Предисловие Конец Патриаршества Иосифа был временем, весьма замечательным в истории русской церкви. С одной стороны, книжные исправления, производившиеся на началах перепечатки и проверки с существовавшими русскими оригиналами, не достигали своей цели, и вызывали жалобы современников, высказываемые даже такими лицами, как сам Патриарх Иосиф. С другой стороны, приезжавшие в Москву восточные святители не высказывались уже в таких восторженных похвалах благочестию Русской Церкви, какие слышались когда-то из уст Патриархов Иеремии и Феофана, а напротив, подмечали некоторые несообразности в церковных порядках и обрядах, и указывали на них представителям Русской Церкви. Современный наблюдатель русской церковной жизни того времени мог уже видеть начало великих реформ. По почину Новгородского митрополита Никона восстановлялась живая проповедь , вводилось единогласие в чтении и пении, преобразовывалась изжившая свой век система церковных нот и само церковное пение принимало лучший вид восстановлением так называемого наречного, соответствующего смыслу речи, пения и лучшим устройством церковных хоров; наконец, явились официальные посольства на восток, с целью осмотреть восточные чины и обряды, а также описать и св. места. Престарелый и больной Патриарх Иосиф, безучастно относившийся к производившимся реформам, а к некоторым из них (единогласию) прямо не благоволивший, дал свое благословение на последнее предприятие, вызванное замечаниями прибывшего в Москву в 1649 году Иерусалимского Патриарха Паисия, начатое немедленно после этого, по царскому указу, вышедшему 9 мая означенного 1649 года. Поручение это возложено было на строителя кремлевского Богоявленского монастыря в Москве, принадлежавшего Сергиевой Лавре, старца Арсения Суханова . Отправившись вместе с Иерусалимским Патриархом Паисием, Арсений около двух лет прожил в Яссах, откуда дважды возвращался в Москву по делам Патриарха и затем уже 28 февраля 1651 года, получив проезжую, отправился в дальнейший путь, оставив Патриарха Паисия. Более года путешествовал Арсений по востоку; был в Константинополе, посетил греческие архипелажские острова; проехал в Египет, где виделся с Александрийским Патриархом Иоанникием, и оттуда направился в Иерусалим – главную цель своего путешествия, где и прожил до апреля месяца 1652 года. Затем, через Грузию и Кавказские горы возвратился в Россию в июне 1652 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

И. Сахаров III. Русские церковные песнопения В изучении церковных песнопений первое внимание обращают на себя крюковые знаки. Без знания их, необъяснимы будут и правила песнопения. Напевы: Болгарские, Греческие и Русские входят в полный круг песнопения и объясняются только знанием правил. Посему мы будем разсматривать отдельно: крюковые знаки, правила песнопения и напевы. 1. Знаки Русских крюковых нот. В Русских церковных книгах нотного пения употреблялись знаки: азбучные, крюковые и линейные. Книг с одними азбучными знаками доселе не открыто. В памятниках XII столетия встречается азбучные знаки вместе с крюковыми. Ряд книг с одними крюковыми знаками начинается с XII столетия. Линейные ноты появились в Великой России около 1670 года. В Малороссии и Литве знали их гораздо прежде, и едва ли не с появлением там Унии. По неимению верных сведений, трудно определить, когда они были введены в России, и где именно прежде? Крюки назывались прежде знаменами, а от них и самое пение прозвалось знаменным. Москвичи линейные знаки и пение называли: строчным пением, Киевским шестоименитым знаменем, мусикийским знаменем. От них самые творцы назывались: художниками строчного и партесного пения. Слова: регент и капелла прибыли к нам из Литвы, в столетии. Русские хоры управлялись прежде: доместиками, потом головщиками и уставщиками. Сочииителей пения величали–творцами, а в XVII веке–мастерами. Новогородских певцов, прибывших в Москву в XVI столетии, прозвали учителями. Сочинения творцов назывались: переводами, а методы пения: потпевками. В Москв с XVI века установилось