на золотом, охристом или зеленоватом фоне, напр. иконы посл. трети XIX в. (музей «Наследие прп. Нила»), нач. XX в. (собор Покровского мон-ря в Москве). Подобные изображения имеются в настенных росписях московских храмов, напр. ц. Покрова на рву (вост. часть придела св. Василия Блаженного, ок. 1905, мастера из Палеха). На большой иконе рубежа XIX и XX вв. (собрание Ф. Р. Комарова) святой написан прямолично, он сидит, погруженный в глубокую молитву, опираясь на крюки; иконописный образ восходит к ранним скульптурам Н. Поясное изображение Н. 1-й пол. XIX в. было в интерьере ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в дер. Кравотынь Осташковского р-на Тверской обл. (не сохр.). В XIX - нач. ХХ в. получили распространение подобные миниатюрные образки, выполненные в технике темперы, чеканки и штамповки по металлу, росписи по эмали (музей «Наследие прп. Нила», частные собрания). Встречаются изводы с поясным образом Н. и его изображением на фоне обители, иногда его писали с Владимирской (Селигерской) иконой Божией Матери в руках. На минейных иконах кроме фронтальной фигуры под 27 мая встречается сюжет «Обретение св. мощей прп. Нила Столобенского» (эмалевая минея на май, 3-я четв. XIX в., Нововалаамский мон-рь в Финляндии). В кон. XIX - нач. ХХ в. создавали много заказных икон с образами Н. и тезоименитых святых заказчика и его семьи. Сохранились изображения Н. со свт. Николаем Чудотворцем, блгв. кн. Александром Невским и вмч. Пантелеимоном, преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, Сергием Радонежским, Серафимом Саровским, равноап. имп. Константином, прп. Кириллом Новоезерским и др. Часто на таких иконах помещалось скульптурное изображение святого (напр., «Господь Вседержитель с прп. Нилом Столобенским и свт. Николаем Чудотворцем», «Прп. Нил Столобенский, с ангелом-хранителем и избранными святыми» и др. (музей «Наследие прп. Нила»)). Небольшие «раздаточные» образки Н. писали в Осташковском, Ржевском, Зубцовском, Старицком и др. районах В. Волги. Они могли быть монохромными или яркими по цветам (синий, вишневый, красный, белый и черный), что характерно для крестьянских мастеров.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСКИТИРИЙ АСКИТИРИЙ [греч. σκητριον], небольшой уединенный мон-рь или жилище отшельника-аскета. Термин «А.» впервые встречается в «Житии прп. Антония Великого», написанном свт. Афанасием Великим ( Athanas. Vita Antonii//PG. 26. Col. 845), и означает место, где прп. Антоний начинал свои аскетические подвиги. Церковные историки Палладий (Hist. Laus. (Bartelink). 14. 3) и Сократ Схоластик (Hist. eccl. IV 23; VI 7) употребляют понятие «А.» применительно к нек-рым Нитрийским обителям для обозначения небольшого мон-ря, что соответствует рус. понятию «скит». Свт. Василий использовал понятие «А.» в значении «обители» или «кельи» ( Bas. Magn. Prolog. 5 (sermo asceticus)//PG. 31. Col. 888). Тот же смысл вкладывает в термин «А.» свт. Григорий Богослов в надгробном слове свт. Василию Великому , упоминая о том, что свт. Василий не противопоставлял «аскитирии и монастирии» (σκητρια κα μοναστρια) «общинам и общежитиям» (κοινωνικν κα μιγδων) ( Greg. Nazianz. Or. 43. 62). Часто А. употреблялось как синоним понятия «монастырь», напр., у Палладия в отношении киновии прп. Пахомия Великого в Тавенниси (Hist. Laus. (Bartelink). 18, 12). В «Чудесах святых Кира и Иоанна», приписываемых Софронию I , Патриарху Иерусалимскому, слово «А.» используется в аллегорическом смысле - для характеристики душевно-нравственных качеств прародительницы Евы ( Miracula Cyri et Joannis. 34//PG. 87. Pars. 3. Col. 3535-3542). В средневизант. и поздневизант. периоды понятие «А.» использовалось и как синоним слова «монастырь» (напр., Пселл. Хронография. С. 44, 157; Григора. История. IV 9; VI 10), и в своем первоначальном значении наряду с понятиями «исихастирий» (συχαστριον) и «эримитирий» (ρημητριον). В отличие от этих терминов А. означал место особо суровых аскетических подвигов (напр., А. прп. Афанасии Эгинской ); часто А. находился в труднодоступных пещерах (напр., А. прп. Афанасия Метеорского ). Из наиболее известных в наст. время в Греции А. многие являются пещерными кельями или храмами (напр., А. свт. Спиридона , еп. Тримифунтского - свт. Николая Чудотворца и А. ктитора Тимофея в древних каменоломнях горы Пендели, Афинская архиепископия). На Афоне А. находятся в юж. части полуострова в Карулии и представляют собой хижины или пещеры, расположенные в скалах и ущельях и соединенные друг с другом узким тропами, лестницами и цепями ( Καδς Σ. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Τ μοναστρια κα ο Θησαυρο τους. Αθνα, 1995. Σ. 21 (рус. пер.: Святая Гора Афон: монастыри и их сокровища. Афины, 1998. С. 21)). На Кипре наиболее знаменит А. св. Созомена, расположенный около дер. Потамия (к юго-востоку от Никосии), к-рый представляет собой пещеру-часовню и существует с X в. ( Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus. L., 1985. P. 511-514).

