В нач. 70-х гг. XX в. З. А. Бхутто начал реализовывать программу социально-экономических реформ с целью построения т. н. исламского социализма: предполагалось, что демократическое правительство будет претворять в жизнь социалистические принципы, заложенные в исламе. Принятая 14 авг. 1973 г. конституция провозгласила П. ислам. республикой, ислам впервые получил статус гос. религии. Участие немусульман в гос. политике ограничивалось, все действующее законодательство П. должно было быть приведено в соответствие с положениями Корана и Сунны. С этой целью были расширены полномочия Совета по исламской идеологии. В 1974 г. была принята 2-я конституционная поправка, в соответствии с к-рой община ахмадийя была признана немусульманской. Политика «исламского социализма» вызывала серьезную критику со стороны ислам. религ. партий ДИ, ДУИ и ДУП, к-рые требовали всесторонней исламизации. Начиная с сер. 70-х гг. XX в. они стали наиболее влиятельной антиправительственной силой, под давлением к-рой З. А. Бхутто был вынужден принять новые меры по исламизации: в мае 1977 г. запрещены азартные игры и употребление алкоголя, закрыты кинотеатры и ночные клубы, а пятница объявлена выходным днем. В ночь на 5 июля 1977 г. ген. М. Зия уль-Хак (1924-1988), поддерживавший всестороннюю исламизацию, совершил гос. переворот. 1 окт. 1977 г. он объявил о намерении выстроить в П. особую ислам. форму демократии - шурократию. В 1977-1978 гг. была введена жесткая цензура и запрещена деятельность не согласных с режимом политических партий, были созданы шариатские судебные органы (Федеральный шариатский суд и суды кази на местах), Уголовный кодекс дополнен нормами ислам. права, началось регулирование духовно-нравственной жизни общества (созданы комитеты для продвижения в массы ислам. морали), произошло частичное объединение религ. и гос. образования, были введены традиц. мусульм. налоги закат и ушр (только для мусульман-суннитов) и запрещено взимание процента. Общий подъем религ. настроений привел к активизации движения шиитов в защиту своих прав, возникли первые религ.

http://pravenc.ru/text/2578694.html

Папа Лев XIII предпринял шаги по модернизации В. б. В 1881 г. он снял все ограничения для ученых, подчеркнув фундаментальное значение фондов б-ки для исторических исследований. В 1885 г. был открыт ныне действующий читальный зал. В 1888 г. опубликовано «Положение о деятельности Ватиканской апостолической библиотеки», в к-ром детально описывались ее адм. структура и предоставляемые ею услуги. Под рук. Франца Эрле (в 1895-1914 - хранитель, затем префект; в 1929-1934 - кардинал-библиотекарь) и Эжена Тиссерана (пропрефект в 1930-1936, кардинал-библиотекарь в 1957-1971) на рубеже XIX-XX вв. были опубликованы новые каталоги и описания фондов В. б. Эрле организовал в Сикстинском зале постоянную экспозицию рукописей о фресках, к-рыми расписан зал; разработал правила описания рукописей и приступил к созданию карточного каталога печатных изданий; основал мастерскую по реставрации рукописей (1896); начал издание научной сер. «Studi e testi» (Исследования и тексты, с 1899; к наст. времени издано более 300 выпусков) для публикации реставрированных текстов и наиболее значимых работ о них. Зал каталога манускриптов фонда Барберини Зал каталога манускриптов фонда Барберини В 1891 г. В. б. пополнилась фондом Боргезе (Fondo Borghese), включающим часть бывш. папской авиньонской б-ки. Важнейшее приобретение В. б. в нач. XX в.- б-ка Барберини, собранная в XVII в. усилиями кард. Франческо Барберини (Fondo Barberiniano - 10041 лат., 595 греч., 160 вост. манускриптов, а также более 30 тыс. печатных изданий). Особый интерес представляет вошедшая в нее часть б-ки аббатства Гроттаферрата - центра греко-визант. исследований. В 1921 г. в В. б. было включено собрание библиофила Дж. Ф. Де Росси (Fondo Rossiano - 1196 рукописей, 2500 инкунабул и более 6000 редких книг). В 1923 г. итал. правительство безвозмездно передало В. б. коллекцию, собранную папой Александром VII, к-рая затем пополнялась 3 кардиналами из семейства Киджи (Fondo Chigiano - 3916 рукописей, в т. ч. 54 греч., 28 тыс. др. мат-лов), при условии что будет сокращен период летних каникул и продлено ежедневное время работы б-ки.

