145 Примечание: Если случится в эти три субботы Обретение главы Иоанна Предтечи, Сорока мучеников или же храмовой святой, то заупокойная служба опускается. На утрени поется полиелей и величание. Каноны: Богородицы на 6 и святому на 8. Субботний канон с библейскими стихами читается на Великом повечерии в свое время (см. Типикон, 24 февраля; А. Неаполитанский. Церковный Устав. Цит. соч., с.74). 146 Полиелей во все эти дни совершается в алтаре. См. подробное указание о приготовлении и выносе Креста на праздник Воздвижения Креста Господня. 147 Выражение: «по отпусте часов» указывает не на отпуст, произносимый перед вечерней, а вообще на конец часов, т.е. поклонение Кресту совершается до отпуста. В Триоди Постной время поклонения Кресту означено определеннее, а именно: Крестопоклонение бывает по отпетии часов, по последнем Трисвятом. Поем стихиры, глас 2-й, «Приидите, вернии...» (Триодь Постная, исследование пятка 4-й седмицы). Последнее же Трисвятое то, которое бывает по окончании великопостных часов, находится в чине изобразительных. А чин изобразительных относится к службе часов (см. К. Никольский , с. 598). 149 См. Успенский. Лекции по Церковному Уставу, прочитанные в Ленинградской Духовной семинарии, ч. И, с. 46. Также Богослужебные указания на 1957 г., с. 100. 150 Начиная со среды 4-й (Крестопоклонной) седмицы, на литургиях Преждеосвященных Даров до самой Великой Среды зачинают произноситься особые ектении о готовящихся к Просвещению (Крещению). 151 Житие Марии Египетской в переводе на русский язык напечатано в Богослужебных указаниях на 1950 год, с. 124–131. 152 В практике чтение жития преп. Марии Египетской бывает так: первая часть – после «Аллллуиа» и троичных тропарей, а вторая – после кафизмы. 153 Каждение всего храма бывает перед первыми тремя кондаками и перед последними, а на остальных – малое каждение. По Типикону, акафист положено читать в алтаре, но, по пособию Никольского, его совершают на середине храма (см. Типикон, с. 435; К. Никольский , с. 601). Если случится в этот день праздник Благовещения, то акафист не отменяется. Особенность богослужения будет состоять том, что после второго выхода и чтения последующих кондаков и икосов священники не возвращаются в алтарь, но остаются на середине храма, и совершается полиелей. Помазание совершается после окончания чтения акафиста, после 6-й песни канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В неделю к Вечерне - благовест в праздничный колокол (ради великого прокимна). 4-я седмица На 4-й седмице поста особых звонов нет, так же, как и на 2-й седмице, поскольку и здесь не совершается служб с полиелеем. (Тем не менее - 24 февраля, когда празднуется 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи и 9-го марта - дня 40 мучеников, полиелей должен совершаться обязательно, даже в период поста.) В неделю к Вечерне - благовест в праздничный колокол (ради великого прокимна). 5-я седмица В четверг празднуется память Марии Египетской. Накануне вечером читается Покаянный Канон. Эта служба именуется - Марьино стояние. К Вечерне, Утрене и Литургии - благовест в полиелейный колокол, трезвон, соответственно, без большого. В пяток - вечер акафиста. К Вечерне - звон в полиелейный колокол. В субботу к Утрене - звон в полиелейный колокол. Воскресные звоны - как обычно. К Вечерне - благовест в праздничный колокол (ради великого прокимна). Звоны Страстной седмицы По прошествии Великой Четыредесятницы период поста заканчивается, и начинается особенная седмица, именуемая Страстной. Каждый день этой седмицы празднуется особенно, поскольку этот период посвящен воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя. Звоны в этот период совершаются так: в первые три дня, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров, звонят по-постному благовестят в постный колокол, и далее - звоны в двои, а с четверга, когда совершают Литургию Василия Великого, в звонах начинают использовать уже большие колокола. В Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду - благовест к началам богослужений в постный колокол, трезвон в двои. Великий Четверг Начиная с Утрени Великого Четверга благовест совершают уже не в постный колокол, но в красныя. По уставу К. Никольского - благовест в полиелейный колокол, трезвон во вся без большого. Перед Литургией - трезвон, поскольку Литургия здесь уже Василия Великого, которая совершается в соединении с Вечерней, где читается Евангелие. На Утрени читаются 12 Евангелий, поэтому звонят благовест в праздничный колокол. Далее, во время службы, перед чтениями Евангелий совершают удары в праздничный колокол по числу читаемого Евангелия, перед 1-м чтением - 1 удар, перед 2-м - 2 удара и т. д. По прочтении всех 12 Евангелий - краткий трезвон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

