п. 1687 . Если же распоряжения правительства не мирятся с духом христианства, христианское сознание требует отвергнуть их, не смотря на все уважение к власти и добросовестное отношение к ней и ее распоряжениям 1688 . Уважение к власти должно быть глубокое, но не должно оно переступать границ, определяемых христианским сознанием, не должно доходить до деификации императоров с ее различными ветвями и служения идолопоклонническому культу 1689 . Общественные празднества в честь кесарей, языческий характер их, суеверия, которыми окружены были эти праздники, разгул на них, переходивший нередко в дикие оргии, – все это справедливо навлекло на себя упрек со стороны Тертуллиана и вызвало запрещение принимать в них участие христианам. Ни угождение другим, ни желание избежать злословий со стороны язычников, и ни что другое не может заставить христиан принимать участие в этих празднествах, празднествах бессодержательных, нагоняющих скуку и не могущих заменить собою праздников христианских 1690 . Воздавая должные почести кесарям, не надо выходить из пределов веры и впадать в идолопоклонство, не нужно раболепствовать пред сильными мира сего, оказывать им божеские почести 1691 . Со своей ригористической точки зрения Тертуллиан смотрел на военную службу, где так близко соприкасается христианская жизнь с языческими обычаями, как на зло, от которого христианин всячески должен бежать. Военная жизнь проникнута языческим характером, имеет языческую обстановку, наполнена различными обычаями и суевериями; в ней так много представляется посторонних для христианства элементов, что, не возмущая своей совести, не нарушая обетов крещения и не подвергаясь опасности заразиться опять идолопоклонством, христианин не может вступать в военную службу. Возможна ли общность между клятвами, данными Богу, и присягами, данными человеку, между знаменем Христа и знаменем сатаны, лагерем света и лагерем тьмы? одна и та же жизнь не может быть посвящена двум господам – Богу и кесарю 1692 . С той же стороны, со стороны соприкосновения жизни с язычеством, Тертуллиан посмотрел и на разного рода торговлю и промышленность.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

вставляются сам 1668 Далее начато: они почти 1669 Ваши замечания мне были много приятнее, потому что они благоприятны 1670 если бы они 1671 в противном 1672 прочел всё 1673 при чтен 1674 тонких 1675 Далее было: совершенно 1676 может доставить радость душе моей. Далее начато: они-то и должны быть потревожены иногда 1677 Иногда есть 1678 В подлиннике: компретировать 1679 Далее было: желанье 1680 Но как жалко 1681 обмануться 1682 Далее было: как 1683 Далее начато: Он 1684 Далее начато: Я знал, что на вас она не так 1685 даже такое время, когда почувствуют, что мне нужно говорить это так же, как 1686 Далее было: Но это впереди 1687 Далее начато: И загад 1688 Далее было: Еще скажу, беда была бы моя, если бы творенье с первого раза произвело эффект 1689 произвело на всех 1690 можно узнать нужные 1691 и этими впечатлениями я уже воспользовался 1692 говорит 1693 Далее приписано: правдивая, нет уверенности в справедли 1694 Далее было: не опасаясь нареканий за недостаток, которым обыкновенно оскорбляется человек. [Всякий] Более всего часто образованный, умный человек выказать 1695 Далее было: показать 1696 одни нервы 1697 стал 1698 Далее было: тут же вскользь 1699 увидеть ясно 1700 Далее было: он заметит некоторые 1701 Далее было: увидит потом 1702 Далее было: верно место 1703 Далее было: ее 1704 Далее начато: И вместо распространения 1705 Вырвано. 1706 видно, что 1707 Далее начато: Слово 1708 Далее было: что даже беспристрастный 1709 Далее было: Мнен 1710 Вырвано. 1711 Вырвано. 1712 Вырвано. 1713 Вырвано. 1714 Вырвано. 1715 Вырвано. 1716 Вырвано. 1717 Далее было: Впрочем я вам скажу 1718 При всяких толках 1719 В подлиннике: которого 1720 Далее было: я чувствовал однако ж заранее, что многие 1721 найдутся многие люди 1722 Далее было: пото 1723 Далее было: было не 1724 Далее начато: и чувства 1725 Далее было: с моей стороны и потому 1726 Далее было: вы сох 1727 привести 1728 Далее начато: а. именно свида б. есть души, которые любишь вдруг, уважа 1729 Далее было: а. выражаются вполне сами сообю б. не могут от меня укрыться, но все выражаются 1730