http://pravenc.ru/text/149915.html

Католичество Молодечно в 1940 г. стало одним из основных центров Римско-католической Церкви в Зап. Белоруссии. Молодечненский декан К. Любянец был назначен генеральным викарием в Белорусской ССР, в 1942 г. он был казнен немцами за укрывательство евреев. В ходе Великой Отечественной войны в Молодечненской обл. были сожжены 11 костелов. В 1945 г. в области насчитывалось 87 костелов, служили 68 ксендзов. В 1946 г. здесь имелось 77 зарегистрированных общин, ряд костелов в 1945 г. был закрыт из-за отъезда в Польшу части поляков. Упразднение храмов продолжилось в 1946-1947 гг. В условиях антирелиг. кампании 1948-1953 гг. количество легальных католич. приходов уменьшилось с 59 до 46, а число зарегистрированных священнослужителей - с 42 до 32. Уполномоченный инициировал изъятие у общин в этот период 38 действущих костелов и 15 кладбищенских часовен, но общины в большинстве случаев с регистрации не снимались, им разрешалось открывать в пустующих зданиях временные молитвенные помещения. В 1954 г. число зарегистрированных общин возросло с 46 до 89. Действующими до кон. 50-х гг. являлись муж. мон-рь ордена марианов в пос. Друя Миорского р-на, мон-ри евхаристок в Друе и Браславе. В сер. 50-х гг. XX в. в Свирском, Воложинском, Сморгонском, Ошмянском районах Молодечненской обл. стали появляться ксендзы из Литвы, к-рые без регистрации служили в находившихся на грани закрытия костелах. Это отмечал в своих отчетах за 1954-1955 гг. обл. уполномоченный по делам культов. К 1958 г. в Молодечненской обл. насчитывалось 87 действующих костелов. В ходе антирелиг. кампании 1958-1964 гг. все костелы, не имевшие постоянных священников, были закрыты. В числе первых закрыли в 1959 г. костел св. Иосифа в Молодечно, вскоре он был разрушен. В наст. время в регионе больше всего зарегистрированных общин Римско-католической Церкви имеется в Вилейском и Молодечненском р-нах - по 10, в Воложинском и Столбцовском р-нах - по 9, в Мядельском р-не - 8 общин. В нач. 90-х гг. XX в. в Молодечно был зарегистрирован автономный греко-католич.

