Они просят Господа и Божью Матерь, чтобы они даровали православным Благодатный огонь. Достаточно подробно «арабское беснование» («беснование еретиков»), как называли поведение православных арабов наши средневековые паломники, не понимая природы этого обряда, описано в Хождении Василия Познякова (см. наст. изд. Т. 10). 1251 ...Евангелии читали по-стиховной на разных языках. – На Пасхальной утрене в память о завете Христа проповедовать слово Божие всем народам принято читать Евангелие на разных языках. 1254 Сандал – устаревшее название растительных пигментов, получаемых из ряда деревьев, а также красок на их основе. Получили название по сандаловому дереву, дающему красный пигмент. 1257 ...к развалинам бывшаго некогда монастыря святаго Евфимия. – Речь идет о монастыре, основанном палестинским аскетом преп. Евфимием Великим (память 20 января/2 февраля) в V в. Монастырь был расположен на перекрестке важных дорог, по которым проходили паломники в Иерусалим. В нач. XII в. монастырь посетил игумен Даниил и в своем Хождении сообщил, что видел мощи преп. Евфимия (см. наст. изд. Т. 4). 1260 На другой стороне дороги противолежит сей горе Мертвое море, арабами называемое Багем. – См. коммент. 845. 1261 ...спустились мы под гору Елисееву, по току у коего находятся на пространном равнине развалины древняго города Иерихона... – По описанию трудно понять, что паломник называет «горой Елисеевой». Возможно, речь идет о месте вознесения пророка Илии – горе в Иордании, откуда, по библейскому свидетельству, Илия был взят на небо ( 4Цар.2:11–12 ). Свидетелем этого события был ученик Илии, пророк Елисей, которому Илия оставил свою милоть (верхнюю одежду), сбросив ее с огненной колесницы, как своему преемнику. Иерихон – город, расположенный на севере Иудейской пустыни, многократно упоминаемый в Библии (см. к примеру. 2Пар.28:15 ). 1262 Иосиф Флавий – знаменитый еврейский историк и военачальник, автор «Истории Иудейской войны». Русский перевод этого сочинения с греческого языка был осуществлен еще в XI–XII вв (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

32 В русской истории известны потомки Тормоса и Дюденя — Тормосовы и Дюденевы (Деденевы). 33 Протасий Федорович, московский тысяцкий († ок. 1341). 34 Князь Андрей Иванович Серпуховской (1327—1353), сын Ивана Калиты. 35 См.: гл. 9 (с. 58), 20 (с. 92—94). 36 Хотьков женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, к северо-востоку от Москвы, по преданию, основанный в нач. XIV в. родителями Преподобного Сергия, преподобными Кириллом и Марией († ранее 1337, память 18 января, 28 сентября). В 1610 г. Хотьков монастырь был опустошен поляками. С 1610 по 1764 г. приписан к Троице-Сергиевой Лавре, после чего получил самостоятельность. 37 Свт. Феогност, митрополит Киевский и Московский († 1353, память 14 марта). 38 Антиминс — льняной или шелковый плат с изображением положения Христа во гроб; по углам помещаются изображения евангелистов, а на верхней стороне вшиваются частицы мощей. 39 Семен Иванович Гордый княжил в 1340—1353 гг. 40 Московский Богоявленский, за Торгом, или за Ветошным рядом, мужской монастырь (Богоявленский проезд, д. 2 6). Основан в 1296 г. св. блгв. вел. кн. Даниилом Александровичем. Закрыт в 1929 г. С 1990 г. главный собор — приходской храм. 41 В 1340 г. свт. Алексий, будущий Митрополит, был взят из Богоявленского монастыря Наместником к Митрополиту Феогносту. (См. также комм. 95.) 42 Очевидно, Василий Васильевич Вельяминов, последний московский тысяцкий († 1373), и Федор Васильевич Воронец. 43 Позднее установилась практика давать монашеское имя, начинавшееся с той же буквы, что и мирское. 44 Бог повелел Аврааму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе» (Быт. 12:1). 45 Слово «лавра» здесь употреблено в значении большого, многолюдного монастыря. Официально Троицкий монастырь был назван лаврой лишь в 1744 г. 46 Аркуда — новогреческое вместо славянского эвфемистического образования «медведь». 47 «Лестница (лествица) райская, возводящая к небесам» — аскетико-дидактический трактат прп. Иоанна Синайского († между 650 и 680).