1-й день: 3-й час – Мф., зач. 1–25 (1, 1 – 8, 13). 6-й час – Мф., зач. 26–52 (8, 14 – 13, 30). 9-й час – Мф., зач. 53–78 (13, 31 – 19, 15). 2-й день: 3-й час – Мф., зач. 79–101 (19, 16 – 24, 35). 6-й час – Мф., зач. 102–116 (24, 36 – 28, 20). 9-й час – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16). 3-й день: 3-й час – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20). 6-й час – Лк., зач. 1–21 (1, 1 – 5, 39). 9-й час – Лк., зач. 22–49 (6, 1 – 9, 62). 4-й день: 3-й час – Лк., зач. 50–76 (10, 1 – 14, 24). 6-й час – Лк., зач. 77–101 (14, 25 – 20, 26). 9-й час – Лк., зач. 102–114 (20, 27 – 24, 53). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 22 октября 2015 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака сщмч. Сергию Скворцову пресвитеру. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4251309.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/341 ). 2 В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели – свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1-е и 2-е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников, храмовый или полиелейный праздник) чинопоследование пассии (см. 19 марта). При выпадении на соответствующие понедельники Великого поста праздников Благовещения, Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, а также храмового или полиелейного праздника, совершение пассий, по обычаю, начинается не с 2-й Недели поста, а с 1-й Недели – Торжества Православия, чтобы иметь возможность в течение поста совершить четыре пассии. 3 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 4 Евангельские чтения изъяты Уставом из всего седмичного великопостного богослужения и отсутствуют даже на Литургии Преждеосвященных Даров (кроме полиелейных праздников и дней Страстной седмицы).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-25/

В последующие века, когда повсеместное распространение получила практика крещения младенцев, институт О. в своем первоначальном виде постепенно исчез. Согласно Типикону Великой ц., огласительный цикл был все еще привязан к дням Великого поста, хотя крестили преимущественно детей 3 лет и старше: на литургии 2-го воскресенья после чтения Евангелия совершалось «провозглашение» имен тех, кто может принять Крещение в ближайшее время; на литургии 3-го воскресенья после Трисвятого читалось поучение их родителям и восприемникам; в понедельник 4-й седмицы над оглашаемыми читалась молитва, переводившая их в разряд «готовящихся к просвещению»; в среду на этой же седмице они поклонялись реликвии Креста Господня, затем начиналось совершение экзорцизмов, к-рые продолжались до Великой пятницы; в Великую пятницу после службы тритекти К-польский патриарх произносил огласительную проповедь, совершался чин отречения от сатаны и сочетания со Христом, а само крещение происходило в Великую субботу. Следы этой практики сохранились в совр. Требнике. Однако весь чин О. теперь совершается однократно непосредственно перед самим крещением. Чин состоит из молитвы на включение в число оглашаемых, неск. молитв на изгнание нечистых духов (экзорцизмов), отречения от сатаны, сочетания со Христом, исповедания веры и заключительной молитвы. В формулярах Божественной литургии сохранились молитвы и ектении об оглашенных (1-я часть Божественной литургии именуется литургией оглашенных), а также особое прошение о «просвещаемых», которое произносится на литургии Преждеосвященных Даров начиная со среды 4-й седмицы Великого поста. К древней практике О. восходит и чтение ветхозаветных паремий в течение Великого поста. В Российской империи О. проводилось только для инославных, желавших присоединиться к правосл. Церкви (40-дневное для достигших совершеннолетия, полугодовое для лиц 14-21 года; см. ст. Чиноприемы ). Совр. практика О. в РПЦ регулируется документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» (утвержден определением Синода РПЦ от 27 дек. 2011). Согласно этому документу, «Оглашение взрослых предполагает несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви». В случае крещения младенцев и детей до 7 лет предписывается проводить огласительные беседы с родителями и восприемниками. Для реализации предписаний документа на приходах введена должность приходского катехизатора. Для катехизаторов регулярно организуются курсы повышения квалификации и издаются практические пособия.