разделение пения на раздельноречное и наречное. Прежде певцы пели по одним крюкам, а потом по пометам. Пометы появились в Новгороде в XVI веке, и приняты были только в великой России. Киев и Литва не знали их. Знаки церковных нот в памятниках песнопения изменялись во всех эпохах Русского пения. Не знаем причин этих изменений; от нас сокрыты теперь нужды, заставлявшие наших отцов прибегать к новостям; но видим, что каждая эпоха сопровождалась разительными изменениями, каждая имела влияние на самое песнопение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Автор первой статьи Иван Алексеев, хотя был человек начитанный; однако, как видится из этого его сочинения, не был знаком с историей хомового пения и не знал, что у нас, в России, оно появилось до патриарха Никона не с большим за сто лет, в шестнадцатом столетии, и что оно русского происхождения, изобретено русскими певцами, а прежде того у нас существовало пение наречное, которое и теперь неизменно содержат старообрядцы-поповцы и единоверцы, о каковом существовали у нас с древнейших времен наречного пения свидетельствуют русские старописьменные нотные книги, во множестве находящиеся в знаменитых наших библиотеках, особенно в библиотеке Троицкой Сергиевой лавры 32 1). Алексеев же, не зная того, приписал происхождение хомового пения первым нашим переводчикам богослужебных книг, т. е. отнес к самому началу крещения русской земли; между тем, как человек, видевший и понимавший неправильность этого пения, сделал заключение, что древние переводчики, не зная вполне русского языка, сделали именно ошибку, вводя хомовое пение. Но этим своим замечанием Алексеев ставит себя в большое затруднение и даже противоречие самому себе. Если бы ошибки, существующие в хомовом пении, были допущены первыми переводчиками по незнанию русского языка, то ошибки эти оказались бы во всех переведенных ими книгах. Но таких ошибок в четьих книгах, ими переведенных, нет, а встречаются они только в одних певчих. Значит, хомовое пение, если оно происходит от древних переводчиков, сделано ими не по ошибке, а по какому-нибудь особому побуждению. Если же так, если хомовое пение введено еще первыми после крещения русской земли переводчиками, и не по неведению, а сознательно, намеренно, если потом оно существовало при всех явившихся в России чудотворцах, то нужно его и держаться, чего однако Алексеев не допускает, а наречное, как новое, не должно быть принимаемо, тогда как Алексеев требует, напротив, употреблять именно наречное пение. Итак, его статья и неверна исторически и приводит, по этому самому, не к той цели, какую он имел, т. е. не к указанию превосходства наречного пения пред хомовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРАНИН Петр Петрович (1882; дер. Колкья (Кольки) в Причудье (Эстония) - 1966, Таллин), старообрядец-беспоповец, общественный деятель. Из старообрядческой семьи. Окончил Тартуское реальное уч-ще. В детстве изучил церковнослав. грамоту, знаменное пение. Б. являлся депутатом Государственного собрания Эстонии 2-го и 3-го состава (1923 и 1926), будучи представителем рус. населения в парламенте, неоднократно выступал в защиту рус. населения Эстонии. Печатался в «беспартийном органе русского меньшинства» Эстонии «Русском вестнике». В кон. 20-х гг. XX в. был избран председателем Русского национального союза - политического объединения русских в Эстонской республике, существовавшего в 1920-1940 гг. Был одним из организаторов благотворительного об-ва в Таллине «Дом русского ребенка» (создано в 1926), способствовавшего распространению общего и специального образования среди рус. детей. В 50-60-х гг. XX в. Б. неоднократно избирался в Центральный совет старообрядцев Эстонии, в течение мн. лет был председателем таллинской общины, головщиком правого клироса. Согласно семейным преданиям, в советской Эстонии Б. подвергался преследованиям за свою общественную и религ. деятельность. Похоронен на старообрядческом кладбище Таллина. Имя Б. хорошо известно совр. старообрядцам Причудья. Б. принадлежит