А.М. Величко XLVI. Император Роман II (959–963) Глава 1. Возврат Крита. Триумф византийского оружия в Сирии Краткое царствие 21-летнего императора Романа II вначале обещало Римскому государству много благ. Юный василевс был крепок телом, красив лицом и статен. Стройный, как кипарис, высокий мужчина с копной светлых, пшеничных волос, с красивыми глазами и «римским носом», розовощекий, спокойный, приятный в беседах, он вызывал любовь у народа и восхищение у женщин. Воспитанный отцом как ученый, Роман II прекрасно владел словом и письмом и относился к числу самых образованных людей своего времени. Во многом походивший на отца – и внешне, как мы могли убедиться, и по складу характера, император всегда находил время, чтобы помимо государственных дел заняться любимыми забавами. Правда, со временем его интересы изменились, и вместо научных бесед василевса все более стали увлекать охота – царь был страстным охотником, игра в мяч, состязания на ипподроме и пиры 422 . Но этот юноша вовсе не был прожигателем жизни, как иногда пытаются показать. Уже первые шаги нового царя показали, что на трон взошел человек, наполненный чувством ответственности за судьбу Римской державы и прекрасно разбирающийся в своих обязанностях. «Он любил родину, как мать», – скажет впоследствии о нем анонимный летописец, и это истинная правда. Иными словами, Роман II был настоящим самодержцем. Первым делом император воздал почести некоторым престарелым товарищам и помощникам покойного отца, которым Византия была обязана последними победами. Но вслед за этим... удалил их от дел, набрав себе новый штат сановников. Согласно последней воле Константина Порфирородного, главой синклита царь поставил друнгария флота, препозита Иосифа Вринге, способного (хотя и надменного) администратора, сосредоточившего в своих руках многие вопросы государственного управления. Протоспафария Иоанна Хирина он возвел в достоинство патрикия и назначил великим этериархом. Другой любимец императора, протоспафарий Сисиний, ученый муж и опытный государственник, стал логофетом геникона (начальником податного ведомства). Эпархом Константинополя приказом царя был определен другой ученейший человек своего времени, его близкий друг, Феодор Дафнопат. Опытные юристы и благочестивые люди, они поддержали тот режим законности, который царил при императоре Константине VII, становясь, по словам летописца, «судьями для обидчиков».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таблица 4 В 425 «μ δεν προσεσθαι τν εκνα το Χριστο, μτε τς χρντως ατν τεκοσης γας ειπαρθνου, κα τν λοιπν δικαων κα σων, ς τν τοιοτων φομοιωμτων εδλοις προσεοικτων». «Не следует принимать ни иконы Христа, ни непорочно Его родившей святой Приснодевы и прочих праведных и преподобных, поскольку таковые изображения подобны идолам». μ δεν τιμν σβειν τς εκνας λως προσεσται παραδχεσθαι, λλ’κριζον κα νασκπτειν κα ς εδλων γεσται φομοιματα «Не следует оказывать честь и почитать иконы и вообще принимать (их) и допускать, но искоренять и разбивать, поскольку они суть подобия идолов». Ο δον στν...τιμν σβειν συνλως προσεσθαι, παραδχεσθαι τ ν εκσι τυπματα, λλ καθαιρεν κα ες γν πτειν εδλων ντικρυς ντα φομοιματα. «Не следует…оказывать честь и почитать и вообще принимать или допускать изображения на иконах, но срывать и бросать их на землю, как идолов подлинные подобия». μ δεν λγων τς εροτπους ναστηλοσθαι μορφς, ς τν τοιοτων εκνων εδωλικν νδαλμτων παρχουσν «говоря, что не следует воздвигать священнообразные лики, будто таковые иконы суть идольские изображения». Автор редакции жития С в рассказе о воцарении императора Льва приблизительно придерживается хода повествования жития В, но от описанного «трактата об изображениях» Михаила монаха, автора жития В, полностью отказывается. Он заменяет этот текст иным, более простым и кратким 429 . Вступительной фразой к его рассуждению становится также приведенное выше в таблице: «не следует оказывать честь и почитать иконы и вообще принимать (их) и допускать, но искоренять и разбивать, поскольку они суть подобия идолов» 430 . За этим вступлением следует исповедание веры, говорящее о вочеловечении Христа, как о причине принадлежности Ему всех свойств человечества, не исключая и свойства иметь внешний вид плоти, и о связи первообраза и прототипа. Третий агиограф, Феодор Дафнопат, также сохранив сам эпизод и вступление, полностью переносит изложение учения об изображениях в другую часть жития и меняет способ включения его в текст: он придает ему форму апологетической речи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

