л. 293. Страдание святыя мученицы Иулиании девицы, 21 декабря. Нач. Никомидия преславный в Вифинии град идольскому служению прилежаше зело. л. 301 об. Житие преподобной Ксении, 24 января. Нач. Жития и похвалы святых подобятся светлостию звездам. л. 313. Страдание святых мученик дву тму, в Никомидии сожженных. Нач. Максимиану второе лето на цярстве имевшу и лютому на христианы гонению готовящуся. л. 330. Память святых младенец четыринадесяти тысящ, иже в Вифлееме, от Ирода избиенных. Нач. Видев Ирод, яко поруган бысть от волфов, разгневася зело. л. 341. Сказание о Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Нач. Иисус Христово рождество сице бе. л. 352. Житие Павла Фивейского, 15 января. Нач. Антонию преподобному в египетстей пустыне с ученики своими жительствующу, прииде иногда помысл, яко несть такова совершенна инока, якоже он. л. 361. Страдание священномученика Харалампия, епископа Магнисии града, 10 февраля. Нач. Царствующу Господу нашему Иисусу Христу, скончевашеся творимая бесом служба. л. 372. Житие преподобного Венедикта, 12 марта. Нач. Благословенный именем и благодатию Божиею Венедикт святый издетска умом стар бяше. л. 191 об. Житие преподобного отца нашего Авива монаха чудотворца, 18 марта. Нач. Авив преподобный родом бе от Халкидона. л. 397 об. Житие священномученика Никона и 199 учеников его, 23 марта. Нач.В граде Неполисе глаголемом, иже в компанийсте стране, бе муж именем Никон. л. 408. Синаксарь на собор архангела Гавриила, 26 марта. Нач. Во утрии день по благовещении Пречистыя Девы Богородицы, собор святого архангела Гавриила праздновати церковь издавна... прияла есть. л. 415. Житме преиодобного Герасима, 4 марта. Нач. Слава постником, Герасим преподобный, родом бе от ликииския страны. л. 421 об. Страдание мученицы Еликониды, 28 мая. Нач. Еликонида Христова мученица бе в царство Гордианово. л. 426 об. Память мученицы Феодосии, 29 мая. Нач. О святой Феодосии тирской Евсевии Кесарии палестинския епископ, очевист свидетель написа сице. л. 429. Страдание мученика Вакха, Каллимаха, Дионисия и Варвара (нач. нет), 6 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

1418–1422; память 12 мая); Варлаам Улейминский, Угличский († после 1460); Севастиан Пошехонский (Ток. 1500; память 18 декабря); Паисий Угличский († 1504; память 6 июня); Адриан Угличский († после 1504; память 26 августа); Боголеп Угличский (XVI; память 22 августа); Кассиан Грек, Угличский († 1504; память 2 октября); Вассиан Угличский, Рябовский († 1509; память 12 февраля); Игнатий Прилуцкий, в миру князь Угличский Иоанн († 1523; память 19 мая); Даниил Переяславский († 1540; память 7 апреля); Леонид Пошехонский († 1549; память 5 марта); Киприан Тропский, Ярославский († до сер. XVI); Герасим Болдинский († 1554; память 1 мая); Геннадий Любимоградский, Костромской († 1565; память 23 января); Игнатий Ломский († 1591; память 28 декабря): Исаакий Ломский († кон. XVI – нач. ХШ; память 28 декабря); Иринарх, затворник Ростовский († 1613; память 13 января); Дорофей Югский, Ярославский († 1622; память 5 июня); Иларион Югский, (XVIII; память 5 июня); Никодим Кожеезерский († 1640; память 3 июля); Дионисий Переяславский († 1645; память 15 апреля); Иоаким Шартомский († сер. XVII); Корнилий Переяславский († 1693; память 22 июля); Кирилл, схимонах Борисоглебский; Пимен, затворник и верижник Ростовский (XVII; память 26 августа). Мученики Василий Мангазейский († 1602; память 22 марта) Преподобномученики Адриан Пошехонский († 1550; память 5 марта); Даниил, игумен Грехозаруцкий и с ним 30 братии и 200 мучеников мирян, Угличские († 1608; память 1 октября); Анастасия, игумения Угличская и 35 монахинь с нею († 1609; память 10 апреля); Антонин, игумен Покровский, Герасим архимандрит, Евфимий и Варсонофий священноиноки и иноки Макарий, Матфий, Вассиан, Гурий, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет, Геласий, Иосиф, Вассиан, Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосии, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с ними 1000 мучеников мирян, Угличские († 1609; память 24 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

