Дорогой Владыко, помолитесь за нас всех, чтобы Господь устроил всех. Я часто впадаю в уныние и скорблю: как доживать до смерти, страшно становится, когда подходит необеспеченная старость... Мы все молились, чтобы нам как-нибудь удалось дотянуть до Успенского поста и чтобы иметь возможность служить по Киевскому чину ежедневно Успению Б[ожией] М[атери] Акафист и канон. Ну, вот мы пока дожили до 1 августа, и сегодня будет первый акафист, но доживем ли до Успения М[атери] Б[ожией] – неизвестно. Слава Богу, что наступил пост, и мы надеемся, что не закроют теперь храм наш до Успения. Дай-то Господи! Владыко св[ятый], простите меня. Земно кланяемся я и Мария, просим благословения и св[ятых] молитв. Интересно, как дошли первые яблоки, не попортились ли. Мы их срывали с дерева и брали специально позеленее. Нине Сергеевне сердечный привет прошу передать. Простите, гр[ешная] Л[идия]. Д. 49. Л. 116–117 об. Подлинник. Автограф. 10. 16 декабря 1961 г. 16/ХII-61 г. Земно кланяюсь Вам, Владыко Св[ятый], и прошу благословения. С глубоким прискорбием сообщаю Вам, что то, чего мы так безумно боялись – совершилось! Итак, мы осиротели... Нет слов выразить всю скорбь и глубокое огорчение наше... Не знаю, когда мы сможем немного забыть эту утрату и успокоиться?! Я понимаю, что нельзя так предаваться печали и скорби, но не могу ничего с собой сделать. Не могу все описать. Я очень мечтаю приехать в М[оскву] в конце января и повидаться со всеми. Кроме того, я сейчас растерянно себя чувствую, точно почва ушла из-под ног, и я прихожу в уныние от неизвестности дальнейшего своего существования. Сейчас, конечно, надо с терпением ждать, во-первых, ответа из М[осквы] на мое заявление, и тогда в зависимости от него видно будет, что делать дальше. Квартирный вопрос до весны, по-видимому, затрагивать не будут. Что-то будет весной? А пока все остаемся на местах. Очень я волнуюсь о том, какой получу ответ? Так бы хотелось иметь положительный ответ и получить пенсию. Так я уже от всего устала. Вся моя жизнь состоит из тяжелых, тернистых путей. Прошли эти спокойные более-менее пять лет, и опять моя жизнь обрывается, и как ее снова налаживать?

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Возможно также, что на пути к Химсу арабам пришлось дважды сражаться с византийскими войсками: один раз у Джусии, а второй – непосредственно под городом, когда (если верить «Футух аш-Шам») арабы притворным бегством заманили тысячный отряд отборной кавалерии далеко от стен города и, напав со всех сторон, уничтожили почти полностью, причем пострадали и жители города, вышедшие за ворота, чтобы поживиться при разграблении лагеря. По данным того же источника, в этом сражении погибло 1600 человек, а мусульмане потеряли только 235 168 . Арабская армия стала лагерем у ворот Растан, отрезая пути подхода подкреплений с севера. Химсцы надеялись, что легко одетые, привыкшие к теплу бедуины не выдержат зимних холодов и скоро снимут осаду 169 . Но те держались стойко, плотно обложили город, и если верить тому, что гарнизон Химса дважды потерпел поражение и понес большие потери, то понятно, что воля горожан к сопротивлению была ослаблена, и на восемнадцатый день осады они сдали город, по договору. Согласно Ибн Исхаку и ал-Вакиди, договор был заключен в зу-л-када 14/17.ХII 635 – 15.I 636 г. сроком на год при условии выплаты 170 000 динаров 170 . Вслед за Химсом сдались Эпифания (Хама) и Ларисса (Шайзар). Как утверждает один из источников ал-Балазури, жители этих городов встречали завоевателей с музыкой 171 . Верится этому с трудом, поскольку и христианские источники пишут о грабежах и порабощении сельского населения, и сами арабские источники не делают из этого тайны 172 – мусульманские войска вели себя не беспощаднее других, но и не лучше – во всяком случае, не настолько лучше византийцев, чтобы сирийцы оказывали им явное предпочтение. Хотя, конечно, нельзя исключить, что нашелся какой-то магистрат или иной знатный горожанин, который страха ради мог устроить подобную встречу, чтобы