Денежный оклад жалования государевым певчим дьякам выдавался из казённого приказа неодинаковой величины, соответственно станице и положению в ней певчего, причём сам размер денежного большего и меньшего жалования в XVII в. был также неодинаков. По расходной книге 1682 г. 2237 уставщику Петру Остафьеву значился оклад в 75 р. 18 алт. 4 деньги, 2 певчим – по 40 р. четверым – по 28 р. 13 алт. 2 д., пятерым – по 25 р., пятерым – по 22 р., четверым – по 20 р., пятерым по 18 р., семерым – по 15 р., четверым – по 12 р., шестерым – по 10 р., четверым – по 8 р., троим – по 6 р., двоим – по 5 р., и двоим – по 4 р. Наречного пения писцы – мастер Фёдор Никитин получил жалованья 15 р. и за подённый корм – 11 р. 13 алт. и славленых 2 р., четыре писца – по 10 р., двое – по 7 р., и, кроме того, кормовых на день – по 10 денег, и 2 сторожа, находившиеся при певческой по- —265— латке – по 5 р 2238 . В сём же году Киевского и партесного пения писцу Стефану Дмитриеву был положен оклад кормовых денег также по 10 денег на день 2239 . В следующем 1683 г. 21 декабря, по именному указу, велено было установить новые оклады певчим дьякам, причём некоторым из них последовала прибавка. Так, назначенным на место уставщика Павла Остафьева, пожалованного в думные дьяки, двум уставщикам Феодориту Чекаловскому и Петру Покровцу к прежним их окладам – 40 р. было прибавлено по 10 р., двум певчим к 18 р. прибавлено по 2 р., двум – к 15 р. – 3 р. одному – к 5 р. – 3 р. и двум к 4 р. – прибавлено по 4 р. При сём распределении окладов, жалованье в 22 р. певчего дьяка Дмитрия Басистова было отдано певчему Степану Басистову, а Дмитрий от своего чина вероятно, за потерею голоса, был отставлен и из Москвы отпущен 2240 . Вместе с этим певчим были отставлены и из Москвы отпущены ещё двое певчих Илья Куликовский и Михаил Константинов 2241 . В сём же году, по указу царей и по памяти из мастерской палаты, велено было выдать денежное жалование и за хлеб деньгами за 1681, 1682, 1683 г. наречного пения мастеру Фаддею Никитину, которому в 1681 г., по приказу из большего дворца давать жалованье не велено, „для того, что он отставлен был невинно“. В силу указанного распоряжения невинно пострадавший Никитин был вполне удовлетворён жалованием за три года в размере 56 р. 26 алт. 4 денег 2242 . Распределение в 1690 г. царского хора певчих на отдельные хоры, носившие названья тех лиц, при которых они были назначены состоять, естественно, повело к установлению нового оклада жалования певчим дьякам. Так, певчие царя Иоанна Алексеевич а стали получать: уставщик – Федот Чекаловский – 50 р., певчий Василий Титов – 30 р., Федот Ухтомский – 28 р., двое певчих по 25 р., трое по 22 р., один – 20 р., семеро по

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

50 Вместе с этим певчим были отставлены и из Москвы отпущены еще двое певчих Илья Куликовский и Михаил Константинов. 51 В сем же году, по указу царей и по памяти из мастерской палаты, велено было выдать денежное жалование и за хлеб деньгами за 1681, 1682, 1683 г. наречного пения мастеру Фаддею Никитину, которому в 1681 г., по приказу из большего дворца давать жалованье не велено, «для того, что он отставлен был невинно». В силу указанного распоряжения невинно пострадавший Никитин был вполне удовлетворен жалованием за три года в размере 56 р. 26 алт. 4 денег. 