Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. Не удалось иудействующим лжебратьям повлиять и на первоверховных апостолов. Свое учение ап. Павел, как сказал выше, он предлагал на рассмотрение, знаменитейших столпов Церкви. Но и они не возложили на него ничего более, т. е. не нашли нужным в чем-либо изменить учение апостола Павла или что-либо к нему прибавить. «Что же касается до того, как учили другие Апостолы безразлично: для него важно то, что они не отличались в своем учении от него тогда, когда он беседовал с ними». (Уч. рук. к изуч. свящ. кн. нов. зав. Иванова). Применительно к русскому переводу смысл будет несколько иной; как ни знамениты первоверховные апостолы, как ни высоко стоит их авторитет среди верующих в смысле раскрытия учения, по этот авторитет лично для меня чего либо особенного не представляет, и если они мира ради в Церкви и снисхождения к немощам человеческим допускали обрезание, то это их дело, и меня не касается. Тем более, что к моему, предложенному им на обсуждение, учению они не сочли нужным делать какие-либо прибавления или изменения, не потребовали, чтобы я обрезал Тита. Бог не взирает на лице человека. Чем бы я ни был прежде, но Божией благодатью есмь то, что есмь ( 1Кор. 15, 10 ), т. е. я такой же апостол, как и они. 7 ст. Напротив того, увидевши, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных, – 8 ст. ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, – 9 ст. и узнавши о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным. В моем апостольском достоинстве не сомневались и сами первоверховные апостолы, они признали, что мне вверено благовестите необрезанным, т. е. язычникам, подобно тому, как ап. Петру обрезанным, т. е. иудеям. Что Бог , содействовавший знамениями и чудесами Петру в деле проповеди среди иудеев, содействовал теми же знамениями и чудесами и мне среди язычников и, узнавши о сопутствовавшей мне благодатной помощи Божией, столпы церкви: Иаков, Петр и Иоанн подали мне и Варнаве руку общения, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

В последние месяцы мы увидели невероятную экуменическую солидарность, мы услышали слова поддержки от наших братьев и сестер во Христе из разных деноминаций. Экуменическое движение не мертво, но мы должны признать, что его роль и его реалии меняются. Как все вы знаете, изначально экуменическое движение возникло в один из самых кровавых периодов человеческой истории, но это также было время, когда появились новые средства коммуникации, объединяющие людей, способствующие распространению идей, строительству новых взаимоотношений по всей планете. ХХ век был веком двух мировых войн и веком глобализации. В центре этого противостояния разделения и объединения – пересечение, где диалог становится важнейшим признаком современной культуры и цивилизации. Диалог сегодня – социальный, межрелигиозный и межхристианский, или экуменический. Диалог – это одновременно переговоры и посредничество. Диалог – преодоление противоречий, выход за рамки споров. Но диалог также должен быть критическим и беспристрастным, чтобы быть инструментом на службе правды и единства. Мы должны признать, вместе с Его Всесвятейшеством Патриархом Варфоломеем, что «истинный диалог – дар от Бога». Диалог, прежде всего – изучение взаимоотношений, которые в христианстве обретает высшую точку в общении – союзе, в котором неодинаковые голоса звучат гармонично, где различия дополняют друг друга, где то, что переживается как разделение, трансформируется в возможность примирения. Диалог стал одним из столпов современного общества, но экуменический диалог своими достижениями превосходит прочие инициативы. Экуменический диалог, особенно диалог между Римско-Католической и Православными Церквами, преодолевает исторические и богословские противостояния, становится даром: даром взаимоотношений, даром свободы, даром милосердия и даром солидарности. В своем учении Христос не только предписывает своим ученикам пребывать в единстве, но и делает слова своей первосвященнической молитвы, обращенной к Отцу, основой тайны Троического единства: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17: 20-21).

