В архитектурный ансамбль Донского монастыря входят: Малый или Старый собор (1591—93) – храм-памятник русскому воинству, возведенный в формах московской архитектуры XVI века, Большой Донской собор (1684—86) – архитектурная доминанта монастырского ансамбля; каменная ограда монастыря (конец XVII – начало XVIII веков); главный вход со Святыми вратами и надвратной церковью Тихвинской иконы Божией Матери (1693–1714), западные врата с надвратной колокольней (1730—50); комплекс хозяйственных и жилых построек в юго-западной части монастыря; палаты настоятеля (XVII–XVIII века) с кухонным корпусом и садом; квасоварня и конюшенный сарай XVIII века, братские кельи (вторая половина XVIII века); у южной стены монастыря больничные кельи XVIII beka. В Малом соборе находятся чтимые иконы Божией Матери Феодоровская и «Знамение», Донская икона Божией Матери под сенью, у стен собора – могила келейника святителя Тихона, мученика Якова Полозова. В Большом соборе: чудотворная икона Божией Матери. В часовне-усыпальнице Левченко (начало XX века, архитектор И. Клейн) мозаичная икона святителя Николая. Официальной датой закрытия Донского монастыря считается 1918 год, но церковная жизнь в обители теплилась до конца 1920х годов. С 1922 года в монастыре содержится под домашним арестом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон. 9 декабря 1924 года здесь на него было совершено покушение и был убит его келейник Яков Полозов. После кончины Патриарха 25 марта 1925 года состоялось его погребение в Малом Донском соборе, потом его мощи были перезахоронены на Немецком (Введенском) кладбище, а в 1940х годах возвращены обратно в собор. После этого следы захоронения надолго затерялись. В 1992 году во время ремонта Малого собора случайно была найдена плита с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея Руси». Глубже монахи обнаружили склеп. Пролежав во влажном склепе 67 лет, мощи почти полностью сохранились. Рака с мощами патриарха Тихона (находится у южной стены трапезной Старого Донского собора). В небольшом 2этажном домике в настоящее время развернута экспозиция музея «Келья Патриарха Тихона».

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Кирпичников 1888 – Кирпичников А. И. Успение Богородицы в легенде и искусстве//Труды VI Археологического съезда в Одессе (1884). Одесса, 1888. Т. 2. С. 191–249. Клейн 1911 (1) – Клейн В. К. Отчет о занятиях в Патриаршей ризнице по составлению научной описи//Отчет о состоянии МАИ в 1909–1910 акад. году. М., 1911. С. 35–64. Клейн 1911 (2) – Клейн В. К. Омофор из Патриаршей ризницы под названием «Омофор шестого Вселенского собора». М., 1911. Клейн 1925 – Клейн В. К. Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII века, и их терминология//Сборник Оружейной палаты. М, 1925. С. 11–72. Клейн б/г – Клейн В. К. Описание церковных облачений и покровов из Патриаршей ризницы (Материмы научной описи) – ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 35, д. 140. Ключевский 1871 – Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. Кнатц 1927 – Кнатц Я. Э. К вопросу о технике древнерусского золотого шитья ризницы Соловецкого монастыря//Изобразительное искусство. Л, 1927. С. 84–112. Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 (1) – Книга вкладная [Соловецкого монастыря] от великих государей, патриархов и архиереев, бояр, купцов и прочих людей, 1539–1776 гг. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук. 1403. Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 (2) – Книга вкладная [Соловецкого монастыря] от великих государей, патриархов и архиереев, бояр, купцов и прочих людей, 1539–1776 гг. – Архив Санкт-Петербургского Института истории РАН, ф. 115, кол. 2, д 152. Книга описная Соловецкого монастыря 1705 – Книга описная Соловецкого монастыря и монастырской вотчины 1705 г. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук-1404. Книга отводная Соловецкого монастыря 17б0 – Книга отводная ризной палаты Соловецкого монастыря. 60-е гг. XVIII в. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук–1411. Книга поступлений – Книга поступлений Музеев Московского Кремля – по настоящее время] – Отдел учета экспонатов Музеев Московского Кремля. Книга поступлений Архангельского собора 1774–1805 – Книга записей поступлений в Архангельский собор 1774–1805 гг. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 2, 1774–1805 гг.: д. 162.