413 Макарий, архим. Келарь Троице-Сергиевой обители старец Адриан Ангелов//АиО. М., 1995. 2 (5). С. 117–128. 414 Судные списки. С. 131. Об этом Соборе см.: Макарий, архим. Церковный Собор 1549 г. С. 141–145. 415 Российское законодательство. Т. 2. С. 74–376. См. также: Стефанович Д., свящ. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. К истории памятников древнерусского церковного права. СПб., 1909. С. 90–96. 419 Клосс Б.М. Библиотека Московских митрополитов//Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. С. 116. Прим. 7. 433 Вздорнов Г.Н. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII – нач. XV вв. М., 1980. С. 57. 439 Макарии, архим. Келарь Троице-Сергиевой обители старец Адриан Ангелов//АиО. М., 1995. 2 (5). С. 117–128. 440 Судные списки. С. 131. Об этом Соборе см.: Макарий, архим. Церковный Собор 1549 г. С. 141–145. 441 Российское законодательство. Т. 2. С. 74–376. См. также: Стефанович Д., свящ. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. К истории памятников древнерусского церковного права. СПб., 1909. С. 90–96. 442 Ученый историк-гимнограф Ф.Г. Спасский говорит о Службе индийским святым: «Причину написания службы этим необычным, нерусским святым надо искать, прежде всего, в посвящении канона и всей службы св. Иоасафу. Это редкое имя встречалось у нас чаще, чем у греков. В нашей церковной истории, современной Маркеллу, встречается это имя, во-первых, при упоминании игумена новгородского Иоасафа, открывшего мощи преподобного Никиты Новгородского в 1558 г.; кроме того, митрополитом в Москве с 1539 г. по 1542 г. был также Иоасаф» (Спасский Ф.Г. Поэт XVI в., игумен Хутынский Маркелл Безбородый//Православная мысль. Труды Православного богословского института в Париже. Париж, 1948. Вып. 6. С. 162). 444 Щенникова Л.А. Икона Богоматерь «Одигитрия» Смоленская Иоасафовская из Архангельского собора Московского Кремля//Искусство христианского мира. Сб. статей. М., 1999. С. 60–74. 445 Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре от основания оной до 1880 г. М., 1880. С. 9. 66. Это был второй предстоятель Русской Церкви, погребенный в Троицком монастыре, т. к. ранее здесь был погребен скончавшийся митрополит Феодосий (1461–1464; † 1475). В наше время в Лавре были погребены Святейшие патриархи Алексий I (1945–1970) и Пимен (1971–1990).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