http://pravenc.ru/text/АСКИТИРИЙ.html

Кельи в Троице-Сергиевой лавре. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М 8663. Л. 90) Кельи в Троице-Сергиевой лавре. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М 8663. Л. 90) В 1062 г., при преемнике прп. Антония прп. Феодосии Печерском , когда число братии Киево-Печерского мон-ря достигло 100 чел., были возведены надземная ц. Успения Пресв. Богородицы, многочисленные братские К. и ограда. В монастыре был введен студийский общежительный устав. Киево-Печерский мон-рь стал первым известным рус. мон-рем, организованным на основании общежительства. По правилам монашеской жизни прп. Феодосия инокам не позволялось держать в К. пищу, одежду, кроме положенной уставом, и к.-л. личное имущество. Келейные занятия состояли из молитвы, чтения и рукоделия. После повечерия инокам было запрещено посещать друг друга. Прп. Феодосий каждую ночь обходил все К., следя за соблюдением благочиния ( Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 185). Идеал личной бедности и строгой дисциплины сохранялся в традиции рус. общежительных мон-рей и зафиксирован в различных уставах или духовных завещаниях известных основателей обителей, таких как прп. Иосиф Волоцкий, свт. Дионисий Суздальский, прп. Кирилл Белозерский (Там же. Кн. 3. С. 137-138). В одном из первых документов этого типа, правилах монашеской жизни, составленных, вероятно, прп. Афанасием Высоцким Старшим в 1381 г., говорится: «И ничто же имей в кельи, не сбирай тайных имений... но делай рукоделье монастырю на потребу... и делай рукоделье не сребролюбно, елико точью тело свое питаеши, а инем не стяжай» (ГИМ. Син. 193. Л. 220; Клосс. 2002. С. 63-65). Строительство келий монахами. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М 8663. Л. 205 об.) Строительство келий монахами. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М 8663. Л. 205 об.) Наряду с общежительным в рус. обителях XII-XV вв. был распространен т. н. особножительный устав (см. в ст. Особножительный монастырь ), при к-ром каждый монах самостоятельно заботился как о своей К. и материальном положении, так и об аскетическом делании ( Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 136). Вместе монахи собирались за богослужением и имели единого духовного руководителя. Напр., к «особь сущим» относился московский в честь Богоявления муж. мон-рь . Троицкая обитель прп. Сергия Радонежского в первый период своего существования (до введения общежительного устава в 50-х гг. XIV в.) была особножительной. Преподобный не возбранял желающим совместного подвига и наставления селиться рядом с ним. Новоприходящий насельник мог один или при помощи братьев строить для себя К. в мон-ре (Там же. С. 111).

