Raine, Kathleen, 33, 63 Robinson, J.A.T., 19 Romanos the Melodist, St, 94, 192 Rozanov, Vasilii, 140, 192 Ruskin, John, 153 Sarapion the Sindonite, St, 7 Sayings of the Desert Fathers, 12, 35, 48, 68, 88, 112, 140, 142, 143, 146, 150, 151, 154, 171, 178, 192 Schmemann, Alexander, 112, 192 Seraphim of Sarov, St, 118, 129–31, 151, 192 Sergius of Radonezh, St, 49, 192 Shakespeare, William, 33 Shaw, George Bernard, 54 Sherrard, Philip, 67, 193 Sisois, Abba, 143 Staniloae, Dumitru, 69, 85, 87, 116, 193 Suso, Henry, 160, 195 Symeon the New Theologian, St, 12,21,30, 32,08, 119, 137, 170, 193 Synesius of Cyrene, 41, 193 Talmud, 62, 84 Theoklitos, Fr, 52, 174, 193 Theophan the Recluse, 151, 172,193 Theophilus of Antioch, 31, 193 Thompson, Francis, 29, 195 199 Tikhon of Zadonsk, St, 148, 193 Tolkien, J.R.R., 184 Tolstoy, Leo, 10 Traheme, Thomas, 24, 195 Tyrrell, George, 13, 195 Varsanuphius, St, 72, 193 Vaughan, Henry, 172 Vladimir Monomakh, 24, 193 Way of a Pilgrim, 166, 194 Wesley, John, 22 Williams, Charles, 35 Zachariah, Fr, 127–31, 194 Zosima, Starets, 81, 108 SUBJECTS Abraham, 15 Active life, 142 Age to come, 178–8 Angels, 62–63,74 Animals: compared with man, 60–61 in Age to come, 183 Antichrist, 179–80 Apatheia; 156 Apollinarianism, 99 Apophatic approach, 16–17, 162–3, 167 Arians, 96 Asceticism, 79–80, 156 Assumption of Virgin Mary, 103 Augustinian view of fall, 81, 102 Baptism: of Christ, 45, 123 of Christian, 132–3, 137–8, 145 Bible, 130, 146–9, 162 Body, the human, 60, 96, 79, 155–6, 176 see Resurrection Calvinism, 80 Cataphatic approach, 163 see Apophatic approach Chrismation, 133 Christ: see Jesus Christ Church: as ikon of Trinity, 49 and love, 51 and Holy Spirit, 138 membership of, 143–4 Communion, Holy: see Eucharist Confession, 128 Confirmation, 133 Contemplation, 141, 157–62 contemplative and active life, 142 Councils, the seven Ecumenical, 36, 94–95 Creation, 44, 55–58 ex nihilo, 55 continual, 57 Cross, 83,88,104–10,151,173–4 Darkness, the divine, 13–17, 31, 141, 169–70, 175–6

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/th...