722. (1782.) Пролог. с ноября по март, полууст., XVI века, в лист, 269 листов, также сходен с пред. 720 и 721, ркп. ветхая. 723. (1734.) Пролог, с января по май, с прибавлениями, полууст, четкий, в два столбца, XVI века, в лист, 445 листов, заглавная заставка фигурная. Названия месяцев, кроме последнего, римские и славянские. См. 255 л. 225. Из славянских и русских Святых помещены здесь два жития: л. 131. Февр. 14. Память иже в святых отца нашего Кирила философа, учителя словеньскаго и многыя языкы (см. И. Добровского стр. 103) и л. 379 об. Апреля 27. Слово о Исаке мнисе, егоже прельсти диавол, паки укрепився победи диавола и милость Божию получи. Из Патерика киево-печерского. Прибавления: л. 391. В суботу 1-го поста, слово св. Феодора Тирона. Нач. В время оно Уаленту царю царствующу в афумьсте граде и бояром его мужьствующим показася етер мужь стратилат. Житие ложное. См. 648 л. 357. л. 396. В среду 4 недели поста. Поучение св. Иоанна Златаустаго. Нач. Уныние отверзем, братие, препловше св. дни честнаго поста и на прочая радостно поспеемь. л. 398. В св. великий четверг. Слово св. и блаж. Евсевиа о сшествии Иоанна Предтечи в ад и о предании Господни. Нач. Добро есть, взлюбленнии, рещи, како благовестил есть Предтеча сущим в аде. л. 406. В св. великий пяток вечер. Слово о снятии Господни с креста. Нач. Чюдеса Господня и силы кто, взлюбленнии, взглаголют, или кто возможеть извещати страсти Его. л. 410 об. Слово на св. Вскресение Господа нашего Ис. Христа, на св. Пасху хотя проповедати, како вскресе от мертвых. Нач. Вста в третий день Господь нашь Ис. Христос и жизнь мирови подасть. Оконч. сказанием о стоянии солнца 7 дней. См. 661 л. 86. л. 416. Мес. февраля в 12 день, слово иже в святых отца нашего Алексея, новаго чюдотворца, митрополита святейшиа митрополиа Киевскиа всея Руси. Нач. Елма убо божественым мужем хотящим повести написати и венца от них похвалныя сплести. Чудес 8 и Похвала. л. 431. Мес. ноября в 26 день св. отца Алимпиа. В тойже день чюдо великаго мученика Христова Георгиа. Нач. Приидете чада, послушайте мене, да скажу вам велие чюдо св. мученика Георгиа. Бе на всточьной стране град, именем Лаасиа, и бе велик зело и множество людий в нем; бе в нем царь, именем Селвий, идоложьрець.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Не ставя перед собой задачи сообщить читателю нечто совершенно новое, постараемся кратко изложить некоторые исторические сведения о празднике, отмечавшемся первоначально 6 января, более или менее известные. Св. Иоанн Кассиан Римлянин (360-ок. 432) писал: " ... священники этой провинции [Египет] рассматривают [Богоявление] как время, одновременно крещения Господа и также Его рождества во плоти (vel Dominici baptismi, vel secundum carnem nativitatis esse definiunt...), и так празднуют память каждого таинства не отдельно как в западных провинциях, но в едином празднике этого дня " . Много веков спустя в рукописи, содержащей сочинения известного сирийского монофизитского писателя Дионисия Бар-Салиби († 1171), сделана схолия, почти что современная ему, с объяснением причин введения праздника Рождества: " Господь был рожден в месяце январе, в день, когда мы празднуем Богоявление; ибо древние соблюдали Рождество и Богоявление в один день... Причина, по которой отцы перенесли указанное торжество с 6 января на 25 декабря, как говорят, такова: язычники имели обыкновение отмечать в тот же день 25 декабря праздник рождения солнца. Для украшения торжества у них был обычай возжигания огней, даже христиане приглашались принять участие в этих