Только при условии безоговорочного принятия этих, основных евангельских истин может быть поставлен по-христиански вопрос и об ограничении рождаемости. XII. Брак духовенства Из книг Нового Завета, мы знаем, что некоторые апостолынапр. апостол Петр – имели жен, и что брак не почитался препятствием для вступления в церковный клир: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж , трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив,... хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью ( 1Тим.3:2–4 ). Единственное требование, упомянутое в канонах, это согласованность брака клириков с христианским учением о браке: «кто, по святом крещении, двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще состоять в списке священного чина» (Апост. кан. 17). Второй брак является, для мирян, всего лишь допущением; для клириков это допущение невозможно, поскольку проповедь христианской Истины, являющаяся их прямой обязанностью предполагает, что они сами, в своей личной жизни, исполняют ее, и эта Истина включает учение о едином браке, по образу Христа и Церкви. То же требование распространяется, в канонах, и на жен клириков: «Взявший в супружество вдову, или разведенную, или блудницу, или рабыню, или актрису не может быть ни епископом, ни священником, ни диаконом...» (Апост. кан. 18). Все это, в сущности, вполне совпадает с христианским идеалом абсолютной моногамии, которая является требованием для клириков, поскольку, как мы видели выше, только первый брак, как норма, освящался церковным тайнодействием и запечатлевался общим евхаристическим причащением. Второй брак не благословлялся в Церкви. Но само собою разумеется, что это требование не относится к гражданским бракам, заключенным «до крещения», т. е. до вступления в Церковь . С точки зрения Церкви, эти браки вообще не являются браками и не могут служить препятствием к рукоположению, если кандидат женился вновь церковно, после своего крещения. Древнее церковное предание, признавая вполне законным вступление в клир для лиц, состоящих в брачном союзе, запрещает брак после рукоположения (Апост. прав. 26). Правда, в четвертом веке, Анкирский собор еще разрешал брак диаконов в тех случаях, когда, при рукоположении, они заранее сообщают епископу о своем намерении жениться (прав. 10). Это правило было формально отменено сначала императором Юстинианом (новелла 123), а затем Трулльским («Шестым Вселенским») Собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

74 Апостольские постановления простирают эту власть даже до права отрешать низших клириков от должностей, но это только в чрезвычайных случаях, и в отсутствие пресвитера, или епископа. Пост. 8, 28. 76 Поэтому на некоторых, даже вселенских, соборах находим подписи дьяконов вместо их епископов; напр. на III всел. соборе подпись дьякона карфагенского. ap. Labbe. 77 Из некоторых древних свидетельств видно, что дьяконам иногда позволялось совершать крещение, по примеру дьяконов апостольских, но только по особенному поручению от епископа, и притом в случае отсутствия или недостатка пресвитеров. Тертулл. de baptismo 17. Иероним. adv. Lucifer. cap. 4. Св. Кирилл Иерус. оглас. 17. §17. Иногда также дьяконы говорили поучения к народу, как показывают примеры св. Иоанна Златоустог о в Антиохии, когда он еще был дьяконом, и св. Ефрема Сирина в едесской Церкви. П. Фотия: bibl. cod. 196. pag. 512. Иерон. catal cap. 115. Амврос. ad Ephes. 4. 79 Иподьяконы назывались и просто служителями (πηρετης). Вельсамон ad canon. 21. concil. laodic. πηρεται λεγονται ο ποδιαονοι; тоже – Зонара. Так называются иподьяконы и в правилах соборов: I всел. (деян. 2), лаод. (прав. 22. 43) и др. 80 Соб. I всел. деян. 2: τον πηρετην εις διανιαν τουτων (επισκοπου, πρεσβυτερου αι διακονου) ειναι προσηι. 81 Самое возглашение во время литургии: «елицы оглашенные взыдите» в древней Церкви иногда предоставлялось иподьяконам. Вальсамон, Зонара: ad can. 22 et 43. laodic. Апостольские постановления назначают дьяконам те двери, чрез которые входили христиане мужского пола, а иподьяконам другие, которыми входил женский пол. Пост. апост. 