Почему же исследователи церковных древностей и в прежние, и в позднейшие времена не знали о писателях степенных Антифонов, Анатолиевых стихир и Митрофановых Троичных канонов? Причиною тому были обстоятельства песнописцев и судьба служб Октоиха. Доколе жили св. Феодор Студит , Студийский монах Анатолий и Митрофан, Митрополит Смирнский, дотоле, может быть, носилось по дерквам предание о писателях указанных служб: но когда составился Параклитик или великий Октоих и явился отдельно от него малый Октоих, а песнописцы перешли в блаженную вечность: тогда предание о службах Октоиха, написанных помянутыми писателями, мало помалу начало ослабевать. Притом Антифоны св. Феодора Студита не имели никакой надписи; потому их почли творением св. Дамаскина, и только Никифор Каллист первый доказал, что они принадлежат св. Феодору. Анатолий, Студийский монах имел, кажется, несчастие перейти на сторону иконоборцев, хотя вскоре и покаялся. Ибо о его падении с горестью и участием говорит св. Феодор Студит в письме к Навкратию, бывшему после него настоятелем Студийской обители 100 . Поэтому об Анатолии, Студийском монахе 9-го века, осталось предание только, как о песнописце. Его стихиры и песни, помещенные в Октоихе, в Триоди и в месячных Минеях, приписали св. Анатолию, Константинопольскому Патриарху 5-го века, между тем, как в 5-м веке не было известно ни восьмигласнаго пения, ни Триодей, ни Миней 101 . Предание о творениях Митрофана, Митрополита Смирнского на некоторое время также затмилось. Сей Пастырь, но запутанным тогда обстоятельствам, был на стороне противников Патриарха Фотия 102 . Потому о его творениях, с восстановлением памяти Фотия, скоро забыли, и Троичные каноны на восемь гласов приписали св. Митрофану, Константинопольскому, Патриарху 4-го века 103 . Аллатий доискался истины, но только касательно творца Троичных канонов; о творцах Антифонов и Анатолиевых стихир он, а за ним Фабриций и Каве, повторили древнее испорченное предание 104 . Потому то когда Аллатий говорит, что древний Октоих содержал в себе одни службы св. Дамаскина, то вероятно, он присоединял сюда же и Антифоны св. Феодора Студита , и стихиры монаха Анатолия. Ибо, не имея под руками рукописи Никифора Каллиста, в которой показан творец Антифонов, он почитал их творением Дамаскина, хотя, основываясь на каталоге Греческих песнописцев, составленном Никифором Каллистом, сказал, что в Октоихе есть некоторые песни св. Феодора Студита . Тоже должно сказать о стихирах Анатолия. Может быть, Аллатий думал, что св. Дамаскин воспользовался стихирами Патриарха Анатолия для дополнения стихир своего Октоиха, хотя на основании вышеуказанного каталога тоже говорит, что Студийский монах Анатолий 9-го века был песнописцем 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Примененное Евангелистом к лицу Господа Иисуса пророчество Исаии о Рабе Божием для иудейско-палестинских читателей Евангелия и последователей Христа должно было иметь тем большую силу, что оно считалось одним из бесспорно-мессианских пророчеств в древне-иудейской синагоге, как о том свидетельствуют Таргум, Талмуд и Мидраши. Поэтому для нашей цели весьма важно с возможной точностью определить то отношение, в каком евангельская идея Спасителя-Христа, как носителя немощей и болезней человеческих, должна была стоять к тогдашнему иудейско-мессианскому сознанию и к богословским воззрениям раввинов-фарисеев. Мы имеем два, по-видимому противоположных, ряда свидетельств. В одних, на основании ветхозаветных пророчеств и особенно – пророчества Исаии о Рабе Божием, в частности – проводимого Евангелистом изречения (53, 4), с большей или меньшей ясностью раскрывается учение о страданиях Мессии 11 1) Так в одном месте Вавилонского ТалмудОкончание кодификации Вавилонского Талмуда относится к началу 6-го ст. по Р. Х., а начало – к началу 5-го века. Но он содержит в себе много изречений древнейших раввинов., в трактате Sanhedrin, fol. 93. b, читаетсПодлинный текст у Wünsche. Die Leiden des Messias. S. 56, проверен по Виленскому изданию 1887 bis 1889 г. Часть XIX, стр. 186, сред. Перевод ср. Wunsche ibid. И его же Der Babyl Talmud in seiner Haggadischen Bestandtheile. II, 3. 167.: «о Мессии написано: и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и страха Божия (Иса. 11, 2), – и далее написано: и исполнится страхом Божиим (ст. 3); – сказал равви АлександЖил во 2-й пол. 4-го века.: научает (это тому), что (Бог) возложил на Него бремя заповедей и наказаний (страданий), как мельничные жернова» 2) В другом месте того же трактата, fol. 98. Wünsche. DieLeiden des Messias, 59 – 60, BabylTalm… s. 199. Вилен. р. 195, книзу. написано: «Сказал равви Александр о равви ИегошуИегошуа – Иосуа бен-Леви жил в 1-й пол. 3-го стол. сыне Леви, что он возражал (так): написано: и вот, с облаками неба как Сын Человеческий шел ( Дан. 7, 13 ), – и (опять) написано: уничиженный и сидящий на осле ( Зах. 9. 