обрядах. Итак, когда учителя заметили, что христиане были покорены этим обычаем, они решили праздновать праздник истинного Рождества в тот же день; а 6 января они стали праздновать Богоявление. Они сохранили этот обычай до сего дня с обрядом возжигания света (досл. огня) " . Если положиться на эти два свидетельства, начинает вырисовываться древняя традиция единого праздника Богоявления, отмечавшегося 6 января (19 января по новому стилю). В памятнике сирийской письменности (не позже нач. IV в.) " Учение апостолов " сказано: " Соблюдай день Богоявления нашего Спасителя, который глава праздников Церкви, в 6 день месяца канун (т. е. 6 января) согласно долгим вычислениям греков... " . Однако остается немало вопросов. 1. 6 января - был по преимуществу праздником Рождества, или, наоборот, Крещения? 2. С какого времени эта дата становится точным временем празднования двух праздников? 3. С какого времени начинает праздноваться отдельный праздник Рождества Христова? 4. Как данные даты соотносятся с принятыми в Византии системами летоисчисления? и пр. Ответы на эти вопросы были бы слишком пространны для краткой заметки. Быть может, несколько приведенных ниже отрывков из святоотеческой письменности смогут отчасти пролить свет на некоторые из них.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Заглавие: Поучениа различна, избранна от св. Евангелия и от многих божественных писаний, глаголема от архиерея из уст по всякую неделю на поучение христоименитым людем прочитаем, такоже и на Господскые праздники и на памяти Святых, приложения со греческого языка на руские книгы в лето 6915 (1407) индикта 15. Порядок и заглавия недельных 52 слов теже, какие под, 99, но на Господские праздники и память Святых недостает след. 8: на 1-е сентября 3-го, в неделю св. Праотцев – на 1-е января, в неделю по Крещении – на Благовещение, на 23 апреля, на 1 и 15 августа. Как бы взамен сих одно прибавлено: л. 490. Мес. сентября 8, Слово на Рождество св. Богородица. Нач. В лето написаниа обоюнадсеяте колену Израилеву бе бо Иаким богат зело. Срав. 663 л. 106. 106. (9.) Евангелие учительное, полууст., переходящий в скоропись, исх. XVI или нач. XVII века, в лист, 517 листов, заглавная заставка с красками и золотом, для второй (л. 364) оставлено порожнее место. Заглавие то же, что выше 105, но в расположении слов сходно с 99, за исключением прибавленного здесь того же слова на Рождество пресв. Богородицы, какое в предыд. 105 л. 490. Перевод учит. Евангелий, кроме помянутого по 100, во всех списках одинакий, хотя в заглавии их и показаны два перевода 1343 и 1407 годов. 107. (1583.) Евангелие толковое Феофилакта, архиеп. болгарского, на еванг. Матфея, полууст. исх XIV века, в лист, 237 листов, заглавная заставка из кружков. л. 1. Заглавие: Иже в святых отца нашего Иоанна, архиеп. Константинаграда, Златоустаго поведание о Евангелии св. Матфея евангелиста слово 1, предисловие. Нач. Подобаше убо нам не требовати помощь от писаниа, нь тако имети житие чисто и непорочно. л. 6. Блаженого Феофилакта, архиеп. болгарскаго о Евангелии Матфеове сказание вкратце от Златоустаго сказаниа. Книга родства, слово 2. Нач. Вопрос: Почто убо не рече зрение или слово, якоже и Пророци глаголааху. Толкование Феофилакту болгарского на Четвероевангелие было издано неоднократно. На л. 10 подпись на греч. языке не разобрана.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Выставка " Стояние в правде " посвящена 525-летию обретения независимости России Москва, 23 января 2006 г . 24 января 2006 года в Российской государственной библиотеке состоится открытие выставки " Стояние в правде " , посвященной 525-летию обретения независимости России и приуроченной к 525-летию установления церковного праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году, – сообщили корреспонденту Портал-Слово.Ru в Правлении Союза писателей России. Выставка рассказывает о становлении Русского государства в XIII–XVI вв. – от времени возникновения небольшого Московского удельного княжества, первым князем которого в конце XIII в. стал младший сын Александра Невского, князь Даниил Александрович, до " венчания на царство " Ивана IV Васильевича, т.