http://pravenc.ru/text/1684163.html

Замечательно краткое свидетельство Афонского пролога 769 (XIII в.). Здесь под разными числами обозначены памяти песнотворцев. Под 3 апреля память св. отца нашего Иосифа Гимнографа (το μνογρου). Под 4 декабря значится память прп. Иоанна Дамаскина , монаха пресвитера и творца канонов (το ποιητο τν καννων). Под 30 декабря память прп. Георгия епископа Никомидийского, творца канонов (το ποιητο τν καννων). Под 15 января память прп. отца Космы творца (το ποιητο) и святоградца. Под 27 мая память прп. Климента Исповедника и творца (το ποιητο). Под 1 октября память св. Романа Творца кондаков (το ποιητο τν κοντακων). То же в Евергетидском типике. 285 К сожалению, наша запись из Афонского Греческого рукописного пролога 769 о других песнотворцах потеряна и не может быть теперь восстановлена. Но о песнотворчестве прп. Феодора Студита говорит синаксарь, приводимый Ипполитом Дельге под 12 ноября в Синаксаре Константинопольской Церкви. 286 Здесь сказано, что прп. Феодор Студит писал гимны Богу (κα μνου ε Θεν συγγραψμενο). Только о песнотворчестве св. Иосифа Солунского нет нигде ни одного слова. Как бы в полном согласии с этим находятся и очень редкие службы в честь св. Иосифа Солунского Студита. Мы видели некоторые на Греческом языке в разных библиотеках Афонских монастырей (напр., Пантелеимоновского), и некоторые на славянском (напр., в Славянской Минее 120, находящейся в б. Московской Типографской Библиотеке). Во всех этих просмотренных нами рукописях – ни в стихирах, ни в каноне, ни в тропаре нет никакого намека на песнотворчество прп. Иосифа Студита; здесь восхваляются его монашеские подвиги, его твердое стояние за веру и др. Нам могут опять указать на службу прп. Феодору Студиту и, в частности, на Феофановский канон в честь его; здесь тоже нет ничего о песнотворчестве Феодора, а между тем оно было весьма значительно. Значит, говорят, каноны и вообще церковные службы есть малонадежный, чтобы не сказать более, свидетель для установления alibi песнотворческой деятельности того или другого писателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Э. П. Р. Иконография Известно неск. типов изображения А.: единоличные, вместе с прп. Феодосием (как устроителей Киево-Печерской обители), в ряду избранных святых, на иконах Собора Киево-Печерских святых. Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII в. существовали иконы А. и прп. Феодосия Киево-Печерских, к-рые игумен мон-ря прп. Никон показывал приходившим. Древнейшее изображение А., предстоящего Богоматери, сохранилось на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери, ок. 1288 г.? (ГТГ): святой представлен справа, в монашеской мантии с золотыми застежками, поручах, аналаве, островерхом схимническом куколе с крестами, левая рука в молении, в правой - развернутый свиток с текстом: «Молю вы оу Бога держимъся [...] въздержанье и не лнмься и[...]а бо о см Г[...]д помощьника», слева - прп. Феодосий. Эта иконография получила распространение с XVI в. (напр., икона XVI в. (ГММК); икона сер. XVII в. северных писем (ГТГ); средник пророческого ряда иконостаса Успенского собора г. Тулы, XVIII в.; икона XVIII в. (ЦМиАР)). Отдельный извод этой иконографии представляет икона сер. XIX в. (ЦМиАР), на к-рой руки Богородицы возложены на плечи А. и Феодосия. Последний восходит скорее всего к укр. гравюре XVII в. Старейший известный образец - в киевском издании «Акафистов» (1693). Известны образцы усложненной композиции с фронтальными фигурами митрополитов Петра (слева от А.) и Алексия (справа от прп. Феодосия), напр. в рукописных нотных Ирмологиях 1651 г. (НЦ(Л) Q. 339. Л. 173 об.; мастер Иоанн Стефанович) и 1691 г. (БАН. Собр. Э. Калужняцкого 15. Л. 212 об.; мастер Константин Белинский). Прп. Антоний Печерский. Гравюра. Киево-Печерский патерик. К., 1661 Прп. Антоний Печерский. Гравюра. Киево-Печерский патерик. К., 1661 При восстановлении Успенского собора в 1470 г. вел. киевским кн. Симеоном Олельковичем храм был украшен снаружи шиферным резным триптихом с ростовыми изображениями А. и прп. Феодосия по сторонам Богородицы (в типе «Нерушимая Стена»); позднее триптих был вставлен в стену лаврской колокольни.

