л. 13. В понедельнк сиропустный. Поучение св. Феодора. Нач. Понеже ныне убо св. пост грядет, яко основание некое Господь полагает. л. 14 об. В пяток сыропустной недели. Слово св. отца Ефрема о наказание. Нач. Братие, внемли(те) зело не погубити первого пути, еже не ходити путем темным. л. 16. В субботу сыропустную. Слово св. Отец о постницех, и о пустыницех, и о черноризцех о мученицех. Нач. Се приспе, братие, преславная память и препод. отец наших св. черноризец. л. 17 об. В неделю сыропустную. Память творим св. Епископ. Нач. Братие, послушайте умные двери отверзше и слуха душевная открывше. См. 9 л. 6. л. 21. В понедельник 1 недели поста. Поучение. Нач. Братие, се приспе время доброго поста Господня, се бо начинается первый день постный понедельник. л. 22. В вторник 1 недели поста. Нач. Братие, блаженный Павел велегласно вопиет, глаголя: нощь успе, а день приближися. л. 26. В среду 1 недели поста. Поучение о св. посте. Нач. Братие, послушайте смыслено и разумно Пророка глаголюща о сем св. посте. л. 29. В четверток 1 недели поста. Поучение о св. посте. Нач. Братие, послушайте приспе время доброго исповедания и поспеха еже к Богу. См. 142 л. 25. л. 33. В пяток 1 недели поста. Наказание Епифания, емуже ангел. счиво вари, якоже недостоит исходити от церкви до отпущения. Нач. Послушайте, братие, смыслено и разумно; недостойно бо нам отходити от церкви до отпущения ерейска. В Обозр. Кормчей Розенкампфа стр. 217 озаглавливается: Св. Феодора Студита наказание и повесть о Епифании, емуже и проч. л. 37 об. В субботу 1 недели поста. Память творим св. Феодора Тирона о чюдеси бывшего. Нач. Улияну законопреступному и злочестивому оставльшему свет, а тмю возлюбившему. л. 40. Поучение 2 недели поста. Нач. Видесте ли, возлюблении, от самех вещий постную пользу. См. 142 л. 34. л. 43 об. В понедельник 2 недели поста. Поучение Иоанна Лествичника . Нач. Чада моя, радуется сердце мое о вас, якоже аще творите вы 40 дни, плод ваш бывает всего лета. л. 45 об. В вторник 2 недели поста. Поучение (о) посте. Нач. Тако Господь Пророком глаголет: доко(ле) убо согрешаете и прикладаете грехи на грехы? Отселе до самого конца ркп. идут те же слова и поучения, какие показаны под предыд. 142 с л. 38 до 252, кроме опущенного сказания о Знамении пресв. Богородицы, и в том же порядке, исключая слова архиеп. Евсевия с предисловием, которое здесь помещено в конце с тем же заключением (без надписи), начин. Зде положих конец книг сих святых, чтение и утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В 17-й день. В субботу первую св. поста мучение св. великомученика Феодора Тирона, л. 472–487. Нач. «Максимилиан и Диоклетиан беззаконная царя». Сказание Нектария Архиепископа Константина-града исповедание чудеси, чесо ради в первую субботу св. поста память творим св. великомученика Феодора Тирона, л. 482 – 493 об. Нач. «Яко многое множество благостыни Твоея, Господи.» Житие св. Архиепископа Авксивия, л. 494–511 об. Нач. «Хошу вам сказати чудную и нетленную жизнь». В тот же день и Июля в 30-й повесть о блаженном старце Германе – спостнице Преп. отцем Зосиме и Савватию, како поживе с ними на острове Соловецком и о преставлении, и о пренесении мощей его, л. 512–522 об. Нач. «Сей блаженный старец Герман житие иноческое проходя». О преставлении Преп. Германа, л, 516. Похвальное слово Преп. Герману, л. 518. Тропарь Преп. Герману, л. 520. Семь чудес Преп. Германа вкратце, л. 520–522. об. Повесть вкратце о блажен. Германе, л. 522 об. – 523. Нач. «Сей Преподобный отец наш Герман житие имея близ моря Октана». В 18-й день. Житие Преп. Власия и Евфросима, л. 524–560 об. Нач. «Иже во святых отец наш Власий земли беяше восточныя. В 19-й день. Житие и хождение Преп. Александра, л. 562–601. Нач. «Святый блаженный Александр от Асиафеския