52 Распределение в 1690 г. царского хора певчих на отдельные хоры, носившие названья тех лиц, при которых они были назначены состоять, естественно, повело к установлению нового оклада жалования певчим дьякам. Так, певчие царя Иоанна Алексеевич а стали получать: уставщик Федот Чекаловский – 50 р., певчий Василий Титов – 30 р., Федот Ухтомский – 28 р., двое певчих по 25 р., трое по 22 р., один – 20 р., семеро по 18 р., пятеро – по 15 р., двое – по 10 р. и трое по 8 р. 53 У царевны Евдокии Алексеевны с 1 сентября 1690 г. назначено было состоят уставщику Родиону Аверкиеву с жалованием в 40 р. Уставщик этот был определен на место Матвея Власова, которому велено было приискивать место «в ином чину». Одному певчему из сего же хора был положен оклад в 30 р., одному – 25, четырем по 22 р.; двум – по 20 р., четырем – по 18, двум – по 15 р. и двум по 10 р. 54 Хор певчих царевен Анны и Татианы Михаиловных состоял из уставщика Ивана Степанова с окладом содержания в 36 р. и певчих с окладом: одному – 25 р., одному – 23 р., одному – 20 р., двум по 15 р. и двум по 12 р. Хор царя Петра Алексеевича состоял из уставщика Петра Покровца с жалованием в 50 р., одного певчего с окладом в 28 р., двух – по 25 р., одного – 22 р., двух – по 20 р., одного 18 р., трех – по 12 р., пятерых – по 10 р., трех – по 5 р. и двух – по 4 р. Четырем наречного пения писцам было положено по 10 р., и двум – по 7 р. и по 10 денег на день кормовых и 2 сторожам – по 5 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

и П. 1682 г.; Сп. Соб. 1683 г.; был с Петром I в походе на Воронеж в 1701 г. Голутвин Иван Сергеев, Голутвинец Ивашка, 1669–1686 г.; ум. 1687 г. Назарьев Иван, 1669–1671 г. Федоров Иван, 1669–1671 г. 1672 год Иванов Димитрий, Новгородец, 1672–1682 г.; Сп. Соб. 1683 г.; ум. 1683 г. Иванов Евдоким, Рыло, Новгородец; 1672–1681 г.; В. и П. 1682 г; Сп. Соб. 1683–1692 г. Степанов Григорий, 1672–1678 г. 1674 год Львов Иван, 1674–1678 г. 1675 год Аверкиев Андрей, 1675 г. Андреев Федор, 1675–1678 г. Васильев Максим 1675–1679 г.; В. и П. 1682 г. Васильев Семен, Григорьев Андрей, Новгородец, 1675–1681 г.; В. И П. 1682–1683 г. Григорьев Родион, Новгородец, 1675–1681 г.; В. и П. 1682 и 1683 г. Григорьев Тимофей, Евтихиев Афанасий, 1675–1677 г. Евтихеев Киприан, 1674 г. 4 ст. и 1 ст. нижник; 1675–1681 г.; В. и П. 1682 г.; Сп. Соб. 1683 г., ум. 1684 г. Евтихиев Павел, 1675–1681 г.; В. и П. 1682 г.; Сп. Соб. 1683 и 1684 г. Ефимов Иван, 1675–1681 г.; В. и П. 1682–1689 г. Иванов Григорий, 1675–1677 г. Иванов Самойло, 1675–1681 г.; Сп. Соб. 1683 г. Иевлев Федор, 1675–1678 г. Кононов Андрей, 1675–1677 г. Кононов Василий, Леонтьев Василий, Максимов Иларион, 1675–1677 г. Минин Игнатий, 1675–1681 г.; В. и П. 1682 и 1683 г. Назаров Нестор, 1675–1677 г. Пахомов Роман, 1675–1681 г.; В. и П. 1682 и 1633 г. Перфильев Денис, 1675–1680 г.; Сп. Соб. 1681–1694 г.; в 1701 г. певч. Петра I, был с ним в походе на Воронеж, Симонов Никифор, 1675–1681 г.; В. и П. 1682–1684 г. Терентьев Сава, Крутицкий, 1675–1683 г. Тихонов Григорий, Хутынец, 1075–1681 г.; В. и П. 1682 г.: Нат. Кир. и Мар. Мата. 1684 г. Юдин Иван, 1675–1681 г. В. и П. 1682–1685 г. 1676 год Богданов Ефим, 1676 г.; крест. дьяк; ум. 1688 г. Никитин Фаддей, 1676–1683 г. 1678 год Максимов Потап, писец наречного пения, 1678–1682 г. Матвеев Даниил, 1678–1681 г.; В. и П. 1682 и 1683 г. Михайлов Андрей, писец наречного пения, 1678–1682 г.; В. и П. 1682 и 1683 г. Михайлов Афанасий, 1678–1683 г. Молявкин Константин, 1678–1681 г.; В. и П. 1682–1685 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

: Уж теперь оракул, вестник пляски, Возьми, возьми все наши злобны маски. : Пиши ругай всю древность, Мы очень любим эту ревность. : Она для нас небесный есть венец, Того всегда, всегда желает наш Отец. : Кричи на ер, ломай свой глас, Ты скоро будешъ и у нас. : Тогда зажарим мы тебя в печи, Ты там вертись, пляши, на ер кричи. : Ну пой теперь дружок везде наречно, Мы любим то, и славим все сердечно. : Да шибче погоняй своих ослов, Они сбесились все с твоих слов. : Шумят толкуют всем, чтоб петь наречно, Да бы им быть за то во аде вечно. : Тебе ж зловер чугунной там венец, Что ты начальник буйности певец. : Ты много лет в сем бешенстве трудился, У нас весь ад от радости вскружился. : Ты тысячи уликов развратил, Глупцов и баб безчестно прельстил. : Вот друг тебе за труд сей дерзости, И за разлитие сей мерзости : Будь ты поджогою всех