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Духа – т.е. Софии, и силы Вышнего, т.е. демиурга. Демиург приготовил тело; Св. Дух создал небесного логоса или нового человека 1687 . На этом пункте, по замечанию Ипполита II 1688 , возникли разногласия в среде валентиниан: италийские признавали тело Христа психическим и учили о схождении на него при крещении Св. Духа в виде голубя; а восточные – считали тело Христа пневматическим и схождение Св. Духа, т.е. Софии, допускали только на Марию (с. XXXV).– Таким образом всё исправляется: чрез Христа, родившегося немного позже (прочих эонов), устраняются безпорядки среди эонов, произведенные нестройной эманацией Софии, чрез него же (и Иисуса) успокаивается София, находившаяся вне плиромы, во главе огдоады; наконец, для спасения душ, заключенных в гилические тела, рождается от Девы Марии – Иисус, Спаситель. Итак, у валентиниан три Христа: один, происшедший впоследствии от нуса и алифии вместе с Св. Духом, другой, как общий плод всех эонов, составивший сизигию с Софией (σζυγος τς ξο σοφας), и, наконец, Спаситель, рожденный Марией, чтобы излечить страдания души (τ πθη τς ψυχς) (c. ΧΧΧVΙ). Изложенная по Ипполиту система валентиниан, разумеется, довольно близко соприкасается с подобною же системою у Иринея, особенно в учении об эонах 1689 . Однако Ипполит II производит впечатление автора далеко более осведомленного о валентиновой системе, чем Ириней. Антропологический и сотериологический отдел у него не имеет для себя параллелей у Иринея. 04. Excerpta ex Theodoto служат новым доказательством того, что среди валентиниан не было большого различия между восточной и италийской школой. Excerpta надписываются, как образец восточного учения. Между тем они очень сходны с только что изложенным учением по Ипполиту 1690 и отчасти по Иринею, имеющим в виду главным образом Птоломея и Гераклеона, отнесенных Ипполитом к италийской школе 1691 . По суждению авторитетнейшего изследователя валентинианства – Гейнрици 1692 , названные Excerpta представляют собою малосвязанный ряд выдержек, которые приводятся с φησ, φασ, ο δ π Οαλεντνου φασ, или под именем достоверного человека (Gewährsmann) Феодота.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

На этом опровержении череда «сейсмических» известий прервалась. Очевидно, что переводчикам надоело разыскивать упоминания о землетрясениях в газетах, и они подобрали удачный для завершения темы материал. Вновь обращать внимание на сообщения данной темы стали уже при царе Федоре Алексеевиче. Первые два сообщения 1677 г. из Венеции упоминали о землетрясении в османских владениях – на Хиосе и в Патрах. Можно предположить, что интерес к событиям связан с общим вниманием к турецким делам. В это время Россия вела тяжелейшую войну с Османской империей, и любые беды турок оказывались хорошими новостями для русских читателей курантов. Венецианское сообщение из турецких Салоник подчеркивало, что бедствие вызвало особый страх из-за того, что пришлось на праздничный день: «Из Селоника, города турского в Морейской земле, нам ведомо чинитца, что тамо учинилось страшное трясение земли, которым многие домы и изряднейшие первоначальные мечети обрушились. И двадцать пять турских попов со многими другими людьми погибли, от чего великий страх напал на весь народ, не токмо, что многие люди погибли, но что сие учинилось на торжество Магометово». Известия о землетрясениях на территории Османской империи продолжали поступать до конца войны. Последняя новость перед долгим хронологическим перерывом датируется уже 