Лит.: Леонид (Кавелин), иером. Историческое описание Белёвского девичьего Крестовоздвиженского 3-классного мон-ря. СПб., 1863; О Никитской жен. обители в г. Кашире Тульской губ. М., 1869; Очерк жизни настоятельницы белёвского Крестовоздвиженского девичьего мон-ря игум. Павлины. СПб., 1881; Никодим (Кононов), архим. Первоначальницы каширского Никитского жен. мон-ря мон. Фомаида и игум. Макария//ЖПодв. 1908. Дек. Ч. 1. С. 447-488; Геронтий (Кургановский), архим. Ист. описание Никитского жен. мон-ря в Кашире Тульской губ. К., 1909; Таисия (Карцова), мон. Рус. правосл. жен. монашество XVIII-XX вв. Серг. П., 1992; Ефремов А. В. Каширский Никитский мон-рь//Моск. журнал. 1997. 6. С. 42-45; Город Кашира: Храмы Каширского р-на/Сост.: свящ. О. Г. Пэнэжко. [Б. м.], 2001. С. 13-17; Преподобные Фомаида и Макария, основательницы мон-ря св. вмч. Никиты//Угодники Божии земли Каширской/Сост.: прот. В. Коценко, И. В. Якшичев. Кашира, 2010. Кн. 1. С. 22-28. В. В. Каширина, Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XVнач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/2561468.html

певницы в сонме мучеников и воинов; в том же ярусе сев. певницы написаны святые Флор и Лавр; в том же мон-ре в парекклисионе св. Врачей (кон. XIV - нач. XV в.) медальоны с их изображениями расположены на арке, соединяющей сев.-зап. столп и зап. стену. К-польское происхождение мучеников, вероятно, повлияло на их почитание в сонме столичных святых. Поэтому их единоличные образы и сцена мучения в XVI в. встречаются в росписях неск. мон-рей, выполненных критскими мастерами: в старом соборе мон-ря Ксенофонт (ок. 1544), в наосе кафоликона мон-ря Дионисиат, там же в парекклисионе Акафиста (оба - 1546/47, мастер Дзордзис Фукас), в парекклисионе свт. Николая Чудотворца в кафоликоне Вел. Лавры (1559, мастер Франгос Кателанос), в наосе кафоликона мон-ря Дохиар (1567/68), в ватопедском парекклисионе Панагии Парамифии (1677/78). Сцена казни святых входит в состав минейных циклов: в трапезных мон-рей Вел. Лавра (2-я четв. XVI в., мастер Феофан Стрелицас Вафас) и Дионисиат (1602/03, мастер мон. Даниил); в великих папертях (лити) кафоликонов мон-рей: Кутлумуш (1539/40, мастер мон. Макарий), Дионисиат (1546/47, мастер Дзордзис Фукас), Ксенофонт (1564, мастер мон. Феофан), Дохиар (1567/68, мастер Дзордзис Фукас). В рус. подлинниках у святых могли отмечаться возрастные различия. В иконописных подлинниках сводной редакции XVIII в. сказано: М. «аки Флор рус», в красном плаще, средней тунике темно-красного цвета (багор с белилом), нижняя - синяя; Мартирий «млад аки Димитрий Селунский», в сине-зеленых одеждах, с розовым нижним платьем; левой непокровенной рукой святой указывал на свою главу ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 179; Большаков. Подлинник иконописный. С. 42). У акад. В. Д. Фартусова в руководстве для иконописцев (1910) есть уточнение, что М. был чтецом, средних лет, с небольшой бородой, изображать его следовало в стихаре, в руках мог быть свиток с текстом. Мартирий был в том же возрасте, «иподиакон», облачен в стихарь с перекрещенным на груди орарем ( Фартусов. Руководство к писанию икон.

