Наконец, и Моравские Славяне увидели, что Немецкие Епископы мало думают о власти истины Христовой, а ищут власти только для себя над ними, подавляя между ними Славянское богослужение. Они прогнали их от себя и просили Папу прислать им Архиепископа Мефодия. И Мефодий объявлен Архиепископом Моравского Государства. «С того времени, – говорит очевидец, – учение божественное быстро стало распространяться, язычество и суеверия исчезали», самое государство Святополка росло и цвело 20 . Но Немцам не было дела ни до успехов веры, ни до успехов государства. Они никак не могли простить Мефодию потерю власти и доходов своих. Они бросились в Рим и там донесли, что Мефодий, отступник от веры, не исповедует происхождения Духа Св. и от Сына, не проповедует не только вселенской власти Папы, но даже зависимости своей от Папы и потому-то распространяет Славянскую службу. П. Иоанн не мог быть встревожен доносом о несогласии Мефодия с Немцами в догмате Св. Духе, потому что сам исповедал сей догмат согласно с П. Фотием и Св. Мефодием. Но он, как Папа, сильно встревожен был опасениями за власть свою над Моравиею: в 878 г., вопреки прежней своей воле, он запретил Славянскую Службу, а в слъдующем году, повторив запрещение, вызвал Мефодия в Рим. Немцы торжествовали; они явились в Моравию и объявили, что Мефодий лишен власти н Моравия передана им 21 . Но П. Иоанн не был П. Николаем. Защитник П. Фотия нашел (в 880 г.) на Римском Соборе, что Св. Мефодий во всем православен. Мефодий возвратился в Моравию, уполномоченный Папою над всею Моравскою Церковью 22 . За тем Немецкая изобретательность выдумала слух, будто Патриарх и Император Константинополя в гневе на Мефодия за его сближение с Папою. Когда же и этот слух оказался ложью: они обратились опять к Святополку, чтобы вооружить его против Мефодия. Удивительная стойкость в желаниях, открыто безчестных! Святополк не умел покорять страстей своих, хотя и распространил власть свою на соседних Князей. Он не охотно слушал Апостольские обличения Мефодия слабостям его; а Немцы всегда льстили слабостям его; теперь же стали льстить еще более. Отселе Святополк стал явно оказывать нерасположение к Мефодию и благосклонность к льстецам – Немцам, не исключая и их заблуждений. Так до самого гроба Мефодий терпел скорби за Апостольские труды свои. 23

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Однако сами эти епископы не избегли суда Божия и апостола Петра. Четверо из них скоро умерли. В Моравии же в это время произошел раздор славян с немецкими священниками. Поняли моравляне, что немецкие священники, которые живут у них, враги славян и стараются предать их немцам. Они изгнали их, а к папе послали следующую просьбу: «Как прежде наши отцы приняли крещение от святого Петра, так и теперь [поставь] нам архиепископа и учителя Мефодия». Папа тотчас же отправил святого Мефодия в Моравию, где его приняли князь Святополк, теперь разошедшийся с немцами, и моравляне и поручили ему все церкви и духовенство во всех славянских городах. На место изгнанных немецких священников святой Мефодий ставил священников-славян. В виду того, что святой Мефодий и священники совершали богослужение и учили народ на славянском языке, стало сильно расти учение Божие. Многие из язычников отреклись от своих заблуждений и уверовали в истинного Бога [ 62 ]. В это время и моравское государство было так сильно, как никогда не бывало [ 63 ]. Святой Мефодий обладал даром пророчества. Многие его прорицания сбывались; из них укажем некоторые. Один языческий князь, живший по реке Висле, ругался над христианами и причинял им невзгоды. Святой Мефодий послал к нему сказать: «Лучше тебе, сын, креститься по своей воле и в своей земле, чем на чужой земле поневоле креститься пленником». Это и произошло. Однажды Святополк воевал с язычниками и война затянулась. Приближался день памяти святого апостола Петра, и святой Мефодий послал сказать Святополку: «Если обещаешься на Петров день со своими войсками быть у меня, я верую, что Бог вскоре предаст тебе язычников». Так и случилось. Один богатый человек женился на своей снохе. Святой Мефодий много учил и наставлял его, однако не мог убедить их развестись. Другие же, из-за богатства, льстили им. Тогда Мефодий сказал этому богачу: «Придет время, когда льстецы не будут в состоянии оказать вам помощи и вы вспомните мои слова, но уже будет поздно». Внезапно, по Божию усмотрению, на этих богачей напала такая болезнь, что они не могли найти для себя покойного места. В таком состоянии они и скончались.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

