Но – ведь древне-русские мастера знаменного роспева думали не нотами, а крюками, когда создавали и когда пели знаменные мелодии! Попробуем установить, как понимали построение церковного звукоряда мастера пения эпохи Шайдурова (конец 16-го или начало 17-го века), выработавшие систему киноварных «стпенных» (т. е. указывающих относительную степень звука, выражаемого певческим знаком) помет. Пометы эти представляют собой начальные буквы слов, характеризующих высотное отношение к соседнему звуку, не называя самый звук (как мы называем: до , ре , ми , и т. д.). Пометы эти ставились при безлинейном певческом знаке и указывали на высший звук, затрагиваемый этим знаком. Определений высотных отношений и, следовательно, пометных букв – 6: 1) « Г ораздо н изко» – помета гн , чаще даже просто г ; 2) « Н изко» – н ; 3) « С редним гласом» – с , в скорописи превратившееся в киноварную точку ; 4) « М рачно» – м ; 5) « П овыше» – п и « В ысоко» – (старинная форма буквы в ) 15 . Таким образом, древне-русские мастера не называли звуки, как мы: до , ре , ми , и т. д. и разстояния между ними как «тон» и «полутон», а определяли их для нас довольно неясными характеристиками: «гораздо низко» (по отношению к какому другому звуку очень низко?), «низко» (насколько выше «гораздо низкого» звука?), «средним гласом» (считая от чего и до чего? Насколько выше звука «низкого» и насколько выше звука «гораздо низкого»?). Что значит «мрачный» звук, какое высотное отношение имеет он к «среднему гласу»? Все это для нас черезвычайно неопределенно и неясно. Позже мы еще вернемся к этому вопросу. А сейчас укажем, что при координации звуков, указываемых знаменами с нотами, во второй половине 17-го века, теоретики, знавшие в совершенстве и безлинейную знаменную систему записывания звуков на писчем материале, и систему нотную, условились координировать звуки, выражаемые пометами, с нотами и с сольмизационными Гвидоновскими слогами, следующим образом: причем нижнее ут (условно – нота Соль ) – есть звук любой абсолютной высоты (т. е. не по камертону), принимаемый за отправной звук звукоряда, по отношению к которому и отсчитываются интервальные отношения других звуков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3 тишри (7-го месяца) бывает пост Гедалии в воспоминание убийства вавилонского наместника и потери независимости (4 Цар 25. 22-25; Иер 41. 1-2). 10 тевета (10-го месяца) вспоминается начало осады Иерусалима Навуходоносором (4 Цар 25. 1-2; Иер 52. 4-5; Иез 24. 1-2). В этот же день был закончен перевод LXX и весть о разрушении Второго храма достигла Вавилона. 13 адара бывает пост перед Пуримом в воспоминание 3-дневнего поста Есфири (Есф 4. 16; 9. 31) (упом. в трактате «Соферим»). Все посты, кроме поста в Йом Киппур, переносятся на следующий день, если совпадают с субботой (Мишна. Мегилла. 1. 3; Вавилонский Талмуд. Мегилла. 5a). Кроме того, на протяжении истории И. б. существовали посты разной продолжительности, соблюдение которых считалось делом личного благочестия. Напр., принято поститься в течение 10 дней между Рош ха-Шана и Йом Киппуром. Поощряется пост во все дни месяца элул (у сефардов в это время принято читать покаянные молитвы селихот). Традицией, уходящей корнями в период Второго храма, является пост 2 раза в неделю (Лк 18. 12), в понедельник и четверг. В совр. практике принято поститься в понедельник, четверг и в следующий понедельник после праздников Песах и Суккот. В нек-рых общинах существовал обычай поститься 8 четвергов в зимние месяцы, когда читается кн. Исход. Пост бывает в течение 3 недель между 17 таммуза и 9 ава («между теснин») и 7 адара (в воспоминание смерти Моисея). Пост в т. н. малый Йом Киппур (последний день каждого месяца) возник в среде каббалистов (его установил Моше Кордоверо (1522-1570)). В период гаонов появился пост первенцев накануне Песаха в воспоминание библейских событий, а также чтобы стимулировать аппетит для вкушения мацы (Соферим. 21. 3). 