http://pravenc.ru/text/2564074.html

В 30-х гг. XX в. вместе с Шеню (с 1932 ректор высшей школы Сольшуар) и историком Церкви А. М. Фере К. задумал реформу преподавания теологических дисциплин на основе исторической теологии, которая рассматривалась как альтернатива «барочному богословию» эпохи Контрреформации, а также неосхоластике и интегризму кон. XIX - нач. XX в. Т. н. новая теология (Nouvelle théologie), к к-рой критики причисляли К., должна была учесть вызовы современности при формулировании новых понятий христ. богословия, однако непосредственного воплощения эти идеи не получили. Под влиянием дискуссии о реформе теологического образования К. подготовил неск. важных публикаций, в т. ч. ст. «Богословие» (Théologie) для «Словаря католического богословия» - масштабный обзор истории христ. теологии с рассмотрением ее актуального положения и насущных задач (DTC. 1943. T. 15. Col. 341-502). В статье К. изложил принципы обновленного богословского исследования, называемого положительной теологией (théologie positive); в числе ее задач он рассматривал насыщение теологического дискурса историческим религ. опытом. Труд К. был критично воспринят церковными властями ( Quisinsky. 2007. S. 57). Перед началом второй мировой войны школа Сольшуар была переведена из Бельгии в парижский пригород Этьоль, откуда К. призвали в действующую армию военным священником ( Nichols. 1989. P. 5). В 1940 г. он попал в нем. плен. До 1945 г. находился в концентрационных лагерях для пленных офицеров в Кольдице и Любеке; изучал там русский язык. Опыт войны и пребывания в концлагере, описанный им в соч. «Их сопротивление» (Leur résistance), оставил глубокий след в сознании К., а также сформировал убеждение в необходимости поворота католич. Церкви к совр. миру. Вернувшись из плена, К. столкнулся с заметным оживлением церковной жизни Франции в ее литургическом, научном, интеллектуальном и социальном аспектах. В послевоенные годы он преподавал на богословских курсах в школе Сольшуар (она осталась в Этьоле), издал свои основные исследования, много выступал на различных общественных площадках и стал широко известен в церковных кругах, вместе с прот. Г. В. Флоровским участвовал в экуменических встречах. В 1950 г. была опубликована его кн. «Истинная и ложная реформа в Церкви» (Vraie et fausse réforme dans l " Église) с анализом идей Реформации. Различая божественную и человеческую природу Церкви, К. призвал в связи с нуждами совр. мира к осторожным изменениям того, что относится к человеческой природе Церкви; путь к этому лежит через обращение к истокам (ad fontes), прежде всего к патристической традиции.

http://pravenc.ru/text/1841884.html

Во второй половине XIX в. был опубликован ряд сборников, в которых собраны законодательные документы. К таким сборникам относятся: Александров Н. И. Сборник церковно-гражданских постановлений в России, относящихся до лиц православного духовенства. СПб., 1860; Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания/Сост. Т. Барсов . СПб., 1885; Проволович А. И. Сборник законов о монашествующем духовенстве. М., 1897; Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству. Сост. Я. Ивановский. Изд. 3-е. СПб., 1900; Касаткин И. Сборник законоположений о порядке приобретения церквами, монастырями и учреждениями Духовного ведомства недвижимых имуществ и о мерах к охране церковных земель. Нижний Новгород, 1904. Хронологический принцип положен в основу передачи текстов законодательных актов другой части сборников. Эти сборники для исследования представляют большую ценность, так как дают возможность проследить изменения, происходившие в законодательном процессе: Маврицкий В. Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего синода. 1721–1878 гг. М., 1879; Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего правительствующего синода (1721–1895 гг. включительно) и гражданских законов, относящихся к Духовному ведомству православного исповедания. Сост. С. В. Калашников. Харьков, 1896; Завьялов А. Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода. 1867–1900. СПб., 1901. Кроме того, указы публиковались в издаваемом с 1875 г. «Церковном вестнике». Государственное законодательство в отношении церкви, в том числе и монастырей, в синодальный период неоднократно являлось предметом исследований историков и юристов, особенно во второй половине XIX – нач. XX в. Различным проблемам церковных реформ в XVIII в., а также тем изменениям в законодательстве, которые происходили в связи с приходом к власти нового императора или императрицы, посвящены фундаментальные исследования М. И. Горчакова, П. В. Знаменского , П. Веденяпина,

