Иди далее, Израиль, грядущий из Египта вслед за столпом или столпами твоими к определенной тебе стране! Пойдем и мы, слушатели, вслед за столпами нашими духовными, присматриваясь к их нравам и деяниям! Один ли был, или два столпа, ведшие Израиля, – Бог весть! Мы же, исчисляя два лица апостольских, называем их двумя столпами, придерживаясь такого наименования их святым Златоустом, который в своем слове на сей верховный апостольский праздник говорит: «Столпы церковные, вселенной светильники, равные друг другу и большие всей твари». Естество столпа или столпов израильских было огненным и воднооблачным. Но что мы духовно назовем водой и огнем в духовных столпах наших? Рассмотрим ряд их деяний и укажем то время, когда они были облаком водным и когда огнем. Прежде всего видим святого Петра, когда он, выйдя из лодки, оперся ногой на воду, как бы на что-то твердое, и пошел по воде, как по камню: «Выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу» ( Мф. 14:29 ). Кто не удивится, видя это хождение его по водам, и не скажет: «Посмотри! Легок Петр святой, как облако, несущееся над морем. В нем нет тяжести человеческой, ибо он по водам ходит Он – облако»! Но как переменчиво счастье, так и людское мнение! Ибо бывший легким, как облако, вдруг нечаянно сделался тяжелым, как камень, тонущий в воде: «Начал утопать» ( Мф. 14:30 ). Не уповай, святой, на свою святость! Не считай себя лучше людей! Смотри, пагуба под ногами! Не увидишь, как поскользнешься, упадешь, начнешь тонуть: «Начав утопать. Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор. 10:12 ). Не в то время святой Петр является облаком, когда по водам ходит, когда думает, что он по святости выше всех других апостолов, находившихся в корабле, не в то время. Когда же – скажем после. Видим святого Петра стоящим у огня и греющимся: «Было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся» ( Ин. 18:18 ). Думалось бы, что согревшись здесь телом, святой Петр согреется и духом и будет гореть, как пламя, любовью к Господу, припомнит ревность свою в саду, когда, взяв меч, хотел вступить в брань за Господа своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Итак, дорогие братия и сестры, молитвенно прославляя сегодня святого евангелиста Иоанна Богослова, будем всегда помнить и исполнять его святые слова: «Дети, любите друг друга». Будем стремиться подражать в жизни святому апостолу, чтобы быть нам не на словах только христианами, а на деле, своей святой жизнью быть чадами Божиими и наследовать Царство Божие, уготованное от создания мира. Аминь. В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры! Ежегодно  июня (по старому стилю) Святая Церковь ставит перед мысленным нашим взором двух столпов своих — первоверховных апостолов Петра и Павла и благоговейно, молитвенно прославляет их память. Одному из них сказал Христос: «Ты еси Петр, и на сем камни созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей». О другом сказал: «Он есть Мой. избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями». И это сказано о тех, один из которых настолько нетвердо верил, что отрекся от Христа при первом намеке на опасность, а другой, пылая злобой, гнал и мучил Церковь Христову, прилагая все силы к ее уничтожению. Отрекшийся от веры стал столпом ее, гонитель веры стал ее проповедником и насадителем. Вот величайшее чудо Божие, являющее нам преображение человеческого естества силой Божией благодати. Отчего же не преображает всех нас Господь так же, как преобразил Симона и Савла, сделав из них Петра и Павла? Господь готов преобразить каждого из нас, но хотим ли этого мы сами? Апостолы, хотя и слабы были в вере, но, сознавая эту слабость свою, молили Господа: «Умножь в нас веру». Павел, хотя и гнал по неразумию Церковь Божию, но пылал любовью к Богу же и думал служить Ему искоренением новых веяний, казавшихся противными Божией истине. Он алкал и жаждал правды и всю жизнь свою посвятил служению ей такой, какой она ему представлялась. Видя его искреннее усердие и ревность в желании служить истине, Господь и открыл ему истину; видя искреннее желание апостолов иметь крепкую веру, Господь и дал ее им.