http://pravenc.ru/text/2562354.html

При тур. нашествии 1379-1383 гг. припрата церкви была уничтожена, ризница разграблена. В 1383 г. припрату обновил архиеп. Симеон. Во время Косовской битвы 1389 г. Г. вновь пострадала. Именно в церкви Г. был захоронен павший в бою кн. Лазарь , в 1391 г. его гроб перенесли в Раваницу. 21 нояб. 1402 г. близ Г., на одноименной реке, в сражении между войсками серб. деспота Стефана Лазаревича , возвращавшегося после битвы при Ангоре (ныне Анкара) из К-поля через Зету, и его брата Вука, с одной стороны, и их племянника Георгия Бранковича (см. ст. Бранковичи ) и союзных с ним турок-осман - с другой, Стефан разгромил тур. войско и смог вернуться в свои владения, чему особенно хотели воспрепятствовать союзники, но Вук Лазаревич потерпел поражение от сил Георгия. В 30-х гг. XV в. Г. недолгое время пользовалась покровительством кн. Георгия Бранковича, похоронившего здесь рано умершего сына Феодора (1428), фресковое изображение отрока находится над его гробницей в соборе. После тур. завоевания Г. вскоре перестала быть центром епархии, но мон-рь еще действовал ( С. 122). В XVI в., до восстановления Печской Патриархии, Г. переживала подъем под покровительством митр. Новобрдоского Никанора . В 1539 г. открылась типография, где трудился печатник Димитрий. Из ее продукции известен Октоих 5-8-го гласов (1539), скромный по оформлению, с листовой гравюрой - реалистичным изображением собора Г. («Митрополиа Градчаница») в верхней части и св. авторов-мелодов (Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский и Иосиф Песнописец) - в нижней. Книги, вложенные в Г. митр. Никанором, использовались как образцы для переписки: в 1567 г. безвестный книгописец перечислил 12 «Никануровых книг» богослужебного содержания, к-рые он переписал ( Записи. 1. 675). Судя по этой записи, в это время мон-рь вновь был известен как книгописный центр. В кон. XVI - нач. XVII в. в мон-рь вкладывали книги Новобрдоский митр. Василий (1591), Печские патриархи Герасим (1580) и Паисий (Яневац ; 1614-1647). От б-ки мон-ря сохранилось небольшое собрание рукописей; в XX в. исчез последний экземпляр Октоиха, напечатанный в мон-ре в 1539 г. Сейчас здесь хранится ок. 10 рукописных книг и столько же фрагментов XIV-XVI вв., а также неск. старопечатных книг преимущественно XVI в.

http://pravenc.ru/text/166413.html

Христиане К. подверглись репрессиям во время войн мусульман с крестоносцами. В 1263 г. в селении была построена крепость, чтобы контролировать действия местных христиан и отражать рейды крестоносцев со стороны Ливанских гор. В сент. 1266 г. султан Бейбарс направил военный отряд истребить жителей К., к-рых обвинили в похищении мусульман и продаже их крестоносцам. Почти все взрослое муж. население, в т. ч. насельники мон-ря св. Иакова, было убито, оставшиеся жители (свыше 1 тыс. чел.) уведены в рабство. Кафедральный собор свт. Николая был обращен в мечеть, а поля и дома отданы мусульманам из туркмен. племен. Однако опустошение К. было не таким тотальным, как его изображали летописцы, или же затем она вновь была заселена христианами, потому что в нач. XIV в. араб. географ Абу-ль-Фида описывал ее как крупную деревню, в которой христиане составляли большинство жителей. К. довольно часто фигурирует в источниках мамлюкской эпохи. Не названный по имени епископ К. участвовал в избрании Антиохийского патриарха Михаила I в 1366 г. Еп. Юханна († 1429) был известен как переписчик книг. Выходцы из К. часто занимали архиерейские кафедры в соседних городах (Юханна, митр. Хомса; † 1431; Юханна, еп. Сайднаи; † после 1539). К. стала крупнейшим центром книгописания мелькитов в XV-XVI вв. Почти все рукописи, созданные здесь в XV в., написаны на сирийском языке. Среди переписчиков наиболее известен клан Ибн Хабиб, первый представитель которого, Макарий, был епископом К. (между 1429 и 1433 - после 1478). Макарий упоминается среди выборщиков Антиохийского патриарха Михаила III в 1451 г. и в «Хожении» русского купца («гостя») Василия, посетившего К. в 1465 г. Василий описывал в этом селении большую ц. св. Георгия, при которой жили монахи. В тот период в К. наряду с местным архиереем пребывал и митрополит Аккара (Сев. Ливан). Известны сыновья еп. Макария, священники Хабиб и Ибрахим, и внуки Ильяс и свящ. Юханна - переписчики сироязычных литургических текстов кон. XV - нач. XVI в. Перепиской книг занимались также кланы Ибн Салех (к нему принадлежали упомянутый Юханна, еп. Сайднаи, и его брат Исаак; известны книги на арабском яз., переписанные ими на рубеже XV и XVI вв.) и аль-Акикат (1-я пол. XVI в.).