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Сами китайцы начало своей культурной жизни относят ко временам императора Фу-си, жившего в конце 4-го или в самом начале 3-го тысячелетия до Р. Х.; ему приписывается изобретение письменности, введение гражданских законов и установление официального религиозного культа. Но первые более или менее достоверные исторические сведения о Китае начинаются только с половины 3-го тысячелетия до Р. Х., хотя нужно сказать, что главный исторический памятник, так называемая книга истории (Шу-цзин), обнимающая время от 2536 до 770 года до Р. Х., не отличается полною объективностью, так как написан с тенденциозной целью доказать значение добродетели в жизни правителей для благосостояния и процветания государства. По рассказу этой книги, своим государственным благоустройством Китай был обязан главным образом древнему императору Яо, который объединил под своей властью мелкие княжества и положил конец происходившим между ними постоянным раздорам. Соправитель и затем преемник его Шун ввел уже прочные формы государственного строя, учредив должности министров и разделив всю империю на двенадцать провинций. Правильный ход государственной жизни настолько был упрочен мудрым управлением этих императоров, что и при их ближайших преемниках, уступавших им в энергии, в стране поддерживался должный порядок и внутреннее благоустройство. Но потом, начиная с 19-го столетия до Р. X., идет ряд недостойных царей, которые нисколько не заботились о благе народа, а напротив только разоряли его то постоянными войнами, то своею непомерной роскошью, то страстью к постройкам (дворцов, башен, плотин, прудов и т. д.). Этот печальный период в истории Китая продолжался с кратковременными переменами к лучшему, вплоть до 12-го века до Р. Х., когда Ву-Ванг, отняв силой оружия власть у «безнравственного, невоздержного и беспечного притеснителя Шоу», восстановил строгий порядок в государственной жизни и устранил всех недостойных чиновников. «Он придавал большое значение тому, чтобы народ твердо знал обязанности пяти общественных отношений, был сыт и правильно выполнял погребальные обряды и жертвоприношения. Он на деле показал свою праведность, почитал добродетель и награждал по заслугам. После того ему оставалось только сидеть сложа руки, управление уже шло своим порядком».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Наконец Евфалий также расставил над стихами ударения «ατ προσωδαν». Впрочем, ради удобства, в последствии перестали ставить ударения, и только с 9-го н 10-го века ударения и придыхания вошли во всеобщее употребление. Подписная юта, по преимуществу, была употребляема только при курсивном письме, следовательно главным образом с 10-го века; часто встречается она и после, но только поставленная, как и прежде, рядом с словом (как iota postscriptum). б. Деление 1439 Первоначально текст каждой новозаветной книги составлял одно целое, которое без перерыва следовало от начала до конца, и которое не глаз, но понимание внимательных читателей и опытных чтецов, соответственно его логическим составным, частям, разлагало па частные отделы. О таких-то умопредставляемых отделениях, из которых для каждого опытного читателя и без внешнего обозначения состояли евангельские и апостольские micanin, и упоминают 1440 церковные учители еще 2-го и 3-го века. Довольно рано впрочем для облегчения церковного чтения Нового Завета, по аналогии с ветхозаветными Парашами из Пятокнижия, появились и внешним образом обозначенные хотя еще на первых порах твердо и не установленные, отделения чтений (ναγνσματα, ναγνσις, περιοπα). Евфалий (тот же самый, который занимает такое видное место в истории scriptionis Нового Завета) разделил новозаветные книги 1441 на определенные перикопы, которые должны быть читаемы в воскресные и праздничные дни, и в своем стихометрическом издании распределил перикопы так, что по числу воскресных и праздничных дней в году (53 воскресных и 4 праздничных дня) на весь апостол, за исключением неупотреблявшегося для чтения в церкви Апокалипсиса (равно как и на Евангелие; приходилось 57 отделений 1442 , причем Евфалий начало каждой перикопы обозначил буквою A (ρχ), а конец Т (Τλος). В последствии часто составляли такие