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В атрибутах с прихода в средину закладки Дворца: I. Надпись над Орденом Св. Андрея: «Сие чудо новое: под неприступным градом, Наполнилась земля разверстым ныне адом. II. Над Орденом Александровским: «Сие чудо новое: а Россы творящи, Зрит воздух на себе суда горящи. III. Над Орденом Георгиевским: «Сие чудо новое: Геллеспонт пришел к кончине, Огнем Россы, действуют в водах и пучине». IV. Над Орденом Екатерининским: «Сие чудо новое: весь мир на то взирает, Российский Сципион вал южный попирает». V. На камне, покрывавшем место закладки, медная доска с надписью: «Сему зданию прожект сделал и практику начал Российской Архитект, Москвитянин, Василий Иванович Баженов, Болонской и Флорентинской Академии Художеств Академик, главной Артиллерии Архитект и Капитан, сего сдания начальной Архитект и Экспедиции онаго строение Член, от роду ему 35 лет. – По сочинении прожекта, за Архитскта был Титулярной Советник Матвей Козаков. – В Экспедиции сего строение были Членами: Дворянин, Статский Советник Федор Никифорович Борисов; Дворянин, конной Гвардии Ротмистр Иван Григорьевич Вахрамеев; Дворянин Примиер-Маиор Михайло Андреевич Суровцов, Коллежский, при Экспедиции, Секретарь Константин Яковлевич Титов. Закладка была Июня 1773 года при Императрице Екатерине Алексеевне второй и при Наследнике, Сыне Ея, Павле Петровиче. Надпись сию составил С. Петербургской Академии Художеств гравировальщик Иван Пурышев». На трех щитах, под атрибутами поставленных, надписи: «Да процветет Москва, подобием райска крина, Возобновляет Кремль и град Екатерина; Народы на небо радостно вопиют, Младенцы из гробов то зрети возстают. Герои Росские вы что изобразили, Как боги дерзостных гигантов поразили. Визирь от имени Минервина бежит, Под Бендером земля пылает и дрожит. Станбул не ожидал сего ужасна вида, В котором Росская явилась Фемида. Покрыла пламенем весь бездны горизонт, Пучины рыжет огнь и стонет Геллеспонт. Уже запасено было огромное количество кирпича, Белого камня и извести; приступили к копанию рвов для фундамента. Но когда от близости их к стенам Архангельского собора открылась опасность в том, что с южной стороны оне дали трещину: тогда Императрица Екатерина II отложила это величественное предприятие, коего памятником осталась только одна модель. Многие отличнейшие Архитекторы заимствовали от нея для своих планов части фасадных видов, или некоторые отделения внутренних комнат и галерей, или орнаменты. В этой модели придворная церковь служила как бы программою для церквей в некоторых благотворительных заведениях Москвы. 966 По одной этой модели можно судить о гении Баженова; она важна для нас еще и тем, что сохраняет модели храмов и зданий, уже несуществующих в Кремле, как на пр.: Сретенского и Гостунского соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Таким образом и гибель двух первых отрядов, и спасение от гибели третьего отряда утверждали среди Израиля веру в Господа Бога и служили к прославлению святейшего Его имени. Когда начальник третьего отряда прославил Бога и смирился, тогда Ангел Господень сказал Илии: «пойди с ним, не бойся его. И он встал и пошел с ним к царю» (4 Ц. I, 15). Илия подходит к постели умирающего царя и повторяет ему самому те слова, которые он говорил его посланным (3, 4–16) и которые кончаются словами «ты умрешь». Мы не знаем, через сколько времени после этого пророчества умер Охозия; в ст. 17 сказано: «И умер Охозия по слову Господню, которое изрек Илия». Мы думаем, соединяя в уме все обстоятельства этого пророчества – величественное явление пророка у ложа царя, объявление ему воли Божией и отсутствие указания, чтобы Иезавель, или брат Охозии посмели наложить руки на пророка, – мы думаем, говорим мы, что Охозия кончается тут же, на глазах стоящего возле ложа его пророка после объявления ему воли Божией. И восходит на престол Иорам, брат Охозии. Приложение к главе V. Камень Моавитский 866 . В августе 1868 немецкий миссионер и член Германского миссионерского Общества, Клейн, находился в Моаве, который занимал в древности полосу земли вдоль по восточному берегу Мертваго Моря. Эта страна весьма мало посещается европейцами и поныне. В то же время весьма мало кто проникал в нее вследствие опасности от арабов. Но Клейн имел друзей посреди их и был уведомлен своим приятелем и покровителем, шейхом одного из арабских родов, что недалеко – не более десяти минуть ходьбы от места, где они тогда находились, – есть камень с надписью. Клейн и шейх в это время были близь древнего Дивона 867 . Отправившись на место, где лежал древний памятник, Клейн усмотрел камень из черного базальта, на котором начертаны были древние письменные знаки, и который лежал совершенно открытым с надписью, обращенною кверху, посреди развалин древнего Дивона. Камень этот имел в высоту 3 ф. 10 дюймов, в ширину два фута и толщину имел в 14/2 дюймов. Хотя он найден в лежачем положении, но очевидно, что он был предназначен быть поставленным стоймя. Он был округлен сверху и снизу; надпись на нем имела 34 строки.