Жизнеописание, творения, исторические предания, чудеса и прославление М., 1997. С. 60. 114 Тихменев П. А. Историческое обозрение образования Российско-Американской компании. Т. 2: письмо архимандрита Иоасафа к Шелихову от 18 мая 1795 г. с о. Кадьяк. СПб., 1863. 115 Преподобный Герман Аляскинский: Жизнеописание/С. Корсун. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.192 с. 116 Преподобный Герман Аляскинский: Жизнеописание/С. Корсун. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.192 с. 117 Преподобный Герман Аляскинский: Жизнеописание/С. Корсун. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.192 с. 120 Преподобный Герман Аляскинский: Жизнеописание/С. Корсун. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.192 с. 122 Сушков Н. В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московскаго. М., 1868. 127 Макарий, митр. Полное собрание проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, посланий, воззваний, постановлений) за время служения в архиерейском сане (1884–1913 гг.). Сергиев Посад, 1914. С. 382–383. 129 Ливанский И., прот. Высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский и о. архимандрит Макарий Глухарев, основатели Алтайской Миссии. Орел, 1913. С. 11–12. 130 Макарова-Мирская А. И. Апостолы Алтая: Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров. Харьков, 1914. репр. M., 1997. 131 Макарий [Невский), митр. Московский. Избранные слова, речи, беседы, поучения. М., 1996. С. 5. 132 Макарова-Мирская А. И. Апостолы Алтая: Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров. Харьков, 1914. репр. М., 1997. 134 Макарова-Мирская А. И. Апостолы Алтая: Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров. Харьков, 1914. репр. М., 1997. 139 Св. прав. Иоанн Кронштадский. Новые грозные слова «О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающимся». 1906–1907. С. 3–4. 150 Сеодзи С. О православной Миссии и церкви в Японии//Прибавление к церковным ведомостям. 1891, март. 13. С. 403–410. 154 Сергий, еп. Празднование пятидесятилетия благовестнических трудов Высокопреосвященного Николая в Японии 155 Кониси, проф. ун-та «Djsisha» (Kiomo). Воспоминания японца об архиепископе Николае. «Христианин», Т. 1. Январь-апрель. С. 665–669. Читать далее Источник: Ангелы апокалипсиса : собрание житий миссионеров и мучеников/[ред.-сост. О. Скрябина, С. Бучнева]. - Москва : Благотворительный фонд " Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева " , 2013. - 542, с. : ил.; 22 см.; ISBN 978-5-4279-0039-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Основание аббатства Сазавы, как главной школы туземного богемского монашества; Кончина Стефана Венгерского Обращение датчан в христианство в Ирландии Три папы в Риме Низложение папы Григория VI Основание Вендского королевства Готтшалком и ревность его о введении христианства среди своих подданных Собор при Льве IX, постановивший отменять все рукоположения, сделанные симонийцами; Собор в Реймсе и тело св. Ремигия Постановление Льва IX против наложниц духовенства Обличение Михаилом Керуларием и Львом, архиепископом Ахридским, митрополитом Болгарским, латинян по вопросу об Евхаристическом Хлебе Кончина папы Льва IX Разделение церквей Приложение 2. Список Римских пап, Константинопольских патриархов, императоров Римской, Восточной и Западной империи, и королей, и князей других народов, принявших христианство Последовательно хронологический список императоров Римских и Византийских, пап Римских и патриархов Константинопольских, а также королей и князей позднейших народов, принимавших христианство. Римские императоры Годы от Р. Х. Тиверий Калигула Клавдий Гальба Вителлий. Веспасиан Домициан 98–117 Адриан 117–138 Антонин 138–161 Марк Аврелий 161–180 Коммод 180–192 Пертинакс 192–192 Дидий Юлиан 192–193 193–211 Каракалла 211–217 Макрин 217–218 Елагабал 218–222 Александр Север 222–235 Максимин 235–238 Гордиан 238–244 Филипп 244–249 249–251 251–253 Валериан 253–260 Галлиен 253–268 Клавдий 268–270 Аврелиан 270–275 275–276 