задобрить грозных завоевателей. Другая группа арабских войск направилась в сторону Берои (Халеб) через Халкис (Киннасрин), но как далеко она продвинулась в этом направлении, трудно сказать. Договор c Киннасрином, заключенный Халидом б. ал-Валидом в зу-л-хиджжа 14/16.I – 13.II 636 г., упоминает только сочинение Псевдо-Вакиди 173 , единственным доводом в пользу достоверности этого сообщения может служить только то, что указанная дата не противоречит всему ходу событий. По другим же данным, передовые арабские отряды под командованием Майсары б. Масрука, посланные в направлении Халеба, лишь вступили в область Киннасрина, но, узнав о подготовке к выступлению большой византийской армии, вынуждены были повернуть назад 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Со своей стороны, Совет просит дать указание консульству в Харбине о невыдаче митрополиту Нестору разрешений на поездки в районы, расположенные близко к зонам американской оккупации, и оказать содействие митрополиту Нестору, по получении им официального приглашения от Патриарха, в выезде в СССР. Зам. председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР [С.К.] БЕЛЫШЕВ. СПРАВКА Секретно. Митрополит Нестор издал указ 677 от 1/ХII 47 г. об инвентаризации церковного имущества по состоянию на 1/I-48 г. В этом указе, согласно пункта 5, Нестор требует подробные данные о верующих. К указу приложен список 2 личного состава прихожан с графами: фамилия, имя, отчество, гражданство, социальное положение, основная профессия, размер членского взноса (пол, возраст) и так далее. Согласно указа, хайларский священник Стрельников назначил Комиссию, которая ходит по квартирам советских граждан и собирает нужные данные. В Комиссию вошли английская шпионка Бродди – имеет советский паспорт, Чухнина – отец – англичанин, мать русская, она не имеет советского паспорта и другие. Такая «Комиссия» по существу занимается шпионской работой и собирает нужные ей данные о советской колонии. Нестор в своём указе ссылается на инструкцию отдела внешних церковных сношений при Священном Синоде Московской Патриархии. Пункт 5 целесообразно отменить, а если требуется характеристика советской колонии, то это может сделать Консул. Ст. инспектор Совета [по делам Русской Православной Церкви] АНАНЬЕВ. С.К. Бельшев – Тункину Секретно. Экз. 2. 8 апреля 191/с. [...] По наведённым в Московской Патриархии справкам, инвентаризация церковного имущества митрополитом Нестором проводится по собственной инициативе, и Московская Патриархия никаких директив по этому поводу не давала. По просьбе митрополита Нестора, ему была выслана только форма бухгалтерского учета инвентаризуемого им имущества. Изданный Нестором указ за 677 от 1/XII –47 г., пункт 5 которого предусматривает сбор данных о верующих, является делом его личной инициативы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

2) Участие в заседаниях и работах комиссий как постоянных, так я временных междуведомственного, так и ведомственного характера, при условии специального делегирования в эти комиссии со стороны ответственных руководителей ведомства. 3) Сотрудничество в кооперативах своего учреждения. 4) Все виды остальных работ: а) в сдельном порядке, б) во внеурочное по основной должности время, кроме случаев, предусмотренных ст. 5 и 6 постановления СНК от 21 декабря 1922 года. (Еж. сов. юсг, 1923 г., 3, стр. 79). 12) Об оплате труда служителей культа. Согласно декрета об отделении церкви от государства служители культа приглашаются, увольняются и содержатся за счет группы верующих. Группа верующих г. Мологи, Ярославской г., ходатайствовала об отпуске содержания служителю культа за счет государственных средств. V Отдел разъяснил, что если группа верующих не имеет средств содержать служителя культа, то было бы совершенно несправедливо налагать бремя их содержания на весь трудовой народ. Сверх того, V Отдел обратил внимание просителей на следующее: согласно конституции рабоче-крестьянского государства гражданин, извлекающий средства к жизни непроизводительным трудом (напр., служением культу), не может рассматриваться как элемент трудовой. Таковым трудовым элементом служитель культа может сделаться, только отказавшись от всяких доходов/за культ, и добывая средства к существованию общественно-полезным трудом. (29 июля 1920 г., 967). (Р. и Ц. 192,2, стр. 48). 