Но со временем приор и братия добились разделения имущества, для того чтобы мон-рь не попадал в материальную зависимость от короля всякий раз, когда кафедра была свободной. Приор И. занимал высокое положение, с 1265 г. заседал в парламенте. В 1413 г. приоры И. получили от антипапы Иоанна XXIII право носить митру и посох. В нач. XV в. обострился конфликт между епископом И. и мон-рем по вопросам юрисдикции, что повлекло за собой многочисленные судебные разбирательства. Система управления мон-рем, сложившаяся к кон. XII в., была аналогична той, к-рая существовала в приорате Кентербери. Часть владений (церкви и земли) была разделена между должностными лицами, также получавшими значительные суммы от казначеев, контролировавших поступления от ренты. Централизованного управления никогда не было. Большая часть монастырских владений приходилась на долю ризничего. 20 монахов выполняли различные функции в управлении мон-рем. С 1304 г. землями управлял сенешаль (стюард), к-рый был монахом, ему помогал мирянин. Оба назначались епископом и приором, совместно принимавшими решение. Существовали также мирские должности, к-рые со временем стали передаваться по наследству: привратник, дворецкий и пекарь. При мон-ре действовала 4-летняя школа с 2 учителями для 23 мальчиков. Кроме того, мон-рь владел домом в Кембридже для монахов, обучавшихся в ун-те. Созданный в X в. еп. Этельвольдом для 70 монахов, в 1093 г. мон-рь насчитывал 72 чел., однако впосл. численность братии значительно сократилась: 53 монаха - в 1349 г., 28 - после «черной смерти», 48 - в 1379 г., 44 - в 1427 г., 37 - в 1532 г., 34 - в 1534 г. и 25 - при закрытии монастыря в 1539 г. В средние века мон-рь И. являлся важным паломническим центром, поскольку там хранились мощи 3 первых аббатис (особенно почитались мощи св. Этельтриты), прп. Ботульфа , св. Альбана Британского (его мощи были перенесены в И. вскоре после нормандского завоевания, позже их вернули в мон-рь Сент-Олбанс; однако монахи И. периодически заявляли о том, что подлинные мощи остались у них).

http://pravenc.ru/text/389245.html

В 1794-1795 гг. М. Л. вместе с др. важнейшими архивами Речи Посполитой была вывезена в С.-Петербург. В 1796-1798 гг. материалы М. Л. были распределены между 3-м департаментом Сената (сюда поступила их большая часть) и Коллегией иностранных дел (она получила т. н. посольскую метрику, переданную в 1828 в Московский архив Коллегии иностранных дел). В кон. XVIII - нач. XIX в. неск. книг М. Л. были переданы властям Пруссии, т. к. они касались истории населения территорий, отошедших во владение Гогенцоллернов в связи с 3 разделами Речи Посполитой. Посольские книги, в составе к-рых оказалась и одна русско-посольская книга, посвященная русско-польско-литовским отношениям в кон. XV - 1-й трети XVI в. (Памятники дипломатических отношений Моск. государства с Польско-Литов. гос-вом. СПб., 18922. Т. 1: 1487-1533 гг./Ред.: Г. Ф. Карпов. (СбРИО; 35)), а также отдельные документы, сохранившиеся в других книгах М. Л., подробно представляют взаимоотношения между правителями стран Вост. Европы. Они занимают важное место при освещении внешнеполитической истории и исторической географии ВКЛ и Короны Польской (с 1569 - Речи Посполитой), Русского государства, Крымского ханства, Ливонского (и отчасти Тевтонского) ордена, Рижского архиепископства, Молдавского и Валашского воеводства (Сб. князя [М.] Оболенского. М., 1838. Ч. 1; Книга посольская Метрики Вел. кн-ва Литов., содержащая в себе дипломатические сношения Литвы в государствование кор. Сигизмунда Августа с 1545 по 1572 г. М., 1843. Ч. 1; Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 7 (1506-1539). 2011; и др.). При описании и утверждении литовско-рус. и русско-литов. границ, «обидных» списков и отчетов послов нередко упоминаются церкви, земельные владения духовных корпораций и лица, служившие в Западнорусской митрополии или сопровождавшие рус. посольства в Литву (напр., в 1495 московскую вел. кнж. Елену Иоанновну ) или Крымское ханство. Документы по истории литовско-крымских отношений нередко имеют ценные данные по истории ислама, о духовных лицах, находившихся в ближайшем окружении ханов Крымской и Большой Орды, а также о видных представителях их знати.