8, 11. 83 Пост. апост. 3, 11. Св. Игнатий к антиох. 12. Соб. лаодик. пр. 24. Апост. прав. 69. Соб трулл. 4. 84 Зонара и Вальсамон: ad can. 23 laod. et ad can. 4 trull. В некоторых церквях чтение совершалось самими пресвитерами, и даже епископами. Созом. 7, 19; в других к этой должности допускаемы были все верные, и даже некоторые из оглашенных. Сократ. 5,22. 87 Так апостольские правила упоминают только о трех низших должностях церковных: иподьяконов, чтецов и певцов (пр.69); в апостольских постановлениях указываются четыре степени: иподьяконов, чтецов, певцов и придверников (lib. 3. cap.II). У других писателей присоединяются к ним еще заклинатели (εφωρκιςαι: лаод. пр. 26. антиох. 10). Св. Кирилл Иер. оглаш. предисл. Вальсамон: ad can. eit. laodic. etc. – у некоторых еще писцы (св. Епифаний expos. fidei. n. 21) и даже гробокопатели (Иерон. de ordin. eccl. tom. 4. p. 81). ef. Binghami. origin. t. 1. p. 2. cap. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

В начале беседы следует прочитать: Евр.5:4–6 ; кн. о вере л. 59 об., Ин.20:19–21 ; 2Пет.1:3 ; 2Кор.5:20 ; Рим.10:15 ; Деян.13:2–3 ; 2Тим.1:6 ; 1Тим.4:14 , Тим.1:4, Блаж. Августин против противн. закона и прор. гл. 1, числ. 39; св. Иринея кн. о, гл. 3, Тертул. «о давн. ерет. гл. 32, Толк. Апост. л. 548; Ник. Черног. сл. 63; (не к тому имеша благодать); Ин.15:4 ; Иринея кн. 4, против ерес. гл. 26 и поставить вопрос: от какого собора епископов послан был в Белую Криницу митр. Амвросий? Раскольник ссылается на 8 пр. 1 вс. соб. с толкованиями, Церк. историю Сократа кн. 7, л 3. Объяснить слова правила: «приходящие к святей... церкви», прав. 16 антиохийск. собора, 2 пр. купно всех св. апост. (Кирилл. л. 30), 1Кор.14:33 ; 2Кор.5:20 , Рим.10:15; 1 и 2 пр. св. апостол. Евр.7:7 ; об Агапите объяснить слова: напр., Антик «написал Агапиту, чтобы он управлял епископией»; и спросить, кто же м. Амвросию дал такое повеление? Раскольник заявляет, что священники у них были, а священники тоже посланники. На это заметить, что священники отличаются от епископов (Епиф. Кипрский ч. 5, гл. 4) и не имеют права посылать епископов, вручать им епископские кафедры: они сами находятся под управлением епископов (39, 55 пр. св. Апост., 6 пр. гангр. соб.). Раскол. читает толкования на 8 пр. первого вс. соб. и 69 пр. карф. соб. доказывая, что принятые под миропомазание еретики-клирики пребывают в клире. Возражение. Ник. Черног. тактик. л. 141. Блаж. Симеона Солунск. гл. 77, 69 пр. Карф. соб. повелевают оставлять еретических клириков в сущих санах только при приеме их 3 чином, а раск. приняли Амвросия вторым. 8 пр. 1 вс. соб. тоже повелевало принимать еретиков «чистых» по 3 чину. И только впоследствии их принимали по второму – 7 пр. 2 вс. соб., Вас. Велик., и 95 пр. 6 вс. собора; но в этих правилах уже не сказано, чтобы «чистых» оставлять в своих санах, а велено их снова рукополагать (Кормч. л. 293 об.). Аристин же допустил вольное толкование 8 пр. 1 вс. соб. не согласное с практикой церкви, как и 95 правила шестого вс. собора о еретиках: несторианах, евтихианах и северианах (Кормч. л. 205). В заключение прочитать слова св. Киприана: «сии суть, кои добровольно... («О единстве церкви»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

71 Указывают некоторые (из западных писателей), что крещение в день Пятидесятницы 3000 человк ( Деян. 2, 4 ) не могло совершаться через погружение. Но св. Лука и не говорит, будто ап. Петр крестил этих уверовавших в один день и при том без помощи других апостолов. Вероятнее, что совершала крещение их и другие апостолы, «не в один день и в разных местах в Иерусалиме же. Крещение целых домов предполагает, говорят еще, совершение его через обливание. Но употребление на востоке домашних ванн, в которых удобно было крестить и через погружение, делает такое предположение –не необходимым. 