Вымещать религию на периферию общественной жизни, на попытку создания, один из авторов английский политолог Гройс, по-моему, сейчас вылетела из головы его фамилия, который написал книжку «Поминки по Просвещению», очень качественный текст. Вот он там говорит о том, что проект «Просвещение» рассматривает человека как величину с нулевым значением. То, что мы называем Иваном непомнящим родства, что вот есть человек как таковой, и не важны его религия, ценностные установки, это все чешуя, вот надо… Человек — человек, дальше системы, политические режимы, нужно выстроить правильно и все будет хорошо. Не будет. Потому что христианство 2000 лет говорит, почему не будет. Потому что было грехопадение, есть падший мир. То, о чем Патриарх всегда говорит, он говорит, что главная Карла Маркса в том, что он говорил о базисе и надстройке, базисом считая экономические отношения, а надстройкой полагая ценностные ориентиры. Как раз все наоборот. А. Пичугин — Если это так называемое просвещение или, если взять просто голую науку, и поместить её в вакуум, выходит же огромное количество популярной литературы, которая именно пропагандирует кристально чистый научный взгляд, без любой примеси религиозного, мифологического, как это там называется, насколько я помню, сознания. С одной стороны, это интересно изучать в теории, на практике это не работает. В. Легойда — Вы говорите о важнейшей вещи, которую любой историк науки знает, обусловленность и включенность и обусловленность науки культурно-истори ческим контекстом. Это в любой серьезной книжке по философии, по истории написано. Автономность науки не абсолютно. Даже таких наук, которые относятся к точным и естестественным, они не абсолютны в силу того, что существует заказ социальный. Атомную бомбу изобрели тогда, когда изобрели, потому что была именно потребность в появлении этого оружия. А. Пичугин — За это и критикуют очень многих авторов научно-популярно й литературы, за то, что они находятся в собственном научном вакууме. Они берут за единицу исследования… В.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

