Как ветхозаветные пророки получали от Бога особое преимущество, от которого имели свое наименование – дар предрекать или предсказывать будущее: так и Иисус Христос, проповедуя Евангелие, в подтверждение Своего учения, предсказывал о будущих событиях. Ветхозаветные пророки предсказывали будущее по наставлению Святого Духа; а Иисус Христос и тайны спасения и истины будущих событий раскрывал как всеведущий Бог, носящий естество человеческое. Иисус Христос предсказывал о будущих событиях Своей земной жизни, например, о том, что один из учеников отвергнется Его ( Мф. 26:34 ); другой предаст Его первосвященникам, а сими осужден будет на смерть ( Ин. 13:21 и след); предан будет язычникам, претерпит различные страдания и смерть, но в третий день воскреснет ( Лк. 18:31–33 ; Мф. 20:17 и след.; Ин. 2:19, 21 ). Иисус Христос подробно предсказал тяжкую судьбу Иерусалима и народа иудейского, избившего пророков и предавшего на смерть обетованного Спасителя, своего Царя и Господа ( Мф. 24:4 и след.; Мк. гл. 13; Лк. гл. 21). Иисус Христос раскрыл будущую судьбу избранных учеников Своих, предсказав, что они получат осенение от Святого Духа, и будут свидетелями Его в Иерусалиме, во всей Иудеи и до последнего края земли ( Деян. 1:8 ), и что за имя Его будут много терпеть ( Мф. 10:17; 24:9 ; Лк. 21:12 ; Ин. 15:20; 16:2 ). Раскрыл будущие судьбы Своего учения и церкви, предсказав, что Евангелие будет проповедано по всей вселенной ( Мф. 24:14 ; Мк. 13:10 ; Лк. 24:47 ; Ин. 12:32 ); таинство Евхаристии будет совершаться до скончания мира ( 1Кор. 11:23–26 ), и созданная Им церковь пребудет на земле неодолимою от врагов её также до скончания мира ( Мф. 16:28; 28:20 ), т. е. до того времени, когда она преобразится в церковь небесную, торжествующую. Раскрыл будущие судьбы мира, предсказав о кончине мира с предшествующими обстоятельствами ( Мф. 24:14 и след.; Лк. 21:34–36 ); о всеобщем воскресении мертвых ( Ин. 5:25 и след.; Мф. 22:30–32 ); о втором славном пришествии Своем для совершения последнего суда ( Мф. 16:27; 24:30, 31; 26:63, 64 ; Ин. 5:27–29 ); о вечном блаженстве праведных и вечных мучениях грешников ( Мф. 25:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Собственно христ. понимание И. в НЗ основывается в первую очередь на осмыслении этого понятия в Евангелии от Иоанна. Уже в Прологе, говоря о воплощении Слова Божия, евангелист свидетельствует о том, что «благодать... и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин 1. 17). В беседе с самарянкой сам Христос, говоря о грядущем спасении, противопоставляет иудеям и самарянам «истинных поклонников (ο ληθινο προσκυνητα)» Бога, к-рые «будут поклоняться Отцу в духе и истине (ν πνεματι κα ληθε)» (Ин 4. 23). И., т. о., становится необходимым условием подлинного богопоклонения. По словам Иисуса Христа, знание человеком И. ведет его к подлинной свободе: «...и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8. 32); условием приобретения этого знания становится для последователя Христа «пребывание в Его слове» (ср.: Ин 8. 31), т. е. верность Его учению и соблюдение Его заповедей. Обличая тех из Своих слушателей, кто не понимали Его слов, Христос говорит, что их отец диавол, к-рый чужд всякой И.: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин 8. 44). В молитве Христа к Отцу за учеников (т. н. Первосвященническая молитва) Он просит освятить их истиной, ибо слово Отца есть И. (Ин 17. 17). Это становится смыслом и целью грядущей крестной Жертвы: «...за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин 17. 19). На допросе у Понтия Пилата Христос говорит, что целью Его пришествия в мир является свидетельство об И. и «всякий, кто от истины» внимает этому свидетельству (Ин 18. 37). Слова Христа непонятны Пилату («Пилат сказал Ему: что есть истина?» - Ин 18. 38), однако он свидетельствует перед иудеями о невиновности Христа и предпринимает попытку отпустить Его (Ин 18. 39). Центральным в новозаветном учении об И. является свидетельство Евангелия от Иоанна - Иисус Христос называет Истиной Себя: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14. 6). Тот Дух Утешитель (Ин 16. 7), пришествия Которого Христос заповедает ожидать после Своей смерти и воскресения, именуется «Духом истины»; Он наставит учеников Христа «на всякую истину» (δηγσει μς ν τ ληθε πσ; букв. будет руководить вами в [познании] всякой истины - Ин 16. 13). В Первом послании Иоанна Богослова говорится, что о Христе свидетельствует Дух, «потому что Дух есть истина» (1 Ин 5. 6).