страны сый». В той же день и Октября в 20-й и Декабря в 20-й день мучение свв. мученик Евгения и Макария, л. 602–613 об. Нач. «Пришедшу убо мучителю нечестивому царю Улиану во Антиохию град». В 20-й день. Мучение св. священномученика Садока Епископа и иже с ним скончавшихся, числом 128 мученик, л. 614–618 об. Нач. «По скончании мучения святого священномученика и Епископа Симеона». В 21-й день Житие Преп. Помлия, л. 622–627 об. Нач. «Бысть некто во время оно Помплии и видом достозрачен. В 22-й день. Житие Преп. Петра, л. 628–635. Нач. «Галааты слышим, иже в Европии в заходных странах». В 23-й день. Преподоб. Поликарпа Епископа Смирнского, л. 636–647 об. Нач. «Церкви Божией, яже есть в Смирне». В 24-й день. Обретение честной главы св. и славного Пророка, и Предтечи п Крестителя Христова Иоанна, л. 648–657 об. Нач. «Явися пребогатый вселенский Апостол и присный друг Христов».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

л. 419 об. Без надписи. Нач. Глаголааше некый от старець, яко молимся, братие, Богу, глаголюще: не введи нас в напасть, не глаголем убо се, яко да постраждемь от некоея напасти. л. 420. Афанасия Великаго о умирающих юных детех. Нач. Отрочата верныих христиань множицею убо ко целомудрию родителиих смерть посылаеть Бог на них. л. 420 об. Видение некоего старца, како душа праведнаго исходить. Нач. Некый от святых, именемь Иоаннь, желание имяше видети, како душа праведнаго исходить и моляшеся Богу всегда о семь явити ему. л. 421. Без надписи. Нач. Поведаше некый старець глаголя, яко брат некый хотяше отрещися мира и вбраняше ему мати его. л. 421 об. То же. Нач. Поведааше намь авва Анастасие затворникь, глаголя, яко сущу ми некогда канонарху в митрополии палестиньстей, в Скыфополии граде, вставшу ми нощью клепати в церкви. л. 422. То же. Нач. Тжде Анастасие пакы поведааше намь о томже старци велицемь, глаголааше, яко единою по днех тех стоя у процорцех его, и абие начат старець плакати. л. 422 об. То же. Нач. И сию повесть поведааше намь тже авва Анастасие, глаголя, яко сущу ми некогда в св. Храме св. Воскресениа Христова в Иерусалиме и прииде князь палестиньскый, именемь Лимерие Дука, поклонитися воскресению. 705 л. 363. Без надписи. Нач. Поведааше нам некый от отець глаголя: два брата некая по плоти отрекшася мира и идоша в гору Нитрийскую). л. 423. То же. Нач. И другый брат некый прииде к старцу некоему, живущу в Синайстей горе и рече ему: молю тя, отче святый, научи мя, како подобаеть молитися Богу о гресех своих. л. 423 об. То же. Нач. Поведаху старци о отци Макарии Велицем, яко некогда ходящу ему по пустыни, обрете на земли лежащу главу человечю. л. 424. То же. Нач. Впросиша отца Макариа неции, глаголюще: научи нас, отче, како подобаеть молитися? л. 424. То же. Нач. Брат вспроси старца, глаголя: что створю, авва, яко егда виждю некоего согрешивша и ненавижду его? л. 424 об. То же. Нач. Глаголааше св. Феодора, яко ни пост, ни бдение, ниже всяк труд спасаеть человека, но точию истинное смереномудрие.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В 1536 г. по приказу кор. Генриха VIII на кафедру был избран августинец Джордж Браун, к-рый, прибыв в Ирландию, начал церковно-реформаторскую деятельность. На заседаниях ирл. парламента в 1536-1537 гг. были одобрены принципы англ. Реформации. Архиепископ заменил Символ веры новым текстом исповедания, запретил литургическое поминовение Римского папы. Началось уничтожение церковных образов и реликвий, в 1538 г. на площади перед собором Св. Троицы были сожжены священные реликвии, в т. ч. посох Иисуса. В 1536-1538 гг. было закрыто большинство монастырей. Крупнейший в архиеп-стве цистерцианский монастырь Пресв. Богородицы закрыли в 1539 г. 15 насельников мон-ря просили разрешения остаться в обители на правах общины каноников, но были изгнаны, а монастырские здания обращены в военный склад. В дек. 1539 г. была проведена реорганизация секулярных каноников собора Св. Троицы, к-рые были переведены в разряд белого духовенства с обязательством носить светскую одежду. В 1539-1540 гг. прекратили существование обители францисканцев и доминиканцев (в зданиях доминиканского мон-ря Спасителя в Д. разместилась судебная палата), в 1542 г.