– Заметим здесь, что вероятно преемником Иллариона был Анатолий, который постриг агиографа в монашество и сообщил ему вышеприведенную повесть. Он правил монастырем долго (напр. в 80 – 90-х годах). Очевидно, после него сменилось уже несколько игуменов в Студии, если агиограф говорит монахам: «знаю, что все вы знаете нашего пастыря Анатолия». Многое, говорит автор, следует предать забвению, чтобы быть кратким, ибо речь слаба для передачи чудес святого (§ 87). Житие оканчивается молитвенным воззванием агиографа, который между прочим заявляет, что он пожелал сделать известным то, что покрыто бездной молчания много лет (ν μακρ τ χρν), просить святого даровать мир церковному сонму и ниспровергнуть дерзкий натиск диких народов 319 и их надменную гордость; «виждь, на что они ныне дерзают» (οα νν τ τολμμενα): сжигают церкви и проливают кровь! убеди молитвами твоими, чтобы они пришли чрез веру к древнему благородству славы, или всецело были истреблены» (§ 88). Время написания Жития не может быть определено с точностью. Биограф говорит о Крите, находившемся в его время под властью мусульман, а известно, что этот остров оставался в их руках с 826 по 961 год. В виду того, что Николай умер в 868 г., расстояние может быть сокращено до одного столетия (868–961). Далее, принимая во внимание, что выздоровевший от посмертного чуда Николая Антоний Мавр жил 40 лет в полном здоровье, заключаем, что Житие могло быть написано лишь после 915 года; неопределенное указание, что Житие составлено много лет спустя после кончины святого, оправдывая последнее соображение, может дать основание к еще большему сужению предела 915–961. Сообразно с этим, заключительные моления агиографа могут относиться к борьбе партий евфимиан и николаитов, сторонников двух патриархов цареградских (921 г.), и к нашествию на Византию Болгарского царя Симеона (924 г.). 261 Migne, 602: μγας Πρδρομος, ο μιμητς ξιθη γενσθαι ν τ λεγμ το μοιχεσαντος βασιλως Πλτων. Ср. ниже, col. 323. 263 τορσι μν κα σοφιστας πσα σπουδ: Migne, 804–849. Ср. также письмо его о кончине Платона. II, 29: 1197. 269 ως μν το παρντος, δελφο μου: Combefis. Auct. nov. II. 855; Migne, 1825–1849; «Христ. Чтение» 1887, V. 217. 270 Πολλο μν τν γων: Migne XCIX. 233–328; русский перевод в «Творениях св. Феодора Студита ». Спб. 1867, I. 3–97. По Cave II. 281, Михаил – пресвитер Великой Церкви, живший ок. 878 года. По распределению С. Thomas’a (Theodor von Studion und sein Zeitalter, 1892 S. 23 ff.), это – vita В, в противоположность vita А, связываемой в рукописях с именами то Иоанна, то Феодора Дафнопата, то πρς Μιχαλου μοναχο, о которой речь будет ниже. Менее критическая работа о Феодоре – В. Преображенского (Преподобный Феодор Студит и его время. Μ. 1896). 271 col. 236: τν γρ ο πολλοστν π βασιλως διπων ρχν, καθ’ τι ταμιεας χρημτιζε τν βασιλικν φρων. 281 col. 253: τν τν ατομτως γθεν ναδιδομνην θερμν πλαυσιν. О Пифийских банях говорит и Житие Николая Студита.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

