Таким двойственным характером поста и праздника отличалась страстная седмица и в древние времена христианства. Апостольские постановления изображают ее, то как время самого строгого поста, то как великий праздник, стоящий наравне с Пасхой и даже называют ее Пасхой крестной. «В дни Пасхи, – говорится в постановлениях, – поститеся, начиная с понедельника до пятницы и субботы чрез шесть дней, употребляя только хлеб, соль, овощи и воду, но воздерживайтесь от вина и мяса, потому что это дни печали, а не празднования». 2 Но в другом месте Апостольские постановления предписывают отличать страстную седмицу такими же благочестивыми обычаями, как и Пасху. Вот это предписание: «во всю великую неделю и в следующую за ней, рабы должны быть свободны от работ, потому что первая есть неделя страданий, а последняя – неделя воскресения Христова» 3 . В кодексе Феодосиевом находится такое узаконение относительно страстной седмицы: «семь дней Пасхи, которые предшествуют, и семь дней, которые последуют дню воскресения Христова, пусть одинаково почитаются» 4 . И действительно, древние христиане, причисляя страстную седмицу к Пасх, соблюдали в продолжение ее те же благочестивые обычаи, которыми отличали и празднование пасхальной седмицы. Только строжайший пост отличал Пасху крестную от Пасхи воскресной. «Многие в эту седмицу, – говорит св. Иоанн Златоуст в слове на Великую субботу, – удвояют свои подвиги: одни увеличивают пост, другие чаще посещают молитвенные собрания, третьи раздают более щедрые милостыни. Иные как бы свидетельствуют о величии Божественных благодеяний, совершенных в страстную седмицу, добрыми делами и большим благочестием жизни...И не мы только почитаем эту седмицу, но цари наши: они освобождают от дел правительственные лица городов, чтобы они беспрепятственнее проводили эти дни в занятиях духовных, и для того заключают двери судилищ...И не только такой честью отличают они эту седмицу, но и другой, нисколько не меньшей. Издаются царские указы, чтобы обитатели темниц были освобождены от уз.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Эта глава находится в Типиконе в последованиях месяцеслова под 30 января; 2) праздник сретения Господня, предпразднство, попразднство и отдание его, если они случаются в какой-нибудь день от недели (воскресения) мытаря и фарисея до понедельника Великого поста. Эти главы находятся в месяцеслове Типикона под 1, 2 и 9 февраля; 3) первое и второе Обретение главы святого Предтечи, когда память их случается в дни от мясопустной недели до 3-й Великого поста. Указания находятся в месяцеслове Типикона под 24 февраля; они называются также «Предтечевою главою»; 4) 9 марта – святых 40 мучеников, когда они приходятся в дни начиная с субботы первой седмицы Великого поста до субботы акафиста. Указания находятся в Типиконе 9 марта; 5) день Благовещения Пресвятой Богородицы, предпразднство и попразднство его, случающиеся от субботы 3-й седмицы Великого поста до среды пасхальной седмицы. Указания в Типиконе 24–26 марта; 6) день св. великомученика Георгия, случившийся от Великого пятка до четверга 5-й недели по Пасхе. Указания в Типиконе 23 апреля; 7) день св. евангелиста Иоанна Богослова, бывающий от субботы 2-й недели по Пасхе до 7-й недели святых отец. Указания в Типиконе 8 мая. Вообще указания Марковых глав состоят в том, как соединить пение Минеи с пением Триоди Постной и Цветной. Главы Предтечевы (см. главы Марковы). Главы храмовые. Храмовые главы содержат указания, каким образом должно совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с каким-либо иным праздником в один день. Эти главы находятся в Типиконе и расположены так же, как последования 2-й части его, а именно: сначала главы (с 1 до 25) о праздниках, бывающих во время пения Минеи с Октоихом, с 1 сентября до недели мытаря и фарисея; потом (с 25 до 48 главы) о праздниках, бывающих во время пения Постной Триоди, и, наконец, (с 48 до 58 главы включительно) о праздниках, бывающих в дни пения Цветной триоди. Таким образом, взглянув в оглавление храмовых глав (в начале книги Типикон), нетрудно отыскать указание на то, как следует совершать службу в известный храмовый праздник, в храмовых главах мало указаний на службу храмовых дванадесятых праздников Господских и Богородичных; ибо в эти дни служба одинаково совершается как там, где храм праздника, так и во всех других храмах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные указания за 10 апреля 2024 года 28. Среда 4й седмицы, Крестопоклонной. Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского. Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского. Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского. Мч. Бояна, кн. Болгарского. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии во вторник вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского, и прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (с этого дня) . На утрене – кафизмы 19я, 20я и 1я. Поется канон Креста (из Триоди) и трипеснцы Триоди. Каноны рядовой службы Минеи поются на повечерии. Примечание 1. Относительно исполнения канона на утрене в Типиконе сказано: «Канон Креста со ирмосом на 6 и трипеснец по обычаю» (гл. 49). Следовательно, 3я, 8я и 9я песни канона поются в соединении с трипеснцем – канон Креста со ирмосом на 6 (ирмос единожды, тропари на 5) и трипеснец на 8. Прочие песни канона (1я, 4я, 5я, 6я, 7я) поются так: канон Креста без ирмоса на 4. В 1й, 4й, 5й и 7й песнях ирмос канона Креста поется перед стихословием; в 6й песни ирмос канона Креста служит катавасией. Библейские песни – великопостные. По 9й песни канона в среду Типикон указывает особый ексапостиларий Креста (из Триоди): «Преполовением постов…», «Слава, и ныне» – Крестобогородичен: «Безневестная и Всечистая…». Согласно Триоди, этот ексапостиларий поется после обычного светильна гласа. На 1м часе – кафизма 2я. Чин поклонения Честному Кресту на 1м часе совершается точно так же, как в понедельник (см. примечание 26 марта). На 3м часе – кафизма 3я; на 6м часе – кафизма 4я; на 9м часе – кафизма 5я. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7й: «Не ктому пламенное оружие…». Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта. На вечерне – кафизма 18я. Примечание 2. Начиная с этого дня до Великой Среды (включительно) на всех Литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (т. е. к Таинству Крещения). Примечание 3. «Ведомо же да будет и сие, яко в сию средопостную среду на трапезе не достоит разрешати на елей и вино, яко паче день плача есть, а не радости: понеже и Бог Господь не поется на утрени в сию среду, но Аллилуиа» (Типикон, гл. 49, «В среду 4я седмицы… вечера»). 1 В среду и пятницу 4й седмицы Великого поста службы рядовых святых переносятся на повечерие (по причине совершения в эти дни триодной службы Креста). Рекомендуемые записи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

4. Ектения «Рцем вси…» 5. Ектений об оглашенных 6. «Ныне силы небесные…» Вход со Св. Дарами. Перенесение их на престол через царские врата. Молитва св. Ефрема Сирина 7. Ектения «Исполним вечернюю молитву нашу…», «Отче наш…» 8. Причащение. Благодарственная ектения («Прости, приимше…») 9. Заамвонная молитва («Владыко Вседержителю…») 10. Заключение и отпуст. VI. CXEMA ПАСХАЛЬНОГО ЦИКЛА Подготовительные недели 1. О мытаре и фарисее 2. О блудном сыне 3. О Страшном Суде (мясопустная; заговенье на мясную пищу) 4. Воспоминание Адамова изгнания (сыропустная). Прощеное воскресенье Недели св. Четыредесятницы (Великого поста) 1. Торжество Православия 2. Память св. Григория Паламы 3. Крестопоклонная 4. Память преп. Иоанна Лествичника 5. Память преп. Марии Египетской 6. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ Страстная седмица 1. Великие понедельник, вторник, среда. Чтение 4–х Евангелий 2. Великий четверг. Воспоминание Тайной Вечери. На утрене под Великую пятницу служба Страстей Христовых (12 Евангелий) 3. Великая пятница. День Распятия и погребения. На вечерне вынос плащаницы 4. Великая суббота. Господь во гробе Пасха и послепасхальные недели 1. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ 2. Фомина (Антипасха). Во вторник Фоминой седмицы — Радоница 3. Жен–мироносиц 4. О расслабленном 5. О самарянке 6. О слепом. В четверг 6–й седмицы — ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ 7. Св. Отцов I Вселенского Собора 8. ПЯТИДЕСЯТНИЦА (ТРОИЦЫН ДЕНЬ). В понедельник 1–й седмицы после Пятидесятницы — ДЕНЬ СВ. ДУХА. 9. Неделя 1–я по Пятидесятнице — Всех святых. С понедельника 2–й седмицы по Пятидесятнице начало Петрова поста (кончается 29 июня/12 июля в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла) 10. Неделя 2–я по Пятидесятнице — Всех святых, в земле Российской просиявших. VII. O ДНЕ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ И ЦЕРКОВНОМ КАЛЕНДАРЕ Согласно Евангелию от Иоанна, Господь был распят в день иудейской Пасхи, которая пришлась в тот год на пятницу. А в первый день недели (называемый сейчас воскресеньем), еще до восхода солнца, гроб Его был пуст. Пасха праздновалась с вечера 14 нисана . Однако древние принципы ее вычисления остаются не совсем ясными. Известно только, что праздник ориентировали по первому весеннему полнолунию. В связи с этим была сделана попытка установить, когда именно в правление Пилата (26–36 гг.) это полнолуние падало на пятницу. В результате получили две даты: 3 апреля 33 года и 7 апреля 30 года. Первая дата сразу же вызвала сомнения. Поскольку Христос родился за 6–7 лет до н.э. (см. прим. 45), то в 33 году Ему должно было быть уже 40 лет, что противоречит свидетельству Луки: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (3, 23). Следовательно, наиболее подходящая дата Распятия — 7 апреля 30 года, а Воскресение, таким образом, должно быть отнесено к 9 апреля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Особенною торжественностью отличается богослужение, совершающееся в Лавре в некоторые дни и, прежде всего, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Всенощное бдение накануне сего праздника совершается в Великой Лаврской церкви священно–архимандритом Лавры, с собором епископов и старшей братии Обители. Пред величанием поются погребальные песни Божией Матери, т. е. статьи семнадцатой кафизмы со стихами в честь Богоматери, причем Чудотворная икона Успения Божией Матери спускается на такую высоту, как и во время акафиста. В самый праздник, пред литургиею, после водоосвящения в Великой церкви, совершается крестный ход вокруг Великой Лаврской церкви и вокруг Лавры, начиная от северных, или экономических ворот мимо святых ворот и до пещерных ворот. Пред всеми этими воротами читается акафист, совершаются литии и окропляются св. водою стены Обители и богомольцы. По окончании литургии и молебна Пресв. Богородице, на Лаврском дворе, по древнему обычаю, ведущему свое начало от преподобных Антония и Феодосия, предлагается для богомольцев, в великом множестве собирающихся к этому дню в Лавру из Киева и со всех концов России, трапеза, которую благословляет и отведывает священно–архимандрит Лавры. С большею торжественностию совершается богослужение в Лавре также еще в следующие дни года: 1) во вторую неделю Великого поста, когда творится память всему собору Преподобных печерских; 2) 3 мая – в день памяти преп. Феодосия печерского ; 3) 10 июля – в день памяти преп. Антония печерского; 4) 15 июля – в день памяти св. равноапостольного князя Владимира; 5) 14 августа – в день памяти перенесения честных мощей преп. Феодосия печерского и предпразднества Успения Пресв. Богородицы; 6) 28 августа – в день памяти всех Преподобных печерских, почивающих в Дальних пещерах; 7) 28 сентября – в день памяти собора Преподобных печерских, почивающих в Ближних пещерах и 8) 15 июня и 30 сентября – в день памяти св. Михаила, первого митрополита Киевского. К числу особенностей богослужебного чина Лаврского относится то, что во все продолжение Великого поста, начиная от среды первой седмицы и до среды Страстной седмицы, исключая суббот и недель, в великой Лаврской церкви ежедневно совершается преждеосвященная литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