721 КЦДР: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. С. 62. Зауморная Псалтырь, т. е. оставшаяся без владельца (Словарь русского языка. Вып. 5. С. 329). 722 Опись Патриаршей ризницы 1631 г.//Вестник общества древнерусского искусства. М., 1875. 6–10. Материалы. С. 3. См. также: Вишневкая И.И. Драгоценные ткани. М., 2007. С. 102–103. 723 Георгиевский В. Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Историко-археологические описания. Владимир, 1900. Приложение II. С. 68–69. 725 Демкова И.С. Духовная грамота волоколамского книжника XVI в. Евфимия Туркова//ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51. С. 347; БЛДР. Т. 13: XVI в. С. 697. 726 Немировский Е.Л. Первая московская типография в свете новейших исследований. К 450-летию со дня основания//Феодоровские чтения: 2003. М., 2003. С. 39. 727 Алексеев А.И. Роспись главам древнейшего синодика московского Богоявленского монастыря//Опыты по источниковедению: Древнерусская книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 16. 734 Подобным образом обстояло дело и с другими митрополитами: в 1533 г. в Спасо-Кубенском монастыре скончался митрополит Варлаам (1511–1522); в 1555 г. в Т роице-Сергиевом монастыре почил митрополит Иоасаф (1533–1542); в 1547 г. в Иосифо-Волоколамском монастыре скончался его постриженник митрополит Даниил (1522–1539). 735 Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Собр. Флоришевой пустыни. В-5636/159. Синодик Благовещенского собора к. XVIIнач. XVIII в. Л. 71 об. 736 Иванчин-Писарев Н. Михаил, Великий князь Киево-Черниговский и боярин его Феодор. М., 1839. С. 39–42. 739 Макарий, архим. Опись Новгородского Спасо-Хутынского монастыря 1642 г.//Записки Императорского археологического общества. СПб., 1857. Т. 9. С. 534. 740 Маясова Н.А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой//Государственные музеи Московского Кремля. Т. 2: Материалы и исследования. М., 1976. С. 40, 41, 57. 742 Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в Российском государственном архиве древних актов. М., 2000. С. 90. 745 Золотая воротная икона – первосвятительский параманд. Изображение параманда патриарха Филарета, изготовленного из узорной турецкой ткани, см.: Вишневская И.И. Драгоценные ткани. М., 2007. С. 79. На его обороте первоначально было шитое из жемчуга изображение Голгофского креста. Благодарю за консультацию И.И. Вишневскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Н. Н. Крашенинникова Иконография Уже в ранних памятниках П. А. часто изображают рядом или вместе с прп. Онуфрием Великим (общий день памяти 12 июня). Трактовка внешности пустынников близка: как правило, оба они с длинными седыми волосами и бородами; волосы у П. А. менее всклокоченные, чем у прп. Онуфрия. В древнейших монументальных росписях Св. Горы Афон П. А., как аскета, писали полуобнаженным рядом с прп. Афанасием Афонским, «начальником» монашеской жизни на Афоне: в Успенской базилике Протата (ок. 1300, мастер Мануил Панселин); в лити кафоликона мон-ря Хиландар (1321/22, переписано в 1802-1804); на зап. стене в сев.-зап. углу, в чине преподобных в ц. Бессребреников мон-ря Ватопед (кон. XIV - нач. XV в.); в трапезной мон-ря Ксенофонт (1474/75, ок. 1497). В поствизант. время эта традиция сохраняется в росписях афонских храмов и появляется в трапезных: в барабане юго-зап. купола лити кафоликона мон-ря Кутлумуш (1539/40, мон. Макарий), в нартексе парекклисиона во имя вмч. Георгия мон-ря прп. Павла (1552-1555, мастер Антоний), в Георгиевской ц. келлии Великой Лавры в Провате (1634/35, мон. Меркурий и Атзалис). Позднее господствующим становится принцип церковного календаря, возможно использованный известными мастерами, такими как мон. Антоний или мон. Феофан Критский, и ставший образцом для подражания. П. А. пишут рядом с прп. Онуфрием Великим, т. о. они составляют узнаваемую изобразительную «двоицу» - в росписях трапезной Великой Лавры (2-я четв. XVI в., мастер мон. Феофан Критский), входа в парекклисион (1536/37, приписывается мастеру мон. Антонию) во имя ап. Иоанна Богослова, в келлии св. Прокопия при мон-ре Ватопед, в сев.-зап. углу Успенской ц. хиландарской келлии в Карее (Моливоклисиа, 1541, мон. Макарий), на сев. стене трапезной мон-ря Дионисиат (ок. 1553), на стене трапезной мон-ря Филофея (между 1561 и 1574), простенка окна на сев. стене лити кафоликона мон-ря Дохиар (1567/68, Дзордзис Критский), по сторонам входа в коимитириакон во имя Всех святых мон-ря Дионисиат (1627, мон. Меркурий) и др. В монументальных росписях известен и др. вариант, когда П. А. более похож на пустынников Египта: его тело покрывает милоть или шкура, как в ц. Панагии Олимпиотиссы в Эласоне (1296-1303, Tomekovi . 2011. Р. 98).

