32 В русской истории известны потомки Тормоса и Дюденя — Тормосовы и Дюденевы (Деденевы). 33 Протасий Федорович, московский тысяцкий († ок. 1341). 34 Князь Андрей Иванович Серпуховской (1327—1353), сын Ивана Калиты. 35 См.: гл. 9 (с. 58), 20 (с. 92—94). 36 Хотьков женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, к северо-востоку от Москвы, по преданию, основанный в нач. XIV в. родителями Преподобного Сергия, преподобными Кириллом и Марией († ранее 1337, память 18 января, 28 сентября). В 1610 г. Хотьков монастырь был опустошен поляками. С 1610 по 1764 г. приписан к Троице-Сергиевой Лавре, после чего получил самостоятельность. 37 Свт. Феогност, митрополит Киевский и Московский († 1353, память 14 марта). 38 Антиминс — льняной или шелковый плат с изображением положения Христа во гроб; по углам помещаются изображения евангелистов, а на верхней стороне вшиваются частицы мощей. 39 Семен Иванович Гордый княжил в 1340—1353 гг. 40 Московский Богоявленский, за Торгом, или за Ветошным рядом, мужской монастырь (Богоявленский проезд, д. 2 6). Основан в 1296 г. св. блгв. вел. кн. Даниилом Александровичем. Закрыт в 1929 г. С 1990 г. главный собор — приходской храм. 41 В 1340 г. свт. Алексий, будущий Митрополит, был взят из Богоявленского монастыря Наместником к Митрополиту Феогносту. (См. также комм. 95.) 42 Очевидно, Василий Васильевич Вельяминов, последний московский тысяцкий († 1373), и Федор Васильевич Воронец. 43 Позднее установилась практика давать монашеское имя, начинавшееся с той же буквы, что и мирское. 44 Бог повелел Аврааму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе» (Быт. 12:1). 45 Слово «лавра» здесь употреблено в значении большого, многолюдного монастыря. Официально Троицкий монастырь был назван лаврой лишь в 1744 г. 46 Аркуда — новогреческое вместо славянского эвфемистического образования «медведь». 47 «Лестница (лествица) райская, возводящая к небесам» — аскетико-дидактический трактат прп. Иоанна Синайского († между 650 и 680).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Во время восстановления храма восточнее алтаря построены монастырские здания в стиле каменных псковских палат XIV–XV вв. (автор проекта — помощник и ученик Щусева архитектор Владимир Максимов). Они составляют вытянутый с запада на восток и замкнутый в плане комплекс с внутренним двориком. Южную сторону комплекса образует большой корпус, в котором, помимо келий, был обустроен теплый храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (возрожден). Северная сторона комплекса представлена хозяйственными строениями, на западной — устроена небольшая колокольня (в советское время разобрана, восстановлена в 1990-х годах). В 1920-х годах обитель закрыли, храм свт. Василия стал приходом, но в 1930-х годах был закрыт и он. В 1940-х годах монастырь возродился, однако в 1959 г. его повторно закрыли, а храм обратили в приход. В 1990 г. обитель возрождена вторично. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Уроженец Овруча, он в начале XVII в. стал постриженником и настоятелем местной Успенской обители, известной с XVI в. (не сохранилась). После ее разорения он был назначен настоятелем монастыря в Каневе, где стал известен даром исцелений и прозорливости. Предсказав время и обстоятельства своей кончины, прмч. Макарий был убит напавшими на Канев крымчаками. В 1688 г. мощи подвижника обрели и перенесли в Переяслав (ныне Переяслав-Хмельницкий), с 1942 г. они пребывают в Черкассах. В нач. XX в. частица мощей прмч. Макария была вложена в раку, изготовленную для установки в Овруче. На некоторое время ее поставили в старом Спасо-Преображенском соборе, но вскоре перенесли в храм свт. Василия, откуда в 2002 г. она перенесена в новый Спасо-Преображенский собор. В 2008 г. близ монастыря открыт памятник прмч. Макарию. Богослужения [ править править код ] Праздники: Празднование в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — 24 октября (7 ноября) Память свт. Василия Великого — 1(14) января Память прмч. Макария Овручского — 13 (26) мая, 7 (20) сентября Местонахождение [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Васильев...