276–282 282–283 283–285 Нумериан 283–284 Диоклетиан 284–305 Максимин 284–305 Констанций I 305–306 Галерий 305–311 Константин I 306–337 Лициний 307–324 Максимин 308–313 Константин II 337–340 Констанций II 337–361 Констанс 337–350 361–363 Иовиан 363–364 Валериан I 364–375 Валент 364–378 Грациан 367–383 Валентиниан 375–392 Феодосий 375–395 Императоры Западной империи Годы после Р. Х. Гонорий 395–423 Валентиниан 423–455 Максим 455–455 455–456 Майорант 457–461 Север (Рицимер) 461–467 Антемий 467–472 Олибрий 472–472 Глицерий 472–474 472–475 Августул 475–476 Императоры Восточной империи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А на прошлые на 190 и на 191 и на нынешней на 192 годы таможенные головы и целовалники по прежним жаловалным грамотам тех денег без нашего, великих государей, указу и без грамоты ис приказу Болшие казны не дают. И нам, великим государем, пожаловать бы их, велети им те денги на 190, и на 191, и на нынешней на 192 годы по прежним жаловалным грамотам выдать и впредь давать на Устюжне ис таможенных доходов, и о том дати бы им нашу великих государей грамоту с прочетом. А в нашем, великих государей, указе ис приказу Устюжские чети за приписью дьяка нашего Ивана Волкова написано. В прошлом во 156-м году февраля в 22 де[нь] послана отца нашего, великих государей, блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца грамота на Устюжну Железополскую к таможенному и х кабацкому голове к Василью Микифорову с товарищи по челобитью Николы Чюдотворца Моденского и Воскресенского монастыря игумена Варлама з братьею. Велено ему по прежним жаловалным и по послушной и по той грамоте Николы Чюдотворца Моденского и Воскресенского монастыря игумену Варламу з братьею ружные денги на 156 год ис таможенных доходов збору 156 году в Воскресенской монастырь против прошлого 153 году десять рублев дать и ту дачю велено ему записать в таможенные книги имянно особь статьею, а у игумена Варлама велено им в тех денгах взять отпись. А как ему, Василью, будет таможенной голова на перемену, и ему тое грамоту велено отдать тому таможенному голове с роспискою по чему б и впредь Воскресенского монастыря игумену з братьею те ружные денги ис таможенных доходов имать. А в прошлых-де во 176-м и во 184-м годех таковы ж блаженныя памяти великих государей грамоты того Воскресенского монастыря игумену з братьею даны ж. И в нынешнем во 192-м году августа в 20 де[нь] по нашему, великих государей, указу и по выписке за пометою дьяка нашего Петра Иванова велено те денги Воскресенского (Л. 33а об.) монастыря строителю з братьею на прошлые на 190, и на 191, и на нынешней на 192 годы по жаловалным грамотам, каковы им даны ис приказу Устюжския чети, выдать и впредь давать по вся годы по 10 рублев на год на Устюжне Железополской ис таможенных и ис кабацких доходов без московские волокиты. И о том дать им на Устюжну Железополскую к тебе нашу, великих государей, грамоту с прочетом, а к таможенным и х кабацкому головам с товарыщи память.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667301/

Старца Вениамина Пусторжевца. Печерского стрельца июды Лапотника. Старца Мелентия Пусторжевца Печерского монастыря подкеларщика (195). Троицкого дому иархиепископия казначея священноинока Порфирия. Троицкого дому из Пскова сына Боярского Потапа Лукина. Старицы Евпраксии Бочаровой. Старца Киприяна. Печерского диакона Павла Псковитина. Старца Родиона Капосова. Черного диакона Иоанникия. Троицкого дому иархиепископия сына боярского Скрябина. Образской от Ильинских ворот священноиерея Иоанна. IV. Список родов древних русских фамилий, значущихся в древних синодиках 155 Псково-Печерского монастыря. Поименованы: Благоверные Великие Князья всея России, иже в Киеве, начиная с Владимира, нареченного во св. крещении Василия. Здесь показан и Великий Князь Мстислав и сын его – Всеволод «иже во Пскове». Владимирские Великие Князья, начиная с Андрея Боголюбского и кончая Александром Невским, «во иноцех Алексея» и «зятя его Великого Князя Тимофея