1681 г. Землетрясение произошло в Кандии. Появлялись и сообщения, которые нельзя привязать к политической ситуации – землетрясения в Китае, разрушившее Пекин и другие города, бедствие на Малаге и в Мерсе. К 1680 г. относится известие о землетрясении в Шотландии: «В городе Думбире Шкодские земли близь четверти часа учинилось великое земли трясение и затмение в небе, так что друг друга видеть нихто не мог. И тем учинились великие разорения и шкоды. И объявились в то ж время на небе разные лики и образы. После того, спустя недели з две, учинился в Лондоне великой пожар, которым многие дворы и люди погибли». Летом 1681 г. произошло землетрясение на Украине. Сообщения об этом поступали из Львова, Трембовля, Костышева. К продолжению этой серии можно отнести и известие о толчках из Ясс уже в начале 1682 г. Складывается впечатление, что с конца 1670-х гг. интерес к теме землетрясений не исчезал. В курантах последующих лет удалось выявить сообщения на эту тем у из Венеции (1683 г.), Царьграда (1687 г.), Венеции и Неаполя (1688 г.), Смирны (1691 г.), Порт-Рояла (1692 г.), Неаполя (1694 г.), Венеции (1695 г.), Царьграда (1697 г.). Отдельные хронологические лакуны, скорее всего, связаны со снижением сейсмической активности и утратой документов, а не потерей интереса к теме. Таким образом, пространные памфлеты, входившие в рукописные сборники, имели дополнительную «информационную опору» в информационных сообщениях, переводимых Посольским приказом.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346335/

Джульфе (1691-1752), в Бендер-Аббасе (1688-1775; с перерывами), в Хамадане (1720-1752). По приглашению хана Аббаса I в Нов. Джульфе и в Ширазе вели миссионерскую деятельность иезуиты . В Ширазе они открыли школу и типографию, где публиковались книги на персид. языке. Приглашение иезуитов исследователи связывают с намерением шаха провести религ. диспут, в к-ром бы приняли участие представители мусульман, католиков, армян и англикан (известно о диспуте между католиками и англиканами в 1621 - Bugnini. 1981). В 1628 г. в Исфахан прибыли французские капуцины . Поддержку капуцинам-миссионерам оказывал кард. А. Ж. Ришельё (с 1624 глава франц. правительства), стремившийся усилить позиции Франции на Востоке и потеснить в торговле испанцев и португальцев. Капуцины получили в подарок от хана 2 дома - близ замка Табарак (находился в квартале, частично населенном христианами и оставался резиденцией капуцинов до 1656) и в Исфахане, где католич. миссионерам принадлежал госпиталь. В 1656 г. они открыли 2-й госпиталь в Тебризе. Среди франц. капуцинов также было немало знатоков вост. языков, нек-рые из них служили переводчиками при султанском дворе. В 1640 г. миссия франц. капуцинов в Персии была включена в орденскую пров. Турен и подчинена кустоду, резиденция которого находилась в г. Алеппо (Халеб, Сирия). В 60-х гг. XVII в. капуцины вели проповедническую деятельность среди несториан в Урмии, в 1666 г. по приглашению царя Вахтанга V Шахнаваза они прибыли в Грузию. В 1708 г. султан Хусейн подписал договор с Францией и предоставил франц. негоциантам значительные торговые привилегии, а католич. миссионерам, находившимся под его покровительством, право совершать католич. богослужения, проживать там, где они хотят, принимать в свои школы армян и др. христиан. Однако после завоевания И. афганцами и прихода к власти Мир Махмуд-хана (1722) католич. миссионеры стали подвергаться гонениям (в 1722 в Мосуле был забит камнями член миссии капуцинов). В 1725 г. мн. католики погибли при захвате турками Исфахана. Шаханшах Надир Кули-хан Афшар привлек представителей 3 религий - мусульман, евреев, проживавших в И., католич. миссионеров и армян для перевода книг ВЗ и НЗ и Корана на персид. язык (1740). После убийства шаханшаха положение католич. миссий ухудшилось: в 1750 г. страну покинули августинцы и капуцины, в 1752 г.- кармелиты, к 1760 г.- иезуиты.

