17 Никон, лет., III, 192: «того же лета ( прииде (пре)священный Феогнаст митрополит Киевский (и) всея Русии из Волыни». 18 Летописи о возвращении Феогноста из путешествия в Волынскую землю (Никон, лет. под 1332 г., III, 19 Чанибек, как замечали мы выше, вступил на ханский престол не непосредственно после Узбека, а после весьма недолгого сидения на нем своего старшего брата Тинибека. 20 Никон. лет. III, 179. В Новгородской летописи сказано, что наговорили хану на митрополита калантаи (напечатано: Калантай). Так как по Гаммеру «калан» значит подать (Geschichte d. gold. Horde, S. 217, прим. то калантаи должно значить: сборщики податей. 21 Наши летописи отзываются о нем: «бе сей царь Чанибек Азбякович добр зело ко христианству, многу лготу сотвори земле Рустей»,– Никон, лет. III, 209. 22 О пребывании в Брянске и посещении Новгорода знаем из летописей; о пребывании в Костроме,– из грамоты св. Алексея на Червленый Яр, напечатанной в I томе Актов Исторических, 3, и перепечатанной в Памятниках Павлова, 19. 25 Послесловие напечатано в Сведениях и заметках о мало известных и неизвестных памятниках Срезневскаго, – приложж. к XXXIV т. Зав. Акад. II., стр. 147, и в Библиологическом Словаре Строева, изданном Бычковым, стр. 2, прим. 26 О сборнике, открытом из одной из рукописей бывшей библиотеки Соловецкого монастыря, ныне принадлежащей Казанской Духовной Академии, см. Православ. Собеседник 1867 г., ч. II, стр. 236. 27 В наших летописях (Никоновск. и Воскресенск. под1352 г.,– первая: III, 198, Степен. кн. 6, читается рукописание или духовное завещание Магнуса, в котором он приказывает своим детям и своим братьям и всей земле Свейской не наступать на Русь вопреки крестнаго целования; «занеже – говорит король – нам не пособляется», т. е. мы в своих нападениях на Русских не имеем успеха. Рассказав об этих неуспешных нападениях, начиная с того, которое было при Александре Ярославиче в 1240 г., Магнус говорит о себе, что после двух походов на Новгородскую землю он потерпел страшное кораблекрушение, что Шведскую землю после того постигли всякие бедствия, а что у него самого Бог отнял ум, так что он сидел год в палате, будучи прикован к стене железной цепью.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Δε τος παδας, τος τε ρρενας κα τς θηλεας, τς μν μετ τν δωδκατον, τος δ μετ τν ιδ’ τς λικας χρνον τ μαρτημνα ξαγορεειν νδρσι πνευματικος (РКП. Синод. библиот. 149, л. 207 a–b). Подобает детям мужеского полу и женского, овем убо по четыринадесяте, овем же по дванадесятом возраста лете согрешенная исповедати мужем духовным (РКП. Соловецкой библиот. 687, л. 200). Сообразно с этим, в греческом подлиннике Номоканона, в старших списках его славянского перевода и в первом Киевском издании последнего, место настоящей (191-й) статьи занимает следующая: ’Ο δ’ κανν το ερωττου πισκπου Κτρους διαλαμβνει, να ξομολογονται νδρσι πνευματικος ο μν ρρενες παδες μετ τν ιδ’ χρνον α δ θλειαι, μετ τν ιβ’. Правило четвертое священного епископа Китру содержит, да исповедаются мужем духовным: мужеский пол по четыринадесятых летех, а женский по дванадесятых летех (изд. 1620 г. стр. 69, ст. 192). Но уже в издании Копыстенского (1624 г.) статья эта была опущена и удержана одна только та, которая теперь (начиная с Никоновского издания 1658 г.) стоит под 191, т.-е. статья, сокращенно передающая содержание 48 (50) ответа Вальсамона Марку Александрийскому. Отделив эту статью от только-что приведенного правила Иоанна Китрского, т.