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Проект храма выполнил известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858-1924 гг.). Р. И. Клейн родился в семье коммерсанта, где был пятым из семерых детей. В доме постоянно бывали артисты, художники, музыканты, что оказало большое влияние на формирование вкусов мальчика. После успешного окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества Клейн поступил в Петербургскую академию художеств (1877-1882). В течение двух лет обучался в Италии и Франции. Первые шаги сделал как помощник архитектора А. Попова и В. Шервуда на строительстве Исторического музея. Тогда же им были возведены Средние торговые ряды на Красной площади. Большая часть творений зодчего стали явлением в архитектурной жизни Москвы. Место под постройку Спасского храма определили 16 июля 1893 года. «Место, избранное для сооружения храма при Занарском Серпуховском кладбище находится на городской луговой земле, рядом с кладбищем, ничем не занято, от жилых построек вдали…» — писал благочинный г. Серпухова протоиерей Богоявленской церкви Василий Розанов в Московскую Духовную Консисторию. 21 августа 1893 года протоколом Консистории «…утверждено новое строительство каменного храма на Занарском кладбище и начато производство работ». 9 января 1896 года в отчете статского советника инженера Ф. Шуберского записано, что закончено строительство церкви Спаса Нерукотворного Образа на Занарском кладбище в городе Серпухове — «как церковь, так и колокольня, устроены вполне прочно и соблюдены все правила технического искусства». 30 апреля 1896 года состоялось освящение правого придела храма во имя иконы Знамения Божией Матери. В июне-июле были освящены главный храм в честь Спаса Нерукотворного Образа и придельный — в честь Трех Вселенских Святителей. Все три иконостаса в храме были выполнены из цинка с позолотой. Центральный иконостас имел иконы, изображающие последние дни земной жизни Спасителя: «Тайная Вечеря», «Распятие Господне», «Снятие Господа с креста» и «Воскресение Христово». Возле храма была возведена отдельно стоящая колокольня с парадными воротами, которая образует вход на кладбище.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Спаса_Нер...

Язык русских духовно-публицистических сочинений того времени может быть сравнен разве с языком французских проповедников времен лиги 171 : «ныне совершилось ваше спасение: низложен сатана и его ангелы», восклицает один проповедник, по поводу низвержения Бирона. Одно из слов Юшкевича, в день рождения императрицы Елисаветы (1741 г.), раскрывает «ухищренную политику губителей отечественного счастья». «Был ли кто из русских искусный художник, архитект, а наипаче ежели был ученик Петра, тут они тысячу способов придумывали, как бы его уловить, к делу какому-нибудь подвесть и, таким образом, (…) голову ему отсечь, или послать его в такое место, где необходимо умереть от голоду, – за то одно, что инженер, что архитект, что ученик Петра Великого. Всех людей добрых, простосердечных, государству доброжелательных и отечеству весьма потребных под разными претекстами губили, разоряли, а равных себе безбожников, бессовестных грабителей весьма любили и уважали. Только телом, только тенью здесь, а сердцем и душой вне России пребывали. Все свои сокровища, в России неправдой нажитые, вон из России за море высылали, и там иные в банки, иные на проценты многие миллионы полагали». «Архиереев, священников, монахов мучили, казнили, расстригали, – непрестанные почты, и водой, и сухим путем, отвозят их в дальние сибирские города – Охотск, Камчатку, Оренбург», – так жаловался иногда сам Димитрий Сеченов, теперь подобным же образом действовавший против Арсения. Но не тоже ли самое говорит и Арсений, когда замечает: «горе нам, бедным архиереям, яко не от подан, но от своих мнящихся быти правоверных, мучительство претерпеваем» 172 . Так говорили в то время проповедники публично, с церковных кафедр, в присутствии двора и самой императрицы. Может ли нас после этого удивлять тон речи Арсения в его доношениях, не предназначавшихся ни для публичного произнесения, ни для высочайших особ, а адресованных к его собратам-архиереям, заседавшим в Синоде, в котором и сам он состоял равноправным