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Во время восстановления храма восточнее алтаря построены монастырские здания в стиле каменных псковских палат XIV–XV вв. (автор проекта — помощник и ученик Щусева архитектор Владимир Максимов). Они составляют вытянутый с запада на восток и замкнутый в плане комплекс с внутренним двориком. Южную сторону комплекса образует большой корпус, в котором, помимо келий, был обустроен теплый храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (возрожден). Северная сторона комплекса представлена хозяйственными строениями, на западной — устроена небольшая колокольня (в советское время разобрана, восстановлена в 1990-х годах). В 1920-х годах обитель закрыли, храм свт. Василия стал приходом, но в 1930-х годах был закрыт и он. В 1940-х годах монастырь возродился, однако в 1959 г. его повторно закрыли, а храм обратили в приход. В 1990 г. обитель возрождена вторично. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Уроженец Овруча, он в начале XVII в. стал постриженником и настоятелем местной Успенской обители, известной с XVI в. (не сохранилась). После ее разорения он был назначен настоятелем монастыря в Каневе, где стал известен даром исцелений и прозорливости. Предсказав время и обстоятельства своей кончины, прмч. Макарий был убит напавшими на Канев крымчаками. В 1688 г. мощи подвижника обрели и перенесли в Переяслав (ныне Переяслав-Хмельницкий), с 1942 г. они пребывают в Черкассах. В нач. XX в. частица мощей прмч. Макария была вложена в раку, изготовленную для установки в Овруче. На некоторое время ее поставили в старом Спасо-Преображенском соборе, но вскоре перенесли в храм свт. Василия, откуда в 2002 г. она перенесена в новый Спасо-Преображенский собор. В 2008 г. близ монастыря открыт памятник прмч. Макарию. Богослужения [ править править код ] Праздники: Празднование в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — 24 октября (7 ноября) Память свт. Василия Великого — 1(14) января Память прмч. Макария Овручского — 13 (26) мая, 7 (20) сентября Местонахождение [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Васильев...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Моисей Новгородский, свт. Описания иконы Моисей Новгородский, свт. - житие Святитель Моисей Новгородский и Псковский (память 25 января по старому стилю) Родился в Новгороде, иноческий постриг принял в Тверском Отроч монастыре. По настоянию родителей он перешел в Колмов монастырь близ Новгорода, где был рукоположен в сан иеромонаха, а затем в Юрьеве монастыре возведен в архимандрита. В 1325 г. святитель Петр (U 1326 г.) посвятил его в сан архиепископа Новгородского. Но святитель Моисей недолго управлял новгородской паствой, в 1330 г. он уединился в пустынное место, где и провел более 20 лет в иноческих подвигах. Лишь по настоятельным просьбам новгородцев он снова возвратился к своей пастве. Древний летописец так описывает святителя Моисея: «Он пас Церковь свою, как пастырь добрый; защищал обиженных, берег бедных вдов; собрав множество писцов, на свой счет написал много книг, многих он утвердил в благочестии своими наставлениями». Вторичное святительство архиепископа Моисея ознаменовалось строительством многих церквей в Новгороде и его окрестностях и основ[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. 1814.] Руссие святые (фрагмент). Рисунок (перевод с иконы). Россия. 1814 год. Лист 5. Музей СпбДА, табл. 60. Ретушировано. Файл 8522.jpg:   Размер: 725x1090, 0.79 MPix, 76 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (111) , (0) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 8523.jpg:   Размер: 946x1200, 1.14 MPix, 194 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (124) , (1) . Описание: Свт. Моисей Новгородский. Кон. XVII – нач. XVIII в., из Шимского района Новгородской области. Икона из собрания музея в кремле Великого Новгорода. Фот. Гасников Сергей. Файл 30069.jpg:   Размер: 634x1000, 0.63 MPix, 250 Kb. Дата: 2017-10-24, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (114) , (2) .