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Конституция 1962 г. провозгласила Н. «индуистским королевством» (ст. 3), однако, согласно ст. 14, каждый мог исповедовать и практиковать свою религию, при условии что ни один человек не вправе предпринимать действия по обращению др. человека из одной религии в другую. Конституция 1990 г. признала право каждого открыто исповедовать свою религию, но запрещала прозелитизм. Временная Конституция Н. 2007 г. провозгласила свободу вероисповедания и отменила формулировку об «индуистском королевстве». Действующая Конституция 2015 г. объявила Н. светским государством (ст. 4) и запретила дискриминацию по к.-л. признаку, в т. ч. на основании религ. убеждений (ст. 18). Ст. 26 новой конституции провозглашает права граждан на свободу вероисповедания и защиту своих религ. убеждений. Одновременно эта же статья запрещает совершать действия, направленные на подрыв общественного здоровья, морали и мира, обращать человека из одной религии в другую или совершать к.-л. иные действия, к-рые могут поставить под угрозу другую религию. За подобные деяния в конституции предусматривается наказание в соответствии с законом (ст. 26, п. 3). Т. о., несмотря на постепенную либерализацию общественной жизни, в Н. запрет на прозелитизм сохраняется. Правительство Н. обязывает христ. орг-ции проходить ежегодную регистрацию и уплачивать налоги. Христ. и мусульм. орг-ции испытывают трудности с приобретением земли для постройки храмов и обустройства кладбищ. В наст. время действующие в Н. христ. организации стремятся оказать давление на офиц. власти с целью отмены конституционного запрета на ведение проповеди среди местного населения и повышения своего правового статуса. В. В. П. История Н. до нач. XX в. Заселение территории Н. древнейшим человеком относится к концу среднего плейстоцена. Гопалы и Ахиры считаются первыми династиями Н. Начало правления сменившей их династии Киратов относится к VII в. до Р. Х. В сер. I тыс. до Р. Х. в непальских и инд. тераях существовали ранние гос. образования, входившие в состав инд. империй. Памятники в Лумбини (древнейшие этапы строительства храма - сер. III в. до Р. Х.) связаны с почитанием места рождения Будды Шакьямуни (в 249 г. до Р. Х. Ашока установил в Лумбини колонну, отмечавшую место рождения Будды). Расположенный к западу от Лумбини археологический памятник Тилауракот связывают с остатками г. Капилавасту, столицы гос-ва Шакьев, где прошла юность Будды. По археологическим данным, город существовал с VIII-VII вв. до Р. Х. по II-III вв. по Р. Х.

http://pravenc.ru/text/2565038.html

И. много заботился о нуждах обездоленного низшего духовенства: при его непосредственном участии и на основе представленных им документов в 1829 г. по распоряжению наместника на Кавказе гр. И. Ф. Паскевича лица, принадлежащие к низшему духовенству, и их дети, родившиеся после 1810 г., были освобождены от крепостной зависимости (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 780. Л. 4). Во время эпидемии холеры в Тифлисе в 1830 г. И. ухаживал за больными, доставал и привозил лекарства, исполнял требы ( Волков. 1961. Ч. 1. С. 343). Ежегодно в Великую субботу И. передавал 1 тыс. р. в Тифлисский военный госпиталь для раздачи больным. Также он регулярно делал вклады в городской опекунский совет, перед каждой литургией раздавал пожертвования нищим, по Господским праздникам отсылал пищу в тифлисский тюремный замок Метехи и др. По нек-рым подсчетам, общая сумма пожертвованных И. в Грузии средств определялась 300 тыс. р. (ЖПодв. 1908. С. 291). И. пытался бороться с присвоением церковных ценностей нек-рыми рус. клириками и чиновниками, напр. в мон-рях Бичвинта ( Паскевич//АКавАК. Т. 7. С. 404), Кватахеви , Шиомгвиме и Преображенском в Тифлисе (Груз. духовенство. 1906. 6. С. 6). Во всех случаях были составлены соответствующие акты, но найти ценности удавалось далеко не всегда. Кроме того, стремясь сосредоточить наиболее драгоценные предметы церковной утвари в Тифлисе, дабы обеспечить их охрану, И. (либо др. лица по его распоряжению) вывозил их из упраздненных и действующих церквей и мон-рей Грузии. Так, 24 сент. 1824 г., во время посещения Давидгареджийской лавры пуст. Гареджи , И. перевез в Тифлис украшенные драгоценными камнями и золотым шитьем омофор и виссоновую ризу. В 1830 г. И. распорядился вывезти из груз. церквей и мон-рей и передать военному губернатору Тифлиса ген.-лейтенанту С. С. Стрекалову знамена, ружья, мечи и шлемы. Из-за того что местонахождение мн. ценностей оставалось неизвестным, груз. общественность в кон. XIX - нач. XX в. обвинила экзархов, в т. ч. И., в хищении этих ценностей (Там же. С. 14, 15).