   По 8 песни канона «Честнейшую Херувим», как правило, не поем, а поется припев и ирмос 9 песни или одного праздника Благовещения (до Недели Ваий), или вместе с припевом и ирмосом Триоди (начиная с Недели Ваий и в Пасхальную седмицу). Исключением здесь является празднование Благовещения в Недели 3, 4 и 5 седмиц Великого Поста, когда по 8 песни поется «Честнейшую Херувим».    Великое славословие Великим Постом чаще всего читается, а не поется — вне зависимости от праздника Благовещения (кроме суббот и воскресений). В Пасхальную седмицу и на Благовещение Великого славословия не положено. Если великое славословие читается, то в конце утрени бывает ектения «Помилуй нас, Боже» и совершаются три великих поклона с молитвой Ефрема Сирина (если они положены в эти дни Великого Поста).    Часы служатся вседневные (если Благовещение случится в одну из суббот или Недель Четыредесятницы, в Великий Четверг или Великую Субботу) или великопостные (в прочие дни Четыредесятницы и Страстной седмицы). Поклоны на великопостных часах бывают только на Первом часе и Изобразительных (по 3 великих поклона), а на Страстной седмице — на всех часах (также по 3 великих поклона).    Если Благовещение случится в Великий Пяток или Пасхальную седмицу, то часы совершаются те, которые положены в эти дни (т. е. соответственно Великие часы и пасхальные).    В самый день Благовещения совершается вечерня, которая соединяется с Литургией в те дни, когда на Благовещение совершаются великопостные часы, а также в четверг, пятницу и субботу Страстной Седмицы.    Если праздник Благовещения приходится на субботу или воскресенье 3, 4, 5 и 6 седмиц Великого Поста или на Пасхальную седмицу, то вечерня совершается после Литургии, в свое время (вечером).    Литургия в праздник Благовещения всегда совершается или святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого. Литургия Преждеосвященных Даров в день праздника Благовещения не совершается.    Литургия святого Василия Великого совершается в том случае, если праздник случится в дни, когда ее положено совершать, то есть в Недели Четыредесятницы (кроме Недели Ваий), в Великий Четверг и Великую Субботу. Литургия святого Иоанна Златоуста бывает в остальные дни, в том числе и в Великий Пяток (вслед за вечерней). На Литургии в праздник Благовещения вместо «Достойно» поется задостойник праздника (припев и ирмос 9 песни, которые заменяют «Честнейшую Херувим»). Но если Благовещение случится в Великий Четверг или Великую Субботу, то на Литургии святого Василия Великого поется задостойник не праздника, а дня (в Великий Четверг — «Странствия Владычня»; в Великую Субботу — «Не рыдай Мене, Мати»). Задостойник праздника («Яко одушевленному Божию кивоту») с припевом поется только в случае, если служба совершается в храме Благовещения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

С.-Петербурга в течение той же недели, начиная с понедельника 4-й недели и кончая воскресеньем (см. Ц. Вед. 1902, 23). 283 В некоторых песнопениях этой седмицы св. крест называется «трисложным» и «тричастным» (см. 8 песнь канона во вторн., среду и четверт.). По мнению некоторых, такое название св. креста объясняется следующим преданием «о древе крестном». – Патриарх Авраам, желая узнать, простит ли Господь тяжкий грех Лота ( Быт.19:30–38 ), – посадил три леторосли из трех не гниющих дерев: кипариса, певга (т.е., финиковой пальмы) и кедра (сн. 5 песнь канона в пяток 4-й седмицы Великого поста, 5 песнь воскресного канона и 9 песнь канона в среду Октоиха 2 гласа и 3 гл. седален на утрене в среду и пяток) и приказал Лоту возить из Иордана воду и поливать эти насаждения. Авраам постановил в себе, что если примутся поименованные ветки, то Бог простит Лота, если же нет, то грех Лота не прощен. Лот усердно исполнял положенный на него подвиг искреннего покаяния. Искуситель рода человеческого диавол, видя неустанный труд Лота, чинил ему всевозможные препятствия, чтобы не допустить поливать водой заповедные три ветки. Подвиг покаяния превозмог козни искусителя. Обильно поливаемые ветки выросли. Мало того, они срослись в одно древо. Из этого единого, но трисоставного древа и был впоследствии руками распинателей соделан крест, на котором был распят Спаситель. (См. подр. Кормчий 1896, 8). 