—582— БИБЛИОГРАФИЯ D. G. Hogarth „Authority and Archaeology sacred and profane“. Опыты об отношении монументов к библейской и классической литературе. Driver’a, Е. Gardner’a Griffitha, Haverfield’a, Headlam’a и Hogarth’a с вводной главой издателя о сущности археологии. Второе издание. London 1899. XV+440 р. Названная нами книга принадлежит к весьма популярной в современной науке литературе. В наш практический век точных, положительных знаний давно уже утратили своё прежне обаяние на умы все, так называемые, философские, т.-е. чисто отвлечённые и умозрительные науки, место которых заняли другие науки, с конкретным содержанием и экспериментальным методом. Требования возможно большей близости к жизни и постоянной опытной проверки теоретических данных предъявляются в настоящее время и к самим философским наукам, как напр. к психологии и даже – метафизике. Нечего и говорить о том, насколько повышаются подобные требования в отношении к другим наукам, в особенности, например, относительно истории. Здесь вместо прежнего спекулятивно-гегельянского взгляда на историю, как на схематический процесс развития абсолютного, всё более и более утверждается новый, требующий от исторической науки точного воспроизведения фактического прошлого и его строго-объективного освещения. Следовательно, чем больше в том или другом историческом исследовании —583— критически проверенного фактического материала, чем богаче и разнообразнее подбор этих фактов и наблюдений, чем объективнее и строже их оценка, тем выше и научнее, тем плодотворней и ценней и это само исследование. Отсюда со всей очевидностью открывается особенная важность той науки, которая специальной своей задачей имеет собирание, именно, этого фактического материала; мы разумеем здесь археологию, взятую в широком смысле этого слова, как науку о всех вещественных памятниках, оставшихся от прошлой истории человечества. Понимаемая в этом смысле, археология является исходным пунктом и основным базисом истории: её роль в исторической науке может быть сравнена с значением прочного фундамента для солидной постройки. В этом-то, именно, и лежит причина того притягательного влияния, какое имеет современная археология; и чем древнее добытые ею данные, тем они интересней и важней; отсюда, наиболее популярными отраслями археологии являются, как известно, доисторическая археология и палеонтология. Но, громадная отдалённость тех эпох, которыми они занимаются, и крайняя скудость добытого ими вещественного материала значительно ослабляют их научное значение, и дают простор различным фантастическим гипотезам, ещё более подрывающим их кредит. Неизмеримо выше этого стоит, так называемая, историческая археология, располагающая богатым фактическим материалом, не оставляющим места для гадательных предположений, в виду чего произведения этой науки имеют несравнимо высшую, не только научно-теоретическую, но и жизненно-практическую ценность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кроме того, роман ярко демонстрирует все сложности и проблемы, которые грозят автору, взявшемуся за евангельскую тему. Пересказы евангельского текста для читателя, хорошо его знающего, становятся утомительными. Дополнительные детали: литературные образы апостолов, жен-мироносиц и других лиц евангельской истории, — не всегда кажутся убедительными. Наконец, когда автор пытается вложить в уста апостолов какие-то интерпретации евангельских событий или текста, то невозможно отделаться от ощущения, что это говорит не современник Христа, а хорошо образованный гуманитарий, знакомый с философией экзистенциализма, персонализма и другими достижениями западноевропейской мысли XX века. Сергей ЛУКЬЯНЕНКО, писатель Неимоверно сложная задача... Не могу сказать, что хорошо знаком с художественной литературой на евангельскую тему. Конечно, как и многие, я в молодости читал Ренана — «Жизнь Иисуса Христа» — но ведь это не роман, а научно-популярная публицистика (оставляю за скобками ее атеистическое, по сути, содержание). Читал я, разумеется, и «Мастера и Маргариту» Булгакова — книгу, которая мало кого оставила равнодушным. Меня она тоже в свое время потрясла — тем, как сказано. Это, без сомнения, великая литература. Сейчас, будучи православным христианином, я уже иначе воспринимаю то, что там сказано. Но великая литература все равно остается великой, сколько бы в ней ни было догматических ошибок. В конце 90-х годов я и сам, как писатель-фантаст, взялся за схожую тему. У меня вышло два романа — «Холодные берега» и «Близится утро», составляющие вместе дилогию «Искатель небес». Там описывается мир, каким он мог бы стать, если бы вместо Христа пришел некто другой — не Богочеловек, а всего лишь человек с сильными магическими способностями. На тот момент я, хотя и относился к религии с некоторым вежливым интересом, верующим человеком назвать себя не мог, и главным в этой дилогии для меня была вовсе не ее религиозная составляющая, а человеческие взаимоотношения. Я знаю, что некоторых христиан моя книга шокировала, в самом ее фантастическом допущении — что Христос не пришел — они увидели оскорбление своих религиозных чувств. Но я не считаю, что зря написал «Искателя небес». Художественную литературу нельзя воспринимать как учебник догматического богословия. Более того, я думаю, что для меня самого эта книга стала ступенькой к обретению веры. Работая над ней, я много читал о христианстве, спорил с верующими друзьями, пропуская все это через себя. И, наверное, что-то во мне тогда изменилось... Следующим шагом стало уже обретение веры и крещение.

http://foma.ru/evangelie-kak-predmet-lit...

Возможно, автор это понимал, но говорить о Православии было невозможно. К тому же автор указывает на русское национальное происхождение «советского человека», а компартия следует интернационализму и «советский народ» именовался некоей «новой общностью», то есть неким новым народом; в перспективе предполагалась некая всемирная общность, в которой стираются все национальные черты, начиная с русского народа. Не пытался ли автор сказать нечто хотя бы намеком, вопреки партийным запретам? Вынужденная двойственность была в характере русского подсоветского человека в те времена. «Литературная газета», 1960 год, 21 мая. Среди разных материалов, объявление: «О конкурсе на создание научно-популярной книги «Основы коммунистической нравственности». Нравственность – это сфера, в первую очередь, религии, но, как мы сказали, коммунистическая идеология претендует на задачи веры. Что же требуется от будущей книги? «В книге необходимо с позиций марксизма-ленинизма в доступной форме изложить теоретические основы коммунистической морали в органической связи с современной общественной практикой и показать, как формируются новые моральные качества строителей коммунизма. Вместе с тем, в книге надо раскрыть коренную противоположность коммунистической и буржуазной морали, необходимость настойчивой борьбы за преодоление старой морали, роль Коммунистической партии в воспитании советского народа в духе коммунизма». Народу навязывают некие «новые моральные качества…». Что это за качества, откуда они берутся? Перед читателем явная пустая болтовня и демагогия, из которой ничего не получится. А вот «коренная противоположность…», это уже к делу. Ведь главное – уничтожить прежнюю традиционную мораль, то есть мораль христианскую, и тут же еще и подчеркнуть благодетельное значение коммунистов. Перенесемся в несколько более позднее время. «Литературная газета», 25 апреля 1963 года. Где-то рядом время празднования Святой Пасхи. Газета в обязательном порядке сообщает, как и вся прочая печать, о том, что скоро состоится очередной «пленум» ЦК партии (кто сейчас слышал об этих «пленумах»?).

http://pravmir.ru/po-stranicam-sovetskix...