http://pravenc.ru/text/1470373.html

По мнению Н. Н. Литвиновой (Барминской) и Т. В. Крыловой, изучавших рукописную традицию Повести, первоначальную основу произведения составила подлинная автобиография Л., записанная в кон. XIV в. им самим или его учеником Феодосием. На основе языковых данных самой ранней редакцией Крылова считает 1-ю Пространную, к-рую относит к кон. XV - нач. XVI в.: здесь более последовательно сохраняются языковые черты 2-го южнослав. влияния. 2-ю Пространную редакцию, с более подробным рассказом о новгородском периоде в жизни Л., исследовательница датирует сер. XVI в. Краткую редакцию Литвинова и Крылова считают самой поздней (ок. сер. XVII в.). Поскольку именно в Краткую редакцию была впервые включена грамота новгородского посадника Ивана Захарьевича (Фомина), данная Л. на владение о-вом Мурма (Мучь) и прилегающими землями, создание этой редакции могло быть связано с земельной политикой Муромского мон-ря. Эта проблема становится актуальной для обители с 1539 г., когда Муромский мон-рь проиграл земельную тяжбу Корнилиеву Палеостровскому в честь Рождества Пресв. Богородицы мужскому монастырю . Грамота Ивана Захарьевича датирована в Краткой редакции 1182 г., что является анахронизмом и не соответствует основному историческому фону повести. Согласно выводам С. Н. Валка, содержание этой грамоты не соответствует нормам древнерус. частного права и является подделкой 2-й пол. XVII в. ( Валк. 1937; см. также: Янин. 1991). По А. Е. Мусину, грамота представляет собой не фальсификат, а подлинный акт 50-х гг. XV в. ( Мусин. 2000). Повесть о Л. была использована в XVIII в. в Выговском старообрядческом общежительстве при составлении объемной компиляции «Взыскания нужднейшия и к ведению всякому рачителю книжному весьма предлежащая: от Святых Писаний Ветхаго же и Новаго Завета и от святых благоглаголивых отец и из церковных чиноправлений и обрядов засвидетельствуемая, которая зде чиновно предлагаются и главизнам определяются» (РГБ. Барс. 1; ГИМ. Епарх. 568 (указаны дата составления этого сочинения - 1742 г. и автор - Мануил Петров; см.: Неизвестная Россия: Кат. выст.: К 300-летию Выговской старообр. пуст. М., 1994. С. 28, 16); ГИМ. Увар. 358-4° (см.: Дружинин В. Г. Писания рус. старообрядцев. СПб., 1912. С. 292)). Сочинение состоит из 12 «взысканий», к-рые делятся на главы. Во 2-й гл. 7-го «взыскания» автор приводит из древнерус. житий примеры исцелений «царей ордынских [или татарских] махометанскаго гнуснаго суеверия» по молитвам рус. святых. В число этих чудес включена и выписка из Краткой редакции повести об исцелении Л. слепого сына старейшины лопарей. Биография