http://pravenc.ru/text/673877.html

В настоящей статье речь пойдет о неизвестных или малоизвестных фактах из жизни братьев, почерпнутых из итальянских архивов. Коснусь лишь двух периодов их деятельности – 1663–1670 гг. (время учебы Иоанникия и Софрония в Венеции и Падуе) и 1688–1691 гг., когда Иоанникий Лихуд находился в «городе мостов и каналов» в качестве посланника Русского государства. Не ставя целью подробно описать события этих промежутков времени, попытаюсь связать вновь опубликованные архивные материалы, первый из которых касается Софрония, а второй – Иоанникия, с известными фактами их жизни и предложить возможное толкование открытым документам.   К вопросу о пребывании Лихудов в Падуе (1662–1670 гг.)   Одаренные книжники происходили с греческого острова Кефалонии (город Ликсури), входившего во владения Венецианской республики. Так называемое Ионийское семиостровие (Корфу, Паксос, Лефкада, Итака, Кефалония, Закинф, Кифира) постепенно, на протяжении 3 веков, с 1204 г. (начала IV Крестового похода) входило в состав венецианских владений. Архипелаг остался единственной областью с греческим населением, которая к XVIII в. не перешла под власть Оттоманской Порты. Венеция была для ионийских греков желанной целью, средоточием образования, центром свободного эллинизма. Конечно, степень религиозной свободы в значительной мере ограничивалась местными духовными властями, но большая потребность политического руководства республики в греческих солдатах, моряках и торговцах понижала градус антиправославной активности блюстителей чистоты католической веры. Именно здесь в те годы процветали греческие типографии и школы: одна из них находилась под руководством знаменитого богослова, впоследствии митрополита Филадельфийского Герасима в обучение к которому поступили Вопрос о вхождении в школу и обучении непосредственно у Влаха младшего Лихуда, Спиридона (род. 1652 г.), ставится под сомнение (в частности Б. Л. Фонкичем) на том основании, что он был тогда еще слишком молод (даже если известно, что Герасим после своего ухода с поста руководителя братской школы еще оставался в городе и преподавал частным образом до 1664 Однако ничто не мешает думать, что Спиридон (в монашестве Софроний) к тому времени уже находился в Венеции и проходил начальный курс наук. К сожалению, списки учеников и преподавателей школы греческого братства и другие архивные данные не сохранились, поэтому можно только предполагать, какие предметы и кто в ней преподавал, а также лишь догадываться об именном и количественном составе учеников.

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

Но именно потому «бытие субъекта, как единственное бытие, известное самому себе, необходимо лежит вне всех возможных доказательств " 1688 . «Факт бытия человеческой личности, как вещи в себе, непосредственно дан в самосознании человеческом, а потому, если человек думает о себе не как о явлении, а как о бытии в себе, как о сущности, то думает верно» 1689 . Так как в моральном сознании человек неустранимо стремится к идеальному, безусловному бытию, то отсюда с императивностью, не подлежащей оспариванию, человек приходит к утверждению реальности безусловного бытия, образ которого жив в человеке. Мы знаем уже, что в силу этого, по Несмелову, «образ безусловного бытия не создается человеком в каких-либо абстракциях мысли, а реально дан человеку природой его личности» 1690 , – а потому «самым фактом своей идеальной личности человек непосредственно утверждает существование Бога, как истинной Личности». Так исходная интуиция Несмелова отразилась в его своеобразной гносеологии. 