Наша богословская наука не дорожит своей репутацией, не имеет самоуважения, не держит высоко своего знамени, не воспитывает в своих адептах чувства профессиональной чести, сознания ответственного и полезного дела; вместе с тем она не пользуется уважением и со стороны интеллигентного общества. Это объясняется первое всего тем, что в широкой богословской области не отмежёваны отделы научно-критический и популярно-фельетонный: в сознании читателей эти отделы безраздельно сливаются, и признаки низшей религиозной письменности усвояются высшему богословию, богословской науке. Вред этого смешения сказывается из подотделов научного богословия собственно на том, которым обнимается религиозное мышление, – не на церковно-исторической науке, а именно на богословии. Нетрудно понять, что более или менее устойчивую данность в богословской области имеют труды или чисто-исторические, излагающие объективную правду, или же такие, содержанием которых служит религиозное мышление, личное богословское творчество. В первых стушёвывается личность автора; напротив, все значение вторых в личном элементе, в последовательном миросозерцании, в определённой авторской физиономии. Первые ничего не теряют, появляясь анонимными, и они, конечно, должны подготовить и уступить место последующим более совершенным исследованиям; во вторых – вложенная душа автора, личные переживания, религиозные надежды и страдания имеют вечную, незаменимую ценность. Наша среда ценит первого сорта работы, понимая лишь объективность исследования в смысле безличности, бесцветности литературного труда; но она совершенно не подготовлена и неспособна ценить работы второго рода. Последние работы нашей средой совершенно не принимаются и остаются в ней чуждым, не перевариваемым телом. И здесь возможны разные ступени отчуждения. Наряду с указанными двумя типами богословской литературы мыслим третий – популярное изложение известных истин, теоретических и практических, в целях дидактических и назидательных. Эта популярная богословская литература относится к учёному богословию, историческому и религиозно-философскому, так же, как лубочные картины, которые трудно не встретить в каждой деревенской избе, к художественным произведениям. Но тут нужно установить то важное различие, что границу между лубочной мазней и художественной работой, в общем, конечно, признаёт всё интеллигентное общество, тогда как нет такого общего признания особенных областей богословия популярно-проповеднического и научного, – эти области обычно смешиваются. Обильной, как песок морской, популярной письменностью безнадёжно поглощается научное богословие, – и нет ни малейших следов общественной тенденции различно относиться к тем и другим книгам. Для общества, интересующегося религиозно-церковными вопросами, и для общества, не интересующегося этими вопросами, вся богословская литература, начиная с указаний легчайшего пути в царство Божие и кончая критической философией христианства, сваливается в одну кучу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Закрыть Алла Новикова-Строганова Читательский рейтинг: 9051 Родной город – Орёл – родина Тургенева, Лескова, Фета, Бунина, Андреева и ещё целого созвездия выдающихся писателей-классиков. По лесковским словам, «Орёл вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу Родины никакой другой русский город». Доктор филологических наук, профессор, историк литературы, продолжатель традиций православного литературоведения, член Союза писателей России (Москва). Автор четырёх монографий и свыше 500 опубликованных в России и за рубежом научных и художественно-публицистических работ о творчестве классиков мировой литературы. За книгу «Христианский мир И.С. Тургенева» (издательство «Зёрна-Слово», 2015) удостоена Золотого Диплома VI Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь». Удостоена награды «Бронзовый Витязь» на VII Международном Славянском Литературном форуме «Золотой Витязь» (октябрь, 2016) за статьи – исследования творчества Ф.М. Достоевского. Лауреат премии журнала «Зарубежные записки» за 2014 год в номинации «Эссе. Литературная критика». Лауреат премии журнала «Наш современник» за 2018 год в номинации «Литера-турная критика. Литературоведение». Лауреат Всероссийской литературной премии «Левша» имени Н.С. Лескова за 2020 год в номинации «Литературоведение. Литературная критика». Лауреат «Российского писателя» за 2021 год в номинации «Позиция». Лауреат «Российского писателя» за 2022 год в номинации «Память». Лауреат «Российского писателя» за 2023 год в номинации «Классика и мы». Лауреат альманаха «Крылья» (Луганск) за 2023 год в номинации «Публицистика». Член Диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям «Русская литература», «Зарубежная литература» Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Работы опубликованы во многих научно-популярных, общественно-литературных журналах: «Байкал» (Улан-Удэ), «Белая скала» (Крым), «Бельские просторы» (Уфа), «Берег России» (Владивосток), «Берега» (Калининград), «Великороссъ: Литературно-исторический журнал» (Москва), «Вертикаль XXI век» (Нижний Новгород),