То же изображение помещено на иконе нач. XIX в. иконописца И. Куатро ( Калев. 1970. С. 60-63; Божков. 1989. С. 156). На иконе 1889 г. братьев Марко и Теофила Миновых из ц. Петра и Павла в Софии в центре стоят свт. Климент Охридский, К. и Мефодий (все в архиерейских облачениях). Равноап. Мефодий. Роспись кафоликона Рильского мон-ря, Болгария. Мастера Д[имитр] Молеров и его сын Симеон. 1841 г. Равноап. Мефодий. Роспись кафоликона Рильского мон-ря, Болгария. Мастера Д[имитр] Молеров и его сын Симеон. 1841 г. Упоминание К. и Мефодия включено в Ерминию К. Хаджиангелова, переведенную в 1863 г.; под 11 мая есть добавление переводчика В. Т. Коларова: «Св. Кирилл и Мефодий, народные болгарские просветители… и оба во облачениях владычних, с бородами старческими, размешанные, держат оба буквы, написанные донизу... Кирилл и Мефодий имеют статую в Праге» ( Василиев. 1977. С. 25). В ряде памятников фигуры братьев представлены по отдельности. К. в монашеском облачении вместе с прп. Иоанном Рильским предстоит Пресв. Богородице на иконе, написанной мон. Климентом Рильцем в 1832 г. для Преображенского монастыря в Тырнове (ныне Велико-Тырново). Образ подписан: «Святи Кирил учител книга славяном, росиаком и болгарому» ( Василиев. 1970. С. 112. Обр. 5). В 1841 г. Димитр Молеров с сыном Симеоном написали в ц. свт. Николая Чудотворца собора Рильского монастыря образы К. (названного только по имени) и Мефодия (архиепископа Моравского) в группе со святыми Стефаном Неманей и Саввой, архиеп. Сербским. Раздельно изобразил К. и Мефодия И. Доспевский на фресках ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Колуша (ныне в черте Кюстендила) в 1882 г. Равноапостольные Кирилл и Мефодий со сценами Жития. Икона. 1864 г. Иконописец А. Керклийский Равноапостольные Кирилл и Мефодий со сценами Жития. Икона. 1864 г. Иконописец А. Керклийский Др. тип композиций, на к-рых братья представлены вместе (в 3/4-ном повороте друг к другу или анфас), показывает К. и Мефодия как просветителей славян, создателей азбуки; известен в неск.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Таким неопределенным положением дел в Киевской митрополии задумал воспользоваться епископ Мстиславский и Оршанский Мефодий, назначенный Московским правительством блюстителем Киевской митрополии. В 1666 году он был вызван в Москву, между прочим для участия в суде над патриархом Никоном . Несомненно, он надеялся возвратиться оттуда в звании Киевского митрополита. Но в Москве Мефодия приняли холодно, так как уже там знали о его разрыве с гетманом левой стороны Брюховецким, и митрополитом Киевским все-таки не сделали. Тогда разгневанный Мефодий, возвратившись в 1667 году в Малороссию, принял другую тактику. Он сблизился с гетманом Брюховецким, выдал за его племянника свою дочь и стал поднимать Брюховецкого против Москвы. А чтобы выиграть время и предупредить всякие доносы в Москву, Мефодий обвинил пред Московским правительством всех архимандритов и настоятелей Киевских монастырей в государственной измене. В это время Феодосий в сане игумена был настоятелем Выдубицкого монастыря в Киеве, – посему обвинение прямо было направлено и против св. Феодосия с тем, чтобы подорвать его авторитет и пред Московским правительством выставить его, как изменника России и православию. Мефодий обвинил Святителя именно в том, что он находится в переписке с изменником России, гетманом Дорошенко, и признает Иосифа Тукальского за истинного митрополита Киевского. Дело приняло серьезный оборот; возбуждено было следствие. Все архимандриты и игумены Киевских монастырей должны были дать свои ответы по сему делу, а сам Мефодий был подвергнут допросу, в котором все замыслы и козни его были обнаружены. Хотя следствие, произведенное Москвою, и выяснило, что все обвинения Мефодия – наглая ложь. и что если кто изменил России, то разве сам Мефодий, однако святителю Феодосию, известному стороннику идеи и проводнику присоединения Малороссии к России, пришлось давать ответ на обвинение в измене русскому государю и православию. Св. Феодосий 20 Сентября 1668 года дал следующее объяснение: когда епископ Мефодий, приехавши в Киев Сентября в 4-ый день, в допросе сказал, а в письме своем