http://pravenc.ru/text/2580372.html

Первые насельники собрались «отовсюду», в т. ч. из переславского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря. Насельники Д. м. упоминаются в письме архимандрита нижегородского Печерского мон-ря (кон. XIV в.) священноиноку Пахомию. В 1522 г. в Д. м. принял постриг прп. Игнатий Вологодский (кн. Иоанн Андреевич Угличский), при игум. Афанасии (1539-1546) - прп. Феодосий Тотемский . В Д. м. на покое жили митр. Сарский и Подонский Иона (Архангельский) , архиеп. Вологодский и Белозерский Симон , погребены на монастырском кладбище. В 1654 г. в Д. м. проживали архимандрит, келарь, казначей, 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 диакона, 31 «старец»-монах; монахи жили также в монастырских селах и на соляных промыслах. В 1675 г. было 50 насельников (архимандрит, келарь, казначей, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 42 монаха), в 1693 г.- 66 насельников, в т. ч. «конюшенный», «житный», «хлебодар», «больничный», «поваренный», «воротный». В период реформ Петра I кроме братии в монастыре проживало до 20 отставных солдат. В 1727 г. в Д. м. было 65 насельников. В течение 1-й пол. XVIII в. братия сократилась: с 52 чел. в 1735 г. до 37 в 1738 г. С 1764 г. Д. м. полагалось по штату до 17 монахов. В XIX-XX вв. в Д. м. подвизались 10-12 монашествующих, до 20 чел. послушников и «служителей», в 1895 г. было 9 насельников (архимандрит, 6 иеромонахов, иеродиакон, монах). По данным «Ведомости о средствах содержания Спасо-Прилуцкого монастыря» 1918 г., в нем проживало 15 насельников (архим. Нифонт (Курсин), 3 иеромонаха, 3 иеродиакона, 4 послушника и 4 послушника на испытании). Земельные владения и материальное обеспечение Уже при прп. Димитрии мон-рь владел земельными угодьями. В Житии упоминается монастырское поле в 2 верстах от обители, где монастырские работники (вероятно, нанятые мон-рем «делатели») выращивали хлеб. Владения Д. м. формировались за счет приобретений и вкладов, о чем свидетельствуют самые ранние грамоты на землю - купчая 20-х - нач. 50-х гг. XV в. на пустошь Сивцевскую в Оларевской слободке и грамота 1449 г.

http://pravenc.ru/text/172064.html

При краткости текста тематика нравоучительного Поучения довольно широкая: 1) догматическая: верить в Триединого Бога, в воскресение и жизнь вечную, а также в вечную муку грешников; 2) церковно-дисциплинарная: не лениться посещать церковные службы и не забывать молиться дома («в своеи клети»); 3) отсылающая к евангельским заповедям: относиться ко всякому человеку с любовью, не гневаться, не воздавать злом за зло, не осуждать других даже в мыслях; не клясться именем Божиим, никого не проклинать; 4) имеющая отношение к семейному быту и социальным отношениям: чтить старых людей и родителей, князя, священников и «слугы церковныа»; относиться милостиво к бродягам и нищим, к заключенным, к «своим сиротам» (зависимым крестьянам); не убивать, не красть, не завидовать, не клеветать, «блудни» не творить даже с рабой, пить умеренно, не есть скверное, чтить св. дни (ПСРЛ. Т. 42. С. 65-66). Судя по содержанию, адресатом Поучения выступают прежде всего полноправные горожане - владельцы городских усадеб с обслуживающими их холопами, имевшие также зависимых сельских жителей, что вполне соответствует новгородскому происхождению памятника. Почитание Местная канонизация Л. произошла в 1439 г. при Новгородском архиепископе свт. Евфимии II Вяжицком , вместе с установлением почитания нек-рых др. Новгородских святителей кон. X - нач. XV в. (Иоакима, Германа , Аркадия , Гавриила , Мартирия , Антония , Василия Калики и Симеона ). Панихида им служилась 4 окт. (с XVII в.- 10 февр.). С именем Л. связано местное церковное предание о строительстве и росписи Софийского собора («Сказание о церкви Святыа Софиа Премудрости Божия в Великом Новеграде»). Согласно «Сказанию...», Л., увидев, что Христос Пантократор был изображен в центральном куполе храма не с благословляющей рукой, а со сжатой, приказал греческим мастерам исправить фреску. После того как мастера закончили работу, послышался глас Господень с неба, повелевший, чтобы они вновь написали руку сжатой, т. к. в ней Христос держит Новгород; рука сама разожмется, когда Новгороду будет «скончание». «Сказание...» было включено в Новгородскую IV летопись по списку П. П. Дубровского (свод 1539 г.) в новгородские летописные памятники XVII в. (ПСРЛ. Т. 43. С. 54; Т. 30. С. 202; НовгорЛет. С. 181-182), а также в сборники, составленные не ранее 20-х гг. XVI в. (более 30 списков XVI-XVII вв.- см.: Конявская Е. Л. Сказание о создании Софии Новгородской и Спасовом образе: текстология и хронология//Кирик Новгородец и древнерус. культура. Вел. Новг., 2014. Ч. 3. С. 182-190).