7 . Для общей оценки построений Несмелова очень важно правильно осветить его «антропологизм», а если угодно, и его «антропоцентризм». Так, Флоровский видит у Несмелова торжество рассудочности, нечувствие истории: «человек, – о котором говорит Несмелов, – живет не в истории, но наедине со своими тягучими мыслями», «психологический анализ отравлен каким-то нравственным прагматизмом». Заключение Флоровского таково: «Система Несмелова не удалась именно как система » 1691 . Бердяев, очень высоко в свое время оценивший построения Несмелова, особенно подчеркивает то, что у Несмелова торжествует онтологизм в антропологии: для Несмелова «объект, который надлежит философии исследовать, есть факт бытия, а не мышления, жизненная тайна человеческого существа, а не тайна познающего субъекта» 1692 . Но Бердяев связывает построения Несмелова с Фейербахом; вот его слова: «Основная мысль Фейербаха об антропологической тайне религии обращена им в орудие защиты христианства» 1693 . Бердяев говорит о Несмелове даже такие слова: «Это – новое и вечное христианство»: в свете построений Несмелова человек «узнает во Христе предвечно осуществленную, божественную человечность».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Дерзновением 1684  Исаак по словеси Божию вниде в Герары. Дерзостию (л. 1025) 1685  герарстии людие хотяше онасиловати Ревеку. Дерзостию филистимове отъяша у Исаака кладези и засыпаша и. Дерзновением Исаак отъиде от них и иныя ископа кладези. Дерзостию 1686  Исаав за ядь первородство свое продаде Иякову. Дерзновением Ияков купи его. Дерзновением 1687  Ияков украде благословение отчее. Дерзостию Исав сопротивляшеся Иякову о благословении, иже благослови отец его. Дерзновением Ияков вселися к Лавану и поят две дщери жене себе, и воста, отъиде. Дерзостию Лаван гоняше его. Дерзновением 1688  Ияков боряшеся з Богом и укрепися, наречеся от Бога Израиль. (л. 1025 об.) 1689  Дерзостию Сихем, сын Емморов Хорреос, оскверни Дину, дщерь Ияковлю. Дерзновением взяста сына два Ияковля. Симеон и Левий, братия Дины, койждо свой меч и вшедша во град без соблазна изсекоста весь мужеский пол. Еммора же и Сихема и сына его усекнуста острием оружия, и пояста Дину от дому Сихемля и изыдоста, сынове же Ияковли разграбиша все, еже бе во граде и еже бе в домех. Дерзостию 1690  Иосифа братия посадиша в ров и паки продаша за 12 сребреников во Египет. И угоди Иосиф Господеви, и бе Господь с ним, и бе в дому Пентефрееве, служа. (л. 1026) 1691  Ведяше бо господин его, яко Господь с ним есть, и обрете Иосиф благодать пред господином своим. И дерзостию возложи жена господина его очи свои на Иосифа и рече: Буди со мною. И добрым дерзновением не восхоте Иосиф быти с нею. И оболга его непреподобная мужу своему, и разгневася яростию господин его, и всадиша Иосифа в темницу. Дерзновением 1692  предста Иосиф фараону, рече: Без Бога не отвещаются фараонови спасеныя вещи. И прочее. Дерзновением Ияков вниде во Египет. Дерзостию 1693  возгнушася египтяне сынов Израилевых нуждею и болезнену жизнь творяху им в делех жестоких брением (л. 1026 об.) 1694  и плинфами и всеми делы, еже в полех во всех, иже порабощаху с нуждею. Дерзостию фараон повеле бабам и людем убивати весь мужеский пол, иже ся родит евреом. Якоже 1695  озлобиша отца наша умориша младенца, их не оживити, вне же время родися Моисей и бе угоден Богови. И дерзновением отца и матере воспитан бысть три месяцы в дому отца своего. Отвержену 1696  же ему, дерзновением взят его дщи фараонова и воспита его себе в сына. И наказан бысть Моисей всей премудрости египетстей. Дерзновением 1697  Моисей, видев, некоего обидима, посо(л. 1027)бствова 1698  и сотвори отмщение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

У станции Боро обо (22-го мая) проходит граница хошна цзасака Цэбэка и дорога на дальнейшем протяжении пролегает уже исключительно по кочевьям данников цзасака Цэвана, о которых мы уже замечали выше. Начинаясь от станции Арбан-найма, кочевья эти располагаются по восточную сторону дороги и являются несколько длиннее Цэбэковых, протягиваясь до станции Хутуль долон. В старину эти кочевья входили также в состав мэргэн-вановского хошна, но они отделились в самостоятельное ведомство почти в пору подданства халхасов Китаю. Родоначальником правителей этого хошна был цзасак Цэрэн, который приходился двоюродным братом предка мэргэн-ванов Гурушики. Цэрэн поддался маньчжурам вместе с прочими халхасами в 