В большинстве «Мученичеств» говорится, что они были записаны слугой Г. Пасикратом (или Панкратием), присутствовавшим при страданиях святого (BHG, N 670b, 670c, 671 и др.). Он перенес останки великомученика в Лидду, хотя в ряде источников говорится, что мощи Г. перенесла в Палестину его мать Полихрония. По интерполированной версии, Полихрония приняла мученическую смерть вместе с сыном. Самым пространным из дошедших до наст. времени визант. агиографических памятников, посвященных Г., является «Мученичество», написанное Феодором Дафнопатом. Из апокрифических житий этот автор заимствовал гл. обр. перечисление различных видов мучений, к-рые претерпел святой. Для реконструкции несохранившихся апокрифических Житий Г. важен эпизод мучений святого, когда его главу посыпают горящими углями, а затем, подвесив на дереве, обжигают факелами. Сочтя Г. умершим, воины отнесли его тело на гору Иликс. Это название встречается только у Дафнопата (в апокрифах она именуется Асинарис или Серес). В житие Г., написанное Феодором Дафнопатом, добавлен рассказ о маге Афанасии (см. в ст. Афанасий из волхвов ), к-рый после извлечения святого из ямы с негашеной известью поднес ему отравленный напиток, но Г. произнес молитву и выпил яд без вреда. Афанасий раскаялся и обратился ко Христу вместе с присутствующими при этом чуде. Император велел их казнить за городом. Существуют лат., сир., арм., копт., эфиоп. и араб. переводы «Мученичества» Г., дополненные рядом новых подробностей. Ист.: BHG, N 669у-680е; ВНО, N 309-313; ActaSS. Apr. T. 3. P. IX-XIX, 100-163; PG. 97. Col. 1169 - 1192 [энкомий Андрея Критского]; PG. 115. Col. 141-161 [житие Симеона Метафраста]; Веселовский А. Н. Разыскания в области рус. духовных стихов//СбОРЯС. 1880. Т. 21. Ч. 2. С. 172-199; The Martyrdom and Miracles of St. George of Cappadoce/Ed. B. W. Budge. L., 1888; Peeters P. Une Passion arménienne de S. George//AnBoll. 1909. Vol. 28. P. 249-271; Brooks E. W. Acts of St. George//Le Muséon. 1910. T. 28. P. 62-115; Krumbacher K. Der hl. Georg in der griechischen Überlieferung//ABAW. Münch., 1911. Bd. 25. Abh. 3; Латышев В. В. Страдание св. славнаго вмч. Георгия, приписываемое Феодору Дафнопату//ППС. 1911. Вып. 59 (оконч.); Miracula sancti Georgii/Ed. J. B. Aufhauser. Lipsiae, 1913; ВМЧ. Апр. М., 1916. Стб. 862-884, 908-924; Casson L. , Hettich E. L. Literary Papyri. Princeton, 1950. P. 128 - 142. (Excavationes at Nessana; 2).

http://pravenc.ru/text/162188.html

2519       Латышев В.В. Страдание св. славного великомученика Георгия, приписываемое Феодору Дафнопату и ныне впервые изданное (с русским переводом). СПб., 1911 (Правосл. Палест. сб. Вып. 59). 2521       Latyschev V.V. Menologii anonymi byzantini saeculi decimi quae supersunt: Fasciculus prior, febr. et mart, menses continens. 1–2. Petropoli, 1911–1912. Рец.: D[elehaye] H.//Analecta Bollandiana. 1912. T. 31. P. 324–326; Рец.: Ehrhard A.//Byzantinische Zeitschrift. 1912. Bd. 21. S. 239–246; перепеч.: Subsidia Byzantina 2/Preface F. Vinckelmann. Lpz., 1970; Латышев B.B. Византийская «Царская» минея. Пг., 1915 (Зап. Академии наук по историко-филолог. отделению. Сер. 8, подразд. 7. Т. 12). 2522       Самошенко В.Н. Археологические институты//Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1. А-Д. M., 1994. С. 120. 2523       Список членов, с биографическими данными: Веселовский Н.И. История… С. 427–457; Поленов Д. Библиографическое обозрение трудов Имп. Русского археологического общества: к празднованию 25-летнего существования общества. СПб., 1871; Протоколы общих собраний Имп. Русского археологического общества за 1899–1908. Пг., 1915; Залесская В.Н. Русское археологическое общество; Православное Палестинское общество; Археологическая комиссия//Византиноведение в Эрмитаже… С. 24–27; Khrushkova L. Rosyjskie towarzystwo archeologiczne//Encyklopedia Katolicka. T. XVII. Lublin, 2012. Kol. 393. 2524       Уваров А.С. Исследования о древностях Южной России и берегов Черного моря. СПб., 1851–1856; франц. пер.: Ouvaroff A. Recherches sur les antiquités de la Russie Méridionale et des côtes de la Mer Noire. 1–2, Atlas. P., 1855–1860. 2526       Толстой И.И. Древнейшие русские монеты Великого княжества Киевского. СПб., 1882; Он же. Русская допетровская нумизматика. Т. 1–2 СПб., 1884, 1886. 2529       Кене Б.В. Петр Юстин Сабатье [Некролог]//Зап. Одесск. Об-ва истории и древностей. 1872. Т. 8. С. 354–356; Тункина И.В. Русская наука… С. 248. 2530

