169 Троцкий Л. О задачах деревенской молодёжи. О новом быте. Цит. по: Смолкин-Ротрок В. Указ. соч. С. 446. 170 Ярославский Е. Как вести антирелигиозную пропаганду. Доклад, прочитанный 20-го апреля на 1-м всесоюзном съезде корреспондентов газ. «Безбожник» и Общества друзей газеты «Безбожник». Цит. по: Смолкин-Ротрок В. Указ. соч. С. 445. 171 Бондаренко Е.Д. Советские сценарии имянаречения: диалог с традицией//Политическая лингвистика. 2013. 4 (46). С. 167, 168, 170. 172 Поэзия о гражданской войне 1918–1920 годов. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 20.05.2022). 173 Детям можно менять имена. «Сталь», «Майя», «Будимир» – в новом быту//Красная газета. 1927. 4 (2650). С. 4. 175 Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 02.02.1918//Сайт Конституции Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: обращения: 20.05.2022). 176 Цеткин К. Воспоминания о Ленине. Цит. по: Осипович Т. Проблемы пола, брака, семьи и положение женщины в общественных дискуссиях середины 1920-х годов. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 20.03.2022). 180 См.: Егоров А. Крематории России. Первый московский крематорий. Как это было//Журнал «Похоронный дом». [Электронный ресурс]. URL: http://funeralportal.ru/library/1080/5422. html (дата обращения: 20.05.2022). 181 Вересаев В.В. Об обрядах старых и новых (к художественному оформлению быта). Цит. по: Соколова А. «Нельзя, нельзя новых людей хоронить по-старому!»//Отечественные записки. 2013. 5 (56). [Электронный ресурс]. URL: http://strana-oz.ru/2013/5/nelzyanelzya-novyh- lyudey-horonit-po-staromu (дата обращения: 20.05.2022). 183 Маслинская С.Г. (Леонтьева). По-пионерски жил, по-пионерски похоронен: материалы к истории гражданских похорон 1920-х гг. Цит. по: Соколова А. Указ. соч. 184 См.: Безгин В.Б. Старый и новый быт в традиционной крестьянской культуре (советская доколхозная деревня)//Тамбовское крестьянство: от капитализма к социализму (вторая половина XIX – начало ХХ века): сборник научных статей. Вып. 2. Тамбов, 1998. С. 143.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава 5 Мих. 5:1 . Ныне оградится дщи Ефремова ограждением, рать учини на вы, жезлом поразят о челюсть племен Израилевых. С Евр.: «Теперь, дщерь ополчения, ополчайся. Обложили нас осадными укреплениями; жезлом бьют в лице судию Израилева». Св. Михей продолжает речь свою о вторжении врагов в Палестину. Слово «ныне» означает не время настоящее, а последовательность событий в будущем. Т. е. прежде победы над врагами будет еще время, когда дочь «Ефремова» 85 сама будет окружена врагами, как бы стеною – «оградится 86 ограждением» – будет в осаде; тогда враги учинят на вас »рать " 87 , т. е. откроют против вас войну, и поразят вас сильно и с великим бесчестием, как бы ударят жезлом по челюстям все племена 88 Израилевы, всех вас, сыны Израиля, или (по евр. тексту) жезлом будут бить владыку Израилева. Какие враги здесь разумеются и к какому времени относить сказанное? На основании следующих стихов, 5-го и 6-го, можно думать, что пророк говорит об ассириянах, которые с царем своим Салманассаром (или Саргоном) вторглись в царство Израильское, три года держали Самарию в осаде, всячески позорили дочъ Ефремову, т. е. все царство Израильское, отделившееся от Иудейского по козням Ефремова колена, опозорили, как бы по челюстям били, и владыку Израилева – последнего израильского царя Осию, которого ассирийский царь «заключил даже в дом темничный» ( 4Цар. 17:4–6 ) 89 . Мих. 5:2 . И ты, Вифлееме, доме Ефрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в князя во Израили, исходи же Его из начала от дний века. С Евр.: «Вифлеем Ефрафа! Ты мал, чтоб быть в ряду с тысячами Иудиными, но из тебя произойдет у Меня долженствующий быть Владыкою Израиля; исходища же Его начало, дни вечности». Так, говорит св. Михей, действительно вас ожидают в будущем сильные испытания, многие народы будут притеснять вас, но не бойтесь и не смущайтесь: помощь будет дана вам свыше, Спаситель не умедлит явиться к вам; Он избавит вас от врагов ваших, Он даст вам мир и успокоение ( Мих. 4:3–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Бог услышал молитву сего старца, и ему было открыто, что тот, за кого он молится, имеет на челе своем проказу, препятствующую изгнанию из него злобного духа”. Сказав это, о. Серафим обратился сначала ко мне самому и начал писать пальцем на челе моем проказу грехов жены моей, а потом, обратившись к ней, так же написал на челе ее мои греховные струпы. Тогда мы, взглянувши с ужасом друг на друга, ясно поняли, что старец через