http://ruskline.ru/author/n/novikova_all...

Секиринский Сергей Анатольевич – долгие годы бывший деканом исторического факультета, главой кафедры истории древнего мира и средних веков, ученый-медиевист, автор более чем 60 научных работ, специалист по истории генуэзских колоний в Крыму, аграрной истории Крыма и Северной Таврии, талантливейший лектор, доктор исторических наук, профессор. Среди однокурсников и добрых приятелей – Могарычев Юрий Миронович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой социального и гуманитарного образования Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования, автор более 210 научных и научно-популярных работ. После окончания университета более 15 лет преподавала историю в школе, а также в Финансово-экономической академии г.Феодосии. Среди любимых учеников – Малышев Дмитрий Аркадьевич, кандидат исторических наук, до недавнего времени доцент Таврической академии Крымского федерального университета им.В.И. Вернадского, а сегодня политический деятель. Прошла профессиональную переподготовку в вузах Киева и Москвы по направлениям «английский язык и литература», «французский язык и литература» и с 2000 до 2018 года преподавала английский язык в школе Является методистом методического центра управления образования г.Феодосии и по совместительству специалистом по учебно-методической работе факультета повышения квалификации Крымского института постдипломного педагогического образования. Курируемые направления – обучение педагогов и руководителей образовательных учреждений по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, аттестация педагогических кадров, преподавание социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города Феодосии, духовно-нравственное воспитание обучающихся. Является соавтором программы учебного курса «Основы православной культуры Крыма. Второй год обучения», членом коллектива авторов учебного пособия для обучающихся и учителей «Основы православной культуры Крыма» под общей редакцией протоиерея Александра Якушечкина и доктора исторических наук, профессора Т.И.Титовой.

http://ruskline.ru/anonsy/2023/10/21/gre...