е. до исторического момента рождения Российского царства. Выставка организована Российской государственной библиотекой и Союзом писателей России. Центральными экспонатами выставки стали уникальные рукописи XV – нач. XVII вв., предоставленные Отделом рукописей РГБ. В их числе – духовно-политические памятники, сыгравшие выдающуюся роль в формировании идеологии российского самодержавия: Послание архиепископа Ростовского Вассиана на Угру великому князю Ивану III (рукопись кон. XV в.); Сказание о князьях Владимирских (рукопись сер. XVI в.); Послание инока Филофея (рукопись нач. XVII в.); Чин венчания на царство государя Ивана IV Грозного (рукопись нач. XVII в.) Многие рукописные раритеты будут представлены для широкого обозрения впервые. Основную часть экспозиции составляют работы отечественных и зарубежных историков, философов, публицистов, повествующие об истории Русского государства в конце XIII – первой половине XVI вв. Среди них – редкие издания из фондов Отдела рукописей РГБ: факсимильные издания Житий святителя Алексия, преподобного Сергия Радонежского, святителя Николая Мирликийского; раритетное издание договорных грамот великого князя Ивана III; одно из первых изданий Великих Миней Четьих; одно из первых изданий " Истории государства Российского " Н.М. Карамзина; издания исторических трудов В.О. Ключевского (с автографом автора). Выставка оформлена портретами русских государей из " Титулярника " 1672 года, а также графическими работами художника И. Цыганкова, выполненными для оформления поэтической драмы известного отечественного поэта, лауреата Государственной премии Анатолия Парпары " Противоборство " . Открытие выставки состоится 24 января 2006 года в 14:00. Адрес: Российская государственная библиотека, ул. Воздвиженка, 3/5, 3-й подъезд, 3-й этаж, выставочный зал (м. " Библиотека им. Ленина " , " Боровицкая " , " Александровский сад " ). Выставка работает с 26.01.2006 г. понедельник – пятница, с 12:00 до 17:00. 23 января 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/15982.html

В нач. 1880-х о келье схимника остались только воспоминания, пещеры были закрыты. Однако к концу того же десятилетия здесь появилась деревянная часовня, и лабиринт вновь стал посещаемым. К кон. ХХ в. подземелья были почти целиком завалены. В 1990 г. сотрудники отдела «Киев подземный» Музея истории Киева начали их расчистку и укрепили коридор от входа до храма временными бетонными крепями (они стоят до сих пор). Слабое финансирование экспедиции обернулось тем, что работу продолжили братия и прихожане возрожденного скита. В сер. 1990-х гг. пещерный храм был наречен во имя прп. Досифея, в 2000 г. – переименован в честь Собора Пресвятой Богородицы; к 2000 г. в церкви выстроили кирпичные иконостас и киворий над престолом, тогда же были обложены кирпичом и несколько пещерных келий. На сегодня подземная церковь Китаева является самым крупным пещерным храмом Киева – при длине 7, ширине 4, высоте 4 м; ее отличают также наличие старинных световых проемов в своде (благодаря небольшой глубине залегания главной пещеры) и хор, надстроенный в 1990-х гг. над входным коридором. В 2011-2012 гг. проведено дополнительное укрепление пещер кирпичом (включая обкладку еще одной кельи). В 1995 г. над входом в пещеры воздвигнута новая деревянная часовня, а рядом – кирпичный домик иноков-смотрителей (позже обе постройки были реконструированы). Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Собор Пресвятой Богородицы — 8 января Собор 12-ти апостолов - 13 июля Особо чтимые праздники: Память прп. Досифея Киевского — 25 сентября (8 октября) Память прп. Серафима Саровского — 2 (15) января, 19 июля (1 августа) Память прп. Феофила Киевского — 14 (27) июля, 28 октября (10 ноября) Местонахождение [ править править код ] Китаево представляет собой глубокую S-oбpaзhyю в плане впадину в массиве коренной возвышенности правого берега Днепра, открытую северным концом в долину реки. По дну впадины издревле проходил ручей, в нижнем течении которого к нач. ХХ в. существовали 3 пруда, а во 2-й пол. ХХ в. – был устроен каскад из 4-х озер, разделенных дамбами с водосбросами. С востока над озерами господствует кряж, отделяющий Китаево от долины Днепра и оканчивающийся на севере круглой Китай-горой. В противоположность крутым склонам кряжа, западный «борт» урочища более отлогий.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Незадолго до своей блаженной кончины преподобный Макарий принял схиму и поселился в верховье Жабынки, где в пустынной тишине предался усиленным подвигам поста и молитвы. 22 января 1623 года (по другим источникам, в 1622 году) он мирно преставился ко Господу. Братия погребли честное тело святого наставника около церкви у входа в обитель. На могиле святого происходили многие исцеления. Церковное почитание преподобного Макария установилось в конце XVII – нач. XVIII в. В 1764 году, при императрице Екатерине II, бедные монастыри, не владевшие землей, были упразднены, в их числе и Жабынская Введенская пустынь (соборный храм обители стал приходским). Из-за неблагоприятных для обители обстоятельств память о преподобном Макарив померкла и чествование его как всероссийского святого прекратилось. Но преподобный Макарий призрел свою обитель и спас ее от запустения. В 1776 году в Жабынскую пустынь, строения которой еще не были сломаны, пришли иноки сгоревшего Успенского Шаровского монастыря Калужской губернии. С того времени началось постепенное укрепление Жабынской обители. В 1816 году при копании рвов для закладки новой каменной Никольской церкви на месте прежней, деревянной, были обнаружены нетленные мощи преподобного Макария и вновь опущены в землю под алтарь нового храма. Восстановление памяти святого было установлено указом Святейшего Синода 2 января 1888 года по ходатайству граждан города Белева, полтора столетия хранивших память о чудесах и подвигах преподобного Макария. 17 октября 1889 года была торжественно совершена закладка каменного храма во имя преподобного Макария Жабынского на месте прежней Никольской церкви, где находились мощи святого. Во время строительства храма игумен Иона (прежний настоятель монастыря, в то время проживавший на покое) и начальник строительных работ задумали открыть святые мощи. Преподобный Макарий явился им в сонном видении и воспретил это. 22 января 1902 года было совершено торжественное празднование памяти преподобного Макария Жабынского в Туле и Тульской губернии. Память преподобного Макария совершается также 22 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

7) Иоанникий патриарх. Память 3 сентярбя (в Сербляке служба без синаксаря; Филар.). 8) Ефрем патриарх. Память 16 июня (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март.). Остальные: 1) Иоанникий девический, девицкий или чернорецкий. По синаксарю Сербляка, происходил из нынешней австрийской Далмации, подвизался подвигом пустынного жития в правление Юрия Бранковича. При пособии сейчас названного деспота построил монастырь Девический или девицкий на реке Ибаре или Ибре. Память 2 декабря (в Сербляке служба и синаксарь; у преосвящ. Филар. под 26 апреля, у Мартынова под 4 ноября). 