http://pravenc.ru/text/578300.html

Самыми известными накшбандийскими шейхами Дагестана в 90-х гг. XX в.- нач. 2000-х гг. были Саид-эфенди Чиркейский (1937-2012), Тажуддин Ашалинский (1912-2001), Сиражудин Табасаранский или Хурикский (1954-2011), Мухаммед Мухтар Кяхулайский (1954-2015). Из ныне действующих в Дагестане накшбандийских шейхов стоит выделить Абдулвахида и Идриса-хаджи Эчединского, имама старой центральной мечети на ул. Малыгина в Махачкале, а также Абдулжалил-эфенди Буйнакского (род. в 1943), к-рого считают главным преемником Саида-эфенди Чиркейского. Ист.: Sipahsalar Faridun Ahmad. Risala dar ahwal-i Maulana Jalaluddin Rumi/Ed. Sa " id Nafisi. Tehran, 1325/1946; Haydari E. F. Al-Majd al-taled fi manaqeb al-sheikh Khalid. Istanbul, 1874. Лит.: Algar H. The Naqshbandi Order//Studia Islamica. Leiden, 1976. N 44. P. 123-152; Haq M. M. Some Aspects of the Princip Sufi Orders in India. Dhaka, 1985; Albayrak S. Merutiyetten Cumhuriyete Meihat eriat Tarikat Kavga. Istanbul, 1994. T. 1; Gammer M. Muslim Resistance to the Tsar: Shamil and the Conquest of Chechnia and Daghestan. L., 1994; Bennett J. G. The Masters of Wisdom. N. Y., 1996; Zelkina A. Quest for God and Freedom: Sufi Responses to the Russian Advance in the North Caucasus. L., 2000; Рощин М. Ю. Шейх Мухаммед Назим Киприотский и его дагестан. последователи: к вопросу о возрождении суфизма в Дагестане//Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Ср. Азии и на Кавказе. М., 2003. С. 306-325; он же. Дагестан//Религиозно-общественная жизнь рос. регионов/Сост.: С. Б. Филатов. М., 2014. Т. 1. С. 520-548; Шихалиев Ш. Ш. Из истории появления в Дагестане последователей накшбандийского и шазилийского тарикатов//Гос-во и религия: Информ.-аналит. бюл. Комитета Правительства РД по делам религий. Махачкала, 2003. 1(4); Kabbani M. H. Classical Islam and the Naqshbandi Sufi Tradition. Wash., 20042; Weismann I. The Naqshbandiyya: Orthodoxy and Activism in a Worldwide Sufi Tradition. L., 2009; Цибенко (Иванова) В. В. Накшбандийский тарикат хакканийа (раббанийа) и неоосманский проект шейха Назима Киприотского//Исламоведение. Махачкала, 2014. 4. С. 94-104.

