Конференция " Империя и Церковь " прошла в СПбДА мая 2021 II Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) " Империя и Церковь " прошла 13-14 мая в СПбДА . Она посвящена особенностям церковно-государственных и религиозно-общественных отношений в Российской империи. В этом году мероприятие приурочено к 300-летию основания Святейшего Правительствующего Синода - высшего органа Православной Церкви в Российской империи, который рассматривал и решал общецерковные вероучительные и канонические вопросы, занимался подготовкой общеимперских законопроектов по вопросам Церкви, принимал и издавал внутрицерковные распоряжения, касающиеся жизни духовенства, монастырей и монашества, духовных школ. Изучение деятельности Синода и синодальных учреждений на должном научном уровне призвано помочь раскрыть особенности церковно-государственных и религиозно-общественных отношений в XVIII - начале XX веков. Организатор - Историческое общество СПбДА при поддержке фонда " История Отечества " . Пленарное заседание открыл проректор по научно-богословской работе академии протоиерей Константин Костромин , который пожелал участникам плодотворной работы. С докладом " Свободная Церковь в свободном государстве " как парадоксальный результат имперского периода российской истории " выступил завкафедрой церковной истории СПбДА протоиерей Георгий Митрофанов . Автор поставил ряд дискуссионных вопросов: почему долгожданный и эпохальный Поместный Собор состоялся именно в момент завершения имперского периода российской истории; насколько подготовка, открытие и начало работы этого собора были обусловлены особенностями синодальной эпохи в истории нашей Церкви; почему не православной монархии, а именно первому либеральному правительству России было суждено осуществить передачу полномочий интегрированной в структуру государственной власти синодальной системы управления свободно избранному Церковью Поместному Собору. Отец Георгий призвал слушателей задуматься над этими вопросами и привел свои размышления.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Казанская икона Богородицы - знаменательное явление в духовной жизни России и всего мира По итогам работы Международной научно-практической конференции «Чудо-творный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации» 26.07.2016 395 Время на чтение 4 минуты Как мы сообщали, в Казани 19-21 июля проходила работа Международной научно-практической конференции «Чудо-творный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации» . Сегодня мы публикуем итоговый доклад модераторов 1-ой секции «ДУХОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЯВЛЕНИЯ И ПРОСЛАВЛЕНИЯ ЧУДОТВОРНОГО КАЗАНСКОГО ОБРАЗА БОЖИЕЙ МАТЕРИ» (19 июля 2016 г., Архирейское подворье, ул. Челюскина, д.30). Ее модераторами были: игумен Евфимий (Д.А. Моисеев), первый проректор Казанской духовной семинарии; Курашов Владимир Игнатьевич (заведующий кафедрой философии и истории науки Казанского национального исследовательского технологического университета). ИТОГОВЫЙ ДОКЛАД МОДЕРАТОРОВ Доклад представил 20 июля В.И.Курашов в Казанской Ратуше, ул.К.Маркса, 33 В работе секции приняли участие представители всех 3-х столиц России: Казани, Москвы , Санкт-Петербурга и других городов России и зарубежья. В реальном времени работы секции было заслушано 12 докладов. В целом содержание докладов складывалось из рассмотрения темы с двух точек зрения: 1) взгляда на явление Чудотворной иконы Божией Матери в Казани в различных контекстах духовной жизни церкви и общества; 2) взгляда на удуховную жизнь России и исторические события нашего государства вплоть до настоящего времени с точки зрения явления иконы в 1579 году. Докладчиками назывались многие события в жизни Русской Православной Церкви, связанные с явленной иконной и ее списками, отмечалась популярность иконы в России и других странах, анализировались проблемы взаимоотношений государства и церкви в этическом и правовом отношениях, обосновывалось значение иконы для российского самосознания, рассматривались духовные и исторические взаимосвязи иконы с другими чудотворными иконами, чтимыми в Русской Православной Церкви, анализировались также проблемы канонических оснований иконопочитания, рассматривались актуальные проблемы русской словесности в жизни церкви и в обществе в целом.