http://pravenc.ru/text/2462515.html

После смерти 20 мая 1299 г. своего мужа, св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея), М. Д., по сложившейся в Пскове традиции, постриглась в монахини в местном Иоанно-Предтеченском жен. мон-ре. Можно полагать, что М. Д. способствовала канонизации своего мужа. По крайней мере период ее вдовства практически совпадает со временем создания проложной редакции Жития св. блгв. кн. Довмонта, к-рое во 2-й четв. XIV в. послужило одним из источников «Повести о Довмонте» ( Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. прологов XII - перв. трети XV вв. М., 2009. С. 199-201, 401-402). В поздних источниках XVI-XVIII вв. утверждается, что сыном М. Д. и св. блгв. кн. Довмонта был псковский князь (в 1322) Давыд, жена к-рого, блгв. кнг. Наталия, была похоронена в псковском Иоанно-Предтеченском жен. мон-ре рядом со своей свекровью (Описание о рос. святых. 148. С. 51). Почитание После смерти М. Д. ее имя для поминания было записано в синодики псковских соборов и мон-рей. Сохранились тексты с поминанием вел. кнг. «Марфы-Марии» в составе синодиков псковского Иоанно-Предтеченского жен. монастыря, служебника Стефановской ц. (до 1539) и синодика псковского Спасо-Мирожского муж. монастыря (1699) ( Столярова. 1998. С. 244). В первом из этих монастырей М. Д. почиталась местно как представительница династии Владимирских великих князей и жена св. блгв. кн. Довмонта, защитника Пскова. В надписи XVI в. на «Мирожской Оранте» М. Д. упоминается как «благоверная княгиня Мария, Довмонтова жена, дщерь великого князя Александра Невского» ( Столярова. С. 237). Эта надпись не может быть отнесена к нач. XIV в., т. к. блгв. вел. кн. Александр Ярославич стал называться Невским лишь с кон. XV в. По мнению известного собирателя древнерус. рукописей Ф. А. Каликина, «Мирожская Оранта» может быть точным списком несохранившегося оригинала чудотворной иконы XIII в. На ней были отражены прижизненные черты семейной четы св. блгв. кн. Довмонта и М. Д., которые на иконе представлены молящимися Пресв. Богородице ( Каликин Ф. А. Портретное изображение псковского князя Довмонта//ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 272-276).

http://pravenc.ru/text/2562134.html

В 1-й четв. XVI в. в М. П. м. был возведен Никольский собор, что положило начало каменному строительству в обители ( Подъяпольская. 1999. С. 175-176). В конце авг. 1578 г. мимо М. П. м. проехало дат. посольство во главе с Якобом Ульфельдтом. Он утверждал, что его спутники «по дороге видели монастырь св. Николая, отлично построенный из камня наподобие крепости» ( Ульфельдт Я. Путешествие в Россию. М., 2002). Из грамоты митр. Московского свт. Феодосия (Бывальцева) следует, что в 1461-1464 гг. в М. П. м., власти к-рого состояли с ним в переписке, действовал общежительный устав (АИ. Т. 1. 276. С. 508). В кон. XV - 1-й пол. XVI в. М. П. м. считался обителью, братия к-рой была духовно близка к идеям прп. Иосифа Волоцкого . Настоятели М. П. м. тесным образом были связаны с московским Симоновым в честь Успения Пресвятой Богородицы и Саввиным Сторожевским в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-рями; игумены М. П. м. нередко занимали архиерейские кафедры. В нач. XVI в. настоятелем обители был игум. Вассиан II (Санин) , буд. архиепископ Ростовский, а затем постриженики Иосифова Волоколамского мон-ря: после июня 1511 г.- игум. Вассиан (Топорков) , с кон. 20-х гг. XVI в.- Гурий (Черлёного Заболоцкий ; до 16 марта 1539; буд. епископ Смоленский), Трифон (Ступишин; 1542-1544; буд. епископ Полоцкий) и св. Варсонофий (1543-1555; буд. епископ Тверской). 6 февр. 1539 г., во время настоятельства игум. Гурия, обитель получила от вел. кн. Иоанна IV ружную грамоту. В сер.- 2-й пол. XVI в. в связи с ослаблением влияния при царском дворе иосифлян понизился и статус М. П. м. Так, несмотря на льготную грамоту 1547 г., уже в 1548 г. царь Иоанн IV Васильевич обязал власти М. П. м. платить в государеву казну ямские деньги. 4 июня 1549 г. по новому царскому указу обитель лишилась права беспошлинной торговли в Дмитрове, Кимрах и Рогачёве (РИБ. Т. 32. 172. Стб. 295; Зимин. 1960. С. 333). В мае 1553 г. по пути в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь царь Иоанн IV Васильевич посетил М. П. м., беседовал с племянником прп. Иосифа Волоцкого бывш. Коломенским еп. Вассианом (Топорковым), находившимся здесь на покое. Согласно версии боярина кн. А. М. Курбского , этот иосифлянин убеждал царя: «...аще хощеши самодержец быти, не держи собе советника ни единаго мудреишаго собя, понеже сам еси всех лутчши» (РИБ. Т. 31. Стб. 212). Удовлетворенный ответом царь вскоре пожаловал властям М. П. м. на содержание крупное с. Суходол с 25 деревнями. 10 марта 1555 г. от старицкого кн. Владимира Андреевича мон-рь получил льготную грамоту на право беспошлинной покупки соли в с. Кимре ( Зимин. 1960. С. 417).