72 У LXX βπτω и βαπτζω есть перевод еврейских глаголов, однозначащих с латинскими – fingo, immegro, submegro, которые выражают понятие погружения во что л. Это значение еврейских слов сохранилось в славянском переводе, напр.: и сниде Нееман и погрузися (βαπτσατω) во Иордане трижды. Употребление с таким же значением этого слова встречается и у древних греков, напр. у Гомера, Илиада I п. 392 ст. 73 В 8 апост. прав говорится: «аще кто епископ или пресвитер совершит не три погружения (μ πρα βαπτσματα) единого тайнодействия, но едино погружение (ν βπτσμα), даемое в смерть Господню, да будет извержен». Единственно возможное понимание употребленного здесь слова βντισμα есть понимание в значении «погружения». 80 Тертул. De согоп mill c. 3. Сн. Прот. Праксея, 26 гл.; Апост. пост. VII, 16; Кипр. карф. Пис. 62, к Магну, где разрешается сомнение в действительности обливательного крещения. 85 Злат. Слова огласительные (II т.). На Колос. Бес. VI, 4; на Иоан. Бес. XXV; на 1 Кор Бес. XL, 1 и мн. др. 86 Григор. Двоесл. Epist. ad Leandrum. Из этого письма видно, что в западной церкви погружение троекратное было повсеместным до VI в., а с VI в. совершаемо было крещение, напр. в Испании и через однократное погружение; Григорий Двоеслов находил, что при правой вере в Св. Троицу «не может быть делом укоризненным – погружать крещаемого младенца или трижды или однажды, когда и тремя погружениями может быть изображена троичность и одним погружением может быть изображено единство Божества». Такое же определение сделал Толедский собор (610 г.). О допущении совершения крещения западною церковью чрез единократное погружение в позднейшее время говорил в свое время и патр. Михаил Керулларий (1054 г.). См. у. Алмазова. История чинопослед. крещения и пр. 297–300 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Так она изменяла а) обычаи апостольские. Напр.: в малоазийских церквах был обычай, ведущий свое начало от ап. Иоанна Богослова, праздновать Пасху в один день с евреями, а 1 вселенский собор отменил его и установил праздновать в первый воскресный день после весеннего полнолуния (Барон. лето 167, числ. 1; Синакс. в 7 нед. по Пасхе; Кормч. л. 6, сн. Антиох. 1 пр.; Лаод. 7 пр.), как мы теперь и празднуем. Еще пример. Со времени апостолов было в обычае возводить на епископскую степень людей женатых и 5-м прав. св. апостол этим епископам строго запрещается отпускать своих жен под видом «благоговения» (Кормч. л. 2); а 6 вселенский собор (12 прав.), под угрозою извержения из сана, запретил им жить с женами; значит, совсем отменил апостольский обычай. б) Некоторые обычаи отменялись низшею властию Церкви. Напр.: в древности христиане причащались отдельно тела Христова и отдельно крови Его, при чем тело Христово давалось им в руки; а св. Иоанн Златоуст ввел обычай причащать со лжицы, вместе и тела и крови Христовых. 6-й всел. собор (59 прав.) безусловно запретил совершать крещение в молитвенных домах; между тем, поместный двукратный собор (12-м прав.) говорит, что это правило относится лишь к тем, которые совершают крещение без соизволения епископа, а толковник 59 пр. прямо советует следовать в означенном случае новеллам императора Льва Философа, которыми в молитвенных домах крестить позволяется (Прав. св. апост. и др. с толков, стр. 635). Что отвечать тем раскольникам, которые говорят, что в прежнее время, во времена вселенских соборов, можно было делать подобные изменения, а теперь нужно строго следовать тому, что установлено? Церковь «не подлежит времени тления, никогда же стареет, но присно юнеется» (Кн. о вер. л. 19 об.); права ее как во время вселенских соборов, так и после них одинаковы: поэтому она и теперь, если найдет нужным, может изменять предания и постановления, не относящиеся к догматам веры. Перечень раскольнических обвинений на православную церковь За какие мнимые изменения раскольники обвиняют нашу православную греко-российскую церковь в еретичестве? За чтение 8 члена символа веры без слова «истиннаго», 7 члена – со словами «не будет конца» вместо «несть конца», за произношение имени Иисус вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Что отвечать тем беспоповцам, которые говорят, что по нужде можно оставаться и с двумя таинствами? Нужде