http://pravenc.ru/text/2563088.html

В XIV-XV вв., когда Церковь Востока переживала кризис и утратила почти всю организационную структуру, численность христиан в Сев. Месопотамии заметно сократилась. Многие христианские селения в этом регионе перешли к мусульманам и йезидам . В то же время существенно возросло значение М. в жизни Церкви Востока: в городе и окрестных селениях находились резиденции католикосов. С XV и до XIX в. престол несторианского католикоса размещался в монастыре Раббан-Хормизд близ сел. Алкош к северу от М. В этот период митрополитом М., как правило, был офиц. преемник католикоса - «хранитель престола» (    ). К нач. XVI в. в окрестностях М. несторианам принадлежало ок. 10 крупных селений и несколько монастырей (подробнее см.: Wilmshurst. 2000. P. 188-205). В донесениях католикоса Илии VII Римскому папе Павлу V , датированных 1607 и 1610 гг., упомянуто более 40 несторианских мон-рей, хотя далеко не все из этих обителей были действующими (Ibid. P. 353-354). К XVI в. относятся первые точные сведения об этноконфессиональном составе населения М.: в 1523 г. город имел 20 кварталов, из которых 17 населяли мусульмане (общее число учтенных налогоплательщиков - 1460), 3 - зиммии : армяне (к к-рым, возможно, по конфессиональному признаку причислялись яковиты) и иудеи (общее число учтенных налогоплательщиков - 620). В дальнейшем количество кварталов колебалось между 27 (1539/40; 1750 налогоплательщиков-мусульман и 780 немусульман) и 25 (1575; 2880 и 960 соответственно) при увеличении населения почти на 1/3, что наряду с ростом податных поступлений от местных ремесел демонстрирует в целом благоприятную экономическую и демографическую динамику. Впосл. М. часто страдал от природных бедствий, эпидемий и голода: в 1666 г.- от сильного землетрясения, в 1711 г.- от нехватки продовольствия, заставившей часть жителей покинуть город. В то же время известно о восстановлении в 1694 г. 4 крупнейших восточносир. церквей М. (Мар-Эшая, Мар-Гиваргис, Мар-Шимун и Март-Мескинта). В 1726/27 г. возвысилось семейство аль-Джалили (происходившее от христианина Абд аль-Джалиля), из к-рого вышло в общей сложности 16 бейлербеев, в т. ч. Хаджи Хусейн-паша (1730-1758), дважды руководивший обороной М. при нападении иран. войск. В 1743 г. иран. армия Надир-шаха осадила М., артиллерийская бомбардировка уничтожила бóльшую часть крепостных стен. Сиро-христ. население, активно участвовавшее в обороне города, которой, по преданию, помогала Пресв. Богородица, получило разрешение на восстановление разрушенных церквей. После иранского нашествия, как считается, пришли в упадок последние мон-ри Церкви Востока, находившиеся в окрестностях М.