http://ruskline.ru/analitika/2016/07/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы должны стать достойными имени Святого Князя» Доклад на научно-практической конференции «Александр Невский – 800-летний рубеж единства России» в Московском доме национальностей 02.04.2019 655 Время на чтение 8 минут Доклад председателя Попечительского Совета РОО ветеранов и инвалидов силовых структур «Омофор - Суворовский призыв», руководителя инициативной группы по восстановлению Храма свт. Василия Великого, построенного Александром Суворовым в селе Кистыш, кандидата военных наук генерал-майора Александра Владимировича Черкасова на научно-практической конференции «Александр Невский – 800-летний рубеж единства России», прошедшей 2 апреля в Московском доме национальностей. Трудно переоценить всю глубину исторической заслуги святого благоверного великого князя Александра Невского. Она сегодня явно недооценивается. Да, Александр Невский победил в конкурсе «Имя России», где его блистательно представил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в свою бытность Митрополитом Смоленским и Калининградским, но этого явно недостаточно. Мы должны стать достойными имени Святого Князя. А чтобы быть достойными его имени, нам следует не только глубоко изучать духовное наследие святого князя Александра, но и учиться у него личному смирению, духовной стойкости, государственной мудрости и прозорливости, дипломатическому искусству и полководческому мастерству. Духовное наследие Святого Князя - это вся его жизнь, без остатка отданная России, один большой урок беззаветного служения Отечеству. Политика Александра Невского на Западе – защита Православия с оружием в руках, на Востоке – предотвращение любой ценой степных нашествий. Он ясно осознавал свою сверхзадачу, сохранить Русь от духовного порабощения Западом и от физического истребления монгольскими ордами. Сдерживать гнев народа, подчиняться и кланяться ханам, беспощадно бить немцев, шведов, литовцев, усмирять гордыню удельных князей, воссоздавать разорённую русскую землю и строить единодержавную Русь – всё это с лихвой выпало на долю молодого князя.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/02/my...

Переславский Свято-Феодоровский форум 29 июня 2019 г. 10:05 Переславский Свято-Феодоровский историко- культурный форум: наука и церковная жизнь В Переславле-Залесском состоялась научно-практическая конференция на тему «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов». В мероприятии, проходившем в рамках работы Переславского Свято-Феодоровского форума, приняли участие духовенство, реставраторы, художники и культурологи.       Центральное событие Форума - научно-практическая конференция «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов» в первый же день принесла неожиданные практические результаты.  Так, доклад к.и.н., докторанта Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв.Кирилла и Мефодия Аллы Виденеевой : «Колокольные наборы переславских монастырей на рубеже XVII-XVIII столетий» стал значимым для сестер и настоятельницы Свято-Феодоровского женского монастыря, игумении Даниилы (Севериненко). Как рассказала она корреспонденту «Журнала Московской Патриархии», благодаря докладу в обители впервые узнали, что набор колоколов Феодоровской обители в начале XVIII века был самым многочисленным монастырским ансамблем в Переславле-Залесском, и состоял из 10 колоколов, самый большой из них весил 105 пудов. Восстановление колокольни Свято-Феодоровской обители, главной городской доминанты, разрушенной в 1930-м году – едва ли не основная забота монастыря сейчас. Проект в настоящее время дорабатывается, вносятся правки специалистов. Новые сведения сразу взяли в работу. «Теперь уже точно установлено место нахождения колокольни, но требуются археологические раскопки, - сказала игумения Даниила. - Ранее шурф был заложен не в том месте - по плану 1925-го года, который был составлен очень приблизительно. Повторные исследования хотелось бы провести этим летом».       Доклад монахини Сергии (Каламкаровой) (Успенский женский монастырь г. Александров) об исторических связях Успенской и Феодоровской обителей пополнил монастырский синодик именами сестер и настоятельниц предшествующих поколений.