свое перстописание обличил собственные грехи наша». Святитель Игнатий (Брянчанинов): В духовном отношении сумасшествие и беснование как наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке. В священном сочинении 4-го века описывается, что некий египетский старец необыкновенно обиловал даром чудотворений. Заметив в себе начало гордости, старец начал молить Бога, чтобы послано ему было беснование, что Господь и исполнил. Старец провел в ужасном положении целых восемь месяцев, употребляя в пищу даже собственные извержения. Мирские соблазнились, а старец, избавившись от беса, в неизвестности и покое работал Господу и пришел в гораздо лучшее преуспеяние”. Святитель Феофан Затворник: «Вошел сатана в Иуду и научил его, как предать Господа; тот согласился и предал. Вошел сатана потому, что была отворена для него дверь. Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтобы отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится на сторону сатаны, в того он и входит; у кого, напротив, все это клонится на сторону Господа, в того входит Господь. Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек. Не допускай сатане угодных мыслей, не сочувствуй им, не располагайся по внушению их и не соглашайся на них – сатана походит, походит около, да и отойдет: ему ведь ни над кем не дано власти. Если же завладевает он кем, то потому, что тот сам себя отдает ему в рабство. Начало всему этому злу – мысли. Не допускай худых мыслей, и навсегда заключишь тем дверь души твоей для сатаны. А что мысли приходят недобрые – что же делать: без этого никого нет на свете; и греха тут никакого нет. Прогони их – и всему конец; опять придут – опять прогони; и так всю жизнь. Когда же примешь мысли и станешь ими заниматься, то не дивно, что и сочувствие к ним явится; тогда они станут еще неотвязнее. За сочувствием пойдут худые намерения то на те, то на другие недобрые дела. Неопределенные намерения определятся потом расположением к одному какому-либо; начинается выбор, согласие и решимость – вот и грех внутри! Дверь сердца отворена настежь; и как только согласие образуется, вскакивает внутрь сатана и начинает тиранствовать. Тогда бедная душа, как невольник или как вьючное животное, бывает гоняема и истомляема в делании непотребных дел. Не допусти она худых мыслей – ничего бы такого не было».

http://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-...

Полная высота последующих за сим миноевых остатков простирается до 5 m , 33, причём время их образования датируется менее произвольно, нежели предыдущих. По Эвансу, полная продолжительность миноевой культуры – около 2500 лет; начало её тогда относится к 4-му тысячелетию до Р. X., т. е. к эпохе первых династий фараонов в Египте, а конец, т. е. микенская эра, – к 1450 году. Но и эти числа должно брать с величайшей оглядкой. Привожу их не как что-либо достоверное, но лишь для сравнительной характеристики древности разных напластований. Отложения древне-миноева века простирается на глубину 1 m , 32; средне-миноева – на 1 m , 50 и, наконец, ново-миноева – на 2 m , 50. Единство эгейской культуры Нам, для ближайших наших, историко-философских, задач, нет надобности входить в более подробные подразделения миноевых культур, или соотносить их с другими, им аналогичными, культурными слоями в других местностях Средиземья. Достаточно лишь указать, что благодаря работам Цунды, Дёрпфельда, Риджвея, Голля, Эванса, Саломона Рейнака, Де Сантиса и др., а вслед за ними – благодаря более новым исследованиям, которых хватило бы на составление целой библиотеки порядочных размеров, эти вопросы обследованы тщательно. Несмотря на отдельные бессильные голоса протеста (Т. Е. Peet, А. I. Wace, U. I. Thompson), можно считать общепризнанным единство эгейской культуры, охватывавшей обширную территорию – „от Крита и до Киева, от Иордана на востоке Малой Азии и до берегов Испании“. Правда, неясен процесс её распространения. В то время как Губ. Шмит и Э. Р. фон Штерн предполагает, что эта культура надвигалась на юг из центральной Европы, Восинский принимает для неё движение обратное, а Евг. Ег. Кагаров думает, что сходство культурных остатков объясняется не действительным движением, а лишь „тожеством творческого аппарата, т. е. психологии и эстетики первобытного человека“ 3 . Но зато формальное сходство соответствующих друг другу слоёв в различных местностях установлено. Начало бронзового века на Крите приходится, по Эвансу, на первую половину 3-го тысячелетия и совпадает по времени с древнейшей культурой Кикладских островов и I–II-м Троянским слоем в Малой