27 нисана отмечается Йом ха-Шоа (воспоминание восстания в Варшавском гетто), 4 ияра - День памяти погибших воинов. Принято поститься в годовщину смерти родителей (Вавилонский Талмуд. Недарим. 12a), а также жениху и невесте перед вступлением в брак. По преданию, члены Санхедрина постились в день, когда выносили смертный приговор (Вавилонский Талмуд. Санхедрин. 63a). Постятся, когда видят дурные сны или ночные кошмары. При этом в раввинистической лит-ре встречается настороженное отношение к аскетическим практикам. Напр., в Талмуде осуждаются постящиеся вдовы и девы (Иерусалимский Талмуд. Сота. 3. 4 (19a)), что, вероятно, вызвано полемикой с христианами. Запрещено налагать пост самому на себя (Тосефта. Таанит. 2. 12). Встречается даже мнение, что тот, кто постится, согрешает, поскольку телесный пост мешает изучению Торы (Вавилонский Талмуд. Таанит. 11a-b). В средние века существовали общины, практиковавшие аскетические упражнения и частые индивидуальные посты (напр., Хасидей Ашкеназ), но совр. хасиды выступают скорее против такой практики. Молитвенные принадлежности

http://pravenc.ru/text/1237769.html

Мерседес как украшение для иконы Церковное сообщество в большинстве своем пока не научилось корректно находить ответ на вопрос о материальной норме. Не все золотые иконостасы оправданы. Действительно, у нас есть проблемы с деньгами, с отношением к деньгам. У нас, я имею, в виду, внутри Церкви. У нас есть чудовищное социальное расслоение самого духовенства. 16 апреля, 2011 Церковное сообщество в большинстве своем пока не научилось корректно находить ответ на вопрос о материальной норме. Не все золотые иконостасы оправданы. Действительно, у нас есть проблемы с деньгами, с отношением к деньгам. У нас, я имею, в виду, внутри Церкви. У нас есть чудовищное социальное расслоение самого духовенства. Иван Семенов: Открытое письмо протоиерею Всеволоду Чаплину Протоиерей Всеволод Чаплин: Ответ Ивану Семенову: Рассуждения о блеске и нищете – признак духовного нездоровья Позволю себе прокомментировать нашумевшее двойное высказывание о. Всеволода Чаплина на тему – если вкратце – Церкви и богатства. Слова о. Всеволода вызвали волну недоумения и возмущения в интернете, в том числе, а, может быть, и в первую очередь, в православной среде. Я бы хотел призвать православных, во-первых, к сдержанности и к понимаю того, что и жанр, в котором выступает о. Всеволод, и, в частности, его роль — роль одного из публичных спикеров Русской Православной Церкви – это трудная роль в трудном жанре. По сути он вынужден отдуваться за всех нас, за всё наше человеческое страстное многообразие перед лицом взыскательных совопросников, часто — недоброжелателей. Я бы предостерег братьев и сестер переносить свое возможное неудовольствие словами спикера на его личность. Держать ответ за многовековую и разнообразную историю земного Православия и за его шероховатую повседневность – тяжкий, с кровавым потом труд. Я бы – лично — пожелал о. Всеволоду многих сил и железного здоровья. Теперь по делу. Я не могу согласиться со словами о. Всеволода по нескольким пунктам. По нескольким могу согласиться. Говорить о том, что богатство Церкви укоренено во многовековой традиции Православия (и тем самым оправдывать или даже освящать это богатство) – мне представляется исторической (как минимум, исторической) натяжкой. Жестко ассоциируя «украшательство» с Традицией, мы таким образом ограничиваем начало традиции Православия серединой 4-го века хронологически и крупными городами — географически. Но это не так. Христианство началось, как это понятно, на четыре века раньше, когда ни о каких золотых куполах, архиерейских покоях и колесницах и речи идти не могло. Со времени легализации Церкви императором Константином и позднее, с середины 4-го века, с интеграции Православия в Византийскую империю, материальное благосостояние Церкви, да, значительно улучшилось. Но не следует забывать о времени бедной простоты церковной жизни с первого по четвертый век. И в позднейшие времена.

http://pravmir.ru/mersedes-kak-ukrasheni...