-е. поставив ее после 212 ст. нынешнего счета, Берында прибавил в конце ее такую цитату: «Зри и вышше прав. 192, листе 69, а в Матфеи съетав ». Первая половина этой цитаты, очевидно, указывает на предыдущую статью такого же содержания, а вторая – на источник этой статьи, т.-е. на синтагму Властаря, в числе приложений к которой, как выше замечено (стр. 10, прим. 1 и 2), находятся и канонические ответы Иоанна Китрского. Эту вторую половину цитаты («в Матфеи состав ») оставил и Копыстенский при тексте Вальсамонова ответа «о возрасте начинающих исповедатися», а Могила в своем издании Номоканона (1629 г.) дополнил ее прямым указанием на исключенное Копыстенским «4 правило епископа Китрского». По смыслу этой сложной цитаты, стереотипно повторяющейся во всех позднейших изданиях, настоящая статья Номоканона оказывается взятою из двух источников: из отвеов Вальсамона и Иоанна Китрского, хотя мнения этих канонистов по вопросу, составляющему содержание статьи, были далеко не одинаковы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

186 Преосв. Иннокентию Макарий писал (в 1847 году): «надобно сказать, что здесь в Петербурге проповедь в крайнем упадке вообще», и этим как будто оправдывался в своей издательской предприимчивости. Но Иннокентий, конечно, ободрял молодого издателя проповедника: «напрасно жалеете об издании в свет проповедей ваших. Мало ли чего всегда можно пожелать для совершенства своих произведений! Будем довольны тем, что Бог дал. Будьте уверены, книжка составит некогда одно из колец в цепи истории литературы проповеднической». (См. Церковн. Вести. 1883, стр. 4). – Количественное усиление проповедничества в Петербурге приписывают обыкновенно уже времени митрополита Григория Постникова , который и личным примером, и разными облегчительными условиями для проповедования старался довести до наибольшего развития ослабевшую в сороковых годах деятельность проповедническую. 187 Напоминаем выше приведенное замечание Иннокентия о том, что «нам редко бывает возможно даже вникнуть хорошо в то, что пишется: такова наша жизнь, разумеется епархиальная. Если же епархиальная жизнь такова, то жизнь ученая, конечно, требовала большей преданности». 188 В письме к протоиер. Серафимову Макарий писал в 1842 году: «я имел счастье произнести (не шутя) пред целыми тысячами» проповедь на день Александра Невского. 192 Ibd. 11. «На настоящем месте не имеете возможности продолжать ученых трудов; утешайтесь тем, что жалеют о вас». 196 Этому заметному увеличению количества проповедей со второй половины пятидесятых годов, конечно, способствовало в некоторой мере изменение и общих условий русского проповедничества, начиная с этого времени: явилась возможность таких проповедей, какие в Казани сказывал преосв. Иоанн Соколов . «Теперь слово развязано», писал Макарию один из друзей его: «и дай Бог, чтобы благоприятное время не было потеряно для серьезных и истинно полезных улучшений» (Кирилл, Еп. Мелитон в Русск. Стар. т. 98, стр. 192). И преосв. Макарий один из первых, которые воспользовались изменившимися обстоятельствами к чести русской проповеднической кафедры: как в последствии увидим, его слово с кафедры, выражая его мысли как просвещеннейшего богослова своего времени, было однако таково, что и чрез тридцать лет ему не приходилось менять темы этого слова: он всегда оставался верен самому себе!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Учение прп. Никиты Стифата о «Четырех главных добродетелях» в контексте античной и византийской литературы Источник Часть I Для цитирования Дионисий (Шленов) , игум. Учение прп. Никиты Стифата о «четырех главных добродетелях» в контексте античной и византийской литературы. Часть I//Богословский вестник. 2019. Т. 32. 