А здесь было благоговение пред совершившимся и торжественное, радостное настроение В пять часов пришла медсестра, но все уже было кончено. С колоколами зазвучали 12 ударов, возвещающих его смерть. И все, кто шел в церковь – на гор е , в городе, – поняли, в чем дело, и скоро дом наш наполнился рыдающими. К тому времени я убрала все лишнее, мужчины помогли раздвинуть стол, пришли священники, облачили его, положили на стол. У нас было состояние отупения, что ли. Говорили, двигались, делали – будто все нарочно. Разослали телеграммы. Володя приехал на другой день. На третий – папины сестры Антонина, Клавдия и брат Андрей. На третий вечером – Анатолий. Съехались священники. В четверг его схоронили по правую сторону алтаря. Бог был милостив к нам. Когда я представляла себе смерть его или мамы, я была уверена, что и сама умру, ни за что не выдержу. А здесь было благоговение пред совершившимся и, как это ни странно, торжественное и радостное настроение. Блажен путь, в оньже идеши днесь, душе, яко уготовася тебе место упокоения. Кучка недоброжелателей исчезла в потоке любивших его. Он умер накануне Николы, много было народа, и весть о его смерти разнеслась по окрестным селам. В доме шел поток людской, все приходили прощаться. И на похороны собралось много людей, пришедших издалека. Касимовцы просили перевезти его домой, ждали его до пятницы, но мы не смогли. Маме было очень плохо. Она ведь больна, и неделя напряжения не прошла даром. И сейчас еще не вошла она в норму. Посылаю тебе карточку, это – на 9 день. В гробу его не снимали. Сейчас на могиле большой крест и горит лампада в фонаре. Володя уехал в день похорон, Толя был до 9 дня. Сейчас мы втроем. Живем в одной комнатке. Дом сразу опустел и стал чужим. До сорокового дня проживем здесь, потом, наверное, поедем в Касимов. Пиши. Будь здорова! Привет Илюше. P.S.: Интересно, что мобилизовали 18 декабря 1943 г. И его завещание написано 17/ХII/1943 г. В Лебедянь приехал 19/ХII/1947 г. и умер 18/ХII/1950 г. Все на Николу. Здесь прожил без одного дня 3 года.

http://pravoslavie.ru/149522.html

  Русское духовенство По вопросу о состоянии обновленческого течения среди русского духовенства нужно отметить, что за последнее время как само духовенство, так и миряне приходов кантона переходят на сторону староцерковнической организации. Первым перешел Спасский собор, а по его примеру последовали и другие. В настоящее время в обновленческом течении находится 15 приходов, но и они готовятся к переходу. Вследствие такой малочисленности кант[онное] церк[овное] упр[авление] прекращает свою работу из-за недостатка средств и отсутствия работников. Вашинская обновленческая община от разделения церкви отказалась ввиду отсутствия необходимых для этого средств, священник с[ела] Пичкасс Балмасов всегда проводил линию поддержки староцерковничества и склонил к этому уволенного обновленческого священника Ласточкина, который выезжал в Казань на поклонение епископу. Переход обновленческих общин усилился после того, как благочинный священник с[ела] Щербеть Кожевников примкнул к староцерковнической организации, после этого первый и второй округа целиком перешли на сторону старого духовенства. Скверное материальное положение уполномоченного Казанского епархиального управления Листова вынуждает его подыскивать другой приход. Таким образом обновленческое течение в кантоне постепенно ликвидируется, о чем Листов намерен сообщить Казанскому епарх[иальному] управлению… Уполномоченный ТО ОГПУ по Спасскому кантону < Лобанов> (Лобанов). 277 .   72 5 апреля 1931 г. – Выписка из протокола 5 заседания Секретариата ЦИК ТАССР   Куда, кому: Спасскому райисполкому, Ин[формационно]-релис[трационный] сектор при ЦИК Т[атарской] р[еспублики]. Слушали: § 10. Ходатайство Спасского райисполкома о закрытии собора в гор. Спасске, причем церковь закрыта в октябре г. по настойчивому ходатайству гр[ажда]н гор[ода] Спасска на состоявшемся собрании 6/XI-29 г. в числе 846 человек, при этом с момента закрытия, т. е. с 6/XI-29 г. до 14/IX-30 г., по истечении 10 месяцев, со стороны оставшихся верующих претензий на закрытие не поступало и только 14/IX-30 г. организовалась так называемая «инициативная группа верующих», которая возбудила перед органами власти ходатайство об открытии данной церкви, 16/Х-30 г. и 4/ХII-30 г. ходатайства повторяли, но увеличение данной группы не произошло, и с 4/ХII-30 г., т.е. в течение 4-х месяцев заявлений от общины верующих не поступало.