http://pravenc.ru/text/2578175.html

Примечания: 1) Вышеприведённая таблица составлена по книжке, особо (с тем же заглавием, как в таблице) изданной Московской Синодальной Типографией в 1899 г. (цена этой книжки – 10 коп.). То же самое «Последование отпевания» печатается означенной Типографией в её позднейших изданиях (начиная с 1900 г.) книжки: «Последование во св. и вел. неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу» (см. там, в конце книжки). Сравнительно с чином отпевания мирян в неделю Пасхи и в прочие дни Светлой седмицы, печатаемым в Большом (см. там 31-ю гл.) и Малом (см. там 18-ю гл.) Требниках, под заглавием: «Указ о провождении усопших на св. Пасху, и во всю Светлую неделю бываемый», издаваемое означенной Типографией «Последование отпевания усопших в пасхальную: седмицу» представляет собою полный текст всех положенных при этом отпевании молитвословий и песнопений. – 2) Хотя в Требнике с точностью и не указывается отпуст при совершении пасхального чина погребения, но этот отпуст в течение всей Светлой седмицы должен быть пасхальный, судя по указанию в составленном митроп. Московским Филаретом чине священнического погребения в Пасху (см. его ниже) и торжественности в это время богослужений вообще (Ц.В. 1897, 4), а главное – на основании вышеозначенного «Последования отпевания», где положен именно пасхальный отпуст. – 3) При пасхальном чине погребения следует после отпуста петь: «Вечная память», ибо нигде нет указаний опускать это (Ц.В. 1892, 33), а в означенном «Последовании» это пение ясно указывается. – 4) Для пения «Христос Воскресе», вместо «Вечная память», от Пасхи до Вознесения нет оснований, а потому именно петь «Вечная память» положено и по составленному митр. Филаретом чину погребения архиереев и священников в Пасху (Ц.В. 1895, 16). – 5) Обычай крестообразно кропить св. Богоявленною водою (ничего не произнося) умерших во дни Пасхи, вместо посыпания землёю (с произнесением слов: «Господня земля и исполнение ея»), – должен быть признан неправильным, так как в «Последовании погребения на св. Пасху» ясно сказано, что тело умершего окропляется св. водою ещё до отпевания, пред положением во гроб, а не по отпевании, при положении его в могилу. Таким образом кропление умершего св. водою и посыпание его землёю – суть два различных и разновременных обрядовых действий, – одно предшествует выносу усопшего из дома в церковь или на кладбище для отпевания, а другое есть действие заключительное после отпевания, причем каждое имеет свое особенное символическое значение, а потому не должны быть смешиваемы или заменяемы одно другим (Рук. д.с.п. 1888, 47).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В субботу после Литургии артос разрезается на части и раздается народу 574 . Вечерня на Пасхальной седмице предваряется пасхальным 9 часом и имеет то же последование, что и в первый день, кроме того, на вечерне бывает вход с кадилом (а не с Евангелием). Евангелие, соответственно, не читается. Прокимны великие, на каждый день особые. На вечерне каждый день – разные гласы. Вечерня служится только в епитрахили и фелони. Если в Светлую седмицу, начиная с понедельника, случится праздник великого святого (например, вмч. Георгия – 23 апреля ст.