На день памяти свв. Бориса и Глеба положены чтения из истории их мученической кончины, под заглавием: От Бытья чтенье. Первое чтение нач. Братья, в бедах пособии бывайте. Сего ради рожаеться муж безумен в свет зол. Второе: Слышав Ярослав, яко отец его умре, а Святополк сел в Киеве. Третье: Стенам твоим, Вышегороде, устроих стража весь день и всю нощь. Сии чтения (напечатанные в Полном Собрании русс. летоп. в приложении к т. 1 стр. 252–254) полагались в службе свв. Борису и Глебу до XVII века, впрочем, в XV и XVI в. в некоторых церквах возглашались паремии и из свящ. Писания, как увидим далее. 5. (1998.) Евангелие (апракос), расположенное по дням, начиная с пасхи, устав. в два столбца, XIV века, в лист, 164 листа, заглавная заставка фигурная. Содержит: л. 1. Чтения от пасхи до великого поста на все дни, – те же, какие назначены и ныне. л. 122 об. Чтения на субботние и воскресные дни св. четыредесятницы и на все дни страстной седмицы. В неделю 1-ю поста вместо воспоминания Православия положена память св. Пророк Моисея и Арона и прочих, а в великий пяток вечернее евангелие положено на литургии. л. 155 об. Одинадцать евангелий воскресных утренних и чтения по месяцеслову. Из последних, за утратою листов, остаются за сентябрь до 20 числа, ноябрь с 10 до декабря 21 и января в неделю пред Просвещением 6 и 7 числа. В заглавии сентября 10 сказано: Поклоненье честному древу. Отдел II. Толкование Св. Писания 6. (2031.) Апокалипсис толковый Андрея кесарийского , полууст. небрежный, в скоропись переходящий, XV века, в осьмую долю, 120 листов. л. 1 об. Главы явленые еже в Патме Апокалибеи Иоану евагелисту. Число глав, показанное на поле, при переплете отрезано. л. 5. Заглавие предисловия толкователя: Святого Андрея архиепископа Кесарии каподокыйскыя. С обор. л. 7 начинается самый текст с толкованием после каждого стиха. л. 118. Мелкие отрывки духовного содержания, без начала и конца; к книге не относятся. По листам внизу: Лета 7173 (1665) дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу Апокалипсис келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. Симон Азарьин, любознательный старец, в мире Савва Леоньтев, прозвище Булат, в 1624 г. пострижен в монашество, в 1630–1633 был строителем Алатырского монастыря, в 1634–1646 казначеем, в 1646–1653 гг. келарем Т. Сергиева монастыря; скончался схимонахом, кажется, в 1665 году. Отдел III. Отцы Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

О. В. Л. Почитание в Грузии В груз. переводе сохранилось 4 версии Жития К. О.: кименная (оригинальная), 2 редакции метафрастической версии и синаксарная. К. О. в груз. источниках назван также (Палестинский), (Палаврский). Кименная версия Жития К. О. была переведена на груз. язык прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели) в XI в., рукопись сохранилась в Британском музее (Lond. Brit. Mus. Add. 11281. Fol. 286-300; Garitte. 1962. P. 399-440; Имнаишвили. 1975. С. 244-255). 1-я груз. метафрастическая версия была переведена на груз. язык в XI в. Феофилом Хуцесмоназони (Иеромонахом) и сохранилась в рукописи Иверского мон-ря на Афоне (Ath. Iver. georg. 20, XI в. Fol. 113-121). Память К. О. в ней указана 29 января. 2-я груз. метафрастическая версия (возможно, перевод прп. Ефрема Мцире ) дошла в 2 рукописях (НЦРГ. S 417, XII в.; Кут. 4, 1565 г. Л. 311 об.- 321; Гогуадзе. 1986. С. 458-467). Все рукописи, содержащие синаксарное упоминание о К. О., относятся к XI в. и хранятся как в Грузии (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211), так и за ее пределами: в б-ках Иверского монастыря (Ath. Iver. georg. 30), Екатерины вмц. монастыря на Синае (Sinait. Iber. 4), Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. georg. 