кн. «Из истории возникновения церковного пения в древнехристианской церкви» (Ревель, 1931), где автор постарался показать «достоинство, древность и целость знаменного пения» у старообрядцев. Б. был сторонником наречного пения , что неоднозначно воспринималось старообрядцами Причудья, где было распространено и сохраняется до сих пор древнее наонное , или хомовое, пение. Лит.: Русское национальное меньшинство в Эстонской республике (1918-1940). Тарту, 2000. С. 69, 75, 76, 119, 253; Пономарёва Г. Русские староверы Эстонии. Б. м., б. г. С. 28. Е. А. Агеева, А. Е. Фомина Рубрики: Ключевые слова: ВЫШАТИН Михаил Иванович (1667 - 1732), старообрядец поморского согласия, церковно-общественный деятель, писатель, иконописец АВРААМИЙ (Венгерский Алексей Иванович; † 1702), инок, один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества, писатель, владелец б-ки

http://pravenc.ru/text/77516.html

Он блестяще выполнил свое задание. Редактированный этой комиссией знаменный распев с новыми истинноречными текстами признается образцовым. Старообрядцы не приняли этих исправленных книг, несмотря на то, что при исправлении комиссия пользовалась рукописями последних 400 лет. Официальная работа комиссии закончилась постановлением Московского Собора 1667 года, сформулированным так: «Гласовое пение пеги на речь». Отсюда термин: наречное пение. Чтобы упорядочить и обосновать собственно-певческую часть реформы, Александр Мезенец составил Азбуку знаменного пения или, как он называет, Извещение о согласнейших пометах, во кратце изложенных со изящным намерением требующим учиться пения». Позднее при «Певческой палате» в Москве царем Феодором Алексеевичем был организован штат писцов с целью распространения наречного пения. Казалось, знаменная симиография закреплена на многие годы. Но появившаяся тогда же линейная система была усвоена легче и быстрее. Имело значение и то обстоятельство, что линейная нотопись употреблялась уже для записывания знаменного распева в пределах Киевской и юго-западной Руси. Вскоре после заимствования линейной нотописи, в церкви появилось партесное пение (от латинского слова партия – партес). Это пение своим распространением немало обязано поддержке Патриарха Никона , который, будучи еще Новгородским митрополитом, ввел его в своей епархии, а затем перенес в Москву Сам Государь Алексей Михайлович особыми указами вызывал к себе певцов из западной России, а по наказу московского правительства посланники ездили в Киев за певчими. Пришлось и великорусскими певчим взяться за изучение новой манеры пения, которая быстро пришлась большинству по сердцу. Но поскольку новшества шли к нам с инославного чужого Запада, для многих этого было достаточно, чтоб отрицать партесное пение. Патриарх Никон обвинялся в том, что от него: «нововнесеся в Россию пение новокиевское и партесное многоусугубленное (на несколько голосов) еже с движением всея плоти, с покиванием главы, с помаванием (маханием) рук, с вихляниями безчинными».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кроме уставщика, другие названия певчим дьякам даны были соответственно их умению петь по строчным без линейным нотным книгам, т.е. таким, где над одною строкою текста находилось две, три, а иногда и более строк без линейных нотных знаков. Певчий, исполнявший верхнюю строку, назывался вершником, среднюю – путником, а нижнюю – нижником. Тот же певчий, который путем долгого изучения и естественной способности своего голоса достигал возможности исполнять с одинаковым удобством все три строки и умел еще петь четвертую, известную под именем демества, назывался демественником и почитался выше путника, нижника и вершника 19 . Указание на исполнение вышеупомянутого рода пения в присутствии особ царской фамилии мы часто встречаем в разных исторических документах XVII в. Так, после венчания царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновной, государевы певчие дьяки пели ему и царице «многолетие демеством большое» 20 . При венчании царя Алексея Михайловича с Наталией Кирилловной, государевы певчие дьяки пели «строками». 