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Как нельзя, христиане, говорить о солнце, не говоря о свете, или говорить об источнике, не говоря о воде, так невозможно говорить об Отце, не говоря о Сыне, и о Сыне, не говоря об Отце. Поэтому и говорится, что Спаситель наш не сотворен. Будь Он сотворен, тогда и Он, подобно многим из сотворенных, потребовал бы Себе Спасителя. Будь Он тварен, Он не был бы Сыном, но одним из сынов, не был бы Сыном, но лишь одним из усыновленных. Воистину, Он – Сын, а не усыновленный. Если бы и Он был бы всего лишь усыновленным, тогда Всевышний не имел бы Сына рожденного, и тогда Всевышний не мог бы называться Отцом. Тогда не существовало бы вечного родительства. Тогда не было бы и любви вечной. Не существовало бы ни родительства вечного, ни сыновства вечного – двух столпов любви вечной. Но пусть возрадуются сердца ваши, чада Божии, что есть и родительство, и сыновство, и любовь. Да озарят вас лучи вечной любви! Во-вторых, Имже вся быша , то есть через Которого произошел весь мир. Все творения через Него обрели свое бытие, как сказано было о Слове Божием: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин. 1:3 ). Сын Божий Единородный, следовательно, не только не сотворен, но напротив, Он – Творец. Через Него все произошло, и без Него все, что произошло, не произошло бы. Все, что через творение обрело бытие свое на небе и на земле, есть дело столько же Сына, сколько и Отца; и все происходящее – во власти Сына так же, как и Отца. Так святые отцы Церкви нашей выразили Невыразимого. Так они облекли в слова веру свою и веру вашу, основываясь на писанном откровении Господа нашего Иисуса Христа и неписанном откровении Духа Божия Святаго. Но помните: Тот, Который не вместим во вселенную, не может вместиться и в слово людское.   Итак, дорогие, все, что здесь сказано было о Нем, сказано о Боге, Всевышнем в вечности, в Самом Себе, нетварном и несотворенном. Сказано было о вечно тайном Отце и о непознанном Сыне; о Сущности вечной, Которая Сама Себе родительствует и сыновствует и не нуждается ни в чем помимо Себя. Сказано о чуде Бытия – непреходящего, неизменного, бессмертного; о неугасимом Пламени Божественном, от которого причинно зависит любой другой свет, видимый и невидимый.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Кто пошел в Содом? Авраам и с ним Двое. А где же Третий? Надо понимать так. Бога никто из смертных никогда не видел, как говорит ап.Иоанн Богослов. Действительно, Господа мы узрим, когда Он откроется нам по воскресении живых из мертвых. Евангелие говорит, что Бога никто никогда не видел лицом к лицу — ни Моисей, ни пророки; явно лицезреть Бога не дано было и Аврааму. Бог являлся ему в виде Ангела и говорил с ним в виде трех Ангелов, вид которых был подобен виду человека. Но идут в Содом два Ангела, чтобы исполнить волю Божию. Авраам обращается к ним, но говорит с ними как с Богом, называя Их Владыкой, и просит пощадить эти города, если в них найдется хотя бы 50, 40, 30 или хотя бы 10 праведников. И Господь говорит, что ради десяти праведников пощадит этот город, если они найдутся. Конечно, Господь все знал, и в данном случае говорит Ангел, посланный от Бога, чтобы исполнить Его волю. Лот принимает двух Ангелов в этом городе. Они приходят вечером в Содом, когда Лот сидит у ворот Содома. Лот встречает их и оказывает им все возможное для того времени гостеприимство. Но злоба и нечестие, которые поселились в этом городе, делают свое дело: жители Содома требуют выдать путников для издевательств над ними. Люди настолько развратились, что уже не могут терпеть ничего чистого. Они избивают и самого Лота. Господь наказывает их слепотой, а Лота и его семью выводит. Но не всю семью: в Содоме остаются мужья дочерей, зятья Лота; не поверившие ему, когда он сказал, чтобы они вышли из сего места, ибо Господь истребит сей город. Господь выводит Лота из города, чтобы оставить его, единственного праведника, в живых вместе с двумя дочерьми. Лоту указывается на город Сигор, где он и скрывается во время страшной катастрофы, когда истребляются Содом и Гоморра. «Поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор. Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор» (19:22-23). «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом» (20:24-26). Кстати, таких соляных столпов в этой местности очень много и сейчас.