http://pravicon.com/icon-2479

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ВЛАДИМИР (ШИМКОВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Владимир (Шимкович), митр. Воронежский. Фото с сайта fotopaterik.org Владимир (Шимкович) ( 1841 - 1926 ), митрополит Воронежский и Задонский , исповедник , святитель Память 24 декабря (РПЦЗ) В миру Шимкович Василий Яковлевич, родился 26 января 1841 года в селе Тереховке Гомельского уезда Могилёвской губернии в семье священника Михаило-Архангельской церкви Иакова Шимковича . Родной брат свящщ. Иакова , Феодора и Алексия . Первоначальное религиозно-нравственное образование получил дома, затем учился в Гомельском духовном училище и Могилевской духовной семинарии . В 1867 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата. Женился. Священство 28 июля 1868 года был рукоположен в сан иерея к Николаевской церкви Могилева . 14 января 1870 года назначен преподавателем Могилевской духовной семинарии , в следующем году удостоен степени кандидата богословия . 1 ноября 1872 года назначен членом Могилевской духовной консистории с увольнением от духовно-учебной службы. В 1879 году возведен в сан протоиерея . Овдовел. 20 июня 1884 года был пострижен в монашество с возведением в сан архимандрита . Тогда же назначен настоятелем Могилево-Братского монастыря . В 1886 году был вызван на чреду служения и проповедования Слова Божия в Санкт-Петербурге . Епископ в Синодальный период Еп. Владимир (Шимкович). Фото. кон. XIX - нач. XX в. (РГИА) 24 апреля 1887 года состоялось его наречение , а 9 мая - хиротония во епископа Нарвского , викария Санкт-Петербургской епархии . Хиротонию совершали митрополиты Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский) , Московский и Коломенский Иоанникий (Руднев) , а также некоторые архипастыри, из присутствующих в Святейшем Синоде . С 24 августа 1890 года - епископ Сумской , викарий Харьковской епархии . С 5 декабря 1892 года - епископ Екатеринославский и Таганрогский .

http://drevo-info.ru/articles/11699.html

Четвертая часть, заключающая в себе описание последних страданий мучеников и их погребения, составлена очевидцами их страданий и их погребателями: Маркианом (Макарием по слав. четьи), Феликсом и Верием, которым принадлежит упомянутое послание. 13. Страдание св. Карпа и Папилы и Агафодора и Агафоники сестры Папиловы (при Декии). От Метафраста. – В «Деяниях Святых» Метафрастово сказание в лат. переводе 13 апр. стр. 121. Евсевий (Н. Е. L. 4. с. 15.) говорит, что в его время известны были записи о сих мучениках, которые, после многих и славных опытов исповедания, увенчались достославною кончиною. Можно думать, что главнейшие подробности их сохранились в Метафрастовом сказании. 15. Житие и страдание преподобно-мученика Лукиана, пресвитера великия Антиохии (312 г.). От Иеронима и Евсевия и Метафраста. – В «Деяниях Святых» сказание, известное под именем Метафраста, 7 января стр. 359. Сказание, известное под именем Метафраста, очевидно, древнее его и приближается ко времени кончины св. Лукиана. В главных подробностях оно подтверждается словом в честь мученика св. Иоанна Златоустог о (Т. II. ed. Montfaucon. р. 524.), согражданина его, свидетельством св. Афанасия Александрийского (Synopsis) и Иеронима (de Scriplor. Ecclesiast. с. 77.). 17. Страдание Пр. Андрея, иже от Крита, за иконы пострадавшаго (8. в.). От Метафраста. – У Сурия также из Метафраста 17 окт. стр. 286. Сказание Метафрастово составлено по тем сведениям, какие могли сохраниться чрез полтора столетия до него, и на самом месте мученичества в Константинополе, где жил Метафраст и где в его время продолжались исцеления от мощей св. Андрея. 