http://pravenc.ru/text/675021.html

41. Кто почитает на земле Божиих угодников; тот, какое оказывает им усердие, такую получит и награду. Добро сотвори благочестивому, и обрящеши воздаяние, и аще не от него, то от Вышняго. Сир.12:2 . 42. Праведников в мире ненавидят; но кто напоит одного из уничиженных сих ( 1Кор.4:9 ) только чашею воды студеной, как последователя Христова, тот не лишится награды своей ( Евр.6:10 ). Милуяй нища ( 2Кор.6:10 сл.), взаим дает Богови, по даянию же его воздатся ему. Притч.19:17 . Гл. 11. Ст. 2–3. Кроткий и мудрый учитель не желает себе от учеников славы, и сам себя не хвалит ( Мф.11:4 ; Ин.8:54 ), но наставляет поучаемых неприметным ( Мф.11:3, 4 ) образом, кого они должны уважать более его и более всех ( Деян.14:11–16 сл.). 5. Нищие благовествуют, и нищим благовествуется; ибо не богатых, но нищих мира сего Бог избрал ( 1Кор.1:27 ) быть богатыми верою, и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его ( Иак.2:5 ). 5–6. Христианин! Твердо веруй, что Христос есть обетованный Мессия ( Лк.4:18 ); ибо в Евангелии слышишь, что слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, и нищим духом благовествуется о царствии Небесном ( Мф.5:3 ). 8. Пустынножителю не прилична дорогая одежда; он подражает Иоанну Крестителю, который носил одежду из верблюжьего волоса, и опоясывался кожаным поясом ( Мф.3:4 ). 11, 13. Креститель Господень Иоанн в личном отношении ко Христу больше ( Мф.11:9 ) всех пророков, как ближайший ( Мф.11:10 ), удостоившийся видеть Бога своими очами, и осязать своими руками; но Христос больше самого Иоанна ( Ин.1:15, 16, 19–27 , Ин.3:30–31 ), хотя и преклонял выю под руку Предтечеву ( Мф.3:4–16 ). Христос – велий пророк ( Лк.1:32 )! 11. Великий (велик) пророк Иоанн Креститель, – высший ( Мф.11:13 ) и последний ( Мф.11:14 ) пророк; но высокому званию не должно удивляться ( Мф.11:8 сл.). Ибо ни дарования ( Мф.11:9 ), ни ревность ( Мф.11:14 ), свойственные сану ( Мф.11:9 ), без смирения ( Мф.11:11 ) никого не делают истинным христианином. И так кто умалится ( Флп.2:5–8 ) как Христос, и смирится как дитя; тот и больше в царствии небесном ( Мф.18:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

   Христос ап. Петру: «Я говорю тебе: Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Слова, сказанные апостолам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле... Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:18, 20).    «Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, призывающий имяГосподне»(2Тим. 2:19). Свойства Церкви: ее пребывание в истине и святость    Истина и благодать являются важнейшими свойствами Церкви, ее сокровищем. Без них Церковь перестанет быть Церковью. Смотри тексты: Мф. 23:2, 3, Мф. 28:18, Ин. 8:32, Ин. 14:6, Ин. 16:13, 14, Ин. 17:17, Ин. 18:37, 1Ин. 5:6, 2Ин. 1:4, 3Ин. 1:4, 1Кор. 2:9, 10, Еф. 4:4-6 («один Бог, одна вера»), 1Тим. 3:15, 1Тим. 6:3, 2Тим. 1:13, Тит. 1:9, Тит. 2:1, Тит. 2:8, Евр. 10:23.    Даже если духовные наставники и не исполняют то, чему учат, следует уважать учение истины: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, облюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:2, 3).    Господь повелел апостолам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам... Кто поверит и крестится, спасен будет; а кто не поверит, осужден будет» (Мф. 28:19, 20; Мк. 16:15, 16). «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).    