http://e-vestnik.ru/news/svyato_fedorovs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовно-нравственный прорыв к сильной России Открывается VI Международная конференция «Следуя отечественным традициям предпринимательства и благотворительности» 10.09.2010 401 Время на чтение 4 минуты «Весной этого года мы провели V Международную конференцию сообщества " ДелоРус " и Александро-Невского Братства " Александр Невский - знамя наших побед " . Конференция традиционно проходила на теплоходе. Число желающих принять участие в работе форума было так велико, что многие из них просто не смогли поучаствовать в конференции. Дело в том, что количество мест на теплоходе ограничено. Поэтому было принято решение провести в этом году еще одну конференцию. Поскольку время проведения форума совпало с празднованием 1000-летия города Ярославля, мы решили изменить традиционный маршрут конференции и двигаться от Петербурга до Ярославля, где конференция завершит свою работу в Толгском монастыре», - сообщил в интервью «Русской народной линии» председатель Совета предпринимателей Делового сообщества «ДелоРус», член Правления Александро-Невского Братства Борис Сергуненков , говоря о VI Международной конференции «Следуя отечественным традициям предпринимательства и благотворительности» , которая пройдет 13-16 сентября 2010 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. «Наша конференция носит научно-практический характер, поэтому ее основной целью является обмен информацией, мыслями и идеями по поводу путей выхода из духовно-нравственного и финансово-экономического кризиса. На наш взгляд, ситуация в стране не улучшается, и тому есть объективные причины. Если не предпринимать усилий и не пытаться самим как-то повлиять на сложившуюся ситуацию, то ничего не изменится в лучшую сторону, напротив, могут быть пагубные последствия. В связи с этим на конференции будут предлагаться пути решения как конкретных вопросов, так и выполнения стратегических задач, с тем чтобы затем эти решения предложить вниманию общественности, представителям властных структур. Не исключено, что некоторые наши решения будут воплощены. Конференция сообщества " ДелоРус " и Александро-Невского Братства нацелена на достижения духовно-нравственного подъема нашего народа. Наша конференция, как метко заметил в своем докладе протоиерей Александр Миняйло, должна положить начало духовно-нравственному прорыву к сильной России», - отметил Борис Сергуненков.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/10/duh...

Закрыть itemscope itemtype="" > Опубликована программа конференции «500-летие кончины преподобного Иосифа Волоцкого. Наследие и заветы преподобного» 17.09.2015 805 Время на чтение 3 минуты 19 сентября 2015 года Санкт-Петербургская общественная организация «Собор православной интеллигенции», «Императорский Александровский лицей», информационно-аналитическая служба «Русская народная линия», «Русское собрание» проводят Межрегиональную научно-практическую конференцию на тему: « 500-летие кончины преподобного Иосифа Волоцкого. Наследие и заветы преподобного ». Программа конференции Колледж «Императорский Александровский лицей». Адрес: Каменноостровский проспект, 21, ауд. 213. Начало регистрации в 10:30. Молебен преп. Иосифу Волоцкому. 10:30. Часть первая (11:00 – 14:00). Приветственное слово участникам конференции. Председатель совета СПИ свящ. Алексий Мороз, директор колледжа «Императорский Александровский лицей» В.И.Кочетков, руководитель РНЛ А.Д.Степанов. 1. «Русское время преподобного Иосифа». Коняев Н.М. (писатель, секретарь СПР). 2. «Ересь жидовствующих в современном мире». Свящ. Алексий Мороз (гранд доктор психологии, профессор богословия, к.п.н.). 3. «Обезличивание как проявление ереси жидовствующих и способ построения глобальной антицеркви». Филимонов В.П. (писатель-агиограф, публицист). 4. «Влияние ереси жидовствующих на искажение православного богословия в богослужебной практике и текстах РПЦ на примере чина Крещения и Миропомазания». Иеромонах Рафаил (Мишин) (магистр богословия). 5. «Православие как основа образования». Кочетков В.И. (директор Александровского лицея, к.п.н.). 6. «Начало дальнейшего». Митрополит Константин (Горянов) (профессор богословия, митрополит Петрозаводский и Карельский). 7. «Митрополит Иоанн и российская идеология: " белые " , " красные " и " голубые " ». Семёнов В.Е. (д.пс.н., профессор, заслуженный деятель науки России). 8. «Об исторических корнях ереси жидовствующих». Козлов А.Ю. (член правления СПб отделения Союза писателей России).

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/17/op...

