В 1991 г. здание синагоги на углу улиц Маршала Жукова и Почтовой было возвращено иудейской общине города. В наст. время в О. о. зарегистрирована одна иудейская община в г. Омске - «Ор Хадаш» (в РФ получила регистрацию 29 дек. 1992). Буддизм В 2000-х гг. в Омске сложилась община сторонников тибет. буддизма Карма-кагьюпа , к-рая зарегистрирована 3 сент. 2009 г. Индуизм В дер. Окунёво Муромцевского р-на О. о. действует единственная в области индуистская организация - «Омкар Шива Дхам Хайдаканди Самадж», зарегистрированная 2 апр. 1996 г. Ее участники являются последователями учения и практик Бабаджи и Шри Мунираджи. Новые религиозные движения В кон. 80 - нач. 90-х гг. XX в. конфессиональная ситуация в О. о. усложнилась, появились различного рода новые религ. движения. Некоторые из них смогли сохранить свои позиции вплоть до наст. времени. К ним можно причислить орг-цию Богородичного центра в с. Татарка Черлакского р-на (зарегистрирована 12 марта 2001), омское об-во «Сознание Кришны» (19 мая 1999) и религ. организацию шаманов «Ведара» (3 июля 2014). Также, по данным Главного управления Мин-ва юстиции РФ по О. о., на окт. 2018 г. в ведомственный реестр внесены 29 действующих в регионе религ. групп. Лит.: Покровский Н. Н. Антифеод. протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосиб., 1974; Лебедева Н. И. Костел и католич. община Омска: Ист. очерк//Сибирско-польская история и современность: Актуальные вопросы. Иркутск, 2001. С. 181-187; она же. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья. Омск, 2003; Масленников А. В. Римско-католич. Церковь в Сибири: Проблемы и реформы в нач. XX в. //Вестн. Томского гос. ун-та. 2003. 276. С. 140-146; Сосковец Л. И. Религ. конфессии Зап. Сибири в 40-60-е гг. XX в. Томск, 2003; Кротт И. И. Религиозно-этические основы хозяйственно-предпринимательской деятельности меннонитов Зап. Сибири в кон. XIX - нач. ХХ вв.//Вопросы соц. истории России кон. XVIII - нач. XX вв.: Сб. науч. тр. Омск, 2004. С. 68-79; Бежан Е. М. Классификация старообр. согласий и сектантских общин, их развитие и распространение на территории Зап. Сибири в 1-й пол. XIX в.//Вестн. Омского ун-та. 2007. 3(45). С. 87-95; Данилов В. Л., Жук А. В., Шульга Р. Б. Краткая история Православия и ислама на территории Зап. Сибири. Омск, 2007; Корусенко С. Н. Сибирские бухарцы в XVII-XX вв.//Зап. Сибирь и сопредельные территории: Демографические и соц.-ист. процессы (XVIII-XX вв.): Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Омск, 2009. С. 88-97; Крих А. А. О численности старообрядцев Тарского округа Тобольской губ. в XIX в.//Там же. С. 97-104; Недзелюк Т. Г. Римско-католич. Церковь в полиэтничном пространстве Зап. Сибири: 1881-1918 гг. Новосиб., 2009; Горбатов А. В. Объединения евангельских христиан-баптистов в Сибири и религ. политика гос-ва в 1940-1960-е гг.//Религ. ландшафт Зап. Сибири и сопредельных регионов Центр. Азии. Барнаул, 2015. Т. 2. С. 119-140; Омск в диалоге культур и народов: Информ. справ. Омск, 2015.