http://pravenc.ru/text/115866.html

А. Лесенковой). В лике новопрославленных святых образ А. был помещен в 1989 г. в алтаре Покровского храма МДАиС. После канонизации появились иконы, на к-рых старец изображен благословляющим, в монашеском одеянии, в куколе или с непокрытой головой, часто с развернутым свитком в левой руке (напр., с надписью: «Потребно нам более всего иметь смирение искреннее пред Б[о]гом и пред людьми» - на иконе 1990 работы Л. Шеховцовой) или в епитрахили и скуфье, с палочкой-посохом (икона 1993 работы А. Дыдыкина). Была разработана житийная иконография А. (напр., икона 1997 работы инока Артемия (Николаева) над ракой преподобного во Введенском соборе Оптиной пуст.), создан шитый покров на раку (1990, мастерская Княжина жен. мон-ря в Болгарии), хоругви и шитые иконы (кон. 90-х гг. XX в., мастерская Оптиной пуст.). Лит.: Павлович Н. А., Толмачев А. Л. К биографии художника Болотова//Прометей. М., 1983. [Вып.] 13; Духовные светочи России. С. 235-239. Кат. 214, 215; Соловьев В. Картины Полотняного Завода//Русская галерея. 2001. 1. С. 85-89. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев)

http://pravenc.ru/text/114352.html

А. В. Кузьмин Иконография Наиболее ранние изображения И. известны в лицевых рукописях Жития прп. Сергия Радонежского, в частности в троицком списке 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21). В нем содержится неск. миниатюр с образом И.: «Прп. Сергий благословляет ученика Исаакия на подвиг безмолвия» (4 миниатюры в составе цикла «О начале монастыря, иже на Кержаче» - Л. 210 об.- 212), «О видении ангела, служаща со блаженным Сергием» (Л. 237 об.- 240), «Прп. Сергий рассказывает о явлении Божией Матери ученикам Исаакию и Симону» (2 миниатюры в составе цикла «О посещении Богоматери к святому» - Л. 263 об.- 264) и др. И. представлен в монашеском одеянии - рясе, мантии и клобуке, с широкой раздвоенной или окладистой бородой (длиннее Сергиевой). В нек-рых композициях его имя подписано («Исакие»), иногда добавлен нимб, в др. случаях образ идентифицируется на основе текста. В изображении благословения на молчальничество фигура И. окружена благодатным пламенем (Л. 211); на л. 212 рассказ о подвижничестве И. сопровождается сценой его преставления (в правом верхнем углу). На мн. др. миниатюрах фигуры иноков в группе братии обители не персонифицированы. В кон. XVII - нач. XVIII в. рукопись была скопирована (из б-ки имп. Петра I - БАН. П I. А 38). Житие прп. Сергия в сокращенной редакции включено во 2-й Остермановский том Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 379 об.- 435). В состав клейм на житийных иконах прп. Сергия Радонежского иногда вводится композиция сослужения ангела прп. Сергию во время литургии, свидетелями чего стали И. и прп. Макарий. Как правило, за стеной показан наблюдающий за явлением инок средних лет с небольшой бородой, одетый в мантию и клобук (или с клобуком на плечах), имя к-рого не подписано, нимб отсутствует (напр., икона мастера Феодосия из Успенского собора в Дмитрове, ок. 1510, ЦМиАР; икона 2-й пол. XVII в. из Варницкого мон-ря под Ростовом, ГМЗРК). Подобные сюжеты (без именования И.) имеются и в печатной графике, напр. на литографии 1859 г. (?) (СПГИАХМЗ; см.: Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. С. 107. Кат. 120. Ил. 83).