членом? Нам кажется, что Арсений, по меньшей мере, с полной справедливостью мог во всяком случае сказать о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Очевидно, что положение, при котором «к началу войны в результате жесточайших гонений безбожной власти большинство районов СССР оказалось вообще без функционирующих храмов», поддерживалось советской властью «только тотальными репрессивными мерами. Как следствие, на оккупированной фашистами территории произошёл бурный стихийный всплеск религиозного сознания. Зачастую сразу же после ухода советских войск, ещё до появления немцев, местные жители сбивали замок с закрытого храма и, если уцелел священник, он начинал службы» [xx] . Так что церковное возрождение в западной части страны в годы оккупации не является «заслугой» немцев [xxi] . Конечно, «в пропагандистских целях нацисты старались использовать массовое стихийное возрождение Русской Церкви, но оно довольно быстро начало вызывать тревогу у германского руководства» [xxii] . Исследовательская работа, проведенная М.В. Шкаровским в архивах Германии, в том числе и исследование «обучающих материалов для эсэсовцев» показала, что «изначально у нацистской идеологии было пять главных врагов, в том числе – Церковь» [xxiii] . Войска эсэс, – пишет А. Клейн, – «в плен не берут: допросят наскоро и расстреливают всех — и русских и нерусских» [xxiv] . Старинный каменный храм в Тосно немцы не разрешили верующим использовать для богослужений, а сразу заняли под офицерский госпиталь. Александр Клейн, бывший военнопленный, в своих воспоминаниях о зиме 1941–1942 годов в Тосно пишет: «Хотя известий с фронтов до меня не доходило, но я чувствовал, что вермахту зимой приходится туго. Это подтверждали участившиеся налёты нашей авиации на станцию, интенсивная канонада со стороны Ивановки, быстрое прибавление крестов на эсэсовском кладбище возле церкви. Оттуда то и дело слышались короткие залпы из карабинов: отдавали воинские почести очередным покойникам» [xxv] . Верующие люди возродили церковную жизнь на загородном кладбище уже осенью 1941 года, приспособив к богослужениям маленькую часовню, закрытую при советской власти в 1937 году. Сведений о том, был ли в Тосно, в течение нескольких месяцев, до весны 1942 года, постоянный священнослужитель, не имеется. Возможно, на первом этапе оккупации в храме на кладбище совершались лишь разовые богослужения приходящими священниками, получавшими в местных органах власти, учреждённых оккупантами, пропуск на передвижение по территории района.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

804 Акт от 5/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 20. В Патриаршую ризницу покров был передан в 1890-х гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21, 1893–1989 гг., д. 28, л. 51). 805 Акт от 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 6 об. Покров был передан из собора в Патриаршую ризницу в 1890-х гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21, 1893–1898 гг., д. 28, л. 54). 806 Покров «Митрополит Иона», кат. «Митрополит Филипп», кат. «Царевич Димитрий», кат. 808 Крышка от древней раки хранится в Музеях Московского Кремля инв. МР-9989; размер 152х60 (см.: Ненарокомова, Сизов 1978. С. 52, ил. на с. 53). В 1812 г. серебряный оклад древней раки, за исключением крышки, вероятно спрятанной, был похищен солдатами Наполеона, и в 1813 г. была сделана новая рака. 811 В Описи Оружейной палаты сказано: «Прорывы ткани и под-кладки от разрыва снаряда в помещении 6. Патриаршей ризницы в октябре 1917 г.». 813 Так называет ткань В. К. Клейн в своем очерке о древних тканях (см.: Клейн 1925. С. 47, рис. 31 на с. 46). Архиепископ Савва отмечает, что «этот саккос относился к числу дорогих облачений и употреблялся только по праздникам» и что «приклад снят с Евдокимовского саккоса» (Савва 1883. С. 22). 818 См., например, их изображения на пелене первой половины XVI в. в ГИМ, инв. РБ-4 (Маясова 1971 (1). Ил. 41). 820 См.: Сергиево-Посадский музей, инв. 2429 (деталь надписи на покрове см.: Свирин 1963. Ил. на с. 132). Это дало нам основание вначале предположить, что палица вышла из этой мастерской (см.: Маясова. 1997). 822 См.: Соломина 1982. С. 44–47, и Другие произведения, вложенные им в этот монастырь, см.: Там же 10. 823 Акт от 1927 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1927 г., д. 20, л. 41 об., 13 (назван подвесной пеленой). 824 Содержание надписи устанавливается по сохранившимся фрагментам. В современном прочтении: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго ти сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Являйся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе» (Минея. Январь 6 часть первая. М., 1983. С. 236, 6 января).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