ст.) или храмовый праздник, то к песнопениям Пасхи присоединяются песнопения в честь святого: стихиры, тропарь, канон и прочее. На вечерне читаются паремии, на утрене поется полиелей, степенны, 1 антифон 4 гласа, читается Евангелие и молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя». Великого славословия не бывает. На Литургии – Апостол, Евангелие и причастен дню и святому. Есть обычай в пятницу Светлой седмицы совершать последование в честь обновления храма Пресвятой Богородицы, именуемого Живоносный («Живоприемный») Источник. На вечерне и утрене поются особые стихиры в честь Богородицы, на утрене – канон святителя Никифора Каллиста (XIV в.). На Литургии – прокимен, Апостол и Евангелие – дня и Богородицы. После Литургии обычно совершается малое освящение воды. ФОМИНА НЕДЕЛЯ (ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ) Светлая седмица заканчивается (восьмым днем) – Неделей (воскресеньем) о апостоле Фоме, именуемой также Неделей Фоминой, которая как завершение Светлой седмицы издревле составляла особое торжество, как бы повторение самого Пасхального дня, отчего и названа Антипасхой (греч. – «вместо Пасхи»). С этого дня начинается круг Недель и седмиц целого года. В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, поэтому Неделя Антипасхи получила также название Недели новой, то есть первой, а также Дня обновления или просто Обновления. Такое название тем более подобает этому дню, что именно в восьмой день Господь благоволил «обновить» радость Воскресения Своим явлением святым апостолам, в том числе и апостолу Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения (в воспоминание этого события и Неделя получила название «Недели Фоминой»).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Цветная Триодь, подобно Постной, иногда заменяет собой Минею, иногда поется вместе с ней. Минею триодь заменяет вполне: в дни пасхальной седмицы, во все недели пятидесятницы, в день преполовения и отдания его, в отдание пасхи, в день вознесения и отдания его, в субботу пред пятидесятницей, в пятидесятницу, в день сошествия св. духа. службы прилучившихся святых в эти дни (исключая служб[ы] среднему празднику, напр. 23 апреля, 8 мая или храмовому празднику) переносятся на другие дни. в седмичные дни (исключая субботу 1 пред пятидесятницей) Цветная триодь соединяется с песнопениями Минеи. Начиная с седмицы св. Фомы, устав церковный указывает петь в седмичные дни следующие песнопения Минеи: а) на вечерне – три стихиры на «Господи, воззвах», б) на утрене – канон на четыре. Впрочем, из Минеи поется и более песнопений, если случится память великого святого или храм святому. Молитвословия Цветной Триоди обозначаются в богослужебных книгах так: 1) если в Типике указывается на те песнопения, которые были петы в день Пасхи, то они называются словом «Пасхальный», например, «кондак Пасхи», «стихиры Пасхальные». 2) Выражение же «стихиры воскресны» есть указание не на Пасхальные (Триоди), а на воскресные стихиры Октоиха. Равно и выражения «стихира праздника», «припев праздника» встречаются в месяцеслове Типикона при указаниях службы Благовещения в Пасхальную седмицу, обозначают песнопения не Пасхи, а Минеи. 3) Когда же в прочие дни пения Цветной Триоди читаем: «кондак праздника», «канон праздника» – тогда под праздником следует разуметь не праздник Пасхи и не Минеи, а праздник недели Триоди, напр. Недели мироносиц, расслабленного или праздник Преполовения, Вознесения, вообще праздник, бывший за семь, восемь, а чаще всего за два, за три дня до дня того, в последовании которого читаем указанные выражения. Подобно этому выражения «канон праздника недели», «канон Триоди» суть указания на канон праздника св. мироносиц, Преполовения, и т.д. Песнопения же святому, находящиеся в Минее, обозначаются так: «стихира святаго», «канон святаго» и т.п. 4) Наконец, встречаемые иногда выражения «дне», напр. «на стиховне Триоди дне», указывают на песни, принадлежащие известному дню, на песни Цветной Триоди (а не Октоиха). Песни Октоиха при пении Триоди Цветной обозначаются не словом «дне», но указанием на их содержание, напр., «седален умилителен, Кресту», и т.д.” 588