Псковского». Великие Князья Московские, начиная с Даниила. Великия Княгини, начиная с Ольги, нареченной во св. крещении Елены. Преосвященные митрополиты русские, начиная с Леонтия. Патриархи, начиная с Иова. Архиепископы Новгородские, начиная с Иоакима. Епископы Псковские, начиная с Мисаила. Юрьевский Епископ Корнилий. Роды: 156 Царя и Великого Князя Бориса Федоровича. Князей Оболенских. Князей Оболенских Щербатовых. Данилы Романовича, Никиты Романовича и других из рода Романовых. Князя Мстиславского. Князей Троекуровых. Князей Трубецких. Микулинских и Телятевских. Глинских. Шуйских. Измайловых. Карповых. Клешниных. Князя Хворостина. Годуновых. Татищевых. Князей Пожарских. Князей Львовых. Байкова, Псковского помещика. Истомина. Надеина. Князя Юрия Алексев. Долгорукова. «Июня в 8 день убит Государев стольник Матфей Васильевич Шереметьев на Валках от безбожных немец». Шамшева Стефана Васильева Новгородца-воцкие пятины. Сумарковых. Князей Шаховских. Князей Гагариных. Талызина. Князей Хованских. Князей Мещерских. Князей Елецких. Князей Пронских.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

195. Евсевий Кесарийский. Церковная история 7, 18. См.: Л. Успенский. Богословие иконы. Сс. 27-28. 196. Л. Успенский. Богословие иконы. Сс. 29-30. 197. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 94/1, 1237-1240, 1328. 198. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 99, 340. 199. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES LATINA. 77, 1128-1130. 200. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 99/1, 1997. 201. Л. Успенский. Богословие иконы. С. 106. 202. Иеромонах Софроний. Старец Силуан. Париж, 1952. С. 13. 203. Василий Великий. Творения. Т. 1. С. 406-407. 204. Молитва по преложении Св. Даров (см. любое издание этой Литургии). 205. К Магнезийцам, 7 [Ранние Отцы Церкви. С. 113-114]. 206. [Ранние Отцы Церкви. Сс. 595=597]. 207. Толкование на Евангелие от Иоанна 11, 11 [J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 74, 560А-561В]. 208. А. Louth. Denys the Areopagite. P. 57. 209. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 99, 1524B. 210. J. Meyendorff. Byzantine Theology. New York, 1979. Р. 192. 211. J. Meyendorff. Byzantine Theology. New York, 1979. Р. 192. 212. Автор одного из них уверяет, что «число сие содержит и постоянно содержала от самых первых веков христианства вся Вселенская Церковь». См. Архимандрит Антоний. Догматическое богословие. М, 1852. С. 227. 213. Впервые учение о семи таинствах на Востоке сформулировал император Михаил Палеолог в своем «Исповедании веры», представленном папе Клименту IV в 1267 г. (впрочем, оно было написано не самим императором, а латинскими богословами). Текст см. в: G. M. Jugie. Theologia dogmatica christianorum orientalium. Vol. 3. Paris, 1930. Р. 16. 214. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 155, 197А. 215. J. Meyendorff. Byzantine Theology. Р. 192. 216. О Святом Духе 1, 18. 217. Дидахи 7. 218. Иоанн Мосх. Луг духовный, 176. Сергиев Посад, 1915. С. 207. 219. Ириней Лионский. Против ересей 2, 39. 220. Книга правил Св. Апостол, Св. Соборов Вселенских и Поместных и Св. Отец. М., 1874. С. 209.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

В утешениях Спасителя, обращенных к Матери со креста, мы уже отмечали те христологические мотивы, которые должны рассеять Ее религиозные сомнения. Здесь остановимся лишь на Его личных обещаниях Богородице. Стих помнит о евангельском поручении Иоанну Пресвятой Девы: Оставляю Я на Ивана на Богослова, На друга да на Христова, или: И спокидаю Я тебя со Святым Духом И на Святого Иоанна на Богослова, (6, 192, 196) Но часто смешивает его с другим Иоанном, как это обычно в народных стихах: Я оставлю с Тобой, Матерь, святого Того ль Ивана Предтечу, Крестителя, друга Христова. (6, 176) Но Матерь Божия этим не хочет утешиться: Иван Предтечь мне не в надежды. (6, 176) Иван Богослов мне не в начет 154 . (6, 182) Тогда Спаситель открывает Ее будущее прославление 155 . Я сам