи. Эту власть Господь даровал не только апостолу Петру, но всем апостолам. Что видно из Его слов: «Истинно говорю, что то, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что вы разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф18,17) и  (Ин 20, 22 -  23). Эта власть не является чем – то, что исключительно получил апостол Петр, эту власть получили все апостолы.

http://radonezh.ru/text/slyshal-chto-gre...

В следующем вопросе священномученик начинает разбирать традиционное католическое обоснование примата папы Римского, производимое через ссылку на апостола Петра как на, во-первых, главу прочих апостолов и главу Церкви и как, во-вторых, на первого епископа Римского, кафедру, место и достоинство которого будто бы наследуют папы. Святой Горазд пишет, что «Господь не установил никого из апостолов наставником всех остальных апостолов; наоборот, Он предостерегал их, чтобы никто из них не называл себя учителем или наставником других апостолов, так как только один для них Учитель – Христос, они же между собой только братья (см.: Мф. 23:8–10 )» (с. 77). Затем он подробно разбирает три евангельские цитаты, на которые обычно ссылаются католики для обоснования своего учения о папе. Первая цитата – слова Христа, сказанные апостолу после того, как он исповедовал Его Сыном Бога Живого: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф. 16:17–19 ). Об этой цитате святой Горазд замечает, что католики объясняют ее так, будто «Господь Иисус Христос назвал апостола Симона Петром, то есть камнем, и что на этом камне, то есть на апостоле Петре, Он основал Церковь Свою... [Однако] учение, что Господь основал Церковь на апостоле Петре, неправильно, так как: Господь Иисус Христос назвал апостола Симона Петром потому, что на Его вопрос, за кого почитают Его апостолы, ответил: “Ты Христос, Сын Бога Живого”, – и тем выразил твердую, как камень, веру в Божество Господа Иисуса, поэтому в такой связи слово “Петр” означает “человек, который высказал непоколебимую веру”; под камнем, на котором должна быть создана Церковь Христова, подразумевалась не личность Петра, но его вера, что Господь Иисус Христос является Сыном Бога Живого. [То,] что Господь Иисус под камнем, на котором хотел воздвигнуть Церковь Свою, не подразумевал апостола Петра, но веру в Свою Божественность, нам известно из Священного Писания и из Священного устного Предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010