по: Каменнов. 1887. Июль. С. 302). Первоисточником изображений крылатого И. П. является пророчество Малахии: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...» (Мал 3. 1), к-рое в НЗ соотносится с личностью И. П. (Мф 11. 10; Мк 1. 2; Лк 7. 27). Согласно святоотеческому толкованию, И. П. стал обладателем естества, равного ангельскому, вслед. своего аскетического подвига: «…он жил почти подобно ангелам... тело его... хотя и дерзновенно сказать, уподобилось тому первоначально слепленному Творцом из земли... не знавшему естественных потребностей телу, в котором отпечатлен был ангельский образ, нисколько не отличавшийся от тончайшей тени вследствие чрезмерного воздержания. Кожа богоблагодатная, богоданная и издававшая великое благоухание от духа, цвела на нем и прикрывала его, как бы не отцвечивая плоть тучную и вещественную, но будучи как бы смешана и созерцаема на некоей невещественной сущности, не составленной из стихий. Волосы... прикрывали это ангеловидное и озаряемое благодатями Духа лицо» (Слово прп. Феодора Дафнопата на перенесение из Антиохии досточтимой и честной руки святого славного пророка и Крестителя Иоанна/Изд. и пер.: В. В. Латышев//ППС. 1910. Т. 20. Вып. 2(59). [Ч. 1]. С. 57-76. [Пункт] 20). Изображения И. П. Ангела пустыни создавались в XIV-XV вв., напр. икона из ц. Зачатия св. Иоанна Предтечи с. Городище близ г. Коломны (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). Однако наиболее широкое распространение данный иконографический тип получил в древнерус. искусстве XVI-XVII вв. Можно выделить неск. изводов указанной иконографии, на всех И. П. с крыльями представлен фронтально или в небольшом развороте. 1. И. П. благословляет правой рукой, в левой держит развернутый свиток, напр., на иконах «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни»: из ц. Зачатия св. Иоанна Предтечи с. Городище; с житием в 16 клеймах (XVI в., ЯМЗ); с житием в 14 клеймах (2-я пол. XVI в., АМИИ); XVI в. (СПГИАХМЗ); кон. XVI в. из Ярославля (ГТГ); с житием в 18 клеймах из Борисоглебской ц. в г. Балахне Нижегородской обл.

http://pravenc.ru/text/471450.html

эклог Феодора Магистра (Дафнопата), к-рые были написаны после составления прототипа «З.» («Златоструя царя Симеона»), а также ряд статей слав. происхождения; при этом среди памятников, входящих в пространную редакцию, отсутствуют, по всей видимости, тексты, созданные или переведенные после XI в. Различные хронологические слои можно выделить и в краткой редакции «З.». Т. о., первоначальный сборник («Златоструй царя Симеона») не сохранился, к нему, вероятно, восходят обе наиболее распространенные его редакции (пространная и краткая). Те обстоятельства, что во фрагментах «З.» XIII в. встречаются календарные отсылки, а список XII в. находится в одном сборнике с древнейшим списком минейного Торжественника , заставляют поставить вопрос о связи «З.» с календарными, прежде всего триодными, сборниками. Однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку даже ранние отрывки сборника, содержащие календарные указания, отстоят от времени создания архетипа более чем на 3 столетия и поэтому могут отражать один из этапов позднейшей истории бытования сборника. В то же время в лит-ре ( Иванова. 1976) отмечается явная текстологическая вторичность даже в древнейших триодных сборниках (напр., в Гомилиарии Михановича) гомилий, общих для них и «З.». Заглавие у сборника появляется в рус. рукописной традиции не ранее кон. XV-XVI в. При этом оно не выносится в начало рукописи, но указывается в писцовых и владельческих записях: «Сия книга богодухнавенная, глаголемая Златоструя, дана бысть...» (ГИМ. Усп. 14/бум., 1505 г.). Лишь в списках XVII-XIX вв. название появляется в заглавии: «Книга, глаголемая Златоструй, иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, патриарха Царяграда» (РГБ. Егор. 1393, 2-я пол. XVIII в.); «Оглавление книги сей, глаголемыя Златоструй, иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа, патриарха Царяграда» (РГБ. Овчин. 233, XVII в.). В то же время это название может встречаться в рукописях, не имеющих ничего общего с «З.», напр., оно используется для обозначения «Стословца Геннадия» (РГБ.