http://pravenc.ru/text/2564238.html

Почитание Д. в Спасо-Прилуцком мон-ре началось вскоре после кончины преподобного - не позже 1408 г., к к-рому, опираясь на летописные сообщения о море в 6916 г., исследователи относят 1-е посмертное чудо святого - исцеление мн. людей от болезни «корчеты», распространившейся по Вологодчине; по Житию, эта эпидемия случилась через неск. лет после кончины Д. 2-е чудо совершилось во время нападения на Вологду рати вятчан (Вологодско-Пермская летопись относит это событие к 1417 г.; см.: ПСРЛ. Т. 26. М.; Л., 1959. С. 180). Когда нападавшие грабили Димитриеву обитель, один из воинов стал снимать покров с гроба святого, но Божественной силой был сбит с ног, стукнулся об пол и лишился жизни, его похоронили в мон-ре. Др. чудеса, описанные в Житии Д., связаны с исцелением больных, преимущественно бесноватых и умалишенных. Вериги прп. Димитрия. (Спасо-Прилуцкий мон-рь). Фотография. 2007 г. Вериги прп. Димитрия. (Спасо-Прилуцкий мон-рь). Фотография. 2007 г. Свидетельство о чудесной помощи Д. кн. Константину Ивановичу Острожскому ( 1539), оказавшемуся в московском плену после битвы при Ведроши в 1500 г., и о почитании князем святого содержится в «Истории о великом князе Московском» кн. А. М. Курбского (1-я пол. 70-х гг. XVI в.): «Той самый Димитрий, яже князя Константина от многолетных его вериг свободил, имиже был связан по рукам и ногам, и иссохшие ему руце прикосновением своим исцелил, яко и здесь уже князь, ехал уже в свое отечество, зело святаго о сем прославлял и почесть и любовь к нему велию имел даже до преставления своего» (БЛДР. СПб., 2001. Т. 11. С. 468). Вероятно, исцеление было связано с пребыванием кн. Константина Ивановича в Вологде, обычном месте ссылки знатных пленников. Дав поручную запись на верность Москве, князь бежал на родину в 1507 г. Приведенная в «Истории о великом князе Московском» информация скорее всего была получена Курбским от Константина Константиновича Острожского (1526-1608), с к-рым он находился в переписке. По-видимому, почитание Д. стало общерусским к кон. XV в. Служба святому находится в рукописях Троице-Сергиевой лавры XV в. (РГБ. Троиц. 617, 642) и нач. XVI в. (Там же. 618) (см. также: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 50, 317, 428, 466, 468). Инок суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря Григорий , составивший во 2-й пол. XVI в. Похвальное слово рус. святым, писал: «Кто не весть блаженаго Димитриа Прилучскаго, о немже многы повести списаны обрящеши» ( Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского)//АиО. 1997. 2(13). С. 138-139). В Уставе церковных обрядов московского Успенского собора (ок. 1634) под 11 февр. отмечено: «Дмитрею Вологоцкому благовест в ревут, трезвон болшой; аще ли в пост, выпевати напредь» (РИБ. Т. 3. Стб. 54). До 1645 г. существовал обычай, по к-рому после дня памяти Д. (11 февр.) игумен Спасо-Прилуцкого мон-ря ездил в Москву, где преподносил государю и его семье освященную на молебне воду и просфоры.

http://pravenc.ru/text/178017.html

Борромини В Германии получили распространение островерхие шатровые завершения зап. башен (Элизабеткирхе в Марбурге (1235-1283), Мариенкирхе в Любеке (XIII-XIV вв.)). Собор в Страсбурге (начат в 1277) остался с одной асимметрично расположенной башней (1399-1419), 2-я недостроена. Хрестоматийный пример - Кёльнский собор (1248 - XIX в.) с 2 гигантскими ажурными шатровыми башнями (самые высокие в Европе, 156 м). Церковь во Фрайбурге (1220-1260) имеет на зап. фасаде башню с резным шатровым завершением. К этому типу относится грандиозный позднеготический собор в Ульме (1377 г.- XIX в.). В англ. готике также сочетались типы дву- и многобашенных соборов. Яркими примерами 1-го типа являются соборы в Линкольне (XII-XIV вв.) и Йорке (XIII-XV вв.), а также Вестминстерское аббатство в Лондоне (XIII-XVIII вв.). Помимо башнеобразных К., типичных для крупных соборов, в приходских храмах средневековой Европы часто строили стенообразные звонницы с аркадами звонов в завершении западного фасада (clocher-mur), как, напр., в церквах Сент-Андре в Айоне (XI в.), в Преваншере (XII в.) и Плане (XIII в.). Собор в честь Рождества св. Иоанна Предтечи Иоанно-Предтеченского мон-ря в Пскове. 40-е гг. XII в. Собор в честь Рождества св. Иоанна Предтечи Иоанно-Предтеченского мон-ря в Пскове. 40-е гг. XII в. В эпоху Ренессанса продолжал развиваться тип крупных соборов с 2 башнями. В этом процессе важную роль сыграл проект архит. Донато Браманте для собора св. Петра в Риме (1504), совместивший центрическое купольное здание и 2 высоких К. по сторонам от главного фасада. Позднее эту тему продолжил архит. Антонио да Сангалло Младший в проекте собора св. Петра (1539). В декоре многоярусных башен впервые был применен ордер, а квадратные ярусы нижней части сочетались с цилиндрическими верхней. Для барокко был весьма показателен тип купольного храма с 2 К. на фасаде: Сант-Аньезе-ин-Агоне в Риме (1652-1677; архит. Ф. Борромини), базилика Суперга близ Турина (1717-1731; архит. Ф. Юварра) и др.; этот же тип использован архит. К. Реном в соборе св. Павла в Лондоне (1675-1710). Рен разработал для приходских храмов выразительный тип колоколен с причудливым многоярусным шпилем (церкви Сент-Мэри-ле-Боу (1670-1680); Сент-Брайд на Флиит-стрит (1671-1678, 1701-1703)). Существовали необычные архитектурные решения, как, напр., овальная ц. св. Карло Борромео (Карлскирхе) в Вене (1716-1725; архит. И. Б. Фишер фон Эрлах) с 2 К. в виде колонн, наподобие колонны имп. Траяна в Риме. Во Франции в период рококо и в эпоху неоклассицизма развивали стандартную 2-башенную схему: напр., так выполнен фасад ц. Сен-Сюльпис (1733-1777; архитекторы Дж. Н. Сервандони, Ж. Ф. Шальгрен), где в каждом из 4 ярусов башен последовательно применены 4 ордера. В кон. XVIII - нач. XIX в. стали популярны оригинальные формы, напр. завершение К. в виде обелиска (церковь в Живри, 1771; архит. Э. М. Готе). В Англии архит. Дж. Нэш построил К. ц. Всех душ (1822-1824) в виде конуса, окруженного колоннадой.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