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделение мощей некоторым образом даже предписывалось канонически: Седьмое правило Второго Никейского Собора (787 г.) повелевает, чтобы в каждой церкви имелись мощи святых мучеников 306 . К более позднему, но, несомненно, византийскому времени относится и традиция зашивать частицы мощей в антиминсы. Коль скоро храмов было много больше, чем святых, то разрознение последних воспринималось Церковью как нечто само собою разумеющееся (отсюда и все возрастающее дробление праведников, живших после VII в.!). Заметим при этом, что закон о τομβορυχα, разорении могил, никем не отменялся, так что любой благочестивый ктитор рисковал ни много ни мало быть сожженным заживо! Несмотря на рутинность практики разделения мощей, она все же не воспринималась вовсе нейтрально. Свидетельством этого является уже цитированная речь Дафнопата. В ней пересказана следующая легенда: в окрестностях Антиохии жил дракон, которому ежегодно полагалось приносить в жертву по одной девушке. Когда в очередной раз жребий выпал на христианку, ее отец отправился в церковь , где хранилась десница Предтечи, еще раньше отрубленная от остального тела евангелистом Лукой. «Склонившись над гробом и всем телом нависнув над ним, он, побуждаемый божественной любовью, в момент целования откусил зубами (τος δοσιν ποτεμν) большой палец этой десницы и, спрятав [во рту], как можно скорее выбежал из храма» 307 . Дальше в легенде говорится, что откушенный палец убил дракона и впоследствии почитался в особом храме. Похороны Авраамия, епископа Каррийского (ум. в I пол. V в.), описаны Феодоритом так: «Сбежались горожане, сбежались чужеземцы и все крестьяне. Соседи теснились, чтобы сподобиться благословения. У одра стояли многочисленные ликторы, угрозами побоев распугивая тех, кто пытался сорвать с трупа одежды и унести их» 310 . Еще одно свидетельство V в. – это житие св. Ипатия (ум. в 446 г.): «Толпа начала терзать (διεσπραττον) похоронное ложе, желая взять частицы его одежды себе на благословение. Один разрезал ножом саван, другой [хватал] плащ, третий [вырывал] волосы из его бороды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1351 Migne. P. Gr. t. XCIV, p. 748. Θεοδρου το Στουδτου... ες τ γενσιον το γου προφτου προδρμου Βαπτιστο· «ηδν τιν πολυφν. Творения, т. II. стр. 23–29. 1352 Migne, P. Gr. t. LXIII, col. 787. γκμιον ες τν γιον πστολον Παλον, συντεϑν παρ Θεοδρον Μαγστρου, π διαφρων λγων το ν γοις πατρς μν ωννου το Χρυσοστμου· «Τς μν τν ποστολικν πρξεων»... Творения Иоанна Златоустог о в русском переводе, т. XII, стр. 747. (Ср. εροσολ. Βιβλ. τ. I, стр. 88, κοδ. 23; τ. II, стр. 169. κοδ. 96). Одно из слов собрания, носящего заглавие: «κλογα π διαφρων λγων το ν γοις πατρς μν ωννου ρχιπ. Κωνσταντυνουπλεως το Χρυσοστμου, συντεϑεσαι παρ Θεοδρου Μαγστρου (См. греч. рук. Синод. б. 174, по описанию арх. Владимира; ср. Migne, t. LXIII, col. 563). В некоторых рукописях это слово встречается в изменённом виде: в Евергетидском Типиконе – κα τν τεχνν (Дмитриевский, Τυπικ, стр. 465; см. Acta Sanctorum, Iunii, VII, p. 374–385), в греч. рукоп. Синод. б. 427 (Владимир, Описание, стр. 646): πας γκωμων νμος κα λγος πας τχνη ρητρων συντεϑειμνος. О Феодоре Дафнопате, называемом также Магистре, жившем около средины X века, и его эклогах см. Krumbacher’a Geschichte d. Byz. Liter s. 170, § 77. 1353 Migne. P. Gr. t. L, col. 597. γκμιον ες τν ν γοις πατρα μν υστϑιον ρχιεπσκοπον ντιχεας τς μεγλης· «Σοφς τις νρ»... Творения. III. II, стр. 642–650. 1354 Migne. P. Gr. t. XXXV, col. 912. Ες τος Μακκαβαους. «Τ δε ο Μακκαβαοι»... Творения. Ч. II, стр. 58–71. 1355 Migne. P. Gr. t. XCVII, col. 932–958. νδρου ριεπ. Κρτης... λγος ες τν μεταμρφιασιν το Κυρου μν Χρστου· «σοι τ κενσι το Λγου». 1356 Слово толкования Златоуста на евангельское повествование о преображении. Migne, p. Gr., t. LVIII, col. 549. Творения, ч. VII. 1357 Т. e слово Григория Богослова на Антипасху «γκανια τιμϑαι»... Наличность этого слова в службе 14 августа – дня предпразднества Успения – являлась бы в Уставе 330 необъяснимой загадкой, если бы не разрешало параллельное указание на тот же день Устава 905 (а равно и Курского фрагмента Устава патр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008