http://pravenc.ru/text/199905.html

В К-поле существовало не менее 36 храмов и мон-рей во имя Иоанна Предтечи, самые известные из которых - мон-ри Студийский, Липса, Петра, церкви в Евдоме и Сфоракии. Агиографические сочинения, посвященные И. П. В честь И. П. было составлено значительное число агиографических сочинений (более 30: BHG, N 831-867m). Среди них большое количество апокрифических Житий (Passio; BHG, N 831-835; 837c - 838d); авторство многих не установлено, однако существуют Жития, приписываемые ап. Иоанну Марку (BHG, N 834) и Евриппу, ученику И. П. (BHG, N 833e). Автором ряда сочинений, посвященных И. П., считается прп. Симеон Метафраст (X в.; BHG, N 835-837e). Самые ранние рукописи, содержащие Житие святого, датируются IX-X вв. Кроме того, к агиографическому циклу в честь И. П. относятся Сказания и Речи об обретении и перенесении мощей: об обретениях главы, приписываемые преподобным Симеону Метафрасту (BHG, N 840), Феодору Студиту (BHG, N 841, 842) и др. (BHG, N 839, 842a, 842d, 848k, 858z, 861u); об обретении десницы авторства Феодора Дафнопата (BHG, N 849). Сохранилось также много Речей в честь праздников, посвященных И. П., похвальных слов и гомилий. Из них более 20 приписывается свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 842v, 843k, 843n, 843t, 843v, 847c, 847i - 848d и др.). Среди др. известных авторов этих сочинений можно назвать Василия , архиеп. Селевкии Исаврийской (V в.; BHG, N 862), свт. Андрея , архиеп. Критского (VII-VIII вв., BHG, N 861, 862m), Иоанна Ксифилина (Младшего) (XI в.; BHG, N 843x), К-польских патриархов Германа II (1223-1240; BHG, N 843y) и Иоанна XIII Глику (1315-1319; BHG, N 847e), Фому Магистра (XIII-XIV вв.; BHG, N 843c), свт. Григория Паламу (ок. 1296-1357; BHG, N 846), имп. Мануила II Палеолога (1391-1425; BHG, N 865v) и др. Кроме того, существуют агиографические сочинения, посвященные И. П., с необычной тематикой, напр. гомилия о сошествии И. П. во ад, приписываемая Евсевию , еп. Александрийскому, или Евсевию , еп. Эмесскому. Помимо агиографических сочинений, непосредственно посвященных И. П., святой и его чудеса часто упоминаются в др. произведениях этого жанра, напр. в «Луге духовном» Иоанна Мосха (PG. 87. Col. 2852-2853). Чудеса совершались как в поствизант. период (напр., спасение мон-ря прп. Дионисия на Афоне от разграбления пиратами или чудо на о-ве Хиос (1740), когда в праздник Собора Иоанна Предтечи обрушившейся крышей были задавлены турки, к-рые хотели превратить в мечеть церковь, посвященную святому), так и в наст. время - одному из соборных старцев Иверского мон-ря, запретившему Паисию Святогорцу построить каливу в овраге близ скита св. Иоанна Предтечи, ночью явился И. П. и избил его, о чем старец поведал братии ( Исаак, иером. Житие Старца Паисия Святогорца. М., 2006. С. 182-183). Праздники в честь И. П.