http://pravenc.ru/text/2578403.html

Мон-рь был закрыт в кон. 1919 г., хотя его храмы до нач. 30-х гг. XX в. продолжали действовать как приходские. О главной святыне обители - об Овиновской иконе Божией Матери - в 30-х гг. XX в. информации нет. Во 2-й пол. XX в. икона находилась в единственном действующем храме Галича - Введенском кафедральном соборе в Рыбной Слободе. В 1928 г. в П. Г. м. была разобрана на кирпичи ограда, в 1936 г. на Успенском храме сбиты 4 боковые главы (осталась только центральная глава), в 30-х гг. XX в. уничтожено монастырское кладбище, разрушена часовня у Костромской дороги. В Успенском соборе располагалась мастерская МТС по ремонту тракторов, после 1945 г. в здании располагалась инкубаторная станция. В Троицкой ц. в 30-х - 1-й пол. 40-х гг. XX в. хранили овощи и зерно, с сер. 40-х гг. здесь был дровяной склад. В 1963 г. у Троицкой ц. рухнул свод вместе с 3 главами. В 70-80-х гг. XX в. здания монастыря разрушались. В 1970 г. сгорела кровля Успенского собора. Рядом с храмами стоял руинированный корпус настоятельских келий, от к-рого остался только нижний каменный этаж. До кон. XX в. монастырь находился в с. Успенская Слобода Галичского р-на. В 1992 г. с. Успенская Слобода вместе с мон-рем было включено в черту г. Галича. 5 июня 1992 г., в день памяти прп. Паисия, состоялся первый с дореволюционных времен крестный ход из Галича к руинам монастыря. Многочисленные участники во главе с еп. Костромским и Галичским Александром (Могилёвым) прошли от Введенского собора в Рыбной Слободе через весь город до горы Красницы. 26 февр. 1994 г. определением Синода П. Г. м. был возрожден как женская обитель, в 1995 г. первой настоятельницей стала игум. Тамара, с 1996 г. обитель возглавляет игум. Наталия (Василёнок). Реставрация Успенского собора шла под рук. костромского архит. Л. С. Васильева (авторы проекта архитекторы О. В. Панкратова и Васильев). В ходе реставрационных работ на Успенском соборе было восстановлено пятиглавие и возвращено изначальное позакомарное покрытие. 5 июня 1997 г. в Паисиевом приделе Успенского собора прошла первая за много десятилетий Божественная литургия, которую совершил архиеп.

http://pravenc.ru/text/2578641.html

Игнатий (Депутатов; с 23 окт. 2014, 4 нояб. 2014-25 авг. 2020, с 4 нояб. 2014 митрополит); Савва (Михеев; с 25 авг. 2020). Монастыри Действующие Горицкий мон-рь в честь Воскресения Господня. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Горицкий мон-рь в честь Воскресения Господня. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Димитриев Прилуцкий в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (в Вологде, муж., основан в 1371, упразднен в 1924, возобновлен в 1991); Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы (в Кириллове, муж., основан в 1397, закрыт в 1924, возобновлен в 1998); Павлов Обнорский во имя Св. Троицы (в с. Юношеском Грязовецкого р-на, муж., основан в 1414, закрыт в 1924, возобновлен в 2003); горицкий в честь Воскресения Господня (в с. Горицы Кирилловского р-на, жен., основан в 1544, закрыт в 1932, возобновлен в 1999); Горний в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (в Вологде, жен., основан в 1590, упразднен после 1917, возобновлен 24 дек. 2015). На территории современной В. е. к нач. XX в. действовали следующие мон-ри, относящиеся ныне к Сыктывкарской и Воркутинской епархии Стефанов во имя свт. Афанасия Великого на Вотче (в пос. Первомайском Сысольского р-на Республики Коми, жен., основан ок. 1390 как муж., упразднен до 1764, возобновлен в 1996, с 1999 жен.); Стефанов во имя Св. Троицы (в с. Ульянове Усть-Куломского р-на Республики Коми, муж., основан во 2-й пол. XIV в. как Ульяновская Спасская пуст., упразднен в 1764, возобновлен в 1860 как Стефанов Троицкий, закрыт ок. 1919, возрожден в 1994); Усть-Вымский во имя арх. Михаила (в с. Усть-Вымь Республики Коми, муж., основан в кон. XIV в., упразднен в 1764, возобновлен в 1996). На территории В. е. в XII - нач. ХХ в. существовали также следующие мон-ри и пустыни, ныне не действующие Герасимов во имя Св. Троицы мон-рь (в Вологде, муж., основан в XII в., упразднен до 1764); Гледенский во имя Св. Троицы мон-рь (в Вел. Устюге, муж., основан, вероятно, в кон. XII в., упразднен в 1841); Иоанна Предтечи мон-рь (в Вел.