Закрыть itemscope itemtype="" > Требуем раскрыть все документы идущего следствия и провести суд над цареубийцами, отложив вопрос о «екатеринбургских останках» 22.06.2017 2168 Время на чтение 8 минут От редакции : Как сообщалось, 18 июня в Москве в Коломенском состоялась конференция к 100-летию мученического подвига Царской семьи «Екатеринбургские останки» - где правда, а где вымысел?» . Мы уже опубликовали выступления на конференции вдовы племянника Царя-Мученика Николая О.Н.Куликовской-Романовой , историка и публициста Б.Г.Галенина , старшего следователя-криминалиста Главного управления криминалистики Следственного комитета РФ В.Н.Соловьева . Сегодня предлагаем вниманию читателей текст организатора конференции президента Русского культурно-просветительского центра им. Святителя Василия Великого Василия Вадимовича Бойко-Великого , который излагает основные положения резолюции конференции, поддержанной большинством собравшихся. В воскресенье 18 июня 2017 года в день Всех Святых, в земле Российской просиявших, и в день памяти благоверного Великого Князя Страстотерпца Игоря Киевского и Черниговского успешно прошло научное собрание, посвященное исследованию вопросов злодейского убийства богоборцами Царственных мучеников и их верных слуг. Одним из важнейших вопросов, обсуждавшихся на конференции, была тема так называемых «екатеринбургских останков», которые с 1990-х годов пытаются выдать за Царские. В научном собрании приняли участие: и ряд других. Главный вывод, к которому практически единодушно пришли участники научного собрания, что нужно немедленно снять тайну с ведущегося расследования, опубликовать все новые материалы и прежде всего документы и архивные материалы, ставшие известными следствию. Начать открытую широкую научно-историческую дискуссию обо всех обстоятельствах злодейского убийства Царской Семьи и их Верных слуг, в том числе и о «екатеринбургских останках». Не допустить подмены общенародного поиска истины диктатом генетической и антропологической экспертиз, противоречащим историческим фактам. Отложить на многие годы решение вопроса о признании или не признании «екатеринбургских останков» Царскими, до снятия всех известных общественности противоречий. Не допустить кощунственного поклонения лжемощам и не допустить раскола в Русской Православной Церкви из-за этого вопроса. Провести публичный суд над цареубийцами, издав для этого специальный закон о расследовании и судебном производстве исключительного по своему значению преступления.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Международная научная конференция «Монашество в истории " Международная научная конференция «Монашество в истории: Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях»   Наконец-то люди изучающие монашество собрались вместе. Это замечательно. Прочитав материалы конференции вспоминаешь слова монаха Симеона Афонского: «Чем больше людей изучают исихазм, тем меньше становится подлинных исихастов». Обратите внимание, хороший сайт http://monhist.ru/library/lectures, но будут ли его обновлять - посмотрим. Обычно на такие сайты выкладывают несколько текстов, все что было, и потом про них забывают. - Афон Международная научная конференция «Монашество в истории: Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях» Наконец-то люди изучающие монашество собрались вместе. Это замечательно. Прочитав материалы конференции вспоминаешь слова монаха Симеона Афонского: «Чем больше людей изучают исихазм, тем меньше становится подлинных исихастов» - Афон 6 февраля 2017 года в Иоанно-Предтеченском монастыре в Москве прошла научно-практическая конференция «Монашество в истории. Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях». Перед началом конференции в соборе Усекновения главы святого Иоанна Предтечи был отслужен молебен. Молебное пение возглавлял клирик обители, иерей Николай Мальцев. По окончании молебна о. Николай сказал краткое приветственное слово участникам конференции. Первое заседание, продолжавшееся с 9.30 до 13.00, был по преимуществу посвящено истории византийского и поствизантийского греческого монашества. Председательствовал на этом заседании известный историк-византинист, доктор исторических наук, профессор Михаил Вадимович Бибиков. Вести заседание ему помогал А.Ю. Виноградов. Открыл конференцию доклад М.В. Бибикова «Ранняя история Афона в памятниках святогорской монашеской историографии». Доклад был посвящен историографическому сочинению «Афониада», составленному в cepeдuhe XIX beka святогорским книжником Иаковом Неаскитиотом. М.В. Бибиков подробно рассмотрел историю создания этого произведения и проанализировал содержащиеся в нем сведения о прп. Антонии Печерском и начале монашеской жизни на Руси, а также об истории русских обителей на Афоне. По окончании доклада в рамках дискуссии обсуждался непростой вопрос о подчеркнуто враждебной позиции Иакова Неаскитиота по отношению к движению так называемых «колливадов» и в частности к одному из его протагонистов — прп. Никодиму Святогорцу; в связи с этим была рассмотрена и проблема идеологических предпочтений насельников Русского монастыря Св. Пантелеимона в период написания «Афониады».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2755