http://pravenc.ru/text/471450.html

по преданию, отделил от остальных мощей ап. и евангелист Лука и перенес в Антиохию, где она и хранилась на протяжении мн. веков. Во время гонений имп. Юлиана Отступника жители спрятали ее в одной из городских башен, а впосл. она снова была помещена в храме и от нее совершалось множество исцелений. Одно из чудес часто приводится в источниках (напр., у Феодора Дафнопата), а также пересказывается нек-рыми путешественниками (напр., Клавихо), что свидетельствует о его большой популярности в Византии. За городом поселился страшный змей, которому язычники каждый год приносили в жертву девушек. Отец одной из девушек, христианин, накануне жертвоприношения пришел в храм И. П., чтобы поклониться его мощам и умолить святого спасти дочь. При этом он не просто приложился к деснице святого, но тайно откусил фалангу пальца и вынес ее из храма во рту. Когда он бросил ее в пасть змею, тот издох. Узнав об этом, множество язычников обратилось в христианство, а на месте этого события была построена ц. во имя Иоанна Предтечи, где впосл. и находилась десница святого; ее доставали из ковчега в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и по ней предсказывали урожайность года. Постройку этой церкви связывают с правлением имп. Феодосия I Великого (379-395). Историки сообщают, что помимо десницы в этот храм был перенесен и прах И. П. ( Du Cange. 1665. P. 178). Св. Иоанн Предтеча. Мозаика баптистерия Сан-Джованни, Флоренция. 2-я пол. XIII в. Св. Иоанн Предтеча. Мозаика баптистерия Сан-Джованни, Флоренция. 2-я пол. XIII в. Алтарь св. Иоанна Предтечи. 1366-80-е гг. XV в. (Музей собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции) Алтарь св. Иоанна Предтечи. 1366-80-е гг. XV в. (Музей собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции) В VII в. Антиохия была завоевана арабами и христиане хотели тайно вывезти десницу из города. Как пишет историк Иоанн Скилица, это удалось сделать только в правление имп. Константина VII Багрянородного (912-959): рука была привезена в Халкидон неким диаконом по имени Иов, святыню встретил на корабле патриарх и доставил в К-поль ( Scyl. Hist. P. 245). Там она была положена во дворце, о чем также упоминает в речи Феодор Дафнопат. Свт. Антоний, архиеп. Новгородский, во время паломничества в К-поль в 1200 г. видел десницу И. П. в «Златых Палатах», т. е. в Большом имп. дворце (Книга Паломник. С. 19). Аноним Меркати и Таррагонский Аноним называют более конкретное место нахождения святыни - дворцовую ц. Пресв. Богородицы Фаросской. Аноним Меркати писал о «руке целиком», а не только о кисти (Описание святынь Константинополя в лат. рукописи XII в./Пер.: Л. К. Масиель Санчес//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 440; Таррагонский Аноним «О граде Константинополе»: Лат. описание реликвий К-поля XI в./Пер.: Л. К. Масиель Санчес//Реликвии в искусстве и культуре восточнохрист. мира. М., 2000. С. 158-159).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Прп. Максим Исповедник. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат, Афон. 1547 г. Мастер Зордзис Фукас Прп. Максим Исповедник. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат, Афон. 1547 г. Мастер Зордзис Фукас Первая (греческая) версия жизни М. И. является частью церковного Предания, хотя в наст. время в научном мире в достоверности мн. ее сведений (особенно относящихся к пребыванию М. И. в К-поле и ранним годам монашеской жизни) выражаются серьезные сомнения ( Boudignon. 2004; Jankowiak. 2009). Вторая (сирийская) версия, хотя и ее достоверность ставится под вопрос нек-рыми исследователями (гл. обр. православными, напр.: Larchet. 1996. P. 7-12), в последнее время получила в научном мире репутацию более достоверной, так что в Оксфордском руководстве по М. И. (The Oxford Handbook. 2015) за основу изложения жизни М. И. и датировки его сочинений взята именно сир. версия ( Jankowiak, Booth. 2015. P. 19-83), несмотря на то что редакторы этого издания, Аллен и Нил, еще в 2003 г. отмечали, что отдают предпочтение достоверности описания юных лет М. И. в греч. Житии ( Neil, Allen. 2003. Р. 11). Переломной для мн. исследователей оказалась статья К. Будиньона ( Boudignon. 2004), хотя новых источников в оборот автор не ввел, лишь по-новому истолковав старые, исходя из принятого им палестинского происхождения М. И. Рассказ о юных годах, содержащийся в пространной версии Большого греч. Жития М. И., в большой степени повторяет Житие прп. Феодора Студита (BHG, N 1755), составленное в IX в. Феодором Дафнопатом ( Lackner. 1967. P. 294-298; Neil. 2001. P. 48; Neil, Allen. 2003. Р. 6), что ставит под вопрос достоверность этой части Жития. После публикации сир. псогоса, предлагающего совершенно иную версию юных лет М. И., сомнения в достоверности сведений из греч. Жития XI в. не только усилились, но и появилась альтернативная версия происхождения, юных лет М. И. и принятия им монашества. В наст. время в науке более достоверной (с определенными оговорками, связанными со спецификой жанра псогоса) считается сир. версия. «Документы из ссылки»