бусурманов, Армян, кальвин жидов и всех болванов». Аминь. Вот как беспоповцы, «хомонисты», честили своих собратьев, употребляющих наречное пение. В ответ на этот гимн написано было следующее: : «Уста твои – чертей бесов, Ты исполнитель адских слов. : Творишь, что дьяволы внушают, Ругать святыню научают. : Писал ты гимн – служил чертям, Ты вождь ко адовым вратам. : Велишь с чертями содружиться, Плясать с бесами, да кружиться. : Петь речью истинной оставил, В певцы ты демонов поставил. : Ты сам тут в демонах певец, Стихи поёшь что в речь – конец» и проч. Из этой перебранки видно, насколько беспоповцы были ожесточены против друг друга из-за пения. Но теперь Самарский собор постановил иметь терпение и «не крамолиться» из-за него. Согласны ли будут с этим постановлением поющие наречь? Это ещё вопрос и вопрос трудный. – Автор. 40 У боспоповцев, не сообщаться в молении, ядении и питии считается самым сальным наказанием. – Автор. 41 9-е правило Карф. собора говорит о священниках и диаконах, отлученных своими епископами, а не о простецах, отлученных простецами же. 42 Матфей Андреев руководился примером св. мученицы Дросиды, в житии которой говорится: «Иземши еже ношаше миро от своих сокровищ, и помаза вся уды своя, и верже себе во един поток водный, и крестися, рекши: крещается раба Божия Дросида, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (пролог Марта 22).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—266— 18 р., пятеро – по 15 р., двое – по 10 р. и трое по 8 р. 2243 . У царевны Евдокии Алексеевны с 1 сентября 1690 г. назначено было состоять уставщику Родиону Аверкиеву с жалованием в 40 р. Уставщик этот был определён на место Матвея Власова, которому велено было приискивать место „в ином чину“. Одному певчему из сего же хора был положен оклад в 30 р., одному – 25, четырём по 22 р.; двум – по 20 р., четырём – по 18, двум – по 15 р. и двум по 10 р. 2244 . Хор певчих царевен Анны и Татианы Михаиловных состоял из уставщика Ивана Степанова с окладом содержания в 36 р. и певчих с окладом – одному – 25 р., одному – 23 р., одному – 20 р., двум по 15 р. и двум по 12 р. Хор царя Петра Алексеевича состоял из уставщика Петра Покровца с жалованием в 50 р., одного певчего с окладом в 28 р., двух – по 25 р., одного – 22 р., двух – по 20 р., одного 18 р., трёх – по 12 р., пятерых – по 10 р., трёх – по 5 р. и двух – по 4 р. Четырём наречного пения писцам было положено по 10 р., и двум – по 7 р. и по 10 денег на день кормовых и 2 сторожам – по 5 р. 2245 . В хоре царицы Прасковьи Феодоровны состоял уставщик Семён Фомин с жалованием в 25 р., трое певчих с окладом по 21 р., один – 19 и четыре – по 15 р. 2246 . Ружная книга 1699 г. даёт возможность судить о полном размере содержания, как денежного, так и хлебного, государевых певчих дьяков самого конца XVII в., равно как и о численности хора. Из этой книги мы узнаём, что уставщику царя Петра Алексеевича – Суворову отпускалось по окладу – 50 р., кормовых 100 р. и по 20 четвертей риги и овса, одному певчему – по окладу – 25 р. и кормовых 50 р., сукон ежегодно по 5 р. и по 12 четвертей ржи и овса; одному – 20 р. по окладу и кормовых – 40 р., сукон – на 5 р. и по 13 четвертей ржи и овса; одному – 15 р. по окладу, и кормовых – 45 р., сукон – на 5 р. ржи и овса по 12 четвертей, шести – по 18 р. и кормовых по 50 р., —267— сукно – по 5 р., ржи и овса – одному – по 12 четвертей, одному – по 18, прочим четырём – по 8 четвертей ржи и овса, одному певчему – оклад 15 р. и 40 р. кормовых, сукно – 5 р. и по 12 четвертей ржи и овса, одному – 12 р. по окладу, 50 р. кормовых, сукно – 5 р., по 7 четвертей и пол – 2 четверика ржи и овса; одному – 10 р. оклад и 35 р. кормовых, сукно – 3 р. и по 10 четвертей ржи и овса, двум – по окладу – по 10 р., кормовых по 25 р., сукон – 3 р. и по 9 четвертей ржи и овса, одному – 10 р., кормовых – 25 р., сукно – 3 р. и по 9 четвертей ржи и овса, четырём по 10 р., кормовых по 25 р., сукон – 3 р. и по 6 четвертей ржи и овса, одному – 9 р., кормовых 25 р., сукно – 3 р. и по 6 четвертей – ржи и овса, одному – 5 р., кормовых – 20 р., сукно – 3 р. Всего 26 человекам – по окладу – 404 р., кормовых – 1055 р., за сукно – 103 р., ржи и овса – 504 четвертей без получетверика.