http://bogoslov.ru/event/6167793

Все мы так привыкли думать, что ложь – гнилое слово, на котором не может утверждаться никакое здание жизни; история и опыт жизни так ясно показывали разрушительную силу лжи, что назвать ложь первоосновой жизни казалось дерзким даже для Ницше. Но мы уже далеко ушли вперед. Великий опыт всемирной войны со всем тем, что с этим было связано и что вслед за этим последовало, слишком убедительно показал, что ложь есть если и не единая владычица жизни нашего времени, то во всяком случае один из главных столпов и оснований современного ее уклада. Может быть, и раньше так бывало, только мы не хотели или не умели видеть, но во всяком случае теперь мы живо чувствуем, что в мире некуда уйти от лжи. Все ею спутано, все ею пропитано, все перед ней раболепствует. Все, кроме одной истины. Это единственное полное и совершенное отрицание лжи, полная и совершенная внутренняя свобода, по слову Господа: Вы познаете истину, и истина сделает вас свободными 89 . И в целом мире есть только одно большое и великое, что может являться жилищем и хранителем Истины – это Церковь как царство не от мира сего 90 , хотя и пребывающая в мире. Пока есть Церковь и Церковь эта стоит в истине, до тех пор в мире есть и кормчий и корабль спасения, есть до тех пор солнце в мире, есть радость чистая, есть надежда твердая, есть Сам Бог в жизни нашей. И если, по слову Христа, Церкви не сокрушат все силы ада 91 , а стало быть – и сила лжи, то мир спасен и присно спасается через Церковь . Спасены те многие или немногие, для которых без истины нет жизни. Но что есть истина? Как познать ее для себя, как научить других, как убеждаться в том, что самая Церковь стоит в истине? Целые тома написаны на тему о непогрешимости Церкви, а люди не пришли к согласию между собою. Целые века решается нопрос об этой непогрешимости, а вопрос стоит все так же перед сознанием нашим. Ученые разбираются и не разберутся в нем. Но всегда истина для всех, и не для избранных и спасение для всех, а не для одних ученых. И если мудрый Пилат не познал истины, а простые рыбаки возлюбили ее и познали, то, очевидно, истина – не в книгах, не в мудрости человеческой, не в словах и тонкостях богословия, а в жизни и сердце человека. Истина должна быть не за морем и не за горами, не на небе и не в преисподней, но она должна быть, говоря словами великого пророка Божия, весьма близко к нам, всегда перед нами и в нас, всегда с нами и выше нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Глава 24 1–11. Торжественное заключение завета. 12–18. Восхождение Моисея на Синай и пребывание там сорок суток. Исх.24:1 .  И Моисею сказал Он: взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и поклонитесь [Господу] издали; Народ, как член заключенного завета ( Исх.24:6–8 ), допускается в лице своих представителей – 70 старейшин, глав 70 родов ( Исх. 1:5 ), за черту у подножия горы для поклонения Господу, – выражения своего благоговения и полной покорности. Исх.24:2 .  Моисей один пусть приблизится к Господу, а они пусть не приближаются, и народ пусть не восходит с ним. Повеление ст. 2 касается дальнейшего восхождения Моисея. Вместе с Аароном, Надавом, Авиудом и 70 старейшинами он поклонился Господу «издали» ( Исх.24:1–11 ), не приближался к Нему. После этого он должен взойти на гору один и приблизиться к Всевышнему ( Исх.24:12, 16, 18 ). Причина, удалявшая членов ветхозаветного царства от непосредственного общения с Богом, т.е. греховность, не уничтожена и доселе: для получения скрижалей, законов и заповедей восходит на гору один лишь Моисей. Исх.24:3 .  И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем [и будем послушны]. После богоявления, бывшего во мраке ( Исх. 20:21 ), Моисей сошел с горы к народу и объявил ему «все слова Господни и все законы» – не десятословие, так как евреи слышали его непосредственно из уст самого Господа, а законы гл. Исх. 20:19–23 . Последовавшее за этим обещание народа: «все, что сказал Господь, сделаем» является выражением добровольного согласия на вступление в завет, последним моментом пред его заключением ( Исх.24:4 и д.). Исх.24:4 .  