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

Помогите выбраться из ужасной пропасти. Галузин». Галузину было дано 250 руб. Впоследствии он ушел добровольцем в Кр[асную] Армию. Вот письмо помощника регента соборного хора Лебедева Ивана Васильевича от 28/ХII–41 г.: «Я, можно сказать, понемногу умираю. Силы мои подорвались. Я сейчас лежу. Одни кожа и кости. Сидим несколько дней на одном хлебе. Конечно, все теперь так существуют, но хочется жить. Спасите жизнь... Со мной вместе голодает жена, дочь и девятилетний внук, отец которого на фронте. Нет ни продуктов, ни денег. Спасите жизнь. И. Лебедев». Лебедеву было дано 300 руб. Но спасти его не удалось. Он умер. Вот письмо настоятеля собора – протопресвитера Абакумова от 12/XII–41 г. «Я захворал. Температура 38,8. Назначен постельный режим. К воскресенью мне не встать. Не можете ли мне отпустить и прислать бутылку деревянного масла, чтобы не сидеть в темноте. Протоиерей Абакумов». Масло было послано. Послано 1000 рублей пособия, но протоиерей Абакумов не долго прожил. Через неделю, 19/ХII он умер. Хоронили также на церковный счет. Вот письмо красноармейца Малявичева Василия, бывш[его] соборного служащего, в ответ на посланную ему 14/XII–41 г. посылку в один из госпиталей г. Л[енингра]да, где Малявичев находился на излечении, (он был ранен в висок и лишился правого глаза). «Примите от меня великое красноармейское спасибо. Очень тронут вашей заботой... Спасибо всему административному органу 20-ки. Красноармеец Малявичев». По выздоровлении Малявичев вернулся в свою часть. Вот письмо певца Большева Петра Ивановича от 10/1–42 г. «Я третий день как слег в постель и не могу совершенно встать. Думаю, чувствую, что так и кончу свою жизнь на этом. Ни денег, ни вещей у меня нет... Положение мое ужасное. Помогите. Жить еще хочется... П. Большев». Большеву было оказано пособие в 300 рублей. По выздоровлении он поступил в Кр[асную] Армию, в ансамбль песни и пляски. Работал все время в прифронтовой полосе. Получил знак «Отличника». Награжден медалью «За оборону Ленинграда». Вот письмо певца Радеева Евгения от 18/1–42 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2/Х-1928 г. присутствовал на заседании расширенного Пленума Священного Синода. 18/V-1930 г. хиротонисан во епископа Ставропольского. С декабря 1932 года – сп. Тверской. В июне 1933 г. уволен за штат. 21 июля 1933 г. уволен из Тверской епархии за целый ряд неправильных поступков, унижающих епископское достоинство. 7 февраля 1934 года запрещён в священнослужении за бестактную деятельность в должности настоятеля собора г. Махачкалы. Пытался устроить в Махачкале автокефалию. С 11/IV-1934 г. разрешено священнослужение. 16/VIII-1934 г. откомандирован в Курскую митрополию для замещения Старо-Оскольской кафедры. 13/IХ-1934 г. утверждён правящим Старо-Оскольской епархией. 29/ХII-1934 г. уволен из Старо-Оскольской епархии «для пользы обновленческого дела» за штат, с правом быть настоятелем. 30/I-1935 г. откомандирован в Ивановскую митрополию для получения настоятельского места. С декабря 1935 г. на священнической вакансии в г. Иванове. С 22/IV-1936 г. – еп. Александровский. С 5/XII-1936 г. возведён в сан архиепископа с назначением архиеп. Александровским. С 30/XII-1937 г. – управляющий Ивановской митрополией. С 3/ХII-1938 г. освобождён от управления Ивановской митрополией и уволен за штат. Во время Великой Отечественной войны, будучи на оккупированной территории в областях Западной Украины, пытался войти в юрисдикцию митрополита Алексия (Громадского), но последним не был принят. Эвакуировался с оккупантами в Германию. Перешёл в католичество, был принят в сущем сане архиепископа с сохранением восточного обряда и вскоре Папой Пием XII был возведён в сан митрополита с правом предношения креста и награждён наперсным крестом с бриллиантами. Получил назначение в одно из южно-американских государств (сообщ. свящ. Е. Тимофеева еп. Сергию Ларину). ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1928. 10 (33). С. 7, прот. 3. ФАОС дело 138. Кат-АМ 224. Кат-ЯВ 181. С. 87–88. Дополн. к Кат-ЕС. [Кат-ГУБ. С. 982.) Родился в семье железнодорожного рабочего. В священном сане с 1918 г. По его доносу был арестован А. Боярский.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Я писал Вам 2/15-ХII, 12/25-ХII, 8/21-I, 12/25-I и 21/3-II. За литургией поминал Вас 4-го и сегодня. Я пока по милости Божией здоров и благополучен. Долго не было писем из Владимира. 9-го получил два и сегодня одно. Георгий Георгиевич тоже пишет. Он хлопочет о моем переезде в Тутаев. Не знаю, что сказать по этому поводу... Конечно, мне очень-очень хочется видеть всех моих друзей. Но я боюсь быть им еще больше в тягость, чем сейчас, находясь вдали от них... Ваш кум писал, что устроился хорошо, работает на дому, за работу получает больше натурой. Поговаривают об открытии мастерской, и ему предлагают руководство. Он в затруднении 99 . Надеюсь, мои письма Вы получили по возвращении в часть. Жду теперь от Вас. А что знаете о Юре? Господь да хранит Вас, мой дорогой, и Ваших близких. На всех призываю Божие благословение. Спасайтесь о Господе. С любовию, богомолец Ваш Е[пископ] А[фанасий]. Письмо 40 Диакону Иосифу Потапову 4 марта 1943 г . г. Ишим † Милость Божия буди с Вами, мой милый, мой дорогой о. Иосиф! Приветствую Вас со святой Четыредесятницей. В воскресение земно кланяюсь Вам. Простите меня Христа ради. И Вас Господь да простит. Да поможет Господь нам всем добре совершить св. Великий пост и в радости встретить Светлый День Воскресения. Вчера получил Ваше письмо от 11-II. Спасибо Вам, родной мой! Очень жаль, что ни вологодского, ни московских Ваших писем не получил. И откуда Вы взяли адрес на Пролетарскую ул. Никогда такой не знал и не мог Вам написать. И деньги, посланные Вами из Вологды, очевидно, возвратились к М[арии] И[вановне], она снова послала их мне 12-II, я получил их 10/23. Ваши письма, конечно, пропали безвозвратно. Они попали на городскую почту, там меня совсем не знали, – я получаю с вокзального почт[ового] отделения. Рад очень, что Вы побывали у своих и в то же время очень беспокоюсь о Вашем здоровье, ввиду диагноза Ник[олая] Николаевича. Не поставят ли Вас на более легкую работу? Как жаль, что моя посылочка все еще не дошла до Вас и, может быть, и не дойдет.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Овдовел. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 9/VII-1925 г. хиротонисан во еп. Шадринского, вик. Свердловской епархии. С ЗО/ХII-1925 г. – настоятель Верхотурского собора. С 10/VIII-1927 г. – управляющий Сарапульской епархией. С 7/III-1930 г. – еп. Ирбитский. 11/VI-1930 г. уволен на покой согласно прошению, ввиду расстройства здоровья. Скончался 2/VIII-1932 года. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 203. Кат-АМ 326. Кат-ЯВ 262. С. 133. [Кат-ГУБ. С. 994–995.] Родился 06/IX-1861 г. в с. Киргинском Пермской губернии в семье диакона. В 1882 г. окончил Пермскую духовную семинарию. 26/VIII-1882 г. рукоположен во иерея к Ново-Тихвинскому женскому монастырю. С 30/III-1885 г. – священник церкви с. Закамышловского Камышевского уезда Пермской губернии. С 1896 г. – священник Свято-Духовской церкви г. Екатеринбурга. С 06/Х-1899 г. – настоятель Успенской церкви Верх-Исетского завода. 27/ХI-1917 г. возведен в сан протоиерея. Овдовел. С 1922 г. в обновленческом расколе. 09/VII-1925 г. хиротонисан во еп. Шадринского, вик. Свердловской епархии. В 1925 г. участник III обновленческого собора. 05, XI-1925–22/XII-1925 г. временно управляющий Нижне-Тагильской епархией. С 27/ХII-1925 г. настоятель Верхотурского Крестовоздвиженского кафедрального собора Нижне-Тагильской епархии. С март а 1926 г. благочинный церквей Верхотурского округа Нижне-Тагильской епархии. В июле 1927 г. временно управляющий Сарапульской епархией. С 10/VIII-1927 г. – еп. Сарапульский. С 07/III-1930 г. – архиеп. Ирбитский и Туринский. С 11/VI-1930 г. на покое в г. Свердловске. Скончался 02/VIII-1932 г. без покаяния. [ПСТБИ] [Лавринов. С. 17I.J ФЕОДОР (Бекаревич) Епископ Чаусский Родился в 1862 году. Окончил Могилевскую духовную семинарию. Священствовал и состоял благочинным. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 25/II-1923 г. хиротонисан во еп. Могилевского, вик. Гомельской епархии. С 1924 г. – еп. Чаусский, вик. Гомельской епархии. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Виленский и Литовский. С 1948 г. – архиеп. Горьковский и Арзамасский. 25/II-1955 г. – митр. Горьковский и Арзамасский. 14/VIII-1961 г. уволен на покой по болезни. Скончался 27/Х-1966 г. в г. Горьком. [ПСТБИ] [Шкаровский. С. 53, 56, 86, 88.] ЛАЗАРЬ (Любимов (Михаил Иванович]) Епископ Загорский, викарий Московской епархии Родился 22/ХII-1897 года. В 1922 г. заочно окончил Московскую духовную академию, будучи священником с 1919 года. Овдовел и в 1930 г. принял монашество. С 1931 по 1933 г. был на гражданской службе. В 1934 г. уклонился в обновленческий раскол. 6/I-1935 г. перерукоположен во епископа, согласно его заявлению о том, что до этого рукоположен во епископа «анархическим» староцерковническим еп. Андреем (Ухтомским) с титулом еп. Загорского, вик. Московской епархии, и считал эту хиротонию недействительной. 7/I-1935 г. на другой день после хиротонии назначен настоятелем церкви всех Святых в г. Москве. С сентября 1935 г. – настоятель собора в г. Моршанске, Тамбовской области. 9/III-1936 года уволен за штат. 9/XII-1937 года назначен священником Оренбургской Дмитровской церкви. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 114. Кат-АМ 189. Кат-ЯВ 158. С. 73–74. [Кат-ГУБ. С. 978.] Родился 20/Х-1886 г. в семье псаломщика с. Литвинова Наро-Фоминского уезда Московской губернии. После окончания Дмитровского духовного училища, поступил в Вифанскую духовную семинарию, перевёлся в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1908 г. Служил приходским священником в Москве. После опубликования июльской Декларации 1927 г. перешёл в оппозицию митр. Сергию (Страгородскому) . 1928–1932 гг. священник церкви свт. Николая Большой Крест на Ильинке в Москве. Тайно в 1930 г. рукоположен во епископа иосифлянами. По другим данным, рукоположен в 1932 г. С осени 1931 г. возглавил московских иосифлян. Арестован 15/IV-1932 г. по делу «Московского филиала ИПЦ». 07/VII-1932 г. приговорён к 3 годам заключения в лагерь, что было заменено ссылкой. В 1935 г. после освобождения вернулся в Москву и перешёл в обновленчество, обновленческий еп. Клинский, вик. Московской епархии. В 1935 г. – обновленческий еп. Моршанский. 