21 Строчное и демественное пение находили себе место даже в домашнем обиходе царя. Так, в 1647 г., при бракосочетании царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной, царь, следуя советам своего духовника, протопопа Стефана Вонифатьева, не велел быть музыке у его царского стола, а велел петь своим государевым певчим дьякам всем станицам попеременно строчные и демественные большие стихи из праздников и триодей драгие вещи со всяким благочинием 22 . Во второй половине XVII в., с усилением в Москве южнорусского влияния, прежнее строчное пение было найдено в русском высшем обществе несовершенным в музыкальном отношении и уже царь Алексей Михайлович пригласил Киевских ученых и певчих «по партесам» и тем побудил своих певчих изучить это нового рода пение 23 . Результатом сего обучения явилось пение 30 Декабря 1661 г. у царя Алексия Михайловича в теремной комнате в 2 часа ночи, после славления, «ирмосов и псалмов с партеса» 24 . Переход от раздельно-наречия к истинноречию, совершившийся около половины XVII в., по своей важности потребовал усиленных занятий в исправлении старых нотных книг на новое истинноречие, вследствие чего, в хоре государевых певчих являются особые наречного пения мастера и писцы, при чем истинноречие, или просто пение на речь, явилось первоначально на без линейных столповых знаменах (нотах). Но быстрый переход от без линейных нот к линейным немедленно потребовал новой переписки нотных истинноречных книг.... Посему, при том же хоре государевых певчих дьяков в последней четверти XVII в. явились особые мастера строчного пения и письма 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

– Каково ваше отношение к тому, что традиционное для России знаменное пение почти повсеместно вытеснено европейским партесом ? Если бы мы жили в конце XVII века, разговор о партесе был бы актуален. А теперь партес – это часть нашей культуры – Знаменная система на 80% была устной. Какая у нас последняя книга, переведенная на знамена? Обиход. Почему? Да потому что это всем было понятно. К 7 годам у ребенка вся интонационная система была на «ушах». Вот эта попевка вот этим значком записывается, и все. Это и был подход через реальную церковную жизнь. А сегодня мы пытаемся прийти искусственным путем к тому, что тогда было естественным. Поэтому появляются дурацкие проблемы противостояния наречного и наонного пения в знаменном распеве. А если возникает желание показать, что только у нас правильно, это глупость и гордыня. Если бы мы жили в конце XVII века, разговор о партесе был бы актуален. Но в генетическом коде народа за последние 300 лет заложено гармоническое звучание партеса. Оно является естественным, и потребность эта является естественной. Вся современная казачья песня формировалась в XIX веке, и она сформирована партесом. Язык был связан с церковным пением. И партес – это часть нашей культуры. Взять и исключить это нельзя. Если хотим что-то изменить, жизнь надо менять. И петь знаменное надо на службе так, чтобы людям захотелось его слышать. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 0:51 мин. Размер 2.1 Mb ) «Богородице Дево, радуйся» (распев московского Воскресенского монастыря, XIX в.). Ансамбль «Сирин» – Возможно ли сегодня вернуться к традиционному образу жизни? – Ничего возродить в первозданном виде нельзя. Если мы хотим, чтобы у нас появилась традиционная культура высокого типа, нам надо уезжать в деревню. Пройдет 100, 200, 300 лет, и появится устойчивая традиция. Мы не знаем, какой она будет, но мы можем создать условия. Все остальное – это реконструкция. «Когда молод был». Андрей Котов и ансамбль «Сирин» Рейтинг: 9.7 Голосов: 430 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Знамена, крюки  – знаки древнерусского безлинейного нотного письма, комбинации черточек, запятых, точек; имеют византийское происхождение; применялись в русском церковном пении. Указывали направление движения голоса, замедление и ускорение темпа и звуковые акценты.