http://pravenc.ru/text/2564642.html

В 1876 г. в России была издана Библия «для домашнего назидательного чтения», а в 1889 г.- Библия с параллельным текстом на церковнослав. и рус. языках (см. подробнее: Алексеев А. А. Библия. Переводы на рус. яз.//ПЭ. Т. 5. С. 153-161). Давно назревавшая потребность в общедоступном истолковании книг Свящ. Писания побудила одного из членов об-ва Ф. Г. Тернера составить «Опыт краткого изъяснения на Евангелие от Иоанна» (СПб., 1886). С кон. 90-х гг. XIX в. наблюдается снижение количества распространяемых изданий Свящ. Писания, что отчасти было связано с ростом числа орг-ций, занимающихся аналогичной деятельностью. Среди причин этого явления руководители об-ва называли появление политических движений в стране и снижение активности среди членов самого общества. Наиболее интенсивно процесс распространения книг проходил в 1871-1873, 1882-1888, и 1894-1897 гг. К нач. XX в. об-во распространило в европ. и азиат. частях России более 2 млн книг Свящ. Писания, преимущественно НЗ и Псалтирей на рус. языке (с 1863 по 1914 - ок. 2,6 млн экз.). Наиболее популярны были издания НЗ, с Псалтирью и без нее, Четвероевангелия, Библии на рус. языке, Библии с параллельным текстом на церковнослав. и рус. языках, Псалтири на церковнослав. языке. С начала ХХ в. наибольшим спросом стали пользоваться отдельные издания Евангелий на рус. языке. Покупателями об-ва были представители мелкого чиновничества, мещане, купцы, рабочие, крестьяне, но наибольшей популярностью его книги пользовались у нижних военных чинов. Учредителю об-ва Карелю принадлежала идея об издании Синодом НЗ в 32-ю долю листа, чтобы книга помещалась в солдатском ранце. Распространение книг среди войск внутри России (помимо С.-Петербурга и окрестностей) началось в 1871 г. Еще ранее книгоношам об-ва «дано было исключительное право входа с св. книгами в казармы и лагерные расположения войск» (Годовой отчет, 26-й//ЦВ. 1895. С. 2), которое сохранялось за ними в 1876 г. из уважения к деятельности об-ва и запрещалось др. продавцам (в 1903 вход для посторонних в казармы и места расположения войсковых частей был закрыт). Книгоноши об-ва распространяли книги во время русско-турецкой (1877-1878) и русско-японской (1904-1905) войн, причем не только в лазаретах и госпиталях, но и в местах военных действий. 27 янв. 1904 г. в действующую армию была командирована книгоноша Ю. З. Сикст. Солдатам, отправлявшимся на Дальн. Восток, она продала 30 511 экз. изданий отдельных Евангелий (по 6 к., в коленкоровом переплете), что составило почти половину от всего количества книг, распространенных об-вом в 1904 г. Крупная акция по бесплатной раздаче книг Свящ. Писания нижним чинам и солдатам была предпринята об-вом в начале первой мировой войны.

http://pravenc.ru/text/2578097.html

Исторически легализация абортов обосновывалась ложными представлениями о жизни ребенка до рождения, господствовавшими в биологии и медицине конца XIX – нач. XX вв.: «Зародыш не может быть признан человеком: важнейшие органы – мозг, легкие, не функционируют, след. плодоизгнание – не убийство». (Эти представления полностью опровергнуты современной наукой – эмбриологией, пренатальной психологией, неонатологией). И не менее ложным либеральным гуманизмом, согласно которому «нет сомнения, что женщина, под влиянием неустранимых мотивов прибегающая к выкидышу, не может считаться безнравственной», «уголовное преследование матери за искусственный выкидыш никогда не должно иметь места», «также должны быть освобождены от уголовной ответственности и врачи, производящие искусственный выкидыш». (Стенограмма и резолюция XII Всероссийского Пироговского съезда врачей, 1913 г.). В свое время эти мнения возобладали среди широких слоев «прогрессивной интеллигенции», прежде всего врачей и юристов. Многие из них были лидерами оппозиционных партий от кадетов и октябристов до эсеров и большевиков, принимали активнейшее участие в свержении монархии, Февральской и Октябрьской революциях, Гражданской войне по обе линии фронта. После развала Российской империи прекратилось действие законодательства, защищавшего жизнь ребенка до рождения угрозой уголовного преследования его убийц. К наведению порядка в наступившей вакханалии искусственных абортов Ленинс кое правительство обратилось, одержав основные победы в Гражданской войне. В результате Постановление Наркомздрава и Наркомюста РСФСР от 18 ноября 1920 г. стало первым законодательным актом, легализовавшим убийство детей до рождения под контролем государства. Все последующие законы - и о запрете абортов при Сталине от 27 июня 1936 г., и об их повторном разрешении при Хрущеве от 23 ноября 1955 г., и действующие в постсоветской России, исходят из той же ничем не обоснованной в наши дни логики лишения ребенка до рождения человеческого достоинства и отрицания его права на жизнь, а так же признания искусственных абортов незаменимым и оптимальным средством для решения разнообразных проблем.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/18/mi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010