http://pravenc.ru/text/2563092.html

В кон. XIV - нач. XV в. игуменом Д. был буд. митр. Киевский и Литовский Григорий Цамблак . В составленных им Житии и службе кор. св. Стефану Дечанскому он сообщил нек-рые факты из истории обители и дал подробное ее описание, к-рое служит надежным источником для реконструкции ее первоначального вида (Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак. С. 102-104; Цамблаков опис дечанског храма у светлости buзahmujcke естетике//Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 1985. С. 183-188). После османского завоевания Сербии монашеская жизнь в Д. в отличие от мн. др. серб. мон-рей не угасла, хотя часть его владений была конфискована. Мон-рь был освобожден от части налогов, т. к. на дечанских игуменов была возложена обязанность разведения соколов для султанского двора. Согласно подати, уплаченной мон-рем в 1485 г., его доходы чуть превышали 1 тыс. акче. 2-я пол. XVI в. стала для Д. кратким периодом расцвета, связанным с восстановлением Печской Патриархии , мон-рю даже удалось расширить владения. Патриарху Печскому Антонию (Соколовичу) приписывается роспись царских врат церкви. В XVI в. в Д. подвизались преподобные Нестор и Евфимий , а в общей стихире серб. святым упоминаются дечанские пустынножители Ефрем и Евстафий. До XVIII в. мон-рь имел владения в Валахии, господари к-рой оказывали финансовую помощь мн. правосл. мон-рям в Османской империи. Со временем экономическое положение обители ухудшалось, для защиты прав мон-ря игумены и их представители обращались к верховной турецкой власти в Стамбуле в 1506, 1539, 1572, 1577, 1581, 1595, 1598, 1602, 1672, 1677, 1699 гг. и позднее. В 1558 г. местный спахия Нухо Топчуоглу собирался разрушить собор в обители, утверждая, что под ним находится серебряный рудник; храм сохранило лишь вмешательство султана Сулеймана Великолепного. В сер. XVII в. из-за ослабления центральной власти в Османской империи возросла безнаказанность и агрессивность местных феодалов. Положение усугубляли расселявшиеся на окрестных землях албанцы-мусульмане, не почитавшие христ. святыни. В 1644-1645 гг. дечанский монах отметил в книге, что в это время мон-рю была «великая неволя» от албан. племени Климентов. В 1687 г. Арап-паша разорил окрестности Д. Одной из форм эксплуатации мон-ря албанцами была т. н. защита обители. Под предлогом обеспечения безопасности в мон-ре поселялись албан. вооруженные отряды, и монахи были обязаны их содержать. В 1692 г. мон-рь был разорен отрядом Татархана и лишь заступничеством св. покровителей был спасен от уничтожения. В кон. XVII - сер. XVIII в. неск. раз пострадал от пожаров. В 1707 г., по свидетельству католич. архиепископа г. Бар, в Д. было 3 монаха. В 1720 г. игум. Мелетий и 12 иеромонахов дали присягу, что никогда не покинут мон-рь. Была составлена т. н. Клятвенная книга, впосл. пополнившаяся подписями и др. насельников (Дечани. 152).