24-25). Также в груз. переводе сохранилась служба К. О., написанная прп. Стефаном Савваитом Младшим († 807) и переведенная прп. Георгием Святогорцем (Ath. Iver. georg. 73-57, XI в.; Hieros. Patr. georg. 124, XI-XII вв. Fol. 110v - 112; Sinait. Iber. 7, XI-XII вв.; Джгамаия. 2007. С. 372-376). Она содержит гимнографический канон, нач.: , ... (Мудрость духовную даровал мне, Христе,- слово Божие...), с ирмосами 8-го гласа («Поим Господеви»), стихиру 6-го гласа («Всякое желание возношу к Богу...») и прокимен 5-го гласа («Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему») ( Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 252; 2011. Т. 5. С. 393; Он же. Словарь ГПЦ. С. 463). Н. Т.-М. Почитание К. О. у южных славян и на Руси Пространное Житие К. О. известно только в восточнослав. (древнеруской) традиции со 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/1840209.html

Предложением Г. Попечителя Виленского Учебного округа от 4-го Ноября 1909 г. за 19898 перемещен на должность законоучителя Могилевского реального училища с поручением ему преподавания уроков Закона Божия и в Могилевской мужской гимназии с 1909 Ноября 1. Преосвященным Стефаном, Епископом Могилевским и Мстиславским, назначен священником Сенненского собора – 1910 Сентября 8. Распоряжением о. Протопресвитера военного и морского духовенства назначен штатным судовым священником во 2-ю минную дивизию Балтийского моря – 1911 Августа 12. Награжден светло-бронзовой юбилейной медалью в память 100-летия Отечественной войны 1812 года для ношения на груди на Владимирской ленте – 1912 Августа 26. Пожалован светло-бронзовой медалью в память 300-летия Царствования Дома Романовых – 1913 Февраля 21. Согласно квитанции Гельсингфорсского казначейства от 24 Июля 1914 г. за 851962 внесен им в эмеритальную кассу морского ведомства 3 % вычет в пользу кассы за время с 23 Ноября 1901 г. по 12 Августа 1911 г. в сумме 125 рублей 38 коп.– 1914 Июля 24. Согласно приказа Нач-ка Флангово-шхерной позиции Балтийского моря 20–27 Мая 1915 года за 15 Высокопреосвященным Сергием, Архиепископом Финляндским и Выборгским, за отлично-усердную и ревностную пастырскую службу награжден скуфьей.– 1915 Мая 9. Согласно приказа Командующего флотом Балтийского моря от 20 Сентября 1915 г. за 1004, назначен на время войны на транспорт «РУСЬ» с исполнением пастырских обязанностей на Отряде транспортов.– 1915 Сентября 20. Приказом Начальника отряда транспортов Балтийского моря за 97 прикомандирован к его штабу – 1916 Марта 16. Распоряжением помощника Протопресвитера военного и морского духовенства поручено ему исполнение пастырских обязанностей на судах минной дивизии Балтийского флота – 1916 Мая 17. Приказом Протопресвитера того же духовенства от 6 Января за 1 назначен в Гельсингфорсский вр. морской госпиталь – 1917 Января 6. Приказом того же Протопресвитера за 18 за отлично-усердную службу на поле брани и труды, понесенные по обстоятельствам военного времени, награжден камилавкой – 1917 Апреля 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Как и многие храмы в советской России, алуштинский храм долгие годы не оглашался молитвой, она зазвучала под его сводами только в 1989 году. Вскоре после восстановления храм св. Федора Стратилата получил новое освящение — его небесными покровителями стали не только древний святой воин-мученик, но и все крымские святые. Уместно здесь привести имена святых покровителей Крыма. В Собор крымских святых входят: — св. апостол Андрей Первозванный (f 62; память 20 июня, 30 ноября); — сщмч. Климент I Римский (f 101; память 30 января, 22 апреля, 10 сентября, 25 ноября); сщмч. Ефрем Херсонесский, епископ (f нач. IV в.; память 7 марта); сщмч. Василий Херсонесский, епископ (f 309; память 7 марта); сщмч. Агафодор Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); сщмч. Евгений Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); сщмч. Елпидий Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); свт. Еферий Херсонесский, епископ (f 324; память 7 марта); — сщмч. Капитон Херсонесский, епископ (f после 326; память 7 марта); — свт. Мартин I Римский (f 655; память 14 апреля); — свт. Стефан Сурожский, архиепископ (f ок. 750; память 15 декабря); — прп. Иоанн Готфский, епископ (f 790; память 19 мая, 26 июня); — свт. Савва Сурожский, архиепископ (f XII век; память 28 декабря); — свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиепископ Симферопольский (f 1961; память 29 марта); — свт. Иустин (Полянский) , епископ (f 1903). Этот список был утвержден по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1 988 году. К нашему времени он пополнился именами новомучеников, прославленных на Архиерейском Соборе 2000 года и в последующие годы. В их числе и последний до его закрытия настоятель храма св. Федора Стратилата в Алуште сщмч. Тимофей Изотов. А теперь позволю себе поделиться личными впечатлениями от жизни в Алуште в сентябре 2017 года. Наверное, это странные впечатления и, надо сказать, для меня самой неожиданные. Неожиданным было то, что долгожданная (после большого перерыва) встреча с Черным морем не принесла той радости, которая переживалась в молодости, а тем более в детстве.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-yu...

Разделы портала «Азбука веры» св. Ипполит Римский О Христе и антихристе " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 4  голоса:  4.0 из  5) ИППОЛИТ (Hippolitus) РИМСКИЙ, свт. (ок. 170 — ок. 236); богослов-ересеолог, один из первых экзегетов, писавших на Западе. О жизни Ипполита уже в 4 в. знали мало. Он трудился в Риме, но писал по-гречески, образование его носило эллинский характер. По мнению Даниелю, Ипполит мог быть римским уроженцем греческого происхождения, однако большинство патрологов считает, что он приехал с Востока в зрелом возрасте. Патриарх Фотий называет его учеником свтятого Иринея, хотя неизвестно, знал ли Ипполит лионского святителя лично. Ипполит был горячим поборником церковного правоверия и боролся словом и делом с ложными учениями (преимущественно тринитарными). Ввиду того, что папа Зеферин (ок. 198–217) стал склоняться к ереси, Ипполит отделился от него и образовал собственную общину. В 212 Ориген , побывавший в Риме, слушал проповеди Ипполита, который был еще пресвитером. Вероятно, вскоре после этого Ипполит был поставлен епископом. По одним сведениям, он стал первым «антипапой», а по другим — окормлял только греков римского пригорода. Согласно древнему римскому Хронографу, раскол продолжался до нач. 30х гг., когда и Ипполит, и папа Понтиан были сосланы императором Максимином на о. Сардинию. Там они оба погибли, по-видимому, на каторжных работах в рудниках. Незадолго до смерти Ипполит сложил с себя сан епископа и тем ликвидировал схизму. Обоих проповедников, Ипполита и Понтиана, вскоре причислили к лику святых. В Риме Ипполиту воздвигли тогда памятник, на котором был высечен список его трудов (найден в 1551). Православная Церковь чтит память Ипполита 30 января.  Ипполит был трудолюбивым и плодовитым писателем. Его работы относятся к различным областям: догматике, полемике с еретиками, литургике, истории. Значительная часть их утеряна, некоторые открыты в 19 и 20 вв.; часть сохранилась в грузинских и других переводах. Из экзегетических трактатов известно 15, но и от них уцелели лишь фрагменты или одни названия. 