13) V Отдел сообщил в Законодательный Отдел Управления Делами Реввоенсовета Республики, что оплата труда служителя культа по обслуживанию религиозных нужд за счет народной казны стоит в полном противоречии с § 1 декрета об отделении церкви от государства. Самый наем служителя культа официально, .представителями Советской власти, – недопустим (21 июля 1920 г., 748). (Р. и Ц. 1922, стр. 48). 14) Об избирательном праве служителей культа в кооперациях. V-й Отдел Наркомюста разъяснил (на запрос Центросоюза от 4./VI – 21 г., за 22740), что действие декрета С. Н. К. от 15 января 1921 г. о порядке представления работы служителям религиозных культов распространяется на сотрудников Центросоюза и подведомственных ему кооперативных организаций, так как в декрете от 7 апреля 1921 г., распубликованном в 76 Известий В. Ц. И. К. от 9 апреля 1921 г. в ст. 10-й «О потребительской кооперации» сказано: «Правом избирать и быть избираемым во все органы управления и контроля потребительских обществ пользуются все граждане, за исключением тех, кои лишены избирательного права». Согласно конституции РСФСР к таковой категории граждан, неимеющих избирательных прав, относятся и служители религиозных культов (12/ХII – 21 г,., 777).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Как станет уютно и мягко глазам и душе отрадно, когда у нас в комнате затеплится эта лампадка, и постелим скатерть, и будет такая прелесть благодаря Ее Величеству. Часто ли приезжает к Вам Ваш поезд с ранеными? Как было бы интересно посмотреть его. У нас теперь больных не очень много, но все лежачие, и они будут все очень рады попраздновать Рождество. Начнем готовиться завтра, только Великой Княгине Ольге Александровне доктор… не позволил возиться с кисетами, где кладется табак, чтобы от табака не сделался насморк, а это бывает. Кланяюсь глубоко Вашему Высочеству; руку целовать Вы не позволяете не только лично, но наверно и мысленно… Любящая Ваше Высочество всем сердца и глубоко преданная Т. Громова. 19–22/ХII–14 Письмо Громовой Т. Цесаревичу.//ГАРФ. Ф. 682. Оп. 1. Ед. хр. 81. 24/6. Среда. […] Спал хорошо. Утром не занимался по случаю Сочельника. Гулял. Завтракал с Августейшими Родителями. Вечером ушиб палец на левой кисти. Компресс. Весь день был не особенно послушен, вступал в пререкания по всякому поводу. […] Молиться ходил вниз, в покои Ее Императорского Величества. Дневник П. А. Жильяра.//ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Ед. хр. 329. 25/7. Четверг. Рождество Господа Иисуса Христа. Утром проснулся в 9.30. Раздал подарки, д-ру Деревенко, M-eur Jilliard " у Нагорному и Деревеньке. После завтрака в 2 часа поехал к д-ру Деревенко. Там же. 26/8. Пятница. […] Утром раздавал кое-кому подарки, раскладывал и рассматривал солдатиков, полученных в подарок от Августейших Родителей. На воздухе ½ часа. После завтрака на воздухе 1 час. К 1 ½ часа ездил в гости к д-ру Деревенко, играл. Вернулся к обеду. Лег спать в 10 час. Там же. 28/10. Воскресение. […] Ездил на час в лазарет Большого Дворца, обходил больных и беседовал с ними. Ездил с Августейшими сестрами. Ушиб руку. Ночью рука немного болела. Там же. 30/12. Вторник. […] Утром встал около 9.20 в прекрасном расположении духа, быстро поел, пожелал доброго утра Августейшей Родител. и Августейшему Отцу. Немного занимался с П[етром] А[ндреевичем] Ж[ильяром] и гулял 45 минут в парке. Гулял в парке, катался в санях и с горы, играл в снегу. Обедал с д-ром Д. Играл с А[лексеем] Деревеньк[о]. Немного устал. Вечером массаж.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