1688 году и на Долон норском сейме 1691 года был возведён в звание тайчжия 1-й степени и утверждён самостоятельным цзасаком. Вслед за сим, по воле богдохана, Цэрэн должен был выбрать из числа своих данников 500 человек и идти вместе с Гурушики на разведки о Галдане, правителем же хошна в это время был оставлен сын Цэрэна – Ооба. В 1696 г., когда Цэрэн умер, Ооба был возведён в тайчжи 1-й степени и наследовал управление хошном. Впрочем о правителях этогохошна следует заметить вообще, что они ничем не отличались за всё время своего пребывания в маньчжурском подданстве и не получали никаких особых назначений от богдоханского правительства, помимо лишь отправления обязанностей цзасака. Таким образом правил Ооба, умерший в 1714 году; ему наследовал старший сын его Цзотба, который в 1730 году был удалён от своей должности по преклонности лет; после него управление хошном последовательно переходило к двум сыновьям его: сначала к старшему Рабтану, умершему в том же 1730-м году, а потом к младшему Ванбо-дордж, утверждённому в должности цзасака в 1731 году. Ванбо-дордж правил до 1759 года, когда был сменён, по причине болезни, сыном своим Дондуб-дорджем. Последний умер в 1783 г. и тогда наследство его власти перешло к сыну его Майдари- чжабу, правившему до 1829 года. Ему наследовал в том же году сын его Шакдур-чжаб, по смерти которого управление хошном перешло к сыну его Цэван-чжабу, именуемому в просторечии Цэван-цзасаком.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

1684 Синтез науки, религии и философии. с. 30. 1685 Синтез науки, религии и философии. с. 30. 1686 В чем ему и высказывается благодарность авторами на стр. 6. 1687 Синтез науки, религии и философии. с. 5. 1688 Кравченко В. Блаватская Елена Петровна.//Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М., 1995, с. 64. 1689 Соловьев В. С. Е. П. Блаватская.//Критико-биографический словарь русских писателей и ученых С. А. Венгерова т. 36 – СПб., 1892, с. 318. 1690 Вот еще пример апологетики теософии по принципу «в огороде бузина, а в Киеве дядька». В. Байгужаков так определяет место Блаватской в философском процессе: «Здесь я хочу привести одну любопытную, на мой взгляд, аналогию. Люди, интересующиеся отечественной культурой, конечно же, знают имя великого русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева, предпринявшего попытку создать философскую систему, которая получила название „метафизика всеединства“. Примерно в одно время с Владимиром Соловьевым создавала свои произведения Елена Петровна Блаватская. Ее работы повлияли как на западную мысль, так и на отечественную». Далее идет перечисление обаянных Блаватской оккультистов (но отнюдь не философов!) – Рерихи, П. Успенский, Гурджиев, Шмаков. (В. Байгужаков. Агни Йога и духовные проблемы современности.//Подмосковье. 26.8.1995). Но при чем же здесь Соловьев? Это все равно что сказать, что одновременно с Есениным творил свои произведения Демьян Бедный. Тоже «любопытная аналогия». Но из факта современности никак не вывести ни единомыслия, ни взаимного влияния, ни даже совместимости духовных и поэтических обликов Есенина и Бедного, равно как и Соловьева и Блаватской. 1691 Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды. сс. 8, 291-297. 1692 Бердяев Н. А. Философия свободного духа. – М., 1994, с. 176. 1693 Бердяев Н. А. Философия свободного духа. с. 194. 1694 Бердяев Н. А. Самопознание. – М., 1990, с. 178. 1695 Бердяев Н. А. Учение о перевоплощении и проблема человека.//Переселение душ. Сборник. – М., 1994, с. 259. 1696 Бердяев Н. А. Самопознание. с. 178 и 180. Мне известно, что рериховцы недолюбливают штейнерианцев. Действительно, в антропософии Штейнера есть некоторые специфические идеи, отсутствующие у Блаватской или Рерихов. Но оценки русскими философами штейнерианства касались не этих почти неуловимых внутренних различий внутри оккультного движения, а фундаментальных позиций, общих и для Блаватской, и для Штейнера и для Рерихов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010