443 Нельзя не принести вам душевной благодарности за эту художественную и трогательную картину. В последнем письме вашем ко мне, вы предлагаете, между прочим, чтобы я открыто, хотя, и осторожно, возвестил о моих душевных скорбях. Не почитаю это удобным; да и трудно в коротких словах передать все, что приходится мне испытывать в настоящем моем положении. Если бы вам, по вашему доброму ко мне расположению и участию, угодно было получить хотя некоторое понятие о моих служебных затруднениях и огорчениях, то в этом может отчасти удовлетворить вас податель сего письма. Ему близко известны мои обстоятельства». За дар и за письмо А. Н. не остался у меня в долгу. Он писал мне от 1-го марта: «Сейчас был у меня ваш архимандрит, и, казалось, остерегался быть слишком многоглаголивым, а быть может это есть природная Белорусская молчаливость. Приношу вам благодарность за прекрасную икону препод. Евфросинии, которой, действительно, у меня не было. Она последует за мною и в Киев, куда совсем переселяюсь после Пасхи, опустеют мои гостеприимные палаты, коими вы так любовались. Они нужны для нового владыки, ожидаемого в исходе мая, ибо Пасху проведет в Иркутске. Жаль, что не могу его дождаться, но я должен спешить в Киев для работ по укреплению Андреевской горы. 444 Я думаю теперь вы уже получили посланную мною брошюру о погребении владыки. Я сам ее получил очень —20— 1868 г. поздно из печати и, конечно, не мог вас забыть. Жаль, что тревожат память усопшего печатанием его писем и документов в светских журналах и газетах; а тут и премудрый Сушков удружил изданием нелепых своих записок 445 столько же о себе, сколько и о владыке, с приложением и других щекотливых писем, в том числе и моих, которые он не имел никакого права издавать.... Хвать друга камнем в лоб! И все это происходило пред глазами преосвящ. Леонида; это не делает чести его прозорливости, и я написал ему по сему случаю весьма сильное письмо». Письмом от 23-го числа уведомил меня из Москвы И.И. Четвериков, что он посылает мне 4 места с разными церковными вещами, в том числе 10 священнослужебных сосудов от П.Г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Начиная со времен Коины, имена епископов тщательно записаны в документе, называемом Эдесская Хроника 28 . Между Квоной и Раббулой эдесский престол занимало девять епископов. Из них Айталаха, преемник Саада, принимал участие в великом никейском соборе в 325 году по Acta S. Confess. Guriae et Schamonae. Romae, 1899. В настоящее время для лиц, интересующихся мученическими актами Гурия, Самона и Авива, особенно важен сборник: Die Akten der edesseuischen Bekenner Gurjas, Samonas und Abibos aus dem Nachlass von Oscar von Gebhardt herausgegeben von Ernst von Dobschültz (Texte und Untersuchungen. В. XXXVII, H. 2. Leipzig 1911), – сборник, в котором изданы: 1) мученические акты Гурия, Самона и Авивы в дословном немецком переводе с сирийского, точнее – с позднейшей редакции оригинала, 2) древний греческий перевод начальной сирийской редакции тех же актов, 3) древний греческий перевод второй сирийской редакции, 4) позднейшая переделка первого греческого перевода, в связи с повестью о совершенном эдесскими страдальцами чуде, 5) Метафрастово сказание об их подвигах и чуде, 6) латинский перевод древнейших греческих актов Гурия и Самона, 7) похвальное слово в честь всех трех мучеников Аревы, епископа Кесарии Каппадокийской (Х-го века), 8) несколько небольших стоящих в связи с тем или другим греческим текстом минейных заметок и 9) краткая выдержка из Martyrologium romamum. В сборник, таким образом, вошло все наиболее важное из древних и средневековых текстов, повествующих о Гурии, Самоне и Авиве. А. С. P. X. 29 . Одним из последующих епископов был Барсес, изгнанный арианами. Деятельность Раббулы, епископа эдесского с 412 по 435 год, будет рассматриваться в одной из следующих глав. Его епископство является глубокой межой в истории сирийской церкви. В его, именно, время старые еретические учения исчезли, и образовались новые партии монофизитов и несториан. В богослужебных обрядах и церковной дисциплине его управление обозначает конец старого и начало нового. Здесь необходимо хотя бы кратко отметить одно значительное событие из всеобщей истории 4-го века.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Последование пасхальных часов совершается за малое повечерие. Перед утреней последование пасхальных часов совершается за полунощницу. Утреня. Предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице...». Далее – пасхальное начало. Иерей: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Стихи пасхального начала в следующем порядке: 1-й стих: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». 2-й стих: «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». 3-й стих: «Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». 4-й стих: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся во-нь» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». 