19. Страдание св. Уара и с ним седьми учителей христианских (в нач. 4 в.). И память блаженной Клеопатры и сына ее Иоанна. От Метафраста. – У Сурия то же сказание под именем Метафраста 19 окт. стр. 299. Подробное и живое изображение обстоятельств, касающихся Клеопатры, которая перенесла мощи св. мученика Уара из Египта в Палестину, вскоре после его кончины, заставляют предполагать, что мученичество Уара и последующие события описаны кем-либо из современников. 20. Страдание св. Артемиа (около 362 г.). От различных историков и от Метафраста собрано. – У Сурия Метафрастово сказание 20 окт. стр. 310. Метафраст, или другой кто мог иметь в виду древнейшее сказание о мученичестве Артемия. Оно издано Анжело-Маем (Spicileg. Roman. Т. IV. р. 340–397.) на греч. языке, с именем Иоанна монаха, т. е. Дамаскина. Кроме того в слав. четьих-минеях приводятся свидетельства из Феодорита, Сократа и Созомена , близких ко времени мученичества Артемиева.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   В русской истории известны потомки Тормоса и Дюденя — Тормосовы и Дюденевы (Деденевы).    Протасий Федорович, московский тысяцкий († ок. 1341).    Князь Андрей Иванович Серпуховской (1327—1353), сын Ивана Калиты.    См.: гл. 9 (с. 58), 20 (с. 92—94).    Хотьков женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, к северо-востоку от Москвы, по преданию, основанный в нач. XIV в. родителями Преподобного Сергия, преподобными Кириллом и Марией († ранее 1337, память 18 января, 28 сентября). В 1610 г. Хотьков монастырь был опустошен поляками. С 1610 по 1764 г. приписан к Троице-Сергиевой Лавре, после чего получил самостоятельность.    Свт. Феогност, митрополит Киевский и Московский († 1353, память 14 марта).    Антиминс — льняной или шелковый плат с изображением положения Христа во гроб; по углам помещаются изображения евангелистов, а на верхней стороне вшиваются частицы мощей.    Семен Иванович Гордый княжил в 1340—1353 гг.    Московский Богоявленский, за Торгом, или за Ветошным рядом, мужской монастырь (Богоявленский проезд, д. 26). Основан в 1296 г. св. блгв. вел. кн. Даниилом Александровичем. Закрыт в 1929 г. С 1990 г. главный собор — приходской храм.    В 1340 г. свт. Алексий, будущий Митрополит, был взят из Богоявленского монастыря Наместником к Митрополиту Феогносту. (См. также комм. 95.)    Очевидно, Василий Васильевич Вельяминов, последний московский тысяцкий († 1373), и Федор Васильевич Воронец. Глава 6. О пострижении Варфоломея, которое стало началом ино...    Преподобный отец наш не принимал ангельского образа до тех пор, пока не изучил весь монастырский устав — и монашеский порядок, и все прочее, что требуется монахам. Всегда, во всякое время, с большим усердием, с желанием и со слезами он молился Богу, дабы ему сподобиться ангельского образа и приобщения к лику иночествующих. Поэтому он позвал к себе в пустыньку, о которой мы говорили, одного духовного старца, украшенного священническим саном, почтенного благодатью пресвитерства, саном игумена, по имени Митрофан. Варфоломей просил его с мольбой и, смиренно кланяясь в ноги, радостно преклонил свою голову пред ним, желая от него пострижения в иночество. Святой неоднократно повторял свою просьбу: «Отче! Сотвори любовь — постриги меня в монашеский чин, ибо я давно, с юности моей, желаю этого, но воля родителей удерживала меня. Ныне, от всего освободившись, я жажду пострига; как олень стремится к источнику водному, так жаждет душа моя иноческой и пустынной жизни».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