http://pravenc.ru/text/155162.html

В янв. 1885 г. при Митрофановом мон-ре было учреждено братство во имя святителей Митрофана и Тихона, управлявшееся советом под председательством Острогожского епископа. При братстве работали комиссии по устройству церковноприходских и миссионерских б-к и по организации религиозно-нравственных народных чтений. Братство поддерживало церковноприходские школы, проводило внебогослужебные собеседования и публичные народные чтения, открывало книжные склады. В нач. XX в. в епархии было открыто ок. 1 тыс. приходских церковных и 38 благочиннических б-к, во мн. благочиниях работали б-ки-читальни, лучшая была в слободе Бутурлиновке. В Митрофановом и Акатовом во имя свт. Алексия мон-рях проходили религиозно-нравственные чтения. Благотворительные учреждения До образования епархии почти при всех воронежских храмах имелись либо богадельни, либо дворы (кельи) «нищие» и «вдовые». В нач. XIX в. в Акатовом мон-ре была устроена больница для монашествующих. В 1823 г. учреждено епархиальное попечительство о бедных духовного звания, в 1899 г.- эмеритальная касса духовенства. Задонский Богородицкий мон-рь. Хромолитография. 1862 г. (РГБ) Задонский Богородицкий мон-рь. Хромолитография. 1862 г. (РГБ) К нач. XX в. при приходах В. е. насчитывалось более 500 богаделен. После начала первой мировой войны почти при всех храмах епархии начали работу попечительские советы для оказания духовной и материальной помощи нуждающимся, были собраны подарки для действующей армии. В окт. 1914 г. в гостинице Митрофанова Благовещенского мон-ря попечением воронежского епархиального духовенства был устроен лазарет-госпиталь на 100 раненых. Лазареты открылись также в воронежском в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. и задонских мон-рях. В 1916 г. начал работу Воронежский епархиальный комитет по устройству беженцев. 1917-1941 гг. В соответствии с постановлением Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Воронежская консистория была преобразована в епархиальное управление во главе с епархиальным советом под председательством архиеп. сщмч. Тихона (Никанорова). В храмах образовывались церковноприходские советы во главе с настоятелем, роль их постепенно повышалась, и в нач. 20-х гг. духовенство в храмы назначалось по выбору приходского совета. В 1918-1919 гг. в Воронеже действовал общегородской церковноприходский совет, состоявший из представителей всех городских храмов.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Храм во имя прп. Серафима Саровского в скиту. Фотография. Нач. XX в. Храм во имя прп. Серафима Саровского в скиту. Фотография. Нач. XX в. К нач. XX в. в Б. м. проживало ок. 400 чел. братии. В 1904 г. мон-рь был возведен во 2-й класс, без пособия от казны. Годовой бюджет обители на 1909 г. составлял 65 тыс. р. Крупными благотворителями мон-ря были купцы братья П. С. и Д. С. Жирновы, Ф. и С. Шишигины, К. Лаптев. Мон-рь принимал до 70 тыс. паломников в год. Имелись ферма, кирпичный завод, лесопилка, 14 мастерских: портняжная, токарная, мебельная, переплетная, золочения и серебрения иконных риз, иконописная, сапожная, кузнечная, живописная, столярная, слесарная, чеканная и др. В сент. 1899 г. в г. Перми было открыто подворье с храмом во имя свт. Иоанна Златоуста. При содействии Б. м. в Пермской епархии были открыты: в 1910 г.- Фаворская Преображенская пуст. в Осинском у.; в 1905 г.- Троицкий муж. мон-рь на горе Благодать в Пермском у.; в 1913 г.- Преображенская муж. община на горе Капкан в Осинском у.; в 1913 г.- Успенское иноческое общежитие в мест. Иосифова Гарь в Оханском у. В июне 1915 г. по инициативе игум. Серафима началось строительство Шамарского Елисавето-Мариинского жен. миссионерского мон-ря в память пребывания на Пермской земле вел. кнг. Елисаветы Феодоровны. В 1915 г. трудами белогорской братии была основана Новоиверская муж. обитель близ дер. Новой Кунгурского у., переданная в янв. 1918 г. в ведение Б. м. Благодаря белогорским насельникам в 1901 г. был возобновлен Бахаревский жен. мон-рь Пермской губ. Успешной была миссионерская и благотворительная деятельность Б. м. С 1894 по 1900 г. на Белой Горе обращен в Православие 1601 старообрядец. В 1894 г. в мон-ре открылась школа для мальчиков-сирот с обучением грамоте, церковному пению, различным ремеслам. С 1911 г. каждое лето под рук. епархиального миссионера прот. А. Г. Куляшева в Б. м. проводились пастырско-миссионерские курсы по обличению раскола и сектантства. Важной частью миссионерской работы в мон-ре было издание книг, брошюр с проповедями духовенства; игум. Серафим издавал ж. «Голос долга». В 1914 г. для духовного окормления воинов в район расположения действующей армии были направлены белогорские насельники игум. Серафим (Кузнецов) и 4 иеромонаха. В авг. 1914 г. в пермском подворье мон-ря открылся лазарет для раненых, а также приют для детей-сирот, чьи отцы погибли на фронте.