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Распределением в 1690 г. целого хора певчих на отдельные хоры, носивших названия тех лиц царской фамилии, при которых им было назначено состоять, естественно повело к установлению нового оклада жалованья певчим дьякам. Так, певчие царя Иоанна Алексеевич а стали получать: уставщик – Федот Чекаловский – 50 р., певчий Василий Титов – 30 р., Федот Ухтомский – 28 р., двое певчих – по 25 р., трое – по 22 р., один – 20 р., семеро – по 18 р., пятеро – по 15 р., двое – по 10 р., и трое – по 8 р. 1886 У царевны Евдокии Алексеевны с 1 сентября 1690 г. было назначено состоять: уставщику Родиону Аверкиеву с жалованием в 40 р. Уставщик этот был определен на место Матвея Власова, которому велено было приискивать место «в ином чину». Одному певчему из сего хора был положен оклад – в 30 р., другому – 25 руб., четверым – по 22 р., двоим – по 20 р., четверым по 18 руб., двоим – по 15 р. и двоим – по 10 р. 1887 Хор царевен Анны и Татианы Михаиловен состоял из уставщика Ивана Степанова с окладом содержания в 36 руб., и певчих с окладом – одному – в 25 р., одному – 23 р., одному – 20 р., двоим по 15 р., и двоим по 12 руб. Хор царя Петра Алексеевича состоял из уставщика Петра Покровцова с жалованием – 50 р., одного певчего с окладом – 28 р., двоим – по 25 р., одному – 22 р., двоим – по 20 р., одному – 18 р., троим – по 12 р.. пятерым – по 10 р., троим – по 5 р., двоим – по 4 р. 4 наречного пения писцам было положено по 10 р. Двоим – по 7 р. и по 10 денег на день кормовых, и двоим сторожам – по 5 р. 1888 В хоре царицы Прасковьи Феодоровны состоял уставщик Семен Фомин с жалованием в 25 р., трое певчих по 21 р., один – 19 р., четверо по 15 р. 1889 Ружная книга 1699 г. дает возможность судить о полном размере содержания как денежного, так и хлебного государевых певчих дьяков самого конца XVII в., равно как и о численности самого хора. Из этой книги мы узнаем, что уставщику царя Петра Алексеевича Суворову отпускалось по окладу – 50 р., кормовых – 100 р., и по 20 четей ржи и овса; одному певчему – по окладу 25 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Судя по расходной книге 1584–1585 г., можно полагать, что в то время певчим первой и другой станицы давались годовые сукна добрые в рубль с полтиною, и только одному певчему «Истоме Потапову», который, вероятно, был уставщиком, дано было доброе сукно в 2 р., да тафта ценою в 2 р. с гривною, да из приказу большого приходу деньгами 2 р., а меньшим певчим другой станицы дано было по рублю 1882 . В последнюю цену получали годовые сукна и певчие остальных станиц, причем до тридцатых годов XVII в. выдача положенных по окладу певчим сукон производилось исключительно натурою. С 1633 г. певчие очень нередко за годовые сукна стали получать деньгами. Так, в сем году певчему дьяку другой станицы Ивану Савину дано было вместо годового сукна – 4 арш. сукна аглинского – деньгами 5 р. 1883 По случаю радостных событий в семейной жизни царя, а также – по случаю его приобщения св. таин в первом случае все певчие дьяки, а во втором только те, которые пели в церкви, где приобщался царь, получали радостные и иричастные сукна. Конечно, в этих случаях уставщику полагалось лучшее сукно против других певчих. Так, в 1668 г. уставщику Гавриилу Перфильеву «для всемирной радости» объявления царевича Алексея Алексеевича, дано было, по его челобитной, 15 арш. тафты по 23 алт. и 5 арш. кармазину по 60 алт. арш. и киндяк широкий цена 25 алт. Все это он получил наравне с крестовым дьяком Федором Ковериным 1884 . Денежный