http://sedmitza.ru/lib/text/432087/

Кто пошел в Содом? Авраам и с ним Двое. А где же Третий? Надо понимать так. Бога никто из смертных никогда не видел, как говорит ап.Иоанн Богослов. Действительно, Господа мы узрим, когда Он откроется нам по воскресении живых из мертвых. Евангелие говорит, что Бога никто никогда не видел лицом к лицу – ни Моисей, ни пророки; явно лицезреть Бога не дано было и Аврааму. Бог являлся ему в виде Ангела и говорил с ним в виде трех Ангелов, вид которых был подобен виду человека. Но идут в Содом два Ангела, чтобы исполнить волю Божию. Авраам обращается к ним, но говорит с ними как с Богом, называя Их Владыкой, и просит пощадить эти города, если в них найдется хотя бы 50, 40, 30 или хотя бы 10 праведников. И Господь говорит, что ради десяти праведников пощадит этот город, если они найдутся. Конечно, Господь все знал, и в данном случае говорит Ангел, посланный от Бога, чтобы исполнить Его волю. Лот принимает двух Ангелов в этом городе. Они приходят вечером в Содом, когда Лот сидит у ворот Содома. Лот встречает их и оказывает им все возможное для того времени гостеприимство. Но злоба и нечестие, которые поселились в этом городе, делают свое дело: жители Содома требуют выдать путников для издевательств над ними. Люди настолько развратились, что уже не могут терпеть ничего чистого. Они избивают и самого Лота. Господь наказывает их слепотой, а Лота и его семью выводит. Но не всю семью: в Содоме остаются мужья дочерей, зятья Лота; не поверившие ему, когда он сказал, чтобы они вышли из сего места, ибо Господь истребит сей город. Господь выводит Лота из города, чтобы оставить его, единственного праведника, в живых вместе с двумя дочерьми. Лоту указывается на город Сигор, где он и скрывается во время страшной катастрофы, когда истребляются Содом и Гоморра. «Поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор. Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор» (19:22–23). «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом» (20:24–26). Кстати, таких соляных столпов в этой местности очень много и сейчас.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАТЬЯ ГОСПОДНИ [греч. ο δελφο το Κυρου], неоднократно упоминаемые в НЗ родственники Иисуса Христа, игравшие впосл. большую роль в жизни первохрист. Церкви. Следуя евангельской истории, первое упоминание братьев Иисуса относится к событию, когда после совершения чуда в Кане Галилейской Иисус пришел в Капернаум: «Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его» (Ин 2. 12). Синоптические Евангелия упоминают братьев Иисуса в рассказе о том, как во время одной из Его проповедей в Галилее «Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним», и в ответ на замечание Его слушателей об этом Иисус сказал: «кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф 12. 46-49; Мк 3. 31-35; Лк 8. 19-21). Упоминаются и имена 4 братьев Иисуса, а также сестры в рассказе о том, как жители Назарета, называемого в евангелиях «отечеством» Иисуса, удивляясь Его учению, восклицали: «не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами?» (Мф 13. 55-56; Мк 6. 3). Евангелист Иоанн сообщает, что перед праздником кущей братья призывают Иисуса идти в Иудею и «явить Себя миру», хотя отмечает, что «братья не веровали в Него» (Ин 7. 3-10). Однако по Вознесении Господнем апостолы пребывали в Иерусалиме уже вместе «с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян 1. 14). Дважды упоминает о братьях Иисуса ап. Павел, и именно в его посланиях впервые появляется выражение «Б. Г.» (ο δελφο το κυρου). В 1 Кор 9. 5, рассуждая об апостольской власти, ап. Павел наряду с «прочими апостолами» и Кифой (т. е. ап. Петром) упоминает и Б. Г. В Гал 1. 19 он сообщает, что в первое свое посещение Иерусалима после обращения ко Христу он помимо Петра не видел никого из апостолов, кроме Иакова , брата Господня, к-рый, по свидетельству этого же послания, почитался одним из «столпов» иерусалимской христ. общины (Гал 2. 9).