В XIII в. в Сербии или на Афоне, возможно, по инициативе св. Саввы, архиеп. Сербского, выполнена (с использованием древнейшей) новая редакция перевода, представленная значительным числом списков (свыше 50), начиная с XIV в. (старший - Бухарест. БАН Румынии. Слав. 158 [Нямец 93], из б-ки Нямецкого Вознесенского мон-ря, сер. XIV в.). В кон. XIII или 1-й четв. XIV в. на ее основе болг. переводчик старец Иоанн , работавший на Афоне, в Великой лавре св. Афанасия, создал новую, исправленную, редакцию перевода «Повести», в заглавии к-рой в отличие от предшествующих стоит имя прп. Иоанна Дамаскина . Списки болг. редакции известны с 3-й четв. XIV в., писец одного из самых ранних (Кишинёв. ЦГА Республики Молдова. ф. Ново-Нямецкого мон-ря. Оп. 2. 1) отождествляется по почерку с иером. Лаврентием , переписавшим в 1348 г. сборник (РНБ. F. I. 376) для болг. царя Иоанна Александра (СКСРК, XIV. Вып. 1. С. 530, 365); в рукописной традиции эта редакция распространена меньше, чем серб. (известно не менее 15 списков). Не позднее рубежа XIV-XV вв., в эпоху второго южнославянского влияния , обе южнослав. редакции перевода получают большую известность и шире распространяются на Руси (большинство списков XV-XVII вв. обеих редакций восточнослав. происхождения), чем древнейшая редакция. На серб. рукописи XIV в. (ГИМ. Новоспасск. 11) имеется запись рус. уставом рубежа XIV-XV вв. Старший рус. список серб. редакции перевода «Повести о Варлааме и Иоасафе» (РНБ. Соф. 1365) датируется кон. XIV(?) - нач. XV в., болг.- нач. XV в. (БАН. Доброхот. 37). В XV-XVII вв. ее списки (независимо от редакции перевода) имелись в каждой сколь-нибудь значительной монастырской б-ке: известно свыше 100 рус. рукописей XV-XIX вв. При составлении Великих Миней четьих митр. Макария (1539) житие Варлаама и Иоасафа было включено в них в Афанасьевском изводе древнейшей редакции перевода, кроме того, в составе проложных чтений в свод вошли притчи из «Повести». В XVI в. сюжеты использовали в своих сочинениях царь Иоанн IV Васильевич Грозный и инок Зиновий Отенский .