1. С. 192–209. doi: 10.31802/2500–1450–2019–32–192–209 Аннотация В XI в. монах Студийского монастыря прп. Никита Стифат в аскетико-богословском корпусе своих сочинений неоднократно пользовался выражениями «главные добродетели» и «главные страсти». В статье делается попытка раскрыть смысл выражения «главные добродетели», систематизировать представления автора о четырех главных добродетелях, известных ему от античной традиции через посредство христианских авторов, продолжавших и далее свободно пользоваться этим выражением. Общий контекст позволяет выявить своеобразие автора, который сравнивает «четыре главные добродетели» с четырехчастностью человеческой души как великого мира по сравнению с внешним, малым, миром, состоявшим, согласно античным представлениям, из четырех первоэлементов. Особо рассматривается еще более детализированное сравнение четырех добродетелей с четырьмя способностями высшей части души – разума. Наряду с этим, автор сопоставляет пять чувств тела и пять разумных сил души. Для прп. Никиты четыре главные добродетели являются основополагающими, что не исключает особого внимания автора к ряду других ключевых добродетелей, таких как смирение и любовь. Учение о четырех главных добродетелях отсутствует в корпусе сочинений учителя прп. Никиты – прп. Симеона Нового Богослова , что сильнее подчеркивает более «школьный» и компилятивный характер наследия Стифата. Учение Стифата рассматривается в контексте античной и византийской литературы. Ключевые слова: аскетика, Студийский монастырь, добродетели, страсти, главная добродетель, символика числа четыре, аретология. Введение В античной традиции, начиная с Платона и Аристотеля, утвердилось представление о «четырех 1 главных добродетелях» (τσσερις γενικα ρετα) и в меньшей мере – о «двух» или «четырех главных страстях» (τσσερα γενικ πθη).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

60. Евангелие-тетр , в четвертку, неполное, 260 л.л., полууставом конца XVI в., с заставками и раскрашенными буквами, с остатками дощатого переплета. Чистые листы: 40а и 179. Повреждены с ущербом для текста листы 159 и 220. 61 . Евангелие-тетр , в четвертку, неполное, 237 л.л., полууставом первой половины XVI в., с разрисованными буквами, в дощатом с остатками материи переплете. Нет листов между листами: 41 и 42, 43 и 44, 49 и 50, 65 и 66, 172 и 173, 206 и 207, 213 и 214. Рукопись – список со среднеболгарского оригинала. 62 . Евангелие-тетр , в четвертку, 231 л., полууставом XVI в., с аляповатыми, но оригинальными заставками и большими буквами, с четырьмя изображениями четырех евангелистов, в дощатом с остатками материи переплете и с металлическими изображениями одного евангелиста и Распятия. На 64 л. приписка скорописью XVII в.: «Сию книгу евангилие положил в дом Оскесению Христову на Ленивую Площатку раб Божий Афона Сергиев сын по своей души и по своих родителех в вечни поминок … положил служебник печатной а подписал арьхиепискупов крестеянин своею рукою лета 7126 марта в 11 день». Перед евангелием: «Молитва начиная еваггелие». 63 . Евангелие-тетр , в восьмушку, неполное, 322 л., полууставом первой половины XVI в., с красивыми заставками, в кожаном переплете; 64 и 241 листы порваны с ущербом для текста; чистые листы: 192 и 289. На 192 л. приписка почерком XVIII в.: «Сия книга Духова манастыря Галатионвыи (Галактионовой) пустынии». Пробел между листами 64 и 65, 70 и 71, 319 и 320. 64 . Евангелие-тетр , в лист, 322 л., полууставом XVI–XVII в.