- мон-рь и больница св. Иоанна и приорат госпитальеров в Килмейнеме. В февр. 1539 г. кор. Генрих VIII даровал городу приорат Всех святых со всем имуществом. Капитул собора св. Патрикия был распущен в 1547 г. Представители белого духовенства, отказывавшиеся подчиняться приказам архиепископа-реформатора, подвергались аресту. После восшествия на престол кор. Марии Тюдор (1553) Реформация была приостановлена, отменены законы против католиков и восстановлена духовная власть папы Римского. В 1554 г. архиеп. Дж. Браун, обвиненный в нарушении целибата, был смещен с кафедры. Благодаря личному вмешательству королевы капитул собора св. Патрикия в Д. и приорат госпитальеров в Килмейнеме были восстановлены, получив обратно конфискованные земли. В 1555 г. по настоянию королевы на кафедру был избран Хью Керуин, каноник собора св. Патрикия, вскоре назначенный канцлером Ирландии.

http://pravenc.ru/text/180517.html

901 Акт. Зап. Рос. II, 193. Челобитная галицко-русского и подольского духовенства и дворян археографической комиссией издана под 1539 годом, тогда как по ходу событий должна относиться к 1535 г. Не точную хронологическую дату поправляет преосвящ. Макарий (Ист. Рус. Ц. IX, стр. 238). 902 Акт. Зап. Рос. II, 185. Макарий. Ист. Рус. Ц. IX, 238–239. В Галиции перед назначением Макария Тучапского, по-видимому, было сразу три наместника и львовских архимандрита: (Иосиф) Исаакий Гдашицкий, удаленный, Яцка Сикора – клеврет латинского арцибискупа и Иосиф Гошовский, назначенный м. Макарием. 903 Акт. Зап. Рос. II, 197, 198. Тут изданы две челобитных – первая м. Макарию с просьбой защитить наместника от наветов арцибискупа перед королем 97, 8 сен. 1539 г.), вторая с просьбой поставить Макария епископом 198, 13 декабря). Хронологические даты обеих челобитных, отнесенных к 1539 году, неверны. Челобитные написаны раньше. Королевская утвердительная грамота дана 1539 г. 23 окт. (Макарий. Ист. Рус. Цер. IX, 244 стр. Ср. Акт. Южн. и Зап. Рос. I, 103, II, 118). Раньше на стр. 31–32 в прим. 2-м не точно указан год восстановления Львовско-Галицкой епископии. Неверно и у Тихомирова. 905 Акт. Зап. Рос. II, 201. На соборе вместе с митрополитом находились архиереи: Симеон полоцкий , витебский и мстиславский, Геннадий владимирский и брестский, Арсений луцкий и острожский, Вассиан пинский и туровский, Арсений перемышльский и самборский, Иона холмский и бельзский. 906 Д. Зубрицкий. Галицкая Русь в XVI стол. в «Чтен. Моск. Общ. Ист. и Др.» 1862 г., III, отд. 43. Перевод с польского – А. Майкова. 909 При киевском м. Макарии II некоторое время был еще особый епископ – викарий. Но об этом викариатстве слишком мало известно и, кажется, оно было случайным. После викарного епископа Макария, которого старец м. Макарий держал при себе и который в 1558 году выпросил себе у короля Сигизмунда «духовный хлеб» Пинскую и Туровскую епископию, не видно других епископов-викариев, живших при самом митрополите (Акт. Зап. Рос. III, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Как митрополия существовала в 1303–1308, 1338–1347 и 09.05.1371 – 1409 гг. Присоединена к Киевской митрополии в 1415 (по др. – 1474) г. В состав Галицкой митрополии в 1371–1394 гг. входила Молдо-Влахия (Н.