Азии. Средне-миноев век соответствует позднейшей культуре Киклад и т. д. и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Стоить только просмотреть документы ближайшей генерации, и нельзя не увидеть, что там царствует иная атмосфера. В петиции римского собора 380 года и в рескрипте Грациана мы встречаем уже устойчивые и постоянные формы суда: определившаяся юрисдикция митрополитов, узаконенное число епископов, принимающх участие в суде, личное решение папой апелляций, – чего совсем еще не знают Сардикийские каноны. «Если они, – замечает Тернер в заключение этих своих соображений, – подделаны в интересах папства генерацией позднее Дамаса и Грациана, то автор ее выполнил свое дело плохо» 36 . Если, таким образом, Сардикийские правила нимало не противоречат историческим условиям своей эпохи, то, с другой стороны, и их неожиданное появление на Карфагенском соборе 419 года может показаться менее странным, если принять во внимание особенности истории церковного законодательства на Западе. В Западные провинции римской империи (за исключением Рима и Италии) христианство проникло столетием позже, чем оно распространилось на Востоке, и потому здесь церковное развитие шло медленнее, оставаясь в течение первых веков христианства всегда позади Востока. В то время, как восточные церкви уже за первую четверть 4-го столетия имели довольно пространный кодекс правил, изданных в Анкире, Неокесарии и Никее, а за вторую четверть к нему прибавились еще постановления собора Антиохийского, Гангрского и Лаодикийского, Запад мог указать только на два поместных собора – Испанский в Эльвире и Галльский в Арле, дисциплинарные решения которых носили, однако, ограниченный и специальный характер. Действительное начало церковного законодательства на Западе падает, наконец, 4-го и первые годы 5 века, когда мы видим целый ряд соборов, собирающихся для упорядочения церковных дел во всех главных западных провинциях – в Испании, Галлии и Африке. Постановления этих соборов образовали собой первоначальную основу величественного здания средневекового канонического права, но, будучи вызваны местными обстоятельствами и преследуя удовлетворение наличных требований, они не могли считаться и не имели нужды знать каноны столь отдаленного по месту и времени от них собора, как Сардикийский 343 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Недавно некто с кафедры того самого университета, в котором состоит профессором г. Виппер, обозвал русскую богословскую науку «обнищавшей». Однако о Кальвине и кальвинизме русский богослов написал учёное исследование пятнадцатью годами раньше, нежели гражданский историк – университетский профессор. h6C (Окончание следует) А. Беляев Савва (Тихомиров), архиеп. Тверской и Кашинский. (Хроника моей жизни;) Автобиографические записки высокопреосв. Саввы (Тихомирова), архиеп. Тверского (и Каширского († 13 октября 1896 г.); Том 4 (1868–1874 гг.) Год: 1868)//Богословский вестник 1901. Т. 1. 3. С. 1–48 (3-я пагин.). (Продолжение.) —1— 1868 г. 1868 г. Начало нового 1868 г. ознаменовано было для меня тем, что я начал с этого времени употреблять очки. 404 От ежедневных занятий, с раннего утра и до поздней ночи, чтением книг и разного рода бумаг, а также писанием резолюций, писем и пр., зрение мое к концу минувшего года стало значительно ослабевать, а между тем к помощи стекол прибегать еще не хотелось. Но живший в Витебске и ко мне расположенный помощник попечителя Виленского учебного округа, действ. ст. сов. А.К. Серно-Соловьевич 405 на основании собственного опыта, настойчиво убеждал меня немедленно начать употребление очков, если я не желаю вовсе ослабить свое зрение. Вняв этому доброму совету, я призвал к себе Витебского окулиста Цвигмана и заставил его подобрать мне по глазам стекла. Подходящими, как нельзя лучше, оказались стекла 20-го concave (вогнутые). Когда я в первый раз надел себе на нос очки с такими стеклами, то я как будто бы совершенно прозрел, и в первое время не знал устали в чтении и письме. Письменные сношения в наступившем году особенно часты были с известным неутомимым деятелем на пользу церквей Западного края, Московским потомственным дворянином, И. И. Четвериковым, 406 который не только продолжал доставлять в Витебск собранные мною в Москве и оставленные там для исправления утварные —2— 1868 г. и ризничные вещи, но и исполнял новые мои просьбы и разного рода поручения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее мною были указаны случаи неточного или неверного перевода. Переферкович и здесь также оправдывает свой перевод. Властности, относительно