к Тебе, Матушка, буду, Я сам Тебя, Деву, споведую, Я сам Тебя, Деву, причащую, Я сам Твою душеньку выну, Я сам Твои мощи привпокою, Спишу Я Твой лик на икону Поставлю Твой лик за престолом Во всякой соборной Божьей церкви. (6, 182–183, 177, 185, 186,188,189,191,195,199) Господь сам, вместе с народом, с «патриархами и царями» приложится к Ее иконе, будет молиться Ей: Сам Я Твоему лику помолюся И сам к Пресвятой приложуся. (6, 177, 183) Интересно, что, по-видимому, народный певец совершенно не знает церковного предания, нашедшего выражение в апокрифах и в литургике, о воскрешении Богородицы 156 . Он совершенно отчетливо различает Ее душу и Ее «мощи». Тело Ее погребает сам Христос: Погребу Твое тело с святыми, (6, 186) или: Погребу Твои мощи с ангелами, С херувимами да со славными серафимы. (189, 192) Или: И погребу Я Твои мощи Во церкви Божией и во соборе. (192) Только душа Ее успокоится на небесах: Сам преупокою Твою душу С Собою в небесном царстве. (194) Или еще подробнее, где не может быть места сомнению: С тобою ж Я, матушка, прощуся, К мощам ко Твоим приложуся, Отошедши от мощей, поклонюся. Я сам упокою Твою душу Во царствии небесном с Собою... (6, 197) Здесь нет никаких колебаний, подобных тем, какие мы видели вокруг воскресения Христова. И объяснение навязывается само собою. Народ не хочет уступать небу свое сокровище. Он хочет хранить на земле мощи Богородицы, что бы ни рассказывали ему его любимые греческие апокрифы. И вот все записи того стиха о страстях, который был назван «Хождением Богородицы», оканчиваются видением трех гробниц в соборной (Сионской) церкви:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

52 . Руководство к духовной жизни, составленное по толкованию 118 псалма. – Москва: Лепта-Пресс, 2005. – 864 с. – (Путь святости; вып. 2). (Е) 53 . Симфония по творениям: в 2 кн./сост. архим. Георгий (Тертышников). – Рязань: Зерна, 2003. Кн. 1: От буквы «А» до буквы «К». – 528 с.: ил., портр. (Е, Р) Кн. 2: От буквы «М» до буквы «У». – 496 с.: ил., портр. (Е, Р) 54 . Симфония по творениям святителя Феофана Затворника Вышенского : справ. изд./сост. архим. Георгий (Тертышников). – 2-е изд. – Москва: Даръ, 2008. – 640 с. – (Духовное наследие). (Е, Р) 55 . Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. – Владимир: Тип. губ. правления, 1869. – 684 с. (В) 56 . Слова к Тамбовской пастве преосвященного Феофана. – Москва: [б. и.], 1867. – 208 с. (Т) 57 . Слово веры: о православии: слова и проповеди. – Москва: Правило веры, 2002. – 539 с.: портр. – (Духовное наследие святителя Феофана Затворника ). – Печ. по изд.: Слова Санкт-Петербург. Дух. Акад. ректора архим. Феофана. – Санкт-Петербург, 1859; Феофан (епископ). Слова к тамбовской пастве. – Санкт-Петербург, 1861; Феофан (епископ). Слова к владимирской пастве. – Владимир, 1869. (Е, Р) 58 . Советы православному христианину: и комментарии. – Москва: Галактика, 1994. – 192 с. (Е) 59 . Советы православному христианину: и комментарии. – Москва: Православ. приход Храма Казан. иконы Божией Матери в Ясенево, 2000. – 192 с. (Е) 60 . Советы православному христианину: и комментарии. – Единец: Единецко–Бричанская епархия Молд. митрополии Моск. патриархата, 2003. – 192 с. (Е) 61 . Созерцание и размышление: с приложением Жития святителя Феофана и Службы ему. – Москва: Сретен. монастырь: Правило веры, 1998. – 639 с.: 1 л. портр., 20 гравюр. (Е) 62 . Сокровищница духовной мудрости: антология святоотеческой мысли/сост.: М. Нейгум, архиеп. Павел (Пономарев), иером. Ростислав (Оборотов), прот. Иоанн Киевский. – Москва: Московская духовная академия; Козельск (Калуж. обл.): Введенская Оптина Пустынь, 2002. – Т. 1: Агиология – Богопочитание. – 576 с. – Библиогр.: с. 564–573. (Е)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Оставляю Я на Ивана на Богослова, На друга да на Христова, И спокидаю Я тебя со Святым Духом И на Святого Иоанна на Богослова, (6, 192, 196) Но часто смешивает его с другим Иоанном, как это обычно в народных стихах: Я оставлю с