http://pravenc.ru/text/154239.html

XIV в. или ок. 1380, ГТГ). Встречаются изображения святого и в крещатых ризах. Уже в нач. XIV в. было создано неск. икон подобного извода: иконы, написанные в Сев.-Вост. или Центр. Руси во 2-й пол. XIV в., икона Н. из Мурома (МИХМ), из московского Успенского собора (ГММК); таковы же средник псковской житийной иконы Н., происходящей из коломенского собора во имя ап. Иоанна Богослова (ныне в ГТГ), ярославская икона (2-я пол. XIV в., ГТГ). Фигура Н. в рост могла стать центральной на оборотной стороне креста-энколпиона сложной формы, созданного в раннемосковское время, или на его нижней створке в окружении медальонов с архангелами и херувимами (меднолитые кресты-квадрифолии 1-й пол. XIV в., ГММК); полуфигуру святителя могли помещать в основание Распятия на нижнем конце креста-мощевика (напр., на серебряном кресте-мощевике 1-й четв. XV в. из московского Благовещенского собора, ГММК). Свт. Николай Чудотворец. Фреска в зап. части юж. галереи собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Свт. Николай Чудотворец. Фреска в зап. части юж. галереи собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. В Москве, как и в Новгороде, были собственные чтимые иконы Н.: в Никольском (Николы Старого) мон-ре в Китай-городе, на территории древнего Великого посада - иконописном центре кон. XV - нач. XVI в., связанном с митрополичьим домом (позднее греч. подворье); житийная икона Н. (ок. 1380, ныне в ГТГ) из Николо-Угрешского мон-ря; известная по летописным сведениям 1506 г. икона из с. Гостунского, давшая имя храму в Московском Кремле. Список икон пополнялся на протяжении позднего средневековья благодаря принесению в Москву из разных мест старинных, прославленных чудотворениями образов, среди них были и те, на к-рых Н. представлен рядом с Пресв. Богородицей и Младенцем, как, напр., на обретенной в 1539 г. и позднее посетившей столицу Ржевской Оковецкой иконе Божией Матери . Образ святителя был прославлен чудесами наряду с Богородичным образом и иконами др. святых, как, напр., икона, обретенная при взятии Нарвы (Ругодива) рус.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

с точной датой (сохр. только указание на авг.) в ряду сообщений о кончине др. новгородских владык кон. XII - 1-й трети XIII в. (см.: Гиппиус А. А., Седов Вл. В. Находки в Георгиевском соборе Юрьева монастыря: Новые фрески и новые надписи//Тр. Отд. ист.-филол. наук РАН, 2015. М., 2016. С. 202). Похоронен М. был в юж. паперти («притворе») новгородского Софийского собора, которая впоследствии получила по его имени название Мартириевской и стала традиционным местом захоронения Новгородских владык. Местная канонизация М. произошла при Новгородском архиепископе свт. Евфимии II Вяжицком в 1439 г. вместе с установлением почитания нек-рых др. Новгородских святителей кон. X - нач. XV в. ( Иоакима , Луки , Германа , Аркадия , Гавриила, Антония, Василия Калики и Симеона ). Панихида им служилась 4 окт. (с XVII в.- 10 февр.). Согласно продолжению Новгородской IV летописи в Голицынском списке (ок. 1516) и Новгородской летописи по списку Дубровского (отражает владычный свод 1539), в 1510 г. совершилось чудо с гробницами Новгородских святителей М. и Симеона (1415-1421), к-рое новгородский летописец связал с актуальными политическими событиями: «...после Велика дни (Пасхи.- М. П.) на четвертои неделе, к пятнице на ночь, на память святаго отца нашего Феодора Секиота, скрыся (судя по контексту, вскрылись.- М. П.) гробы в Маньтирьевском притворе у Святые Софеи святых архиепископов Новгородцких Маньтирьев да Семионов, но бываеть сие многащи явление, но не тако, якова же ныне бысть: свися вся камка (шелковая узорчатая ткань.- М. П.) середи гробов в одно место, и сиа знаменья бывають у тех гробов не безделна, и ко взятью Пьскова скрыся и сведению архиепископову и к замешни земли Рускыя с Литовьскою» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 461-462; ср.: Там же. Т. 43. С. 214; присоединение Пскова к Российскому гос-ву произошло в нач. 1510, удаление Новгородского архиеп. Серапиона с Софийской кафедры, после чего она на мн. годы осталась вакантной,- в 1509, очередная русско-литов. война, с обеих сторон в к-рой сражались православные, началась в 1512).