http://pravenc.ru/text/171794.html

Между 1537 и 1542 гг. в связи с созданием Тучковым новой редакции Жития прп. Михаила Клопского И. написал канон святому по образцу канона прп. Сергию Радонежскому Пахомия Логофета . Созданный И. канон снабжен фразовым акростихом смешанного типа, «по червленым словесам», образованным как начальными словами, так и начальными буквами песнопений, также характерным для творчества серб. книжника и его русских последователей: «В царство Благочестиваго Христолюбиваго великого князя Иоанна, Всея Русии Самодержца, Повелением [И] Благословением Макария, Святейшаго архиепископа Богоспасаемых градов Великаго Новаграда И ПСкоВа, Благодарное сие пение Принесеся Всепреподобному Михаилу КлоПСкоМу Рукою Пресвитера Илии» ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 179, 485; у Ф. Г. Спасского (С. 203-204) акростих передан в позднейшей редакции). Предположительная атрибуция данного текста Тучкову ( Дробленкова. Илья. С. 403) не учитывает свидетельства акростиха. Особенностью данного канона, вызванной посвящением Клопского Михайловского Веряжского мон-ря Св. Троице, является включение в текст дополнительных троичных тропарей перед богородичнами. В 1539 г., находясь длительное время в Пскове с архиеп. Макарием (скорее всего в качестве владычного нотария), священник владычной домовой ц. во имя прп. Евфимия И. написал Житие мч. Георгия Нового Софийского (Середецкого, Кратовского), пострадавшего за отказ принять ислам. Поводом к созданию произведения послужил рассказ об этом новомученике афонских иноков Прохора и Митрофана, прибывших к Новгородскому архиепископу за денежной помощью. Житию предпослано пространное введение об обстоятельствах написания памятника, а затем о насилиях, творимых мусульм. властями Османской империи над правосл. подданными ( Калиганов. 2000. С. 64-65). Устный рассказ о мученике, вероятно, показался книжнику (возможно, и архиеп. Макарию) недостаточно репрезентативным. Изложение мучения у И. основано преимущественно на лит. источнике - Житии мч. Иоанна Нового (Белгородского или Сучавского), написанном Григорием Цамблаком в нач. XV в. В лит-ре отмечены расхождения между Житием, написанным И., и болг. Житием святого, созданным вскоре после кончины мч. Георгия (Там же. С. 82-84, 86-87). Расхождения, по-видимому, возникли в результате позднейшего смешения известий о 2 соименных и практически современных софийских святых - о Георгии Новом Кратовском и Георгии Софийском Новейшем . Сохранился вероятный автограф И. (атрибуция И. И. Калиганова) в составе сб. житий и слов «Жемчужная матица» (см. «Матица» , сборник) ГИМ. Барс. 313 (образцы почерка см.: Калиганов. 2000. С. 242-277). Содержащееся в старших списках Жития мч. Георгия указание на написание текста в Пскове породило в лит-ре ошибочное мнение, что И. был псковским (либо неопределенно - новгородским и псковским) книжником (см.: Там же. С. 79, 81).

http://pravenc.ru/text/389361.html

284-285 ГАЛАКТИОН (Бельский Гавриил Иванович; 1535 - 1612), прмч. (пам. 24 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) 285-288 ГАЛАКТИОН (Урбанович (Новиков) Григорий Станиславович (Степанович); 1870-1937), иером., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 288-289 ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) 289-291 ГАЛАКТИОН (Табаков Георги Любенов; род. 26.02.1949), митр. Стара-Загорский Болгарской Православной Церкви 291-293 293-295 295-296 296-302 ГАЛАТИНО Пьетро (ок. 1460 - после 1539), францисканец, провинциал ордена, богослов, знаток древних и вост. языков 302-304 304-305 ГАЛАХА часть Талмуда, содержащая историю библейского законодательства и регламентирующая религ., семейную и гражданскую жизнь 305-307 307-308 ГАЛГАЛ распространенное в Ветхом Завете обозначение категории поселений; в визант. период - название паломнического центра с храмом 308-309 309-310 310-312 312-313 313-315 315-316 ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви 316-322 322-328 328-340 340-341 341-344 344-345 345-346 ГАЛЛ АНОНИМ (кон. XI - нач. XII в.), автор древнейшей польск. хроники «Хроника и деяния князей или правителей польских» 347-348 348-349 349-350 ГАЛЛИКАНИЗМ совокупность церковных, политических и правовых доктрин в XIII-XIX вв., обосновывавших особое положение франц. католич. Церкви по отношению к папству 350-358 ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция, существовавшая на территории древней Галлии (совр. Франция) в период поздней Римской империи и франк. королевской династии Меровингов 358-368 368-372 ГАЛЛИКАНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ официальное исповедание веры Реформатской церкви Франции, принятое на первом национальном синоде в Париже в 1559 г. 372-373 ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ обобщенное название различных певч. стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда

http://pravenc.ru/vol/x.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010