http://pravenc.ru/text/674764.html

В. с учеником прп. Феодором на сев. стене хайкаля (алтарного придела) св. Марка, мон-рь Абу-Макар (XI-XII вв.), фигура на сев. стене среди др. егип. отцов - церковь мон-ря прп. Антония Великого (XIII в.). Седым старцем с остроконечной бородой, с непокрытой головой, с волосами на прямой пробор он изображен в монастырских храмах Византии: в мозаиках углового юго-зап. компартимента в кафоликоне Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), в нартексе на юж. арке в кафоликоне Неа-Мони на о-ве Хиос, в виме пещерной кельи Енклистры мон-ря прп. Неофита близ Пафоса (ок. 1183). Борода святого средней длины и заостренная, состоит из неск. прядей, окружающих выраженный подбородок. Внешние черты П. В. на мозаике в Осиос Лукас почти идентичны облику др. великих аскетов христ. Египта, напр. прп. Макария Великого. П. В. облачен в охристый хитон, черные аналав и мантию, в руке он держит крест; в Енклистре прп. Неофита - хитон желто-коричневый, мантия красноватая. Образ П. В. помещали в крупных храмах, напр. на мозаике в кафедральном соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале на о-ве Сицилия (1180-1190) - в сев.-вост. часовне, где П. В. представлен рядом с преподобными Арсением Великим и Саввой Освященным. Как правило, его изображали среди преподобных, в рост, на стенах и сводах (Осиос Лукас) или в медальонах (Неа-Мони, Монреале). Прп. Пахомий Великий. Роспись ц. Богородицы Левишки в Призрене. 1310–1313 гг. Фото: В. Заварицкая Прп. Пахомий Великий. Роспись ц. Богородицы Левишки в Призрене. 1310–1313 гг. Фото: В. Заварицкая На Балканах П. В. могли помещать рядом с местночтимым преподобным, как на фресках Никольской ц. в Бояне (1259),- в паре с прп. Иоанном Рильским (юго-вост. часть нартекса, в аркосолии). Среди святых на зап. стене или прилегающих к ней стенах в наосе, в нартексе он представлен в ц. Богородицы Перивлепты (Климента) в Охриде (ок. 1295), в ц. Богородицы Левишки в Призрене (1310-1313), в мон-ре Добрун (ок. 1343). На фресках Вознесенской ц. мон-ря Раваница (ок. 1387) на сев. стене, в простенке окон (рядом с преподобными Варлаамом и Иоасафом), голова святого покрыта синим, украшенным 3 белыми крестами куколем; таков же облик П.

http://pravenc.ru/text/2579862.html

Затворничество прп. Павла Обнорского. Фрагмент иконы «Прп. Павел Обнорский, с житием». XVII в. (ВГИАХМЗ) Примеры З. известны с самого зарождения монашества на Руси (вероятно, не позднее 1037 - Смолич. С. 24) вплоть до XIX в. Очагами З. стали мон-ри. Известно ок. 40 святых, прославленных в чине преподобных затворников, не считая гораздо большего числа подвижников, не названных так, хотя и подвизавшихся в З. Примерно треть всех известных затворников относится к Киево-Печерскому мон-рю. Еще до основания обители прп. Антоний († 1073), вернувшись в Киев с Афона, избрал местом уединенного подвига пещеру на склоне холма, где затворился до тех пор, пока вокруг него не собралось много учеников. Устав прп. Феодосия († 1074), с введения к-рого начинается в полном смысле история Киево-Печерского мон-ря, был общежительным. Сам прп. Феодосий не поощрал чрезмерной аскезы, т. к. она не могла бы стать основой монастырской киновии, хотя и не отрицал высших степеней подвига (Там же. С. 31). Еще при жизни прп. Феодосия в затворе находился прп. Исаакий († ок. 1090). В Киево-Печерском мон-ре изначально сформировалось гармоничное сочетание общежития и пещерного З., выразителями к-рого стали преподобные Афанасий Затворник (2-я пол. XII в.), Иоанн Многострадальный († 1160), Авраамий Затворник (2-я треть XIII - нач. XIV в.), Иеремия Прозорливый († ок. 1070) и др. После того как была построена надземная часть мон-ря, пещеры стали использовать как место особенных подвигов, в т. ч. З. Оно носило разнообразные формы. В случае наиболее сурового затвора вход в пещеру подвижника замуровывался так, что оставалось лишь небольшое отверстие и прекращалось всякое общение с внешним миром. После смерти подвижника единственное окно в пещеру закладывалось, и затвор становился могилой. В др. случаях затвор мог быть временным или неоднократным (напр., прп. Исаакий Затворник). Реже затвор сочетался с духовнической деятельностью; в таком случае ищущие наставления или исцеления люди приходили к келье подвижника и общались с ним через маленькое отверстие в двери (напр., прп. Лаврентий Затворник (XII в.)).