15/XII-1937 г. арестован в Москве по делу «Автокефальной Черной Церкви». Тройка при УНКВД СССР по Московской области 20/XII-1937 г. приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 22/ХII-1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Милость Господня да будет с Вами, дорогой мой о. Евлампий! На этих днях почта принесла открытку Вашу 58 и письмо 59, адресованное в Е. 759 И семь отправлений, досланных из К. 760 40–47, с пропуском 42. В одном из писем вложено было Ю[рия]. Где-то он: цел ли? Пока не узнаю от Вас, что Юрий дома, отвечать ему не буду, не то ли же посланное через Вас ему письмо как будто уже отвечает на некоторые подробности и настоящего. На свое письмо от 23/ХII – Вы хотели бы иметь ответ по телеграфу, но я не вижу надобности в такой спешке, тем более что тон телеграфных сообщений, в силу самой кратости, может придавать им как бы распорядительный характер. Я же могу только высказывать свое личное понимание дела и отношение к нему, а не решение его и тем более распоряжение. Рассматривая под этим углом зрения и Ваши с почтенным о. Александром 761 недоумения относительно общения с прибывшим к Вам Преосвященным, думаю, что в Вашем положении и я поступил бы так же. Пусть есть некоторая разница в степени, какою определяется воздержание Ваше и его от объединения с м[итрополитом] Сергием, но воздержание такое признается необходимым и вновь прибывшим поселенцем 762 . По существу это звук одного и того же клавиша, но у одних, с некоторым нажимом на педаль, у других – без него. Диез, стоящий при ноте... (неразб.), не может производить какофонию, особенно ввиду все более усиливающейся тугости на ухо Валаамского (он именинник 28 июня) 763 . Из Вашего письма вижу, что Вы не имели в руках моего «суждения» в полном виде. Там вопрос о формуле решен в том именно смысле, как додумались и Вы, теперь «муж разума и силы» действительно излишни, обязательным же кажется мне только: о всех, иже во власти суть и о еже возглаголати в сердца их благая и мирная о Церкви Святей. На свой ноябрьский отзыв получил в день св. Василия Великого «Второе письмо», заканчивающееся определением: «Так как дальнейшее промедление с настоящим делом не безопасно для церковного благочиния, и на случай, если это мое обращение к Вам желательного результата иметь не будет, нахожу благовременным теперь же сделать нижеследующее постановление:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Остаюсь в радостном ожидании желанного ответа Вашего Преосвященства с братской во Христе любовью сомолитвенника, недостойный М. Нестор. 123 234 Епископу Афанасию (Сахарову) 25 декабря 1959 г. [г. Кировоград] Дорогой, возлюбленный о Господе Преосвященный Владыко Святитель Божий Афанасий. Сердечно поздравляю Вас с светлым праздником Христова Рождества и с Новолетием 1960 года. Всемилостивый Господь Бог да дарует милость мира всему миру. Да спасает и хранит Вас Христос в добром здравии и благоденствии. Да будут всегда благословенны труды Ваши для утверждения Церкви Христовой Православной. И да отсыхают и отпадут плевелы от пшеницы – веры Христовой. И да стоит вечно благодатная Церковь Божия и врата адовы не одолеют Ее. Вашими святыми молитвами есмь – еже есмь Ваш собрат во Христе, преданный и любящий, недостойный М. Нестор. 25/XII-59 г. 124 235 Коростелевым 1 января 1960 г. г. Кировоград 1/I-60 г.