в., с некрасивыми заставками и разрисованными буквами, в дощатом с бархатом переплете. На полях внизу листов 1–13 и на л. 7 приписки скорописью: 1) «Сия книга евангелие напрестольное церкви велико Георгия что на Красном Раменье подписал Борис Матвеев»; 2) «А се евангилье тетр продал Андрей Трофимов сын Клобуков Егорьевским крестияном на Красное Рамение Мите Калинину сыну и всему приходу тое церкви Красново Рамения на О6нору под Дябрином Ондреи руку приложил».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вспомним, как даже в сердцах грубых воинов, посланных Саулом схватить Давида в Раме, вспыхнул временно огнь пророчества, когда они услышали сонм пророков с Самуилом во главе. Даже сам царь Саул, пришедший со злобой и ненавистью в сердце в Раму, почувствовал, что им овладел пророческий Дух и он, забыв все, предался обаянию и счастью подняться выше всех земных помыслов и желаний и отдать хотя временно душу свою Богу 189 . Все именитые люди того времени, начиная с Саула, государственные люди, как и певцы, Давид 190 и Эман певец, внук Самуила 191 , названный 1 Пар. XXV, 5 «царским прозорливцем», и Гад и Нафан, продолжавшие исторические записи Самуила 192 и вероятно все другие пророки и летописцы этого переда, все находили приют и помощь материальную и нравственную в сонмах пророков. Здесь они впервые слышали нравственное разъяснение закона Моисеева и поучались вникать в дух закона и в тайны премудрости Божией и понимать волю Его, и знакомились с историей народа и его развития, и поучались понимать из истории его, как Господь ведет человека к нравственному его развитию. Здесь, в этих сонмах пророков, которые были религиозными учеными корпорациями, готовились люди на служение Богу и народу своему; здесь вырабатывались, под влиянием слова Божия, произносимого Боговдохновенным пророком, те воззрения, кои имели решительное влияние на судьбу не только народа Израильского, но и на все человечество, принявшее с благоговением писания пророков Израиля. Здесь, в этих высших религиозных школах, началось то отрешение от узкого понимания закона, которое развилось в великое пророческое древо, вещавшее о целях общечеловеческих, о счастье не только Израиля, но и всего человечества. Здесь впервые образовалось целое учение о высших обязанностях к Богу и человеку и о счастье предать себя всецело воле Божией. Потому-то образовавшиеся под влиянием пророческих школ пророки, начиная с великого пророка Илии, – и были так сильны, что они неустанно указывали и царям и царствам, что они сами по себе ничтожны и бессильны и существуют только по воле Владыки неба и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Сходство между благовещенской вечерней и вечернями в навечерия Рождества Христова и Богоявления Господня и в Великий пяток в сем последнем отношении приводит к заключению, что в рассматриваемом месте излагается устав вечерни в праздник Благовещения, отправляемой отдельно от изобразительных и в особом богослужебном собрании. Но в таком случае возникает вопрос, как в данном случае в праздник Благовещения отправлять службу в первом дневном богослужебном собрании, т. е. часы с изобразительными? Несомненно, что в этом случае надобно руководствоваться уставом, изложенным в основной благовещенской главе (Тип., л. 204); но надобно иметь в виду и тот устав, который изложен в 11 мр. гл. 24 февраля в отделе: Аще ли коея великия ради нужды в память святых великих, имущих полиелей, не случится быти преждеосвященней (Тип., л. 191 на об. и 192). Руководствуясь последним, после заключительной молитвы 9 часа: Владыко, Господи, Иисусе Христе, надобно читать: Приидите поклонимся 3. Благослови, душе моя, Господа. Слава, Хвали, душе моя. И ныне, Единородный Сыне; на блаженнах надобно петь 3 и 6 песни канона Благовещения, обе на 8. Но апостол и евангелие следует читать не на изобразительных, а на вечерни (подобно тому, как в Вел. пяток, Тип. л. 344). После 2 зри говорится о пении малого повечерия в самый праздник Благовещения накануне 26 марта. В конце его – отпуст, след. не Владыко многомилостиве. Предписание о великих и малых поклонах с молитвою Ефрема Сирина : Господи и Владыко...