На день памяти свв. Бориса и Глеба положены чтения из истории их мученической кончины, под заглавием: От Бытья чтенье. Первое чтение нач. Братья, в бедах пособии бывайте. Сего ради рожаеться муж безумен в свет зол. Второе: Слышав Ярослав, яко отец его умре, а Святополк сел в Киеве. Третье: Стенам твоим, Вышегороде, устроих стража весь день и всю нощь. Сии чтения (напечатанные в Полном Собрании русс. летоп. в приложении к т. 1 стр. 252–254) полагались в службе свв. Борису и Глебу до XVII века, впрочем, в XV и XVI в. в некоторых церквах возглашались паремии и из свящ. Писания, как увидим далее. 5. (1998.) Евангелие (апракос), расположенное по дням, начиная с пасхи, устав. в два столбца, XIV века, в лист, 164 листа, заглавная заставка фигурная. Содержит: л. 1. Чтения от пасхи до великого поста на все дни, – те же, какие назначены и ныне. л. 122 об. Чтения на субботние и воскресные дни св. четыредесятницы и на все дни страстной седмицы. В неделю 1-ю поста вместо воспоминания Православия положена память св. Пророк Моисея и Арона и прочих, а в великий пяток вечернее евангелие положено на литургии. л. 155 об. Одинадцать евангелий воскресных утренних и чтения по месяцеслову. Из последних, за утратою листов, остаются за сентябрь до 20 числа, ноябрь с 10 до декабря 21 и января в неделю пред Просвещением 6 и 7 числа. В заглавии сентября 10 сказано: Поклоненье честному древу. Отдел II. Толкование Св. Писания 6. (2031.) Апокалипсис толковый Андрея кесарийского , полууст. небрежный, в скоропись переходящий, XV века, в осьмую долю, 120 листов. л. 1 об. Главы явленые еже в Патме Апокалибеи Иоану евагелисту. Число глав, показанное на поле, при переплете отрезано. л. 5. Заглавие предисловия толкователя: Святого Андрея архиепископа Кесарии каподокыйскыя. С обор. л. 7 начинается самый текст с толкованием после каждого стиха. л. 118. Мелкие отрывки духовного содержания, без начала и конца; к книге не относятся. По листам внизу: Лета 7173 (1665) дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу Апокалипсис келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. Симон Азарьин, любознательный старец, в мире Савва Леоньтев, прозвище Булат, в 1624 г. пострижен в монашество, в 1630–1633 был строителем Алатырского монастыря, в 1634–1646 казначеем, в 1646–1653 гг. келарем Т. Сергиева монастыря; скончался схимонахом, кажется, в 1665 году. Отдел III. Отцы Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

О. В. Л. Почитание в Грузии В груз. переводе сохранилось 4 версии Жития К. О.: кименная (оригинальная), 2 редакции метафрастической версии и синаксарная. К. О. в груз. источниках назван также (Палестинский), (Палаврский). Кименная версия Жития К. О. была переведена на груз. язык прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели) в XI в., рукопись сохранилась в Британском музее (Lond. Brit. Mus. Add. 11281. Fol. 286-300; Garitte. 1962. P. 399-440; Имнаишвили. 1975. С. 244-255). 1-я груз. метафрастическая версия была переведена на груз. язык в XI в. Феофилом Хуцесмоназони (Иеромонахом) и сохранилась в рукописи Иверского мон-ря на Афоне (Ath. Iver. georg. 20, XI в. Fol. 113-121). Память К. О. в ней указана 29 января. 2-я груз. метафрастическая версия (возможно, перевод прп. Ефрема Мцире ) дошла в 2 рукописях (НЦРГ. S 417, XII в.; Кут. 4, 1565 г. Л. 311 об.- 321; Гогуадзе. 