http://pravenc.ru/text/2110778.html

А. А. Шахматов считал Л. причастным к составлению древнейшего Новгородского свода 1050 г., сведения к-рого отразились в Начальном своде кон. XI в. и в Новгородско-Софийском своде XV в. ( Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 530, 533-534). В наст. время эта т. зр. большинством исследователей не разделяется. В рукописной традиции Л. приписывается обращенное к пастве краткое святительское Поучение (нач.: «Се, братие, первъе всего сию заповедь известно должни есмы вси крестиане держати»). Время и обстоятельства его написания неизвестны. Поучение было найдено в нач. XIX в. профессором Московского ун-та Р. Ф. Тимковским и опубликовано им как творение Луки , еп. Ростовского. Впервые памятник атрибутировал Л. митр. Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов) , и это мнение закрепилось в историографии. Об авторстве Л. позволяет говорить наличие Поучения под именем этого Новгородского святителя в составе Новгородско-Софийской группы летописей XV в. и Новгородской летописи по списку Дубровского (свод 1539 г.), где оно читается под 1058 г. после сообщения об оправдании Л. («Поучение архиепископа Лукы к братьи»). Этот же текст (имеющий одну редакцию) встречается и вне летописных сводов, в сборниках XIV-XVI вв., причем является там анонимным или псевдоэпиграфическим. Как замечает О. В. Творогов, «состоящее из нравоучительных сентенций, Поучение не содержит признаков, по которым его можно датировать или локализовать» ( Творогов. 1987. С. 252). Сомнения в авторстве Л. имелись уже у исследователей XIX - нач. XX в. ( Строев П. М. Хронологические указания материалов отечественной истории//ЖМНП. 1834. Ч. 1. 2. Отд. 2. С. 153; Никольский. 1906. С. 144-149). По С. А. Бугославскому , архетип списков Поучения в сборниках восходит к одному из списков Новгородской IV летописи, и Поучение Л., считал исследователь, присоединяясь к мнению Шахматова, читалось уже в Новгородском своде 1167 г. ( Бугославский. 1913). Т. о., атрибуция Поучения до сих пор остается неопределенной. Вполне возможно, что список святительского поучения Л. сохранился при Софийской кафедре к XV в. и был использован при составлении летописного свода; но не менее вероятно, что включение этого текста под именем Л. в летописи Новгородско-Софийской группы стало следствием местной канонизации Новгородского святителя в 1439 г.

http://pravenc.ru/text/2110778.html

По заказу И. в 1463-1464 гг. был переписан комплект пергаменных служебных Миней. На 2 томах имеются записи писцов: РНБ. Соф. 201 (апр.) и 205 (май). К этому же комплекту могут быть уверенно отнесены рукописи РНБ. Соф. 194 (дек.), 197 (февр.), 209 (июль), БАН. 16.14.14, РГАДА. Ф. 381. 86 (сент.) и, вероятно, 108 (март) (см.: Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV в.: Кодикологическое исследование рукописей Новгородско-Софийского собр. ГПБ. М.; Л., 1989. С. 20-21, 23-25; Жучкова И. Л., Мошкова Л. В., Турилов А. А. Каталог славяно-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 140-142 40), 154-155 49)). В большинстве летописей, отметивших кончину И., смерть архиепископа отнесена к осени 1470 г. В Строевском списке Псковской 3-й летописи указывается 4 нояб. (Псковские летописи. Вып. 2. С. 170; ср.: С. 172 (5 нояб.)), в Московском своде кон. XV в. и в Новгородской летописи по списку Дубровского приводится дата 8 нояб. (ПСРЛ. Т. 25. С. 284; Т. 43. С. 188). В заглавии Жития И. кончина святителя отнесена к 5 нояб.; как следует из текста, эта дата была назнаменована на гробнице святителя (БЛДР. Т. 7. С. 252). Мнения исследователей по вопросу о дне смерти И. расходятся. Одни авторы придерживаются даты 5 нояб. ( Хорошев. 1980. С. 188; Рождественская. 1988. С. 426 (относит ее к 1471)), другие называют осень ( Бернадский. 1961. С. 270), окт. ( Янин. 1991. С. 117, 118) или нач. нояб. 1470 г. ( Петров. 1995. S. 122. Примеч. 62). Во всяком случае И. скончался до избрания и наречения Новгородским архиепископом Феофила 15 нояб. 1470 г. (см.: Янин. 1991. С. 187). Поскольку в великокняжеском своде 1-й пол. 90-х гг. XV в. кончина И. отнесена к 8 нояб. и эта дата подтверждается Новгородской летописью по списку Дубровского, представляющей собой новгородский свод архиеп. св. Макария ( Лурье Я. С. Летопись Новгородская Дубровского//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 52-54), то данную информацию, по-видимому, следует считать наиболее достоверной (Житие И., составленное, что наиболее вероятно, для Великих Четьих-Миней ок. 1539, является более поздним и менее надежным источником).