284 В Троице-Сергиевой Лавре последование акафиста совершается на средине храм пред древней св. Иерусалимской иконой Богоматери; все стихи икосов (начинающиеся словом: «радуйся») поочередно поются по клиросам, и только предшествующие этим стихам начала икосов, а также и кондаки читаются предстоятелем; припев икосов: «Радуйся, Невесто Неневестная», поется 3-ды (по одному разу первым и вторым ликом, и третий раз вместе обоими ликами и всеми священнослужителями); во все время пения акафиста все присутствующие в храме стоят с зажженными свечами; пение акафиста заканчивается чтением молитвы ко Пресвятой Богородице, после чего все прикладываются к св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

От Светлого Христова Воскресения седмицы начинаются с воскресного дня и оканчиваются субботой. Во всю пасхальную седмицу (кончая субботой) начало и конец служб церковных совершается так же, как и на 1-й день. На утрени ирмосы канона поются по дважды, тропари – на десять, и в конце каждой песни положены два (один на «Слава», а другой на «И ныне») богородичных (см. их в Ирмологии и в последовании утрени недели мироносиц); «на сходе» поется ирмос однажды и трижды «Христос воскресе...»; при пении канона не бывает после каждой песни ектении и каждения; ектении (и обычные возгласы) полагаются только после 3-й, 6-й, и 9-й песен; «Всякое дыхание...» и воскресные стихиры «на хвалитех» в разные дни разных гласов (в понедельник 2-го гласа и далее, по порядку дней, 3–4, 5–6 и 8-го гласа); конец – стихиры Пасхи, как на вечерне 1-го дня; чтения слова св. Златоуста и христосования не полагается. Поемые стихиры «на хвалитех» (на утрени) на «Господи, воззвах...» и «на стиховне» (на вечерне) положены из воскресных стихир Октоиха: в понедельник – 2-го гласа, во вторник – 3-го гласа, в среду – 4-го, в четверток – 5-го, в пятницу – 6-го, а в субботу – 8-го гласа. Начиная с понедельника, ежедневно, в течение всей Светлой седмицы, после утрени (в приходских церквах обыкновенно после литургии) полагается кругом храма крестный ход с хоругвями, иконой Воскресения Христова, иконою Богородицы и, как было сказано, с артосом. «Подобает ведати, – говорится в Уставе, -яко творим исхождение днесь вне монастыря, предносяще хоругви. В руках же держаще св. Евангелие, честный крест и икону Воскресения Христова и Пречистыя Богородицы. Поем канон Пасхи с богородичны на 8. И катавасия, ирмос той же. По 6-й песни, последи Евангелия, глаголем: «Воскресение Христово видевше...», трижды. Та же стихира: «Воскрес Иисус от гроба...», трижды. Та же 7, 8, 9-я песни. И прочее молебна, положеннаго на св. Пасху». На литургии Евангелие читается обычным порядком диаконом; прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие в разные дни различные, по указанию устава. На вечерне не бывает чтения Евангелия, и вход совершается не с Евангелием, а с кадилом. Прочее чинопоследование церковных служб остается то же самое, как и в первый день.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Такой порядок каждения полагается: а) на вечерне: 1) в начале всенощного бдения (Типикон, гл. 2 и 22; ср.: Устав священнослужения в начале Служебника) и 2) при пении «Господи, воззвах» (Типикон, гл. 9 и 22); б) на утрене: 1) в начале утрени (Типикон, гл. 9 и 22); 2) при пении «Непорочных» (Типикон, гл. 22); 3) при пении полиелея (Типикон, гл. 15 и 22); 4) по 8-й песне канона во время пения «Честнейшую» (Типикон, гл. 2 и 22; срав. Устав священнослужения в начале Служебника). в) на Литургии, по отпусте проскомидии перед началом Литургии (Служебник, чинопоследование Литургии святителя Иоанна Златоуста). Каждение всего храма, начиная с середины