оклад жалования государевым певчим дьякам выдавался из казенного приказа не одинаковой величины, соответственно станице и положению в ней певчего, причем самый размер большого и меньшего денежного жалования в XVII в. был не одинаков. Из расходной книги 1681 г. узнаем, что в сем году уставщик Петр Остафьев получил 75 р. 18 алт. 4 деньги., 2 певчих по 40 руб., четверо по 28 руб. 13 алт. 2 д., пятеро по 25 руб., пятеро по 22 р., четверо по 20 р., пятеро по 18 р., семеро по 15 р., четверо по 12 р., шестеро по 10 р., четверо по 8 р., трое по 6 р., двое по 5 р. и двое по 4 р. Наречного пения писцы мастер – Федор Никитин получил 15 р. и за поденный корм – 11 р. 13 алт. 2 д. и славленных – 2 р., четыре писца по 10 р., двое по 7 р. и кроме того кормовых на день по 10 денег, и два сторожа по 5 р. 1885

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Так как уставщик Суворов оказался по „его сказке“ настолько богатым, что имел в Москве, в крашенином ряду полторы лавки о 17 затворах, да в москательном и овощном и в соляном ряду 4 лавки, 2 погреба на неглинной с торговлей красным питьём и, наконец, в точильном ряду торговые бани и в разных городах и уездах – 61 крестьянских дворов, то царь Пётр отменил выдачу ему денежного и хлебного жалования. В тяжёлом положении очутился хор певчих умершего царя Иоанна Алексеевич а, состоявший из 20 человек, но без особого уставщика. Высший оклад содержания в сём хоре певчему был в – 30 р., кормовых 50 р., за сукно ежегодно 5 р., ржи и овса по 18 четвертей; средний – по 18 р., кормовых – 50 р., сукно – 5 р. и по 11 четвертей без получетверика ржи и овса, и низший – по окладу – 4 р., кормовых – 6 р., сукно – 3 р., а всего 20 человекам – по окладу отпускалось 277 р., кормовых – 654 р., сукон – на 74 рубля и хлебного – по 192 четверти пол-3 четверика ржи и овса. По приказанию царя Петра Алексеевича, все эти певчие были распущены. Что касается хоров певчих при других особах царской фамилии, то их в 1699 г. уже не существовало, а службу их исполняли лишь одни крестовые дьяки. У оставшихся же двух наречного пения писцов с окладом – —268— содержания – одному – 10 р., кормовых – 15 р. 8 алтын и 2 деньги, ржи и овса по 6 четвертей, и другому с окладом – 7 р., кормовых – 18 р. 8 алт. и 2 деньги и хлеба по 4 четверти и пол-2 четверика ржи и овса, – Пётр также сократил содержание, приказав им давать только по 10 р. деньгами и по 5 четвертей ржи и овса – в год. Что же касается двух сторожей, которым прежде давалось по 5 р. в приказ, то царь велел им давать эти деньги уже в оклад 2247 . К числу важных статей содержания певчих дьяков должно отнести получение ими казённой одежды, которая была вообще однообразна и как бы составляла определённую для всех их форму. Прежде всего им давалось нижнее бельё и сапоги, причём эта выдача всего чаще заменялась деньгами. Так, напр. в 1669 г. 7 человекам певчим из приказа тайных дел дано было на рубашки, порты и сапоги по 6 р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что касается хоров певчих при других особах царской фамилии, то их в 1699 г. уже не существовало, а службу их исполняли лишь одни крестовые дьяки. У оставшихся же двух наречного пения писцов с окладом содержания: одному – 10 р., кормовых – 15 р. 8 алтын и 2 деньги, ржи и овса по 6 четвертей, и другому с окладом – 7 р., кормовых – 18 р. 8 алт. и 2 деньги и хлеба по 4 четверти и пол четверика ржи и овса, Петр также сократил содержание, приказав им давать только по 10 р. деньгами и по 5 четвертей ржи и овса в год. Что же касается двух сторожей, которым прежде давалось по 5 р. в приказ, то царь велел им давать эти деньги уже в оклад. 