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

527 В Киево-Печерской Лавре малое повечерие заканчивается полностью, без сокращенного окончания. 528 Если в Великую Пятницу или в Великую Субботу, или в первый день Пасхи случится храмовый праздник или праздник вмч.Георгию, то служба им переносится: храму — на понедельник или вторник Светлой седмицы, а вмч. Георгию — на понедельник Светлой седмицы, причем, служба, праздника соединяется со службой дневной (см.: 46 храмовая глава и Маркова глава под 23 апреля). 529 См. об этом: Богослужебные указания на 1950 год.. М., 1950. Ч.1—3. 4.2. 530 Нестеровский Е. Литургика или наука о богослужении Православной Церкви. СПб., 1905. Ч. 2-я. С. 190—191. 531 По указанию Типикона, настоятель со священниками должны входить в алтарь пред великим славословием, а не перед каноном, как это обычно делается. Такое несоответствие произошло вследствие того, что нынешний Устав ничего не говорит о выходе священнослужителей на середину храма пред Плащаницей для пения Непорочных, между тем, в практике Русской Церкви уже в конце XV или начале XVIb. этот обычай существовал. Образовался он под влиянием практики восточных церквей. В современном Типиконе восточных церквей указывается, что пред началом канона архимандрит со священниками входят в алтарь. Только в Константинопольской Церкви Непорочны в настоящее время поются после канона, и, поэтому, священнослужители выходят из алтаря в это время. 532 Обычай выносить Плащаницу и Евангелие на середину храма в Великую Субботу образовался из разновременных обычаев, существовавших в XI-XV1 вв. в восточных церквях, и окончательно утвердился на Руси в XVII в (Большой Московский Собор 1667 г.), а обычай обносить Плащаницу вокруг храма был заимствован из Константинопольской Церкви и вошел у нас в богослужебную практику в XVIII веке (возможно, даже начале XIX века). 533 От вечерни Великой Субботы и до малой вечерни накануне Пятидесятницы прекращается чтение и пение молитвы «Царю Небесный». Начиная с малого входа на Литургии Великой Субботы до вечерни в день Святой Троицы коленопреклонений в храме не бывает.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

211. Шестоднев , в поллист, 382 л., полууставом XVI в., в кожаном переплете, 288 лист чистый. Углы правые 374–382 листов порваны. На полях внизу листов 1–13 приписки окорописью: 1) «Сия книга Шестоднев Вологодского уезда церкви Козьмы и Дамиана что в Кузьминском»; 2) «Сия книга Василья Титова сына Болтина да сестры его иноки Марфы дана по них на Глушицу в монастырь». Состав: 1) службы воскресныя восьми гласов (1–178 об.); 2) светильны воскресные, богородичны и евангельския стихиры (179–186); 3) службы на каждый день седмицы (186–276 об.); 4) апостольския и евангельския чтения общия: пророку, святителям, священномученикам, преподобным, мученикам, мученицам, преподобным женам (276 об.–286); 5) евангельския чтения на утрени в Богородичные праздники (286–287 об.); 6) «стихиры покаянныя восьми гласов в неделю вечер» (289–304); 7) светильны на каждый день седмицы (304–305 об.); 8) прокимны воскресные восьми гласов с апостольскими и евангельскими чтениями (305 об.– 316 об.); 9) утренния воскресныя евангельския чтения (316 об.–326 об.); 10) троичны гласа (328 об.–331 об.); 11) апостольския чтения в первыя восемь суббот по Пятидесятнице (332–335 об.); 12) евангельския чтения в неделю Всех Святых и в субботы по Пятидесятнице, начиная со второй и кончая восьмой (335 об.–339 об.); 13) тропари по Непорочны, воскресные, и два псалма (340–342 об.); 14) Никифора Влемида любомудреца избранные псалмы на Господскиа праздники и в памети святых (343–376 об.); 15 последование утрени в неделю Пасхи (377–382 об.). 