11. Образование общее классическое специальное окончил высшее учебное заведение 12. Чем занимался и где служил а) до войны 1914 года членом Учебного Комитета в Петрограде б) до февральской революции 1917 года там же в) до октябрьской революции 1917 года там же   г) с октябрьской революции до ареста был эвакуирован в Москву 13. Сведения о прежней судимости не был судим Показания по существу дела: Никакими партийными работами не занимался и не занимаюсь. Фабр[ично-] Зав[одской] Комитет в лице председателя тов. Галько, правда, делал намеки на это, но ошибочно и по всей вероятности из личных побуждений. Тов. Галько и его соработники по Фабр[ично-]Зав[одскому] Комитету тов. Соколова и Королев почему-то признают меня человеком к ним нерасположенным. На одном из общих собраний рабочих и служащих завода, бывшем в начале прошлого лета, при обсуждении вопроса о лицах, призванных в Красную Армию по распоряжению проф[ессионального] Союза раб[очих] и служ[ащих] химич[еской] промышл[енности], было отмечено, что исполком единолично без представителей общего собрания, сделал выборку лиц для Красной Армии, а посему было потребовано вновь пересмотреть это дело; причем весь исполком в первую очередь призвать, а председателя его тов. Галько кроме того, отрешить от деятельности. Требовалось решение собрания изложить письменно. Общее собрание поручило это сделать тов. Типографу и в этом, очевидно, и все недоразумение заключается. Председателем общего собрания был тов. Титов, которому известны все подробности ведения прений, в которых я не принимал никакого участия. Вообще ни на одном собрании рабочих и служащих не выступал с речами. П[етр] Полянский 18/ХII Следователь Резолюция: Предложить уволить со службы Полянского. ГА РФ. Ф. Р–10035. Оп. 1. Д. П–34911. Л. 9–10 об. Подлинник. Бланк (типографский экз.). Рукопись. 4. Выписка из протокола заседания Коллегии Следственного отдела   Московской Чрезвычайной комиссии 24 декабря 1919 г. 1436 СЛУШАЛИ: ПОСТАНОВИЛИ: Дело 9619 – Полянского Петра Фед[оровича] Дело прекратить и сдать в архив

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Мне думается, что, как ни хорошо чувствовать дружеское, любовное отношение ксебе со стороны других людей, однако, еще лучше, радостнее и важ­нее самому любовно относиться к другим. Ласка пре­жде всего согревает того, в ком зародилась, а потом уже тех, на кого направляются ее лучи Гораздо печальнее жить тому, кто ни к кому не отно­сится любовно, хотя бы его и любили другие, чем тому, в ком живет ласковое чувство к другим, хотя бы оно оставалось без ответа. Это лишний раз по­казывает, до какой степени зародыши счастья все­гда скрыты в самом человеке и как мало значат внешние обстоятельства для того, кто сумеет эти зародыши в себе найти и вырастить. 17/ХII–18 г. Комментарий М. В. Есть скептическая гносеологическая доктрина — силлогизм: “только со­держание моего сознания достоверно; все прочее — лишь проекция моего со­знания”. Существует душевный уклад, ничего общего с этой доктриной не имеющий, но в духовной области с нею сближающийся. Такой уклад я бы назвал эгоцентризмом. “Только мое сознание существует”, — говорит солипсист. “Мой душевный мир, мои чувства и мысли — та яркая точка, вокруг которой вращаются туманные образы внешнего мира” — так чувствует эгоцентрик. Оба — первый теоретически, а второй, что еще хуже, практически — лишены возможности питаться теми живительными токами, какими насыщен мир, среди которого живет человек. То, что сказано в отрывке о ласке, сказано верно и точно. Но то, что это сказано, выдает в авторе эгоцентрика, слишком слабо связанного с миром. — Ибо и чужая любовь порой греет не меньше, чем своя. О добрых людях Может быть, можно сказать, что добрые люди бывают двух типов. Одни — это непосредственно добрые, лично жалеющие тех, с кем встречаются, и старающиеся всячески им помочь. Такие люди иногда могут теоретически делать самые жестокие утвер­ждения: считать необходимыми тяжелые наказания, одобрять войну и смертную казнь. Но, встречаясь с человеком, который страдает, они всегда поры­ваются облегчить его горе и нередко относятся к чужому, как к близкому и родному.