Иисус сказал: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).    Истина — отличительное свойство Духа Святого: «Утешитель, Дух Истины... Он наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). Первосвященническая молитва Христа: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18:37). «Сей есть Иисус Христос, пришедший водой и кровью и Духом, не водой только, но водою и кровью, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина» (1Ин. 5:6). Истина есть природа Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Нравственное состояние народа. Конечное торжество Бога Глава 28. Книги пророков Авдия, Ионы и Наума  28.1. Книга пророка Авдия 28.2. Книга пророка Ионы 28.3. Книга пророка Наума Глава 29. Книга пророка Аввакума 29.1. Первый вопрос пророка: почему зло остается безнаказанным? 29.2. Второй вопрос: почему для отмщения избран народ лукавый? 29.3. Пророческая песнь Глава 30. Книга пророка Иеремии 30.1. Общая характеристика книги 30.2. Изображение нравственного состояния жителей Иерусалима и Иудеи 30.3. Служение пророка Иеремии 30.4. Служение пророка после падения Иерусалима 30.5. Значение послушания 30.6. Символические видения и действия 30.7. Тема личной ответственности 30.8. Пророчество о пастырях Израиля 30.9. Пророчество о возвращении из плена и Новом Завете 30.10. Мессианские пророчества 30.11. Окончание книги: пророчества о языческих народах 30.12. Книга Плач Иеремии, Послание Иеремии  и Книга пророка Варуха Глава 31. Книга пророка Иезекииля 31.1. Призвание к пророческому служению 31.2. Пророчества о гибели Иерусалима (символические действия) 31.3. Видение беззакония Иерусалима. Второе видение Славы Божией 31.4. Обетование спасения 31.5. Предсказание о переселении 31.6. Обличение лжепророков  и старейшин-идолопоклонников 31.7. Обличительные и пророческие притчи 31.8. Притча о кедре и пророчество о Наследнике 31.9. Разорение Иудеи – подтверждение истинности Обетований 31.10. Тема личной ответственности 31.11. Пророчества о языческих народах. Царь тирский 31.12. Пророчества о Пастыре и Новом Завете 31.13. Пророчество о воскресении 31.14. Великая битва 31.15. Видение Нового Иерусалима Глава 32. Книга пророка Даниила 32.1. Даниил и Анания, Мисаил и Азария в Вавилоне 32.2. Сон Навуходоносора 32.3. Золотой истукан. Отроки в печи вавилонской 32.4. Безумие Навуходоносора 32.5. Пир Валтасара 32.6. Даниил во рву львином 32.7. Неканонические добавления 32.8. Видение четырех зверей 32.9. Видение овна и козла 32.10. Пророчество о седминах 32.11. Видение великой брани Глава 33. Книги пророков Аггея, Захарии и Малахии 33.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Славное Господне Вознесение Мы пытаемся согласно этой группировке Евангельских событий установить их хронологию по месяцам, где это только возможно (Dom Calmet; Speaker’s Bible etc). Ранняя весна первого года Господней проповеди. Первые ученики ( Ин. 1:19 ; Ин. 2:11 ). Первая Пасха Апрель ( Ин. 2:13 ; Ин. 4:54 ). Праздник труб (нового года). Сентябрь первого года проповеди ( Ин. 5:1–47 ). Вторая Пасха Апрель ( Ин. 6– 7:1 ). Праздник кущей половина Сентября ( Ин. 7:2; 8 ). Праздник обновления храма зимой 57 ( Ин. 11, 10; 11 , см. 10:22). Шесть дней перед последней третьей Пасхой ( Ин. 12:1–50 ). Пред самым праздником Пасхи ( Ин. 13 – 19:30 ). Пятница ( Ин. 19:31 ). Суббота день великий 58 (19:31). Первый день недели: первое Воскресение после иудейской Пасхи ( Ин. 20:23 ; Лк. 24и сл). Второе