http://pravenc.ru/text/77928.html

Ардонь. Церковь Николая Чудотворца в Богородицком. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Рождества Богородицы (Николая Чудотворца) построена в нач. XX в. (заложена в 1901 г.). Стены кирпичные, побеленные, завершения бревенчатые, обшитые тёсом. В советское время храм действовал, сохранилось внутреннее убранство и иконостас с иконами кон. XIX – XX вв. Храм во имя Святителя Николая в селе Ардонь был построен в начале XX века (заложен в 1901 году). В 1938 году он был закрыт, а настоятель храма иерей Алексий Северинов был репрессирован по обвинению в троцкизме. Судьба его неизвестна. В здании храма была организована кузнечная мастерская. Храм был открыт в 1942 году во время немецко-фашистской оккупации. Действует до настоящего времени. Сведения взяты из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова " (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.) Расположена на холме в центре села, доминирует в его застройке. Построена в нач. 20 в. (заложена в 1901 г.), стены кирпичные, побеленные, завершения бревенчатые, обшитые тесом. Своеобразный сельский храм юго-западной Брянщины с предельно лаконичным убранством, в архитектуре которого ощущается влияние стиля модерн. В крестообразной объёмно-пространственной композиции явно заметно подражание древним деревянным храмам Брянщины. Основной кубический объем возвышается над прямоугольным алтарем, трапезной и боковыми рукавами, крытыми на два ската с фронтонами на торцах. Венчает его рубленый приземистый глухой восьмерик, на котором водружена необычно крупная граненая луковичная глава с крестом на маленьком яблоке. Над западной частью трапезной с входным крыльцом на двух колоннах поставлен массивный четверик колокольни с глухим ступенчатым основанием и небольшими арками звона, завершенный невысоким деревянным восьмериком и граненой купольной кровлей с главкой. Прямоугольные окна храма с простыми деревянными наличниками и ставнями напоминают окна жилых построек. Стены завершены простыми карнизами. Единственным членением фасадов являются тяги. Изломанные в виде щипцов в верхней части основного объема, они повторяют силуэт треугольных фронтонов боковых рукавов и алтаря, а на четверике звона проходят у основания и пят арок, украшенных замками. В интерьере центральная часть храма объединена с прилегающими помещениями широкими арочными проемами; обособлена лишь западная часть трапезной с лестницей на колокольню. Перекрытия плоские, балочные. Внутреннее убранство относится к нач. 20 в., а иконостас с иконами — к кон. 19-20 в.

http://sobory.ru/article/?object=00663

Необходимость миссионерской работы была обусловлена тем обстоятельством, что в Станиславской обл. симпатии к униатству среди местного населения проявлялись наиболее отчетливо в сравнении с др. областями Зап. Украины. Кроме того, на проведении «борьбы с остатками унии» настаивали уполномоченные Совета по делам РПЦ по Станиславской обл. К 1 нояб. 1960 г. в области действовали 34 униат. церкви, служили ок. 80 униат. священников. Церковь во имя свт. Василия Великого в с. Черче. XVI в., 1733, 1812 гг. Фотография. 2007 г. (до нач. 90-х гг. XX в. в юрисдикции УПЦ) Церковь во имя свт. Василия Великого в с. Черче. XVI в., 1733, 1812 гг. Фотография. 2007 г. (до нач. 90-х гг. XX в. в юрисдикции УПЦ) Во время нового этапа гонений на Церковь (см. Хрущёв Н. С.) еп. Иосиф (с 5 февр. 1965 архиепископ) старался не конфликтовать с уполномоченным Совета по делам РПЦ и в основном исполнял его требования. При участии еп. Иосифа в 1960 г. было вскрыто «тайное униатское братство» в одной из церквей г. Снятына, архиерей запретил в служении главу «братства» свящ. Руденского (считавшегося православным). В 1961 г. еп. Иосиф был вынужден по требованию властей передать здание Станиславского ЕУ филиалу Черновицкого ун-та, одновременно часть книг и документов из епархиального архива перешла в фонды местного краеведческого музея. В нач. 60-х гг. ХХ в. массовый характер имело закрытие приходов И.-Ф. е. Из 597 общин верующих, зарегистрированных к 1 янв. 1962 г., к 1 янв. 1963 г. прошли перерегистрацию только 337 общин. В области находилось 205 действующих церквей, из них только в 1962 г. 17 было полностью разобрано, 18 переоборудовано под клубы и медицинские учреждения, 23 здания занято под склады (Там же. Оп. 1. Д. 2093. Л. 4, 6-7). В 1957-1962 гг. изменилось административно-территориальное деление Станиславской (с 9 нояб. 1962 Ивано-Франковской) обл., в результате к-рого было упразднено 29 районов. В архивных материалах есть указание на то, что в нач. 60-х гг. ХХ в. на фоне укрупнения районов области власти планировали объединение Станиславской и Черновицкой епархий с еп.