собрания перикоп, принимая во внимание то, в каком порядке следовали один за другим воскресные дни (σιναξριον, μηνολγιον, Kalendarium). Между тем план Евфалия не был принят всею церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Век Августа – «золотой век» греко-римской цивилизации, и вместе с тем век, с которого становятся приметными признаки ее падения. Несколько ранее образования империи Августа, но в том же веке в первый раз в истории мы встречаем имя тевтонов, вступающих в борьбу с Римом, а в конце этого века в одном из отдаленных уголков империи рождается Христос, основатель нового религиозного учения. Спустя четыре века, все эти явления вновь встречаются вместе уже в полном развитии. В начале 4 века нашей эры христианство объявляется господствующей религией и распространяется среди варварских народов; в средине того же века, в царствование Юлиана, происходит последняя реакция во имя умирающей языческой цивилизации; в конце же его римская империя наводняется варварскими племенами германцев, нанесшими последний удар независимости ее западной половине. Если мы подойдем еще на два века ближе, то не находим в Европе уже ни римской империи, ни древней культуры: на месте их мы увидим – на западе новые, христианские народы германского происхождения – на востоке же византийскую империю и начинающих обращать на себя внимание славян. Таким образом эпоха, которою открывается новая история, простирается собственно от 1-го по 6-й век нашей эры; но в видах практического удобства мы можем ограничить ее тремя веками: 4-м, 5-м и 6-м, потому что только с 4-го века в полной силе выступают явления, характеризующие начало новой истории, и к 6-му веку преобразуют ее содержание. И как вы ни назовете эти три века: временем ли разложения греко-римской цивилизации, эпохой ли переселения народов или периодом торжества и распространения христианской религии среди варварских народов, вы обозначите эту переходную эпоху, разделяющую новую историю от древней. В ней древний и новый историк сходятся вместе и подают друге другу руку помощи: древний заканчивает свое исследование, новый – начинает, ибо эта была эпоха, которую можно характеризовать словами поэта: " Das alte st rzt, es ändert sich die Zeit Und neues Leben bl ht aus der Ruinen» т. e. старое разрушается, время изменяется и новая жизнь расцветает из развалин. Читать далее Источник: Спасский А.А. К вопросу о начале нового периода во всеобщей истории: [Вступительная лекция по кафедре новой гражданской истории в 1893 г.]//Богословский вестник. 1906. Т. 3. 11. С. 503-528. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

23 Филон (op. cit. II, 293) связывает название «первого месяца», данное нисану в Ветхом Завете, с совпадением весеннего равноденствия, как годичного напоминания начала всего; см. и ниже ряд иудейских свидетельств, разумеемых у Анатолия, который цитирует подлинные слова «Аристовула, одного из Семидесяти». 24 Конечно, строго говоря, Тайная вечеря и Распятие были в один иудейский день, но древняя христианская практика скоро стала употреблять, – даже для дней лунного месяца, – не еврейский счет от захода солнца до захода солнца, но обычный счет   от полуночи до полуночи. Аполлинарий различает два дня совершенно так же, как Климент Александрийский , умовение ног относит к 13-му, а пасху к 14-му. 25 Quintus Julius Hilarianus, епископ в Проконсульской Африке, составил в конце 4 века маленькое сочинение De mundi duratione (Migne lat. XIII, 1097–1106) и трактат De die paschae et mensis (Migne ibid, col. 1105–1114). См. H. Helzer, Sextus Julius Africanus II, 1, S. 121–129. Новое издание произведения De mundi duratioe или, De cursu temporum имеется у С. Frick " a, Chronuica minora 1 (Lipsiae 1892), p. 153–174. – H. Г. 28 Но 16-й год (см. ниже об Африкане и Псевдо-Киприане) также может быть комбинацией Лк. 3:1  (Тиверия 15-й год), где указывается начало служения не только Крестителя, но и Спасителя, с одногодичной продолжительностью Его служения, какого мнения держатся оба эти писателя. Юлий Гилариан указывает, однако, Тиверия 16-й год. 29 по Р. Хр. (см. ниже, стр. 87). 29 Он возмещает свой пропуск консулов 4-го г. по Р. Хр. Sex. Aeiius Calus u C. Sentius Saturninus вставкою между гг. 6 и 7 вымышленной пары: Caesar и Capito. Его консулы для 13 г. по Р. Хр. Flaccus и Silvanus – только испорченная форма имен Plancus и Silius Caecina. 