и другою: Боже, очисти мя... (о молитве: Боже, очисти мя... умолчено, но она подразумевается), не подлежит исполнению ни накануне субботы, пот. что в субботу никогда не полагаются поклоны и молитва Ефрема Сирина , ни накануне недели, потому что в это время повечерие даже и не читается, а отправляется всенощное бдение; по если бы и бдения не было, а были бы с вечера отправлены великая вечерня и малое повечерие, то все равно в это время ни великие поклоны, ни молитва Ефрема Сирина никогда не допускаются. Наконец, в этом же отделе излагается устав утреннего богослужения в 26 число марта месяца. Здесь предписывается на утрени после шестопсалмия петь аллилуиа, но не Бог Господь, и вообще отправлять утреню и все прочее по-великопостному, хотя в состав богослужения введены и праздничные песнопения (Канон праздника Богородицы). Содержащиеся здесь предписания касаются всех вообще постных дней, начиная с понедельника и кончая пятком. О субботе и неделе замечено только, что в эти дни на утрени поются Бог Господь и тропарь, но как именно в данном случае отправляется богослужение, это показано в следующих главах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В приход Христорождественской церкви входили село Мочилы, деревни Кунья, Озерки, Покровка. Дома для священника и псаломщика построены на средства бывшего церковного старосты - местного помещика Льва Львовича Волкова. В штат церкви входили священник, диакон и псаломщик. В 1850-1860-х гг. в сельском храме служил священником Лаврентий Иванович Преображенский, отец священноисповедника Агафангела (в мире - Александра Лаврентьевича Преображенского). В 1876 году - священник в храме Николай Петрович Почаков (родился в 1840), в 1898-1900 гг. и. о. благочинного. Начиная с 1901 года - Александр Александрович Успенский (родился в 1878). После него в храме служил Василий Павлович Рождественский (с 1905 года). Состоял заведующим и законоучителем Мочильской церковноприходской школы. В приходе Христорождественской церкви на 1914 год значилось в Мочилах 126 хозяйств, где числилось 444 мужчины и 483 женщины, в Кунье - 85 хозяйств, где числилось 253 мужчины и 241 женщина, в Озерках - 58 хозяйств, где числилось 253 мужчины и 241 женщина, в Покровке - 48 хозяйств, где числилось 192 мужчины и 213 женщин. В 1936-37 гг. церковь была закрыта, священник арестован. По свидетельству Веры Ивановны Сорокиной (Печниковой), 12 прихожан поехали в Венёв выручать батюшку и были арестованы. Певчего Игната Гавриловича Бобрикова расстреляли, а тётя В. И. Сорокиной получила 8 лет тюремного режима. Церковь была переоборудована под склад, колокольня разобрана, в другой части был установлен электрогенератор, который вырабатывал энергию для освящения села. Дом священника был приспособлен под семилетнюю школу. Церковно-приходская жизнь возобновилась в 1992 году. Церковь отреставрирована полностью (без колокольни), проведено газовое отопление. Настоятелем в настоящее время является протоиерей Сергий Шершнев. Из журнала: " Московские Епархиальные Ведомости " . Выпуск Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в с.Мочилы является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9).