могут подвергаться частные лица, Церковь же, не только вселенская, но и частная, никогда не может подвергнуться такой нужде. А как же св. Иоанн Богослов говорит в Апокалипсисе: И дана быша (жене, т. е. Церкви) две криле орла великаго, да парит в пустыню... ( Откр.12:14 ): два крыла – это и есть два таинства? Нет, св. Андрей Кесарийский под двумя крылами разумеет здесь два завета, а совсем не два таинства (Толков. на Апокал. стр. 57). О таинстве крещения Что такое крещение? Крещение есть таинство, в котором, верующий, при троекратном погружении тела в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Повторяется ли крещение? Нет. В символе веры мы исповедуем едино крещение во оставление грехов. Почему крещение не повторяется? Крещение есть духовное рождение: а родится человек однажды: поэтому и креститься должен однажды. Св. И. Златоуст говорит: «Крещение распятие есть, яко с нами распятся ветхий наш человек, да якоже несть второе распятися Христу, се бо есть причаствующе Его, да еже ся второе крестить, то паки Его распинает» (Апост. Толк. на посл. к Евр., Бес. на 14 посл. к Евр. бес. 9, стр. 2877, в Кирил. кн. л. 225 об. 226). Что отвечать беспоповцам, которые говорят, что всех еретиков следует перекрещивать, потому что «еретическое крещение несть крещение, но паче сквернение»? Хотя в «Соборном изложении» патр. Филарета, напечатанном в Потребниках его, Иоасафа и Иосифа, проводится такая мысль, но она не согласна с церковными правилами. 46 и 47 апост. прав. повелевают перекрещивать тех еретиков, которые крестят не по Господню завещанию, т. е. не в три погружения и не во имя Отца и Сына и Св. Духа, каковы, напр.: монтанисты, савеллиане, маркиониты и т. п. Такое же повеление находится в постановлениях некоторых вселенских и поместных соборов (1 всел. соб. 19 пр., 2 всел. 7 пр., 6 всел. 95 пр., Лаодик. 7 и 8 пр.) и святых отцов (см. Толков. 1 пр. Вас. Вел.). Тех еретиков, которые совершали крещение правильно, каковы, напр.: ариане, за исключением крайних или евномиан, македониане, несториане и т. д., правилами церковными (2 всел. соб. 8 пр., 6 всел. соб. 95 пр.) повелевается принимать без перекрещивания.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Но брак между одним из супругов и боковыми родственниками другого, также брак между родственниками той и другой стороны, был дозволен, исключая только брака отчима с женою пасынка, или мачехи с мужем падчерицы 88 . Церковь не могла допустить сего, хотя вначале и ограничила запрещение брака только ближайшими в родстве двухродном лицами, именно – братьями и сестрами супругов и супругами братьев или сестр (Апост. прав. 19. Неок. прав. 2. Васи л. вел. прав. 23, 78, 87. Тимоф. александр. прав. 11) 89 . Трулльский Собор, в настоящем правиле, простирает запрещение далее: он не дозволяет сочетаться браком, не только отцу и сыну с двумя сестрами, но и двум братьям с двумя сестрами. Здесь запрещение брака простирается уже до 4-й степени двухродного родства, и полагается не только между одним из супругов и родственниками другого, но и между родственниками равно той и другой стороны. Затем, на Соборах X–XI веков, правило это распространено до 5-й (напр. между дядей и племянником с одной стороны и двумя сестрами с другой) и даже 6-й степени, так что напр. двум братьям не дозволяется брак с двумя двоюродными сестрами 90 . Вообще, относительно разнородного родства, принято за правило: не допускать брака в нем, как скоро брак может произвести неприличное смешение родственных имен и отношений; как напр. если бы дядя и племянник вступили в супружество с двумя сестрами, то они были бы вместе и в кровном родстве между собою, как дядя и племянник, и перешли бы в родство двухродное, как свояки; жены их были бы и сестры между собою, и одна другой тетка и племянница, по мужьям своим; дети дяди стали бы и племянниками его племяннику, жене его, и двоюродными братьями по своему отцу и его дяде; а дети племянника были бы и племянниками его дяде по матери, и двоюродными внуками по отцу. Таким образом вышло бы совершенное смешение и как бы превращение родства (сн. Вас. в. 87). 55 . Поскольку мы уведали, яко обитающие во граде Риме, во св. четыредесятницу, в субботы ее постятся, вопреки преданному церковному последованию: то св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