Воскресение: «после осми дней» Ин. 20:26–29 . Сорокадневный период между Воскресением Господа и Вознесением; от Апреля до половины Июня. Деян. 1:3 . В начале этого периода Господь является в Галилее ( Ин. 21 и Мф. 28:16–20 ). Вознесение Господне близ Иерусалима за 10 дней до Пятидесятницы ( Мк. 16:19 ; Деян. 1 :, 9). Вступление в первую главу Евангелия от Иоанна «Две были важные перемены в жизни человечества, говорит св. Григорий Богослов 59 . Первая – дарование закона, отвращавшего от идолов; другое – изменение и прехождение от закона к Евангелию. Ожидаем же и третьей перемены, которая есть наше переселение в горняя... Ветхий закон явно проповедовал Отца, Сына же темнее; новый явственно показал Сына: божество же Духа прикровенно назнаменовал». Первые слова Евангелия от Иоанна раскрывают явственно догмат воплощения Бога-Слова. Первая глава св. Иоанна разделяется на три части: в первой заключаются те семнадцать первых стихов, которые читаются в самый священный и радостный день года православного христианина и которые раскрывают уму его тайну воплощения; во второй заключается свидетельство Иоанна Крестителя о воплощенном в человеческом образе Боге, которого ему дано было узнать видением Духа Святого, сходящего с небеси на крещаемого; в третьей заключается призвание первых учеников и начало служения Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

3) Мы пришли ко Христу и обрели покой ( Мф.11:28–30 ); добрые дела, милостыни, посты и пр. – излишние бремена. 108 Господь обещает успокоить «труждающихся (изнемогающих от суетного труда) и обремененных» (грехами и страстями), но наперед повелевает им взять «Его иго, Его бремя» (учение, повеления) на себя. Иго это благое, потому что возлагает всеблагой Бог для нашего же блага, а бремя Его легкое не потому, что Он требует малого (ср. Мф.5:3–48, 10:37–38 и др.), и не по отсутствию трудностей в несении его ( Мф.11:12 и др.), как думают сектанты, но вследствие благодатных сил, подаваемых при несении его ( 1Кор.15:10 ). Господом заповеданы добрые дела ( Мф.5:16, 19:17 ; Лк.17:10 ; Ин.13:34, 14:21, 23 и др.), милостыня ( Мф.6:1–4 ), пост ( Мф.6:16–19, 9:15, 17:21 ; ср. Мф.4:2 ). Преподобный Исаак Сириянин так учит о необходимости исполнения заповедей и значении их для христианина: «Заповеди даны Господом как врачевства, чтобы очищать душу от страстей и грехопадений. Ты знаешь, что зло привзошло к нам от преступления заповедей. Итак, ясно, здравие возвращается снова их хранением. А без делания заповедей, пока прежде всего не пойдешь оным путем, ведущим к душевной чистоте, не должно нам и желать и ожидать очищения души... Если любишь чистоту сердца... прилепись к владычным заповедям, как сказал Владыка ( Мф.19:17 ), из любви к Давшему их, а не из страха или воздаяния награды». Покой доброму и верному рабу Господнему предлежит в будущей жизни (ср. Лк.17:7–8 ; Откр.7:16–17, 21:4 ). «Совершенные, – говорит преподобный Макарий Египетский , – пока пребывают во плоти, не избавлены от забот по причине свободы и состоят под страхом, почему и попускаются на них искушения... Когда же душа войдет в оный град святых, тогда только возможет пребыть без скорбей и искушений; потому что нет там заботы или скорби или труда или старости или сатаны или брани, а есть там покой, радость, мир и спасение». 109 4) Мы веруем во Христа, слушаем слово Его и имеем жизнь вечную и не будем судимы ( Ин.3:16, 18, 5:24, 6:47 ; 1Ин.5:10–12 и др.)