написал, будто я с Дорошенком и с митрополитом Тукальским списывался и благословения у него, митрополита, просил, вестимо то боярину и воеводе Киевскому Шереметьеву, как писал до меня Дорошенко и митрополит Тукальский по ризницу и по животину, которые в то время при мне были; и я, ту ризницу и животину отдаючи, отписал Дорошенку и митрополиту одиножды; к Тукальскому писал, яко к архиерею, а не к митрополиту, не именовал его пастырем своим и благословения от него не просил есмь ни на какие дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Активная миссионерская деятельность славянских просветителей вызвала противодействие со стороны немецкого клира, поддерживаемого частью местных феодалов. Святые братья были обвинены в ереси. В 867 году Константин и Мефодий отправились в Рим. Здесь они были торжественно встречены папой Адрианом II (867—872). Братья привезли с собой мощи святого Климента Римского, которые были положены в Риме в храме, построенном в честь этого святителя. 14 февраля 869 года в Риме умер Константин, который был похоронен в базилике святого Климента. Перед смертью он принял монашеский постриг с именем Кирилл. Святой Мефодий и славянские ученики святого Кирилла были рукоположены в священные степени папой Адрианом и отправлены в Паннонию по просьбе местного князя Коцела Блатенского. Вскоре по просьбе того же князя святой Мефодий был поставлен во епископа Паннонского. Паннония была изъята из власти баварских епископов латинского обряда и непосредственно подчинена Риму. Это вызвало недовольство немецкого клира и феодалов, которые, взяв Мефодия под стражу, отправили его в тюрьму в Швабию. Святитель вышел на свободу только через два с половиной года. После этого святой Мефодий вновь был отправлен в Моравии папой Иоанном VIII. Здесь у власти находился князь Святополк, племянник святого Ростислава, который сверг своего дядю с престола. Святой Ростислав был ослеплён и посажен немецкими князьями в тюрьму, где и умер. Однако вскоре Святополк порвал с немцами и стал поддерживать славянское богослужение. При его покровительстве святой Мефодий продолжил миссионерские труды своего брата. Святой много путешествовал по Велокоморавской державе, крестил народ и ставил священников из славян. Так, например, около 874 года им были крещены князь чехов Борживой, его жена Людмила и двое их сыновей. Мефодий провёл в Чехии около года, освятив здесь первые христианские храмы и поставив для чехов несколько священников. 6 апреля 885 года святой Мефодий скончался. Его славянские ученики были изгнаны из Великой Моравии. Святые Климент, Наум и Ангелар пошли на юг к Македонии, Болгарии и Сербии; святой Савва в пределы современного Закарпатья, а святой Горазд в Киевскую Русь.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Чехи...

Находясь в Риме, св. Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 г., равноапостольный Кирилл преставился в возрасте сорока двух лет. Отходя к Богу, св. Кирилл заповедал брату своему св. Мефодию продолжать их общее дело — просвещение славянских народов светом истинной веры. Св. Мефодий просил Папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения в родной земле, но Папа приказал положить мощи св. Кирилла в церкви Святого Климента, где от них стали совершаться чудеса. После кончины св. Кирилла Папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал св. Мефодия в Паннонию, рукоположив его в архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол св. апостола Андроника. В Паннонии св. Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию Папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, св. Мефодий продолжил евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу, а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы возвели гонение на святителя за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим и доказал перед Папой, что сохраняет в чистоте православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии — Велеград. Там в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик). Предчувствуя приближение кончины, св. Мефодий указал на одного из своих учеников — Горазда как на своего достойного преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 г. в возрасте около шестидесяти лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках: славянском, греческом и латинском; погребен святитель был в соборной церкви Велеграда.