И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых; По идее завета, обе вступающие в союз стороны должны составлять одно неразрывное целое. Эта мысль и выражается в дальнейших обрядах. Как жертвенник, место явления Бога Своему народу ( Исх. 20:21 ), указывает на присутствие Всевышнего, так двенадцать столпов означают присутствие всего народа. При заключении союза находятся налицо обе стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«…Да не будите судимы!» Самое время обратить свой взор к Небесам с вопросом: «А что же Бог?» с учётом, что пока еще 75% населения России отождествляют себя с Православием – то есть единственной верой, правильно славящей Бога. Что Он, например, говорит о подобных людях, вечно недовольных властями, отрицающих своё участие в созданных проблемах, требующих от других изменить ситуацию в лучшую сторону, причём в режиме «здесь и сейчас»? Дадим вполне библейское определение этим людям – ропотники. Как правило, все они имеют завышенные требования к другим, включая власти и неоправданно высокую личную самооценку, что есть признак гордыни. Но известно, что «Бог гордым противиться…», а благодать даёт смиренным (1 Пет. 5:5). Пожалуй, лучше всех о ропотниках сказал апостол Иуда (не Искариот(!): «Они злословят то, чего не знают… отвергают начальства, злословят высокие власти… пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплотные, дважды умершие, свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими… Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова…» (Иуд. 1: 8, 10, 12, 13, 16). Хорошо им ответил и апостол Павел: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от неё» (Рим. 13:3). Как свидетельствует один из столпов Православия, авва Дорофей: «Ничто так не обнажает человека, не приводит в оставление Богом, как злословие или осуждение или уничижение ближнего». Вот, например, что говорит о том, чего надо избегать, чтоб не накликать на свою голову беды, премудрый Царь Соломон: «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые; язык лживый и руки, проливающие кровь невинную; сердце, кующие злые замыслы; ноги, быстро бегущие к злодейству; лжесвидетель, наговаривающий ложь и посевающий раздор между братиями (Притч. 6: 16-19). Ветхозаветному праведнику вторит апостол и евангелист Лука, передавая нам слова Спасителя: «Не судите и не будете судимы. Не осуждайте и не будете осуждены. Прощайте и прощены будете» (Лк. 6:37).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/23/gr...

Если ты не надеешься на свои слабые силы, то Она тебе говорит: «Я стена и столп», укройся во Мне от лица вражьего. Если ты стыдишься своей малости, и желаешь «возрасти в мужа совершенна» ( Еф. 4:13 ), Я – Мать, питайся молоком Моим. «Я стена и столп» по крепости Своей и Мать по милосердию Своему. Я Мать, имеющая полные молока сосцы, достаточные для питания всех чад, притекающих ко Мне. «Я – стена», могущая оградить всех, и столп, в совершенстве вооруженный всеми оружиями духовными для поражения гордых супостатов». Много столпов мы находим в Священном Писании , и среди них семь, которым можно уподобить Пресвятую Богородицу. Первый столп – ливанский: «Нос твой – столп Ливанский» ( Песн. 7:5 ). Гора Ливан, на которой был сооружен тот столп, всегда издавала кадильное благоухание. Подобно тому и Преблагословенная Дева Мария, всегда, и до рождества, и в рождестве и после рождества, в младенчестве, в отрочестве, в совершенном возрасте, и в старости, в жизни и в смерти, издавала сладчайшее благоухание духовных добродетелей. Второй столп – Давидов: «Шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных» ( Песн. 4:4 ). Вот какой столп являет Собой Преблагословенная Дева Мария! «Тысяча щитов» – это тысяча пособий во всяких бедах наших, даруемых нам Преблагословенной Девой. Ты найдешь в Преблагословенной Марии лучший щит, которым защитишь себя против всякого пламени бесчинной похоти, против всякого устремления скорби и противства. В Марии все «щиты сильных», то есть все виды бесчисленных добродетелей. В Ней вера патриархов, надежда пророков, ревность апостолов, крепость мучеников, мудрость учителей, истина исповедников, чистота дев. В Ней, наконец, обретаются все добродетели всех святых, в Ней «все щиты сильных». Третий столп – из слоновой кости: «Шея Твоя как столп из слоновой кости» ( Песн. 7:5 ). Слоновая кость светла, бела, тверда и ценится у людей. Все это имеет в Себе Пресвятая Дева. Она светла благодатью Божией, бела чистотой душевной и телесной, тверда незыблемой стойкостью и крепостью против врагов, достойна пред Богом, Ангелами и людьми. Потому говорит о Ней Жених Небесный: «Вся Ты прекрасна, возлюбленная Моя, и пятна нет на Тебе» ( Песн. 4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Закрыть itemscope itemtype="" > Парижское богословие и неообновленчество Светлой памяти священника Даниила Сысоева ( † 20 ноября 2009) 19.11.2010 1100 Время на чтение 6 минут 20 ноября исполняется год со дня убиения священника Даниила Сысоева - постоянного автора