менее трех епископов» 224 и проч. Соответственно этому, древне-христианская церковь , а за нею и церковь восточно-православная строго наблюдали за тем, чтобы епископская хиротония совершалась непременно тремя или по крайней мере двумя епископами, угрожая нарушителям этого правила извержением из сана (Апост. постановл. кн. VIII, гл. 27). И действительно, были примеры, что церковь исполняла такого рода угрозы: так риезский собор 439 года (в норбоннской Галлии) низложил епископа Арментария за то, что его рукоположение было совершено не тремя епископами. Точно также в патриаршество Михаила Оксита были низложены в 1170 году два епископа Климент и Леонтий, посвящение коих совершил один только митрополит. «Поименованных епископов, читаем в постановлениях константинопольского синода, низложившего упомянутых епископов, вследствие их антиканонического поставления объявляем вовсе не получившими епископского достоинства, как бы они никогда не были рукоположены, ибо они нарушили апостольское первое правило, говорящее о том, что епископ должен быть хиротонисан двумя или тремя епископами». 225 Поэтому то церковь не требовала вторичного рукоположения над получившими епископскую хиротонию единолично, как это делала она иногда напр. над рукоположенными от еретиков (68 апост. прав.) Поэтому то с другой стороны церковь в иных случаях даже положительно дозволяла такого рода хиротонию, ясно показывая этим, что она признает её действительною по существу. В 27-й главе 8-ой книги апостольских постановлений напр. прямо говорится: «если кто рукоположится одним епископом, то да будет извержен и он и рукоположивший его. А если рукоположиться ему одним епископом заставит необходимость, по невозможности присутствовать большему числу епископов, во время гонения или по другой подобной причине, то да представит он согласие на то большего числа епископов». 228 Соответственно этому, в истории древнехристианской и православной церкви, как и в истории церкви западной, было также не мало такого рода примеров, что епископская хиротония, совершенная единолично, признавалась действительною.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

" Управление каждой местной церковью сосредоточивалось в лице предстоятеля ее, епископа , как преемника апостольской власти. Он заведовал всеми церковными делами: без его воли пресвитеры и диаконы не могли ничего совершать (39-е Апост. прав.), и тем более устраивать отдельные богослужебные собрания без его благословения (31-е Апост. прав.). Вследствие той тесной связи, которая объединяла между собой всех членов церкви в одно целое, епископское управление имело характер правления семейного, и самому епископу, поэтому, часто усваивалось название отца (papa). Под главным надзором епископа принимали деятельное участие в управлении клир и миряне. По всем важнейшим церковным делам епископ всегда совещался со своими пресвитерами и диаконами и выбранными старостами из мирян. К таким делам относились: обсуждение вопросов об избрании на церковные должности, дела о членах, впавших в ереси, дела о падших во время гонений: суд над теми и другими, важнейшие вопросы по распоряжению церковным имуществом и т.п. Пресвитеры, диаконы и старцы из мирян, таким образом, составляли при епископе как бы главный совет его. Ближайшими же советниками и помощниками епископа по управлению церковью были вообще пресвитеры. При их участии епископ избирал кандидатов на церковные должности, главным образом через них наблюдал за жизнью паствы, вместе с ними распоряжался церковным имуществом, вообще обсуждал с ними все церковные дела. Пресвитеры, во главе со своим архипресвитером, лицом ближайшим к епископу, составляли при последнем пресвитерский совет . За смертью или отсутствием епископа, они заведовали всем церковным управлением. Значение диаконов в церковном управлении состояло в том, что они были первыми исполнителями всех поручений, решений и распоряжений епископа по всем церковным делам. По поручению епископа они собирали справки, нужные ему по тому или другому делу, раздавали, по назначению его, вспомоществования из церковных сумм бедным и другим, призреваемым церковью, лицам, объявляли верующим решения епископа, напр., о времени и месте богослужебных собраний, и т.