Жуковский 1959 – В. А. Жуковский. Собр. соч. в 4 томах/Вступит, ст. И. М. Семенко. Подготовка текста и примеч. В. П. Петушкова. М.-Л., 1959, т. 1. Зайцев 1985 – А. И. Зайцев. Культурный переворот в Древней Греции VIIIV вв. до н. э. ЛГУ, 1985. Зелинский 1910 – Ф. Ф. Зелинский. Соперники христианства. Статьи по истории античных религий//Ф. Ф. Зелинский. Из жизни идей, т. III. Изд. 2-е. СПб., 1910. Зелинский 1922 – Ф. Ф. Зелинский. Возрожденцы. Научно-популярные статьи по всеобщей литературе//Ф. Ф. Зелинский. Из жизни идей, т. IV, вып. 1. Пг., 1922. Златослов… – Златослов, или Открытие риторския науки, т. е. Искусство Витийства, сочиненное греческим священником Филаретом Скуфою, Критским уроженцем, Града Кидонии Проповедником… Переведена же сия книга на Российский язык покойным Статским Советником Ст. Писаревым. СПб., при Императорской Академии наук, 1779. Иваницкий 1911 – В. Ф. Иваницкий. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911. Иванов 1916 – Вяч. Иванов. Достоевский и роман-трагедия//Вяч. Иванов. Борозды и межи. М., 1916. Иванов 1923 – В. Иванов. Дионис и прадионисийство. Баку, 1923. ИГЛ – История греческой литературы [в 3-х томах]/Под ред. С. И. Соболевского и др. М.-Л., 1946–1960. История Византии. В 3-х томах/Отв. ред. акад. С. Д. Сказкин. М., 1967. Кант 1897 – И. Кант. Критика практического разума. СПб., 1897. Каплинский 1920 – В. Я. Каплинский. «Поэтика» Горация. Саратов, 1920. Карамзин 1900 – Н. М. Карамзин . Письма русского путешественника. СПб., 1900, т. 2. Киреевский 1911 – Иван Киреевский. Полн. собр. соч. М., 1911, т. 1. Клочков 1983 – И. С. Клочков. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. Очерки. М., 1983. КЛЭ – Краткая литературная энциклопедия. В 9-ти томах. М., 1962–1978. Коростовцев 1983 – М. А. Коростовцев. Литература Древнего Египта//История всемирной литературы в 9-ти томах. М., 1983, т. 1, с. 54–82. Куделин 1973 – А. Б. Куделин. Классическая арабо-испанекая поэзия (Конец X – середина XII в.). М., 1973.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Фонд святителя Василия Великого направил в Крым более 20 тонн книг от российских издательств Москва, 13 мая 2016 г. В честь второй годовщины возвращения Крыма в состав России Фонд святителя Василия Великого выступил с инициативой первого Всероссийского сбора научной, научно-популярной, художественной и учебной литературы для передачи в дар Крымскому федеральному университету, школам, библиотекам и религиозным организациям республики Крым, сообщает пресс-служба Фонда святителя Василия Великого. Почти за четверть века в крымских библиотеках сформировался острый дефицит литературы, выпущенной российскими издательствами. Именно поэтому Фонд святителя Василия Великого совместно с депутатом Государственной Думы РФ Олегом Владимировичем Лебедевым организовали всероссийскую акцию «Книга – Крыму!» В ведущие российские издательские дома, библиотеки, научные и общественные организации были разосланы информационные письма с призывом принять участие в акции. Первым откликнулось издательство «Дмитрий Буланин» из Санкт-Петербурга, передавшее 92 наименования книжной продукции на сумму около полутора миллионов рублей. Наиболее крупным дарителем выступило московское издательство «Никея», передавшее в дар крымчанам более 8 тонн печатной продукции общим количеством 30 тысяч томов. Издательство «Весь мир» предоставило несколько тысяч томов широкого тематического спектра. В сборе книг также приняли участие издательства «Совпадение», «Квадрига», «АИРО - XXI», Издательский центр Российского Государственного Гуманитарного Университета и Государственный архив Российской Федерации. Всего для жителей Крыма было собрано 20 тонн книг. Из Гимназии святителя Василия Великого, где книги хранились во время сбора, была отправлена фура с 20 тоннами литературы для передачи в дар Крымскому федеральному университету, школам, библиотекам и религиозным организациям республики. 13 мая 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/93309.html

Прорись, записи, подмалёвка и пр. – всё это нужно иметь в виду при изучении иконографии. Конечно, подобные технические затруднения требуют специальных знаний, изучения самой теории живописи. Здесь мало, даже совсем не помогут собственные, всегда дилетантские, изыскания, здесь нужна школа, серьёзное изучение не только теоретическое, но и, главным образом, практическое. Но, раз школы нет, приходится с благодарностью отмечать наличность такой литературы, авторы которой понимают нужду дилетантов и помогают достаточно легко разбираться в тех или других вопросах в области истории искусства. Предо мной лежит небольшой, очень изящно изданный томик – Е. Sohn-Wiener „Die Entwicklungsgeschichte der Stile in der bildenden Kunst“. I. Vom Altertum bis zur Gotik. Leipzig, 1912 r. Этот томик представляет собой один 317) из многочисленных выпусков целой серии научно-популярных монографий по всем областям человеческого знания, предпринятой лейпцигским издателем В. G. Теивпег’ом под общим заглавием „Aus Natur und Geisteswelt“. Автор-доцент Freie Hochschule в Берлине. —177— Каких-нибудь особенных горизонтов, новых открытий Читатель, более или менее знакомый с историей искусства, здесь не найдёт, но он получит новую систематику известного материала. Наоборот, для читателя-дилетанта книжка Зон-Винера представляет хорошее руководство, помогает легко разбираться в вопросах, касающихся главным образом области наиболее интересной, но и трудной, тёмной для неспециалиста: в вопросах стилей. Последовательному обозрению стилей в истории искусства, обозрению, которое преследует цели и запросы широкой публики и посвящена эта интересная книжка. Автор широко смотрит на дело, оценивает художественно-исторические проблемы с точки зрения философской. Он борется с мнением учёных, которые хотят все стили выводить из архитектуры и к архитектуре свести все прочие искусства. Наоборот, он утверждает, что исторические движения в архитектуре нельзя понять без современных течений в пластике, живописи и ремесленном художестве.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010