http://pravoslavie.ru/109133.html

Распределением в 1690 г. целого хора певчих на отдельные хоры, носивших названия тех лиц царской фамилии, при которых им было назначено состоять, естественно повело к установлению нового оклада жалованья певчим дьякам. Так, певчие царя Иоанна Алексеевич а стали получать: уставщик – Федот Чекаловский – 50 р., певчий Василий Титов – 30 р., Федот Ухтомский – 28 р., двое певчих – по 25 р., трое – по 22 р., один – 20 р., семеро – по 18 р., пятеро – по 15 р., двое – по 10 р., и трое – по 8 р. 1886 У царевны Евдокии Алексеевны с 1 сентября 1690 г. было назначено состоять: уставщику Родиону Аверкиеву с жалованием в 40 р. Уставщик этот был определен на место Матвея Власова, которому велено было приискивать место «в ином чину». Одному певчему из сего хора был положен оклад – в 30 р., другому – 25 руб., четверым – по 22 р., двоим – по 20 р., четверым по 18 руб., двоим – по 15 р. и двоим – по 10 р. 1887 Хор царевен Анны и Татианы Михаиловен состоял из уставщика Ивана Степанова с окладом содержания в 36 руб., и певчих с окладом – одному – в 25 р., одному – 23 р., одному – 20 р., двоим по 15 р., и двоим по 12 руб. Хор царя Петра Алексеевича состоял из уставщика Петра Покровцова с жалованием – 50 р., одного певчего с окладом – 28 р., двоим – по 25 р., одному – 22 р., двоим – по 20 р., одному – 18 р., троим – по 12 р.. пятерым – по 10 р., троим – по 5 р., двоим – по 4 р. 4 наречного пения писцам было положено по 10 р. Двоим – по 7 р. и по 10 денег на день кормовых, и двоим сторожам – по 5 р. 1888 В хоре царицы Прасковьи Феодоровны состоял уставщик Семен Фомин с жалованием в 25 р., трое певчих по 21 р., один – 19 р., четверо по 15 р. 1889 Ружная книга 1699 г. дает возможность судить о полном размере содержания как денежного, так и хлебного государевых певчих дьяков самого конца XVII в., равно как и о численности самого хора. Из этой книги мы узнаем, что уставщику царя Петра Алексеевича Суворову отпускалось по окладу – 50 р., кормовых – 100 р., и по 20 четей ржи и овса; одному певчему – по окладу 25 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Судя по расходной книге 1584–1585 г., можно полагать, что в то время певчим первой и другой станицы давались годовые сукна добрые в рубль с полтиною, и только одному певчему «Истоме Потапову», который, вероятно, был уставщиком, дано было доброе сукно в 2 р., да тафта ценою в 2 р. с гривною, да из приказу большого приходу деньгами 2 р., а меньшим певчим другой станицы дано было по рублю 1882 . В последнюю цену получали годовые сукна и певчие остальных станиц, причем до тридцатых годов XVII в. выдача положенных по окладу певчим сукон производилось исключительно натурою. С 1633 г. певчие очень нередко за годовые сукна стали получать деньгами. Так, в сем году певчему дьяку другой станицы Ивану Савину дано было вместо годового сукна – 4 арш. сукна аглинского – деньгами 5 р. 1883 По случаю радостных событий в семейной жизни царя, а также – по случаю его приобщения св. таин в первом случае все певчие дьяки, а во втором только те, которые пели в церкви, где приобщался царь, получали радостные и иричастные сукна. Конечно, в этих случаях уставщику полагалось лучшее сукно против других певчих. Так, в 1668 г. уставщику Гавриилу Перфильеву «для всемирной радости» объявления царевича Алексея Алексеевича, дано было, по его челобитной, 15 арш. тафты по 23 алт. и 5 арш. кармазину по 60 алт. арш. и киндяк широкий цена 25 алт. Все это он получил наравне с крестовым дьяком Федором Ковериным 1884 . Денежный оклад жалования государевым певчим дьякам выдавался из казенного приказа не одинаковой величины, соответственно станице и положению в ней