http://sedmitza.ru/lib/text/436751/

Кирилл умер в Риме в 869 г. 14 февраля, сорока двух лет. Мефодий же возвратился в Моравию. Но так как в это время в Моравии шло междоусобие между Ростиславом и его племянником Святополком, которого поддерживали немцы, то Мефодий счел за лучшее утвердить свое местопребывание в соседнем славянском княжестве, Паннонии, у князя Коцела. Коцел так же как и Ростислав желал, чтобы в его стране насаждали веру славянские проповедники, и потому не только принял радушно Мефодия, но и просил папу посвятить его в сан архиепископа Паннонского. Папа исполнил желание Коцела и, когда Мефодий возвратился для этого в Рим, поставил его архиепископом Панноским и Моравским. В сане архиепископа Мефодий с прежней ревностью продолжал свои апостольские труды: проповедовал, назначал и посвящал священников из туземных славян как для Паннонии, так и для Моравии, устраивал школы и завершал перевод Священного Писания на славянский язык. Латинско – немецкое духовенство, считавшее Моравию и Паннонию своим достоянием, не могло равнодушно смотреть на основание Мефодием национальной славянской церкви с обрядами Церкви восточной. Собрались немецкие епископы на собор в Паннонии, позвали св.Мефодия и, после разных оскорблений, заключили его в оковы и отправили в заточение в один монастырь в Швабии; перед папой же Иоанном VIII они обвинили его как еретика за то, что он в богослужении употребляет не латинский или греческий языки, а грубый славянский, и вводит обряды восточной церкви. В заточении Мефодий пробыл почти три года, испытывая тяжкие страдания. Только победы в 870 г. преемника Ростислава, Святополка над немцами, заставили немецких епископов освободить его в 874 г. После этого Мефодий утвердил свое местопребывание опять в Моравии и продолжал трудиться над устройством национальной славянской церкви. Немецко-латинские епископы все – таки не давали ему покоя. По их проискам, папа, наконец, в особом послании к моравам отменил славянскую литургию, оставив только проповедь на славянском языке; но Мефодий лично отправился в Рим и так горячо защищал славянское богослужение, что папа оставил свои требования; только Евангелие должно было читаться на латинском или греческом языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Активная миссионерская деятельность славянских просветителей вызвала противодействие со стороны немецкого клир у, поддерживаемого частью местных феодалов. Святые братья были обвинены в ереси. В 867 году Константин и Мефодий отправились в Рим. Здесь они были торжественно встречены папой Адрианом II (867—872). Братья привезли с собой мощи святого Климента Римского, которые были положены в Риме в храме, построенном в честь этого святителя. 14 февраля 869 года в Рим и умер Константин, который был похоронен в базилике святого Климента. Перед смертью он принял монашеский постриг с именем Кирилл. Святой Мефодий и славянские ученики святого Кирилла были рукоположены в священные степени папой Адрианом и отправлены в Блатенское княжество (частично занимавшую территорию современной Словакии) по просьбе местного князя Коцела Блатенского. Вскоре по просьбе того же князя святой Мефодий был поставлен в епископы Паннонских. Паннония была изъята из власти баварских епископов латинского обряда и непосредственно подчинена Риму. Это вызвало недовольство немецкого клира и феодалов, которые, взяв Мефодия под стражу, отправили его в тюрьму в Швабии. Святитель вышел на свободу лишь через два с половиной года. После этого святой Мефодий вновь был отправлен в Моравии Папой Иоанном VIII. Здесь у власти находился князь Святополк, племянник святого Ростислава, который сверг своего дядю с престола. Святой Ростислав был ослеплен и посажен немецкими князьями в тюрьму, где и умер. Однако вскоре Святополк порвал с немцами и стал поддерживать славянское богослужение. При его покровительстве святой Мефодий продолжил миссионерские труды своего брата. Святой много путешествовал по Великоморавском государстве, крестил народ и ставил священников из славян. Так, например, около 874 года им были крещены князь чехов Борживой, его жена Людмила Чешская и двое их сыновей. Мефодий провел в Чехии около года, освятив здесь первые христианские храмы и поставив для чехов несколько священников. 6 апреля 885 года святой Мефодий скончался. Его славянские ученики были изгнаны из Великой Моравии. Святые Климент, Наум и Ангеларий пошли на юг к Македонии, Болгарии и Сербии; святой Савва в пределы современного Закарпатья, а святой Горазд в Киевскую Русь.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Слов...