слова =минеи, что у него в Бер. IX, 5 совершенно неосновательно переведено словом «саддукеи», он в примечании «Ответа» (стр. 326) пишет, что евреи считали эти понятия тождественными еще в Вавилоне». Но секта саддукеев, как отрицающих загробную жизнь, явилась во всяком случае не ранее II века до РХ. Как же «миней» и «саддукей» могли считаться за тождественные понятия у евреев VI или V веков? С другой стороны, ересь саддукейская, к которой принадлежали большею частью лица иерархической аристократии в народе (ср. Деян.4:1; 5:17 ), со времени разрушения иерусалимского храма в 70 году по РХ, совершенно прекратила свое существование. А между тем свидетельства о минеях в Мишпе и Гемаре относятся к гораздо позднейшему времени. Минеями в Талмуде весьма часто называются христиане из иудеев, как это признает и сам Переферкович, и как это особенно ясно видно из Шаббат, f. 116, а. Интересные сведения о минеях собраны у Д. А. Хвольсона («О некоторых средневековых обвинениях против евреев стр. 54–58), Эвальда и Штрака (Tr. Aboda zara). Недавно ученый Фриндляндер высказал взгляд, что минеями назывались иудеи, разделявшие воззрения александрийских гностиков (см. Revue des etudes juives, 1899, t. 38, 74 и 76. Minim, minout et guilionim dans le Talmud). Вообще на основании литературы вопроса о минеях и на основании филологии этого слова, его можно переводить только словом «еретики» (ср. Buxtorf. 1. с. 610: ,=minaeus hereticus), а не саддукеи, как делает Переферкович. Допущенную им ошибку еще можно оправдывать разностью в тексте (хотя в вавилонском Талмуде ), но никак не употреблением этого слова в Талмуде. Затем, мною было указано на неточность перевода выражения , что значит «до начала года», а у Переферковича: «до 1 тишри». Указание на эту неточность он считает опиской с моей стороны. В действительности здесь описки нет, а есть желание видеть буквальный перевод текста, а не его подстановку. Конечно, у современных евреев рош гашана (начало года) есть понятие, эквивалентное с 1-м тисри. Но так ли было во время Гамалиила, Симона и даже Акибы, одним словом до Гиллела 2-го (IV век по РХ), когда у евреев явился принятый ныне календарь? По некоторым признакам можно догадываться, что у евреев того времени было два года: церковный и гражданский, первый начинался с нисана, а второй – с тисри. А посему с точки зрения евреев того времени выражение: «до 1-го тисри» совсем еще не значило до «рош гашана» (до начала года). Далее мною была указана неверность в переводе из Берах. IX, 5:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Стих 4-й, обращенный к язычникам, и оканчивается этим возгласом, который есть священное имя, что особенно ярко выступает в греческом тексте, где последние слова стиха 4-го суть: εγ ειμι. В этом же стихе преподается сущность учения о едином Боге, который есть „Альфа и Омега, начаток и конец, первый и последний“ ( Откр. 22:13 ). „Живу Я в век“, говорится во Втор. 22:40 ; „Ты тот же и лета Твои не кончатся“, восклицает начертатель 101 Пс. (ст. 27) мысль, которую повторяет Исаия ниже в Ис. 43:13 . Не для одного Израиля проповедывал Исаия, провозглашая слова Божии, как в настоящей главе, так и в последующих, напр. в гл. 45, обращенной к Киру (ст. 5, 21–22), в гл. 46-й (ст. 9–10); в гл. 48 (ст. 12). Эти слова обращены ко всем людям и должны были дойти до язычников, как для них предназначенные. И мы убеждены, что они и дошли по назначению. Нам кажется, что можно доказать, что именно с 8-го века до Р. Хр. безумие язычества начало ослабевать во всем мире. Ко времени развития и преобладающего умственного влияния Греции и потом Рима оставался от древнего тупого язычества лишь его скелет. Уже в шестом столетии Пифагор выносит свои неязыческие взгляды из Азии; даже Геродота мы колеблемся признавать чистым язычником; чем далее мы подвигаемся, тем все более светлеют умы. Пророчества уже подготовили почву, на которой могут сеять будущие посланники Христа Спасителя. В гл. 32-й, четвертой книги (под им. Мессениака), Павзаний знает, что учение о бессмертии души почерпнуто с востока 1359 ; но Страбон (XVI, fol. Caus. 760–761) уже прямо указывает на Евреев и Моисея, говоря о догмате Единого Бога Творца мира. Страбон уже почерпал многие указания из Гекатея Милетского (соврем. Ездры). Несомненно, что этот древний летописец, как и другие, напр. Фересид, Гелланик, Кадм Милетский, а в особенности древние мудрецы, широко черпали свои взгляды и убеждения в сокровищнице мыслей пророческих, начавших распространяться среди язычников, которые выразились в вдохновенных поэтических произведениях древних сивилл.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