журнала «Благодатный Огонь». «Бывает нечто, о чем говорят: " смотри, вот это новое " ; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1, 10). Эти печальные слова премудрого Соломона невольно приходят на ум, когда случается наблюдать полемику, развернувшуюся вокруг деятельности неообновленцев. Мне приходилось неоднократно сталкиваться с людьми, пострадавшими от обновленческой ереси, и надо заметить, что большинство стрел, метаемых в сторону свящ. Г. Кочеткова и столешниковских глашатаев «обновленного Православия с человеческим лицом», не достигают своей цели, ибо «стреляющие» не метят в самое сердце этой ереси. Возмущение православной общественности обрушивается или на русский язык богослужения, или на изгнание из храма непричащающихся, или на подчеркнутый элитаризм и экуменизм этих общин. Но при этом практически не замеченной остается т. н. «парижская» подоплека этого явления, т. е. влияние «парижской школы богословия». Например, на знаменитой конференции «Единство Церкви», проходившей в 1994 году, представители Свято-Тихоновского Богословского института усиленно пытались отмежевать кочетковщину от учений оо. А.Шмемана и Н.Афанасьева - этих столпов «православного» модернизма. Свящ. Г. Кочеткову приписывалась «честь» создания некоего собственного учения, тем самым подогревая его претензии на роль самозванного пророка. Все это напоминает недавнюю историю, когда, на заре перестройки, Сталин осуждался как отступник от заветов Ленина и идеалов коммунизма. Действительно, в некоторых мелочах идеи российских неообновленцев и их практика отличаются от рецептов, прописанных парижской школой богословия. Но это лишь следствие земного несовершенства, не дающего (к нашему счастью!) идеям воплотиться в реальной жизни во всей своей красе. Однако сердцевина и у западного, и у российского церковного модернизма одна: отвержение святоотеческого Предания во всей его полноте. И как следствие - отвержение современного устройства Церкви или как устаревшего, или же как отошедшего от апостольских истоков. «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7, 16-18). Этот критерий, данный Спасителем, отметает все попытки оправдать «парижан», ведь плоды церковного модернизма у всех перед глазами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Зритель неизреченных откровений, св. апостол и евангелист Иоанн Богослов называет Господа Иисуса Христа «Свидетелем верным и истинным» ( Откр. 3:14 ). И Сам Спаситель, отвечая на вопрос Пилата, сказал о Себе: «Я на то родился, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» ( Ин. 18:37 ). И действительно, всей Своей жизнью, Своими словами и делами Господь наш непрестанно свидетельствовал о Триедином Боге, о высоком призвании человека и о том, как «возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). И какой силой любви к каждому слушателю, к каждому, кто обращался к Нему за помощью, дышало это Его божественное свидетельство! .. Нетрудно понять, почему во все дни Его общественного служения, до самых последних дней Его земной жизни, Он был окружен множеством людей, жаждавших приблизиться к Нему, услышать Его слово или хотя бы, как это видим на примере Закхея, увидеть Его озаренный благостью и любовью Лик. Но вот наступило иное время... И мы видим Его преданным в руки врагов, поносимым, оклеветанным, стоящим пред судом сначала беззаконных первосвященников и фарисеев, а затем жалкого в своей самоуверенности римского правителя Пилата. Мы видим Его одного, всеми покинутого. Ни один из Его слушателей, из людей, Им облагодетельствованных, не пришел на этот суд, чтобы сказать хоть одно слово в Его защиту или, если это невозможно, то хоть своим молчаливым присутствием выразить Ему сострадание и любовь. Все оставили Его... Даже ученики разбежались, а один из самых преданных Ему, еще недавно говоривший: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф. 26:33 ), теперь «отрекся с клятвой что не знает Сего Человека» ( Мф. 26:72 ). Для чего святое Слово Божие поведало нам об этом прискорбном отречении? Ведь не для того же, чтобы дать нам повод осудить за минутную слабость того, кто Самим Господом прославлен за его твердую, как скала, веру, – кто стал впоследствии первоверховным Апостолом и одним из великих столпов Церкви Христовой, и кто запечатлел свою любовь ко Христу мученической смертью за Его святое имя! Упоминание об этой минутной слабости одного из ближайших и преданнейших учеников Господа учит нас совсем иному – тому, чтобы мы всегда помнили, как близок каждый из нас к нравственному падению по немощи нашей испорченной грехом природы. Ни один из нас не застрахован от греховных поступков, которые, подобно тяжкому бремени, могут лечь на нашу совесть и восприниматься ею как своего рода измена Христу, как отречение от своего христианского долга всецелой верности Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