его, совершается таким образом: сначала кадят вокруг аналоя с иконой или со святым Евангелием, вокруг Плащаницы, находящейся среди храма; потом входят в алтарь и кадят там престол и проч. Далее кадят в храме вышесказанным порядком. По каждении храма приходят к царским вратами и кадят их и иконы Спасителя и Богородицы, и затем опять идут к аналою с иконой или Евангелием или к Плащанице и кадят их только спереди. После чего опять кадят священнослужителей, окружающих аналой или Плащаницу (Типикон, во 2 гл. последн. прим.; ср. Устав священнослужения, последн. прим. в Служебнике; Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви протоиерея Константина Никольского , с. 92). Такое каждение полагается: 1) на праздничной утрене, при пении величания после полиелея. (Типикон, во 2-й гл. послед. прим.; Служебник, в Уставе священнослужения последн. прим.); 2) на утрене Страстной Субботы при пении «Непорочных» (Типикон, последование Страстной Субботы); 3) на утрене в Страстной Пяток, если Евангелие читается посреди храма (последование утрени в Великий Пяток); 4) на царских часах – 1-м и 9-м – перед Рождеством Христовым, Богоявлением и в Великий Пяток (последование 24 декабря и 5 января), а также на 3-м часе в Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы (последование Понедельника Страстной седмицы). Каждение одного алтаря и иконостаса как внешней стороны алтаря бывает таким образом: кадят престол со всех четырех сторон, затем жертвенник и весь алтарь; потом выходят перед царскими вратами, кадят перед ними и образами Спасителя и Богородицы, затем служащих иереев, далее клиросы и весь народ (Служебник, чинопоследование Литургии святителя Иоанна Златоуста и Литургии Преждеосвященных Даров).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

   Часы — как на Пасху.    Литургия совершается точно также, как и в первый день. Прокимен, Апостол, аллилуарий и Евангелие для каждого дня — разные; но Евангелие читается одним только диаконом. Причастен для всех дней один и тот же: «Тело Христово приимите». После Литургии бывает крестный ход вокруг храма и звон в воспоминание святых жен-мироносиц, встретивших Господа по Воскресении. Во время крестного хода вокруг храма обносится и артос.    В субботу после Литургии артос разрезается на части и раздается народу.    Вечерня на Пасхальной седмице предваряется пасхальным 9 часом и имеет то же последование, что и в первый день, кроме того, на вечерне бывает вход с кадилом (а не с Евангелием). Евангелие, соответственно, не читается.    Прокимны великие, на каждый день особые. На вечерне каждый день — разные гласы. Вечерня служится только в епитрахили и фелони.    Если в Светлую седмицу, начиная с понедельника, случится праздник великого святого (например, вмч. Георгия — 23 апреля ст.ст.) или храмовый праздник, то к песнопениям Пасхи присоединяются песнопения в честь святого: стихиры, тропарь, канон и прочее. На вечерне читаются паремии, на утрене поется полиелей, степенны, 1 антифон 4 гласа, читается Евангелие и молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя». Великого славословия не бывает. На Литургии — Апостол, Евангелие и причастен дню и святому.    Есть обычай в пятницу Светлой седмицы совершать последование в честь обновления храма Пресвятой Богородицы, именуемого Живоносный («Живоприемный») Источник. На вечерне и утрене поются особые стихиры в честь Богородицы, на утрене — канон святителя Никифора Каллиста (XIV в.).    На Литургии — прокимен, Апостол и Евангелие — дня и Богородицы. После Литургии обычно совершается малое освящение воды. ФОМИНА НЕДЕЛЯ (ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ)    Светлая седмица заканчивается (восьмым днем) — Неделей (воскресеньем) о апостоле Фоме, именуемой также Неделей Фоминой, которая как завершение Светлой седмицы издревле составляла особое торжество, как бы повторение самого Пасхального дня, отчего и названа Антипасхой (греч. — «вместо Пасхи»).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010