http://pravenc.ru/text/200517.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Кафоликон. 1532 г. [Румын. Moldovia], монастырь (до 1785 мужской, с 1932 женский) в честь Благовещения Пресв. Богородицы (нач. XV в.) Сучавской и Рэдэуцкой архиепископии в составе Молдовы и Буковины митрополии Румынской Православной Церкви с кафоликоном в честь Благовещения Пресв. Богородицы (1532). Расположен в с. Ватра-Молдовицей (жудец Сучава, Румыния) недалеко от впадения р. Чумырны в р. Молдовицу, в 25 км к северу от г. Кымпулунг-Молдовенеск и в 30 км к юго-западу от мон-ря Сучевица . Один из наиболее древних мон-рей Молдавского княжества . Кафоликон М., покрытый уникальными фресками как в интерьере, так и снаружи, занесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (1993). История Согласно преданиям, мон-рь был основан при молдав. господарях Мушатинах (ок. 1375-1546), однако в источниках сведения об этом отсутствуют. Молдав. летописец Григоре Уреке (XVII в.) в «Летописи страны Молдавской» писал, что молдав. господарь Александр Добрый (Александру I; 1400-1432) построил 2 больших мон-ря: Бистрицу и М., которые наделил земельной собственностью, прудами и др. ( Grigore Ureche. 1990. P. 30-31). Первое историческое упоминание о М. содержится в документе от 31 окт. 1402 г.: Александру I пожаловал мон-рю 2 мельницы в Бае (в городе и на окраине), одарил «половиной сладницы и 4 татарскими домами» (DRH. A. Moldova. 1975. Vol. 1. P. 23). В источниках говорится и о др. пожертвованиях Александру I М., перечисленных в документе от 18 нояб. 1409 г. (Ibid. P. 38-39), подложном документе от 15 февр. 1410 г. (Ibid. P. 420-421) и в документе о пожертвованиях от 17 марта 1418 г. (села Проворотие и Опришинци - Ibid. P. 62-63). Братский корпус. 1610–1612 гг. Братский корпус. 1610–1612 гг. Исходя из существующих данных, можно предположить, что при Мушатинах, во 2-й пол. XIV в., недалеко от р. Молдовица посреди леса была воздвигнута деревянная церковь, которая просуществовала до нач. XV в. В 1402-1410 гг. Александру I построил на ее престоле каменную церковь, которая в нач. XVI в. в результате проливных дождей или землетрясения развалилась. Сохранился фундамент древней церкви, впервые он был сфотографирован в 1922 г. румынскими историками Н. Йоргой и Г. Балшем ( Iorga, Bal . 1922. Р. 47; Vata ianu. 1959. Vol. 1. P. 311), описан Ш. Балшем и К. Николеску ( Bal , Nicolescu. 1958. P. 23-26), затем В. Вэтэшьяну ( Vata ianu. 1959. Vol. 1. P. 309-311; Idem. 1965. P. 29-33), Д. Нэстасе ( N stase. 1968. P. 187-188), Н. Григорашем и Й. Капрошу ( Grigora , Capro u. 1968. P. 34-39). Возможность существования до нач. XV в. деревянной церкви в периметре действующего монастыря невелика. При археологических раскопках (60-е гг. XX в.), проведенных у древней церкви, следы деревянных сооружений найти не удалось. Можно предположить, что эта церковь находилась в другом месте ( Cereteu. 2004. P. 50-52).