Тобой, Матерь, святого Того ль Ивана Предтечу, Крестителя, друга Христова. (6, 176) Но Матерь Божия этим не хочет утешиться: Иван Предтечь мне не в надежды. (6, 176) Я сам к Тебе, Матушка, буду, Я сам Тебя, Деву, споведýю, Я сам Тебя, Деву, причащýю, Я сам Твою душеньку выну, Я сам Твои мощи привпокою, Спишу Я Твой лик на икону Поставлю Твой лик за престолом Во всякой соборной Божьей церкви. (6, 182-183, 177, 185, 186,188,189,191,195,199) Господь сам, вместе с народом, с «патриархами и царями» приложится к Ее иконе, будет молиться Ей: Сам Я Твоему лику помолюся И сам к Пресвятой приложуся. (6, 177, 183) Интересно, что, по-видимому, народный певец совершенно не знает церковного предания, нашедшего выражение в апокрифах и в литургике, о воскрешении Богородицы . Он совершенно отчетливо различает Ее душу и Ее «мощи». Тело Ее погребает сам Христос: Погребу Твое тело с святыми, (6, 186) Погребу Твои мощи с ангелами, С херувимами да со славными серафимы. (189, 192) И погребу Я Твои мощи Во церкви Божией и во соборе. (192) Только душа Ее успокоится на небесах: Сам преупокою Твою душу С Собою в небесном царстве. (194) Или еще подробнее, где не может быть места сомнению: С тобою ж Я, матушка, прощуся, К мощам ко Твоим приложуся, Отошедши от мощей, поклонюся. Я сам упокою Твою душу Во царствии небесном с Собою... (6, 197) Здесь нет никаких колебаний, подобных тем, какие мы видели вокруг воскресения Христова. И объяснение навязывается само собою. Народ не хочет уступать небу свое сокровище. Он хочет хранить на земле мощи Богородицы, что бы ни рассказывали ему его любимые греческие апокрифы. И вот все записи того стиха о страстях, который был назван «Хождением Богородицы», оканчиваются видением трех гробниц в соборной (Сионской) церкви: Во первом гробе сам Иисус Христос,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

Коснулись гонения, вероятно, и Галлии. В 1839 г. в Отёне (Франция, древняя Галлия) найдена была надгробная каменная плита с греческой надписью на ней. 1303 Иоанн Франц в выпущенной им в 1841 г. брошюре (Christliches Denkmal von Autun) подверг последнюю тщательному анализу и пришел к выводу, что она относится ко времени Иринея Лионского , не позднее. 1304 Содержание ее не менее ясно свидетельствует, что плита не была просто надгробным памятником над могилой христианина, а лежала над прахом христианского мученика Лектория (Pectorius), память которого праздновалась как святого. 1305 Отсюда можно сделать вывод, что в Отёне во времена Иринея было преследование христиан. Но из письма Лионской и Виеннской церквей не видно, чтобы гонение 177 г. распространялось на другие, кроме Лиона и, может быть, Виенны, местности Галлии. Точно также нет никаких данных, которые говорили бы о преследовании христиан, в этой стране в период между 177 и 192 гг. (дата пасхальных споров). Остается предположить, что гонение, в которое претерпел мученическую смерть Лекторий, разразилось после 192 г., т. е. в течение последних лет жизни Иринея, уже в царствование Севера. Но если оно было в Отёне, незначительном тогда городке, то, несомненно, коснулось и митрополии христианства в Галлии – Лиона. Ириней же в Лионе, да и вообще в Галлии почитался и был самым выдающимся христианином. Поэтому мученичество> его вполне возможно, и именно в годы, последующие за 192 г. Но был ли он мучеником? Положительный ответ на этот вопрос дает Иероним, когда в толковании на 64, 4 пророка Исайи называет Иринея «vir apostolicus, episcopus Lugdunensis et Martyr». 1306 Это свидетельство настолько ясно, что, казалось бы, не требуется никаких подтверждений. Но некоторые исследователи (Гарнак, 1307 Барденгевер, 1308 Додвель 1309 ) отрицают за ним всякое значение. Основанием для них служит то, что в своем «Каталоге церковных писателей» 1310 Иероним, давая краткую биографию Иринея, умалчивает о его мученичестве. Значит, как заключает Додвель, 1311 в толковании его на Исайю испорчен подлинный текст.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010