http://pravenc.ru/text/2561638.html

Наряду с апокрифическими житиями великомученика (напр., с «Историей рождения и детства») существует ряд апокрифических описаний чудес святого («Чудо с поясом», «Встреча с бесом») и «Откровение св. Георгия». При переходе от ранне- к средневизант. эпохе «Мученичество Георгия» претерпело ряд существенных изменений: царь Дадиан превращен агиографами в имп. Диоклетиана , а действие перенесено из Лидды в Никомидию. Вероятно, процесс трансформации этого апокрифа был постепенным, т. к. прп. Роман Сладкопевец († после 555) упоминает имп. Диоклетиана, но местом казни Г. еще называет Лидду. Самое древнее из средневизант. мученичеств содержится в рукописи 916 г. Vat. gr. 1660 (BHG, N 671-672, т. н. нормальный текст). Во 2-й пол. Х в. Симеон Метафраст (BHG, N 676-677) следовал средневизант. традиции в отличие от своего старшего современника Феодора Дафнопата († после 961), соединившего этот материал с древними апокрифами (BHG, N 673/4). В результате соединения апокрифической «Истории рождения и детства» Г. с т. н. нормальным текстом появляется интерполированный текст (BHG, N 678). Житие Г. продолжало перерабатываться на протяжении всего визант. периода. В новое время была выдвинута гипотеза о существовании 2 одноименных мучеников, пострадавших в Каппадокии и в Лидде ( Haubrichs. P. 233). Э. Гиббон и Ф. Феттер высказали предположение о смешении с Г. арианского еп. Георгия Каппадокийского († 361), сменившего на кафедре свт. Афанасия Великого. Мученичество В соответствии со средневизант. агиографической традицией Г. род. в Каппадокии (нормальный текст). В ряде источников названы имена его родителей: Геронтий и Полихрония. Согласно «Истории рождения и детства», отцом святого был персид. воин Геронтий. В интерполированном тексте Геронтий назван сенатором из Севастополя Армянского (в сев. части М. Азии), имевшим достоинство стратилата (командующего армией). Он был язычником, а Полихрония - христианкой. Мать воспитала Г. в христ. благочестии. Когда Геронтий заболел горячкой, то по совету сына призвал имя Христа и исцелился. В др. источниках сообщается, что после кончины мужа мать Г. переселилась с сыном на свою родину, в Палестину, где около г. Лидды у нее были богатые имения. Груз. традиция считает равноап. Нину родственницей Г. по отцу.