http://pravenc.ru/text/182645.html

Прп. Паисий (Величковский). Портрет. Неизв. художник. Кон. XVIII в. (ЦАК МДА) Прп. Паисий (Величковский). Портрет. Неизв. художник. Кон. XVIII в. (ЦАК МДА) Прп. Паисий еще в ранней молодости начал собирать святоотеческие творения, и весьма скоро ему стали очевидны недостатки прежних переводов на церковнослав. язык. В годы пребывания на Афоне он стремился достичь исправности текста путем тщательного сличения различных списков старослав. святоотеческих переводов. Однако без обращения к греч. оригиналам сопоставление церковнослав. переводов приводило в тупик. Осознав это, прп. Паисий принялся разыскивать греч. оригиналы творений отцов. Во 2-м послании Феодосию прп. Паисий подробно рассказывает о поисках святоотеческих рукописей, предпринятых им на Афоне: в скитах св. Анны, св. Димитрия и в Кавсокаливии. Повсюду его встречали с непониманием и удивлением. Рукописи были обнаружены им наконец в скиту св. Василия, где они оказались почти в полном забвении из-за сложности языка (Второе послание Феодосию// Паисий (Величковский). Автобиография. 2004. С. 276). Первыми сподвижниками прп. Паисия в деле перевода святоотеческих творений стали Макарий и Иларион. Затем к «переводческому кружку» примкнули Дорофей, Митрофан и Платон (буд. биографы старца), а также Исаак (автор одного из Житий старца Паисия), Стефан, Геронтий и его ученик Григорий (впосл. митр. Угро-Валахии), Климент и Иосиф, ученик Исаака. Переводческая деятельность продолжилась и по переселении общины прп. Паисия в мон-рь Секу, а затем в Нямецкий. Старец был убежден, что единственным языком, способным передать все многообразие и сложность патристического греческого, является церковнослав. язык. Он «неисповедимою красотою своею и превеликим богатством и преизобилием речений и многие языки превосходит, и сложением имен и глаголов, и сочинением и свойством своим паче прочих к елиногреческому языку ближайший есть» ( Паисий (Величковский). 1854. С. XII). Прп. Паисий, как показали исследования, сознательно избирал «дословный» тип перевода (см., напр.: Vere š agin. 1997. P. 217-230), от которого редакторы слав. «Д.» впосл. отказались. Преимущества его подхода с т. зр. верности оригиналу несомненны, однако он не лишен и целого ряда недостатков. Прп. Паисию пришлось разработать систему диакритических знаков для различения одинаково звучащих грамматических форм церковнославянского языка (напр., именительный и винительный падежи слов жен. рода на -ь). Сохранились оригинальные соображения прп. Паисия по поводу передачи в церковнослав. тексте греч. артикля с помощью анафорического местоимения или же полной формы прилагательного (см.: Lin a. 1983. С. 27-28).

http://pravenc.ru/text/178682.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010