С.К. Севастьянова Литература ААЭ 4 – Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею Импера- торской Академии наук. Дополнены и изданы Высочайше учрежденною комиссиею. СПб., 1836. Т. 4. Авдеев 2003 – Авдеев А. Г. Стихотворная «Летопись» Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря II Культура памяти: Сб. научных статей. М., 2003. С. 189 – 248. Авдеев 2005 – Авдеев А. Г. Кто и когда назвал Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом? II Человек и мир че- ловека. Сб. материалов всероссийской научной конференции. Рубцовск, 2005. Вып. 2. Ч. 1. С. 294 – 301. Авдеев 2005а – Авдеев А. Г. К биографии Иоанна Корнильевича Шушерина//Духовные истоки русской культуры: Материалы всероссийской научно-практической конференции 19 – 20 мая 2005 г. Рубцовск, 2005. Ч. 1. С. 307 – 310. Авдеев 2005б – Авдеев А. Г. Строительная надпись конца XVII века из Тулы//Никоновские чтения 2005. С. 199 – 203. Авдеев 2005в – Авдеев А. Г. Краткое житие патриарха Никона II Человек и мир человека. Сб. материалов всероссий- ской научной конференции. Рубцовск, 2005. Вып. 2. Ч. 1. С. 286 – 294. Авдеев 2006 – Авдеев А. Г. Первая эпитафия патриарху Никону архимандрита Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Германа//Человек и мир человека. Сб. статей всероссийской научной конференции. Рубцовск, 2006. Вып. 3. Ч. I. С.194 – 206. Аверинцев 1977 – Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. Аверинцев 1984 – Аверинцев С.С. Литература//Культура Византии. IV – первая половина VII в./Отв. ред. 3. В. Удальцова. М., 1984. С. 272 – 330. Агеева 2004 – Агеева Е. А. Требник 1658 г.: история издания II Патриарх Никон 2004. С. 174 – 188. Адрианова-Перетц 1917 – Адрианова-Перетц В. П. Житие Алексея человека божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917. Адрианова-Перетц 1937 – Адрианова-Перетц В. П. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII в. М.; Л., 1937. Адрианова-Перетц 1947 – Адрианова-Перетц В. П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.; Л., 1947.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово на конференции, посвященной 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова) октября 2019 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова) (14 октября 2019 г.) __________________________ Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Позвольте сердечно приветствовать вас на конференции по случаю памятной даты - 90-летия со дня рождения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. В прошлом году мы молитвенно вспоминали 40-летие его кончины, его беззаветное служение в северной столице и на посту председателя ОВЦС. Сравнивая круглые даты, которые отмечаются с разницей в год, мы видим, как рано оставил свою паству приснопамятный владыка, сколько он мог бы еще сделать на благо Матери-Церкви в трудное советское время. Господь призывает человека в мир иной по разным неведомым нам причинам, и одна из них - когда плод его жизни созреет. В свои 48 лет митрополит Никодим сделал для Церкви очень многое - сохранил Ленинградские духовные школы, отстоял на возможном для того времени уровне церковную жизнь, воспитал целое поколение достойных архипастырей и пастырей, преподавателей-богословов, вывел на международный уровень деятельность Церкви. Эти деяния можно охарактеризовать одной фразой - он отдал жизнь служению Богу. Какой была эта жизнь, наверное, лучше расскажут его современники, для которых он был духовным отцом и наставником. Они присутствуют здесь и несут служение во многих уголках Русской Церкви, имея перед глазами его вдохновляющий пример. А кто лично не знал владыку, могут судить о масштабе его личности, изучая историю. Митрополит Никодим так и говорил: " Судить меня будут Бог и история " . Похожие слова сказал Святейший Патриарх Тихон в условиях открытых гонений советской власти: " Пусть имя мое канет в истории, лишь бы Церкви была польза " . В одном из воспоминаний Святейший Патриарх Кирилл назвал владыку Никодима историософом - человеком, который видит историю как процесс, в котором есть высший смысл и действует промысл Божий.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010