–25/ХII-59 г. Дорогие мои, милые старые друзья Отец Протодиакон Симеон Никитич, Анна Тимофеевна и все почтенное потомство Коростелевых. Сердечно Вас поздравляю с радостным – святым праздником Рождества Христова и новолетием 1960 года. Милость Божия да сопутствует Вам в трудах Ваших во благо Христовой Церкви и дорогой нашей Родины. Да хранит Вас всех Христос Спаситель в полном здравии и благоденствии. Большой радостью [было бы] для меня, если бы ты, Сенечка, смог уговорить Владыку Никандра и вместе бы приехали ко мне, насколько Вам возможно погостить. Если у Вас есть расположение, то обрадуете старика. Наша жизнь так коротка, а свидеться душевно хочется. Бог в помощь – собирайтесь. Любящий Ваш старый друг Митрополит Нестор. 125 236 Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси 6 февраля 1960 г. [г. Кировоград] Его Святейшеству, Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси Митрополита Нестора, Управляющего Кировоградской Епархией Почтительнейший рапорт Смиреннейше докладываю Вашему Святейшеству, что на мое имя поступали заявления от отдельных верующих, в которых излагались жалобы на настоятелей приходов за то, что они не посещали домов с рождественской молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

05/VII-1915 г. хиротонисан во еп. Рыбинского, вик. Ярославской епархии. Одновременно являлся настоятелем Афанасьевского монастыря в г.Ярославле. С 15/II -1921 г. - еп. Сумской, вик. Харьковской епархии. В сентябре 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, при этом сложил с себя монашество, в 1922-1923гг. - обновленческий еп. Вологодский. Участник второго обновленческого лжесобора 1923 г., на котором подписал постановление о лишении сана и монашества Св. Патр. Тихона 19/V-1923 г. принял участие в " епископской хиротонии " А. Введенского. С 23/I-1924 г. - обновленческий архиеп. Ярославский. С 10/IV-1925 г. - обновленческий архиеп. Саратовский. С 01/IX-1925 г. - обновленческий митр. Уральский. С 22/IX-1926 г. - обновленческий митр. Воронежский и всея Центральной Черноземной области. Член обновленческого Синода. В 1927г., будучи в обновленческом расколе, делал призыв к пастве об отказе от обновленчества. В 1935 г. осужден Воронежским областным судом к 5 годам ИТЛ. Освобожден в 1940 г. В 1942 г. - обновленческий митр. Воронежский и Задонский. В 1942- 1943 гг. - обновленческий митр. Ярославский и Костромской. 4/ХII-1943 г. принес покаяние и был принят в лоно Русской Православной Церкви в сане епископа митр. Сергием (Страгородским). С декабря 1943 г. - еп. Сумский и Ахтырский. В 1945 г. возведен в сан архиепископа " за архипастырские труды и патриотическую деятельность " (Как легко и просто сразу. как изменилась ситуация, к митрополиту Сергию и тут же был за труды (???) - П.Т.), архиеп. Сумский и Ахтырский. В 1945-1948 гг. - архиеп. Виленский и Литовский С 1948 г.-архиеп. Горьковский и Арзамасский. 25/11 1955 г. - митр. Горьковский и Арзамасский. 14/VIII-1961 г. уволен на покой по болезни. Скончался 27/Х-1966 г. в г. Горьком. (Выделено мною - П.Т.) ПСТБИ Шкаровский. С. 53, 56, 86, 88. Обновленческий раскол. М. 2002 С.807-808 Личная телеграмма епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) председателю Государственной думы Родзянко, председателю Совета министров Львову и военному министру Гучкову 3 марта 1917 года Христос воскресе! Искренно рад перемене правительства, ответственному министерству.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010