—89— статочно нескольких лет. 4) Наблюдаются, наконец, и положительные данные, заставляющие признать самостоятельное существование пресвитерата в 1-м веке; это организация управления иерусалимской церкви, описанная в книге Деяний и позднейших источниках (1–17 стр.), и сравнение 3-й и 5 главы первого послания к Тимофею, где пресвитеры ясно отличаются от епископата (372–379). 3) Также несомненно, что монархический епископат получил свое начало в первом веке. Данные, приводимые в пользу коллегиальности первоначального церковного управления, не обладают аподиктической доказательной силой, а напротив имеется ряд хотя и косвенных указаний на существование единоличного епископата еще в 1-м веке, при самом начальном устроении христианских общин. Такими лицами, по-видимому, были σζυγος (сотрудник), упомянутый в Флп.4:3 , Архипп, несший особенное служение в колосской церкви ( Кол.4:17 ) и коринфский Стефан. Систематически употребляемое в пастырских посланиях единственное число πσκοπος при множественном πρεσβτεροι и δικονοι самое естественное объяснение находит в предположении единоличного епископата. Но все эти указания, не имеющие сами по себе большой силы убедительности, приобретают её, при сопоставлении с посланиями Игнатия антиохийского , ставящего вне всякого сомнения существование монархического епископата в начале 2-го века. Невозможно представить себе, чтобы путем естественной эволюции преобразование коллегиального строя в монархический совершилось одновременно во всех малоазийских и сирийских церквах. Если бы единоличный епископат произошел путем постепенного возвышения одного епископа или пресвитера над прочими, путем узурпации прав других равных ему по положению лиц, то такому возвышению должна была бы предшествовать борьба между епископом и пресвитерами, но в древних памятниках не встречается ни малейших следов такой борьбы. Да и в какие-нибудь 3–4 десятка лет не могла завершиться та сложная эволюция, результатом которой было бы преобразование коллегиального строя в монархический. История учит нас, как много времени требуется на такое преобразование, да еще во многих независимых

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3.Чавушьян Данил Макартычевич, кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой реставрации художественного металла МГХПА имени С.Г. Строганова; Красносельская Наталья Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры реставрации художественного металла МГХПА имени С.Г. Строганова. Проблемы реставрации церковного декоративно-прикладного искусства в программе кафедры художественной реставрации металла МГХПА имени С.Г. Строганова. 4.Мезенцева Юлия Михайловна, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству Московского государственного областного университета; Давыдова Екатерина, студентка 5-го курса МГОУ. Поиск новых типов изображения в иконографии. 5.Жукенова Жазира Дюсембаевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры живописи и скульптуры Казахского национального университета искусств; Камалбекова Аина Армановна, студентка 5-го курса КазНУИ. Церковные росписи соборов г. Астаны (Казахстан). 6.Бакланова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета. Церковное искусство как компонент содержания современного музыкального, этнокультурного и этнохудожественного образования. 7.Воробьева Дарья Николаевна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора искусства стран Азии и Африки Государственного института искусствознания, старший преподаватель МГХПА имени С.Г. Строганова, старший научный сотрудник научного отдела Московского музея современного искусства. Образ Богоматери в индийской традиции: восприятие и трансформации. 2-е заседание Начало: 14:30. 1.Денисова Наталья Леонидовна, искусствовед, заместитель заведующего Музейным центром Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПИНИ), аспирант Российской академии образования, член Европейского совета по малым городам и селам. Образы христианской культуры в эстетическом воспитании подростков (на примере музейной образовательной программы. 2.Николаева Надежда Анатольевна, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой истории искусства и художественно-педагогического моделирования Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета (ИИиД УдГУ). Типологические и стилистические особенности храмовой архитектуры вятского края конца XVIII – XIX века.

http://pravoslavie.ru/100449.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010