http://pravenc.ru/text/578254.html

Сарагоса, XIII в.; Пеньяфьель, пров. Вальядолид, 1-я пол. XIV в.) к дворцово-представительской функции (Ла-Мота в Медина-дель-Кампо, пров. Вальядолид, после 1440; замки в Коке, пров. Сеговия, 1473 - после 1504; Мансанарес-эль-Реаль, пров. Мадрид, нач. 1475). Картуха Мирафлорес близ Бургоса. 1454–1484 гг. В XV в. начался подъем архитектурной школы Кастилии, связанный с ее экономическим, а затем и политическим расцветом, тесным общением кастильского престола с Бургундией и торговлей с фламанд. землями. В области архитектуры этот процесс проявился в формировании т. н. испано-фламанд. стиля, чему способствовала активная работа в И. большого числа фламанд. и нем. мастеров. В одной из первых построек этого направления, в здании мон-ря иеронимитов Эль-Парраль в Сеговии (1455-1503, Хуан Гальего), можно увидеть типичное сочетание форм позднеготической архитектуры с элементами мусульм. декора (сложные звездчатые нервюрные своды, выделение зоны порталов с помощью обильно украшенных скульптурных панно). Особую роль в становлении нового стиля сыграло семейство кёльнских мастеров, основателем к-рого был Ханс из Кёльна, известный в И. как Хуан де Колонья. Именно он создал ажурные шпилевидные завершения для башен западного фасада собора в Бургосе (1442-1458) и башню над средокрестием (60-е гг. XV в., рухнула в 1539); по его рисунку были выполнены украшения трифория в центральной части собора с использованием декоративного мотива в виде «рыбьих пузырей» в сочетании со скульптурными фигуративными изображениями. Его сын мастер Симон де Колонья также принял участие в достройке и декорации собора в Бургосе. По его проекту была возведена т. н. капелла Коннетабля (1482-1494) - октагональная усыпальница коннетабля Кастилии Педро Фернандеса де Веласко и его супруги, пристроенная к деамбулаторию собора. Ее главной особенностью является звездчатый нервюрный свод, в центре к-рого образуется ажурный рисунок в виде 8-конечной звезды (мотив, пришедший из ислам. архитектуры); во внешнем объеме над сводом помещена башня, украшенная пинаклями с обильным скульптурным декором, повторявшая очертания башни над средокрестием. В убранстве интерьера используется типичный для испано-фламандского стиля контраст между плоскостью стены и аппликативно наложенным причудливым скульптурным декором.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