певчего, причем самый размер большого и меньшего денежного жалования в XVII в. был не одинаков. Из расходной книги 1681 г. узнаем, что в сем году уставщик Петр Остафьев получил 75 р. 18 алт. 4 деньги., 2 певчих по 40 руб., четверо по 28 руб. 13 алт. 2 д., пятеро по 25 руб., пятеро по 22 р., четверо по 20 р., пятеро по 18 р., семеро по 15 р., четверо по 12 р., шестеро по 10 р., четверо по 8 р., трое по 6 р., двое по 5 р. и двое по 4 р. Наречного пения писцы мастер – Федор Никитин получил 15 р. и за поденный корм – 11 р. 13 алт. 2 д. и славленных – 2 р., четыре писца по 10 р., двое по 7 р. и кроме того кормовых на день по 10 денег, и два сторожа по 5 р. 1885

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

55 и 72) 173 г. ноября в 25 день по указу великого государя приказал окольничей и оружейничей Богдан Матвеевич Хитрово… велел быть у книжного чтения в правильне вдовому священнику Никифору» 66 и 4). Чтец и писец были большей частью люди светские, но справщики, за немногими исключениями, выбирались из монахов и вдового белого духовенства. При первых патриархах попадаются между ними и мирские люди, но со времени Никона, справщики постоянно называются старцами. При патриархе Иоакиме, для правления служебных миней, назначена была особая комиссия в составе трех справщиков, которые занимались этим делом, особо от прочих, в Чудовом монастыре. Была еще комиссия, ведавшая исправлением нотных книг или «наречного пения», во главе которой стоял известный Александр Мезенец. Он и его сотрудники расписываются в получении жалованья отдельно от прочих справщиков и составляют особую корпорацию. В бумагах архива сохранились просьбы о переводе некоторых членов этой комиссии в правильню при книгопечатном дворе. Следовательно, это были учреждения разные. Работы по исправлению устава, изданного в 1682 г., были ведены в кельях патриарха Иоакима, под его наблюдением. Постоянным же местом деятельности справщиков было помещение печатного двора, где для этой цели устроена была палата, называвшаяся правильней или правиленной. Вот как описывается обстановка ее г. Румянцевым по указаниям расходных книг 1679–1680 г. В правильной палатке было 12 окон; над ней высокая двоетесная кровля с точеными столбиками; между обеими палатами, правильной и книгохранительной, сделан вход с рундуком и каменными лестницами. Над входом сводец и каменный киот, расписанный красками, а в нем икона распятия Господня под полукруглым навесом. Кроме того, над входной лестницей в правильню поставлен был образ: проповедь святых апостолов… В книгохранительной палате чуланы, где помещались книги, были также расписаны; для книг раритетных были устроены особые ящики резные, с позолотой и гладкие расписанные. В таких ящиках хранились тогда: греческое евангелие и лексикон большой. Еще с большим великолепием была отделана соседняя правильная палата. Печь сделана в ней изразчатая, полы выстланы муравленой черепицей, а подоконники цветными ценинными кирпичами. Иконописец Семен Михайлов Облазнин, вместе с Леонтием Ивановым, написали для этой палаты вновь три иконы деисус в резном позолоченном киоте. Стол, скамьи и стены или панели были обиты светло-зеленым и светло-лазоревым сукном. (Труды М. А. Общ. 15). По описи 1649 г., она описывается так: «палата правильная против приказа, где сидят книжные справщики, а в ней деисус; образ спасов, образ пречистой богородицы, образ Иоанна предтечи на прозелени без киота. Стол дубовый большой с ящиком. У той же палаты казенка досчатая, перегорожена на двое. У той же палаты две палатки задние каменные. В правильной палатке в окнах три оконницы слюдяных» 44, л. 61 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010