30 Единственные исключения, на которые может указать д-р Сальмон, относятся уже к 4-му веку: I) Квартодецимане и Каппадокийцы, упоминаемые Епифанием, (haer. L [XXX], 1 ар. Migne gr. XLI, col. 885; Творения св. Епифания Кипрского , ч. II, Москва 1864, стр. 333–334), всегда считали 25-е марта своею πασχα; II) Монтанисты Малой Азии, о которых Псевдо-Златоуст говорит, что они праздновали 14-й день, но не лунного, а «Асийского» солнечного месяца, начинающегося 24-го марта, так что их πασχα всегда случалась 6– го апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Ангелъ предстатель аггельскыхъ чиновъ пророче. божественнымъ бо блиста свтомъ. ареши вс поюща твою божественоую паметь. и хвалща любовию и тепл вопиюща сиц: Радуис вда свтоносна мироу. р. свщ свтоносна твари. Заключительное воззвание: Радуис честныи предтече. Кондак 1 и начало 1-го икоса приведены по рукописи Волоколамской библиотеки 295 (л. 73 об. – 84). В издании въ нихъ же каноны, стихиры и на всю седмицу (Вильно, 1628), где акафист признается также творением Святейшего Патриарха Нового Рима кир Исидора, слова 1-го кондака должно ти вопиемъ благодаръствено, буквально удерживаемые и в других рукописях, заменены более ясным выражением: должное ти Кроме рукописи Волоколамской библиотеки 295), данный акафист мы находим в рукописях: Московской Синодальной библиотеки – «Каноны молебные» (полуустав XVI века, 470/503, л. 149), «Каноны и молитвы» 774/504, л. 250 об.), «Канонник с молитвами» (полуустав XVI века, 468, л. 4); Московской типографской библиотеки – сборник 388, л. 108); библиотеки Троице-Сергиевой Лавры – 284/1196, л. 346), сборник 768/1201, л. 18), сборник 797/1638, л. 170 об.); библиотеки при Святейшем Синоде – 251, л. 62 об. – 68); Кирилло-Белозерской библиотеки – Канонник 247/504, л. 58 об. – 84). Особенность рассматриваемого акафиста составляет (в некоторых списках его) своеобразное обозначение кондаков и икосов. Обыкновенное их обозначение такое: за 1-м кондаком обозначается 1-й икос, за 2-м кондаком – 2-й икос и т. д. В рукописях Московской Синодальной библиотеки 470/503) и Библиотеки Московской Синодальной типографии 388) счет ведется неповторяющийся: 1-й икос обозначается знаком «2», 2-й кондак – знаком «3», 2-й икос – знаком «4» и т. д., 13-й кондак – знаком «25». Третий акафист св. Предтече и Крестителю Господню Иоанну помещен в рукописи «Каноны молебные» (полуустав XVI века, Московской Синодальной библиотеки, 470/503, л. 248 об.). Кндакы икосы честномоу и славномоу пророку и предтечи и крестителю Господню подобно акаистоу. всельскаго свтишаго кръ Исидора

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Столица империи была потеряна, но страна, за исключением нескольких городов, не была еще вовлечена в мятеж. Действующая армия оставалась в повиновении Императору и им поставленным военачальникам. Эпицентром событий становилась Ставка и штабы фронтов и армий. Дальнейший ход и исход мятежа зависели с этих пор от верности генералов присяге. Рейтинг: 9.7 Голосов: 1000 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Андрей 13 марта 2017, 17:08 Революции хотят всех сделать свободными и счастливыми,но война не принесёт свободы,а бунт не подарит счастья.И только когда покой возвращается в дом,люди понимают,что им не надо революций. АлександрГ. 10 марта 2017, 17:46 Соглашусь с Павлом. Истоки февраля 1917 г. нужно искать в глубине 19-го века. На мой взгляд, мы как-то за всеми этими разговорами упускаем из виду главное. Дело в том, что задолго до февраля 1917 г. начала изменяться ценностная матрица всего общества. Менялась она в спорах, сомнениях, муках, бунтах и протестах. Привнесенные с запада идеи " прогресса " , потянувшие за собой насильственное насаждение промышленного капитализма и банковского капитала, затронуло практически все слои общества. Ибо, рождение и развитие капитализма, изначально предполагает иную систему ценностей. И вот эти две системы, вступив в конфликт, начали " перемалывать " традиционные основы и устои всего общества. Павел 7 марта 2017, 12:46 Начало большой катастрофы 20-го века для русского народа. Но, мне кажется, не совсем правильно было бы говорить о революции (февральско-октябрьской) как о некоторой случайности, которую было легко предотвратить. Тенденции и условия, несомненно, созревали долгие годы, даже пожалуй, столетия. И стоит признать, что значительная, если не бОльшая часть тогдашней российской церкви, с одобрением встретила падение самодержавия и временное правительство. Этот факт по-моему не скрывается и не замалчивается - есть изданные архивные материалы с приветственными телеграммами, протоколы заседаний Синода и т.д. Скорее всего, причина была в ненормальном, установленном Петром, подчиненном положении Церкви.