http://pravenc.ru/text/2562448.html

д. Четвертая глава из сочинений Василия Великого : «Елика на трапезе запрещения различных святых». Эта глава составляет продолжение 52–74 правил. св. Василия Великого . Она встречается в Рум. Кормчей XV–XVI в,. 231. л. 344. Востоков, 286. Она есть и в Кормчей 1653 года, гл. 64, 615–616. 1539 Рукоп в 28, л. 601–603. «От Марковых главизн и о служителех, и о прочем пребывании братии». В Кормчих – библиотек Троице-Сергиевой, Хлудова (описание А. Попова ), Царского, Румянцевского Музея Марковы главы встречаются в церковных уставах. См, Рук. Рум. Музея 447, л. 48 – (не разборчиво) и в рук. того же Музея, 449 л. 113. Востоков, описание Рум. Музея, 714, 717. Сей главы нет в Кормчей 1653 года. 1540 Глава «Дорофея, епископа Тирского о двунадесяти апостол.» «Того же о семидесяти учеников.» Встречается в Рум. Кормчей XV–XVI в., 231, л. 366–369. Востоков – описание, 288. Рукоп. Кормчая нач. XVI в., Царского 213. В Кормчей 1653 г. сей главы нет. 1541 Рукоп. 28, л. 626–630 «Св. Кесария, брата св. Григория Богослова от противу вопрошением, принесенным от хитрых муж». Есть в Кормчей Троице-Сергиевой Лавры XVI в., 205, л. 349 и 206. Рукоп. Имп. Пуб. биб. II, 78, XVI в. В Кормчей 1653 г. нет сей главы. 1542 Из сочинений Феодора Студита Даниил внес в свою Кормчую несколько глав, – большею частью входящих в состав его устава Студийского монастыря. Глава первая: преп. отца нашего Феодора Студийского игумена о станцех церковных канон. Рук. 28, л. 583–588. Эта самая глава находится в Кормчей Рум. Музея, относящейся к XIII в., 230, л. 122–129. Востоков, 278. См. также рук. Кормчия XVI в. Рум. Музея 231, биб. Царского 213; Рук. Имп. пуб. биб. F. II 119, XlV в., л. 218. В рукописных Кормчих Рум. Музея 230 XIII в. и б. Царского 213 помещен весь устав Феодора Студита , куда входят и другие главы его, находящиеся в собрании м. Даниила (Рук. 28, л. 588. 558–590. 591–592. 592–598. 599–601. 604–608). Главы, взятые из устава Феодора Студита , не вошли в Кормчую 1653 г. Устав Феодора Студита напечатан у Казанского – История монашества на востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Есть оно и в 2 ресавских списках, в рукописях Владислава Грамматика - рильском Торжественнике 1478-1479 гг. и сборнике посвященных Д. С. сочинений. С именем «Григория, архиепископа Российского», в рус. рукописях XVI-XVII вв. (напр., РГБ. Рум. 436, нач. XVI в.; Виф. духовная семинария. 91, 2-я четв. XVII в., и др.) встречается иногда и другое, т. н. Праздничное слово Д. С., к-рое исследователи с уверенностью также атрибутируют Цамблаку ( Бегунов. 1978; Тъпкова-Заимова. 1984). Вероятно, не ранее 1479 г. известный южнослав. книжник греч. происхождения Димитрий Кантакузин написал пространное Похвальное слово своему небесному покровителю (издано: Димитър Кантакузин. Събрани съчинения. София, 1989. С. 78-90), предназначавшееся для произнесения в неустановленном храме, посвященном Д. С., и сохранившееся в неск. ресавских по орфографии списках XV-XVII вв., старший из к-рых находится в сборнике 80-х гг. XV в. РНБ. Вяз. Q. 279 ( Христова. Опис. С. 122-123); на Руси это сочинение не было известно. Между 1517 и 1539 гг. на Руси (по всей вероятности, не ранее 1526 в Новгороде, в окружении архиепископа свт. Макария) создано «Чудо о Калояне (или Аскалоне) царе», включенное в ВМЧ (Окт. Стб. 1900-1902). Оно не является переводом с греческого, как это порой принято считать в литературе ( Бегунов. 1975. С. 158; Тъпкова-Заимова. 1982. С. 152-153), а представляет комбинацию отдельных дословных фрагментов (с изменением их последовательности в сравнении с источником) из главы «О напрасной смерти Стрезовои» пространного Жития свт. Саввы Сербского, написанного Феодосием (см. выше) и принесенного в Москву с Афона в 1517 г. (похвала свт. Савве из исходного текста в рус. переделке «переадресована» здесь Д. С.- см.: Турилов А. А. Визант. и слав. пласты в «Сказании инока Христодула»//Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6. С. 96-97. Примеч. 5). На рус. почве с чудесами Д. С. связан единственный лит. сюжет - редко встречающееся в рукописной традиции «Чудо 1627 г. в новгородской церкви Д. С. на Славкове улице» (см.

http://pravenc.ru/text/178231.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010