Одиннадцатый день. Поучение 1-е. Свв. равноапостольные Кирилл и Мефодий. (Уроки из их жизни: а) мы должны иметь братскую любовь и единодушие и б) больше всего дорожить своею верою). I. Свв. Кирилл (в мире Константин) и Мефодий, память коих совершается ныне, были дети Льва, солунского велиможи, славянина, получившего высокое образование у греков. Мать их звали Мариею. Старший из братьев, Мефодий, сперва правил одною славянскою областию близ Солуни, а потом удалился в малую Азию, на гору Олимп, для подвигов благочестия. Кирилл учился сначала дома, потом в Царьграде, вместе с юным императором Михаилом, у знаменитого ученого мужа Фотия, бывшего впоследствии патриархом. За обширные познания его прозвали философом. Окончив учение, Кирилл сперва был книгохранителем при Софийском храме, потом преподавал философию. Но мир его не привязывал к себе и скоро Кирилл, оставив все свои мирские занятия, поселился с братом на горе Олимпе. Борис, или Богорис, царь болгарский, пожелал принять Христову веру, к чему убеждала его сестра, жившая несколько времени в Царьграде. К Борису послан был Мефодий. Показав Борису картину страшного суда и изобразив ему блаженство праведников и муки грешников, Мефодий убедил его сделаться христианином. Потом и другие славянские князья захотели услышать Евангелие не на латинском языке, на котором проповедывали им латинские и немецкие епископы, а на славянском. Это были князья моравские – Святополк и Ростислав, и Коцел, князь паннонский. К ним посланы были Кирилл и Мефодий, как знавшие славянский язык. Желая, чтобы дело было прочно, Кирилл не хотел довольствоваться одною устною проповедью, а задумал изобресть славянскую азбуку. После усердного поста и молитвы он составил азбуку – т. е. предпринял и окончил дело величайшей важности для всего славянского мира – и стал переводить Евангелие с греческого языка на славянский. Четыре с половиною года трудились братья в Моравии и Паннонии и призывали народ к познанию Бога истиннаго. Кирилл перевел на славянский язык Евангелие, псалтирь, многия чтения из ветхого завета, литургию и богослужебный чин.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Св. Кирилл и Мефодий родились в Македонии, в г. Солуни, где много было славян, и потому с малолетства усвоили себе славянский язык 28 . Мефодий по окончании образования поступил на службу и был правителем одной славяно-греческой области. Кирилл же до принятия монашества называвшийся Константином был взят в Константинополь ко двору, чтобы учиться там вместе с малолетним императором Михаилом III. Но так как в душе его горела пламенная любовь к Богу и Его св. закону, то он, кончив образование, отверг богатый брак, тайно оставил дворец и постригся в монашество. Скоро и Мефодий принял монашество, и поселились они в одном монастыре на горе Олимп, где и жили, пока Господь не вызвал их на дело проповеди у Славян. Первые из славянских народов, обратившиеся к христианской вере, были болгаре. Обращение болгар произошло следующим образом. В Константинополь была взята в виде заложницы сестра болгарского князя Бориса. Там она была крещена. Когда же возвратилась в Болгарию, то вместе с нею прибыл св. Мефодий, и они расположили Бориса к принятию христианства. Зная искусство живописи, св. Мефодий написал картину Страшного Суда на одной из стен княжеского дворца, которая произвела сильное впечатление на князя. Борис крестился, и св. вера введена была им во всей Болгарии. Из Болгарии христианская вера перешла и в соседнюю с Болгарией страну Сербию. После Болгарии и Сербии христианская вера явилась в Моравии. Это обстоятельство особенно замечательно для всех славян потому, что с крещением моравов явилась славянская азбука. Моравский князь Ростислав отправил послов в Константинополь с такою просьбою: „Наш народ исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей“. Император и патриарх обрадовались и предложили идти туда св. Кириллу и Мефодию. „Есть ли у них буквы?“ – спросил Кирилл у императора, потому что проповедовать только устно – это все то же, что писать на песке“. И тогда император пожелал, а патриарх благословил, чтобы Кирилл составил славянскую азбуку и переложил на славянский язык священные и богослужебные книги; св. же Кирилл стал готовиться к сему великому делу постом и молитвой. Азбука скоро была готова, она составлена была большею частью из греческих букв и из вновь придуманных св. Кириллом, и первое, что он перевел на славянский язык, – это избранные места из Евангелия и Апостола, которые обыкновенно читаются в церкви. Затем уже св. Кирилл и Мефодий отправились в 868 г. в Моравию. Моравам очень понравилось совершение богослужения и чтение Евангелия на их родном языке, и это много помогло успеху проповеди Христовой среди Моравов. Между тем св. Кирилл и Мефодий, уча народ, продолжали перевод богослужебных книг и перевели Псалтирь, Часослов и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010