212. Шестоднев , в четвертку, 352 л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. Порваны листы е ущербом для текста: 45, 46, 169, 341, 344. На последнем оборванном 352 листе запись: «В лето 7037 (1529) написана бысть книга сия в Кириллов монастырь в храм преподобного отца нашего Кириллла чудотворца на Коленець рукою многогрешного инока Филофеа, a преставится и вы Бога ради напишите в сенаник в Кириллове, а кто будет священник у чудотворца у Кирилла на Коленци и он бы Господа ради поминал инока Фи . . . ». На верхнем поле того же листа: «Кириллова монастыря».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Праздник Сретения Господня принадлежит к числу двунадесятых праздников, но двунадесятых не Господних, а Богородичных. Ибо, если праздник Сретения Господня случится в неделю (воскресение), то служба воскресная не отменяется для службы праздника Сретения, а поется с ней вместе (Типикон, 2 февраля, аще в недели), как бывает в двунадесятые Богородичные праздники. Праздник Сретения и называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы. Праздник Сретения имеет день предпразднества и семь дней попразднества (по 9 февраля), если не сократит сего времени Великий пост , ко времени которого он может случиться иногда. В этом случае празднуется Сретение столько дней, сколько остается до поста. Если предпразднество случится в субботу мясопустную, а праздник – в неделю мясопустную, то предпразднество празднуется не накануне праздника, не в субботу мясопустную, когда совершается служба за усопших, а предпразднество бывает в пяток мясопустный (Типикон, последование 1 февраля, аще в суб. мясоп.). Если праздник Сретения случится: 1) в неделю блудного или в понедельник или во вторник на мясопустной седмице, то праздник отдается в пяток той же недели; 2) если праздник Сретения случится в среду, четверток, пяток, субботу перед неделей мясопустною, – отдание празднуется во вторник на сырной седмице; 3) если случится в неделю мясопустную, в понедельник сырной седмицы, – отдание празднуется в четверток; 4) если случится во вторник или среду на сырной седмице, – отдание бывает в сырную субботу; 5) если случится в четверток, пяток или субботу сырной седмицы, – отдание в неделю сыропустную; 6) если Сретение случится в неделю сыропустную, то праздник празднуется один день (Типикон, последование 8 февраля. Указ о празднике Сретения Господня) 83 . На литургии: 1) антифоны изобразительны с блаженными, на малом входе – входной стих, после чего поется тропарь и кондак праздника; 2) задостойник; 3) после служб положен особый отпуст (см. Службник). Если праздник Сретения случится в недели (воскресения) мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустную, сыропустную, то на утрени после Евангелия празднику, после пения «Воскресение Христово видевше...» и 50-го псалма не положено пения «Покаяния отверзи ми двери...», а следует стихира праздника. Но положенное в эти недели пение «На реках Вавилонских...» не отменяется (Типикон, 2 февраля, аще в неделю). В праздник Сретения в неделю (воскресение) обыкновенно произносится отпуст воскресный, подобно тому, как тогда и вместо припевов Сретения, по 9-й песни канона поется «Честнейшая». Песнопения воскресные предшествуют песнопениям Сретения (Типикон). На утрени катавасия «Сушу глубородительную землю...» (поется начиная со дня по отдании Богоявления, с 15 января, до отдания Сретения – 9 февраля (Типикон, гл. 19). С отдания Сретения до 1 августа поется (кроме недель Четыредесятницы и Пятидесятницы) катавасия «Отверзу уста моя...» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010