Д. Иерархия... С. 241). В 1362 г. под покровительством польского короля было учреждено католическое архиепископство Львовское, в 1375 г. – в Галиче епископство Галичское, а также епископства Луцкое, Перемышльское и Каменецкое (Свитич Κ. А. Православная церковь в Польше и ее автокефалия//Православная церковь на Украине и в Польше в XX столетии (1917–1950 гг.). M., 1997. С. 89). Тем самым произошло узаконение католического прозелитизма на православных землях, вошедших в Польское королевство. В связи с этом в 1378 г. православная Галицкая кафедра была «...перенесена в местечко Клирос, где был сооружен Успенский собор...» (Н.Д. Иерархия... С. 360). С 1539 г. кафедра была перемещена в г. Львов. В 1700 г. отпала в унию. Православная епархия была возобновлена параллельно униатской 03.1941. В 1946 г., по определению Львовского Собора, униаты воссоединились с Московским Патриархатом и влились в православную епархию. Именовалась: Галицкая; с 1371 г. – Галицкая, Волынская и Литовская; с 1539 г. – Львовская, Галицкая и Каменец-Подольская; с 03.1941 – Львовская и Тернопольская; с 15(28)12.1988 – Львовская и Дорогобычская; с 1998 г. (?) – Львовская и Галицкая, паки. Викарная кафедра: Кременецкая. 1134 Геронтий Мелетий Афанасий Антоний(1295) 05.1329 08.1347 в/у? Иоанн II Баба (1394–1397) Иоанн II Баба Иоанн III(1414–1415) в/у Василий Плетенский (1514) 05.08.1535 01.08.1535 23.10.1539 23.10.1539 Макарий Тучапский 08.1569 10.1576 10.07.1607 01.1608 01.03.1641 17.11.1641 18.09.1662 02.1664 03.05.1666 30.04.1668 в/у Иеремия II Свистельницкий 30.04.1668 05.05.1700 17(30)03.1941 09(22)04.1945 06(19)04.1951 14(27)12.1951 07(20)08.1952 02(15)11.1952 10(23)07.1956 10(23)07.1956 18(31)05.1960 02(15)09.1960 02(15)10.1964 Григорий II Закаляк 02(15)10.1964 25.09(08.10)1965 18(31)10.1965 10(23)11.1983

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1535 г. Червини был рукоположен во пресвитера. В 1536 г. назначен писцом (scriptor) Ватиканской б-ки, а ок. 1538 г. получил должность апостольского протонотария. Он выполнял дипломатические поручения папы Павла III, целью которых было прекращение Итальянских войн, противостояния франц. кор. Франциска I (1515-1547) и имп. Карла V (1519-1556). В июне 1538 г. Червини находился в Ницце, где участвовал в переговорах, закончившихся подписанием перемирия между Францией и Испанией (18 июня 1538). В мае-июне 1539 г. он сопровождал кард. А. Фарнезе в Испанию (на встрече с императором обсуждалась возможность заключения династического союза между Габсбургами и Валуа). В нояб. того же года Червини помогал кард. А. Фарнезе в организации встречи франц. монарха и императора (встреча состоялась 12 дек. 1539 в замке Лош (совр. деп. Эндр и Луара, Франция)). Установление мира было главным условием созыва Собора католич. Церкви, вопрос о котором оставался актуальным в связи с попытками императора найти компромисс с нем. протестантами и созвать Собор без санкции папы Римского. Червини был убежденным сторонником церковных реформ, к-рые должны были обсуждаться на Соборе (см. ст. Контрреформация ). 17 авг. 1539 г. папа Павел III возвел Червини на епископскую кафедру Никастро (Калабрия). Епископского рукоположения проведено не было, Червини исполнял только функции администратора диоцеза (о подобной практике подробнее см.: Menniti Ippolito A. Il governo dei papi nel " età moderna: Carriere, gerarchie, organizzazione curiale. R., 2007. P. 73; Faggioli M. La disciplina di nomina dei vescovi prima e dopo il concilio di Trento//Società e storia. Mil., 2001. Vol. 24. N 92. P. 221-256). 19 дек. 1539 г. он был возведен в достоинство кардинала. В июне 1540 г. был назначен легатом a latere при дворе наместника императора, его брата Фердинанда I Габсбурга, эрцгерцога Австрии и короля Чехии (император в 1556-1564). Червини прибыл в Хагенау (Агно); 12 июня там началось «духовное собеседование» католических богословов с протестантами (см.