д. Первое место между диаконами занимал архидиакон , который, как ближайшее и доверенное у епископа лицо, имел в своем ведении всех диаконов и низших клириков, наблюдая за их жизнью и руководствуя при богослужении. Вследствие своих непосредственных сношений с епископом и близости к нему, а также вследствие постоянных и близких сношений с мирянами, диаконы, и особенно архидиакон, приобретали иногда большое влияние на управление церковными делами, даже большее, чем пресвитеры, от чего и относились к последним так, как будто бы они занимали высшую иерархическую степень. Поэтому 1-й вселенский собор счел нужным указать диаконам настоящее их место в иерархии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

Посредством Крещения принимаются в Православную Церковь язычники, евреи и магометане. Кроме того, посредством Крещения же должны приниматься такие последователи христианских сект, которые заблуждаются в коренных догматах православной веры, извращают православное учение о Св. Троице и совершении таинства Крещения (напр., евномиане, которые отвергали равенство лиц Св. Троицы и совершали Крещение единократным погружением в смерть Христову; или монтанисты, которые совершали Крещение «Во имя Отца и Сына», и в Монтана, и Прискиллу). Посредством Миропомазания должны приниматься такие сектанты, которые совершают Крещение правильно в три погружения с произнесением Богоустановленных слов: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа...», и заблуждаются в частных догматах веры (ариане, македониане и др.) 141 . Посредством покаяния и отречения от своих заблуждений должны быть принимаемы церковные раскольники, имеющие иерархию законного происхождения, но отделяющиеся от православной Церкви из-за вопросов нравственного, обрядового и дисциплинарного свойства, а также догматических учений второстепенного значения (донатисты, евхиты, несториане). Этим же чином принимаются все вообще заблуждающиеся и падшие, которые подвергались отлучению от Церкви и желают возвратиться в общение с нею. Тех из католиков и армян, которые не получили конфирмации или Миропомазания от своих пастырей, она тоже принимает чрез Миропомазание; получивших же Миропомазание или конфирмацию католиков и армян она принимает посредством покаяния, отречения от заблуждения и причащения св. Тайн, т.е. третьим чином; отступившие от Православия принимаются тоже третьим чином. Старообрядцы принимаются различно: те, которые, будучи прежде православными, были по Крещении миропомазаны в Православной Церкви, но впоследствии отступили в раскол, принимаются посредством покаяния и причащения; те из раскольников, которые родились и крещены в расколе, принимаются посредством Миропомазания, как не имеющие у себя, по недостатку законной иерархии, таинства Миропомазания. По каноническим постановлениям Церкви Вселенской, при обращении в Православие еретиков и раскольников нужно соблюдать осторожность, чтобы не повторить Крещение, над лицом, «поистине, Крещение имеющим», и чтобы, наоборот, не оставить без Крещения «оскверненного от нечестивых» (Апост. прав. 17). Тех, которые, хотя по самому рождению принадлежат к обществу еретиков и от них были крещены, но крещены правильно, не должно перекрещивать; принадлежащих же по самому рождению к обществу еретиков, извращающих основные догматы веры и в то же время составляющих свое, совсем отличное от православного, Крещение, должно крестить (I Всел. соб., прав. 8, 19; II Всел. соб., прав. 7; VI Всел. соб., прав. 95; Лаод. прав. 8; сн. в кн. II. Забелина «Права и обязанности пресвитеров).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010