И возлил елей на верх его. Обряд сей некоторые изъясняют из подражания обычаю языческому посвящать божествам и чтить столпы   , но нельзя доказать древность обычая сего у язычников такую, чтобы он мог подать образец Иакову. Проще изъясняется поступок Иакова из недостатка потребностей для обыкновенной жертвы. Вместо алтаря воздвигает он камень, а вместо жертвенной крови изливает на него елей, который имел с собою в пути для пищи. Впрочем, сей новый обряд мог иметь особенное знаменование — то, что истинное богослужение совершается и освящается помазанием Духа Божия. В законе Моисеевом посвящение столпов запрещено (Втор. XVI. 22). Конечно, потому, что им начали уже воздавать Божескую честь. И нарек имя месту тому Вефиль. То есть дом Божий. Именем βαιτυλια, которое, очевидно, есть то же, что Вефиль, называли язычники помазанием посвященные божествам камни   . Посему догадываться можно, что не Иаков следовал их обычаю, но их обычай произошел от Иакова. А прежнее имя города было Луза. Иаков находился не в самом городе, но положение Вефиля означено именем ближнего города потому, что иначе не могло быть означено (см. Ис. Нав. XVI. 2). ОБЕТ 20. И положил Иаков обет, говоря: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть, и одежду одеться, 21. и я благополучно возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, 22. то этот камень, который я поставил памятником, да будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть. Обет Иакова не есть договор с Богом о Его благодеяниях или корыстное прошение без преданности воле Его; но благодарное соответствие обетованию Божию, почему обетное прошение и изображено почти все словами откровения. «Если Бог, — говорит праведник, — по Своей благости дарует мне Свои обетования, то да приимет и обет моей благодарности и любви; если Он дает мне еще грядущие блага в испытание веры, принесу Ему в жертву будущие мои стяжания во свидетельство веры». Посему вопрос, что было бы, если бы обетное прошение не исполнилось, совсем не должен здесь иметь места.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

И все те гнусности очистятся и упразднятся и вместо них будут воздвигнуты и восставлены божественные жертвенники и священные храмы, в коих для украшения и увенчания их будут поставлены изображения животворящего креста и боговидные начертания пречистого тела Христова. Предсказание это уже получило для них благополучное выполнение: как вместо древа – древо, вместо храма – храм, вместо жертв – жертвы а вместо всего нечистого и скверного явились наши святыни, так вместо тех суетных и гнусных столпов, выражаясь ближе и применительно к словам пророка, теперь изобилуют, умножаясь и вызывая почтение, во всем Египте, как и во всей вселенной, всечестные столпы Спасителя, т. е. изображения, поклоняемые вместе с прочими святынями. Так именно и святые мужи, изъяснявшие богоносного пророка, понимали приведенные слова 16 . Отсюда речь наша обращается ко временам более древним. Посмотрим, что случилось с патриархом Иаковом, когда он отправился в Харран. При заходе солнца он отошел ко сну, взял камень места того, положил его под голову и увидел сон. Встав от сна, он сказал: истинно Господь присутствует на месте сем, а я не знал. Он назвал его страшным, домом Божиим и подумал, что это врата небесные. И вот поставив каменный столп, он возлил елей на верх его. И разве Бог отвергает это, как представляется беззаконникам? Нисколько, но благостно допускает, как это видно из того, что случилось с Иаковом после: Я вижу, говорит, что делает с тобою Лаван. Я Бог, явившийся тебе в месте Божием, где ты возлил елей на памятник, и где ты дал мне обет ( Быт. 31, 12–13 ). А что говорит по этому поводу великий из богословов Григорий? «Иаков видел во сне лествицу и восхождение ангелов и таинственно помазал елеем столп, может быть, для того, чтобы показать Камень, помазанный ради нас, и дал месту название видения Божия в честь явившегося и прочее, что богослов говорит здесь. Кому не станет ясно, – как научает различие в назначении одного и того же материала, напр. камней, – что одно и то же, возносимое Богу, приличествует Ему и заслуживает почтения, а посвящаемое бесам, отвратительно и гнусно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010