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

600. Например, см. Ключ... С. 446-52. 601. Одним из самых ярких и загадочных «противоречий» является, например, следующее. С одной стороны, благодаря широкому церковному празднованию Рождества Христова мы знаем, что Христос родился в Вифлееме. Мф. и Лк. при всей разнице их повествований о событиях Рождества сходятся именно в этом (см. Мф. 2, 1 слл.; Лк. 2, 4). Т.к. ни в Мк., ни в Ин. о Рождестве ничего не говорится, закономерно, что Мф. и Лк. востребованы в православном богослужении Рождества Христова как Евангельские чтения. Но вот какой интересный нюанс присутствует в Ин., где в одном месте в связи с рождением Христа также упоминается Вифлеем. Когда неверующие иудеи сомневаются в мессианстве Иисуса, свою позицию они аргументируют так: «Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?» (Ин. 7, 42). Как будто подразумевается, что всем известно, что Он не из Вифлеема. Возможно, это объясняется тем, что Он лишь родился в Вифлееме, после чего, проведя всю Свою оставшуюся жизнь в Галилее, Он и воспринимался как галилеянин (ср. Ин. 1, 45-46). Интересно, однако, что св. евангелист Иоанн никак не комментирует «вифлеемский» аспект мессианства Иисуса, оказавшийся столь важным для Мф. и Лк. 602. «Подложность» Нагорной проповеди «легко доказывалась» тем, что по Луке почти те же заповеди Блаженства, что и в Мф. (5, 3-12), Христос произносит не «на горе» (Мф. 5, 1), а «на ровном месте» (Лк. 6, 17). Св. Лука как будто специально дал повод для подобных критических пересудов, а Церковь не посчитала нужным подправить эту «неровность». 603. Порядок чтения Двенадцати Евангелий: I) Ин. 13, 31 — 18: 1; II) Ин. 18, 1-28; III) Мф. 26, 57-75; IV) Ин. 18, 28 — 19, 16; V) Мф. 27, 3-32; VI) Мк. 15, 16-32; VII) Мф. 27, 33-54; VIII) Лк. 23, 32-49; IX) Ин. 19, 25-37; X) Мк. 15, 43-47; XI) Ин. 19, 38-42; XII) Мф. 27, 62-66. 604. О значении термина «Синоптические» см. § 22. Впервые он был введен в 1776 году Грисбахом (J.J. Griesbach), который составил «Синопсис», где параллельные тексты из Мф., Мк. и Лк. были расположены рядом для сравнения. — Cм. Kümmel W.G. P. 36.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Иоанн в начале своего призвания, любя народ свой и веря еще в его политическую будущность, думал, что любимый им Учитель воссядет на земной престол Палестины (ср. Мф. 20:20–24 , Мк. 10:35–40 ). Мало помалу однако ум его светлеет под животворящим влиянием воплощенного Слова. Он, избранный в числе трех свидетелей славного преображения Господня на горе, – он выносит великое поучение, стоя в невыносимой скорби при кресте Господа, и вместе с другими обрадован великою радостию светлого воскресения Господа Иисуса и свидетель славного Его вознесения на небо. Иоанн – еврей в лучшем значении этого слова; он израильтянин для того только, чтобы указать связь ветхозаветных писаний с великими, совершающимися перед глазами его событиями. Он тщательно памятует и начертывает слова Господа, указующие на эту неразрывную связь и указывает пророчества, предрекавшие события. «Не может разоритися писание» ( Ин. 10:35 ). «Да сбудется писание» ( Ин. 13:18 ). «Есть писано во пророцех» ( Ин. 6:45 ). «Его же писа Моисей в законе, и пророцы, обретохом» ( Ин. 1:45 ). «О мне бо писа Моисей» ( Ин. 5:46 ). Ср. еще в главе Ин. 19:24, 36, 37 ссылки на пророчества при исполнении соответствующих им событий. Еще особенность Евангелиста, сохраняющего при начертании Боговдохновенных