л. 4. О злобе. Нач. Премудрости Иисуса сына Сирахова (гл. 33 ст. 28). Мнозей злобе научила праздность. л. 5. О нерадении. Нач. Григория Синаита (в особых семи главизнах 3 гл.). Никтоже может о себе удержати ум. л. 5. О праздности. Нач. Василия Великого (в 1 книге на шестоднев л. 55 на обор. Праздность всех пороков есть начало). л. 6. О парении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Мысленная суть страсть парения. л. 8. О забвении. Нач. Исаака Сирина (от 56 слова). Егда вместо истины. л. 10. О помрачении. Нач. Григория Синаита (л. 79). Страсть убо суть мысленная, помрачение. л. 13. O пленении. Нач. Григория Синаита (л. 79). Страсть суть мысленная пленение. л. 15. О прилозех Нач. Григория Синаита (л. 79). Мысленная страсть суть прилози. л. I7. сочетании. Нач. Григории (в других пяти главизнах). Подвижет прилог, сочетание. л. 18. сосложении. Нач. Григорий Синаита (гл. 79). Страсть мысленнная суть, сосложнения. л 19. О ослеплении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Ослепление убо суть страсть мысленная. л. 20. О уклонении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть уклонения. л. 21. превращении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть превращение. л. 22. О вожделении. Нач. Григория Синаита (гл. 62). Разленение рождает похоти вожделение. л. 24. O препарении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть препарения. л. 25. О гордости. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Гордыня первое и последнее всех злых. л. 29. О мнении, высокоумии. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Мнение убо суть страсть умная. л. 31. О высокомудрии. Нач. Святого Максима (2 сотницы, гл. 67). Пяти ради вин глаголют попущатися. л. 32. O кичении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Кичение убо страсть яростныя части. л. 34. О величании. Нач. Златоуста (на послание к Тимофею л. 1553). От сребролюбия величание рождается. л. 35. О возношении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Возношение убо страсть умная. л. 36 об. О велехвалении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Велехваление, убо суть страсть умная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

л. 105. О роптании. Нач. Апостол. Иудионо послание (гл. 1 ст. 16). Ропотницы, укорители, часть порочна. л. 107. О унынии. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Уныние убо суть страсть плотская. л. 109. О неблагодарении. Нач. Вас. Великого (беседа 8, во второй книге, л. 57 об.). Отчаяние неблагодарность рождает. л. 111. О нечувствии. Нач. Гр. Синаита (от особых пятинадесяти глав 2). Держите и отдыхание легкого. л. 112. О непоболении. Нач. Златоуста (на Матфея Евангелиста нравоучение 14). Ниже яко не болиши согрешая, пренебрегай. л. 113. О жестокосердии, окаменении. Нач. Григория Синаита (гл. 87). По превосхождению и оскуднению близ припоследует. л. 114 об. О нечистоте. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Нечистота убо страсть плотская. л. 116. О лихоимстве. Нач. Гр. Синаита (гл. 79). Лихоимство убо страсть похоти. л. 118. О невоздержании. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Необуздание убо суть страсть. л. 119. О сытости. Нач. Гр. Синаита (от седми глав обезмолвицех, 6). Сытость же, еже отягчатися мало. л. 120. О несытостве. Нач. Гр. Синаита (гл. 79). Несытство убо суть страсть похоти. л. 121. О гортанобесии. Нач. Аввы Дорофея (л. 90 наоб.). Два бо различия суть чревообъядения. л. 122 об. О чревобесии. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Чревобесие убо суть страсть плотская. л. 126. О чревонеистовстве. Нач. Вас. Великого (беседа 1, лист. во 2 книге, 6 наоб., слово 16 лист. в 4 кн. 81). Сытость началом есть неистовства. л. 127. О тайноядении. Нач. Вас. Великого (в слове о отвержении мира во 2 книге л. 167). Видех бо многих стастьми. л. 128. О пространнопитании. Нач. Апостол, 1 к Тимофею (гл. 5 ст. 6). Питающаяся же пространно, жива умерла. л. 129. О скверноядении. Нач. Книга 3 Моисеовы Левит (гл. 11 ст. 10:11). И всем им же несть. л. 129 об. О пиянстве. Нач. 3латоуст (на 1 Солуняном, беседа 9, л. 1112). Пьянство зде глаголет, не еже от вина. л. 131. О многопитии. Нач. Кассиана Римлянина . Не точию пиянство, вина мысль. Л 132. О печали порочной. Нач. Симеона Нового Богослова (от 5 слова). Кто тщеславием одержим и мнение имеяй.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010