5-й стих: «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й. 6-й стих: «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века...» (но не по гласу «Славы») . В завершение иерей или все священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают: «И сущим во гробех живот даровав». Ектения великая. (Шестопсалмие не глаголется, «Бог Господь» не поется, кафизм и седальнов нет.) Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Малая ектения. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Идольскую гордыню низложив...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «В напасти многоплетенныя впад...» (см. 29 апреля, в службе Девяти мучеников Кизических, по 3-й песни канона). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие – апостола. «Воскресение Христово видевше...» (трижды). (Псалом 50-й не глаголется.) «Слава» – «Молитвами апостола...», «И ныне» – «Молитвами Богородицы...». Вместо «Помилуй мя, Боже...» певцы поют припев: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» , и стихиру апостола, глас 6-й: «Излияся благодать...» (см. славник на «Господи, воззвах»). Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Возглас: «Милостию и щедротами...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-08/

Ординарный профессор Алексей Введенский студентам I курса изложил: 1) По Метафизике: а) Введение в философию; б) проблему о смысле и ценности жизни и в) космологическую проблему. 2) По Логике: а) Введение в курс гносеологической ло- —55— гики; б) о законах мышления; в) о критерии истины; г) о реальности внешнего мира, пространстве и времени; д) о понятиях, с подробным изложением учения о категориях. Примечание. Курс остался незаконченным вследствие вызова проф. Введенского в С.-Петербург для участия в образованной при Святейшем Синоде Комиссии по выработке проекта нового академического устава. Ординарный профессор Сергей Глаголев по введению в круг богословских наук прочитал студентам I курса: Истина и наука (вступительные чтения). I. Введение в изучение религии (основные проблемы религии, возможность и границы их научного исследования): 1) О религиозной вере; 2) о богопознании; 3) о Боге; 4) о мире; 5) о человеке; 6) о свободе воли и Провидении; 7) о бессмертии и вечности; 8) о церкви. II. Религия в философском понимании (дополнения к руководству «Из чтений о религии»). Об английском деизме. О теориях по религиозной философии, предложенных во вторую половину XIX столетия. III. Религия в её исторических формах (дополнения к руководству «Из чтений о религии»): Религии Индии (история и замечания по религиозной феноменологии). Ординарным профессором по кафедре общей церковной истории Анатолием Спасским – 1) Студентам II курса было преподано: в первое полугодие: введение в изучение церковной истории, история гонений на христиан в первые три века, история гностицизма и от- —56— дел о дисциплинарных спорах древней церкви. – Во второе полугодие студенты слушали историю тринитарных движений в целом объеме и очерк христологических споров до 3-го вселенского собора включительно. 2) Им же, профессором Спасским, по новой гражданской истории студентам I курса прочитано: 1) Введение в курс новой гражданской истории; 2) история средних веков от распадения западной Римской империи и переселения германцев до окончательной выработки средневекового строя; 3) Феодализм: его происхождение и политико-социальный строй; 4) восстание городов, их устройство и образование новых европейских государств; 5) история политического развития Франции от IX века (начало королевской власти во Франции) до великой французской революции конца XVIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А. Благовещенский Содержание Отдел 1. Хозяйственная и административная часть Помещение академии Средства академии: а) штатная и б) неокладная сумма Способы содержания начальников и наставников академии Способы содержания воспитанников Управление академии Списки начальствующих и учащих Отдел 2. Учебная жизнь академии Состав семинарского курса Диспуты, экзамены, перевод в следующие классы, исключение, отпуск воспитанников на каникулярное время Учебные пособия Библиотека Воспитанники академии Труды начальствующих и учащих в академии 1) Наставничество 2) Экзаменование ставленников и научение неграмотных священно-церковно-служителей 3) Исправление подсудных 5) Изыскание способов к усовершенствованию русских приходских и уездных училищ 6) Присутствование в консистории в качестве членов 7) Наблюдение· за преподаванием закона Божия в гимназии 8) Сочинения и переводы 9) Ученые поручения 10) Проповедничество и преподавание катихизического учения 11) Цензорование проповедей Быт академистов Судьба воспитанников 1) Поступление в епархиальное ведомство 2) Поступление в училищную службу 3)Переход в другие учебные заведения 4)Определение на службу гражданскую 5) Ополченцы Исключаемые Закрытие академии Приложение Речь пред начатием благодарственного Господу Богу молебствия, совершенного 1816 года, генваря 16 дня, по случаю открытия в казанской академии учения после сгорения оной в пожар 3-го сентября 1815 года, в Казани бывший, произнесенная в кафедральном благовещенском соборе оной академии ректором архим. Епифанием Речь говоренная при открытии учения в академии префектом проториеем Борисом Поликарповым. Генваря 16-го дня 1816-го года     Начало духовного просвещения в казанском крае относится к началу второй половины XVI века. Из жития первого архиепископа казанского св. Гурия видно, что сей первопросветитель еще в 1557 году при двух казанских монастырях завел училища, и установил монахам «в надежду священства» обучать детей новокрещенных инородцев «не точию читати, но читаемое разумевати право, и да могут и иныя научати и бусурманы обращати».