http://pravmir.ru/zaochnaya-polemika-tol...

Молитва создана великими подвижниками, достигшими ее в высшей степени, т. е. молитвы чистой (лишенной посторонних помыслов), а мы, может быть, только в редкие минуты достигаем этого, но через молитвы этих святых мы приобщаемся и вводимся в эту настоящую духовную жизнь. Молитва «Положи, Господи, хранение устом моим» относится к двум случаям. Во-первых, через наш язык выносится то скверное, что есть в душе, и своей грязью и скверной мы заражаем других, поэтому лучше промолчать, чтобы не выносить своей скверны наружу и не умножать тем зла. Вообще же на все должно быть рассуждение. Иногда бывает хорошо промолчать, иногда сказать. Но делать это надо так, чтобы не нарушать своего внутреннего устроения. Говорить можно тогда, когда не чувствуешь в своей душе смущения. Ко второму случаю эта молитва относится так. В душе есть святая святых, которую не стоит и даже нельзя выносить наружу. Это есть тайна. К этому относятся некоторые заповеди духовного отца, лично тебе данные. 22/ХII-26 г. Беседа с отцом Сергием о молитве Какие трудности встречает молящийся. Во-первых, мешают страсти. Какая бы ни была страсть, она отвлекает от молитвы, мысль молящегося приковывается к данному помыслу, услаждается им. И это будет уже не молитва, а мечтание, услаждение собственным помыслом. Затем, наши повседневные занятия – у кого служба, у кого домашние заботы, – целый день человек занят, суетится, живет без мысли о Боге, и ясно, что, становясь на молитву, его обуревают мысли о житейских делах и заботах. Надо так жить, чтобы каждое дело делалось во славу Божию. Затем, препятствует молитве, т. е. соединению с Богом, диавол, то внушая сон на молитве, то внушая помыслы и разговоры в церкви, то расслаблением (человек вдруг почувствует такую слабость, что начинает опираться на стенку), то рассеянием помыслов, и т. д. Затем, препятствием к молитве служит незнание и невнимание к своей мере в отдыхе, в пище, во сне. Человек или может отдаваться праздности, или пресыщаться, и тогда ум его тяжелеет, сердце становится холодным, его клонит ко сну на молитве. Наоборот, человек может слишком сверх своих сил переутомиться, и это тоже вредит его молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

[ПСТБИ] МИХАИЛ (Бирюков [Михаил Алексеевич]) Архиепископ Пермский Родился в 1862 году. В 1884 г. окончил Пермскую духовную семинарию. Овдовел. С того же 1884 г. учительствовал и принял священство. С 1886 г. священствовал в Пермской епархии. С 1914 г. был настоятелем собора в г. Соликамске. С 1920 г. священствовал в Перми и состоял членом Пермского Епархиального Совета. 12/I-1923 г. уклонился в обновленческий раскол и хиротонисан во еп. Красноуфимского, вик. Пермской епархии. С З/Х-1924 г. – еп. Сарапульский. 15/IX-1925 г. по прошению уволен за штат. 15/V-1927 г. возведен в сан архиепископа. С февраля 1930 г. – архиеп. Пермский. 6/VI уволен за штат ввиду преклонного возраста. Скончался в июле 1942 года. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 14. ФАОС дело 128. Кат-АМ 203. Кат-ЯВ 165. С. 78. Кат-ЕС 3. С. 21, п/п 12. [Кат-ГУБ. С. 980.] МИХАИЛ (Вяткин [Михаил Иванович]) Архиепископ Челябинский Родился 27/II-1880 г. В 1901 г. окончил Томскую духовную семинарию. Вдов. С 1901 г. был священником-миссионером на Алтае. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол и был награждён званием протопресвитера. 7/IV-1931 г. в Новосибирске хиротонисан во еп. Барнаульского. С марта 1934 г. – еп. Минусинский. С сентября 1934 г. – еп. Нижне-Тагильский. С 1935 г. назначен еп. Пермским, с поручением управлять и Верхне-Камской епархией. 