http://pravenc.ru/text/153365.html

Моя непременная цель — донести до людей учение о. Серафима, поделиться тем, что стало моим достоянием. Как в свое время Россия принесла в Америку полноту Истины — Православие, так теперь Америка с помощью о. Серафима делится ею с Россией. Благодаря о. Серафиму — одному из столпов американской совести — на здешней почве взращен плод древнего, высокодуховного христианства, глубин которого Америка ранее не ведала. Оно родилось в безмолвном сердце катакомб, вдали от суеты и гордыни человеческой, и по природе своей оно — не от мира сего.» Не от мира сего Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. По благословению Высокопреосвященнейшего Августина, Архиепископа Львовского и Галицкого С разрешения и благословения игумена Германа (Подмошенского) ТОГДА ПИЛАТ опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Евангелие от Иоанна 18:33–37. Предисловие В России знают и любят о. Серфима (Роуза), и особенно те, кто не отошел от веры предков — Православия. Говорят, книги его меняют судьбы людей. Один православный из США, пробывший несколько месяцев в России, рассказывает: «Как только узнавали, что я из Америки, непременно спрашивали, знаком ли я с о. Серфимом Роузом. Поразительно! Похоже, его знают все, даже дети. А его работы, равно и самое жизнь, полагают крайне важными для нынешнего возрождения Руси». Упреждая дух безбожия, охватывающий современный мир, о. Серафим обращался к народу России не стыдиться своей древней веры, вселяющей силу и отвагу в борьбе. Он взывал к сердцам и душам, указывая, что не напрасны долгие годы гонений и страданий, что суть очищение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Мф, 30 зач., 9, 9–13 Проходя, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною». Сборщики пошлин – мытари были ненавидимы всеми за свою нечестность, действительную или предполагаемую: часть доходов они должны были платить власти, нанимавшей их. В свою очередь они получали полную свободу делать все, что им заблагорассудится по отношению к плательщикам пошлин. И мытари пользовались этим, нещадно обирая нищий народ. Кроме того, поскольку они находились в постоянном общении с римлянами, язычниками, они жили в постоянной, согласно иудейскому закону, нечистоте. По этой причине они исключались из всех молитвенных собраний. Они являлись общепризнанными грешниками. «Господь говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним». Избрание презираемого всеми сборщика налогов было соблазном, вследствие которого могли разбежаться все будущие последователи этой новой общины, которую Христос намеревался создать. Требовалось много мужества, и не только мужества, чтобы пойти против общепринятого мнения. Но Христос – абсолютно свободен и независим. Этот поступок, это игнорирование всех религиозных и социальных условностей имело исключительную важность для будущего. Мы увидим сейчас, какое значение придавал Спаситель этому избранию. Он вводит в число Своих апостолов человека, с точки зрения толпы, явно сомнительного, презираемого всеми грешника, который должен стать одним из двенадцати столпов Церкви – вместе с Петром, Андреем, Иоанном и другими. Господь видит глубоко и далеко.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Надобно, возлюбленные братия, искать драгоценных бисеров во глубине морской, злата и сребра — в недрах земных: столь же или еще более неудобно сыскать Христа в людях, если в ком Он и обитает. Ибо, по словам пророка Давида, “ все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного ” (Псал. 13:3). Следовательно, и здесь об одних трудно, a о других решительно можно сказать: здесь нет Христа. Христос подлинно обитает в сонме истинно верующих в Него не словом только, но и делом, или, что тоже, в Церкви православной, апостольской, в этом храме невидимом, но через весь мир видимый и невидимый простирающемся, в котором вместо стен — закон Божий, вместо столпов — пророки