http://pravenc.ru/text/2564046.html

Подробнее... Николо-Черноостровский монастырь [ править править код ] Дата основания : кон. XVI в. Статус : действующий Адрес : Калужская обл., г. Малоярославец, ул. Кутузова, 2 Свято-Никольский Черноостровский монастырь — православный монастырь в городе Малоярославце Калужской области. Монастырь расположился на высоком берегу реки Лужи (приток Протвы), на вершине так называемой Особной горы, иначе называемой Чёрным Острогом. Отсюда и название монастыря (Черноострожский со временем трансформировалось в Черноостровский). В Смутное время обитель была разорена литовцами и восстановлена лишь в 1659 году. В 1775 году монастырь упразднён по бедности. Подробнее... Лаврентьев мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : не позже 1564 Статус : действующий Адрес : г. Калуга, ул. Широкая, 49 Телефон : (4842) 55-59-36 Официальный сайт: http://www.splavrenty.ru/ Основан на месте церкви Рождества Христова, в которой молился св. Лаврентий. Время основания точно не известно. Разорён в 1617, восстановлен после 1622. В 1776-1800 в монастыре находилась Духовная семинария, затем - Архиерейский дом. К нач ХХ в. в монастыре было 3 храма, колокольня, здание бывшего архиерейского дома, кельи, ограда с башнями (все сооружения каменные), а также некрополь. Закрыт в 1918, использовался в качестве лагеря для заключённых, затем под школу и жильё. Сохранилось только здание бывшего архиерейского дома. Вновь открыт в 1994 как Архиерейское подворье. Подробнее... Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : не ранее 1498 Статус : действующий Адрес : г. Калуга, д. Спас Официальный сайт: http://spasnaugre.ru/index.php Основан вскоре после " Стояния на Угре " на средства кн. Д. Ф. Воротынского. С 1725 запустел, в 1764 упразднён. В 1763 собор, храм Введения с трапезной и одна келья были каменными. К нач. XIX в. кельи и стены утрачены. К нач. XX в. остались 2 храма, которые были приходскими. В 1930-х уничтожено древнее кладбище. Возобновлён в сер. 2000-х как женский. Является подворьем Казанского монастыря Калуги.

http://azbyka.ru/palomnik/Калужская_обла...

Ликвидация храмов продолжилась в последующие периоды. В 1977 г. были упразднены храмы в селах Борщевцы, Н. Ольчедаев и Ивоновка Могилёв-Подольского р-на, в 1981 г.- храмы в селах Яруга, Садовая, Кременное и Боровка того же района. Последним был снят с регистрации в нояб. 1985 г. бывш. монастырский храм во имя прп. Антония Печерского в с. Лядова Могилёв-Подольского р-на, инициатива исходила от Украинского об-ва охраны памятников истории и культуры (главный храм обители - в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи - был взорван в 1938). За сопротивление закрытию данной церкви преследованиям подвергся благочинный Могилёв-Подольского окр. прот. Мефодий Веселовский, а также сменивший его в должности благочинного Могилёв-Подольского окр. прот. Александр Голоскевич. Действующими оставались 15 храмов в Могилёв-Подольском р-не, 20 - в Шаргородском, 11 - в Крыжопольском, 10 - в Мурованокуриловецком, 10 - в Томашпольском, 4 - в Песчанском, 3 - в Ямпольском и 2 храма - в Черневецком р-не. Всего в современных границах епархии не закрывались 75 храмов. В 1988 г. первыми в крае были возрождены приходы в селах Боровка и Беляны Могилёв-Подольского р-на. 29 июля 1989 г. получила регистрацию приходская община в с. Лядова, обитель в Лядове удалось возобновить в 1998 г. В 2004 г. был освящен старинный Михайловский храм на территории историко-культурного заповедника в с. Буша Ямпольского р-на. Главным собором после открытия в 2013 г. М.-П. и Ш. е. стал Георгиевский храм в Могилёве-Подольском, не действовавший с нач. 30-х до нач. 50-х гг. XX в. (на короткое время богослужения в нем возобновились в период нем. оккупации). Могилёв. Гравюра А. Камарова. Кон. XVIII в. Наиболее известным местом паломничества до нач. 30-х гг. XX в. был скальный мон-рь в с. Лядова с чудотворной иконой Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Местом массового поклонения православных в 1923 г. стала Иосафатова долина близ с. Голынчинцы. К 1925 г. традиция паломничества была пресечена местными властями, возрождена в 90-х гг. XX в. С 2006 г. проводится Всеподольский крестный ход к Иосафатовой долине, в к-ром участвуют множество верующих с Украины и из соседних районов Молдавии.

http://pravenc.ru/text/2563890.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010