http://pravoslavie.ru/101513.html

Тем менее можно предположить, чтобы Тертуллиан , отделившийся от Церкви, мог поставлять монтанистов, к которым он сам тогда принадлежал, в разряд сектантов. Но хотя это сочинение не принадлежит Тертуллиану , оно не теряет своего значения для истории древних ересей. Во всяком случае это одно из древнейших обозрений еретических сект 1-то и 2-го веков. Кому оно принадлежит, и есть ли оно самостоятельное произведение или перевод или переделка какого-нибудь другого древнего сочинения, об этом до последнего времени не было установившихся определенных мнений. Ученые пользовались данными этого сочинения под неопределенным названием: «Libellus Pseudo-Terlulliani. В новейшее время, как мы уже говорили в VI главе, высказано предположение, что Libellus Pseudo-Tertulliani – должно иметь ближайшее отношение к тому описанию тридцати двух ересей, составленному Ипполитом (Βιβλιδριον Ιππολτου), о котором говорит Фотий в 121 главе своей Библиотеки. Число ересей, обозреваемых в Libellus Pseudo-Tertulliani, и начало и конец обозрения подходят к описанию Фотия: многие частные черты псевдо-тертуллиановского описания представляются также характеристически сходными с теми чертами, какими изображаются некоторые ереси в большом сочинении Ипполита – философуменах. Но вместе с тем в Libellus Pseudo- Tertulliani недостает некоторых из тех признаков, какие указывает Фотий в Βιβλιδριον Ипполита, и это заставляет остановиться на том предположении, что псевдо-тертуллианово описание есть не перевод, а переделка и сокращение сочинения Ипполитова. Этот вывод в настоящее время можно признать твердым приобретением новейшей ересеологии 442 . Возникают далее вопросы: кем и когда сделана эта переделка Ипполитова сочинения на латинский язык; и почему она присоединена была к сочинению Тертуллиана «De praescriptionibus» и распространилась на Западе под его именем. На первый вопрос вполне твердого ответа дать еще нельзя. Но из всех писателей 3-го и 4-го века наиболее вероятным представляется, по нашему мнению, признать автором этой переделки Викторина Петавского, писателя 3-й четверти века 443 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

«Мировой Посредник 4-го участка Лепельского уезда Константин Квятковский вошел ко мне с прошением, коим просит моего ходатайства пред Вашим Сиятель- —36— 1868 г. ством об определении на вакансию секретаря Полоцкой Д. Консистории, открывшуюся за смертью исправлявшего должность секретаря Консистории Коллежского Секретаря Бориса Дунаева, скончавшегося 10-го текущего апреля. Имея в виду, что г. Квятковский духовного происхождения, получил высшее духовное образование в С.-Петербургсской Д. Академии и окончил курс в оной со степенью Магистра, был наставником в Полоцкой семинарии, проходил затем должность секретаря Полоцкой Консистории с 1853 по 1861-й г., по отзыву сослуживцев, с ревностно и знанием дела, полагаю, что назначение Квятковского вторично на должность секретаря Консистории могло бы послужить на пользу для приведения в порядок дел по Полоцкой Консистории, значительно запутанных по причине частой смены в последнее время секретарей, из коих притом не все отличались способностями и усердием к службе. Посему, если на вакансию секретаря Полоцкой Консистории не будет усмотрен Вашим Сиятельством другой кандидат, более способный и благонадежный, чем Квятковский, я покорнейше прошу назначить сего последнего. При сем имею честь препроводить и подлинное прошение Г. Квятковского с засвидетельствованною копией с его формулярного списка». Но прежде, чем я получил ответ на эту бумагу, Квятковский писал мне от 3-го мая: «С благоговением приношу Святительской Особе Вашего Преосвященства живейшую благодарность за Архипастырское представление меня на Вакансию секретаря Консистории и как прежде словесно, так ныне письменно, позволяю себе заявить, что неизменною задачею моею и обязанностью будет не щадить всех усилий, чтобы служба моя была полезна. Счастливейшим почту себя, если Господь позволит потрудиться под начальством и руководством вашего преосвященства. Предвижу ожидающие труды и с нетерпением жду минуты начать их с рвением и привычкою к занятиям. Жизнь много прибавила опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010