и Апостолы, евангелисты и учители, вместо покрова — Дух Святой (2 Кор. 6:16 ). Но столь трудно отыскать этих верующих среди бесчисленного множества именующих себя верными и исключительно себе присваивающих Христа, и сколь они в наше особенно время умалились! He поскорбеть ли уже лучше и нам с Магдалиной: “ унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его ” (Иоан. 20:13). Или не сказать ли в смирении духа с Апостолом: “ Познал Господь Своих ” (2 Тим. 2:19 ). “ Господи! Ты знаешь ” (Иоан 21:15 ). Ты един знаешь избранных Твоих, в мире сущих, но от мира до установленного времени скрываемых, — как звезды небесные, во тьме века сего сияющие, но от князей века утаенные. Так, друзья мои! Вместо бесплодного и многотрудного любопытства и искания Христа Господа в других, поищем Его лучше в самих себе, и для того постараемся сделать себя достойными Его обитания в нас словом, жизнью, верой и любовью, благодушием и терпением. Возлюбим Христа всей душой своей и всем сердцем своим, всей силой ума и всей крепостью воли, всегда и во всем Ему предавая себя и во всем покорствуя закону Его, и Он непременно и вскоре придет к нам и вселится в нас, и притом не один, но и со Отцом своим, по своему неложному обещанию: “ принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня ,” (Иоан. 14:21) глаголет Он, “ кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ” (Иоан. 14:23). Тогда только каждый из нас, указывая на свое сердце, смело и верно, с убеждением в душе и благодарностью в сердце, может сказать перед лицом Божиим: здесь Христос. “ Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле ” (Псал. 72:25), кроме Тебе, Христа и Бога моего! Аминь. Поучение в Неделю Святых Жен Мироносиц.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Но в то же время, как бы ни были строги эти требования, при помощи всесильной благодати Божией, насколько возможно это при нашем греховном состоянии — не в полной мере, не всегда одинаково, — они выполняются, и не только в жизни отдельных людей, но и обществом, и целыми народами. Со стороны каждого человека в отдельности требуется постоянное неослабное наблюдение — а вот точно ли он идет путем Господним? Неуклонное пользование благодатными средствами, которые даны нам по великой милости Искупителя мира, как раз и дают эту возможность нам понимать — а так ли мы живем? Евангелие учит: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской ( Мф. 16:6 ). Берегитесь лжепророков ( Мф. 7:15 ). И не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они? ( 1Ин. 4:1 ). В каждом дне и в деянии каждом всё испытывайте, хорошего держитесь ( 1Фес. 5:21 ). Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие к погибели ( Мф. 7:13 ). Можно и далее здесь продолжить, и приводить поучения святых, которые следует изучать, читать, постигая истинное Православие. И вот наблюдать, каким путем движется жизнь семейная, как строится общественное и личное — пасение стада Своего, Господь вверил пастырям нашим. Пасением, постоянным бодрствованием во имя исполнения закона Господня на всех линиях и путях жизни многие не только соблюли себя в православии, но и заслужили наименование столпов веры и Церкви. И им благодаря, многие народы идут срединным, «царским» православным путем. Отклонения на этом пути неизбежны. Но они исправляются, исправляются покаянием и прошением помощи свыше — невозможное человекам возможно Богу ( Лк. 18:27 ). Всякого рода раскольники утверждают, что Православие сейчас застыло, ему требуется обновление. Это не так. Православие не есть что-то застывшее в своих формах, мертвое, как любят говорить враги правды. Православие непрестанно движется вперед, вырабатывая всё новые и новые формы для самовыражения учения, которое продвигается с удивительной мерностью и стройностью, усвояя на пути немногое, но лучшее.

http://azbyka.ru/fiction/pesnya-pereshed...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010