http://pravenc.ru/text/2562320.html

1539 г., марта 26. Отреченная грамота митрополита Даниила Се яз смиренный бывший митрополит Дании всея Руси, пребывшу ми в митрополии на Москве время доволно и тако по неколицех летех едва в себе бывшу ми, разсмотрих разумениа своа немощна к таковому делу и мысль свою погрешителну, и недостаточна себе разумех в таковых святительскых начинаниих, отрекохся митрополии и всего архиерейскаго действа отступих, и молих всего освященнаго Събора, архиепископа Макариа Великаго Новагорода и Пскова и всех еже о Христе епископскый Събор, да простят ми и не позазрят моему отступлению от святительства и молят государя Великаго князя отпустити мя в молчалное житие и тако по моей мысли вся схвершишась. И ныне се отхожу от митрополии и отрекаюся всего архиерейскаго именования и оставляю государю Великому князю мир и благословение, также и о [Го]споде [братии] своей архиепископом оставляю мир и благословение и требую молитв их, яже о мне. Послежде и того благословляю и прощаю, его же изберет Себе Бог пастыря и митрополита Своей Церкви в мое место предстателя, да о всем славится Бог в Троице певаемый, аминь. А отпись писал яз Данил своею рукою лета 7047 марта 26 355 . Святой митрополит Иоасаф (1539–1542; † 1555) Древняя Русь знает трех предстоятелей Русской Церкви с именем Иоасаф: два возглавляли ее в XVII в. в патриаршем сане, и еще один был митрополитом в XVI в. Митрополит Иоасаф относится к числу тех первоиерархов, кто недолго находился на Московском престоле, и в трудах по истории Русской Церкви ему уделено мало внимания 356 . Активная деятельность святителя Иоасафа приходится на конец правления Василия III и начало Uoahha IV . Он происходил из рода Скрипицыных 357 , его рождение, очевидно, следует датировать последней четвертью XV в. Известно предположение, что это бывший священник Георгий Скрипица из Ростова, который писал возражения на решения Собора 1503 г. о вдовом духовенстве 358 . Актовый материал свидетельствует, что некоторые родовые вотчины Скрипицыных в виде вкладов с течением времени отходят к Троицкому монастырю. Поэтому вполне логично, что будущий митрополит из рода Скрипицыных принял постриг в Троице-Сергиевой обители с именем Иоасаф, став затем ее настоятелем. Его служение Церкви можно разделить на три периода: настоятельство в Троице-Сергиевом монастыре (1529–1539), первосвятительство (1539–1542) и, наконец, пребывание на покое (1542–1555).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Кирпичников 1888 – Кирпичников А. И. Успение Богородицы в легенде и искусстве//Труды VI Археологического съезда в Одессе (1884). Одесса, 1888. Т. 2. С. 191–249. Клейн 1911 (1) – Клейн В. К. Отчет о занятиях в Патриаршей ризнице по составлению научной описи//Отчет о состоянии МАИ в 1909–1910 акад. году. М., 1911. С. 35–64. Клейн 1911 (2) – Клейн В. К. Омофор из Патриаршей ризницы под названием «Омофор шестого Вселенского собора». М., 1911. Клейн 1925 – Клейн В. К. Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII века, и их терминология//Сборник Оружейной палаты. М, 1925. С. 11–72. Клейн б/г – Клейн В. К. Описание церковных облачений и покровов из Патриаршей ризницы (Материмы научной описи) – ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 35, д. 140. Ключевский 1871 – Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. Кнатц 1927 – Кнатц Я. Э. К вопросу о технике древнерусского золотого шитья ризницы Соловецкого монастыря//Изобразительное искусство. Л, 1927. С. 84–112. Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 (1) – Книга вкладная [Соловецкого монастыря] от великих государей, патриархов и архиереев, бояр, купцов и прочих людей, 1539–1776 гг. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук. 1403. Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 (2) – Книга вкладная [Соловецкого монастыря] от великих государей, патриархов и архиереев, бояр, купцов и прочих людей, 1539–1776 гг. – Архив Санкт-Петербургского Института истории РАН, ф. 115, кол. 2, д 152. Книга описная Соловецкого монастыря 1705 – Книга описная Соловецкого монастыря и монастырской вотчины 1705 г. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук-1404. Книга отводная Соловецкого монастыря 17б0 – Книга отводная ризной палаты Соловецкого монастыря. 60-е гг. XVIII в. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук–1411. Книга поступлений – Книга поступлений Музеев Московского Кремля – по настоящее время] – Отдел учета экспонатов Музеев Московского Кремля. Книга поступлений Архангельского собора 1774–1805 – Книга записей поступлений в Архангельский собор 1774–1805 гг. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 2, 1774–1805 гг.: д. 162.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

л. 201. Мес. того же 11, житие и жизнь блаженныя Феодоры александрьскыя. Нач. В дни Зинона царя и Григориа епарха суща. л. 216. Мес. того же 14, Слово иже в святых отца нашего Иоанна, архиеп. Коньстяндинаграда, Златаустаго, на Вздвижение честнаго и животворящаго Креста. Нач. Что реку или что взглаголю? л. 225 об. В тойже день, Слово Василиа еп. Селевкиа псаврийскыя на Вздвижение честнаго и животворящаго Креста. Нач. Всяко убо иже от горшаго на лучше преложение велику радость и веселие роду человечьскому сделовает. л. 237 об. В тойже день, Слово Пандолея презвитера обители Византискиа, на Вздвижение честнаго и животворящаго Креста. Нач. Пакы вздвижется Крест, пакы радуется тварь. л. 238. В тойже день, на Вздвижение честнаго и животворящаго Креста, слово еже како обретен бысть честный Крест царем Коньстяндином и материею его Еленою. Евлогисон патро. Нач. В лето 6005 царствующу великому царю Коньстяндину. л. 244 об. В тойже день, Слово на Воздвижение честнаго и животворящаго Креста Господня. Нач. В время оно, потом егда же цареви Коньстяндину противу Максентию лютому. В конце сего слова: л. 257. О Манихеих и Павликианех. Нач. В та лета старейшина Павликианом явися, Констянтин именем. л. 273. Мес. того же в 16, мучение св. Еуфимии. Нач. Царьствующу Диоклитиану, Приску же антипату сущу, бысть гонение велие на христианы. л. 283. Мес. того же 17, мучение св. мучениць Веры, Надежди, Любве и матери их Софиа. Нач. Словесе рассеану бывшю по всей поднебесней Господем Ис. Христом и Спасом и благодетелем всякой вещи человечи. л. 301. Мес. того же 20, списание житиа и мукы св. Еустафиа и жены его Феопистиа, и чад ею Агапиа и Феописта. Нач. В дни царствиа Траиана идольстей жрьтве одржащи. л. 319 об. В тойже день, страсть новоявленных великомученик и исповедник Вел. Князя Михаила черниговскаго и болярина его Феодора, вкупе пострадавших от царя Батыя. Нач. Что реку и что взглаголю прьвое? л. 331 об. О убиении злочестиваго царя Батыя. Нач. И понеже злочестивый он и злоименитый мучитель недоволен бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010