58 К числу важных статей содержания певчих дьяков должно отнести получение ими казенной одежды, которая была вообще однообразна и как бы составляла определенную для всех их форму. Прежде всего им давалось нижнее белье и сапоги, при чем эта выдача всего чаще заменялась деньгами. Так, например в 1669 г. 7 человекам певчим из приказа тайных дел дано было на рубашки, порты и сапоги по 6 р. человеку 59 ... Точно также в 1680 г. двум новым певчим дано было на рубашки по рублю каждому, да одному на сапоги 20 алтын, а 29 певчим, которые пели в Евдокийнской церкви и 14 певчим Верхоспасского собора дано было по полтине на сапоги. 60 Верхнее платье, выдававшееся певчим, было приходное, ходильное – доброе или праздничное, и проезжее. Приходное платье, как и нижнее, выдавалось певчему из мастерской палаты, по вступлении его в государевы певчие дьяки, и состояло из 4 кафтанов, шапки, рукавиц и суконных аглицких штанов. Одна пара кафтанов или однорядок была верхняя, а другая – нижняя. Верхние кафтаны были суконные, один полукармази новый с беличьим хрептовым исподом, и 6 серебреными, а иногда вызолочеными пуговицами, другой суконный – аглицкий с русачьим исподом. Исподние кафтаны были: один тафтяной, а другой – киндячный, первый с 6 серебреными пуговицами, а другой – с шелковыми. Шапка и рукавицы делались из сукна, на шапку нашивался соболь, рукавицы были с песцовым исподом и по краям с бобровою опушкою. Все приходное платье обходилось в 20 рублей и выдавалось из мастерской палаты или сшитым, или же в ту цену одними товарами, взятыми в казне, или купленными на стороне. 61 Так, в 1681 г. 19 дек. 2 певчим дьякам велено было сделать часть приходного платья, а именно: по аглинскому суконному кафтану на русачьем исподе и по шапке бархатной с соболем, по штанам суконным и по рукавицам, подложив исподы, чем пристойно, и подпушив обочинами. 62

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Сызранские федосеевцы, привыкшие в изменении одной буквы против печатных книг вндеть изменение веры, услыхавши в первый раз с таковым изменением пение, вместо чаемого утешения учеными певцами, пришли в смущение: по окончании моления спрашивали певцов, почему они не поют так, как напечатано в старопечатных книгах, но вместо ъ ставят о, а вместо ь ставят е. Певцы отвечали, что это делается в нотном пении для удобности, для выпевания всех нот. Сызранские федосеевские начетчики против этого оправдания зараз приискали опровержение из книги Псалтыри со восследованием, напечатанное при патриархе Иосифе в десятое лето его патриаршества, где в слове Афанасия Александрийского к Маркеллину, в толковании псалмов, на листе 24 о пении псалмов писано сице: «Обаче хранити подобает, да по кто сих мирскими красоглаголанья словесы упешряет, ниже покусится речения пременити или всячески иное вместо иного поставляти, но спроста, яко написаны суть, да чтет и поет, якоже речеся». Против столь ясного доказательства московские певцы сказали, что самогласны должно петь как написано, а по нотам должно петь, как писано в нотных книгах. Сызранские законники говорили, что в книге патриарха Иосифа на нотные книги не положено исключения, должно и по ноте петь, как написано в печатных книгах, – не изменять речей. Певцы сказали: петь по ноте прямо на речь: Бог, Господь, Христос, это значить петь по-еретически (то есть по-никониански): певчие книги при первых пяти патриархах писаны хомовым пением: Христосо, Бого, а патриарх Никон это пение изменил, приказал петь прямо на речь; Господь, Бог, Христос, о чем свидетельствуется в Соборном Свитке 1667 года, где повелевается гласовное пение пети на речь; значит, говорили они, пение при первых патриархах било не на речь, но хомовое, и в Москве, на кладбище Преображенском, поют пение хомовое, а не на речь, а вы хотите последовать Никону патриарху , – петь на речь, а не первым пяти патриархам. Сызранские законники сказали: почему же поповцы, держась старых обычаев, пение поют наречное, а не хомовое? Певцы ответили: поповцы от никониан берут свое священство, и пение наречное от них же взяли.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010