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Наряду с очень высокой оценкой, учение Бэкона с самого начала встретило и продолжает встречать доселе более или менее горячих противников. Знаменитый современник и соотечественник Бэкона Гарвей говорил про него в насмешку, что он пишет по философии, как лорд-канцлер. Ряд других авторов 17-го века (А. Росс, Фр. Осборн, Кэдворт, в особенности резко Стёбб) высказываются против Бэкона по несогласию с его образом мыслей. Обвинение в атеизме (как увидим, совсем неосновательное), выставленное противниками Бэкона уже в 17 веке, было горячо поддержано в 19 в. Жозефом де-Меетром, который отрицает за Бэконом всякие заслуги в области науки и философии, называя его шарлатаном и обманщиком. Во вторую половину 19 века против Бэкона выступают биограф Ньютона Брюстер, Лассон и с особенною страстностью знаменитый немецкий химик Либнх. Ср. Th. Fowler, Bacon’s Novum Organum, Introduction, pp. 135–145; Kuno Eischer, Fr. Bacon und seine Schule. 3-te Aufl., 24 и. 27 Сар. В более умеренном тоне к отрицательной оценке научных заслуг Бэкона присоединяется Раль. В эпоху наивысшего расцвета славы Бэкона, во вторую половину 18 века, знаменитый его соотечественник Юм предостерегает против переоценки его заслуг и доказывает, что они гораздо ниже заслуг Галилея и м. б. даже Кеплера. Возможно, что эта оценка не осталась без влияния на Геффдннга, который также ставит Бэкона ниже Кеплера и Галилея. 2 Испанский мыслитель XV века (1492–1540) (положивший начало эмпирической психологии своим трудом „De anima et vita». Он оставил также опыт научной энциклопедии (De disciplinisq которая однако имеет мало общего с бэконовской. Энергично призывал к опытному изучению природы (ср. Fowler, Bacon’s N’ovum Organum, 93) 3 The works of Fr. Bacon ed. by Spedding, Ellis and Heath vol. VII, 538: „Denique Paracelsum et Severinum, cum tantis clamoribus homines ad exsperientiae suggestum convocant, praecones mihi exopto». 4 Cp. Novum Organum, II, 40 De Augmentis. IV, 3; N. 0., II, 50 н также Fowler, 94–95, 437, 456, 549, 561, 588 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gorode...

2) По библейской археологии студентам второго курса читано о древностях ветхозаветного культа и сообщены некоторые данные из области палеографии Библейского свитка. И. д. доцента по кафедре новой гражданской истории Але- —54— ксандр Мишин прочитал студентам Ι-го курса следующие отделы из истории средних веков: Внутренние причины упадка римской империи. Германцы и их переселение на римскую территорию. Политические учреждения древней Франции при Меровингах и Каролингах. И. д. доцента Николаем Туницким по церковно-славянскому и русскому языкам (с палеографией) и истории русской литературы студентам II курса прочитано: 1) церковнославянский язык и его фонетика; 2) история русского языка; 3) очерк славяно-русской палеографии; 4) методологическое введение в историю русской литературы; 5) русская литература до-монгольского периода; 6) русская литература первой половины 19-го столетия. И. д. доцента Федор Россейкин по кафедре древней гражданской истории предложил студентам I курса ряд чтений по истории древней Греции и Рима по следующей программе: Сущность и задачи исторической науки. История древней Греции. Обзор греческой историографии XIX века. Географический очерк Эллады. Индогерманские основы древнегреческой религии, культуры и гражданственности. Микенская эпоха по данным археологических раскопок. Гомеровский период. Социальный и политический строй гомеровского общества. Спарта. Своеобразные черты её государственной и общественной жизни. Основные факты её истории. Афины. Период царей и господство аристократии. Реформа Солона. Зарождение демократии. Реформа Клисфена. Эпоха греко-персидских войн. Афинская морская держава и торжество демократии в Афинах. Век ПериклА.Пелопонесская война и кризис демократии. Её —55— разложение Македонский период. Конец греческой независимости. Эллинизм. История Рима. Географическое строение Апеннинского полуострова и его население. Родство италиков с греками. Источники начальной истории Рима. Лациум и начало Рима. Древнейший общественный и государственный строй. Религия и культ. Реформа Сервия Туллия. Отмена царской власти. Сенат, комиции и республиканская магистратура.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010