1986. С. 458-467). Все рукописи, содержащие синаксарное упоминание о К. О., относятся к XI в. и хранятся как в Грузии (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211), так и за ее пределами: в б-ках Иверского монастыря (Ath. Iver. georg. 30), Екатерины вмц. монастыря на Синае (Sinait. Iber. 4), Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. georg. 24-25). Также в груз. переводе сохранилась служба К. О., написанная прп. Стефаном Савваитом Младшим († 807) и переведенная прп. Георгием Святогорцем (Ath. Iver. georg. 73-57, XI в.; Hieros. Patr. georg. 124, XI-XII вв. Fol. 110v - 112; Sinait. Iber. 7, XI-XII вв.; Джгамаия. 2007. С. 372-376). Она содержит гимнографический канон, нач.: , ... (Мудрость духовную даровал мне, Христе,- слово Божие...), с ирмосами 8-го гласа («Поим Господеви»), стихиру 6-го гласа («Всякое желание возношу к Богу...») и прокимен 5-го гласа («Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему») ( Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 252; 2011. Т. 5. С. 393; Он же. Словарь ГПЦ. С. 463). Н. Т.-М. Почитание К. О. у южных славян и на Руси Пространное Житие К. О. известно только в восточнослав. (древнеруской) традиции со 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/1840209.html

(обратно) 67 Каюсь (греч.) (обратно) 68 Простите (греч.). (обратно) 69 Мф. 24:4-15. (обратно) 70 Мф. 20. (обратно) 71 «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). (обратно) 72 Автор, скорее всего, ошибся: у греческих монахов скуфья (повседневный головной убор православных духовных лиц), действительно, выше, круглее и твёрже, чем мягкие скуфьи в России, и напоминает высокий клобук, состоящий из камилавки и чёрного покрывала, прикреплённого к камилавке и заканчивающегося тремя длинными концами, спускающимися по плечам и спине до пояса. Но вряд ли монах находился в обыденной обстановке в столь торжественном виде. (обратно) 73 В нач. XIII b. это была келья, основанная Саввой Сербским, одним из основателей православия в Сербии. (обратно) 74 Его зовут отец Симеон. (обратно) 75 Свт. Савва (память 25 января), в миру Растко, родился в 1169 г. Был младшим сыном жупана Сербии Стефана Немани. В 17 лет под впечатлением от общения с русским монахом с Афона Растко тайно бежал в Пантелеймонов монастырь на Афоне, где вскоре принял постриг с именем Савва. Выбор сына очень расстроил родителей, но впоследствии, в 1196 г., они сами приняли монашество, отец с именем Симеон, а мать с именем Анастасия, и позже, в XIII b., были канонизированы. На Афоне Савва с отцом в 1199 г. обновили Хилендарский монастырь, где Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера. Для нового монастыря Савва написал Устав (Типик) по образцу Устава монастыря Богородицы Евергетидской в Константинополе. Вскоре после смерти отца (1200) братья Саввы обратились к нему с просьбой перенести мощи отца на родину. В 1207 г. Савва с мощами отца вернулся в Сербию в монастырь Студеница и стал его настоятелем в сане архимандрита. (обратно) 76 По преданию Хиландарского монастыря, ранее икона «Млекопитательница» находилась в Палестине, в лавре Святого Саввы Освященного под Иерусалимом. Великий основатель лавры Савва Освященный перед своим исходом из жизни временной пророчески говорил братьям, что со временем посетит его лавру царственный паломник из Сербии, также именем Савва, которому должна быть дарована в благословение икона Богородицы «Млекопитательница».

http://isihazm.ru/1/?id=2079

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010