http://pravenc.ru/text/162188.html

303 Св. Харалампий просил Бога, чтобы там, где будут лежать его мощи, не случалось никаких несчастий (AASS Februarii, II (1864), р. 386), но конкретная его специализация состояла в лечении домашнего скота – отсюда, видимо, и популярность. 305 Латышев В. В. Две речи Феодора Дафнопата//Православный палестинский сборник. 1910. Т. 59, с. 33. 306 Mansi J. В. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, vol. XIII. Leipzig, 1902, col. 427C. 308 Geary Р. J. Furta sacra. Thefts of Relics in the Central Middle Ages. Princeton, 1978. Западная традиция обращения с мощами исследована в работах: Hermann-Mascard N. Les reliques des saints. Formation coutumière. P., 1975; McCulloh J. M. The Cult of Relics in the Letters and “Dialogues” of Pope Gregory the Great//Tradition. 32 (1976); Idem, From Antiquity to the Middle Ages: Continuity and Change in Papal Relics Policy from the 6th to the 8th Century//Pietas. Festschrift für B. Kötting/Hrsg. E. Dassmann, K. S. Frank (=Jahrbuch für Antike und Christentum, Ergänzungsband 8:1980); Heinzelmann M. Translationsberichte und andere Quellen. Tumhout, 1979; Dinzelbacher P. Die «Realpräsenz» der Heiligen//Heiligenverehrung in Geschichte und Gegenwart/Hrsg. P. Dinzelbacher. Setfildem, 1990. 309 Данная тема затрагивается, хотя и далеко не исчерпывающим образом, в работах: Abrahamse D. Rituals of Death in the Middle Byzantine Period I j Greek Orthodox Theological Review, 1984. Vol. 29, 2, p. 130; Kaplan M. De la depouille à la relique: formation du cube des saints à Byzance du Ve au Xlle siècle//Les reliques. Objets, cubes, symboles. Actes du colloque international de l’Universitè du Littoral-Côte d’Opale (Boulogne-sur- mer). 4–6 Sept. 1997/ed. P. E. Bozoky, A.-M. Helvetius. Tumhout, 1999, p. 19–20. 321 Mamepiaлu з icmopii biзahmiйcko-cлob’ahьckoi лimepamypu та мови. Niдromobub до друку проф. А. В. Ристенко. Одеса, 1928, с. 185. 323 Βος κα θαματα το σου πατρς μν υστρατου//Παπαδοπουλου Κεραμως Α. νλεκτα εροσολυμιτικς Σταχυολογας, т. 4. СПб,, 1897, с. 393–394. На латинском Западе практика благочестивых расчленений начинается позднее, чем в Византии, – с 1000 г. (Angenendt A. Reliquien. I. Abendland//Lexikon des Mittelalters. 1994. Bd. 7, fasc. 4, col. 702).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стоит пастве увидеть это, как она немедленно падает ниц, прославляя Бога. Столь велико количество извлеченного, что и благочестивые цари, и все пришедшие священники, и весь собравшийся народ в изобилии получают часть истеченного, и оно рассылается повсюду, где светит солнце, всем желающим христианам; и всегда сгустки и всесвятая кровь сохраняются в неизменной форме. Это происходит благодостойным образом не в установленной очередности [времен], но когда это позволяют уклад жизни предстоятеля и строгость нравов. Говорят, что когда управляет кто-то из достойных и знаменитых своими добродетелями, то это чудо случается очень часто, когда же не из таковых, то божественные знамения допускаются редко. Я скажу также и о таком, чему не препятствует ни время, ни случай и что не делает выбора между верующими и неверующими, но равно происходит со всеми: ибо когда кто-либо оказывается у драгоценной раки со всесвятыми останками, его наполняет благоуханный запах, превосходяший все привычное для людей. Он не похож ни на запах, исходящий от лугов, ни на запах, испускаемый каким-нибудь из самых благоуханных веществ, ни на запах, создаваемый теми, кто готовит аромата. Это нечто необычное и сверхестествен- ное, доказывающее собою могущество той, которая его испускает. Из «Церковной истории» Феодорита Киррского (V в.) Тела святых не скрывает могила, но их делят между собой города и деревни, и называют их спасителями душ и врачевателями тел, их почитают, как стражей и хранителей городов... и притом, что тело бывает разделено, благодать остается неделимой. Даже самомалейший и ничтожнейший [кусочек] мощей имеет такую же силу, как и сам мученик, который ни в коем случае не расчленяется. Процветающая благодать распределяет дары, умеряя любочестие в соответствии со степенью веры прибегающих [к помощи]. Из речи столичного интеллектуала и оратора Феодора Дафнопата на перенесение в Константинополь руки Ионна Предтечи (Х в.) Если даже десница [Предтечи] и отсоединена от остального тела, она никоим образом не обделена Божьей благодатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее предметом обсуждения становится именование священных икон (τς ερς εκνας) идолами, которое исповедает императора. В этой части апологии, произносимой от лица Феодора Студита , можно выделить три подраздела, которые посвящены образу в Ветхом Завете (на ветхозаветный закон, как обращает внимание его оппонент ссылается император), в Новом Завете (то есть после Воплощения) и образам в соотношении с их первообразами. Рассуждение о Законе, составившее первый подраздел, начинается с повторения ветхозаветного запрета поклоняться сотворенному. «Не следует ни благоговеть, ни воздавать какую бы то ни было честь твари, или рукотворенному, или какому-нибудь иному из изображаемых предметов» (τ μηδεν κτιστν, τ μηδεν χειροποητον, τ μ λλο τι δεν τν ντυπουμνων περιπειν, συνλως τιμν). Против применения этой заповеди к христианскому образу выдвигается три аргумента: вопервых, пришествие благодати упраздняет закон (τς χριτος λθοσης, νμος κατργηται), во-вторых, закон был дан вышедшим из Египта склонным к египетским обычаям, заключавшимся в почитании (τ σβας) наиболее постыдных вещей (поэтому заповедь и запрещает делать подобие всего видимого – παντς εδους μοωμα), в-третьих, Моисей сам не строг в соблюдении этого запрета, поскольку изготовил херувимов для скинии ( Исх.36:8 ). Этим херувимам тогда воздавалась большая честь и восхищение (πολλς ν κα τιμς κα κπλξεως) 627 . В следующем подразделе агиограф переходит к новозаветным событиям и указывает, что приход Христа во плоти означал и явление подобия Его славного облика (τς νδξου ατο μορφς...τν μφρειαν). Феодор Дафнопат подробно пояснет это положений. Затем житие А обращает внимание читателя на традицию почитания икон. Она идет от Самого Спасителя, который «Своего Лика очертания отпечатлел и изобразил (τν το οκεου προσπου μορφν τπωσ τε κα πεικνισεν) на полотне Эдесского Нерукотворного Образа. Этим божественным изображением (τ θε κτυπσει) Господь не только излечил царя, но и дал нам возможность увидеть черты Своего Божественного Лика ( θεος χαρακτρ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

  001     002    003    004    005    006    007    008