книг и свою индивидуальную личность, – заключается в том, что он везде очевидец описываемых событий. Он говорит ( Ин. 1:35 ) о двух учениках, видевших Господа и последовавших за Ним; о шести кувшинах, стоявших близь дома, где был брак в Кане Галилейской ( Ин. 2:6 ). У Самарянки, как Господь сказал ей, было пять мужей ( Ин. 4:18 ); расслабленный лежал в болезни своей 38 лет ( Ин. 5:5 ); хлебы, которые нашлись у мальчика были ячменные ( Ин. 6:9, 13 ). Господь спрашивает о том, как накормить народ, Филиппа ( Ин. 6:5, 7 ) и притом, испытуя его. Когда ученики плывут в лодке, а Господь приближается к ним, идя по воде озера Тивериадского, то «лодка проплыла в это время 25 или 30 стадий» ( Ин. 6:19 ). В главе Ин. 12эллины обращаются к Филиппу, желая видеть Господа. Особенно поразительны подробности прибытия Господа в Вифанию (Ин. 6и сл.). Все действия и слова сестер Лазаря и бывших при них Иудеев, слезы Божественного Учителя, слова Иудеев, восстание умершего, – все это очевидно рассказ человека, видевшего своими глазами все это событие. В последней беседе ( Ин. 14:5, 8 ) приведены подлинные слова Фомы и Филиппа, обращенные к Господу. И при кресте Господнем сохранены все подробности событий, указана подробность о тканом хитоне; одежды распределяются между четырьмя воинами, что составляло законное число стражи 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Выбор материала есть право писателя, и основания выбора для нас не всегда ясны. Оговорка Иоанна, описавшего, по его свидетельству, только часть чудес Христовых ( Ин.20:30 , ср. Ин.21:25 ), относится и к синоптикам, прежде всего, потому, что у каждого из трех синоптиков, кроме общих чудес, есть и чудеса, опущенные в параллельных повествованиях (ср., напр., Мк.9:27–33 , Мк.7:32–36 , Лк.17:11–19 ). Не надо преувеличивать и того влияния, которое Иоанн приписывает чуду воскрешения Лазаря на события Страстной недели. «Этот Человек много чудес творит» ( Ин.11:47 ), так, по свидетельству Иоанна, понимали иудейские начальники положение вещей. Воскрешение Лазаря было только последнею каплею. Оно не вызвало бы выступления иудейских начальников, если бы Христос до того не совершил других чудес. Но последнею каплею было оно. И поставленный вопрос остается в силе: Что заставило Иоанна приписать такое значение именно тому чуду, мимо которого без внимания прошли синоптики? Начнем с того, что самоочевидно. Целый ряд фактов, упоминаемых у Иоанна, нашел свое место в Евангелии несомненно потому, что в этих фактах раскрывается высший духовный смысл. Чудо насыщения пяти тысяч ( Ин.6:1–14 ), вызывающее в памяти народа ветхозаветную манну в пустыне ( Ин.6:31 ), является исходной точкой для поучения Христова о хлебе животном, сшедшем с небес, в котором раскрывается глубочайшая сущность христианской Евхаристии ( Ин.6:26–64 ). Упоминание Пасхи ( Ин.6:4 ) и отдельные подробности (ср. Ин.6:12 и Чис.6:12 ) делают эту связь особенно ясной. В последний день праздника Кущей Христос говорит о потоках воды живой, и Евангелист толкует эти слова, как обетование Святого Духа ( Ин.7:37–39 ). О рождении от воды и Духа Спаситель учит Никодима ( Ин.3:5 ). Связь воды и Духа вытекает и из беседы Господа с самарянкою ( Ин.4:7–19 ). Христос исцеляет слепого от рождения ( Ин.9:1–7 ) и, обличая жестоковыйных иудеев, соблазняющихся этим чудом, говорит о невидящих, которые узрят, и видящих, которые станут слепы ( Ин.9:39–41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010