6/XII-1935 г. возведён в сан архиепископа. С 19/IХ-1936 г. – управляющий Челябинской митрополией. С 7/Х-1937 г. уволен за штат. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1931. С. 14. ФАОС дело 122. Кат-АМ 204. Кат-ЯВ 166. С. 78. [Кат-ГУБ. С. 980.] Родился 27/II-1880 г. в с. Борисовском Томской губернии. В 1901 г. окончил Томскую духовную семинарию. В том же году рукоположен в сан священника и назначен миссионером на Алтай. Овдовел. В 1919–1920 гг. привлекался к судебной ответственности, приговорён к 5 годам лагерей, срок отбыл. С 1922 г. в обновленческом расколе. 03/ХII-1930 г. возведён в сан протопресвитера. 07/IV-1931 г. хиротонисан в Новосибирске в обновленческого ей. Барнаульского. С мая 1931 г. – еп. Минусинский. С сентября 1934 г.–еп. Нижне-Тагильский и Верхотурский. С 1935 г. временно управлял Верхне-Камской и Нижне-Тагильской епархиями. 06/XII-1935 г. возведён в сан обновленческого архиепископа. С19/IX-1936 г. – архиеп. Челябинский, управляющий Челябинской митрополией. Арестован 20/VIII-1937 г. и приговорён Тройкой при УНКВД но Челябинской области к высшей мере наказания. Расстрелян 04/X-1937 г. в г. Челябинске.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Хиония Хиония Ивановна Архангельская 12 декабря 1937 года сама пришла в сельсовет, собрав вещи, — она знала, что ее там ждут, чтобы арестовать. Ареста она не боялась. Когда один из представителей власти однажды пригрозил: «Смотрите! Вы слишком много болтаете! Мы и вас заберем!», она ответила: «Вот и хорошо! Заберите меня, пожалуйста, я там, может быть, с отцом Тихоном увижусь!» Священника Тихона, её супруга, арестовали чуть раньше, в том же 1937-м. А саму Хионию, растившую девятерых детей, тоже взяли — слишком много ходила по инстанциям, пытаясь узнать об участи мужа. Даже в Москву ездила. Да еще сделала выговор представителям властей. Из тюрьмы Хиония Ивановна написала письмо детям, писала урывками, начав его до официальных допросов и окончив после того, как следствие уже было завершено: «14/ХII. Дорогие мои дети, — писала она, — вот три дня я в клетке, а думаю — вечность. Допроса форменного не было еще, но спросили, верю я в то, что Бог спас евреев, потопив фараона в море, я сказала, верю, и за это меня назвали троцкисткой (!? — прим. редакции), которых нужно уничтожать, как врагов советской власти. Теперь я на себе испытала, как слово Спасителя ни едино не пройдет не исполнено. Я в жизни своей имела всегда грех судить, других осуждала без всякого на то права, и вот теперь сама попала под суд, а если б никого не судила, была бы не судима. Была властна, все делала, как мне угодно, вот теперь лишили свободы, без разрешения и на двор не ходим, а терпим от раннего вечера до полного рассвета, что некоторым мучительно, поэтому приходится больше говеть и меньше есть и пить. Дорогие мои, возьмите себе на память о мне хоть по маленькой вещичке из бедного моего имущества. Дорóгой Володя просил карточку, дайте ему... и с птичками мою кружку, она у Веры в квартире, — Володе. Лене — швейную машину и чайную ложечку. Ируша, если ты не получила по квитанции деньги, то у Лены есть папины деньги, немного, тогда вместе их тратьте, а о нас с отцом не поскупитесь, лампаду Господу жгите и молитесь, чтоб Господь меня и вас укрепил в Его святой вере. Не судите меня, но, прошу, простите и молитесь…»

http://foma.ru/rus-neushedshaya.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010