П.В. Долгоруков Бароны Розены (герба роз красных) Фамилия Розен (Rosen) принадлежит к числу древнейших и знаменитейших фамилий Германии. Родоначальником её, по словам Изелина, был Порай, владетель Любича в Богемии, сын богемского графа Славника, и родной племянник, по матери, Императора Генриха I, живший в десятом веке. Потомки Порая приняли в герб три белые розы, и фамилию Розен. Из братьев Порая, Адальберт-Войцех, епископ прагский, ввёл христианскую веру между Пруссами; принял мученическую смерть в 997 году, и причтён римско-католическою церковию к лику святых, равно как и брат его Гвуденций, архиепископ гнезненский, и один из потомков Порая, Богумил († 1182), также бывший архиепископом гнезненским. Из других потомков Порая, Вернер был епископом плоцким в 1156 году; Жирослав епископом бреславским в 1180 году, и Богуфал епископом познанским в 1242 году; (см. historisches and geographisches allgemeines lexicon, von Jacob-Christoph Jselin, Basel, 1728). В начале тринадцатого века некоторые члены этой фамилии переселились в остзейские области. Вольдемар Розен был рыцарем ливонского ордена в 1230 году; выстроил, в 1263 году, замок Гросс-Рооп; около того же времени Иоанн ф. Р. выстроил замок Клейн-Рооп, а в 1272 году Христиан выстроил замок Гохрозен. Оттон и Вольдемар были королевско- датскими советниками, первый в 1291 году, последний в 1344 году (в то время Эстляндия принадлежала Дании). Поколенная роспись начинается с Оттона Розена, владевшего Гохрозеном и Клейн-Роопом в начале пятнадцатого века. отцовский КОЛЕНО I: Оттон Розен КОЛЕНО II: Иоанн, женат на девице Икскуль Дитрих, знаменитый рыцарь ливонского ордена во второй половине пятнадцатого века КОЛЕНО III: Христин, † 1518; женат на Агнесе Унгерн Иоанн, женат: 1) на Доротее Тизенгаузен; 2) на Елисавете Тизенгаузен КОЛЕНО IV: Христиан, женат на Елисавете Унгерн Конрад, женат на Бригитте Тизенгаузен Иоанн, женат: 1) на Анне Тизенгаузен; 2) на Анне Крузе, (от 1-го брака дочь; от 2-го брака сын и дочь) Геннинг, женат на Маргарите Тизенгаузен

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

852 По-видимому, это выцветший алый атлас восточного происхождения, его краситель софлор (репейник) очень нестойкий. 855 Музеи Московского Кремля, инв. ТК-2719: размер – 43 х 45. По стилю и ряду деталей эта палица близка к пелене «Успение Богоматери», вложенной в 1612 г. сучавитским митрополитом Анастасием Кримкой в храм Сошествия Святого Духа монастыря Драгомирна (см.: Маясова 1995 (1). С. 266–270. Ил. на с. 269). 857 В. Клейн упоминает ткань на подкладке воздуха как пример «камки кармазинной», называемой так по темно-красной окраске, и считает ее западной работой (см.: Клейн 1925. С. 59). 868 Акт от 5/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 20. Поступил в Патриаршую ризницу из Успенского собора в 1890-х гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21, 1893–1898 гг., д. 28, л. 52 об.). 869 В Описи Оружейной палаты отмечено, что хоругвь поступила из Андроникова монастыря через Новодевичий монастырь, где в 1920-х гг., находился филиал Госфонда. 870 ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1919 г., д. 14, л. 6 (?). Место вклада определяется по надписи. 871 Текст тропаря, вышитый на пелене, несколько отличается от современных песнопений иконе Богоматери Одигитрии (Смоленской) (см.: Ставровский 1914. С. 28). 876 Нижегородский музей, инв. ГОМ-10423 (87 х 66). См.: Искусство строгановских мастеров 1991. Кат. 110, ил. на с. 164 (автор раздела А. В. Силкин); Силкин 2002. С. 312–314, кат. 119. 879 Акт от 1/XII 1920 г., указанный в Описи Оружейной палаты 1914–1930-х гг., обнаружить не удалось. 880 См. поручи середины XV в. и поручи конца XV в., вышедшие из мастерской Софии Палеолог (Сергиево-Посадский музей, инв. 667 и 371; см.: Манушина 1983. С. 84–85), а также кат. 77. 882 Акт от 12/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 26. В акте отмечено: «без подклада и без полей». 891 В надписи нет лигатур. Кое-где в буквах забыли вышить перекладины. Заказчик-«строитель» иеромонах Матфей. Так называли управляющего монастырскими вотчинами, назначаемого местным архиереем, как бы сверхштатного чиновника при игумене, келаре и казначее (см.: Голубинский 1909. С. 130, примеч. 1. С. 131–132, примеч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010