http://azbyka.ru/apokalipsis/o-khriste-i...

Санкт-Петербург. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты ц. Св. благоверных князей Бориса и Глеба (Синопская наб., в створе просп. Бакунина), построена в 1869-82 в рус.-визант. стиле (арх. М. А. Шурупов, отделка - арх. С. А. Шестаков) на средства петерб. купцов-хлеботорговцев Калашниковской биржи в память о " чудесном спасении " имп. Александра II при покушении Д. В. Каракозова (1866). Зап. портал был оформлен в виде 3-частной романской арки, храм увенчан мощным граненым световым барабаном со сложным шатровым завершением (в нишах под шатром - лепные фигуры 12 апостолов). По углам гл. объема - 4 башенки (две западные использовались как колокольни). Иконостас исполнил резчик В. П. Шутов, образа " визант. извода " - худ. В. В. Васильев и В. П. Пешехонов, роспись - худ. П. П. Кох, рельефы на фасаде - скульп. Э. В. Менерт. Боковые приделы - во имя Феодоровской Божией Матери и преподобного Александра Свирского. В 1920 в подклете освящен придел во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских. С 1877 при храме действовало благотворит. об-во с домом для престарелых и дет. приютом, с нач. 20 в. - дамский благотворит. кружок и братство " Лепта милосердия " , содержавшее коммерч. уч-ще. Храм закрыт в июне 1934 и использовался под склад, в 1975 снесен. http://www.encspb.ru/object/2855693456?lc=ru Церковь Бориса и Глеба на Калашниковской пристани освящена 24 января 1882 г. Построена она на счет иногородних оптовых хлебных торговцев в память чудесного избавления от смерти императора Александра II 4 апреля 1866 г. Окончена построением и освящена 24 января 1882 г. Престолов в ней три, из коих главный – во имя св. благоверных князей Бориса и Глеба. Причта с 1882 г. было положено: два священника, диакон и два псаломщика; в 1890 г. прибавлен третий священник и третий псаломщик, в 1893 г. прибавлен четвертый священник и псаломщик. Священно-церковно-служители жалования никакого не получают, но сверх доходов от исправления церковных треб пользуются процентами с капитала в 5 417 руб., пожертвованных разными лицами в разное время в пользу причта на вечное поминовение усопших родственников.

http://sobory.ru/article/?object=34808

Дальне-Давыдовский женский монастырь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Основание Дальне-Давыдовского женского монастыря было предречено еще Серафимом Саровским. Монастырь действовал с февраля 1858 года и почти до конца 20-х годов XX века. К моменту закрытия в нем насчитывалось более 150 монахинь и еще непосвященных инокинь. Возрожден в 2015 году. Содержание История [ править править код ] Село Дальнее Давыдово известно прежде всего своим женским монастырем, который действовал с февраля 1858 года и почти до конца 20-х годов XX века. К моменту закрытия в нем насчитывалось более 150 монахинь и еще непосвященных инокинь. Основание этого монастыря было предречено еще Серафимом Саровским. Торжественная закладка соборного храма Дальне-Давыдовского женского монастыря во имя иконы Божией Матери " Утоли моя печали " произошла в 1862 году. Возведению храма весьма способствовала вдова надворного советника Дарья Ивановна Таборина, родная тетка начальницы общины Веры Ивановны Соколовой (матери Антонии), очень любившая ее. Дарья Ивановна переехала на постоянное место жительство в общину в 1867 году; она имела хороший собственный капитал, с которым дело возведения храма сразу пошло полным ходом. Уже через два года каменный пятиглавый храм был не только вчерне готов, но и отштукатурен внутри и снаружи. Торжественное открытие этой главной монастырской святыни состоялось в 1869 году при огромном стечении гостей и жителей Дальнего Давыдова и окрестных сел и деревень. Касательно освящения храма сведения противоречивы. По одним данным, освящение произошло в том же 1869 году. Однако, описание монастыря от 7 января 1907 года составленное игуменией Августой, бывшей