http://sobory.ru/article/?object=16843

По толкованию Кейля, не выделяющего слов Господа о Зоровавеле из состава главы в настоящем ее виде, семь лампад представляют образ избранного народа, который светит пред Господом светом своего богопознание и освещает тьму языческого богоневедения. Ветхозаветная Церковь была светом для дохристианского мира подобно тому, как истинные последователи Христа, начиная от Апостолов, служат светом мира в новозаветное время. Правильность такого понимания символического значения семи лампад Кейль подтверждает ссылкой на ( Откр. 1, 20 ). Самый светильник в таком случае знаменует внешнее устройство ветхозаветной Церкви; а елей, поддерживающий горение в лампадах, и проистекающий от них свет – символы Духа Божия. Светильник, виденный пророком, имеет особенные приспособления для того, чтобы свет его лампад никогда не угасал за недостатком елея, знаменующего оживляющую Церковь силу Духа Божия. Все это видение относится не к тому состоянию ветхозаветной Церкви, в котором она находилась до времени Захарии, а главным образом к будущей славе ее. Этой славы достигнет избранный Богом народ не человеческой силой и могуществом, а силой Духа Божия; этой именно силой и Зоровавель закончит начатое дело построение храма ( Зах. 4, 6–7 ). Ст. 10, в котором упоминаются семь очей Господа, радостно смотрящих на строительный отвес в руках Зоровавеля, представляет параллель к ( Зах. 3, 9 ), где говорится о семи очах, обращенных на камень, полагаемый пред Иисусом. Масличные ветви, обозначающие «двух сынов помазания», согласно объяснению Ангела, изображают в видении проводников благодатных даров и силы Духа в общество верующих в Бога истинного; для того времени это были Иисус и Зоровавель, представители священнической и царской власти (Ss. 549–560 pass.). Таково же в общих чертах понимание Ружемонта, по которому «светильник этого видения означал, что левитская Церковь , которая прекратила свое существование в продолжение вавилонского плена и восстановление которой встречалось с такими трудностями, будет восстановлена во всей своей прежней славе и чистоте» (стр. 192–193). В существенных чертах изложенное понимание пятого видение вполне соответствует толкованиям отцов на эту главу. По св. Ефрему, «златый свещник... означает царское достоинство, на котором все держится; светильце верху его означает священство... Две маслины, из которых одна на правой стороне светильника, а другая на левой, означают двух правителей народа иудейского – Иисуса и Зоровавеля, из которых один помазан на царство, а другой на священство». Под семью светильниками св. Ефрем разумеет трех послепленных пророков и лиц, упоминаемых ( Зах. 6, 10 ), (ср. Феод. 86). Слово Господа к Зоровавелю. (Зах. 4, 6b – 10а)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

186 ...Амалика и Максентия низложи. – Амалик, согласно Библии, – родоначальник амаликитян, нападавших на Израиль; Максенций – враг первого христианского императора Константина Великого , разбитый им в 312 г.; в житии Константина победа эта объяснялась появлением в воздухе креста с надписью: «Тем побеждай...» 188 ...разтлн разумомъ... – Этих слов не было в Первом послании Курбского; может быть, царь просто спутал текст Курбского («совесть прокаженная»), а возможно, что имел в виду слова литовского гетмана Яна Ходкевича по его адресу, содержавшиеся в перехваченном послании Ходкевича М. И. Воротынскому. 190 Ево дочеремъ всякое узорочье покупай... а моимъ дочеремъ – проклято да за упокой. – У Д. Курлятева было две дочери, постриженные в монахини во время опалы их отца в 1562 г.; дочери Ивана IV (от Анастасии) умерли в раннем детстве. 191 Толко бы вы у меня не отняли юницы моея, ино бы Кроновы жертвы не было. – В посланиях Курбскому и официальном летописании сподвижники Курбского не обвинялись в смерти Анастасии Романовны (в вину Сильвестру ставилось только суровое с ней обращение), в «Истории о великом князе Московском» Курбский упоминал и это обвинение Ивана IV против «Избранной рады». Во всяком случае, казни бояр царь рассматривал и как возмездие за гибель Анастасии. 192 А князя Володимера на царство чего для естя хотли посадити... – Начиная с 60-х гг. Иван IV неоднократно обвинял своих противников в попытках посадить на престол Владимира Андреевича Старицкого, в 1563 г. Владимир подвергся опале, в 1566 г. у него был отнят его удел, в 1569 г. он был убит с женой и детьми. 193 ...от четвертово удлново родилъся. – Отец Владимира, Андрей Старицкий, был четвертым сыном Ивана III. 194 И я его и матерь от того свободил... – По смерти Елены Глинской жена Андрея Старицкого и его сын Владимир были в декабре 1540 г. (в правление Бельских) освобождены. 195 He дожидаютца грады германские бранново бою... – Во время похода 1577 г. на Двину ряд городов (Режица, Двинск и др.) сдались добровольно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010