2) Стефан Щилянович. По синаксарю Сербляка, служил в воинском сане сначала деспоту сербскому незадолго до падении сербского царства, потом королю угорскому. «Присно подвизался во благих, яже суть; милостыня, чистота, молитва , вера православная и любовь нелицемерная к ближним». Повесть вкратце о нем написана патр. Паисием (Гласника XXII, 232 прим., о пространном житии см. у Шафарика в Geschichte d. Südslaw. Literat. III, 198 нач. По словам патр. Паисия, Стефан призван был в Венгрию из своей родины Захолмии женой деспота сербо-венгерских переселенцев Иоанна Бранковича-Еленой, которая после смерти мужа, не имея потомков мужского пола, передала ему, как родственнику княжеского дома, деспотское достоинство. Умер он, по свидетельству того же Паисия, 4 октября 1508 г., см. у Чапловича в Slavonien und zum Theil Croatien, Pesth, 1819, ч. II, S. 182. Cfr однако Сношения России с Востоком по делам церковным Муравьева ч. I, стр. 14 sqq, где в 1509 г., и кажется и ранее, деспотом не Стефан, а Иваниска латинской веры). Память 4 октября (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март.). 3) Максим, митрополит угровлахийский, родом серб, сын деспота Стефана, внук Юрия Бранковича. Краткое житие его в Гласнике XI, 123. Память 18 января (в Сербляке служба и синаксарь; Март, и выше у нас в истории угровлах. церкви). 4) Василий острожский. По синаксарю Сербляка, урожденец герцоговинский, постриженик требиньский, митрополит захолмский и скендерийский, подвизавшийся неизвестно когда, почивающий в Остроге, в Черной горе. Память 29 апреля (в Сербляке служба и синаксарь; по Мартынову, под 22 декабря, он был после патриархом пекским и занимал кафедру будто бы в первой половине XVII века; Филар.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Преподобный Киан (VI в.; память 11 декабря) был отшельником в Уэльсе в местности, относящейся к современному графству Карнарвоншир. Праведник много боролся с бесами. Он известен также как святой Перис. Церковь в деревне Нант-Перис освящена в его честь. В другой деревне, названной его именем, сохранился святой источник, из которого пил сам святой. Одно озеро неподалеку названо в честь святого Киана. Церковь святого Сейриола в Пенмоне Святой отшельник Татан Гламорганский (нач. VI в.; память 26 декабря) подвизался в Гламоргане в Уэльсе, где основал монастырь, названный впоследствии Сент-Атанс. Святой отшельник Мерин (VI в.; память 6 января) был учеником настоятеля Данода в Бангоре. Святого Мерина почитают в этой области Уэльса, а также в Бретани. Святой Эйнган (также Эйнион; VI в.; память 9 февраля) был принцем из Англии. Он покинул родной Камберленд и обосновался в Уэльсе. Прожил остаток жизни отшельником в Лланенгане близ Бангора. Родителями одного из величайших основателей монастырей Уэльса преподобномученика Кадока († ок. 575) были – ни много ни мало – король и королева Уэльса! Они тоже прославлены во святых. В ранней Церкви Британии нередко можно обнаружить целые семьи святых. Подчас представители нескольких поколений одной семьи становились святыми. Имена родителей святого Кадока – Гундлий (также Гвинлиу; † ок. 500; память 29 марта) и Гладис (V в.; память 29 марта). После рождения и воспитания святого Кадока благочестивая королевская чета предалась подвижничеству. По преданию, оба, будучи уже в преклонных летах, жили в таком воздержании, что не ели почти ничего, кроме хлеба, пили одну воду, имели обыкновение молиться в холодной воде в зимнюю стужу. Даже ночью они не прекращали молитв. Они каждый день посещали церковь, молясь и делая земные поклоны перед алтарем. В последние годы жизни святой Гундлий одевался в рубище, ел только ячменный хлеб, перемешанный с пеплом, пил простую воду. К постоянной молитве уединения он прибавлял ручной труд. На смертном одре святого Гундлия посетили святые, которые его причастили. В городе Ньюпорт во имя святого Гундлия освящена церковь. Поистине это замечательный и далеко не единственный пример семейной святости в Британии.

http://pravoslavie.ru/34525.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010