в то время настоятельницей монастыря, сообщает нам, что освящение состоялось 9 октября 1877 года. Дальне-Давыдовский женский монастырь. Фото нач. ХХ в. С 1869 по 1872 годы был возведен правый придел к главному соборному храму - на том самом месте, где основательница общины, блаженная Неонилла Захарова, сразу после своего переселения на Кряжёву Сечь, по велению Божию, обрела когда-то тот самый деревянный крест, который поставили в 1785 году на месте будущей обители святые подвижники Серафим Саровский и Антоний Муромский. Еще тогда по просьбе Неониллы Борисовны, нашедшей этот крест, его прикрепили к длинному деревянному шесту, и он был водружен на месте закладки будущего соборного храма. Этот крест стоял вплоть до водружения над соборным храмом всех пяти металлических крестов, а потом по распоряжению первоначальницы общины он был положен под престолом придельного храма. Именно в память этого события придельный храм был освящен во имя Воздвижения Креста Господня 17 октября 1872 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Дальне-Давыдов...

В РГБ откроется выставка, посвященная 525-летию установления церковного праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери 20 января 2006 г. 13:17 24 января в Российской государственной библиотеке состоится открытие выставки «Стояние в правде», посвященной 525-летию обретения независимости России и установления церковного праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году. Организаторы выставки — Российская государственная библиотека и Союз писателей России. Экспозиция рассказывает о становлении нашего государства в XIII–XVI вв. — от времени возникновения небольшого Московского удельного княжества, первым главой которого в конце XIII в. стал младший сын Александра Невского, князь Даниил Александрович, до «венчания на царство» Ивана IV Васильевича, т.е. до момента становления централизованного Русского царства. Главными экспонатами выставки станут уникальные рукописи XV — нач. XVII вв., предоставленные Отделом рукописей РГБ. В их числе — духовно-политические памятники, сыгравшие выдающуюся роль в формировании идеологии российского самодержавия: Послание архиепископа Ростовского Вассиана на Угру великому князю Ивану III (рукопись кон. XV в.); Сказание о князьях Владимирских (рукопись сер. XVI в.); Послание инока Филофея (рукопись нач. XVII в.); Чин венчания на царство государя Ивана IV Грозного (рукопись нач. XVII в.) Многие рукописные раритеты будут представлены для широкого обозрения впервые. Основную часть экспозиции составят работы отечественных и зарубежных историков, философов, публицистов, повествующие об истории Русского государства в конце XIII – первой половине XVI вв. Среди них — редкие издания из фондов Отдела рукописей РГБ: факсимильные издания Житий святителя Алексия, преподобного Сергия Радонежского, святителя Николая Мирликийского; раритетное издание договорных грамот великого князя Ивана III; одно из первых изданий Великих Миней Четьих; одно из первых изданий «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина; издания исторических трудов В.О. Ключевского (с автографом автора) и др. Выставка будет оформлена портретами русских государей из «Титулярника» 1672 года, а также графическими работами художника И. Цыганкова, выполненными в качестве декораций для поэтической драмы известного отечественного поэта, лауреата Государственной премии Анатолия Парпары «Противоборство». Открытие выставки состоится 24 января 2006 года в 14-00. Адрес: Российская государственная библиотека, ул. Воздвиженка, 3/5, 3-й подъезд, 3-й этаж, выставочный зал (м. «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая», «Александровский сад»). Экспозиция будет открыта для всеобщего посещения с 26.01.2006 г., с понедельника по пятницу, с 12.00 до 17.00. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/77724.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010